Анна Шарлай
Архетипы и Образы
Введение
Эта книга была задумана как освобождение. Нам всем иногда нужно открывать окно и проветривать комнату. Я провела больше тысячи консультаций по созданию образа и потому могу с уверенностью сказать – как только мы находим способ освободиться от старого восприятия нас другими людьми и собственных ожиданий от них, наступает внутренняя и внешняя гармония. Позволять людям быть такими, как они хотят, при этом быть в контакте, отпустить навязанные с детства требования к себе и увидеть, как претензий к окружающим стало меньше. Понимать, что способов реализации может быть множество и нет одного зафиксированного сценария, который мы обязаны отыграть. Внутренняя целостность и слаженность проявятся как чудесный внешний облик: простой для поддержания стиль, располагающий к вам людей образ, который сам подсказывает, какие цели можно поставить и как их достичь с наибольшей радостью.
В английском языке есть слово release, смысл которого не переводится дословно на русский, но я думаю, вы сможете вспомнить в ощущениях, что это такое. Когда вы спускаетесь с табуретки, на которой читали стихотворение Деду Морозу. Ура, вам вручают подарок! Когда вы выбегаете из экзаменационной комнаты. Уф, после утомительной подготовки зачет сдан! Когда к вашей груди прикладывают младенца. О, сразу забываются тяжёлые роды и девять месяцев ожидания! В бизнес-сленге релизом называют запуск первой версии проекта и поклонники бегут со всех ног купить нечто важное для них. Это про результат как таковой, про гордость за пройденный процесс, про принятие боли и усталости, помноженной на новый прилив сил… здесь есть и предвкушение нового уровня, надежда на нечто радостное и светлое в будущем.
Как автор, я тоже испытываю освобождение, отпуская знания и информацию об архетипах в большой мир. У вас в руках инструмент понимания коллективных процессов, которым сотни и тысячи лет, при этом они актуальные и узнаваемые в каждом из вас. Эта книга поможет вам понять, что мы все очень похожи. Есть всего основных 12 образов, которыми мы связаны друг с другом и потому можем общаться на языке одежды без слов или выражать себя минимумом черт.
Архетипы – то, что объединяет людей, несмотря на возраст, образование и социальный статус. Индивидуальность – то, что нас разделяет, выделяет из толпы и дистанцирует от людей. Невозможно влюбиться в индивидуальность, она не может быть понята и прочувствована другим человеком, потому что это нечто иное, только ваше.
Жду с нетерпением, когда вы прочитаете эту книгу и мы сможем поговорить, используя термины и понятия из архетипов, осознавать ваши жизненные события на принципиально новом уровне, помогать друг другу в их проживании и находить изящные решения, без обвинений других людей и мира в наших бедах. Желаю вам интересного чтения, но не обещаю, что оно будет легким и целиком приятным.
Анна Шарлай,
Москва, июль 2021 года
Благодарность сообществу
Эта книга была бы невозможна без вопросов и искреннего интереса тех, кто проходил мои курсы, тренинги, группы, консультации по архетипам и прочитал книгу еще в формате неотредактированного черновика. Хочу перечислить по именам участниц сообщества (в алфавитном порядке), которые помогли мне с редактурой и корректурой текста:
Елена Авдюкова
Анна Благих
Анастасия Бугайская
Тата Бусыгина
Анастасия Гладышева
Татьяна Дашевская
Светлана Заярнюк
Елена Кононенко
Наталья Костина
Елена Литвинова
Анастасия Михальцова
Ольга Николаева
Инна Шахбанова
Спасибо за ваш труд! Благодаря вашему вниманию текст стал заметно лучше по содержанию и легче для восприятия.
Отдельное спасибо Ольге Бакировой за запрос на систематизацию характеристик архетипов, из которых родился огромный раздел с описаниями в приложениях.
Благодарю художника Екатерину Белинскую, которая создала мою фотографию для обложки.
