– «Когда разразилась буря (война между Фивами и Гераклеополем), трон в Ихнасии занимал третий царь по имени Ахтои, в то время как в Сауте правил сын прежнего номарха Тефиби. При этом царем Юга оставался Уаханх. Похоже, что проблемы, связанные с Югом, начались в первые годы его царствования, поскольку, как мы увидим, в конце своей жизни фараон говорил о «поколении», прошедшем со времени тех событий (то есть приблизительно о 20 годах). По его собственному откровенному признанию, которое он впоследствии сделал своему сыну, он совершил некий несправедливый враждебный поступок против зависимого царя Уаханха Интефа, после чего тот сразу поднял восстание и вступил в бой с верным трону князем Саута Тефиби. В своей гробнице Тефиби рассказывает, что в первом бою воины Саута одержали победу и заставили южан отступить. Сражаясь на восточном и западном берегах Нила, он захватил город и значительную территорию вокруг него и поначалу смог удержать их. При этом сам фараон был более честен и, как мы сейчас увидим, откровенно признал в конце жизни, что южане захватили священный город Тинис и всю ту территорию, что прежде лежала на западном берегу Нила сразу за их северной границей и являлась самой южной областью Среднего Египта. Уаханх Интеф не стал развивать свой успех. Таким образом, был заключен временный мир, а фараон свыкся с потерей Тиниса и всей территории к югу от него» [13].
Так как «в конце своей жизни фараон говорил о «поколении», прошедшем со времени тех событий», то при отождествлении Хети VI с Али (961 – 966), упомянутая им фиванско-гераклеопольская война должна датироваться примерно 966 – 20 = 946 г., т.е. речь может идти об описанных выше событиях 947 г.: «В 947 г. началось большое восстание в Верхнем Египте во главе с правителем Ашмунина Галбуном. Последнему удалось занять столицу, однако в 948 г. он был разбит. Фактически власть в стране после этого перешла к Кафуру» [58]. Если акцентировать внимание именно на войне между Египтом и Фатимидами, то речь может идти о следующих событиях: «Ал-Каим нападал на Ихшидидов в 935 и 946 гг.» [58].
Для Уаханха Интефа мы предположили следующее соответствие:
Если же привязываться именно ко времени правления Али (961 – 966), то фиванско-гераклеопольская война может соответствовать следующим событиям: «Египет охватил сильный экономический кризис, к которому вскоре добавился и политический: берберские племена, которые являлись сторонниками фатимидского халифа, угрожали Александрии и её окрестностям. В это же время карматы в 352 г.х. (963) вторглись в Сирию. Войска Кафура несколько раз сразились с ними, но не смогли остановить продвижение карматов. Царь Нубии вторгся в провинцию Асуан и нубийские войска продвинулись вплоть до Акхмима, убивая и грабя все вокруг…» (medievalnubia.info/dev/index.php/At-Taghribirdi).
– «Небкаура Ахтои обладал литературным талантом. Он сел и написал письмо, полное советов и поучений молодому человеку, обладавшее такими достоинствами, что впоследствии оно превратилось в классическое произведение древнеегипетской литературы» [13]. «Хети был отцом Мерикара II, которому адресовались знаменитые «Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», написанные иератическим стилем египетского письма. В этих «поучениях» царь Хети наставляет своего сына Мерикара, как во время царствования бороться с дворянством. После описания социальных бедствий, которые постигли страну во время Первого Переходного периода, правитель дает советы о том, как восстановить былой порядок и царскую власть. «Поучения Мерикара» – первый памятник мировой литературы так называемого моралистического жанра, в котором этический и возвышенный стиль написания чередуется с тонким анализом принципов управления внутренней и внешней политикой государства» (egyptopedia.info/kh/179-kheti-vii).
Необходимость «бороться с дворянством»: «Фактически власть в стране после 948 г. перешла к Кафуру. Унуджур получал от него 400 тыс. динаров ежегодного содержания и не имел никакого влияния на дела. В 958 г., по достижении совершеннолетия, эмир выразил намерение отстранить Кафура, но не преуспел в нем. В декабре 960 г. он был отравлен по приказу опекуна. Власть была отдана второму сыну Ихшидида, Али, который через шесть лет также был отравлен» [58].
