Когда-то друг позвал меня на крещение своего маленького ребенка, я был крестным отцом. Нас завели в крестильню в виде погреба, где была купель, как небольшая купальня. Взрослый человек мог сойти туда по ступенькам и окунуться с головой. Перед нами была какая-та девица лет уже 18-ти. Ее стройное тело проскользнуло за простыней в купальню и обратно. Священник помог ей укутаться, что не скрывало отнюдь ее прелестного тела, так как мокрое, оно проступало сквозь простыню. Мой друг посмотрел на меня и улыбнулся:
– Неплохая работенка у батюшки!
А я в это время готов был расплакаться, потому что меня поразила красота этого древнего обряда. Простота наготы тела крещаемого, глубина молитв и что-то далеко-далеко превосходящее обычную похоть.
«Отрицаюся тебе, сатана!» – читал священник, а девушка плевала на четыре стороны света, как это положено по обряду. Хор пел, и в глазах у меня стояли слезы, потому что это то, к чему я соприкоснулся. Так соприкоснись с детьми из воскресной школы, и ты почувствуешь русскую идею. В театре такого нет, и на улице нет. Сознание становится чистым, и ты понимаешь, зачем живешь. Зачем? Чтобы была эта чистота и эти лица. И так хорошо становиться от этой чистоты, от корневой породы русского благочестия и молитв, что весь этот мир сворачивается в трубочку вместе со всем его весельем и КВНами, и идет прямиком в ад.
Задник на кабриолете
Лето, тепло. Ну хорошо, май, все равно тепло, выходной.
Иду куда-то у храма Христа Спасителя, газуют кабриолеты, музыка на всю, он доволен – бабла много, жизнь удалась, врублю на всю!
Мимо по тротуару – чахоточный юноша со своей кралей:
– Не, ну эти задники на кабриолете – так чмошно смотрятся!
Я думаю, что у этого вьюноша нет денег не то, что на кабриолет, но и на задник, а, может, и на красовки. Но кабриолеты-то газуют! Девушке-то надо что-то сказать! Типа – ну и я тоже не лыком шит, не лох педальный! Я-то вижу, что задник, ну, так «чмошно смотрится!»
Так всегда, идешь куда-то, ловишь краем уха, как вьюнош загружает девушку, распускает свой чахоточный хвост. Если хвоста, ну, совсем нет, начинает рассказывть что-нибудь из техники или по хозяйству. Главное – загрузить «полезной информацией!»
Немецкая тюрьма
Встретил знакомого грузина на днях. Покалякали о том, о сем. Сам живет в России – семья, дети. В Германии получает вид на жительство. Машинами торговал до недавнего времени. Тут кто-то ему звонит при мне, начинает по телефону рассказывать – бизнеса нет, машины не берут, в общем, все плохо. Трубку вешает. Кто, говорю, звонил?
Да, говорит, один дурак из Германии – кто по телефону дела обсуждает? Все же прослушивается! Тем более, сам в тюрьме сидит!
Я говорю, как в тюрьме сидит? За что?
Распространяться за что, мой приятель не стал, но, говорит, сидит. Посадили года на полтора.
Что ж ему нужно, спрашиваю?
– Машину хочет взять BMW недорогую.
– Как? Зачем?
– Вот и я ему говорю, зачем? А он мне: А на чем я в тюрьму ездить буду? На метро что-ли??! Он сначала на работу, с работы – в тюрьму. Ну, а по выходным домой. Помнишь фильм «Хочу в тюрьму» с Володей Ильиным?
– Ну?
– Вот, типа того. Тюрьма там, говорит, лафа. Но это за легкие и экономические преступления. Я, – говорит мой приятель, – всю Европу объездил – везде все такие вежливые, улыбаются, как дела? как дела? Им, конечно, по х…, как у меня дела, а все равно, приятно ведь?!
Я подумал:
– Действительно, приятно.
Евровидение
В Евровидении побеждает cute – симпатичный. Cute gay, cute girl. Я не злой человек, но Саша Рыбак пока что из того, что я видел – это пустое место по сравнению хотя бы с англичанкой, у которой действительно шикарный голос, и которая не влилась в это повальное – хоп-хоп! гэй-гэй! с притопами и прихлопами, демонстрируемые абсолютным большинством. Видимо, кто-то когда-то вычислил, что это производит максимальное впечатление на домохозяек у телевизора. Турецкое гэй-гэй поднялось, кажется, до пятого места (или четвертого), его опередило азербайджанское гэй-гэй, потому что девочка cute, а мальчик, кажется, действительно гей-гей.
