Книга Архетипы и Образы - читать онлайн бесплатно, автор Анна Шарлай. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Архетипы и Образы
Архетипы и Образы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Архетипы и Образы

Игра, где важен и результат (мужское) и процесс (женское). Секс (взаимопроникновение мужского и женского), диалог – звучат аргументы равных партнеров.

Образы срединного архетипа

Странник, путешественник, а также человек, который часто или на длительное время ездит в командировки. Покорители новых земель или ученые-первооткрыватели.

Дионис – бог вина, праздника и удовольствий. Праздник как отчёркивание финала затяжной войны и переход к мирному времени с другими, но тоже трудными задачами. Карнавал, Бал, светский выход как испытание себя.

Андрогинный, брачный миф. Семья: двое соединены в одно, но не слиты, их можно разделить. Средний пол, смена гендерных ролей в обществе, гендерная небинарность.

Меркурий, Гермес, Среда у Нила Геймана в «Американских богах» – торговля, предпринимательство, инновации. Из женского архетипа видит потребности и переживания людей, а из мужского может поставить цели, прописать выгоды и способы монетизации.

Проводники. Демоны, существа, помогающие поэтам и писателям создать некое творение, а потом покидающие его, когда процесс окончен. Белый кролик в «Алисе в Стране Чудес», гид-экскурсовод в музее.

Амур и Эрот, чтобы включалась сексуальность, нужны в равной степени и женское принятие/расслабление, и мужская активность/напряжение. Встречи-расставания, драмы, утраты.

Фейерверки и взрывчатка. От богини Кали – разрушающей, сжигающей, испепеляющей женственности до террористов. Священного огня Израиля и бенгальских огней и фейерверков по случаю праздников.

Амазонка, охотница, богиня Артемида, Диана. Она не воин, так как действует по определённой «схеме», характерной для младших архетипов. Отношение амазонок к мужчинам как к вещам, которых можно использовать.

Игрок, шут – попытка извлечь выгоду из хаоса, подчинить его, испытать свои отношения с Госпожой Фортуной.

Шаман, целитель – тот, кто тонко настраивает окружающий мир. Колесо, цикл, круговращение. Богиня Фемида. Суд и юриспруденция. Ритм, постукивание в барабан. Маски, одежды, повтор одного и того же.

Уровни развития архетипов

Вы еще не забыли, что архетипическую энергию мы договорились представить как горизонтальную ось Х в школе на уроках математики? Теперь введем вертикальную ось Y, по которой мы поднимаемся в своем социальном развитии снизу вверх. Не всегда жизнь человека идет по этому эталону, кто-то начинает из середины, идет вверх, потом падает в самый низ, стремительно взлетает, падает… У каждого свой уникальный путь. Более подробное описание каждого из архетипов ждет вас дальше, здесь мы получаем первичное представление о группах архетипов, чтобы видеть эволюцию образов.

I уровень. Младшие архетипы

Удерживает внимание на 1–2 объектах, внимание направлено в одну сторону. Я это то, что вокруг меня» – сотрудник ассоциирует себя с местом работы «наша фирма», футбольный болельщик говорит: «мы победили», женщина видит в конфликте только себя или просит у магазина скидку, не думая, что на размер этой скидки у продавца уменьшится зарплата. Младшие архетипы сильны тем, что акцентируют свое Я, формируют свою самостоятельную личность, эгоистично отстаивают свои границы, не испытывают смущение, когда приходится задумываться о потребностях других людей. Пытаются разобраться, кто свой, кто чужой, какое место в обществе можно занять. Чтобы отстоять свои интересы и не мучиться чувством вины, можно регрессировать на уровень младших архетипов и успешно решать задачи. Взять и сделать, хочу = беру, если не могу взять сама требую, чтобы мне дали.

Пример: в бюрократическом учреждении надо заполнить бесконечную анкету. Чем больше мы думаем о том, насколько это прошлый век, задаемся вопросом, неужели нельзя это как-то автоматизировать, оглядываемся по сторонам в поисках того, кому заплатить денег, чтобы выполнить эту задачу, глубоко вдумываемся в суть задаваемых в анкете вопросов… тем больше ошибок будет в формуляре. Если же выключить музыку в плеере и ассоциировать себя с этим листом бумаги и ручкой и «тупо сделать» задачу, то все получится легко и быстро с первого раза. Сделать что-то «для галочки». Опубликовать красивую картинку в соц. сети и сделать простую подпись. Не думать: ой, это как-то примитивно, а что обо мне подумают, а как это будет восприниматься через год.

