А если выбрать путь гения без архетипов? Возможно, научную формулу или книгу человека, который шел сугубо по индивидуальному пути без архетипов, найдут после его смерти, проанализируют и сочтут гениальной. Чем больше разных акцентных архетипов освоено, тем больше у души возможностей для реализации себя. Даже гениальная душа приходит в мир, чтобы развиваться, совершенствоваться, уточняться, улучшаться и просто получать новый опыт. В этом ей помогают другие люди и мир вокруг, а значит – архетипы. «Выход в свет» через дверь архетипа дает индивидуальности информацию и идеи от других индивидуальностей, а значит, ставит вопросы, которые «внутри себя» невозможно придумать, они обогащают любого человека. Больше архетипов – больше разных каналов связи с миром.
Не стоит путать индивидуальность и архетип. Это разные вещи, и имеет смысл их изучать по отдельности. Есть типологии, которые уже объединяют в себе архетип и психотип, – греческие богини Болен или архетипы Марк и Пирсон. Это целостный объемный персонаж, за которым легко и интересно наблюдать. Но когда дело касается реальной жизни, то оказывается, что комбинаций будет 64 – сильно больше чем там описано. 16 мужских архетипов, 16 женских и 32 срединных. Эти числа берутся от умножения архетипов на большие типы личности описанные Дэвидом Кейси или фигурирующие в MBTI. В контексте персонального стиля, у меня есть своя авторская типология психотипов, которую преподаю на курсе Style Statement.
Если пытаться примерить на себе уже готовых персонажей, то вы совершите большую ошибку – почувствуете, что качеств одной «богини» вам не хватает, нужна еще одна, а потом еще… и так получится целое ожерелье, которое на языке психотерапии очень напоминает расщепление личности. Потому что вы надеваете на себе не архетипы-роли для контакта с миром и людьми, а разные индивидуальности. В результате чего ваша подлинная индивидуальность не сможет расправить крылья. Как будто в ее собственную особую комнату поселили еще пятерых подружек-«богинь».
Чтобы открыться миру как личность или позиционировать бренд, надо не внутрь «подселять» индивидуальные персонажи, а «прорубать» окна и дери архетипами к имеющейся индивидуальности для увеличения её точек контактов с миром и способов проявления.
Так и в жизни, когда человек интересуется в равной мере разными вещами и получает слишком различный опыт, ничему не отдавая предпочтения, то, сложно выделить что-то свое, конкретное и уникальное. Отовсюду понемногу, значит, чего-то особенного не остается, как в басне Ивана Крылова «Лебедь, Рак и Щука». То, что поощрялось в школе, – равное отличное понимание и предпочтение всех предметов из программы. А как результат не формируется понимание, что же из этого интересно мне на 200 %, а чем можно пренебречь и иметь тройку с натяжкой? Не создается опыта сильного личного интереса, а закрепляется (и поощряется) состояние поверхностности – высокая оценка не за то, что сделано с душой и личным пониманием, а за то, где проявлена усидчивость вопреки отторжению и отсутствию таланта.
Чем дольше по годам нет осознания индивидуального стержня, тем сложнее принять, что возможна сущность, базовая индивидуальность внутри нас, свободная от ролей, сценариев и архетипов. И вроде бы весело и уже не одиноко, но реализовать себя в таких условиях не получится. А это прямо противоположный результат тому, который мы ищем, знакомясь с внутренним миром через психологию, – целостность и осознание единства всех своих (кажущихся) противоречий.
Если вы не профессиональный мошенник, манипулятор или переговорщик с террористами, то в момент первого контакта хотя бы на пару секунд испытываете дискомфорт, растерянность, тревогу, стремление побыстрее понять – кто этот человек для меня, друг или враг? Чего он ждет от меня? Что мы с ним будем делать? Что для этого человека с моей стороны будет получить полезно, а что вредно? И много других адаптационных вопросов. Архетип как стереотипная роль помогает очень быстро войти в этот контакт и выставить табличку: я такой. Я так себя веду, одеваюсь, улыбаюсь – я похож на уже знакомый тебе образ. И собеседник сразу расслабляется. Ему понятно, как преодолеть свое первое беспокойство и дальше уже переходить к сути вопроса.
