Фиренце – так звучит название этого сказочного города на итальянском. Это не просто самый старинный крупный город Италии. Это колыбель классического итальянского языка и столица высокой моды. Здесь изумительная природа. Лучшее, что есть в пейзажах Севера и Юга соединяется на флорентийских просторах. Высоченные кипарисы, которым по несколько сотен лет. Их когда-то высаживали итальянские крестьяне, причем не абы как, а с учетом различных показателей – как падают лучи солнца, идет линия горизонта, как они изменят рельеф и пейзаж, когда вырастут. Но самый главный показатель – чтобы они украшали местность, превращая ее в райскую картинку. Когда попадаешь во Флоренцию, хочется фотографировать без конца, куда ни кинь взгляд. Здесь такое царство красоты и стиля, что начинаешь верить: если рай на земле и существует, то он здесь.
Основная достопримечательность Фиренце, помимо Старого Моста, – это флорентийцы. Все итальянцы немного снобы, но флорентийцы – это воплощение снобизма. А также, как они сами о себе говорят, хитрости, коварства, и при этом воспитанности, хороших манер и умения произвести самое лучшее впечатление. Они больше всех остальных итальянцев хотят отличаться от других итальянцев. У них есть свой стиль в одежде, менее яркий, более сдержанный и дорогой. Сами они себя называют итальянскими англичанами. И они в самом деле чем-то похожи на англичан не только в одежде, но и характером. Впрочем, отличительные качества флорентийца – это предприимчивость, креативность и невероятное чувство вкуса. Если уж оно было в крови крестьян, что высаживали кипарисы…
И совершенно логично, что во Флоренции находятся все головные офисы итальянских домов моды, туда ездят одеваться самые высокие гости со всего света. Флорентийцы любят англичан, а англичане любят флорентийцев. Говорят, кстати, даже английская королева только там и одевается.
ВЕНЕЦИЯО Венеции так много известно в мире, она представляет собой важную часть мозаики представлений об Италии. Но в реальности это небольшой город, где на данный момент всего чуть больше 50 тысяч жителей. Правда, еще 50—60 тысяч туристов приезжают каждый день, чтобы вдохнуть воздуха этого уникального города.
Туристы – и награда, и бич Венеции. Они невероятно пополняют бюджет города и карманы держателей лавок и отелей. И гондольеров, их во все времена всегда было одинаковое количество – 425 человек. И стать гондольером может только коренной венецианец, причем надо будет дождаться, пока освободится место. Это закрытая каста вечно недовольных, ругающихся и отпускающих сальные шуточки мастеров своего дела. Потому что «водить» гондолу – это особое искусство, которому надо учиться 6 месяцев в спецшколе. Гондольеры заламывают цену и хамят туристам, но их услугами не перестают пользоваться. Говорят, это денежная профессия, за один сезон можно заработать на квартиру. А квартиры в Венеции недешевы.
В Венеции все болтают на английском свободно, в отличии от остальной Италии. Этот город всегда был на пересечении торговых путей, поэтому в крови у венецианца способность к языкам и торговле.
Главное событие года – это венецианский карнавал. Целую неделю венецианцы наряжаются в совершенно невероятные наряды и костюмы прошлых столетий и чинно разгуливают в масках и с веерами по узким улочкам, мостикам, пьют спуманте в кофейнях и позируют туристам. Это у них отдельное развлечение.
– Мы стали чем-то вроде Диснейленда! – потом сокрушаются они, но при этом делают все для привлечения внимания туристов.
Жить в Венеции дорого, ведь даже продукты на рынке в среднем в полтора раза дороже, чем по Италии. Плюс постоянные расходы на поддержание дома, который медленно, но верно уходит в воду. Венецианские палаццо очень старые, им по несколько сотен лет. Нового строительства почти не ведется, старый фонд бы отремонтировать. Последние сто лет Венеция стремительно уходит под воду, по сравнению с тем, как она погружалась раньше, конечно. Поэтому венецианцы говорят, что они – исчезающий вид. Даже проводили похороны Венеции и теперь вроде как доживают последние дни. Спокойненько, размеренно, а иногда с огоньком и карнавалами.
