Обычное небольшое Нидерландское ЗАО (B.V.), созданное резидентом EU, ведет много лет активную прямую стандартную работу по предоставлению консалтинговых услуг на EU рынке. Изредка у ЗАО случалась небольшая прибыль (мало сотен тысяч евро по итогам года).
В определенный момент несколько лет назад мне, как его сотруднику (но живущему в РФ), в порядке корпоративной схемы поощрения это B.V. продало акции в размере 10.0% (а 90.0% было у резидентов EU).
Компания рассматривает возможность (в рамках корпоративной схемы поощрения) увеличить мою долю акций до нового размера Х%, не имея целью передачи управления.
1) В законе говорится о более 25%. Значит, 25.0% (не более 25%) – допустимо, чтобы не возникло КИК?
Комментарий GSL
Верно (при условии, что не менее 50% акций принадлежит не резидентам). Это прямо следует из п. 3 ст. 25.13 Налогового кодекса. Обратите внимание также, что до 1 января 2016 года признание лица контролирующим лицом осуществляется в случае, если доля участия этого лица в организации составляла более 50 процентов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).
Однако не следует забывать, что в п. 5 ст. 25.13 Налогового кодекса есть еще и оценочный критерий контроля. Так, если лицо владеет долей в организации, менее чем установленная в законе (соответственно, 25% и менее или 10% и менее), но при этом оно может оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые организацией в отношении распределения прибыли, то такое лицо также признается контролирующим лицом организации.
2) Если доля акций для “распределения дивидендов” будет более 25% (например, 26%), НО при этом только часть акций из этих 26% будет “голосующими” – например, 24.9% – ситуации КИК не возникнет?
Комментарий GSL
Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей – непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации (п. 2 ст. 105.2 НК РФ).
В Письме от 16.08.2013 №03-01-18/33535 о порядке определения взаимозависимости Минфин России разъяснил, что определение доли прямого участия возможно тремя способами:
– по непосредственно принадлежащей одной организации доле голосующих акций другой организации;
– по непосредственно принадлежащей одной организации доле в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;
– по непосредственно принадлежащей одной организации доле, определяемой пропорционально количеству участников в другой организации (при невозможности использования первых двух способов).
По нашему мнению, в целях определения долей участия в контролируемой иностранной компании, действительно, имеются в виду только голосующие акции. На это есть следующие аргументы:
1) Вышеуказанные способы определения прямого участия сформулированы альтернативно. То есть допустимо определять долю участия по количеству голосующих акций.
Соответствующее разъяснение на этот счет дано Минфином России в Письме от 06.04.2015 N 03-01-10/19237 «Об определении доли участия организации или физ. лица в иностранной организации для целей признания ее (его) контролирующим лицом указанной организации», а также в Письме от 30.04.2015 N 03-03-06/2/25345:
«Обращаем внимание, что в случае владения ценными бумагами, эмитированными иностранной организацией, в целях определения доли прямого участия в иностранной организации необходимо документальное подтверждение права или его отсутствия у владельца данных ценных бумаг участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции согласно личному закону этой иностранной организации и ее учредительным документам»
2) Понятие контроля сформулировано законодателем так: «Осуществлением контроля над организацией в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода)»(п. 5 ст. 25.13 НК РФ).
Не голосующие акции не дают своему владельцу права принимать решения по каким-либо вопросам деятельности организации, поэтому не может быть и речи о контроле над организацией у владельца не голосующих акций.
Однако всегда есть вероятность, что п. 2 ст. 105.2, ст. 25.13 НК РФ будут истолкованы налоговыми органами иначе, и доля участия будет определяться исходя из доли участия в уставном капитале (способ 2) независимо от наличия права голоса.
Есть еще интересный момент, который вытекает из приведенного письма Минфина: отсутствие права голоса по акциям необходимо подтверждать. Документом, подтверждающим, что привилегированные акции не признаются голосующими, является решение последнего общего собрания акционеров о полной выплате дивидендов по привилегированным акциям.
3) Если в результате перераспределения акций часть акций будет выкуплена компанией, и в результате получится такая конфигурация:
• 45% (имеют право голоса и дивидендов) – EU резидент,
• 33% (НЕ имеют права голоса и НЕ имеют права дивидендов) – сама компания B.V.,
• 22% (имеют право голоса и дивидендов) – физическое лицо.
В этой ситуации будет ли по закону о КИК моя доля считаться как 22% (не КИК)? Или она будет считаться как 22/ (22+45) = 32.84% – то есть возникнет ситуация КИК?
Комментарий GSL
В практике налоговых органов в целях определения взаимозависимости собственные акции или доли в ООО не учитываются (Письмо Минфина России от 21.06.2013 N 03-01-18/23476). Можно предположить, что данная логика будет применена и по контролируемым иностранным компаниям. Исходя из этого, доля участия в приведенном примере составит больше 25%.
Как определить долю участия в иностранной организации?
Существует два вида участия в организации: прямое и косвенное.
Долей прямого участия физического лица/одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая:
– доля голосующих акций другой организации;
– непосредственно принадлежащая доля физическому лицу/одной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации.
Справочная информация*
В случае невозможности определения таких долей – непосредственно принадлежащая доля физическому лицу/одной организации в другой, определяется пропорционально количеству участников в другой организации.
Пример
РосКо принадлежит 30% доли голосующих акций в ИнКо, следовательно, ИнКо будет являться КИК для РосКо, а РосКо контролирующим лицом для целей налогообложения.
Рис. 4: Доля прямого участия РосКо в ИнКо
Долей косвенного участия физического лица/одной организации в другой организации признается доля, определяемая в следующем порядке:
– определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
– определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
– суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.
Справочная информация*
Кроме того, важно учитывать, что при определении доли участия в организации учитывается также участие физического лица или организации в иностранной структуре без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе участвовать в капитале иных организаций либо в иных иностранных структурах без образования юридического лица.
Пример
РосКо А непосредственно не участвует в ИнКо C, но доля ее косвенного участия составляет 27% (50%*60%*50%+40%*30%), поэтому РосКо А для целей налогообложения будет признаваться контролирующим лицом ИнКо С со всеми вытекающими из этого обязанностями.
Рис. 5: Доля косвенного участия одной организации в другой
При определении доли участия учитываются только голосующие акции или не голосующие тоже?
Физическое лицо признается в одном из случаев контролирующим лицом иностранной организации, если доля его участия в этой организации составляет более 25 процентов (п. 3 ст. 25.13 НК РФ) – в случае если доля других участников организации – налоговых резидентов РФ менее 50% или они вовсе отсутствуют. В противном случае будет достаточным для рассмотрения данной ситуации доли участия – более 10 % (пп. 2 п. 2 ст. 25.12 НК РФ). При этом в п. 5 ст. 25.13 НК РФ указано, что доля участия физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 105.2 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 105.2 НК РФ долей прямого участия лица в организации признается непосредственно принадлежащая такому лицу доля голосующих акций этой организации. Таким образом, в случае, если доля владения физического лица в организации составляет любое количество не голосующих акций, то такое лицо не признается контролирующим. Однако существует риск учета и не голосующих акций (см. дискуссию на эту тему на стр. 17–18 выше).
Как учитываются обыкновенные и привилегированные акции при определении доли участия в иностранной организации?
По российскому законодательству акционерный капитал может быть представлен обыкновенными и привилегированными акциями. Акционеры – владельцы обыкновенных акций общества могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса. Таким образом, обыкновенные акции являются голосующими.
В то же время и владельцы привилегированных акций также могут иметь право голоса (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 32 и п. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).
В соответствии с Письмами Минфина России от 06.04.2015
№ 03-01-10/19237 и от 16.08.2013 № 03-01-18/33535, при определении доли прямого участия необходимо обладать информацией обо всех голосующих акциях организаций, как обыкновенных, так и привилегированных. По мнению Минфина, документом, подтверждающим, что привилегированные акции не признаются голосующими, является решение последнего общего собрания акционеров о полной выплате дивидендов по привилегированным акциям.
В случае, если у владельцев привилегированных акций не возникло право принимать участие в общем собрании акционеров с правом голоса, их привилегированные акции не будут рассматриваться голосующими при условии документального подтверждения данного обстоятельства.
Обращаем внимание, что долю участия в компании (долю голосующих акций) для установления факта контроля, с точки зрения российских правил о КИК, необходимо рассчитывать от числа голосующих акций компании.
Однако следует учитывать, что в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25.15 НК РФ«в случае, если доля участия налогоплательщика —контролирующего лица в КИК отличается от доли в прибыли, на которую налогоплательщик в случае ее распределения имеет право, прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика – контролирующего лица в доле, соответствующей доле в прибыли КИК, на которую это лицо имеет право …».
Пример
Акционерный капитал компании представлен 70% голосующих акций (с правом получения прибыли) и 30% не голосующих акций (с правом получения прибыли).
1) Физическое лицо владеет:
• 25% голосующих акций
• 15% не голосующих акций
Следовательно, физическое лицо признается контролирующим лицом, так как доля его участия более 25% (25/70*100=36%), но доля прибыли, учитываемая при определении налоговой базы, будет составлять не 25%, а 40%.
Данное правило (абз. 3 п. 3 ст. 25.15 НК РФ) действует аналогичным образом, если у акционера есть контроль (возможность оказывать влияние на решения о распределении прибыли) через владение только голосующими акциями без права получения прибыли. В этом случае у контролирующего лица налогообложения не будет, поскольку оно не получает прибыль.
