– «Согласно историку Юлию Африкану, IX династия имела административный центр в Гераклеополе» (64-ix-dinastiya-gerakleopolskaya). «Примерно в 70 милях (около 112 км) от современного Каира к юго-востоку от Фаюма в сельскохозяйственном районе примерно в 10 милях (около 16 км) от Нила находился город Ихнасия. Благодаря тому факту, что главным богом этого города был Херишеф, которого греки отождествили с Гераклом, впоследствии город стал называться Гераклеополем. В этом священном месте после падения Восьмой династии, царствовавшей в Мемфисе, первый правитель Девятой династии Ахтои провозгласил себя фараоном» [13].
Возможно: «Ахмад уделял много внимания укреплению и украшению своей столицы Фустата» [58]. «Фустат – один из крупнейших по площади и населению городов Раннего Средневековья, столица Египта при Омейядах и Аббасидах. Основал город в дельте Нила арабский военачальник Амр ибн аль-Ас в 641 году. Именно здесь была построена первая в Африке мечеть, по имени основателя называемая мечетью Амра ибн аль-Аса. Население колебалось между 120 и 200 тысячами жителей, что было больше, чем население любого европейского города Раннего Средневековья. В 969 году Фустатом овладели Фатимиды, которые перенесли резиденцию египетского наместника в центр современного Каира» (ru.wikipedia.org/wiki/Фустат).
– «Хети I вёл энергичную борьбу с полунезависимыми номархами и, возможно, объединил под своей властью весь Египет, так как его имя было обнаружено на скалах у первого порога. Конечно, это объединение было далеко не мирным и Хети I пришлось силой оружия, возможно, залив кровью всю страну, сплотить весь Египет под своей властью, восстановив таким образом египетское государство. Именно поэтому с образом этого гераклеопольского царя в памяти египетского народа ассоциировалось воспоминание о жестоком тиране» (egyptopedia.info/kh/166-kheti-i).
Аналогия: «15 сентября 868 года Ахмед ибн Тулун прибыл в Фустат. В то время, в Александрии и некоторых других местностях сидели особые эмиры, не подчиненные непосредственно наместнику. Влиятельный начальник над податным управлением Ибн аль Мудаббир встретил нового правителя с нескрываемым неудовольствием, а вскоре после прибытия Ахмеда в верхнем Египте вспыхнуло восстание Алидов. Но ибн Тулун его подавил, как и следующее в 869 году. Ибн аль-Мудаббир подчинялся непосредственно халифу, а не правителю Египта, таким образом полностью игнорируя Ахмеда. Ибн Тулун использовал всё своё влияние, чтобы удалить неугодного чиновника, что ему и удалось через четыре года. Таким образом, Ахмед захватил управление страной в свои руки, и в 870 году, после гибели отчима, был провозглашен эмиром Египта. Хотя после убийства Баик-Бега его права были переданы Ярджуку аль-Турки, отцу жены Ахмеда Хатун, но тот сохранил за ибн Тулуном права правителя Египта, и даже расширил его полномочия в Александрии и других территориях региона» (wiki/Ахмад_ибн_Тулун).
– «Объединение всего Египта дало Хети I возможность возобновить завоевательную политику, которую вели до него фараоны Древнего царства. Так, в «Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» говорится об успешных войнах Хети I на восточных границах Дельты» (egyptopedia.info/kh/166-kheti-i).
Аналогия: «В 878 г., воспользовавшись смертью наместника Палестины, Иордании и Сирии, Ахмад двинул в эти провинции свою армию, овладел Иерусалимом, Дамаском, Хомсом, Хамой и Халебом. В результате этих завоеваний возникла обширная держава, которой Ахмад правил, опираясь на большую армию, составленную из рабов, среди которых преобладали тюрки, греки и черные нубийцы. В распоряжении эмира находился также сильный флот» [58].
– В заключении стоит отметить, что с именем первого представителя IX династии существует некоторая путаница. Так, А. Вейгал относит к Ахтою I преномен Уахкара: «если мои построения верны, то именно он принял имя Уахкара в качестве царя-Тростника и царя-Осы» [13]. У В.В. Эрлихмана [72] Ахтой I носит преномен Мерибра, а Уакара Ахтой – это один из первых фараонов следующей X династии. По [4] «Хети I известен под именем Абмерира». В целом, египтологи отмечают: «Личность Уахкаре Хети вызывает споры. В то время как одни ученые считают, что он был основателем 9-й династии, многие другие относят его к царям последующей 10-й династии, отождествляя его с автором знаменитого «Поучения для короля Мерикаре», и помещают Уахкаре Хети между Неферкаре VIII и Мерикаре. В этой реконструкции основатель 9-й династии отождествляется с Мерибра Хети» (en.wikipedia.org/wiki/Wahkare_Khety).