КРАСИВО СТАРЕЮЩАЯ ЕВРОПА: СЛАГАЕМЫЕ ОЧАРОВАНИЯ
Произносишь устоявшееся словосочетание «старушка Европа» и сразу в представлении всплывает итальянская картинка. Деревянные старые ставни с цветочными горшками, из которых вьются затейливые ростки по перекладинам, рядом художественно облупившаяся штукатурка… Только диву даешься, ну как эта рухлядь может выглядеть так красиво и на каком добром слове держится? Гуляешь по итальянским городкам, вымощенным каменной брусчаткой еще задолго до основании Италии, трогаешь пахнущие временем камни бывших замков. И можешь быть уверенным – так этот городок выглядел и сто, и двести, и тысячу лет назад. Как же итальянцам удается не только сохранять старину в первозданном виде, но и гармонично встраивать в нее новоделы, включая бутики и рестораны? Не теряя при этом ни доли комфорта! Ведь всем, кто хоть раз путешествовал по Италии, известно, как невероятно удобно жить в этих небольших городках.
Прежний вид сохраняется не только из-за альтруизма и особого отношения людей к своим пенатам. На государственном уровне это один из приоритетов. Во-первых, запрещено сносить старые дома. Их можно только реконструировать. Их отдают на откуп строительной компании, которая внутри дома делает современные квартиры с современными материалами и стилем, но должна вернуть дому прежний фасад, цвет и даже копировать текстуру старинных материалов. Стены красят специально в яркие приятные глазу цвета, с рисунками под старину. Любые наружные изменения согласовываются до мелочей. Причем это не всегда удобно. Наша семья жила в таком доме, которому в теории 500 лет. Но он был полностью перестроен внутри и во внутреннем дворе. К примеру, используя сложнейшую технику, из-под него выгребли землю и сделали подземные гаражи с лифтом для машин. Остались прежними только основные наружные стены с гербом, включая старые вековые ставни. Их просто отреставрировали, покрасили и повесили снова. Их перекашивает в дождливую погоду, но снять их и поменять мы не имели права. На внешней стороне должны быть только они. Во внутренний двор у нас выходил балкон и другие окна. На них висят современные более красивые и прочные ставни. Но пол на балконе не выложен плиткой, что было бы логично, раз уж все отреставрировали. Нет, он забетонирован под цвет и шершаво-грубую текстуру, которая была здесь веками.
– Давай положим плитку или специальный настил! – говорила я мужу.
– Нельзя. – отвечал он. – Я уже при покупке квартиры пытался договориться на этот счет. Но должна сохраняться прежняя фактура, как раньше.
Здесь вообще очень любят старину, при этом ухоженную. На некоторых реконструированных зданиях можно видеть красиво оголенный кусок внутренней каменной кладки. Мол, смотрите какой старинный дом.
Или вот, к примеру, на каналах те самые ступеньки, ведущие к воде и склоненные под определенным углом бетонные плиты. Тоже подчеркнуто старые, и также подчеркнуто ухоженные, а проросшая рядом травка добавляет необходимой изысканной небрежности в эту картину. Много лет назад на эти мостки женщины ходили стирать и полоскать белье. Там даже в некоторых плитах можно разглядеть ямку для мыла и ребристость терки. От каждого дома, что стоит у канала, спускается отдельный выход к мосткам. Казалось бы, ну давно у всех стиральные машины и эта вся конструкция только занимает место в саду и делает края канала неровными и странными. Но нет, все тщательно сохраняется как было, выходы на мостки просто наглухо закрыты, а реконструируется это все так, чтобы не видоизменить ни в коем случае.
Во-вторых, есть негласное правило при оформлении балкона и окон быть в контексте с остальным кондоминиумом. Допустим, распространенные в Италии полосатые тенты от дождя и солнца. Если хочешь установить тент на свой балкон, то только той конструкции и цвета, что у твоих соседей. Дом должен создавать ощущение единого целого, иначе на него не очень приятно будет смотреть. Впрочем, это касается не только тента. Но и окон, балконной ограды и так далее. В Италии человек не смог бы застеклить балкон, лишь потому, что ему вздумалось и ему это удобнее. Либо у всего дома будут застекленные в едином стиле балконы, либо нет.