Вообще, если задаться глобальным вопросом, способно ли Евровидение внести хоть йоту в продвижении реальной души, реального искусства? Нужно ли оно вообще искусству как таковому, пусть даже и эстрадному? Я думаю, ответ однозначен – не способно, не нужно. Это всемирная лабуда, так и останется лабудой, сколько бы денег в нее не вбухали.
Производит впечатление засилье одинакового типа певиц – крашеные блондинки с лужеными глотками, все существо которых представляет из себя сугубо одно только женское либидо. С другой стороны – это мачо с рекламы «баунти» или мужской туалетной воды, с такими же «туалетно-водными» песнями. Какой-нибудь Никос Сакис. Ты май бэби, я тебя кис. Саша Рыбак ушел недалеко от них. Дима Билан прилетел на белых крыльях, чтобы вручить приз Диме Билану 2. И так дальше до бесконечности.
Вспоминается из недавнего прошлого лишь одна Марина Шарифович, да и та лесбиянка).
Человек-компьютер
Жена – встроенный хард-диск, любовницы – выносные, ты их грузишь, они тебя грузят, отключаются, подсоединяются к другим компьютерам, перекидывают информацию. Есть еше флэшки, есть SD.
Другое
Всяческие девицы любят выписывать себе в анкеты умные мысли, естественно переписанные у какого-нибудь Паоло Коэльо или из сборников афоризмов. Это делает их, как им кажется, более многозначительными и загадочными. У одной такой прочитал «Старайся иметь то, что любишь, иначе придется любить то, что имеешь».
Подумал и поразился глубине этой мысли. Взять хотя бы личную жизнь человека. Один бросил жену с двумя детьми, чтобы добиться сердца той, которую действительно полюбил – и о них, об этой любви, слагают легенды (Высоцкий и Влади, например). Какой роман! И т. д. песни, муза, все такое – в общем, молодцы ребята – настоящая любовь! Другой влачит сосуществование с женой – но уйти от нее не может.
Его имя канет в лете, его муза сдохла, ни о нем, ни о его жене никто не вспомнит, да и они сами друг другу осточертели. Но ему приходится любить то, что он имеет. Так и 90% человечества – вынуждено любить то, что имеет. Ибо другого не будет! Кишка тонка, чтоб было другое.
Но ведь это аморально – бросить свою жену, или, хорошо, скажем просто, свою девушку бросить ради другой – более молодой, боле покладистой ну и т.д., более красивой, в конце концов. Счастье вообще аморально!
Помню, смотрел давно чешский фильм «Поросенок во ржи», комедия, годов кажется 70-х. Комедия про вора.
На суде он сказал: «Но зато я был во ржи!»
Люби Россию!
Некоторые демагоги любят твердить – люби Россию! Люби Россию! Как будто оттого, если мы все будем говорить: «Мы любим Россию!» на Тверской, наконец-то, исчезнут нищие и проститутки или пьяный не будет сидеть поперек дороги. Я, например, хочу любить Италию. Но это Другое. А другое им неведомо.
Как неведомо и то, что, если хорошо в церкви знаменное пение, то не плохо и партесное, а рок вообще разный бывает, и не надо мазать всех одним цветом.
Русское доктринерство заключается в людской ограниченности.
Кто больше всего своровал, тот и самый большой «патриот». Он по сути хам, невежа и вор, но туда же – в патриоты. Был тут на совещании Совета ЦФО. Одни морды. Человеческих лиц – два-три.
Физкультурный институт и заведующие бань и рынков сплошь. 4 класса церковно-приходской. Все «патриоты». На другом полюсе – зулусы-телевизионщики. Вот два противоборствующих лагеря нашей жизни.
Нет, конечно, есть и хорошие люди и среди директоров бань, прорабов и даже среди выпускников физкультурного института, но почему-то они все не по специальности работают, а в крупных чиновниках, мэрах, губернаторах и их помощниках.
Женщины в транспорте
Сколько красивых женщин в общественном транспорте – тысячи и тысячи! Каждая могла бы составить счастье какого-нибудь индивида, а то и двух. Подойди к ней и спроси – сделала ли она кого-нибудь счастливым? Одна на миллион. Почему? Вот вопрос. Потому что любит сначала себя, потом уже себя, ну, а уж потом снова себя. Так выучились и воспитались, если только это не семья священника или, иногда, военного. Все-таки там – традиция.