На уровне младших архетипов нет перфекционизма, критики (тем более самокритики) и оценок, так как тут нет взгляда со стороны. Человек на этом уровне движется по жизни без ожиданий, легко и непринужденно, как ребенок, которому классно все происходящее вокруг, так как не с чем сравнивать. Сложные действия на этом уровне становятся простыми или их просто нет. Младшие архетипы не ставят целей (могут быть одношаговые задачи), им неизвестны законы (только традиции, как принято), не вовлечены другие люди (на них не хватает уровня внимания). Есть свои, которые всегда хорошие, и чужие, которые всегда плохие. Долгосрочные отношения, нормы общения и вежливости этого уровня не касаются.

Этап заканчивается срединным архетипом ОХОТНИК (I–II уровень), который определился с тем кто он и что ему позволено (границы), нашел связь с своей группой и, опираясь на нее, сформировал ценности и мораль.

Младшие архетипы и деньги

Деньги есть где-то вокруг: чем изобильнее окружение и люди в нем, тем благополучнее жизнь. Поступления денег неконтролируемые, в формате чаевых. Если на этом уровне профессионал, то его уровень доходов напрямую связан с обеспеченностью клиентов или хорошим настроением заказчика/работодателя, внезапными отчислениями государства по праздникам. Не зарабатывает деньги (поэтому не может увеличить входящий поток при необходимости), а получает их. Часто даже не деньги, а материальные блага: подарки, дом, место, где жить, еду, которую можно есть, одежду, чтобы носить.

Потребительский кредит, когда дают сумму денег или вещь – это способ младших архетипов взаимодействия с деньгами: заполнили анкету, приложили нужные документы, получили деньги в надежде на светлое будущее, из которого будет легко выплатить эту сумму с процентами. Либо же рассчитывая на то, что возвращать вообще не придётся благодаря кредитным амнистиям государства или другого «большого и сильного», кто заплатит за них долг. Поэтому, увлекаясь мелкими кредитами, человек укореняет себя в младших архетипах.

Воровство как способ получения дохода тоже относится к младшим архетипам. На уровне младших архетипов существуют всевозможные карты желаний, визуализации, магические ритуалы на деньги и приметы, связанные с получением денег, – не существенно, просим ли мы человека дать ресурс или высшие силы.

II уровень. Архетипы Силы

Расширяется внимание, в его поле зрения появляются другие люди. Социальное мышление: есть общество с определенными законами, причем эти законы строгие и им необходимо соответствовать, чтобы жить внутри общества. Целенаправленное мышление и планы на будущее. Видение последовательности действий – не просто множество объектов вокруг, но их организация. Пример: ребёнок, бегущий за мячиком, который осознаёт не только себя и свое желание, но понимает работу светофора, анализирует скорость машин и твёрдо знает последовательность действий на дороге. То, кто архетипах силы верит, что «плохой» человек способен измениться со временем и благодаря правильному (по моему мнению) влиянию.

Прохождение этого уровня требует самодисциплины, власти над собой, независимости, появляются героические лидеры, дипломы, награды, празднование подвигов. Диплом может стимулировать сделать нечто. ЛЮБОВНИЦА часто кажется магической женщиной, которая сидит в соблазнительной юбке и к ней блага жизни стекаются сами по себе. Но именно понимая смысл II уровня мы видим, что ЛЮБОВНИЦА – архетип патриархального мира, где за женщиной закреплены четкие роли, она верит в ценность своей привлекательности, которую надо поддерживать независимо от наличия партнера рядом. Красота становится религиозным культом, а партнер уподобляется королю средневекового государства, которому мы поклоняемся.

Есть один правильный путь. Архетип силы управляет одним процессом, одним вариантом действий, не допускает отклонений, свободы, импровизации или запасных вариантов. Если действовать по правильному алгоритму, то приходит правильный результат. Пример: аристократия: одна правильная жизненная стратегия, один правильный партнер для семьи, постоянная борьба за чистоту крови.