Социальные бедствия: «Египет охватил сильный экономический кризис, к которому вскоре добавился и политический… Цены на товары постоянно увеличивались. В дополнение к этим бедствиям упал уровень Нила, что привело к еще большему росту цен и распространению голода. Сельские районы особенно сильно пострадали от низкого уровня Нила, множились голодные бунты…» (medievalnubia.info/dev/index.php/At-Taghribirdi).
966 г.
«Хети VII (Хети Мерибра) – древнеегипетский фараон, принадлежавший к X-й династии и правивший ок. 2060 г. до н.э. Царской резиденцией этого фараона являлся город Гераклеополь, откуда он управлял всей территорией Нижнего Египта, а также вел борьбу с набиравшими силу фиванскими правителями из XI-й династии. Имя Хети VII не сохранилось ни в Абидосском, ни в Саккарском царских списках. Также ничего не говорят об этом правителе ни Юлий Африкан, ни Евсевий Кесарийский» (egyptopedia.info/kh/179-kheti-vii).
Вероятно, аналогия выглядит так: «В 966 г. Али был отравлен. Кафур провозгласил себя эмиром и правил страной вплоть до своей смерти в апреле 968 г.» [58].
968 г.
«Мерикара II – ПОСЛЕДНИЙ фараон из X-й династии, правивший ок. 2050 года до н.э. Это был последний царь, столицей которого был город Гераклеополь и который контролировал территорию Нижнего Египта. В ходе длительного противостояния с правителями из Фив в Верхнем Египте, принадлежавшими к XI-й династии, Мерикара II был побежден могущественным фараоном Ментухотепом II. Его отцом считается фараон Хети VII, который по всей видимости адресовал ему знаменитые «Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» – иератические тексты об управлении государством в период социального кризиса» (egyptopedia.info/m/180-pharaon-merikara-ii).
Аналогия: «После смерти Кафура власть перешла к малолетнему сыну Али, Ахмаду. Опекуном его стал племянник Ихшидида, Хасан ибн Убейдуллах, не пользовавшийся, впрочем, большим влиянием. Деградация страны продолжалась. В декабре 968 г. карматы завоевали Сирию. В то же время с запада в Египет вторглись войска фатимидского халифа ал-Муизза, возглавляемые талантливым военачальником Джаухаром ар-Руми. Верные Ихшидидам войска потерпели поражение. В июне 969 г. пал Фустат, после чего государство Ихшидидов прекратило свое существование» [58].
Подведем итог:
1. Эпоха правления IX и X Гераклеопольских династий охватывает период правления династий Тулунидов и Ихшидидов, т.е. датируется временем между 868 и 969 гг.
2. Соответствие для фараонов этого периода может быть представлено в следующем виде:
2
Одиннадцатая династия (881 – 1043).
«Одиннадцатая династия – династия древнеегипетских фараонов, ранние члены которой относятся к Первому Переходному периоду, а более поздние – к эпохе Среднего Царства. Царской резиденцией этих правителей являлись Фивы в Верхнем Египте. Древний историк Манефон заявляет, что XI-я династия состояла из 16 царей, которые правили в течение 43 лет, однако это утверждение противоречит данным Туринского папируса, согласно которому в этот период правили 6 фараонов в течение 143 лет. Тем не менее свидетельства Манефона о том, что эта династия была основана в Фивах подтверждаются современными исследованиями. Также доказано, что именно во время правления XI-й династии вся территория Древнего Египта была вновь объединена под единой царской властью» (egyptopedia.info/0-9/66-xi-dinastiya).