Все говорят об экономике или абстрактной «духовности», а я бы начал с этого. Нет женщины – нет страны, нет семьи, значит, нет ничего. А, так оно и есть на самом деле. Пример надо брать с Кореи. Там все, как полагается, и с семьей, и с экономикой. Даже по фотографиям кореянки в лучшую сторону отличаются от всех азиаток – почему? Патриархальность корейской семьи общеизвестна. Обратный пример – Скандинавия. В Норвегии отцов-одиночек (!) в три раза больше, чем матерей-одиночек. Т.е. ушла к следующему, детей оставила мужу, так проще. Самая развитая страна по западным меркам! Не дай Бог, к этому придем!
Можно конечно спросить, а сделал ли я кого-нибудь счастливым? Я, думаю, да. Те женщины, которые были со мной и которые меня любили, были счастливы, по крайней мере две.
Мы и англосаксы
Все делится в этом мире на «все ОК» и «что-то не так». У англосаксов всегда «все ОК» – отсюда и фильмы, и культура, и музыка. У славян всегда «что-то не так». Причем сначала в головах, а потом уж в реальной жизни. Почему? потому что славяне – максималисты, а англосаксы – прагматики.
Запад и восток
Более глубокий вопрос – а почему англосаксы – прагматики, а мы, русские, максималисты? Это интересный вопрос, ибо затрагивает всю русскую культуру. Потому что англосаксы (особенно американцы) выросли в животной борьбе за жизнь, в естественном отборе. Естественное выживание основано на позитиве, иначе человек не может двигаться вперед. Русские же всегда были под крылом – то царя-батюшки, общины, православия, патриархальной семьи. Большинство русских писателей – помещики. Пишешь себе о вечном, а там кто-то пашет на тебя, какие-то там крепостные или твои, или матушки, или брата с дядей.
Крупные помещики – Толстой и Тургенев, наверное, одни из лучших писателей, затем пришел социализм – тоже под крылом. С голоду не помрешь – прожиточный минимум всем обеспечен. Отсюда инфантилизм – нюни всяких «Полетов во сне и наяву». Конечно, были исключения – 20-е годы, лагерная литература, самиздат и проч. Но общее ощущение, что за место под солнцем драться нехорошо, а я такой непонятый и гениальный, деньги – это зло и, в общем, среда заела – все равно что у чеховских персонажей – не покидало. Отсюда интеллигентские мечтания, тоска и болтовня пудами и тоннами. И главное – самолюбование: какой я несчастный, а где же он – идеал всеобщего добра на земле? Петь эту песню у нас всегда было модно, в то время как на западе этим просто некогда было заниматься. Сначала надо было выживать, потом зарабатывать.
Правда, теперь, когда заработали, запад вдруг выяснил, что идеалов вообще нет. Надо просто жрать и развлекаться.
Восток же идеалы сохранил, и если избавится от традиционной своей болтовни и делания вида, какой я важный, то у него шансов на прогресс гораздо больше.
Классификация красивых женщин
Классификация красивых женщин: классные телки, шикарные бабы и роскошные женщины. Последние отличаются от предыдущих прежде всего хорошим бюстом и тем, что их никак не назовешь бабами, т.е. какой-то особой харизмой. Шикарные бабы почти, как роскошные женщины, но попроще, снимаются на обложке журналов, полуголые в интернете, вообще чаще мелькают в желтой прессе. Классные телки – это все остальные, которые при ногах и все такое, но как-то их много, особенно в клубах.
Примеры – Анна Семенович – кандидат из шикарных баб в роскошные женщины. Но, видимо, ей туда не пробиться. Роскошные женщины живут как-то тихо. Замуж выходят за миллионеров, на тусовках не светятся. Роскошные женщины как метеор – промелькнула, осветив полнеба и упала к кому-то в постельку, как Оксана Федорова, например. Или Анна Самохина или Ирина Лапина, которых вообще никто не видит, кроме собственных мужей и охраны.
Шукшин
Василий Шукшин – замечательный русский писатель, актер, режиссер. У мер в 45 лет. В этом году в эти дни отмечается его 80-летие. Почему Шукшин стал Шукшиным? Потому, что писал на коленках, на подоконниках, в гостиничных номерах, на репетициях. На ходу. В ванной, т.к. не было места в однокомнатной квартире и т. д. А я чем занимаюсь? Кино скачиваю с интернета.