Выделиться из толпы соседей можно лишь цветочным оформлением. Что здесь и делают изо всех сил. Это настоящая цветочно-горшковая мания. Если на балконе нет горшков с цветами или деревцами, значит, либо квартира нежилая, либо для этого есть какие-то другие серьезные обоснования. Некоторые, кому некогда ухаживать за цветами, а зелени и уюта хочется, а также укрыться от любопытных глаз, покупают искусственные листья и устанавливают на ограду балкона, будто она заросла.
Кроме этого, есть в каждом городе свои нюансы. Например, в Риме с 30 сентября 2012 года вступил в силу запрет на прием пищи в исторической части Вечного города. Чтобы было легче (и дешевле, думаю) поддерживать порядок в местах, представляющих культурную и историческую ценность. А кто не удержится и решит перекусит на ходу бутербродом, грозит штраф от 25 до 500 евро.
ГЛАВНЫЕ ИТАЛЬЯНСКИЕ ЦЕННОСТИ
Опрос, проведенный центром по изучению инвестиций в социальную сферу Censis, выяснил основные жизненные ценности жителей Апеннин. На первом месте у итальянцев находится семья (65%), далее – желание иметь высокое качество жизни (25%), следование религиозным традициям (21%) и любовь к прекрасному (20%). А вот как воплощение этих ценностей выглядит в обычной жизни.
Воскресенье, семь утра. По мощеным улочкам уже спешат красиво наряженные донны в завитушках, и представительные радостные синьоры в костюмах. Воскресную мессу пропускать нежелательно. Если кто пропустил раннюю, то придет на 10-часовую, предобеденную. Церковь и религия – одна из цементирующих ценностей итальянского общества. В приватной беседе итальянец может пожаловаться, что мол, священники стали другие, не то, что раньше. Однажды мимо нас проехал на велосипеде молодой священник с сигаретой в зубах, так его еще полчаса обсуждали на углу. Мол, ай-яй-яй, разве так можно. Но это не отменяет походов в церковь, исповеди, причастия и чтения молитв. При том, что особенно глубокую веру, с пониманием сути христианского учения вы вряд ли встретите. Церковь – это место встречи горожан друг с другом, основа всех основных праздников, ведь светских в Италии очень мало. А всеобщий выходной устраивают только по поводу католических торжеств – Рождества, праздника Богородицы, Пасхи и т. д. В церкви проводятся концерты, там поет в хоре твой ребенок, твой дядя играет в оркестре и в прошлый раз читала Евангелие твоя кузина.
Церковью поддерживается важная составляющая итальянской жизни – семья. Все главные семейные праздники получаются тоже связаны с религией. Бракосочетание, крещение, первое причастие и так далее. Здесь все ориентировано на семью. Итальянцы сегодня не спешат вступать в брак, так как относятся к этому вопросу очень серьезно. Долго выбирают, ведь это на всю жизнь, куда торопиться? Тем более, что надо как следует нагуляться. Свадьба для итальянца – это ватерлиния между одной жизнью и другой. И одно из важнейших событий в жизни. К нему готовятся долго и тщательно. Став мужем и женой, чинно ходят везде вместе, выгуливают малыша и всячески демонстрируют крепкие семейные узы. О любовницах и любовниках, по большому счету, даже и шутить не очень принято.
Сохранение традиций – третья по степени важности ценность итальянцев. Может поэтому, кстати, это редкий древний народ, который сохранил свои земли и живет там, где жили их предки сотни и тысячи лет назад. Они легко могут сказать «У нас так не принято» и даже не задумываться, а хорошо ли то, как принято у них. Посмеиваются над всем чужестранным. Верят, что все самое лучшее уже есть в Италии. И с трудом перенимают что-либо новое. При этом они очень вежливы. Если им рассказываешь о чьем-то передовом опыте, они кивают, говорят, мол, да, да, а сами – в одно ухо влетело, в другое вылетело. Их волнует только то, что происходит здесь и сейчас в их собственном городке с теми, кого они знают. И главный страх, как бы чего не случилось нового. К нововведениям итальянцы относятся очень настороженно. Из нового хороши лишь новые коллекции, новые приобретения в дом или в гардероб, а все остальное пусть остается по старому.