Если считать Уахкаре Хети автором «Поучения для короля Мерикаре», а Мериркара считается последним представителем X династии, то и самого Уахкаре Хети следует относить к фараонам X династии. Таким образом, Хети I, по-видимому, носил преномен Мерибра.
884 г.
– «Второй Ахтои, вероятно, приходился прежнему деспоту СЫНОМ. Эратосфен называет его Меуресом и сообщает, что он правил 12 лет. Мы не располагаем сведениями о том, что происходило в те времена в Дельте, но этой областью, вероятно, управляли разные знатные семейства, готовые при малейшем признаке слабости со стороны фараона избавиться от своей зависимости» [13].
Возможная аналогия выглядит так: «Ахмад ибн Тулун умер в 884 г. от заворота кишок. Его СЫНУ Хумаравайху пришлось вновь завоевывать Сирию, которую попытались вернуть себе багдадские халифы. Упорная война продолжалась два года и окончилась победой Хумаравайха. К 890 г. государство Тулунидов достигло своих максимальных размеров: границы его простирались от Судана на юге до Адана на севере, от Триполи на западе, до берегов Тигра на востоке. Но это могущество оказалось недолговечным. Его безумная расточительность быстро привела государство к кризису. Если после смерти Ахмада в казне насчитывалось свыше 10 миллионов золотых динаров, то после 12-летнего правления Хумаравайха не осталось ничего. Итогом его политики стали административный хаос и неповиновение армии» [58].
– По мнению рядя египтологов «Меурес» Эратосфена соответствует иероглифическому Мерибра: «Очевидно, Мериибра тождественен Меуресу у Эратосфена, который называет его вторым правителем IX династии и сообщает, что он правил 12 лет. Ми-ибра является близкой по звучанию интерпретацией имени Ме-у-ре(с), где «у» передавалось через ипсилон» (ru.wikipedia.org/wiki/Мериибра_Хети).
Другая гипотеза звучит так: «Мерикара I – возможный правитель IX-й династии около 2150 г. до н.э. Некоторые египтологи выдвигают Мерикара I на второе место в IX-й династии после Хети I. Этот фараон не упоминается ни в Абидосском, ни в Саккарском списках царей. Также о нем ничего не говорят древние историки Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский» (egyptopedia.info/m/167-merikara-i).
Таким образом, если привязываться к цифрам Эратосфена и учитывать все вышесказанное, соответствие может выглядеть так:
896 г.
– Согласно Туринскому царскому списку имя третьего представителя IX династии звучало как Нефер-ка-ра: «Неферкара VIII (согласно некоторым ученым, Неферкара III) – третий фараон IX-й династии, правивший около 2140 г. до н.э. Он не упоминается ни в Абидосском, ни в Саккарском списках царей» (egyptopedia.info/n/168-neferkara-viii).
О преемниках Хумаравайха нам известна следующая информация: «В январе 896 г. Хумаравайх был убит заговорщиками в своем замке под Дамаском. Власть перешла к его старшему сыну Джайшу. Однако его не признали в Египте, Халебе, Дамаске, Авасиме и Тарсусе. В июне того же года несколько гвардейских тюркских отрядов напали на сторонников Джайши и нанесли им поражение. Эмир был взят в плен и низложен. Его место занял младший брат Харун» [58].
Возможно, мы можем соотнести Неферкара с Джайшем:
– «Хети II – древнеегипетский фараон из IX-й династии, правивший ок. 2140 года до н.э. Его имя вписано в списки царей Туринского папируса в позиции №4/21. Ни в Абидосском, ни в Саккарском списках этот правитель не упоминается. Также ничего не говорят о нем ни Юлий Африкан, ни Евсевий Кесарийский» (egyptopedia.info/kh/169-kheti-ii). «Небкаура Хети был фараоном IX-й или X-й династии. О событиях правления Небкаура практически ничего неизвестно и даже его местоположение в династии неизвестно. Многие египтологи относят Небкаура к IX-й династии, считая его четвертым царем этой династии (и вторым, носившем имя Хети), правившим сразу после Неферкаре. С другой стороны, Юрген фон Бекерат считает, что Небкаурэ правил во время последующей X-й династии, возможно, перед Мерибре Хети» (en.wikipedia.org/wiki/Nebkaure_Khety).