По-видимому, данные Манефона и Туринского царского списка восходят к одному первоисточнику, так как цифры, указанные ими, близки друг к другу:
Двумя последними царями этой династии, как свидетельствует Туринский папирус, а также Саккарский и Абидосский списки, были Небхепетра и Санхкара. Порядок правлений трех более ранних царей известен благодаря двум надписям из Британского музея: Сехертауи, Уаханх и Нахтнебтепнефер. Имя шестого представителя династии достоверно не известно. В надписи в Вади-Хаммамат было обнаружено имя доселе неизвестного фараона Небтауира Ментухотепа. Первоначально предполагалось, что он правил перед Небхепетра, но так как его имя упоминается вместе с именем визиря Аменемхета, которого современные египтологи склонны отождествлять с основателем XII династии Аменемхетом I, египтологи помещают его в конец династии, отводя ему семь дополнительных лет, упомянутых в Туринском папирусе. Однако подобное местоположение этого фараона противоречит данным Саккарского, Абидосского и Туринского списков, в которых преемником Санхкара назван Сехетепибра (Аменемхет I). В большинстве источников искомым шестым фараоном XI династии (правильнее будет сказать первым фараоном XI династии) считается некий Ментупотеп Тепи-а («Предок»), который в некоторых надписях назван «отцом богов» и на основании этого считается вероятным отцом первых двух Интефов. Однако насколько правомочно такое отождествление до конца не понятно. Особняком стоит мнение А. Вейгалла, который считает, что известным нам царские имена Санхибтауи, Небхепетра и Небхапетра принадлежат не одному и тому-же фараону (Ментухотепу II), а трем разным царям. При этом в его изложении порядок чередования фараонов XI династии выглядит так: Уаханх, Нахтнебтепнефер, Санхибтауи, Небхепетра, Небхапетра, Санхкара и Небтауира. Подобный перечень представителей XI династии отчасти подтверждается тем фактом, что в Туринском царском списке поврежденное имя первого представителя XI династии читается как [Уах…], т.е. практически совпадает с именем Уаканха Интефа, как и предлагает считать А. Вейгалл. Однако с подобным перечнем фараонов XI династии не согласны большинство египтологов.
Что касается продолжительности правления фараонов этой династии, то современное представление об этом целиком основано на данных Туринского царского списка, которые в отношении XI династии выглядят следующим образом:
На базе этих данных Туринского царского списка египтологи выстраивают следующую хронологию XI династии:
Опираясь на все вышесказанное, мы можем предложить свое виденье хронологии правления этой династии.
881 г.
– «Это южное царство выросло из фиванского нома и распространилось на юг до самой Элефантины. Местные владыки (с повторяющимся именем Интеф), положившие начало XI династии, постепенно превратились из номархов в южно-египетских фараонов. XI династия вела борьбу с переменным успехом с X династией, но конечная победа Юга (XI династии) была предрешена» [57].
Было бы логичным попытаться обнаружить представителей XI династии среди египетских наместников Верхнего Египта при Тулунидах и Ихшидидах (IX и X династиях, как мы предположили выше), но, к сожалению, мне о ничего не известно об именах и продолжительности правления подобных должностных лиц. Еще один возможный вариант – попытаться соотнести представителей XI династии с кабилами Нубии, которые, возможно, в это время контролировали Фиваиду. Однако, если завоевание Египта фараонами XI династии соответствует завоеванию Египта Фатимидами, то именно они и должны соответствовать представителям XI династии.
Выше, исходя из цифровых данных Туринского царского списка, мы предположили следующее соответствие для Уаканха Интефа:
– «Одиннадцатая династия была основана в Уасет, или Фивах, примерно в то же время, что и Девятая династия в Ихнасии, то есть Гераклеополе» [13].
Основание Девятой династии мы соотнесли с основанием династии Тулунидов (868 – 905). Известно, что первый представитель этой династии, Ахмад ибн Тулун, начал свою карьеру в Египте в качестве представителя своего отчима Баик-бека (868 – 870), а затем и его преемника Йаркуджа ибн Улуг-Тархана (870 – 873), которые, будучи назначены наместниками Египта, не покидали Багдад препоручив управление провинцией Ахмаду. Йаркудж даже выдал за Ахмада свою дочь и способствовал его назначению наместником Египта после своей смерти (873). После успешной борьбы с центральным правительством в 877-879 гг. Ахмад ибн Тулун объявил себя султаном (в 880 г. по [72]).
Таким образом, исходя из гипотезы о практически одномоментном начале правления представителей IX и XII династий, мы должны отнести начало правления первого царя XII династии ко времени между 868 и 880 гг.
– «Основателем этой династии был могущественный фиванский правитель Ментухотеп I. Тот факт, что от Ментухотепа I не осталось ни каких памятников, дало возможность некоторым египтологам предположить, что он является вымышленным предком фараонов XI династии. Его приемник Иниотеф I присвоил себе царские почести и титулы и стал по существу первым настоящим царем в этой династии» [4].