Быть модно и стильно одетым – тоже следует отнести к ценности. Не обязательно быть красивым и иметь формы Апполона или Афродиты. Лишь бы костюмчик сидел. А умение подчеркнуть достоинства и спрятать недостатки тоже циркулирует в итальянских венах. Для многих жителей Апеннин дом является просто одной огромной гардеробной, где итальянец наряжается и отправляется в свет и на прогулку. У любого простого итальянского парня одежды в шкафу в три-четыре раза больше, чем у любой простой российской девушки. «Все напоказ» – жизненный девиз. С первой зарплаты многие юнцы покупают себе первым делом дизайнерский браслет, дорогие часы или какую-то уникальную модную шмотку. В любой выходной или праздничный день смотреть на гуляющую публику – невероятное наслаждение. Они же не просто гуляют, они себя де-мон-стри-ру-ют. И в их ансамбле подобрано друг к другу абсолютно все до мелочей. Некоторые даже боятся совершать слишком резкие движения и двигаются плавно, размеренно, чтобы не помять дорогую кофточку.
Желание вкусно поесть в теории не совсем вписывается в категорию «ценности». Но у итальянцев еще как вписывается. Еде и процессу принятия пищи придается огромное внимание. Иногда можно подумать, будто у этих людей кроме еды нет ничего важнее на свете. Обед и ужин проходит по определенному сценарию, рецепты блюд и новое вино обсуждают с таким интересом и знанием дела, будто это профессиональное собрание шеф-поваров и дегустаторов, а не обычных граждан. Разбираться в том, какой продукт к какому подходит и что нужно за чем есть – святая обязанность любого итальянца. Как что подать, как сервировать… В общем, неудивительно, что Италия ассоциируется во всем мире с понятием «вкусно и плотно поесть». Да что там, у них есть отдельный этап после принятия пищи, которому уделяется много внимания и для которого нет даже перевода в русском языке – дижерире. Грубо говоря, (мамма мия, как эе это сказать?!) выпускание изо рта воздуха после еды, что означает: еда в желудке улеглась, хорошо пошла, была легкой и приятной. И это целое искусство покушать именно так, чтобы потом легко прошел этап «дижерире». Поэтому во время ужина пьют либо просекко (газированное вино), либо минеральную воду (есть даже одна, которая переводится дословно типа «Помощь желудку в пищеварении»), а чтобы процесс дижерире удался окончательно, трапезу заканчивают маленькой чашкой крепкого кофе, либо чего-то очень крепкого спиртного: рюмкой лимончелло, граппы, рома, коньяка или фруктовой водки… Отсюда и пошло название этих специальных крепких алкогольных напитков, помогающих на последнем этапе пищеварения – «дижестивы».
ДОБРОДУШНЫЙ СНОБИЗМ ИЛИ НЕМНОГО О ХАРАКТЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ АППЕНИН
ХИТРЫЙ СИНЬОР ПОМИДОРО себе любимых они наговорили бы на десять томов. А вот двумя словами обозначить характер жителя Апеннин можно, пожалуй, так – добродушный снобизм. Все они немного нарциссы с чувством превосходства, но так и быть, снисходительны к остальному населению планеты.
Среди итальянцев ценятся такие качества как хитрость (парадокс: каждая провинция считает себя самой хитрой), юмор (непринужденно шутят даже на похоронах) и умение блестяще владеть каким-то ремеслом на уровне искусства. Кем бы ни работал итальянец, он обязательно в чем-то окажется асом, лучшим в своей деревне. И неважно, кем и в чем. Подметальщиком или сыроваром или у него на балконе самые красивые цветы. В чем-то ты должен быть «браво», иначе за что же самого себя уважать.
Еще одно важное качество итальянского характера – стремление быть гран-синьором. Каждый потомок крестьянина ведет себя как отпрыск королевских кровей. В одной пекарне хозяин, который прежде разрешал своим хлебопекам брать столько хлеба, сколько хотят бесплатно, в один день вдруг сказал, что не может больше себя объедать и будет продавать им хлеб по себестоимости. Что сказали хлебопеки? Они оскорбились! И сказали:
– Мы настоящие синьоры и лучше будем покупать втридорога в булочной, чем покупать у тебя хлеб, испеченный нашими руками. Это унизительно!
И хозяин отказался от этой затеи, почувствовал себя неловко и устроил своим работникам примирительный ужин в ресторане, где лучшая морская кухня.