Исходя из вышесказанного, соответствие может выглядеть так:
905 г.
– «Синенех… – имя фараона IX-й династии, правившего около 2130 года до н.э. Поврежденное имя «Синенех…» встречается только в Туринском царском папирусе в позиции №4/22 между правлениями двух фараонов с именем Хети (Хети II и Хети III). Сведения о большей части правителей IX-X-й династий крайне скудны, и только данные с Туринского папируса являются практически единственными свидетельствами какого-либо существования этих царей» (egyptopedia.info/s/170-sinenekh).
Возможно: «30 декабря 904 г. Харун был убит своими солдатами. Власть перешла к его дяде Шайбану. Многие прежние сторонники Харуна не поддержали нового эмира и перешли на сторону халифа. Остатки армии Шайбана сдались 11 января 905 г. Государство Тулунидов прекратило свое существование» [58].
Соответствие может выглядеть так:
– «Хети III Неферкара – египетский фараон из IX (Гераклеопольской) династии, правивший около 2130 года до н.э. В Туринском папирусе (№4.23) называется шестым фараоном IX династии с тронным именем Нефер-ка-ре» (egyptopedia.info/kh/171-kheti-iii).
Возможно: «После победы над карматами ал-Муктефи решил воспользоваться ослаблением тулунидов и послал Мухаммеда-ибн-Сулеймана в Сирию и Египет отобрать их владения. Между тем в Сафаре 292 г. (30 декабря 904) Харун был убит, а в Раби I того же года (10/11 января) его преемник Шейбан сдался вступившему в Египет Мухаммеду-ибн-Сулейману. В Джумаде II 292 г. (апрель-май 905) в Египет прибыл назначенный халифом правитель Иса-ибн-Мухаммед ан-Нушерий, а Мухаммед-ибн-Сулейман уехал в Ирак» [41].
Исходя из этой информации, соответствие может выглядеть так:
– «При вступлении на престол Хети III с помощью армии подавил волнения в стране и ликвидировал восстание в Дельте и, вспыхнувшее вслед за тем выступление номархов Гермополя. Хети III продолжил также войну с кочевниками на востоке, разбил их, разрушил их поселения и угнал их скот. Восточная граница Египта была установлена от крепости Хебену до «Дороги Хора» (пограничная крепость в Восточной Дельте). После этого Хети III укрепил границу, построив вдоль неё целый ряд крепостей и разместив там гарнизоны воинов. Результатом этой политики был мир на восточной границе Египта и возобновление торговли с Финикией, которая поставляла лес» (egyptopedia.info/kh/171-kheti-iii).
Аналогия: «В Джумаде II 292 г. (апрель-май 905) в Египет прибыл назначенный халифом правитель Иса-ибн-Мухаммед ан-Нушерий, а Мухаммед-ибн-Сулейман уехал в Ирак и взял с собой выдающихся приверженцев тулунидов, в том числе: Тугджа, Бедра, Фаика и Мухаммеда-ибн-Алия ал-Халанджия. В Дамаске ал-Халанджий отделился от остальных, желая возвратиться к своей семье в Египет, и по дороге задумал восстановить тулунидов. Многие египтяне дали ему клятву поддержать его, около него собрался отряд, с которым он дошел до Рамлы в Шабане 292 г. (июне-июле 905). Правитель Рамлы, Ибн-Васиф-ибн-Сувар-текин, был разбит, ал-Халанджий вступил в Рамлу и совершил хутбу за халифа, за Ибрахима-ибн-Хамаравейхи и за себя. К нему примкнуло множество людей. Тогда Иса ан-Нушерий поспешил снарядить войско и отправить его морем в ал-Ариш. Это войско дошло до Газы, но когда узнало о приближении ал-Халанджия, то отступило сначала до ал-Ариша, затем до ал-Ферама и дальше. Ан-Нушерий удалился в Александрию, был разбит и ушел в Саид (Верхний Египет). В Зу-л-Каде 292 г. (сентябре-октябре 905) ал-Халанджий овладел Фостатом, в Мухарреме 293 г. (ноябре 905) разбил присланного от халифа Абу-л-Агарра, а в Раджебе того же года (мае 906) был разбит прибывшим из Багдада Фатиком и взят в плен» [41].