2) Физическое лицо владеет:
• 15% голосующих акций
• 40% не голосующих акций
Следовательно, физическое лицо не признается контролирующим лицом, так как доля его участия менее 25% (15/70*100=21%), и не уплачивает НДФЛ с полученной прибыли.
Однако обращаем внимание, что, если будут установлены обстоятельства, свидетельствующие об осуществлении контроля над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей, то все пропорции участия не будут иметь значения для налоговых органов в силу п. 6 ст. 25.13 НК РФ.
На какую дату определяется доля участия контролирующего лица в иностранной компании и КИК?
Доля участия контролирующего лица определяется:
• на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика – контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании;
• в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика – контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года контролируемой иностранной компании.
Анализ теоретической ситуации – Офшор форум GSL
Ситуация 2
Признание дохода по КИК
Правильно ли я понимаю, что 31.12.2016 г. мы признаем до ход по КИК за предыдущий год, за 2015? Об этом говорится в п. 1.1 ст. 223 НК РФ?
Комментарий GSL
Для иллюстрации нормы п. 1.1 ст. 223 НК РФ приведем примеры:
– если финансовый год КИК пришёлся на период 01.01.2015 г. – 31.12.2015 г., то статус контролирующего лица и его доход в виде прибыли КИК определяется на дату 31.12.2016 г., уведомление о КИК подаётся в ИФНС не позднее 20 марта 2017 года;
– если финансовый год КИК отличается от календарного года, например, составляет период 01.10.2015 г. – 30.09.2016 г., то статус контролирующего лица и его доход в виде прибыли КИК впервые в целях законодательства РФ о КИК определяется на дату 31.12.2017 г., уведомление о КИК подаётся в ИФНС не позднее 20 марта 2018 года.
Обязанности по уведомлению об участии в иностранных компаниях и КИК
Уведомление об участии в иностранной организации и о КИК это одно и то же?
Нет. Это два абсолютно разных вида уведомления, которые подаются при выполнении разных условий по владению и управлению иностранными компаниями и приводят к разным последствиям.
В каких случаях возникает обязанность по уведомлению об участии в иностранной компании?
С 2015 года налогоплательщики (физические и юридические лица) обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (п. 3.1 ст. 23 НК РФ) в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов. Уведомление подается разово только в случае начала/прекращения участия или если изменилась доля участия в компании/ ИСБОЮЛ.
Справочная информация*
Указанные обязательства не возникают, если участие в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в российских публичных компаниях (кроме международных публичных компаний).
Международные компании информируют о своем участии в иностранных компаниях в течение одного месяца с даты своей регистрации.
Рис.6: Обязанности по уведомлению об участии в иностранных компаниях
Анализ теоретической ситуации – Офшор форум GSL
Ситуация 3
Налоговая просит информацию по КИК.
Правомерность.
Я являюсь 100% владельцем иностранной компании в одной из европейских юрисдикций не из белого списка, о чем подал соответствующее уведомление в 2015. Живу в РФ. Сама компания осуществляет свою деятельность не в РФ, и директором я не являюсь.
Буквально после новогодних праздников получаю звонок от налоговой с просьбой приехать к ним и предоставить документы по компании, информацию о том, где находятся счета компании, кто и откуда ей управляет, протоколы по на значению директора. Вроде им пришла какая то инструкция сверху. Я сам прозрачен как владелец и готов уведомлять и отчитываться по КИК в рамках законодательства в виде уведомления и отчетности, начиная с 2017 года. Но поскольку пока нет никакой практики по КИК, не хотел бы попасть под эти эксперименты.
1) Правомерны ли просьбы налоговой? Как бы Вы посоветовали поступить?
Комментарий GSL
Для того, чтобы квалифицированно разобраться в создавшейся ситуации, необходимо определиться, в какой официальной процессуальной ситуации (отношениях) физическое лицо находится с территориальной ИФНС в настоящее время.
Под этим подразумевается, что, по нашему разумению, ИФНС имеет право задавать вопросы физическому лицу в части поданного им уведомления исключительно и только в рамках двух процедур:
а) камеральная проверка;
б) выездная проверка.
Каждая из указанных процедур начинается посредством вынесения соответствующего письменного решения-документа полномочным должностным лицом налогового органа, с которым физическое лицо обязаны ознакомить.
2) Могу сказать точно, что никакой официальной проверки в данном случае нет. Но допустим, если бы это была официальная проверка (камеральная или выездная). В этом случае непонятно кто собственно субъект проверки – акционер или компания. Не могли бы вы пояснить, правильно ли я понимаю, что:
Если проверка происходит в отношении акционера иностранной компании (физического лица, резидента РФ), то такая проверка может быть направлена только на установление факта и доли владения КИК, исполнение обязанностей акционера по уплате налогов с КИК, либо уплате налогов с распределенных дивидендов, либо по поводу отчетности в рамках КИК. И в данном случае не может идти речи о предоставлении акционером сведений о том, кто управляет компанией, откуда она управляется, различных внутренних корпоративных документов компании, где находятся банковские счета и т.д. (за исключением документов, подтверждающих прибыль, в случае если она определяется по правилам РФ).