Когда первый контакт случился, архетип, как пустой конверт, как оболочка индивидуальности, уходит, и вы можете уже проявлять свою сущность без каких-либо посредников и стереотипов. А внутри этого конверта индивидуальность – у кого-то проработанная и развесистая, у кого-то на уровне бутона или зернышка. Когда вошли в контакт и распаковали архетип. Тут раскрывается уникальность того, что вы друг другу даете, чем ценны и полезны для дальнейшего общения.
Причем ситуация первого контакта повторяется постоянно: приходя в среду на работу в коллектив, с которым давно трудитесь, у коллеги может быть болезненное состояние, а начальник разгневан из-за переговоров – понимая архетипические образы и задумываясь, чего сейчас от вас ждет ситуация, вы сможете получить намного больше. Не жертвуя при этом своей индивидуальностью. Потому что социальная подстройка и взаимодействие не имеют к базовым качествам личности никакого отношения. Каждая встреча с другом, мамой, даже мужем, которого вы видите каждый день – это новая ситуация и новый первый контакт, который и дает вам знать – надо ли дальше включать сущность или этот контакт для всех будет корректно оставить на уровне социальной роли?
Вступить в контакт, преодолеть первую корку недоверия и сомнений в себе – нам помогает архетип, который включается как автопилот и берет на себя управление. Это особенно ценно на первые 5-15 минут выступления перед аудиторией, а потом уже находятся свои слова и индивидуальные смыслы. Пользы, содержания общения, уникального смысла архетип дать не в состоянии. У него другие задачи. Это просто дверь, канал, который открывает дорогу к вашей индивидуальности. И вот как раз чтобы не травмировать свое сердцевину «кривыми непонимающими взглядами посторонних людей», не надо выставлять на уровне акцентного образа (первого впечатления) свою индивидуальность. Приберегите ее качества для людей, общение с которыми является ценным.
Так же, как мы можем прожить полностью свой базовый архетип и отказаться от него, также можно прожить и акцентный архетип, вступая в контакт из чистой индивидуальности. Но надо учитывать, что другим людям будет сложнее взаимодействовать с таким человеком. Это инопланетянин, которого, возможно, будут уважать, ценить, но не будут понимать, что в нем человеческого. Чего он боится? В чем нуждается? Какого типа у него проблемы и испытания, мечты, глупости, которые он совершает? Где уязвимость в этом идеальном скафандре?
Человек – социальное существо, и для него комфортно общаться в понятном поле коллективных ролей, которые выступают как архетипы: ты человек, и я человек.
У тебя свои проблемы, и у меня – свои. Так мы можем быть полезны друг другу. Но если ты сверхчеловек и все человеческое тебе стало чуждо, то мне, может быть, любопытно взглянуть на тебя разок, но это не дружба, не предвестник любви и даже не основа для деловых отношений.
Глава 2. Структура архетипов
Эта глава очень важна для понимания того как архетипы связаны друг с другом. Когда вы разберетесь в их разделении на энергии и уровни, то не придется «зубрить» информацию о каждом в отдельности, вы увидите как на ладони систему из 12 архетипов целиком.
Мужская, женская и срединная энергия
Представьте архетипическую энергию как горизонтальную линию (да-да, подобно оси Х в школе на уроках математики). На левом краю женский полюс, на правом – мужской. В центре средняя энергия, там будут люди, которые способны переключаться между мужским и женским. Разберемся откуда берется такое разделение и что оно нам дает:
Французский социолог Жильбер Дюран ввел понятие «имаджинер». Значений у него множество, нам понадобится одно. Есть объективное: горы, дома, море… материальная реальность и мир идей. Есть субъективное личное отношение ко всему этому. Может показаться, что этим все и ограничивается, но нет. Еще существует прослойка между субъективным и объективным, похожая на прозрачный экран, на нем запечатлевается образ чего-то реального вместе с характеристиками по этому поводу. Коллекция образов-имаджинеров образует общую «библиотеку», куда мы смотрим и получаем инструкцию, как нечто следует понимать. Это похоже на таблички, вставленные в ботаническом саду с информацией про растения. Мы уже не в состоянии воспринять растение «как есть», мы подпадаем под оценки и характеристики, написанные учеными.