Они кажутся простыми и веселыми – ведь демонстрировать веселье и отпускать удачные шутки – это один из элементов базовой комплектации итальянского характера. Каждый третий тут мог бы посоперничать с любым нашим юмористом. Но за простотой и веселостью стоит бездна рефлексии и страданий. Когда узнаешь их ближе, вдруг осознаешь, насколько это веселый, настолько же и страдающий народ.
ЧИСТОТА – ЗАЛОГ УВАЖЕНИЯСредний итальянец всю жизнь колеблется между предприимчивостью, желанием заработать и желанием не напрягаться да вообще ничего не делать.
При этом на Юге, видимо, из-за жары побеждает второе. А предприимчивость нередко граничит с преступными наклонностями. Там масса безработных, молодежь слоняется по улицам и ищет развлечений. На Севере склоняются в сторону честной предприимчивости, каждый второй хочет открыть или открывает свой бар, кафе, магазин, дизайнерскую мастерскую, агентство недвижимости или автошколу. При этом мечтая об отпуске, чтобы просто валяться в гамаке.
При первом взгляде итальянцы производят впечатление немного ленивой нации, на самом деле большинство из них встают на рассвете и за весь день спокойно не присядут даже. Если не работа, то дела по дому. То, что в средней итальянской семье называется обычной ежедневной уборкой, в российской семье называется генеральной. Чистоплотность высоко ценится здесь. Столько, сколько стирают, гладят и моют полы в итальянском доме, мало где еще можно встретить. Итальянские хозяйки одни из лучших в мире. Искусство аккуратно складывать вещи как в бутике и сохранять их первоначальный вид много-много лет вызывает мое неподдельное восхищение. И изводит русских жен. Ведь для итальянца это нормально. А достичь такого уровня хозяйственного мастерства можно только, если у тебя предыдущие три поколения по женской линии были асами быта.
ТОК-ШОУ В РЕЖИМЕ ОН-ЛАЙН
Язык – самая накаченная мышца в теле итальянца. Они говорят столько, сколько не снилось Андрею Малахову и Тине Канделаки. Везде, всегда, в любое время дня и иногда ночи итальянцы ведут оживленные диалоги. Если итальянец молчит, значит у него серьезные проблемы, он не выспался, падает без сил от усталости и три дня не ел. Впрочем, в любом из этих случаев итальянец начнет это обсуждать. Помнится, как-то мы проходили через итальянскую таможню, мне тогда только выдали вид на жительство и я приготовилась показывать кучу документов, ведь в паспорте старая виза, а наличие ВНЖ в самом паспорте никак не отражается. Но таможенник очень хотел есть. Он громко обсуждал с другим таможенником через перегородку, как сильно у него сводит желудок, как он мечтает вонзить вилку в сочный бифштекс, а потом заесть это салатом. Он даже не глянул в мой паспорт, взял в руки, быстро поставил штамп и даже не глядя на меня, продолжая в красках рассуждать о предстоящем обеде, выдал паспорт и нажал кнопку пропуска. Вся очередь хохотала над таможенником, и говорила, что после его рассказа у всех стало сводить желудки и захотелось в ресторан.
Итальянцы умеют говорить ни о чем так увлекательно, что слушаешь их речь как музыку. Они прирожденные ток-шоу-мены, поэтому когда русский человек, даже не понимающий по итальянски, попадает в ресторан, где сидят куча итальянцев, он может растеряться от того, как бурно протекает общение. Русский процессор зависает. Знакомые, незнакомые и только что познакомившиеся цепляются языками и болтают без умолку, пересыпая речь шутками-прибаутками.
Исследовательская компания Eta Meta Research однажды проводила мониторинг – о чем же говорят в основном итальянцы? И оказалось, что большую часть времени они тратят на сплетни, чтобы перемыть друг другу косточки. Согласно результатам исследования, средний итальянец говорит без умолку минимум пять часов. Причем это не зависит от пола. Итальянские мужчины не уступают женщинам, просто их общение протекает с большим весельем, юмором и кратно меньшей злобностью. Итальянские же женщины в разговорах более колкие на язык.
Первое место в рейтинге сплетен занимает работа. Обожают обсуждать свое начальство и коллег, их деловую и личную жизнь – 38%. 35% времени уходит на обсуждение общих тем – спорт, еда, политика, поведение мигрантов и криминальные случаи из газеты. Знаменитости волнуют итальянцев куда меньше – 17%. И лишь в 10% случаев говорят о родственниках.