Если проверка происходит в отношении самой иностранной компании, то такая проверка может осуществляться только в случае если у ФНС есть подтвержденные сведения о том, что деятельность компании осуществляется в РФ, известны должностные лица и т. д., ну и соответственно, такая проверка может быть направлена на исполнение обязанностей иностранной компании по постановке на учет и по уплате налогов в РФ.
Комментарий GSL
Согласно положений п. 2 ст. 88 НК РФ, этого не требуется. Они это могут начать делать, ни о чем предварительно не уведомляя физическое лицо.
Если посмотреть ст.ст. 87-88-89 НК РФ и сопряженные с ними правила, то станет понятно, что бессмысленно гадать сейчас, что там себе надумали в ИФНС, поскольку по смыслу п. 2 ст. 87 основной целью как камералки, так и выездной проверки являются правильность соблюдения законодательства о налогах и сборах. А это может быть субъективно – все что угодно…
То есть, физическое лицо обязано подать Уведомление о владении акциями нерезидента.
Ок – допустим это сделали.
ИФНС считает, что этого якобы недостаточно.
Их предполагаемый алгоритм действий, например, в рамках камералки, должен быть следующий:
а) начинают камералку;
б) в случае выявленных недостатков, противоречий, ошибок и прочего согласно п. 3 ст. 88 НК РФ сообщают об этом физическому лицу с требованием в 5-дневный срок представить документы, а также пояснить и т.п.;
в) они обязаны рассмотреть пояснения физического лица и документы, и в случае своего несогласия или МОЛЧАНИЯ физического лица обязаны составить Акт о проверке в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Взаимоотношения по выездной проверке, конечно, отличаются, но по сути все, что происходит (должно происходить) письменно между сторонами.
Таким образом, подытожим риски и возможные действия:
а) Можно (имеете право) при любых обстоятельствах ждать письменного запроса (требования) от ИФНС о предоставлении документов-сведений в связи с поданным Уведомлением и до тех пор не предпринимать никаких ответных действий.
б) Ссылаясь на положения п. 7 ст. 88 НК можно предоставить дополнительные документы, сведения и пояснения, поскольку и если они не предусмотрены порядком опосредующим подачу спец-Уведомления и подождать, например, выездной проверки или Акта по результатам камералки.
в) Или сотрудничать с ИФНС на основании устных переговоров, опасаясь не уложиться в 5-дневный срок в том случае, если поступит официальный запрос и не удастся продлить сроки предоставления доков и прочего.
В какой форме подается уведомление об участии в иностранной компании? Объем подаваемой информации.
Налогоплательщики-организации представляют уведомления в налоговый орган по установленным формам (форматам) в электронной форме. Налогоплательщики – физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.
Уведомление должно содержать следующую информацию:
1) дата возникновения основания для представления уведомления;
2) наименование иностранной организации (ИСБОЮЛ);
3) регистрационный номер (номера), код (коды) налогоплательщика, адрес;
4) организационная форма ИСБОЮЛ;
5) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в организации при наличии косвенного участия;
6) информация о том, является ли налогоплательщик – учредитель ИСБОЮЛ ее контролирующим лицом.
Анализ теоретической ситуации – Офшор форум GSL
Ситуация 4
Подача финансовой отчетности КИК
Для LLC, открытого в США, необходимо предоставлять аудит при подаче уведомления КИК?
Компания открыта в 2016, и сейчас сдана нулевая отчетность в налоговую США.
Комментарий GSL
При подаче уведомления контролирующее лицо не обязано представлять аудиторское заключение в отношении фин. отчетности КИК.
По фин. отчетности за 2016 год уведомление о КИК подается до 20 марта 2018 года.
В какой форме подается уведомление об участии в ИСБОЮЛ? Объем подаваемой информации.
Аналогично требованиям по предоставлению уведомления об участии в иностранной организации.
В какие сроки и куда подается уведомление об участии в иностранной организации?
Сроки подачи уведомления: уведомление о начале/прекращении участия или изменении доли участия в иностранных организациях представляется в срок не позднее трех месяцев.
Уведомление предоставляется разово. В случае, если основания для представления такого уведомления не изменились, повторное уведомление не представляется.
Куда подается уведомление: если контролирующим лицом является организация – в налоговый орган по месту нахождения организации, если контролирующим лицом является физическое лицо – в налоговый орган по месту жительства физического лица.
В какие сроки и куда подается уведомление об участии в ИСБОЮЛ?
Аналогично требованиям по предоставлению уведомления об участии в иностранной организации.