Архетипы не касаются реальности, но и частью индивидуального опыта их не назовешь. Они и есть те «таблички», которые расставили люди, жившие тысячи лет до нас, и где они записали, что хорошо, что плохо, как себя вести в некой ситуации. Вот почему так важно научиться относиться к этой информации критически. Когда мы погружаемся в тему архетипов, то прорабатываем свой собственный воображаемый экран, насыщаем его своими ценностями и тем самым пересматриваем общественные установки.
Главная идея Жильбера Дюрана была в том, что хоть наша жизнь полна эмоциями, событиями и встречами, несмотря на это, мы постоянно приближаемся к смерти.
Время – наш самый безжалостный партнер по игре. Что бы мы ни делали, как бы классно с кем-то ни общались, время идет не в нашу пользу. Исходя из отношения к смерти, он выделил три группы архетипов, о которых пойдет речь дальше.
Мужской. Диурн, героический архетипЭти архетипы есть в мужчинах и женщинах, они отвечают за действия во внешнем мире, проявление себя в социуме, конкретные поступки и физически-ощутимые результаты.
Особенности и убеждения мужского архетипа:
Время = смерть – это враг, с которым борется мужской архетип. Союзники смерти – стагнация, безразличие, задержки и ожидания, отклонения от пути, принятие пассивного течения жизни. С старением нужно сражаться с помощью любых способов от косметики, спорта, диеты до операций и изменения образа жизни.
Мужские архетипы делят мир на свет и тень, добро и зло, подъемы и спуски. Сюда же тема иерархии и понимания кто выше, а кто ниже. Что нужно сделать, чтобы подняться выше и что не делать, чтобы не спуститься ниже?
Укрепление имиджа, идентичности. Независимое, отделённое от всех самосознание. Конкуренция за ресурсы четкостью положения и границами. Стремление найти свою уникальную дорогу и двигаться по ней, занять бизнес-нишу и вкладывать только в то, что зафиксировано как свое.
Фаллические символы власти: шпага, скипетр, стрела. Со скоростью влететь и пронзить (в самое сердце). «Пришел, увидел, победил» – послание, которое отправил Гай Юлий Цезарь после одержанной победы. Статус социальный или материальный как (временная) гарантия властного положения.
Скорость и активность как нормальный ритм жизни. Кажется, что люди вокруг очень медленные. Нужно стремиться все успеть, так как требуется обогнать время. Лучше умереть, чем ждать. Ничего нельзя сохранить так как время все съедает, а значит единственный способ чем-то обладать – это постоянно преумножать ресурсы, получать норные и каждый день доказывать свое право на существование.
Контраст как визуальное воплощение резких изменений. Чистота цветов, фактур, стилей без территории плавного входа одного в другое. Жесткие переходы. Резкость в образах, изломанные линии, грубость ткани. Обозначение где кончается одно и начинается другое, а также устрашение шипами, демонстрацией готовности к бою.
Минимализм, простота образов, так как «наводить красоту», вышивать вещи – это неэффективно тратить время, а украшать себя – это способ замедлиться самому.
Целесообразность. В мужском архетипе вещи могут быть очень броскими и богатыми, если этот стиль привязан к значимой цели. Например, декорированные образы помогают замедлить собеседника, который будет рассматривать узоры. Драгоценности-трофеи или логотипы способны «напугать» своим роскошным уровнем и предостеречь претендентов от соперничества с таким успешным противником. Такой образ мужского архетипа воспринимается сразу, скрытое роскошество материалов или богатая замысловатость внутренних отделок – это уже женский архетип.
Увеличенные размеры украшений, аксессуаров, узоров, масштабов. Стремление доминировать, заявлять о себе в полный голос. Расширить частную проблему до глобальной ситуации: делать широко идущие выводы, «делать из мухи слона».