Вообще-то итальянцы сплетничают везде, где найдет нелегкая – встретились у входа в квартиру с соседом и зависли на 15 минут, на углу аптеки, в супермаркете. Сколько раз видела картину, как едет одно итальянское лицо неважно какого пола из точки А на автомобиле, а другое из точки Б едет ему навстречу. О! Салюто! Какие люди! Остановились посреди дороги и ну лясы точить. Сзади с обеих сторон дороги бибикают, кричат. А этим – хоть бы хны! Другой раз наблюдала, как велосипедист ехал рядом с водительским окошком автомобиля и беседовал с водителем. Но согласно исследованиям агентства, чаще всего все же предпочитают сплетничать в офисах или барах. На третьем месте парикмахерские. Исследователи не учли, правда, время, которое итальянцы тратят на разговоры по телефону. Италия – один из лидеров по количеству продаж телефонов, так что реальность еще болтливее.
Из-за их любви поговорить приходится везде ждать подолгу своей очереди, даже если перед тобой всего одна синьора или даже вовсе никого нет. Захожу в аптеку за лекарством, выходит доктор и я минут десять жду, пока он обсудит с синьорой, которая зашла СЛЕДОМ за мной, как он похудел и теперь стал совершенно прекрасен.
– Ах, ну что вы! Вы всегда исключительно очаровательны, синьор! Я вас никогда ни на какого другого аптекаря на променяю! – осыпает его комплиментами пенсионерка, а он в ответ ее. А я вот после этой сцены, решила, что точно променяю, как только найду менее болтливого аптекаря, какой бы «фашинанте» не была его седая уложенная шевелюра. Ну да, я тогда была не в духе, еще не в итальянском расслабленном духе.
Госучреждения, коммуны, магазины, рестораны или прием к доктору… Честно говоря, жизнь в Италии – это ежедневная тренировка терпения и смирения. Я лично, признаюсь, пару раз не выдерживала, взрывалась и устраивала синьорам выволочку за трату моего времени. Они хоть и возмущались, мол, смотри какая нервная иностранка, но тут же сворачивали дискурс и прощались.
ПОЧЕМУ МADE IN ITALY – ЗНАК ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА
В даосизме, китайском учении, есть принцип – мол, главное, найти и понять свое дао. Если твое дао – рубка мяса, то ты должен стремиться рубить мясо лучше всех мире, постичь дао мяса и дао рубки. Итальянцы ничего не знают про даосизм, по крайней мере, большинство. Но когда смотришь на них в деле, кажется, что живут они согласно принципам даосизма. Портной стремится шить так, чтобы оставить о себе память как о лучшем портном на пару ближайших веков. Хозяйка обычной остерии каждый день лепит равиоли как в последний раз и для нее важно, чтобы про нее говорили: она делает лучшие равиоли в городе. Итальянцы уверены, что лучшая реклама – из уст в уста, а не в газете или ТВ.
В основе желания хорошо и качественно делать свое дело лежит потребность в самоуважении. Даже менеджер с фабрики лакокрасочных материалов будет со страстным огнем в глазах рассказывать о продукции своей фабрики, будто о своем ребенке, которым он гордится.
Итальянцы считают, что человек хорошо может делать только что-то одно. И поэтому у них все этапы создания продуктов или вещей очень дифференцированы. Вот, к примеру, решаешь сделать ремонт дома. В России ты зовешь пару рабочих и они выполняют все работы: ломают стены, строят стены, кладут плитку, красят стены и клеят обои. В Италии ты сначала нанимаешь того, кто будет ломать стены и делать перепланировку. Это обязательно будет самый лучший ломальщик стен, не меньше. Потом нанимаешь того, что будет возводить новые стены и штукатурить. На отделочные работы – класть плитку, красить стены и так далее – третий, четвертый и пятый работник соответственно. Хотя ведь именно римский император Юлий Цезарь когда-то прославился тем, что мог делать хорошо несколько дел одновременно. Но в Италии к его лаврам никто не стремится. Все делают степенно, размеренно, концентрируясь на одном процессе. Дело не терпит суеты. Хотя на самом деле в Италии производится и масса ширпотреба, но его качество в среднем все равно выше, чем тот же ширпотреб, сделанный в другой стране.