banner banner banner
Про алкоголь. Честно
Про алкоголь. Честно
Оценить:
 Рейтинг: 0

Про алкоголь. Честно


Как указано выше, само слово «вино» подразумевало два значения: виноградный сок и алкогольное вино, перебродивший сок. К тому же древним были известны разные способы хранения виноградного сока (в частности) в несброженном состоянии, многие из них легли в основу современных методов сохранения продуктов (герметичная упаковка, выпаривание излишней влаги, добавление морской соли и меда и т. п.).

Фраза распорядителя пира о том, что сделанное Иисусом вино было «хорошее вино», как раз свидетельствует больше о несброженном соке, чем о высокой крепости вина. В римском мире в новозаветное время лучшими считались вина, которые не пьянили или в которых алкоголь устранялся кипячением либо фильтрацией. Плиний выразительно сказал, что «„хорошее вино“ – это вино, лишенное спирта» (книга IV, гл. 13). Такое вино повсюду употребляли в Палестине, это был чистый виноградный сок. Вино, сделанное Иисусом, было высокого качества не из-за содержания алкоголя, а оттого, что было «новым вином». Да и слова «хорошее вино» следует переводить не отдельно, а именно фразой (словосочетанием), как понятие. Не стоит забывать и о моральной стороне. Не мог Иисус, как творец всего доброго, произвести 450—600 л алкогольного вина вдобавок к уже выпитому для мужчин, женщин и детей. Тогда Он должен нести моральную ответственность за продолжение возлияний и повышение степени их опьянения.

Аналогичным образом можно прокомментировать высказывание Христа: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше». Сторонники умеренного потребления алкоголя толкуют смысл высказывания так, что молодое вино следует вливать в новые мехи, т. к. новые мехи более эластичны и прочны, чтобы выдержать давление от процесса брожения, и старые мехи вряд ли смогут выдержать. Но давление, повышающееся при брожении с выделением газа, способно повредить различные сосуды, будь то стекло или кожа. Здесь требование вливать новое вино в новые мехи имеет тот смысл, что если вливать новое вино в старые мехи, оно может легко подвергаться процессу брожения из-за частиц, оставшихся в мехах.

Но скорее всего, высказывание метафорично, и под старыми мехами подразумевается старый, разлагающийся уклад жизни; новые мехи – новый правильный уклад жизни. Естественно, при этом нельзя «лить новое вино в старые мехи», и естественно, что с новым укладом жизни согласятся не все, кто привык к старому, разлагающемуся («И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше»). Но и здесь Христос проявляет свое милосердие: «…тогда сбережется и то и другое».

Это лишь несколько примеров, из которых видно, что не стоит однозначно воспринимать Библию и христианство как религию, поощряющую умеренное потребление алкоголя, скорее наоборот – призывающую к трезвости.

ПРАВОСЛАВИЕ

Православие – одна из ветвей христианства, его основой также является Библия, которая, как показано выше, призывает к воздержанию от алкоголя и уж точно осуждает пьянство. Кроме того, в православии существуют отдельные братства приверженцев полной трезвости. Между тем в православии существуют жесткие запреты на употребление любого алкоголя в любых дозах во время поста и запрет на поминание алкоголем (про этот запрет современные люди как-то совсем забыли). Постных дней в году бывает в общей сложности около 200, также запрещено принимать алкоголь в среду и пятницу, т. е. получается около 200 абсолютно трезвых дней. Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа облегчения загробной участи почившего. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название – «поминки»).

Староверие, одна из ветвей православия[12 - Точнее, современное православие вышло из древних церковных обрядов путем реформирования церкви патриархом Никоном в 1653 г. по греческим канонам православной церкви, расколов верующих на старообрядцев (староверов, позже – раскольников) и новообрядцев. Впоследствии новообрядцы были признаны единственно православными, а старообрядцев назвали раскольниками. На самом же деле противники новообрядства остались верны древним церковным обрядам, ни в чем не изменив той православной церкви, которая пришла с крещением Руси.], накладывает строгий запрет на алкоголь и табак. Подобным образом и пятидесятничество запрещает употребление алкоголя, а также хранение оружия, золота и ношение галстуков.

АЗИАТСКИЕ РЕЛИГИИ

Здесь стоит отметить крупные азиатские религии. Например, индуизм – основная религия в Индии – запрещает употреблять алкоголь. В ресторанах не подают алкоголь, хотя в некоторых заведениях можно принести его с собой; по пятницам в Индии сухой закон и алкоголь невозможно достать ни за какие деньги. Также буддизм запрещает и осуждает употребление алкоголя, курение и развратное поведение. Наверное, из всех крупных религий только иудаизм не запрещает алкоголь и использует вино в религиозных ритуалах.

Как видно, основные мировые религии либо однозначно запрещают употребление алкоголя, либо осуждают и призывают к трезвости.

СУХОЙ ЗАКОН

В определённый момент потребление алкоголя достигло таких объемов, что начало угрожать дальнейшему существованию государств и наций. Озаботившись этой проблемой, правительства многих стран в разное время вводили ограничительные меры, направленные на снижение производства, продажи и даже употребления алкоголя для отрезвления нации. Среди таких мер наиболее эффективным (с точки зрения снижения алкоголизации населения) стал так называемый сухой закон. Сухой закон является ограничительным актом, к которому прибегали правительства и народы в основном в XVIII – XIX вв. (а также в XX в.) – в это время появился дешевый крепкий алкоголь в больших количествах. Хотя указы о запрете алкоголя издавались и в древнейших временах, например, запрет на винокурение (производство алкоголя) в китайском государстве Северная Вэй в середине V в.

Одной из первых стран, где были введены запреты на продажу алкоголя, стала Швеция. В 1865 г. в Швеции вводится Готтенбургская система, по которой право продавать спиртное предоставлялось некоторым акционерным обществам, имеющим специальное разрешение от общины. Продажа спиртных изделий разрешалась только в хорошо оборудованных заведениях с широким выбором горячих закусок и основных блюд (в качестве исключения без закуски можно было продать 50 мл спиртного). Запрещалось продавать алкоголь в долг, пьяным и детям. Деньги от продажи спиртного не включались в прибыль держателя заведения, а сами акционерные общества, торгующие по разрешению, оставляли себе только 5—6% прибыли от его продажи. Такая система просуществовала до 1919 г. и была заменена системой Братта. По системе Братта право на покупку 4 л спиртного 1 раз в месяц имел глава семьи или лицо в возрасте не менее 21 года, имевшее постоянную работу; карточка на право получения продукта была действительна только для определенного магазина. Такая система действует в Швеции до настоящего времени.

В 1912 г. был введен запрет на распространение спиртных изделий в Исландии. Под давлением Испании, потребовавшей импорта своих вин под угрозой прекращения закупок исландской рыбы, запрет был отменен в 1923 г.

18 июля 1914 г. в связи с начавшейся войной царское правительство России ввело запрет на продажу алкоголя на время мобилизации, который был затем продлен до окончания войны. Введению запрета предшествовали, помимо активной деятельности русской интеллигенции, трехлетние дебаты в Государственной Думе. Результаты запрета были ошеломляющими даже для маловеров. Конечно же, наряду с положительными итогами были и отрицательные: тайное самогоноварение, потребление суррогатов, отравления ими, нарушение закона отдельными заводчиками. Несмотря на это, народ в своей основной массе горячо поддержал идею всеобщей трезвости.

Эстафета сухого закона была продолжена и после Великой Октябрьской революции. На другой день после ее победы, 8 ноября 1917 г., Петроградский военно-революционный комитет издал приказ, который гласил:

«1. Впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков.

2. Предписывается всем владельцам спиртовых и винных складов, всем фабрикантам алкоголя и алкогольных напитков не позже 27-го сего месяца довести до сведения о точном местонахождении склада.

3. Виновные в неисполнении приказа будут преданы военно-революционному суду».

Вслед за этими мерами советское правительство на различных этапах борьбы с алкоголизмом, которая по значимости приравнивалась к борьбе с туберкулезом и венерическими заболеваниями, издавало ряд декретов и постановлений. Основными из них были декреты, принятые при жизни В. И. Ленина.

Так, 13 мая 1918 г. ВЦИК принял декрет «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими». Декрет предусматривал уголовную ответственность за самогоноварение до 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества. 19 декабря 1919 г. был принят декрет СНК РСФСР «О воспрещении на территории РСФСР без разрешения производства и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ». В 1925 г. сухой закон был отменен в силу разных причин.

В 1919 г. запрет на производство и продажу алкоголя ввела Норвегия. Как и в случае с Исландией, отмены сухого закона потребовали иностранные государства – крупные производители и экспортеры вина – Испания, Франция, Италия, угрожая прекращением закупок рыбы и рыбной продукции. В 1926 г. запрет был отменен. За время действия запрета потребление снизилось с 20 до 3 л на душу населения. В настоящее время оно является самым низким в Европе.

Также в 1919 г. сухой закон был введен в Финляндии. 1 июня 1919 г. был принят закон, закрепивший за государственной алкогольной компанией монопольное право на производство, импорт и продажу «алкогольных напитков». Алкоголь можно было использовать только в медицинских и технических целях. Ответом на жесткие меры стало самогоноварение и контрабанда спирта через Финский залив. Ежегодно в страну привозили до 6 млн л нелегальной выпивки. Продавался контрабандный спирт или в 12-литровых канистрах, или в сосудах емкостью в четверть литра (в т. н. воробушках). В любом хельсинском ресторане, зная правильные термины, можно было заказать крепленый спиртом чай или кофе. В конце 1931 г. правительство организовало всенародный референдум об отмене сухого закона. Более 70% граждан, принявших участие в голосовании, высказались за отмену закона. 5 апреля 1932 г. в 10:00 алкогольные магазины были открыты по всей стране, но строго под контролем государства.

В 1920 г. конгресс США принял сухой закон как 18-ю поправку к Конституции. По этому закону на всей территории США запрещалось производство, транспортировка и продажа спиртных изделий. Несмотря на обязательность выполнения, закон не был ратифицирован в штатах Коннектикут, Род-Айленд, Иллинойс, Висконсин, в которых в дальнейшем было налажено производство и контрабандный вывоз алкогольной продукции в другие штаты. Положительное действие закона на здоровье и повышение производительности труда сказывалось в течение трех лет. В дальнейшем мафия, в основном в Нью-Йорке и Чикаго, организовала тайное производство алкоголя, наладила контрабандный ввоз спиртного из Европы, главным образом из Франции, а также из неприсоединившихся к сухому закону штатов. В результате закон оказался блокирован мафией и представителями большого бизнеса, стоящими за ее спиной. Для обеспечения соблюдения сухого закона правительством было назначено около 2,5 тыс. агентов. Израсходовав 12 млн долларов на борьбу с нарушителями сухого закона, правительство США в 1932 г. отменило его.

С 1977 г. сухой закон действует в Иране.

7 мая 1985 г. в СССР были приняты постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и постановление Совмина СССР №410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причем предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест и времени их продажи.

16 мая 1985 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. Соответствующие указы были приняты одновременно во всех союзных республиках.

Исполнение было организовано комплексно, кроме принятия мер на законодательном уровне широко велась идеологическая и воспитательная работа (можно даже сказать, пропаганда трезвости). О серьезности работы говорило и то, что представители власти и члены партии не остались в стороне, а принимали активное участие в кампании (хотя бы внешне), к ним применялись строгие требования по отказу от алкоголя и «добровольному» вхождению в союзы трезвости. В пропаганду трезвости были втянуты профсоюзы, система образования, здравоохранение, всевозможные общественные организации и творческие союзы, которых в то время насчитывалось большое количество. Принимались жесткие меры против распития алкоголя на улице, пойманные в пьяном виде имели серьезные проблемы на работе, за употребление алкоголя на рабочем месте увольняли и исключали из партии (что являлось весьма постыдным). После начала борьбы с пьянством в стране было закрыто большое количество магазинов, торговавших ликеро-водочной продукцией, значительно сократилось производство алкоголя, введены ограничения по времени торговли.

Такая масштабная кампания не обошлась, конечно, без перегибов, не была просчитана в достаточной мере. Порою весьма суровые меры по ограничению потребления спиртного не были предварительно подкреплены идеологически, из-за чего вся антиалкогольная кампания (и трезвость в частности) были во многом скомпрометированы.

В 2008 г. сухой закон был введен в столице Монголии Улан-Баторе. Такие действия были предприняты правительством страны в связи с массовым отравлением алкоголем во время празднования Нового года, и это в практически не пьющей стране. Правительство, видимо, не стало дожидаться, когда потребление алкоголя постепенно возрастет до значительных показателей в соответствии с общемировыми тенденциями (уже и в Монголии появились официально зарегистрированные алкоголики), и жестко пресекло наступающую алкоголизацию населения.