Образы мужского архетипа
Тело как инструмент. Мужские архетипы отвечают за социальные процессы – как мы используем нашу жизнь? Важно быть здоровым, активным, результативным. Уметь прыгать выше всех, бегать дальше всех. Жизнь как результат успешной борьбы с силами природы: либо я, либо ты. Образ: дикарь, Тарзан.
Воздух, ветер, идеи и бесконечное пространство. Полет человека, крылья птиц, самолеты, а также работа в самолете и мысли, которые там приходят в голову. Падение в бездну, падение предметов. Здесь также будет стремление сделать свое послание легким для восприятия, позволяющим понять его корректно «на ходу». Образы: святой дух, Адам (первочеловек, который устанавливает закономерности), изобретатель Дедал, женщины-авиаторы.
Горы. «Через тернии к звездам». Лестница, карьерная лестница. Идти вверх сквозь препятствия и неудачи. Горные гномы, которые трудятся над «малахитовыми шкатулками». Образ: Сизиф, альпинист на Эверест, карьерист без моральных тормозов.
Власть того, кто создает законы и системы. Статус. Управляет, контролирует и заставляет делать что-то. Расставляет людей по определенным позициям и диктует, кому что делать. Не таит в себе, а излучает волю и приказы. Образы: шахматист, король, царь, политик, бог, женщины-правители.
Огонь как проявление героической воли. Самопожертвование ради идеи и высших ценностей: сам создаю себе условия для страдания и наказания ради высших ценностей. Мужской архетип не про удовольствия. «Сжечь мосты». Образы: Прометей (+символ горы), дракон, вулканы, горящая Москва в войне 1812 года.
Солнце палящее и сжигающее, свет, день, золото. Перфекционизм как стремление сделать нечто идеально, создать образец, «отлить статую в золоте». Сделать то, что останется на века, а значит, тут недопустимы ошибки. Образы: скульптор греческих статуй, Икар, сын Дедала, Пушкин «солнце русской поэзии», однозначно положительный герой, спортсмен-чемпион, бог Аполлон, ученый «светило науки».
Порядок и рациональность. Иерархия, структура, логика, четкость действий, в зависимости от погоды/ситуации/задачи/других людей. Выбор что хорошо, что плохо, что выбросить, а что оставить. Гардероб как идеальная математическая табличка. Порядок на столе позволяет начать воплощать в реальность свои таланты, идеи и мысли в форму, которую могут легко воспринимать другие люди. Образы: аскет, сознательно отказавшийся от частных жизненных благ, дворник.
Дворцы, небоскребы, крупные сооружения, в том числе религиозные соборы. Это чудеса инженерной мысли и сооружения плохо связанные с благополучием, психологическим и телесным комфортом человека. Жить или работать на высоких этажах, на высоких оборотах или уровнях энергий. Образы: монах, настоятель церкви, бизнесмен-инвестор в Москва-Сити.
Оружие: огнестрельное и холодное (ножи). Целенаправленное нанесение вреда тому кто воспринимается врагом. Инструменты, от микроскопа до фортепиано как оружие против тьмы незнания. «Слово как кинжал», навыки риторики и словесных поединков. Образы: аристократ, дворянин, рыцарь, воин, участник рэп-баттла.
Женский архетип. Мистический НоктюрнЭти архетипы отвечают за психо-эмоциональные состояния, чувства, внутренние ощущения и эмоциональное проживание, за то, как внешние события чувствуются внутри.
Особенности и убеждения женского архетипа:
Принятие всего. Женский архетип смирился со смертью и всеми её союзниками, полюбил ее и ассоциировался с нею. Если что-то пришло в нашу жизнь, значит, зачем-то оно нужно – урок, знак, «всему найдется свое место». Опоздания означают, что мне туда не надо или можно оказаться там позже. Нет билетов на учебный курс? Возможно мне он не нужен или я сейчас к нему не готова. Старение – естественный процесс, который нельзя остановить, но можно работать с возрастом, чтобы чувствовать красоту.
Быть в потоке того, что приходит. Все происходит неслучайно. Характерно постоянно отклоняться от намеченного пути. Это способ пользоваться возможностями, которые «сами идут в руки», а если при этом изначальная цель не достигнута, значит, не судьба или будет повод завтра выйти в магазин. Проблемы решаются сами собой. Пример: купить статуэтку лягушки и получить внеплановый бонус на работе.