На основании статуи Ментухотепа I из храма Хекуаиб сохранилась надпись «Отец богов». Эту надпись ряд египтологов считают доказательством того, что Ментухотеп был отцом Иниотефа I и Иниотефа II. Если мы соотносим Интефа II с Убайдуллахом аль-Махди (имам ок. 899 – 934), то его отец Ментухотеп I должен соответствовать Хусайну аль-Хакиму (874? – 881) – отцу аль-Махди. Однако практически все современные источники отводят Ментухотепу I 16 лет правления и считают его соправителем Иниотефа I. Подобная аналогия, вероятно, прослеживается в событиях 881-899 гг.: «Ал-Хусайн преждевременно скончался около 268/881 года, когда его сыну Али, будущему фатимидскому халифу Абдаллаху ал-Махди, исполнилось всего 8 лет. С этого времени ребенок был предоставлен заботам Мухаммада б. Ахмада (Абу-ш-Шалаглага), брата отца, ставшего опекуном и духовным отцом своего племянника. Руководство движением перешло в руки Мухаммада на многие годы. Со временем он выдал одну из своих дочерей замуж за Али; и от этого брака в 280/893 году в Саламийе родился ал-Каим, второй халиф-имам Фатимид. Имеются сведения, что Мухаммад б. Ахмад несколько раз безуспешно пытался узурпировать власть в пользу своих сыновей. Однако после его кончины в 286 (899) году Али (ал-Махди) в конце концов сам взялся за дело исмаилитского дава» [23].
В этом случае аналогия предполагаемым отношениям «отец-сын» между Ментухотепом I и Иниотефом I выглядит так: «После смерти отца Саид (будущий аль-Махди) БЫЛ УСЫНОВЛЕН своим дядей Абу'л-Шалаглахом, у которого не было собственного наследника – его сын и внук, как сообщается, были схвачены и заключены в тюрьму Аббасидами. Таким образом, Саид был назначен его преемником и получил в жены дочь своего дяди» (wiki/Abd_Allah_al-Mahdi_Billah).
Таким образом, исходя из предполагаемой продолжительности правления и некоторого сходства событий, мы можем предположить следующее соответствие:
– «Одиннадцатая династия ведет свое происхождение от фиванского номарха Иниотефа Великого, сына Ики, который упоминается в ряде найденных надписей. Его полная титулатура гласит: «Иниотеф, благородных кровей, правитель Уасета, вечноживущий». В настенных надписях Зала предков в Карнакском храме он указывается как непосредственный предшественник фараона Ментухотепа I» (egyptopedia.info/i/181-iniotef-syn-iki).
Непосредственным предшественником Мухаммада был его брат (и родной отец аль-Махди) Хусайн: «Абдаллах ал-Акбар скончался в Салаймийе приблизительно после 261/874 года. Исмаилитское движение возглавил его сын и наследник Ахмад, о котором почти ничего не известно. У Ахмада было два сына, ал-Хусайн и Мухаммад, вошедшие в историю также как ал-Хаким и Абу-ш-Шалаглаг. Согласно исмаилитской традиции, Ахмаду наследовал Хусайн, который преждевременно скончался около 268/881 года, когда его сыну Али, будущему фатимидскому халифу Абдаллаху ал-Махди, исполнилось всего 8 лет. Руководство движением перешло в руки Мухаммада, ставшего опекуном и духовным отцом своего племянника» [23].
Таким образом, можно выстроить следующее соответствие:
– «Тронное имя Ментухотепа I остаётся неизвестным в виду того, что он, возможно, не был царём в прямом смысле этого слова. Хорово имя этого фараона звучит как «Тепи-а», т.е. «Предок», и было присвоено ему уже посмертно» (egyptopedia.info/m/182-mentukhotep-i).
Аналогично этому, Убу-ш-Шалаглаг не был халифом и, возможно, не был даже имамом, а был лишь регентом при своем племяннике аль-Махди.