– «В союзе с номархом Сиута Тефьебом, Хети III вел длительную войну с правителем Фив Иниотефом II, одержал над ним крупную победу, отодвинул южную границу до Тиниса, Маки и Таут, и вернул Абидос. Хети также вёл войны с ливийцами на западе» (egyptopedia.info/kh/171-kheti-iii).
Территориально речь может идти о войне между аль-Халанджием, который занял Фустат (т.е. взял под контроль Нижний и Центральный Египет), и ан-Нушерием, который укрепился в Верхнем Египте (Фиваиде).
Так как представителей XI династии мы соотносим с Фатимидами, то речь может идти и о борьбе с карматами: «Зикравайх и его сыновья с самого начала восстания оставались преданными исмаилитским лидерам Саламийи, желая лишь основать для Абдаллаха ал-Махди Фатимидское государство. Первоначально сыновья Зикравайха и их армия бедуинов исмаилитов, называвших себя «фатимидами», добились серьезных успехов в Сирии. К 290/903 году они захватили Саламийю, Химс и несколько других небольших городков района Оронты, где ненадолго основали государство от имени Абдаллаха ал-Махди. В этих местах впервые была прочитана хутба во здравие не аббасидского халифа, а исмаилитского имама, и отчеканены монеты с его именем. Сыновья Зикравайха установили контакт с ал-Махди в Рамле и безрезультатно пытались убедить его возглавить вооруженные силы. В 291/903 году бедуины исмаилиты были практически полностью разгромлены мощной аббасидской армией, высланной против них» [23]. «В 293/905 г. карматы снова вторглись в Сирию. Известие об их появлении на дороге евфратской было получено в Paби I 293 г. (январе 906). Они пошли через пустыню к Дамаску и подошли к нему в Джумаде I 293 г. Правитель Дамаска и Урдунна, Ахмед-ибн-Кейгалаг, был в Египте и карматы под Дамаском встретились с войсками Салиха-ибн-Ахмеда, заместителя Ибн-Кейгалага, разбили их, предложили пощаду и перерезали сдавшихся. Дамаском им овладеть не удалось вследствие отчаянного сопротивления населения. Тогда они пошли в Урдунн к Taбарии, разбили правителя Юсуфа-ибн-Ибрахима-ибн-Бугамердия, заместителя Ибн-Кейгалага, разграбили город, женщин увели в плен; а часть мужчин перерезали. Между тем ал-Муктефи, узнав о случившемся, послал в Сирию ал-Хусейна-ибн-Хамдана. Узнав о его приближении, карматы, большею частью бедуины, ушли в пустыню, куда и погнался за ними ал-Хусейн. По одному из известий ат-Табария, предводитель карматов был один из братьев ал-Хусейна-ибн-Зикравейхи» [41].
Исходя из этой аналогии мы можем соотнести Интефа (Иниотефа) II с Абдаллахом (Убайдуллахом) ал-Махди. Так как Туринский царский список сообщает о 49 годах правления Интефа II, то соответствие для него может выглядеть так:
910 г.
– «Хети IV (Мери..ра Хети) – древнеегипетский правитель из IX-й династии, правивший около 2120 г. до н.э. Его поврежденное имя «Мери[…]» упоминается в списках Туринского папируса в позиции №4/24. Личность этого фараона не упоминается ни в Абидосском, ни в Саккарском списках, также о нем умалкивают и древние историки Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский. Некоторые исследователи относят Хети IV к X-й династии, отождествляя его с именами правителей Мерибра или Мерихор» (egyptopedia.info/kh/172-kheti-iv).
Исходя из известных списков наместников Египта соответствие может выглядеть так:
– «Шед… – фрагмент имени древнеегипетского фараона IX-й династии, находившийся у престола около 2120 года до н.э. Крайняя скудность исторических данных о египетских правителях этого периода очень затрудняет выдвижение каких-либо достоверных гипотез об их личностях и времени их правления. Единственным источником, упоминающим их имена, является Туринский царский папирус. Хронологическое позиционирование того же фараона с именем Шед… базируется лишь на его позиции в Туринском папирусе» (egyptopedia.info/sh/173-shed).