Я и Шукшин
В эти дни чествования Шукшина мне, как всегда, приходят в голову крамольные мысли. Я не могу отделаться от ощущения инфантильности и лживости советского кино. Да, великие актеры, порой великие фильмы, экранизации классики. Но вот кино о современной жизни – оно как-то все не получалось. Шукшин не считался большим режиссером среди «своих», т.е. кинематографистов. Вот Герман или Тарковский, это да, величины. Так считала кинематографическая «тусовка». Тарковский снимал своего «Сталкера» два раза из-за операторского брака. Герман на «20 дней без войны» потратил денег больше, чем Шукшин на все свои фильмы. Это мне рассказывал его оператор и замечательный фотограф Анатолий Заболоцкий.
И все же, вот едет в «Печках-лавочках» на юг замечательный герой Егор, кажется, с женой. Подсаживается к ним в купе хам-интеллигент, т.е в очках. И сразу начинает, так сказать, прессовать – деревня, куда поехал ну и т. д. Этот мотив постоянен у Шукшина – интеллигенты, городские сволочи зажимают честных рубах-парней из деревни. Вспомним «Живет такой парень» – как герой Куравлева, водитель, подвозил жену инженера. А этот инженер стал ему хамить.
Я вот думаю, почему в моей жизни – а прожил я не очень мало, ни разу не встречались вот такие хамы интеллигенты, которые хамят и унижают деревенских, а ровным счетом наоборот.
Кто пьет, базарит, бьет друг другу морду, наглеет и хамит в городе – деревенщина, хам.
Кто загонит городского за цугундер в пионерлагере или в деревне на отдыхе? Местный. Драка с местными – у кого в детстве не было таких замечательных историй?
Все, что пишет Шукшин, это такая замечательная романтизация простого парня. Только этот простой парень и слился так с партийной линией, что лихо наматывал кишки всяким там интеллигентам-диссидентам голубых кровей на всяких партсобраниях. Если б не романтизация этого «простого парня», не прогибание перед ним проституток – «советских» писателей, может и советской идеологии не было бы вообще. Не на чем было бы держаться – а тут вот он вам – герой так сказать нашего времени!
Он и сидевший, он и пахарь, он и рядовой, он и простой русский мужик.
Все эти «простые русские парни» еще с «Юности Максима» были любимым детищем Ильича. Те, кто священникам глаза выкалывал и казаков расстреливал миллионами. Поэтому и «Стенька Разин», поэтому и по партийной линии во ВГИКЕ.
Это все тот же инфантилизм от невозможности писать и снимать правду. О том, что невежды коммунисты управляют страной, что нет свободы, что вера запрещена, ну и т. д. – что живем в одном общем сарае. Но поскольку проблемы то нужны для кино – вот выдумали проблему – город зажимает деревню. «Простой парень» – положительный герой, а профессора в очках – люди мутные.
Чушь это все собачья. И Стенька Разин – это холоп и бандит, а никакой ни «пришел дать вам волю». Такие холопы и пришли к власти в 17 году. И «простой парень» такой же му… ла может быть, как и профессор в очках.
И именно советская деревня – это пьянь и разложение повсеместно. А природа – что ж, природа действительно хороша. Тут ничего не скажешь.
День не задался
С утра как-то чет день не задался. Погода, что ль? Пошел в ресторан рядом с «Венецией!» У нас, говорит, винный день – акция – берете бокал вина, а к нему закусь бесплатно – шашлычек, пицца, туда-сюда. Шашлычек – одно название, два кусочека 6для мыши на шпажке. Ну, взял еще бокал, несет – там грамм 80 от силы вместо 150. Думаю, ругаться или нет. Налила, что в бутылке осталось, наверное. Был не один, ругаться не стал – глотком больше, глотком меньше – подумал философски. Немец бы стал замерять. А у нас все норовят недолить, сукины дети! Пришлось три бокала взять. Зато к каждому бокалу – своя закусь – все тоже самое. Я еще пасту заказал.
– У нас повар-итальянец!
Паста, как паста – не вкусная, едали и получше. Короче, на одной закуси продержаться можно легко, если б еще наливали, как следует. В общем, так себе и ресторан, и кухня. Все как-то у нас через задницу. То пирожное 400 рублей, то вино не доливают. С такой наценкой на алкоголь в 900%! В Англии вон 5% наценка, и то люди в пабы перестали ходить.