– «Иниотеф I (Иниотеф Сехертауи) – древнеегипетский фараон, считающийся настоящим ОСНОВАТЕЛЕМ XI-й династии и правящий в Фивах ок. 2119-2103 гг. до н.э. По всей видимости, изначально начинал править совместно со своим отцом Ментухотепом I. Большинство современников Иниотефа I называют его «принцем». В карнакском Зале предков Тутмоса III из XVIII-й династии он упоминается как «Благородный и наследный принц» или «Наследный принц и благородный дворянин Фиванского нома», в надписях из Дендеры он называется «Великим принцем Южных Земель» (egyptopedia.info/i/183-iniotef-i). «Иниотеф I присвоил себе царские почести и титулы и стал по существу ПЕРВЫМ настоящим ЦАРЕМ в этой династии» [4].
Аналогия может выглядеть так: «Ал-Хусайн преждевременно скончался около 268/881 года, когда его сыну Али, будущему фатимидскому халифу Абдаллаху ал-Махди, исполнилось всего 8 лет. С этого времени ребенок был предоставлен заботам Мухаммада б. Ахмада, брата отца, ставшего опекуном и духовным отцом своего племянника. Руководство движением перешло в руки Мухаммада на многие годы. Однако после его кончины в 286 (899) году Али (ал-Махди) в конце концов сам взялся за дело исмаилитского дава» [23]. «В 909 г. имам Убайдаллах (Абдаллах), был провозглашен халифом и официально принял титул ал-Махди» [58]. «Убайдаллах аль-Махди (873 – 934) – ОСНОВАТЕЛЬ Фатимидского халифата» (wiki/Убайдаллах_аль-Махди).
Логично предположить, что первый царь XI династии должен соответствовать первому халифу из династии Фатимидов, т.е. Иниотеф I = Убайдаллаху аль-Махди. В этом случае, исходя из предполагаемой продолжительности правления, соответствие должно выглядеть так:
896 г.
– «Иниотеф I оказался способным противостоять могучим правителям из Гераклеополя, которые до этого оказывали значительное влияние на Верхний Египет. Столкнувшись с сопротивлением гераклеопольского монарха Неферкара VIII, Иниотеф I положил начало глубокому расколу в отношениях между двумя частями Египетского государства»» (egyptopedia.info/i/183-iniotef-i).
Как мы отмечали выше, «Неферкара VIII – третий фараон IX-й династии, правивший около 2140 г. до н.э.», соответствие для которого мы представили в следующем виде:
В предлагаемой нами хронологии Иниотеф I (аль-Махди, ок. 881/899 – 934) также является современником Неферкара VIII (Джайша, 896).
– «Столкнувшись с сопротивлением гераклеопольского монарха Неферкара VIII, Иниотеф I положил начало глубокому расколу в отношениях между двумя частями Египетского государства. Временами гражданские войны прекращались, и наступали короткие периоды затишья, прерываемые лишь пограничными стычками. Эти данные известны нам сегодня из многочисленных надписей в гробнице Анхтифи – союзника царя Неферкара в Нижнем Египте. Анхтифи едва не сломил власть Иниотефа I, но ход войны внезапно прервался наступившими в Верхнем Египте голодом и засухой. Анхтифи вскоре умер после этого, так и не успев покорить до конца мятежные Фивы. После этого Иниотеф I завоевал несколько городов к северу от Фив, таких как Коптос и Дендера, и закрепил свою власть в Иераконполисе и Эль-Кабе»» (egyptopedia.info/i/183-iniotef-i).
Возможно, речь идет о следующих событиях: «Зикравайх б. Михравайх вдруг предпринял рискованную кампанию от имени Абдаллаха ал-Махди, с которым не согласовал своих действий. Существует несколько средневековых и современных интерпретаций намерений и действий Зикравайха. На основе различных источников X. Халм убедительно доказал, что Зикравайх и его сыновья с самого начала оставались преданными исмаилитским лидерам Саламийи, желая лишь основать для Абдаллаха ал-Махди Фатимидское государство. Первоначально сыновья Зикравайха и их армия бедуинов исмаилитов, называвших себя «фатимидами» («фатимиййун»), добились серьезных успехов в Сирии. К 290/903 году они захватили Саламийю, Химс и несколько других небольших городов района Оронты, где ненадолго основали государство от имени Абдаллаха ал-Махди. В этих местах впервые была прочитана хутба во здравие не аббасидского халифа, а исмаилитского имама, и отчеканены монеты с его именем. Сыновья Зикравайха установили контакты с ал-Махди в Рамле и безрезультатно пытались убедить его возглавить вооруженные силы. В 291/903 году бедуины исмаилиты были практически полностью разгромлены мощной аббасидской армией, высланной против них. В 291/904 году их военный лидер ал-Хусайн б. Зикравайх был схвачен войсками Аббасидов. После гибели своих сыновей Зикравайх сам вышел из сокрытия и попытался активизировать свое движение, которое к тому времени приобрело черты радикального карматства. В конце концов он был разбит правительственными войсками в Ираке в 294/907 году и скончался и плену от ран» [23].