Информация о правителях IX династии настолько скудна, что предложить какую-либо аналогию событиям не представляется возможным. В целом соответствие может выглядеть так:
921 г.
– «Х… – поврежденное имя египетского фараона, правившего ок. 2110 года до н.э. во времена IX-й династии. Этот правитель упоминается только в Туринском папирусе, который сильно поврежден в этой части, из-за чего сохранилась только часть имени» (egyptopedia.info/kh/174-faraon-kh).
Соответствие может выглядеть так:
– «После него в списке должно следовать еще девять правителей (позиции №5.1-5.9), однако их имена полностью утеряны. Отсутствие абсолютно любых данных об этих царях ставит под сомнение любую идентификацию» (egyptopedia.info/kh/174-faraon-kh).
Продолжая предложенное выше соответствие и учитывая, что в этом источнике правление IX династии продолжалось до 2100 г. до н.э., мы можем соотнести этих неизвестных нам по имени фараонов с аббасидскими наместниками Египта этого периода:
935 г.
– «Десятая династия – правившая ок. 2100-2040 гг. до н.э. династия древнеегипетских правителей, которые являлись прямыми последователями наиболее известных царей из IX-й династии. Их царской резиденцией служил город Гераклеополь. Царские настенные списки в Абидосе и Саккаре не упоминают этой династии. Список царей в Туринском папирусе сильно поврежден в этом месте, и любые имена здесь являются нечитаемыми. Манефон о царях X-й династии говорит, как о «19 царях Гераклеополя, которые правили в течение 185 лет». Во многих древних текстах Девятая и Десятая Династии считаются составными частями одного и того царского рода. Вопрос о том, почему Манефон разделил гераклеопольскую ветвь египетских царей на две разных династии, остается неразрешенным» (egyptopedia.info/0-9/65-x-dinastiya).
Исходя из предложенного выше соответствия, 2100 г. до н.э. соответствует 935 г., т.е. X династия соответствует династии Ихшидидов (935 – 969).
– Артур Вейгалл пишет: «Благодаря источникам того периода известны четыре царя Девятой династии: Уахкара, Мериибра, Небкаура и Мерикара, каждый из которых носил личное имя Хети. Порядок их правлений можно установить с большой долей вероятности, опираясь на следующие факты. Один из царей, чье имя не сохранилось, написал своему сыну Мерикара письмо, полное советов и поучений. В нем он упомянул покойного царя «Мер…..ра», должно быть, Мериибра. Очевидно, мы можем поместить автора поучения на место третьего владыки в этой династии, поскольку вторым будет Мериибра, а четвертым – Мерикара. Если выбирать из двух оставшихся царей, то Уахкара, вероятно, являлся основателем династии. Имя Небкаура можно приписать автору поучения» [13].
Так как считается общепризнанным фактом, что Мерикара был последним представителем X династии, то всю эту четверку царей, по-видимому, следует отнести не к IX, а к X династии и отождествить их с четырьмя Ихшидидами: Мухаммедом (935 – 946), Унуджуром (946 – 960), Али (961 – 966) и Ахмадом (968 – 969).
– «Хети V (Хети Уахкара) – ПЕРВЫЙ фараон X-й династии. Имени Хети V нет ни в Абидосском, ни в Саккарском царских списках. О нем также ничего не говорят древние историки Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский» (egyptopedia.info/kh/175-kheti-v).
Аналогия: «ОСНОВАТЕЛЬ династии Ихшидидов Мухаммад ибн Тугдж был по происхождению ферганским тюрком. Его отец, Тугдж, был одним из военачальников в армии Тулунидов, в то время когда эта династия владела Египтом и Сирией. После их разгрома он в 905 г. перешел на службу к халифу ал-Муктафи, но в 906 г. был арестован и умер в заключении. Сам Мухаммад начал свою службу халифу в 909 г., став одним из сборщиков дани в Египте. Через несколько лет он сделался наместником халифа в Аммане и Шерате, а потом и в Александрии. В 928 г. Мухаммад был направлен правителем в Рамлу, в 930-х – в Сирию. В 934 г. Мухаммад неожиданно для халифа напал на Египет и легко сломил сопротивление правившего здесь наместника. В августе 935 г. верные ему войска взяли Фустат. Халифу ар-Ради ничего не оставалось, как признать сложившееся положение и передать Египет под управление Мухаммада» [58].
Так как X династия пришла к власти около 2100 г. до н.э., а второй представитель этой династии воцарился около 2090 г. до н.э., соответствие для Хети V можно представить в следующем виде:
– «Этот древнеегипетский монарх правил лишь частью страны (Нижним Египтом), его столицей считался город Гераклеополь, и ему пришлось столкнуться с набирающими силу фиванскими правителями из XI-й династии (Верхний Египет)» (egyptopedia.info/kh/175-kheti-v).
Так как представителей XI династии мы соотнесли с Фатимидами, то аналогия выглядит так: «Халифу ар-Ради ничего не оставалось, как признать сложившееся положение и передать Египет под управление Мухаммада. Впрочем, страна еще не полностью находилась в его власти. Продолжал сопротивление полководец прежнего наместника Хубша, на помощь которому из Магриба пришли войска фатимидского халифа ал-Касима. Решающее сражение произошло в апреле 936 г. Мухаммад одержал победу. После этого его власть уже никем не оспаривалась. В 939 г. халиф ар-Ради присвоил ему торжественный титул «ал-Ихшид» [58]. «Ал-Каим нападал на Ихшидидов в 935 и 946 гг.» [58].
946 г.
– «Мери… – часть сохранившегося имени древнеегипетского фараона X-й династии, правившего около 2090 года до н.э. Фараон Мери… управлял только территорией Нижнего Египта из своей резиденции, располагавшейся в Гераклеополе. Имя этого царя не упоминается в древних списках Абидоса и Саккары, также о нем умалчивают Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский, цитирующие Манефона. Небольшой фрагмент его тронного имени сохранился в Туринском папирусе» (egyptopedia.info/m/176-faraon-meri).
Если Артур Вейгал [13] расшифровывает Мери[…] как Мерибра, то по версии В. В. Эрлихмана [72] Мери[…] – это Мерихатор.
Как второй представитель X династии Мери[хатор] может соответствовать второму ихшидиду – Унуджуру (946 – 960). Продолжительность правления Мери[хатора] не известна. По (egyptopedia.info/m/176-faraon-meri) он правил около 20 лет (2090 – 2070). Если исходить из этой гипотетической продолжительности его правления, то соответствие может выглядеть так:
– «Фараон Мери… управлял только территорией Нижнего Египта из своей резиденции, располагавшейся в Гераклеополе. По всей вероятности, он вел борьбу с набирающими силу фиванскими правителями из XI-й династии» (egyptopedia.info/m/176-faraon-meri).
Война с Фивами (Верхним Египтом) в это время может соответствовать следующим событиям: «В июле 946 г. Мухаммад ал-Ихшид умер в Дамаске. Престол перешел к его сыну Унуджуру, но тот был несовершеннолетний, так что реальная власть находилась в руках визиря Абу Бакра ал-Мадара и опекуна эмира евнуха и бывшего нубийского раба Кафура. Их взаимная вражда внесла разлад во всю политическую жизнь Египта. В 947 г. началось большое восстание в Верхнем Египте во главе с правителем Ашмунина Галбуном. Последнему удалось занять столицу, однако в 948 г. он был разбит. Фактически власть в стране после этого перешла к Кафуру» [58].
961 г.
– «Хети VI (или Хети Небкаура) – древнеегипетский фараон X-й династии, правивший ок. 2070 года до н.э. Столицей этого фараона являлся город Гераклеополь, из которого он управлял Нижним Египтом. Имя Хети VI не упоминается ни в Абидосском, ни в Саккарском списках царей. О нем молчат и последователи египетского жреца Манефона эллинистические историки Секст Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский. По мнению исследователя Ю. фон Бекерата, Хети VI являлся отцом фараона Мерикара II и автором первого в мире политического сочинения «Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (egyptopedia.info/kh/178-kheti-vi).
Мерикара II в этом источнике – последний фараон X династии, т.е. может быть соотнесен нами с последним султаном-Ихшидидом – Ахмадом ибн Али (968 – 969). Исходя из этого предположения, Хети VI должен соответствовать его отцу Али (961 – 966):
У В.В. Эрлихмана [72] преемник Мерихатора носит преномен Неферкара, а не Небкаура.