Надежда на то, что если с врагом/временем заключить альянс (приручить, подружиться, заколдовать), то он станет безопасным. Злое, вредное, опасное и страшное воспринимается как хорошее, милое, безопасное и притягательное. Приличные названия неприличных предметов. Видеть магию в античных развалинах и поросших мхом средневековых замках. Коллекционное вино в пыльных погребах и сыр с благородной плесенью.
Сообщества и культура шеринга (делиться, меняться). Монизм, единство противоположностей. Все едино и неделимо, невозможно отделить одно от другого, «капля – часть океана». Для женского архетипа нехарактерно конкурировать, соперничать, соревноваться в спорте и выделять себя, потому есть много сопереживания другим и попыток найти точки сходства с другим человеком и через это объединиться. Стремление все между собой связать и найти объяснения разрозненных событий. Здесь же будет восприятие чужих детей как своих и забота о них по мере сил, а также бытовая просьба к соседке одолжить соль.
Кормление, питание, впускание себя в другого человека. Сладкое молоко. Мир клейкий и вязкий, одно цепляется за другое. Женские архетипы отвечают за внутреннее состояние, ощущения, чувства. Поддерживая тех, кому плохо, питая несчастных «плохих», женский архетип надеется решить все проблемы вокруг себя, создать резонанс «стать на одну волну» и стать счастливее. Чашка в подарок – это прирученная бездна.
Тема сна, иллюзий, времени интимности и особой деликатности. Мягкая ночь, блаженство, легкий сон. По сути, конец и начало, смерть и жизнь – все едино. Нет гарантий на будущее (печать в паспорте – это просто формальность), и каждое прощание в женском архетипе – это «приоткрытая дверь». Любой проект для жизни, например, образ для клиента стилиста, будет перестраиваться, меняться, и значит, надо либо научить человека своей методике, либо «держать руку на пульсе» и быть готовым постоянно вносить изменения.
Медленный темп времени – замедление дает увидеть больше нюансов в процессе, тоньше настроить свои отношения с внешним контекстом (увидеть изменения, откликнуться на них, отреагировать). Жизнь как вечное ожидание, стояние в очереди. Тянут время, откладывают, считая, что время на их стороне. Чем в более «подвешенном состоянии» находятся дела и проекты, тем больше «пространства для маневра». Затягивание проекта, откладывание, дело занимает все отведенное на него время.
Рыхлые рельефные, но мягкие фактуры. Земля ассоциируется с черным цветом, и например, одним из способов забеременеть у славян было вышивать не любимым красным цветом, а черным. Рыхлая рассеивающая полупрозрачная ткань.
Нюанс – выразительное средство женского архетипа: нечто среднее – не темное, не светлое, не холодное, не теплое – соединено с чем—то таким же неуловимым. Гладкие поверхности, мягкие, тактильные, приятные на ощупь, сенсорные ощущения комфорта.
Смешение стилей. Мягкая линия плеча, трикотаж кроеный и вязаный.
Женственный образ воспринимается постепенно, распаковывается во времени, но мужской архетип в акценте дает ему «крючок», за который цепляется внимание, и у зрителя появляется желание дальше вникать и разбираться.
Все маленькое, компактные предметы, которыми можно завладеть и поставить в шкаф миниатюрное и подстраивающееся, например, по стилю вещь встраивается в очень разные комплекты и не пытается «перекричать» другие предметы.
Образы женского архетипа
Детство. Светлые нефункциональные образы: красивые, приятные, комфортные. Женский архетип ценит жизнь саму по себе как состояние, результативность не имеет значения. Чем больше у женщины есть навыков наблюдения за собой и другими, умения получать удовольствие в мелочах, тем легче погружаться в женский архетип.