909/934 г.
– «Вероятно, Интеф I умер примерно в то же время, когда закончилась Восьмая династия, и его последние дни, возможно, пришлись на время тех беспорядков, которые сопровождали падение этой династии. Его похоронили в пустыне к западу от Фив, а его наследником стал его СЫН (?) Интеф. Деспот по имени Ахтои только что провозгласил себя фараоном в Ихнасии и принял имя Уахкара. Интеф, сознавая собственную власть на Юге, немедленно провозгласил себя фараоном в Фивах, приняв похожее имя Уаханх. Гераклеопольский фараон назвал себя «Ахтои, сын солнечного бога», и фиванский царь сделал то же самое, именуя себя «Интеф, сын солнечного бога». Между двумя правителями, похоже, было заключено некое соглашение…» [13].
Выше приход к власти Уахкара Ахтои мы отождествили со следующими событиями: «В 934 г. Мухаммад неожиданно для халифа напал на Египет и легко сломил сопротивление правившего здесь наместника. В августе 935 г. верные ему войска взяли Фустат. Халифу ар-Ради ничего не оставалось, как признать сложившееся положение и передать Египет под управление Мухаммада» [58].
Если воцарение Интефа II произошло в то же самое время, что и воцарение Уахкара Ахтоя, то аналогия этому событию выглядит так: «Второй фатимидский правитель, аль-Каим, пришел к власти в 934 году после смерти своего ОТЦА, Убайдуллаха аль-Махди» [59].
– «Фараон Ментухотеп I и царица Неферу I – родители Иниотефа II. Его предшественник – Иниотеф I, возможно, был его родным братом» (egyptopedia.info/i/184-iniotef-ii). Как отмечалось выше, по [13] Иниотеф II – сын Иниотефа I.
В связи с подобной противоречивостью источников о происхождении Иниотефа II, хочется отметить и некоторую неопределенность родственных связей и в паре аль-Каим – аль-Махди: «Единственный ребенок Саида (аль-Махди), Абд ар-Рахман, будущий аль-Каим, родился в марте или апреле 893 года. Тем временем Убу-ш-Шалаглаг объявил себя не представителем «скрытого» имама Мухаммада ибн Исмаила, а самим имамом, и потребовал для своего племянника Саида титул Махди (в исламе – последний преемник пророка Мухаммеда, который появится перед концом света), а для малолетнего сына последнего титул Каим (преемник пророка Мухаммада, который должен подняться против незаконной власти и восстановить справедливость на земле). Но в исмаилизме «аль-Каим» часто идентифицируется с «аль-Махди». Это привело к предположению (выдвинуто Бернардом Льюисом) о двух параллельных линиях имамов, одна открытая (и не алидского происхождения), служащая представителями скрытой, настоящей. В этой интерпретации Саид аль-Махди был последним представителем прежней линии, а его «сын» был подлинным имамом» (wiki/Abd_Allah_al-Mahdi_Billah).
– «Иниотеф II (Интеф Уаханх) – древнеегипетский фараон XI-й династии, правивший между 2112—2065 гг. до н. э. Туринский царский папирус приписывает фараону Иниотефу II 49 лет правления» (egyptopedia.info/i/184-iniotef-ii).
Традиционно считается, что аль-Каим правил около 12 лет (апрель 934 – май 946), но еще с 910 или 912 года был объявлен наследником-преемником (валиахдом) аль-Махди. Как мы уже отмечали выше, соответствие для 49 лет правления Иниотефа II может выглядеть так: