banner banner banner
Дипломатия. Часть вторая
Дипломатия. Часть вторая
Оценить:
 Рейтинг: 0

Дипломатия. Часть вторая

Дипломатия. Часть вторая
Маргарита Васильевна Акулич

В предлагаемой книге раскрыт ряд важных для дипломатии тем – от темы современной дипломатической практики – до тем, касающихся переговоров и использования в дипломатии нейролингвистического программирования.

Дипломатия

Часть вторая

Маргарита Васильевна Акулич

© Маргарита Васильевна Акулич, 2023

ISBN 978-5-0059-6822-7 (т. 2)

ISBN 978-5-0059-6391-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Дипломатический кодекс, 1758 год. Общественное достояние. Фото использовано для оформления обложки

В предлагаемой книге раскрыт ряд важных для дипломатии тем – от темы современной дипломатической практики – до тем, касающихся переговоров и использования в дипломатии нейролингвистического программирования.

Рекомендуется вначале ознакомиться с первой частью книги «Дипломатия» – https://ridero.ru/books/diplomatiya/

I Современная дипломатическая практика

1.1 Дипломатические агенты. Права и привилегии

Дипломатические агенты

Источник: https://ppt-online.org/829231

В 1961 году Конференция ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам приняла Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, заменившую правила Вены и Экса XIX века. В нем указаны три класса глав миссий:

(1) послы или нунции, аккредитованные при главах государств и других главах миссий эквивалентного ранга,

(2) посланники, министры и интернанты, аккредитованные при главах государств,

(3) поверенные в делах, аккредитованные при министрах иностранных дел. А временный поверенный в делах является заместителем временно отсутствующего главы миссии.

Четвертый класс, учрежденный в Экс-ла-Шапель, – министр-резидент – утратил силу в XX веке, но в течение этого времени были созданы некоторые вариации других классов.

В 1918 году новый режим в России упразднил дипломатические ранги. Когда советское правительство получило признание, оно аккредитовало «полномочных представителей», известных под русской аббревиатурой «полпреды», а в английском языке – «plenpots». Однако, поскольку по существовавшим тогда правилам они не имели приоритета, Советский Союз вернулся к ранее использовавшимся титулам.

Муаммар Каддафи. Источник https://www.9111.ru/questions/7777777772276013/

Режим Муаммара Каддафи в Ливии направил Народные бюро, которые имеют приоритет в соответствии с действующими правилами. Члены Содружества аккредитуют друг у друга верховных комиссаров. Наконец, Ватикан время от времени направляет легатов со специальными миссиями в страны Римско-католической церкви, а в 1965 году начал назначать про-нунциев. Он аккредитовал апостольских нунциев только в тех немногих римско-католических государствах, где папский посланник всегда является доиеном, или деканом, дипломатического корпуса; интернунции в других странах оказались в крошечной оставшейся группе министров. Поэтому, чтобы попасть в первый класс, был придуман титул про-нунция.

Эмиссаров первых двух классов обычно называют «чрезвычайными и полномочными», хотя они не являются ни теми, ни другими; специальные полномочия выдаются для того, чтобы посланник мог подписать договор.

Старшинство внутри каждого класса определяется датой вручения верительных грамот; в остальном между ними нет никаких различий. Старшим послом по выслуге лет является дойен (если только этот пост традиционно не занимает нунций), который по мере необходимости созывает и выступает от имени местного дипломатического корпуса.

Права и привилегии

Все главы миссий получают одинаковые привилегии и иммунитеты, многими из которых пользуются и их помощники.

Дипломатическая неприкосновенность возникла, когда доисторические правители впервые осознали, что их посланники к другим не могут безопасно передавать сообщения, собирать разведданные или вести переговоры, если к посыльным, посланным к ним другими правителями, не относятся с ответным гостеприимством и достоинством.

Таким образом, дипломатические агенты и их семьи неприкосновенны, не подлежат аресту, даже в военное время. Их дома также неприкосновенны, и они в значительной степени вне уголовного и гражданского права. в принимающем государстве – даже в качестве свидетеля – хотя многие миссии отказываются от некоторых исключений, особенно в отношении парковочных талонов. В принимающем государстве иностранный посланник свободен от налогов и военных повинностей. Его личный багаж и домашние вещи не досматриваются государством пребывания или третьими государствами, пересекаемыми транзитом, в которых он также пользуется иммунитетом.

Имущество представительства также пользуется иммунитетами и привилегиями. Флаг и герб представляемого государства могут быть вывешены на канцелярии, а также на резиденции и транспортных средствах главы миссии.

Архивы миссии и официальная корреспонденция неприкосновенны даже в случае разрыва отношений или объявления войны; агент имеет право поддерживать связь со своим правительством и другими своими миссиями. Дипломатическая почта и курьеры неприкосновенны; Средства беспроводной связи предоставляются или устанавливаются в миссии с согласия принимающего государства.

В принимающей стране дипломаты пользуются свободой формулировать политику своего правительства, даже если она нежелательна для ушей принимающей стороны. Прямая критика правительства принимающей страны, его ведущих деятелей или местного общества может, однако, привести к тому, что дипломата попросят уйти (т. е. объявят его персоной нон грата).

По давней традиции, для поддержания в своей столице атмосферы, располагающей к диалогу, принимающие государства, как правило, стремятся воздерживаться от использования дипломатическими представителями одной страны несдержанных или оскорбительных выражений в адрес дипломатических представителей другой страны (так называемое «правило третьей страны»).

Резиденция главы миссии и канцелярия (обычно теперь называемая посольством) экстерриториальна. Утверждается юридическая фикция, что эти помещения являются частью территории посылающего государства, а не территории принимающего государства; даже местные пожарные не могут зайти на «чужую территорию» без согласия. По этой причине политические противники жестких режимов часто стремятся к получению убежища в посольствах, представительствах и нунциатурах.

Хотя право политического убежища широко практикуется, оно не закреплено в международном праве, за исключением Латинской Америки. Общепризнанно, что ответственность за полную безопасность посольств лежит на принимающем государстве.

Большинство государств щепетильны в плане обращения с иностранными дипломатами и их представительствами как с почетными гостями, заслуживающими защиты от вторжений в помещения, в которых они живут и работают.

Принимающие страны, естественно, обеспокоены тем, что взаимные нарушения привилегий и иммунитетов могут коснуться их собственных посольств в иностранных государствах, если они допустят их в свою столицу. Однако во второй половине 20-го века в странах, охваченных революционными беспорядками, имели место некоторые впечатляющие нарушения обязанности по дипломатической защите. Например, в 1963 году при безоговорочном сочувствии индонезийского правительства толпа разграбила британское посольство в Джакарте из-за вопроса о независимости Малайзии; в 1967 году, во время так называемой Великой пролетарской культурной революции в Китае., британское посольство в Пекине было захвачено и выпотрошено хунвэйбинами, чьи действия официально оправдывались; а в 1979 году иранские студенты штурмовали американское посольство в Тегеране и при открытом попустительстве правительства только что созданной Исламской Республики держали в заложниках многих сотрудников посольства США в течение целых 444 дней.

1.2 Реквизиты для входа. Реквизиты для взхода. Назначение консулов

Реквизиты для входа

Назначение нового главы дипмиссии – сложный процесс. Чтобы не смущать, его (или ее) имя звучит неформально. Если принимающая страна не возражает, замещаемый посланник подает официальное заявление о соглашении или согласии. Затем отправляется новый посол с верительной грамотой, адресованной его главой государства главе принимающего государства о представлении посла в качестве своего представителя.

В большинстве крупных столиц копия верительных грамот в настоящее время сначала предоставляется министру иностранных дел в частном порядке, после чего новый посол может иметь дело с министерством иностранных дел и начинать звонить своим коллегам-дипломатам. Однако вручение этих верительных грамот главе государства носит довольно формальный характер; в некоторых государствах с острым чувством традиции это может означать поездку из посольства во дворец в открытой карете. Церемония включает в себя вручение верительных грамот вновь прибывшему послуу и отзыва предшественника, а также лаконичную банальную речь или короткую светскую беседу.

Дата официального вручения верительных грамот определяет порядок старшинства посла в местном дипломатическом корпусе. После его завершения посол может приступать к работе с другими министерствами, кроме министерства иностранных дел. В ООН верительные грамоты без церемоний вручаются генеральному секретарю. Дойена нет, так как сменяемость кадров слишком быстрая; вместо этого генеральный секретарь ежегодно вытягивает из ящика название страны, и старшинство начинается с этой страны в алфавитном порядке на английском языке.

Назначение консулов

Назначение консулов является лишь уведомлением; они имеют право на некоторые, но не на все дипломатические привилегии и иммунитеты. Они находятся в крупных городах страны пребывания, гражданами которой могут быть несколько человек. Большинство из них принадлежат к дипломатической службе направляющего государства, поскольку консульская и дипломатическая службы были объединены. Консулы выдают визы, но их основными функциями являются содействие торговле и помощь гражданам государства пребывания, оказавшимся в затруднительном положении.

1.3 Дипломатические задачи и соглашения

Дипломатические задачи

Согласно Венской конвенции, функции дипломатической миссии включают:

(1) представительство направляющего государства в государстве пребывания на уровне, выходящем за рамки чисто социального и церемониального;