Basso profundo
Послушал Маторина, заинтересовался басами. Стал рыскать по youtube. Ну, Реброва давно слушал и любил. Набрал бас profondo, пошли – с одной стороны русские басы, исключительно, в духовных хорах – Миллер, Пасюков, Вишняков, Златопольский, потрясающие хоры, пробирает аж до костей. Стал смотреть иностранцев – «самый низкий голос в мире», и проч. – одни сплошные фокусы в микрофон. Речь идет о современности. Нарезки из эстрадных песенок, фигли-мигли чревовещание и прочее. Пожалуй, один Ребров только -настоящий иностранный бас «с душой», и тот русским назвался. Почему? Да потому что русскую культуру не пропьешь, не променяешь на фокусы. Она «по определению» настоящая. Там, если бас, то духовный хор, молитва, ширь, мощь, вера. И никакой эстрады – вообще, близко нет! Это youtube, самый демократичный. Русская культура трансцендентна, молитвенна в своей основе. И литература, и кино, и музыка. Этого нет, увы, ни в Европе, ни в Америке. Потеряли ли мы ее? Конечно, потеряли, почти. И большевики постарались, и масскультура, и «мода», и «стиль».
Лев Шестов
Лучший литературный критик в России – Лев Шестов, и тот зулус (Лев Исаакович Шварцман). А что делать? Наш пострел везде поспел. Кстати в Серебряный век наблюдался удивительный феномен «наших» зулусов. Порода, образование. Известно, что для зулусов с высшим образованием делались исключения по черте оседлости. Им разрешалось проживать в крупных городах. Многие занимались философией, культурой, Гершензон, например. Питерцы вообще. На смену им пришли другие зулусы из разночинцев и мелких лавочников, которые и возглавили революционное движение на местах. Один из таких расстрелял царя, нарисовав звезду Давида на стене Ипатьевского дома. В отношении Шестова в мемуарах все сходятся во мнении, что он был «очень мил». Ну, не было человека, который бы его не любил и не уважал. Удивительно, что в Гитлеровской Германии в 38-м вышла его книга «Афины и Иерусалим». Хотя Шестов был ницшеанцем поначалу, но в дальнейшем ушел в другую сторону. И все-таки эта черта зулусов выбивать почву из-под ног – основная парадигма его писаний. Все, что угодно, только не догма! Не правила!
Чем Лев Толстой отличается от Иисуса Христа
Чем Лев Толстой отличается от Иисуса Христа? Толстой написал «Исповедь», и массу прочих поучительных произведений. «В чем моя вера», «Критика догматического богословия» и т. д. Известно три его глубоких мировоззренческих и духовных кризиса, во время которых он был на грани самоубийства или помешательства, и вследствие которых разражался чередой душеспасительных статей, ниспровергающих общепринятые устои и утверждающих нечто свое, новое слово, так сказать.
Итак, везде, вчитываясь в Толстого этих периодов, мы можем вычитать: «Я был на гране…», «Я готов был покончить с собой!», «Истина мне открылась с этой стороны», «Я понял вдруг тщету и лживость», «Лысина внезапно запотела, а в паху зачесалось», «Я осознал и принял бой с лживой моралью» … И везде Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я Я в кубе и в квадрате. Мощный самец с большими яйцами – Я – не вместился в общепринятые салазки мировой цивилизации. Смотрите, какие у меня большие яйца! Смотрите все! Яйца, яйца, яйца!
Такова, увы, вообще, суть русского богоискательства – что Бердяев, что Булгаков, что Розанов и многие другие. Смотрите на меня, как это я в позу встал и говорю! Или во, как меня осенило!!! Вглядывайтесь в меня! Цените меня! Следите за моей мыслью! Эк, я могу – и так и эдак! Во я даю дрозда, одним словом! Русское хамство оно не сегодня началось. Оно искони веков ведется от любви к своим яйцам и бороде. И барство, и самодурство, и коммунизм – все этой же породы. А ну смотрите, как мы все возьмем и свергнем! Все сотрем в порошок! Мы наш, мы новый мир построим!
Что мы видим у Христа? Никаких «я был на грани», «и тут братцы, я осознал и понял!», «я перевернул свою жизнь – цените меня за это!» Ничего подобного. Просто «я есмь Сын Божий» … «а делать надобно так и так». Все просто, как в аптеке!
Волки
Прошел сюжет про волков, которые окружили деревню где-то в глубинке и задрали всех собак. Поскольку наружного освещения в деревне нет, после семи жители уже боятся отпускать на улицу своих детей. Заканчивается репортаж словами – местные власти пока обещают наладить фонари на улицах поселка.