В 2009 г. парламент Бахрейна проголосовал за сухой закон. Бахрейнский парламент принял решение о запрете продажи спиртных напитков во всех общественных местах: отелях, барах, ресторанах, ночных клубах и дискотеках, а также о закрытии магазинов алкоголя. Вызывает уважение тот факт, что некие традиции, собственные ценности не пали в угоду привлечения денег, ведь данный шаг может нанести серьезный удар по экономике Бахрейна. Доходы этого небольшого мусульманского королевства во многом составляет прибыль, которую приносит туристическая отрасль страны, а с вводом в действие сухого закона туристический поток в страну может существенно уменьшиться. Но в Бахрейне больше уважают и любят свой дом, а гости, как это и подобает, должны уважать устои государства, в которое приезжают, и соблюдать местные правила.

По данным на 2009 г., сухой закон в различной степени строгости действовал в Албании, Алжире, Бангладеше, Бахрейне, Бенине, Брунее, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутане, Восточном Тиморе, Гамбии, Гане, Гвинее, Гвинее-Бисау, Джибути, Египте, Замбии, Западной Сахаре, Зимбабве, Индии (в Мумбаи и Ченнаи), Индонезии, Иордании, Ираке, Иране, Исландии, Йемене, Камбодже, Камеруне, Катаре, Кении, Китае, на Коморских островах, в Кот-д’Ивуаре, Кувейте, Лаосе, Лесото, Ливане, Ливии, на Маврикии, в Мавритании, на Мадагаскаре, в Малави, Малайзии, Мали, на Мальдивах, в Марокко, Мьянме, Непале, Нигере, Нигерии, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратах, Омане, Пакистане, Палестине, Папуа – Новой Гвинее, Руанде, Саудовской Аравии, Свазиленде, на Сейшельских островах, в Сенегале, Сингапуре, Сирии, Сомали, Судане, Сьерра-Леоне, Таиланде, Танзании, Того, Тунисе, Туркменистане, Турции, Уганде, Центральноафриканской Республике, Чаде, Швеции, Шри-Ланке, Экваториальной Гвинее, Эритрее, Эфиопии.

Прямой целью любого сухого закона является существенное снижение потребления алкоголя населением, косвенными целями (через снижение алкоголизации) – оздоровление нации, снижение смертности, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, повышение производительности труда и т п. Все антиалкогольные кампании, конечно же, имели разные последствия и конечные результаты. Рассмотрим наиболее масштабные из них, проходившие в нашей стране.

После введения первого сухого закона в 1914 г. результаты не заставили себя долго ждать. В 1915 г. потребление алкоголя сократилось до 0,2 л на душу населения. Производительность труда повысилась на 9—13%, и это несмотря на большое количество призванных в армию. На 27—30% снизились прогулы, в разы сократился производственный травматизм. Число арестованных в пьяном виде в Петрограде во втором полугодии 1914 г. сократилось на 70%. Число вытрезвляющихся сократилось в 29 раз. Число самоубийств на почве алкоголизма в Петрограде упало на 50%. Подобные же результаты были получены еще по 9 губерниям России. Число денежных вкладов в сберкассы увеличилось; прирост составил 2,14 млрд руб. против 0,8 млрд руб. в прежние годы до запрета.

Позже, во время следующих кампаний (уже большевистских и советских), благодаря многим факторам, в том числе и трезвости народа, стало возможным снова собрать и объединить государство, организовать власть, провести восстановление экономики и народного хозяйства, индустриализацию, ликвидацию безграмотности и многое другое. А главное, за эти времена (в период царского и последующего сухих законов) было выращено поколение здоровой нации, которое в будущем совершало великие дела.

Неоднозначную оценку имеет кампания 1985—1987 гг. В целом более 50% россиян отнеслись к ней позитивно. За этот период наблюдался рост продолжительности жизни и рождаемости: детей рождалось на 500 тыс. в год больше, чем за предыдущие 20—30 лет, при этом ослабленных малышей родилось на 8% меньше. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 2,6 года: с 62,4 лет в 1984 г. до 65 лет в 1986 г., и достигла максимального показателя за всю историю. Значительно сократилась смертность: в 1985—1987 гг. умирало в год на 200 тыс. человек меньше, чем в 1984 г. Существенно сократилась преступность (примерно на 70%), уменьшилось количество прогулов на работе. Интересно, что потребление молока и безалкогольных напитков заметно возросло за этот период.

Но поспешность введения ограничительных мер без должной предварительной воспитательной работы, перекосы и перегибы в реальном исполнении, не до конца продуманная политика и экономические взаимосвязи привели к дискредитации самого сухого закона и трезвого образа жизни, к ослаблению экономики (в некоторой степени). Антиалкогольную кампанию пришлось завершить, так и не достигнув в полной мере положительных целей.