Глава 1. Определение и смысл архетипов
Одно из объяснений архетипа, которое дал Карл Густав Юнг: «Архетип – это пустой конверт». Представьте его форму и цвет – лавандовый, с сердечками, дизайнерский, обычный/необычный, каждый конверт существует сам по себе, но не является для нас самостоятельной ценностью. Он выполняет задачу: донести до нас определенный образ и информацию по заданному сценарию. Подписав адрес и отправив послание, мы отслеживаем его, видим, как один конверт попал на сортировку, дальше на таможню, потом – в самолет, после доставлен в пункт пересылки, потом получен адресатом, а другой оказался потерян или украден. Архетипы, как и конверты, существуют сами по себе, содержат внутри себя разные личные содержания, и при этом сами являются носителями определенного образа, представляясь нам в том или ином внешнем виде.
Акцентный архетип виден сразу как первое впечатление, а базовый архетип находится в глубине личности, и его человек не способен демонстрировать, он открывается сам при длительном наблюдении и/или контакте на уровне близкого аутентичного взаимодействия.
У человека может быть только акцентный архетип (даже несколько) или базовый и один/несколько акцентных. В книге мы в основном занимается акцентным архетипом, рассматривая вариации юнговского архетипа Персона, а вот базовый архетип я рекомендую прожить и отпустить, чтобы на уровне сущности осталась только индивидуальность без архетипов. В следующей главе я рассказываю об этом подробнее.
Архетипы работают, потому что они естественны для человечества и знакомы каждому. Это апробированные столетиями образы, входя в которые можно гарантированно получить нужное состояние и достигать желаемых целей. Примеры архетипов: Мать, Старец, Дитя, Возлюбленный и другие. Архетипы – это элементы коллективной психики, они не имеют отношения ни к личному опыту, ни к биологическому телу. Говорить о персональном архетипе или тем более уникальном – значит не понимать теорию вопроса. Ведь архетипы подобны одинаковым программам, которые устанавливаются в нас в момент рождения.
В сложных ситуациях, таких как конфликт, усталость и недосып, стресс, жизненный кризис, новая ситуация, – архетипы включаются и ведут нас подобно автопилоту, помогают прожить жизненную задачу, направляют в ситуации тумана, когда просто нет возможности положиться на знания, внешние данные или личные таланты. Чем чаще и более полно включается тот или иной архетип, тем более богатый опыт по этому архетипу мы получаем, а значит, сможем его пробуждать или выключать по своему выбору.
Важно разбираться в архетипах и том, как они выглядят, чтобы замечать, какая программа включилась. Вместо того чтобы реагировать автоматически на ситуацию, можно увидеть ее детали и поступать по индивидуальному выбору. Тогда удастся взять управление жизнью в свои руки и не довольствоваться стереотипной дорогой, по которой идет большинство. Архетип ощущается как сила, которая берется из ниоткуда, нечто похожее на второе дыхание, когда, казалось бы, весь настрой иссяк. Архетипы похожи на креативные решения, которые неслучайно часто приходят в пограничных стрессовых состояниях, воспринимаются как энергия, пробуждаемая во время действия и наполняющая его светом.
Это социальная роль, которая безусловно понятна другим людям. Поэтому они незаменимы для позиционирования, брендинга и в ситуациях социальных отношений. К тому же, подключаясь к архетипу, можно качественно и быстро выполнить действия, которые до нас уже были сделаны другими людьми тысячи раз. Опыт из архетипической программы, такой как выйти замуж, воспитать ребенка, подружиться, более легкий и эффективный, чем персональные попытки «изобрести велосипед».
В этой книге мы подробно рассмотрим, когда следует сознательно отбросить архетип, а когда наоборот – включить с четким пониманием цели. Иначе архетипы будут вселяться без вашего разрешения, приходить к вам в душу, как к себе домой, и требовать «хлеба и зрелищ». Понимание архетипов поможет стать автором своей жизни и увидеть случайности, как 3D-кружево реальности.