Этап заканчивается через срединный архетип этого уровня – ШУТ (II–III уровень), который видит, что шаблонный алгоритм можно корректировать под себя, он рискует, «кто не рискует, тот не пьет шампанское!», так как еще не может увидеть широты возможностей, но предчувствует, что можно отклоняться от стереотипов.

Архетипы силы и деньги

Деньги зарабатываются. Как правило, источник дохода один. Человек может влиять на сумму входящего потока денег через приложение больших усилий (ВОИН) или времени (ЛЮБОВНИЦА), а также через отстройку от конкурентов в создании более уникального нешаблонного продукта (ШУТ). Способы заработать деньги алгоритмизированы (задача начальника, общественный стереотип построения карьеры), разложены по шагам, но могут быть персонализированы в неких рамках. Специалист ориентируется на среднюю цену услуги, часовую ставку профессионала на рынке и иногда может увеличить доход через большее трудолюбие или уникальность товара/услуги, которая привлечёт внимание более зрелых архетипов, которые выделят такого человека и заплатят ему побольше. «Сколько накопал, столько и получил».

Здесь фрилансеры, самозанятые, а также все специалисты, которые «торгуют лицом» и обязаны выполнять работу лично: певец на сцене, консультант, няня. Архетипам силы очень важно зарабатывать тем, чем они будут гордиться и о чем смогут с удовольствием рассказывать на светских вечеринках. Личные амбиции, постоянная включённость себя в работу тешат самолюбие и могут препятствовать переходу на следующий уровень.

Взять в долг у другого человека – уровень архетипов силы. Надо вызывать доверие у этого человека, требуется договориться, обсудить сроки, и нарушать данное слово морально сложнее, так как это не безликий «дающий» банк, а конкретный человек. Для архетипов силы так же характерно брать инвестиции конкретного бизнесмена, а также соглашаться прислушиваться к его видению бизнеса и советам. На этом уровне могут быть кредиты на обучение.

III уровень. Зрелые архетипы

Появляется видение нескольких стратегий и стилей. Хватает внимания видеть параллельные процессы у себя, других людей, общества. Видит противоречия своих и чужих интересов, поэтому, чтобы что-то получить, не просит напрямую для себя, а придумывает обходную стратегию, чтобы другой человек увидел в его предложении пользу для себя – так реализуется управление людьми и обстоятельствами.

В риске (любимом инструменте ШУТА) нет ценности, так как уровень внимания позволяет учитывать все варианты, иметь полноценные планы А, Б, В и так далее. На этом уровне появляется ответственность перед планетой и обществом, но не потому что человек из архетипа Зрелости такой умный и хороший, а потому что он мыслит стратегически и видит здесь свою выгоду. Пример: МАТЬ кормит ребенка правильной пищей, эта забота исходит из её стратегической выгоды, потому что иначе ей не удастся поспать из-за больного живота малыша, придется лечить заболевания кожи или каким-то иным способом разбираться с последствиями. Ответственность появляется не от напряжения, а в потоке: какой смысл рождать ребенка в тот мир, о чистоте которого я не забочусь?

У зрелых архетипов высокая правовая культура: видят, зачем нужно то или иное ограничение, сами создают правила, закон хорошо защищает граждан, учитывает множество нюансов, а они в свою очередь не рвут цветы в парке и не ломают лавки. Только на этом уровне можно создать по-настоящему демократическое правовое государство.

Этап заканчивается через срединный архетип этого уровня – ШАМАН (III–IV уровни), когда становится видна жизненная цикличность в том, что я обо всех забочусь, обо всем в курсе, за всех всё просчитываю, отдаю себя семье, клиентам, обществу, а где тут мои интересы? Наступает кризис середины жизни, когда все вроде бы в порядке, но счастья нет. В итоге гусеница превращается в бабочку.

Зрелые архетипы и деньги

Тут появляются крупные деньги, капитал, множественные источники дохода. А если один источник дохода, то в такую работу нет включённости 24/7, какие-то участки в гибком графике, какие-то делегированы или отданы на аутсорсинг представителям архетипа силы. Смысл работы такого человека не в посещении офиса с 9 до 18, а в создании системы, которая будет без него работать еще лучше. Создать бизнес, который будет функционировать многие годы, и возможно, даже его можно будет передать по наследству.