Стоит отметить и то, что все сухие законы в нашей стране не были «взорваны» изнутри самим народом, всегда отмена сухого закона была вызвана давлением иностранных государств (косвенным давлением, например, обрушением цен на нефть, и, как следствие, падением экономики), экономическими факторами, действиями крупной организованной преступности.

3. ИСТОРИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В РОССИИ. НАША ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА И ТРАДИЦИЯ?

И я там был, мед, пиво пил.

По усам текло, а в рот не попало.

АЛКОГОЛЬ В ДОХРИСТИАНСКОЙ РУСИ

Наверное, мало кто знает, что издревле в России практически не употребляли алкоголь, а мнение о вечном пьянстве на Руси – не более чем подлый и гнусный миф, правда, активно нами самими же и поддерживаемый. Тогда что же пили наши предки?

На протяжении тысяч лет на Руси пили чистую родниковую воду. Кстати, историки отмечают, что предки славян всегда селились у проточной воды, будь то река, крупный ручей или родник.

Широкое распространение на Руси имел квас, разных видов которого насчитывалось несколько сотен, в зависимости от сырья, на котором он был приготовлен, способа приготовления и добавленных для вкуса трав. Квас был не только повседневным напитком, утоляющим жажду, но и используемой всеми жидкостью, на основе которой готовилась вся пища. В неурожайные и полуголодные времена хлебный квас служил пищей, ведь это жидкий хлеб; кроме того, квас содержит всевозможные ферменты, витамины и другие биологически активные вещества. Обычная норма потребления кваса достигала 5 л на человека в сутки. Многие сорта кваса того времени готовились без дрожжей, основываясь на кисломолочном брожении, и имели концентрацию алкоголя около 0,2%, крепкие квасы готовились с применением дрожжей (на основе дрожжевого и кисломолочного брожения) и могли содержать до 1% алкоголя.

В более скромных количествах использовали различные ягодные морсы. Их меньшая популярность связана, очевидно, с достаточно быстрой порчей – закисанием и брожением. А квас, который также мог настаиваться на ягодах, хранился дольше и производиться мог в больших объёмах.

Конечно, были известны на Руси и алкогольные изделия. Как уже говорилось в главе об истории алкоголя, человек с древнейших времен использовал алкоголь (и другие наркотические вещества) для культовых обрядов. Тут следует обратить внимание на то, какие это были изделия, как и в каком количестве они употреблялись.

Среда обитания и природные условия жизни наших предков наложили свои отпечатки на народную кухню, и в частности на традиционные культовые алкогольные изделия. Так как в Древней Руси было огромное количество леса, в первую очередь использовался доступный вид алкоголя – березовщина. Это изделие крепостью до 1,5 градуса готовилось из березового сока и имело определенные недостатки. Березовый сок – продукт сезонный, к тому же для приготовления березовщины требовались большие емкости, а само изделие достаточно быстро прокисало.

Наряду с березовщиной использовали сурицу (сурью). Способов приготовления сурицы (сурьи) было множество, все они основаны на настаивании и сбраживании сбора трав и меда. Внешне этот процесс очень похож на приготовление кваса. В ключевую воду добавляли различные травы, мед (в некоторых случаях еще и молоко) и оставляли на солнце для сбраживания на 3 дня, для более крепкой сурицы – на неделю. Одними из старейших были способы приготовления с использованием молока с последующим его заквашиванием и брожением на меду, разбавленном водой с добавлением трав и ягод. Крепость сурицы была 1—1,5 градуса. Сурица являлась, скорее, культовым напитком. Потреблять ее можно было по строго установленной норме. Норма эта была такова: в дни празднования весеннего и осеннего равноденствия мужчинам, достигшим возраста в два круга лет (16 x 2 = 32 года), выполнившим долг перед родом, т. е. имеющим не менее девяти здоровых детей, разрешалось испить полученную из рук волхва или родана (предводителя рода) одну чарку сурицы, пива или браги. Мужчинам, достигшим возраста в три круга лет (16 x 3 = 48 лет), имеющим полный семейный родовой круг здоровых детей (не менее 16), волхв или родан подносил еще по одной чарке в дни празднования летнего и зимнего солнцестояния. Заметьте, поднести чарку женщине никому даже не приходило в голову! Эта норма соблюдалась на Руси с незапамятных времен[13 - 1.2. История наркотизма. Собриология / под ред. проф. А. Н. Маюрова. Н. Новгород, 2009.].