Архетипы – это библиотека человечества с информацией о том, как некто поступил в определенной ситуации и какой получил результат. Ко всем книжкам-архетипам у нас есть доступ уже сейчас. Но какие-то тома нам более понятны, интересны, заметны, может быть, даже достаточно пролистать, и все остальное само вспомнится, а другие даются трудно. Открываешь, а там язык вроде бы понятен, но суть ускользает – в этот архетип войти будут труднее.
Определить свои архетипы можно с помощью теста, который находится в главе Заключение прямо перед списком приложений. Также поможет самонаблюдение: старайтесь узнать себя в описаниях архетипов этой книги. Понять, какие из них вами освоены хорошо, а к каким вы только прикоснулись или видели издалека у других людей? Для уточнения результатов тоже поможет беседа, в том числе использование проективных психологических методик, где мы уточняем, почему человек сделал о себе тот или иной вывод, не закралась ли в определение значимая ошибка. Можно начать и с теста, но отвечать нужно искренне, как есть, осознавая свои стратегии мышления, способ оценивать и выбирать нечто.
Если вам интересно узнать именно про архетипы и их стиль, начинайте читать книгу с приложений. После, познакомившись с ключевыми образами, перейдете к изучению того, как архетипы связаны между собой, как они эволюционируют, что происходит в кризисные моменты жизни. Но даже если вы «правильный» читатель и предпочитаете знакомиться с материалом по порядку, сделайте на главе с приложениями закладку, чтобы было проще заглядывать и читать про каждый архетип, который вас заинтересует, детальную информацию.
Про другие теории архетипов
Много лет назад я начинала погружение в тему архетипов с произведений Джин Шинода Болен о греческих богах и богинях, «Бегущей с волками» Клариссы Пинколы Эстес и книги Маргарет Марк и Кэрол С.Пирсон «Герой и Бунтарь» – это очень захватывающее чтение и труды экстра-класса. Однако со временем я поняла, что для моих профессиональных целей эти архетипы не очень подходят, потому что в них архетип «склеен» с психотипом и четкими жизненными задачами. Эти «как-бы-архетипы» очень понятны и притягательны как раз из-за объемности, наполненности индивидуальностью.
ЛЮБОВНИЦА. Афродита не только богиня-любовница, но и молодая красавица, свободная женщина (хоть и замужняя, но с любовниками) гордого нрава и огненного темперамента. Получается, что не может быть женщины с отталкивающей внешностью, которая является магнитом для мужчин? Может, и история нам это подтверждает легендами о Клеопатре или жизнью Барбары Стрейзанд. Афродита – вечно юная и свежая. Значит, женщина старшего возраста не может использовать флирт для достижения своих целей? И таких примеров достаточно! Так же можно быть в архетипе Любовницы с более спокойным нравом, этот архетип проживают и верные жены без любовников… Однако, получается, с ними что-то не так, если следовать доподлинно теории Богинь или архетипу Любовник по Марк и Пирсон? Все так. Просто эти теории вынесли описанные мною случаи за скобки, предложив нам только один концентрированный эталонный образ, где архетип подкреплен максимально близким к нему психотипом и телесно-возрастными характеристиками.
МОНАРХ. Архетип Правителя по Марк и Пирсон и Зевс в системе греческих богов. Человек думает: я точно не могу быть правителем, если я никем не управляю и у меня нет властности в характере. Про Зевса рассуждения еще проще: я не могу быть богом-мужчиной, потому что я женщина. Все! Тема женского лидерства закрыта. На самом деле, когда мы познакомимся в книге с архетипом МОНАРХа, то поймем, что это ощущение человека по жизни, такой клиент даже в детстве мог управлять малышней в песочнице силой одного взгляда. В каждой непонятной ситуации именно у этого человека спросят дорогу – укажи мне направление, скажи, куда идти. Такой человек всюду ощущается как хозяин, а значит и на многолюдной улице бессознательное заплутавшего странника, прочитает его как хозяина территории, у которого можно спросить дорогу.
При этом вы увидите по примерам книги, что Монарх может быть женщиной, причем мягкой и веселой, либо молодым мужчиной. Монарх, как и любой другой архетип, выглядит очень по-разному, обладает любым темпераментом, может быть уверенным и сомневающимся, а также заниматься совершенно разными профессиями. Но чувствоваться изнутри себя и другими людьми этот человек все равно будет как МОНАРХ. Использовать ли себе и другим на благо свой архетип Монарха или затолкать его поглубже и забыть? Каждый решает сам.
Проводя аналогию с кулинарией, архетипы Богинь и персонажи теории Марк и Пирсон – это полноценные блюда, сервированные в ресторане по высоким стандартам. И в этом кроется их слабое место – такое «блюдо» можно только употребить. Тут уже нет места творчеству и даже индивидуальной «настройке». Готовое блюдо не получится разобрать на составляющие и собрать другое по своей задумке. Архетипы, которые я описываю в этой книге, скорее можно сравнить с ингредиентами и инструментами: овощи, приправы, а также кастрюли, тарелки и вилки. Да, придется повозиться, чтобы превратить это в обед, но зато, научившись «готовить архетипы», вариантов авторских образов получится великое множество.
Граница психотипа и архетипа
Основных архетипов всего 12, но проявляются и выглядят они по-разному, потому что их окрашивает индивидуальность человека. Чем более сильную и неординарную личность мы рассматриваем, тем сложнее в ней будет распознать черты архетипа. Напротив: люди с неразвитой индивидуальностью, живущие по шаблонам родителей, выбравшие профессию, потому что «там хорошо платят», глухие к своим желаниям, ведущие бизнес «на трупах» конкурентов, – показывают архетип в чистом виде. Приведу простой пример: две женщины, обе любят своих детей и желают для них самого лучшего. Одна выражает свою заботу через одежду по погоде, вкусные обеды и регулярные поездки на море. Другая же ведет с ребенком доверительные разговоры, сама занимается ранним развитием и тратит последние деньги на исполнение желаний. Обе в архетипе МАТЬ, но проявляются и одеваются по-разному, потому что архетип окрашен разной индивидуальностью.
Как у себя отличить психотип от архетипа? Задайтесь вопросом: что в вас сейчас есть такое же, как в детстве? Архетипы у вас, скорее всего, изменились (далее в книге вы узнаете, что они коррелируют с возрастами), а вот склонность к систематизации мира или талант шокировать окружающих – как часть психотипа – остались неизменны. Базовый психотип не меняется примерно до 40 лет, потом происходит кризис смены ценностей, его еще называют кризисом среднего возраста, и человек получает доступ к другой грани индивидуальности. Вот почему люди с возрастом становятся более сложными.
Благодаря осознанному психотипу, можно управлять архетипами, не удалять их по своему желанию, но позволять включаться в нужные нам моменты, создавать конкуренцию ведущему архетипу. Чем более личностно-многогранный человек, с широким кругозором, высоким уровнем интеллекта, хорошей эмпатией, бОльшим жизненным опытом, тем легче ему будет даваться управление несколькими архетипами. Зато просто устроенный человек будет ощущать больше уверенности и целостности, ведь архетипов под его руководством меньше, а значит и меньше внутренних противоречий. Что входит в архетип, а что в психотип?
К архетипу относятся:
Внешне воспринимаемый возраст
Социальный статус, общественный класс
Роль в группе людей, должность на работе
Финансы и каналы получения/заработка
Число единиц внимания, многозадачность
Проблемы, страхи и боли. Кошмары во сне
Образ жизни и его типичные ловушки
Жизненные уроки, награды и утраты
Испытания, кризисы и способ инициации
Ситуации наивысшей эффективности и адаптация
Круг общения, способ контакта и тип отношений
Рекомендую пользоваться архетипами в следующих случаях:
1) когда вам требуется схематично и четко разложить основные жизненные ситуации и людей в них (кто в какой роли, кто с кем связан неформальными отношениями, у кого какие ожидания друг относительно друга и так далее). Например, такая задача периодически становится перед руководителем коллектива, в котором интриги стали занимать слишком много места. Архетипы тут выступают как система, способ управления собой и жизнью;
2) когда требуется быстро оказаться понятым широким кругом людей без избыточных деталей личности. Архетип дает нам роль, которую считывает бессознательное другого человека. Пример: президентские или депутатские выборы, выступление директора школы;
3) вход человека в новую тему. Первое знакомство. Пример: человек обращается к стилисту за первой консультацией по образу. Архетип объединяет, показывает, что есть общего у совершенно разных людей и сразу вводит в доверительное эмоционально-информационное пространство.
К психотипу относятся:
Темперамент и тип нервной системы
Эмоциональность, эмпатия, открытость чувств
Интеллектуальные качества, способ обучения
Личные ценности, символы и идеи
Структура, способ и тип мышления
Выбор и стратегии принятия решений
Каналы восприятия: аудиальный, визуальный и др.
Вид деятельности по профориентации
Речь, голос, манера и ключевые слов
Таланты, склонности и способности
Интересующие темы, увлечения и хобби
Советую обратиться к психотипу и индивидуальности в этих случаях:
1) когда вам нужно увидеть свои отличия от аналогичных людей – специалисты одной сферы, женщины похожей внешности;
2) есть узкая целевая аудитория с четкими характеристиками (возраст, сфера интересов, место проживания, уровень дохода, образ жизни, качество досуга) и понятными ожиданиями. Либо уже есть широкая заинтересованная аудитория, которая доверяет и видит ценность, – пришло время показать уникальность, дополнительные краски и грани;
3) развитие в какой-то теме – базовые знания и навыки получены, хочется развиваться дальше. Пример: наблюдаю за экспертом темы, в которой я разбираюсь, он видит настолько много нюансов, что меня это восхищает и продвигает. Когда на рынок выводят продукт, аналогичный тем, что уже знакомы людям, то сразу начинают с индивидуальности, так как архетипическую задачу выполнили предшественники. Пример: второе свидание, новый виток отношений супругов.
Индивидуальность и архетипы
С фазы эмбриона у нас уже есть уникальная цепочка ДНК, где прописаны вероятности болезней, склонности к спорту и целый веер личностных качеств. Это наши преимущества и ограничения, карты в руке, которые получены от природы ещё до рождения. Кто-то назовёт это кармой, другие – душой. По сути это пред-индивидуальность, то, с чем мы родились на материальном плане. Дальше мы попадаем в семью, получаем образование, начинаем работать – все имеет значение, потому что через эти ситуации мы адаптируемся к социуму и входим на территорию архетипов.
Дизайнер украшений на нашей консультации по архетипам сравнила врожденную индивидуальность с алмазом. Он может быть прозрачным и в разных оттенках, чистым и с включениями. Алмаз имеет стоимость, но значительно ниже, пока не попал к ювелиру на огранку. Проходя через специфические ситуации, мы нарабатываем социальные навыки, которые фиксируются архетипом и становятся гранями будущего бриллианта. Больше граней – больше красоты, выше наша социальная ценность! Однако тот алмаз-индивидуальность, которого жизнь слишком сильно потрепала и нанесла травмы, – утрачивает вес или получает не соответствующую своей природе огранку, а чужеродную. Вот почему заботливые родители читают детям перед сном хорошие сказки. Чтобы в нужный момент жизни ребенок вспомнил ситуацию, которая уже случилась сотни лет назад с Царевной или Иваном-дураком, и воспользовался мудростью истории для решения своей проблемы.
Девушка оканчивает школу и находится в аврале экзаменов – школьных, вузовских на бюджетные места, а за окном лето, вечеринки и прогулки. Она выбирает наряд для выпускного и мечтает о том, какие встречи будут в новом учебном заведении. Как организовать себя для подготовки и чтения учебников? Как не упустить возможности, которых становится все больше? Какого партнера выбрать для личных отношений? Какую специальность для профессии? Это ее индивидуальные переживания, возможно, ей даже кажется, что она единственная с такими вопросами. У нее может быть подруга, которая уже родила ребенка и вообще не планирует куда-то поступать. Возможно, её родители говорят, что надо выбирать денежную профессию и не морочить голову темой интереса и удовольствия в работе. А вторая подружка собирается поступать в вуз в другом городе, потому что туда переехал ее любимый парень. Однако, сказка про Золушку метафорически описывает эти же проблемы.