У человека в зрелых архетипах работа и личность разделены, он выбирает востребованную рынком сферу деятельности, где можно нанять сотрудников и по поводу которой у него есть инсайты и инновации. Может заниматься стройкой, вывозом мусора, ритуальными услугами. Бизнес нужен для извлечения прибыли и больше ни для чего. Доход растет за счет креативной оптимизации бизнеса: один раз что-то сделал и долго получаешь доход.

Самому выступать инвестором – стратегия зрелых архетипов по наработке для себя ещё одного источника доходов. Выступать меценатом, филантропом, спонсором – то есть давать деньги и другие блага без ожидания возврата – тоже стратегия зрелых архетипов, так они поддерживают свои ценности и создают себе прекрасный мир, в котором хотят жить.

IV уровень. Старшие архетипы

Человек начинает видеть мир без упрощений, тут нет типологий, моделей, классификации. Ощущение, что каждый человек – Вселенная. Любая попытка явление жизни «разложить по полочкам» – это упрощение, которое иногда полезно. Нижним архетипам это нужно для развития: младшим – чтобы понять, как устроен мир, архетипам силы – для понимания своих возможностей и выстраивания плана действий, старшим архетипам – для управления другими и извлечения ресурсов из этого. Осознает безграничность мира и бесконечное разнообразие людей.

Становится бессмысленным играть в калейдоскоп типажей. Не люди различаются между собой, а то, как они видят и отражают реальность, которая, конечно же, у каждого своя. Вместо конкуренции тут попытка обогатиться другим мировоззрением. Олигарху с заводами и пароходами может быть полезным пообщаться с дворником и увидеть мир иначе, перенять нечто ценное. Человек становится подобен мудрому медиуму, интересно вспоминать прошлое, писать мемуары, рассказывать о своей жизни внукам. Дарить свой опыт миру и потомкам. ФИЛОСОФ передает практические знания и информацию. НАСТАВНИЦА передает опыт чувствования и ощущения.

Постоянно трансформирует свой образ жизни, проживая разные варианты, видя линии жизни более глубоко, чем это делают более низкие архетипы, так как уже нет личной заинтересованности в результатах. И тем самым именно люди этого уровня становятся идеальными политиками, деятелями культуры, проводниками духовности. Метафора Птицы Феникса, которая возрождается из пепла благодаря найденному смыслу и цели. Если прекратить гнаться за устаревшими ценностями – красотой, молодостью, карьерными амбициями, нужностью членам семьи, то возродится на четвертом уровне и проживет еще не одну жизнь.

Старшие архетипы и деньги

Нет заинтересованности в деньгах. Они не являются причиной что-то делать или не делать. Все свои социальные потребности – деньги, слава, проекты, дети, контакты для общения, – все это уже есть или спокойно заблокирована потребность в чем-то из этого. Тут может быть пассивный доход от сданных в аренду квартир, гонорар за ранее написанную книгу, от бизнеса, которым управляет кто-то другой. Только на этом уровне человек может работать бесплатно, делая тем самым подарок человечеству. Есть желание вернуть долг обществу, помочь кому-то молодому, как когда-то помогли ему.

Как проходить по уровням

Есть три основных способа входа и выхода из архетипа.

1. По возрасту, в результате личного проживания периода и уроков, которые ему соответствуют. Младшие архетипы – дети и подростки, архетипы Силы – юные парни и девушки, Зрелые архетипы – взрослые зрелые люди, Старшие архетипы – мудрые и пожилые люди. Это медленный, но самый надежный способ. Если какой-то архетип был прожит, то его опыт включается как навык в человека, и при необходимости к нему можно обратиться, тем самым войдя в этот архетип для решения той или иной задачи. Кризисный период, в котором старые модели жизни и мышления не сработали. Пробовали разное, консультировались, лечились, отчаивались, получили 3D-опыт, который полностью встретился. Сами прожили, прочувствовали, осознали, что это такое, переоценили всю ситуацию, свое поведение, других людей – это оригинальное переживание.

