banner banner banner
Социальные стереотипы в информационно-новостном управлении общественным мнением на примере телевизионных СМИ
Социальные стереотипы в информационно-новостном управлении общественным мнением на примере телевизионных СМИ
Оценить:
 Рейтинг: 0

Социальные стереотипы в информационно-новостном управлении общественным мнением на примере телевизионных СМИ


«Отношение как компонент стереотипа определяет соответствие явления или события приемлемым для индивида нормам и ценностям. Знание как другая его составляющая обусловливает степень точности этого соответствия, а также степень четкости, с какой индивид представляет себе эти нормы и ценности. Именно здесь заложены потенциальные возможности пропаганды активно влиять на общественное сознание с помощью стереотипов»[114 - Артемов В.Л. Против клеветы и домыслов. М.: Издательство политическойлитературы, 1987. С. 51.].

Понять механизм воздействия стереотипа на собственное сознание, а, значит, и на общественное мнение, можно с помощью простого мыслительного эксперимента. На какой из вопросов ответить легче: 1) Что такое свобода? – или 2) Свобода – это хорошо? Скорее всего, подавляющее большинство людей в первую очередь ответят утвердительно на второй вопрос. Да, действительно, свобода – это очень хорошо! Но на вопрос: что это? – стереотипизированное мышление вряд ли даст исчерпывающий ответ. Дело в том, что слово свобода, прежде всего, включает в себя положительную эмоцию, а уже потом – собственное лексическое значения. К той же категории понятий с размытым смыслом, но сильной эмоциональной и этической составляющей относятся демократия, справедливость, Родина, любовь, прогресс, толерантность и т. д.

Просто включая или выключая те или иные эмоции, можно в нужный момент воздействовать на общественное мнение самой различной информацией – как на матрицу фотокамеры светом, просеянным через многообразные съемные фильтры. Так и стереотип, подобно светофильтру фотокамеры, ставится между сообщением и реципиентом, чтобы отсеять второстепенные детали и многократно усилить воздействие на общественное мнение ключевой информации.

Так, например, при слове гастарбайтер каждый москвич сразу представляет маргинального вида нелегального мигранта из Средней Азии, плохо говорящего по-русски, живущего в антисанитарных условиях и готового выполнять грязную малооплачиваемую работу. Сознанию реципиента здесь уже не нужны дополнительные сведения, поскольку остальную картину за него мгновенно дорисует стереотип. При этом уже мало кто обращает внимание, что в Москве работают и другие выходцы из Средней Азии – вполне обеспеченные люди, имеющие доходный бизнес, шикарные квартиры и дорогие машины. Или что на стройках можно увидеть не только таджиков или узбеков, но и русских, украинцев, молдаван и др. Но, поскольку стереотип гастарбайтера уже устоялся и получил широкое распространение, эти факты никак не влияют на наше восприятие этой социальной группы, а заведомая ложность такого представления вполне устраивает и коммуникатора, и реципиента. Первый экономит усилия и время при распространении информации, второй – умственную энергию при ее получении и декодировании в своем сознании.

Таким образом, эксплуатируя социальные стереотипы, масс-медиа одновременно укрепляют и подпитывают их. Поэтому можно предположить, что с развитием СМК зависимость технологии производства новостей от уровня насыщенности массового сознания стереотипами только усилится. Ведь в условиях нарастающего дефицита эфирного времени и печатных площадей, журналистам становится все выгоднее поддерживать в массовом сознании готовые образцы восприятия и фильтрации сведений, которые позволяли бы человеку быстро и точно воспроизводить в сознании наиболее характерные черты персонажей и явлений окружающей действительности.

* * *

На современном этапе развития средств массовой коммуникации одной из основных функцией медиа (наряду с информационной) становится воздействующая. Это связано с проявлением принципиально новых характеристик медийной среды в постиндустриальном обществе, которые в совокупности приводят к снижению эффективности управления и социального контроля традиционными методами государственного подавления и принуждения, но явно свидетельствуют о необходимости смещения механизмов социального регулирования в сферу информационного взаимодействия.

В этой связи действенным инструментом в руках коммуникатора могут стать широко распространенные в обществе социальные стереотипы, в большей степени ориентированные не на ретрансляцию смысла, а на передачу эмоций и стимулов, служащих для большинства людей вполне достаточным обоснованием для принятия решений. Вместе с тем, во многом спонтанная и порой иррациональная природа социального стереотипа требует существенной теоретической проработки возможностей и методов его применения в процессе воздействия на общественное мнение.

Также для дальнейшего изучения проблемы информационно-новостного управления общественным мнением представляется функционально значимым разграничить следующим образом понятия массового сознания и общественного мнения в соответствии с задачами данного исследования.

Массовое сознание – широкая совокупность идей, настроений, чувств, мнений, фантазий и стереотипов, сложившихся в результате общения людей на базе совместных интересов и потому представляющих наиболее благоприятную для индивида среду протекания коммуникативных процессов, направленных на регулирование общественным мнением.