Мать, плодородие. Создавать детей, проекты, ценности. Выращивать их, кормить, питать. Родина – страна в целом и конкретное место. Особое отношение и привилегии к «своим», выбор сотрудников не по навыкам, а по родственности. Рабочий коллектив, группа сообщества. Эмиграция как способ найти более «хорошую мать» не для себя, так для детей. Образы: Великая Мать, мать, убаюкивающая дитя, Гея, Деметра. Дева Мария.
Лесная чаща. Нечто темное, дикое, непокорное, неуправляемое. Хаос, стихия. Образы: Баба-яга, которая занимается инициацией. Попадание в дремучий лес Василисы и других героинь русских сказок.
Ночь, пугающая пауза. Для образа в мистическом ноктюрне надо внедрять темные элементы, нечто непонятное, в том числе для самого стилиста. Это могут быть символы: змея, скарабей, черепа. Включать в шопинг-лист «темную лошадку», «черный ящик» – закладывать покупку странной вещи, например, расшитую лилиями накидку как одежду для дома. Образы: таинственная незнакомка, женщина-загадка, непонятная мужчине прекрасная дама – Психея, Беатриче.
Пещера, подземное царство. Затягивающие своей привлекательностью и опасностью пространства. Образы: Сирены в «Одиссее», Афродита, спуск в подземное царство Аида Персефоной, картины Врубеля.
Луна, спутник, человек на вторых ролях, которая не уступает ему в силе и знаниях. Помощница мужчины по своему свободному выбору. Исчезает и появляется. Жертвование собой ради ценных людей и их счастья, благополучия. Образы: муза писателя, жена ученого, Сфинкс (исчезавший в песках и проверявший путников загадками), София.
Вода, погружение в глубины океанов и психики. Образы: русалка, аквалангист, психоаналитик. Гетера, куртизанка, гейша – женщины, которые могут управлять мужчинами благодаря своему знанию их слабостей и психологии. Царица Елена Прекрасная из легенды о Трое.
Дом в лесу. Низкий, скрытый от глаз людей, закрытый на замок. Маленькие городские квартиры, камерные театры, небольшие кофейни – теснота продуманная и теплая. Образы: Ева, первоженщина, создающая уют. Гестия, богиня домашнего очага, утка (и другие неяркие самки в природе).
Змея, как и женщина, постоянно меняется и мимикрирует под обстоятельства. Начала делать и передумала в процессе. Умеет перерождаться – взять обязательства и снять их с себя, разрешить себе что-то не делать, не поддерживать образ там, где нет крайней необходимости. «Поменять коней на переправе» – есть план, но по пути становится ясно, что для всех будет лучше поменять план. Так как ценность женского архетипа – в создании отзывчивого пространства для всех участвующих.
Срединный архетип. Драматический НоктюрнЭти архетипы, в зависимости от ситуации и окружения, сочетают в себе мужские и женские качества, один нижний и один верхний уровни.
Особенности и убеждения срединного архетипа:
Синтез мужского и женского. Срединный архетип – бонус уровня, финал, свободная игра в мужское и женское, проводник на следующий уровень. Осваивая уровень, мы оказываемся в дисбалансе, а значит, пробуем как мужскую, так и женскую сторону, так идет отработка уровня. Проживание срединного архетипа показывает, насколько освоен соответствующий уровень.
Стратегия переговоров со смертью. В зависимости от обстоятельств, смерть воспринимается скорее как руководитель. С ним можно поругаться, обняться, извлечь выгоду из его опыта и знаний. Многоплановые отношения.
Смерть как стремительно приближающийся дедлайн дает организованность и смысл моей жизни. Дает мне возможность все-таки взять и что-то сделать, оставить свой вклад в мир.
Нет ускорения (диурна), нет замедления (ноктюрн), а есть динамика, средняя скорость – танцевальный ритм, которая так же может меняться в зависимости от моего состояния, других людей, времени года, внешних событий.
Образы построены на взаимодействии контрастов и нюансов. Гармония: в одних частях образа контраст, в других – нюанс.
Изменчивость, гибкость образа в тканях и стилистики. Образ, который легко трансформируется от ситуации к ситуации, от сезона к сезону или в течение дня по состоянию. Не обязательно это вещи-трансформеры, но предметы с множеством смыслов, которые меняются в зависимости от партнеров.