Увидеть в своей частной ситуации архетипические черты, означает получить подсказку по её развитию. Например, понять, что сначала делается трудная черная работа, потом в награду появляется фея и волшебным образом помогает с подготовкой к ключевому выступлению, и только затем возникает вопрос о личном благополучии, в котором героиня может занять пассивную позицию и «счастье ее найдет само».
Переведем этот пример в плоскость теории: сначала человек со своим индивидуальным психотипом соприкасается с жизнью и получает опыт (иногда приятный, иногда не очень), как-то проявляет себя в ответ на события. В этот момент подключается архетип – кто-то слышит совет более мудрого человека, кто-то догадывается сам, вспоминая, например, фильм, просмотренный недавно, кому-то снится сон, и это помогает прожить ситуацию по отработанным столетиями сценариям более легко и гармонично. Также у такого человека появляется дополнительная связь, тема для разговора с другими, но и психотип также становится более индивидуальным, самобытным, но при этом понятным и оттого ценным для других людей.
Потом случается новая ситуация, в которой вначале проявляются индивидуальные черты и архетипы прежнего уровня, но по мере накопления опыта – происходит снова что-то вроде экзамена и открытия качеств новой социальной роли, то есть архетипа. Попытка «пробивать лбом» то есть изобретать индивидуальные способы решения стандартных задач, которые миллионы люди решают на протяжении столетий, как правило, приводит к замедлению развития и однобокости индивидуальности, а то и травмам. Требует большой осознанности уметь разделять, где следует проявлять свою индивидуальность, а где «отдаться волнам» и на энергии архетипов получить результат более высокого уровня.
Архетип – социальная роль, сложившийся столетиями стереотипный образ. Помогает нам стать понятными для других людей в моменте контакта. Эффективно пользоваться архетипами – значит иметь доступ к нескольким из них и, в зависимости от меняющихся ситуаций, гибко менять образы и архетипы. При этом внутри нас архетипов нет – это территория коллективного бессознательного из сказок, фильмов и снов. По мере развития человечества некоторые старые архетипы исчезают, становятся неактуальными, а другие – новые – появляются и помогают своим обладателям в новых условиях.
Если человек принимает решение отказаться от какой-то сферы жизни, например, от работы, а жить на банковский процент от капитала бабушки или от семьи и стать чайлдфри, чтобы свободно путешествовать по миру и менять партнеров, то этим решением закрывает один из каналов реализации своей индивидуальности. Сама индивидуальность от этого не страдает, талант или психотип такое решение не отменяет и не преуменьшает. Уникальный взгляд на мир или склонности можно реализовать, не имея работы, семьи или аудитории, для которой ценно и интересно то, что вы делаете. Это вопрос социальности – отсутствие архетипов (желательно нескольких для разных ролей и хотя бы одного высокого уровня) закрывает возможности признания людьми, финансового благосостояния и широкого круга общения при жизни.
Что будет в случае, если жить исключительно по архетипам, игнорируя развитие своей индивидуальности в базе? Так живут многие – это обыватели (в плохом смысле), люди, которые не ищут свои особые качества или, заметив их в какой-то из жизненных ситуаций, решили, что лучше подавить и «быть нормальным». Игнорировать свои желания в угоду стандартным требованиям времени, следовать максимально стереотипному сценарию жизни, не задумываясь об альтернативных возможностях. Чаще всего такое происходит, когда человек попробовал где-то себя проявить и получил резкую критику от значимых людей. Это оказалось настолько больно для намечающейся индивидуальности, что пришло вот такое нерациональное решение просто для того, чтобы выжить.