Общественное мнение – оценочное суждение группы лиц по поводу актуальных общественных проблем или конкретных событий, которому одновременно присущи следующие характеристики: а) опора на неквалифицированное большинство; б) ярко выраженная профессиональная некомпетентность; в) подвижность, обусловленная высокой податливостью к изменениям; г) скрытое или явное эмоционально-оценочное отношение к объекту; д) сильная зависимость от стереотипных представлений.

§ 1.2. Мягкая пропаганда как коммуникационная модель информационно-новостного управления общественным мнением

Если исходить из выдвинутого ранее положения, что в информационном обществе работа подавляющей части СМИ строится на принципах не только информирования аудитории, но и влияния на массовое сознание, закономерно изменяется по сравнению с предшествующими эпохами и сама сущность воздействия на общественное мнение. До недавнего времени к ней можно было условно отнести такие модели коммуникации как пропаганда, брейнуошинг, суггестию[115 - Термины будут раскрыты далее.] и т. д.

Сегодня очевидно, что перенасыщенность окружающей среды источниками информации и развитие институтов защиты прав человека (прежде всего, на Западе), делают многие прежние модели малоэффективными. Поэтому для нахождения способа коммуникации, наиболее оправданного с точки зрения информационно-новостного регулирования общественным мнением сегодня, целесообразно сформулировать критерии оценки на основании наиболее существенных особенностей нынешнего этапа развития СМК.

Уровень информационного шума в современных медиа делает любую сложную тему или многосоставную новость сложной для восприятия реципиентами. В связи с этим отличительной особенностью современных информационных потоков становится все большая фрагментарность – раздробленность информационных сообщений на короткие односложные блоки. «Фрагментация информационных сообщений, стремление подать их как поток разнородных сведений лишают аудиторию – телезрителей, радиослушателей, читателей – возможности воспринять картину мира в целом»[116 - Засурский Я. Вступительная статья. // Г. Шиллер. Манипуляторы сознанием. М., Мысль, 1980. С. 8.], что делает их восприятие во многом некритичным.

Потому оценочные и мотивирующие посылы, чтобы пробиться к наиболее активной части своей целевой аудитории, должны иметь вид обрывочных сообщений с ярко выраженной эмоциональной окраской, заложенной в подтексте, а не в тексте, сообщения. «Фрагментация при подаче информации усиливается в связи с требованием потребительской экономики заполнять все время передач по всем каналам распространения информации коммерческими сообщениями… Полное безразличие, с которым реклама относится к любым политическим или социальным событиям, врываясь в передачи независимо от того, о чем идем речь, низводит любые социальные явления до уровня ничего не значащих происшествий»[117 - Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М., Мысль, 1980. С. 43.].

Полностью отказаться от контакта со СМИ в пользу других каналов коммуникации (например, межличностных) человек не может, поскольку только масс-медиа в высшей степени эффективно обслуживают его информационные запросы. Таким образом, не будет преувеличением назвать медийный канал воздействия на общественное мнение основным.

Что касается содержания и формы подачи информационно-новостного материала, то здесь нужно учитывать информационную подготовку и аналитическую зрелость современного зрителя, читателя или слушателя. За период становления медийной культуры (и в особенности за последние десятилетия бурного развития телевидения и электронных СМК) современная аудитория привыкла иметь выбор в источниках информации и уже способна более или менее квалифицированно отличить нейтральный факт от политически ангажированного. По крайней мере, в тех масштабах, в которых это может потребоваться для ухода из-под воздействия манипулятора.

Очевидно, что отношение к классической пропаганде или, например, брейнуошингу как к технологиям социального регулирования у обывателей становится отрицательным. Поэтому современное воздействие на аудиторию должно быть незаметным для потребителя и внешне соответствовать критериям тех разновидностей медиа, которым сегодня доверяют (например, качественной журналистике), и что особенно важно – оставлять у реципиента иллюзию полной самостоятельности: от выбора источника до выражения собственного мнения по актуальным вопросам.

Таким образом, на сегодняшний день наиболее принципиальными из критериев эффективности той или иной модели коммуникации, в целях регулирования общественным мнением по тому или иному вопросу, следует считать:

Наличие в качестве коммуникатора (субъекта информационного воздействия) средства массовой информации;

Свобода реципиента в выборе источника информации;

Некритическое восприятие информации реципиентом.

Круг коммуникативных моделей, пригодных для анализа, очерчивается достаточно четко – это наиболее известные на сегодняшний день информационно-манипулятивные теории и совокупности практических приемов: двухступенчатая модель коммуникации, спираль молчания, риторика, пропаганда, брейнуошинг, связи с общественностью, суггестия, нейролингвистическое программирование и мягкая пропаганда.

Двухступенчатая модель коммуникации, теоретически разработанная американским социологом П. Лазарсфельдом и эмпирически верифицированная его последователями, базируется на положениях о минимальной роли масс-медиа в воздействии на общественное мнение. П. Лазарсфельд считал, что аудиторию убеждают не СМИ как таковые, а лидеры мнений. В этой связи коммуникацию нужно выстраивать в две ступени – первоначальная передача информации лидерам мнений с целью последующей трансляции их влияния на аудиторию.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)