Т.е. пока всех собак не задрали и не нависла угроза над собственными жизнями, наружное освещение нах не нужно – ходи в темноте!
Мне вспомнилось одно интервью Гребенщикова – в конце 90-х – его корреспондент, Пряников, спрашивает:
– А что вас больше всего поражает в России?
Гребень подумал и говорит:
– Вот еду я на гастроли в какую-нибудь Кострому, смотрю из поезда в окно: трактор едет по дороге, застрял в грязи. Ведь ездите же по этой дороге уже сто лет каждый день, ну сделайте нормальную дорогу для себя, вам же удобнее! Скиньтесь всей деревней, вам же лучше будет! Не могу, говорит, понять наших людей – будут мучиться до конца!
Властям, понятно, наплевать, что в деревне освещения нет. А вообще, кто-нибудь видел в деревне работающее освещение? Так, чтоб не старая часть города или крупного поселка, а в глухомани деревня? Я видел только столбы.
300%!
Я тут писал про 300% наценку на алкоголь – какое там! Пошел сегодня в пивной ресторан – бутылка водки – 1180 руб! рюмка – сто с лишним. 900%-ная наценка! Перцовку взял – 115 руб за 40 грамм – 1500 за бутылку получается, которая в магазине стоит 150 руб! Я уж не говорю, что в графине все равно перцовку разбавляют. Я ему говорю:
– Тут сколько градусов, мил человек?
Начал вилять:
– Должно быть 40, но в некоторых чувствуется, в некоторых нет, вот в хреновухе…
Как будто я не знаю, что такое 40 градусов! Второй графин принес – в два раза крепче уже стала. Я охреневаю, дорогая редакция!
Все с этим кризисом озлусились до опупения. Выпить в общественном заведении негде! Везде норовят обмануть. Хоть иди в какой-нибудь ЦДРИ! Тут же сидела со мной девушка, которая рассказывала, как работая официанткой, вливала вместо «Парламента» какую-ту бурду в графин на банкете. Страна уродов!
Про Сталина
В Сталине есть одна удивительная черта – он бесстрастен. Сколько не смотрю с ним хроники – одно и тоже выражение лица – апатия с хитрецой. Никаких других красок вообще! Что Ялта, что перед войной, что после. Косноязычная речь, плохо различимый голос, никаких интонаций, никаких особых жестов, точнее сказать, вообще никаких жестов, никакого повышения голоса или интонации.
Был один момент в нашей истории, мягко сказать критический, в начале ноября немцы подошли к Москве на 30 км. Был парад 7-го ноября. Сталин выступил перед народом. Что это – Петр Первый? Суворов? Много слышал об этой речи. Впервые Сталин, у которого дрогнуло очко, сказал «братья и сестры», вспомнил Дмитрия Донского и Суворова. Должны были слезы на глазах навернуться у миллионов людей!
И вот хроника. Опять та же бесстрастная физиономия, та же косноязычная глухая речь, как будто по бумажке написанное еле выучил наизусть, та же полуулыбка и мутные поросячьи глазки, как будто ничего из происходящего его не трогает по– настоящему. Что-то прогукал в микрофон утробным голосом, точнее сказать, пробубнил. И это нечто претендует на право иметь какие-то нервы?? Это какая-то креатура инопланетян, которые управляли за его спиной.
Это мелкий лавочник на гребне партноменклатуры. Его вынесло волной, а дальше надо было только дуть в усы и бояться за свою шкуру. Это начало череды убогих правителей России. И даже не он расстреливал и сажал. Он нейтрален. Он даже спасал кого-то – Булгакова, Пастернака и т. д. Расстреливало время, НКВД, логика революции, а он всего лишь гладил усы и щурил поросячьи мутные глазки, как на хронике!
Никогда ни историки, ни ученые не поймут эту личность ни с положительной, ни с отрицательной стороны, потому что личности просто не было. Все диктовало время. Можно, конечно, и у него найти поступки – отказался, например, менять своего пленного сына на немецкого генерала. Но, во-первых, на сына и на жену ему было плевать, (на ее похоронах после самоубийства его даже не было, она «нанесла удар ножом в спину революции»), а во-вторых, по-другому нельзя было – реноме лидера государства пострадало бы. Если у Ленина еще была какая-то страсть, если у Гитлера была страсть, то у Сталина ее не было. Это уже отряд членистоногих в политике. Человек системы. Имя стерто, фамилия тоже. Маховик системы не жестикулирует и не повышает голос.