2. По ситуациям. Я называю этот способ «вакцинирование», когда мы можем заразиться чужими архетипами через проживание в микродозах. Через осознание в голове деталей образа и проживания архетипа. Например, архетипом Воин можно вакцинироваться после съемок в фильме о супергероях или иллюстрировании книги. Вакцинация идет и через участие в тренингах и играх. Например, на моей авторской игре «Город Образов» (www.gorodobrazov.ru) можно увидеть, как мыслят и чем живут представители других архетипов, и прямо в игре протестировать их способ действия. Внимательное наблюдение за близкими, друзьями в разных ситуациях. Например, волонтер в Доме престарелых, может помогая людям день за днем, увидеть много внешних и поведенческих признаков старших архетипов, и это поможет в определенной ситуации легко продемонстрировать ФИЛОСОФА или НАСТАВНИЦУ. Глубокое погружение в тему.

3. Способом имитации и моделирования. Без личного опыта проживания, без контакта с ситуацией в архетип можно входить с помощью моделирования других людей, подключая коллективное бессознательное из книг, фильмов и прочих образных решений. Повторение один в один того, что делает другой человек, требуется «войти в его шкуру» по всем модальностям: как мы выглядим, как говорим, о чем думаем, чем мы занимаем наш день, что мы едим… Похожий процесс проделывал древний человек, собираясь на охоту, проникая в сущность тигра и самому становясь диким зверем на время схватки. Тем самым мы через это входим в жизненную ситуацию интересующего нас человека и без своего личного опыта проживания, можем войти в нужный архетип. Это самый доступный, но наименее надежный способ прочувствовать и понять архетип, поэтому скорее всего в ситуации стресса, вы окажетесь в своем актуальном «настоящем» архетипе. Тренируя моделирование длительное время, вы укрепляете свой контакт с архетипом.

Мы живем в уникальное время, когда человечество дошло до очень высокого культурного уровня и потому есть возможность видеть значительно больше примеров других людей, причем не просто в «парадной» обстановке, но в разнообразии их столкновения с жизненными коллизиями. Это как шанс увидеть сценарную развилку и точку принятия значимого решения, и сейчас нам нужно все меньше реального опыта для проживания архетипов.

Архетипы родственников и взаимный взгляд уровней

Проживая архетипы, одни из них будут казаться нам легкими, понятными и естественными, а другие – травматичными и пугающими. Скорее всего, первая группа – это опыт предков. В этом смысле архетип можно сравнить с кастой: если у родственников высшие уровни, то ребенок, уже начинает свой путь не с нуля. Без опыта высоких уровней архетипов попасть туда будет непросто, а оказавшись, выяснится, что там очень непонятно и дискомфортно. Так как архетип – это во многом стиль мировоззрения, они находят отражение в правилах родительской семьи, установках и условиях детства, когда закладывается основа личности. Вот почему так трудно, например, менять убеждения по поводу денег.

Если в роду было много людей высокого уровня архетипов: дедушка – генерал, папа – директор, мама – руководитель творческой студии, то ребенок может войти в жизнь сразу с зрелого архетипа, но и это не гарантия счастья. Так как много жизненных задач мы решаем с помощью младших архетипов, опыта которых у этого маленького человека нет. Потому что развивать их его семье не было необходимости. Примеры: Будда в архетипе МОНАРХА, история которого описана у Германа Гессе в «Сиддхартхе», и ребенок в архетипе СЛУГА из трущоб, который стремится получить высшее образование. Трудно будет одному спуститься, а другому подняться.

Более верхние уровни нижними воспринимаются как непонятные или не интересные. Психика защищается игнорированием слишком сложных и недоступных пониманию людей, идей и явлений. Этот механизм помогает не отвлекаться от более актуальных на сегодняшний день задач. Помните ощущение, когда вы впервые услышали о хэджировании нефтегазовых доходов или о трансцендентной диалектике? Там была неловкость, скука и обесценивание. Все это полезно для того, чтобы на каждом жизненном этапе мы тратили внимание прежде всего на необходимое.

Младшие уровни воспринимаются старшими как нечто цепляющее, выводящее из равновесия и слишком активное. Старшие уровни разражаются младшими, даже если эти уровни были полноценно прожиты. Почему? В младших архетипах больше первородной исходной силы, поэтому они такие агрессивные в привлечении внимания, и по этой же причине во многих ситуациях младшие архетипы легко побеждают своей витальностью. Прямой конфликт чаще всего возможен внутри одного уровня, поэтому, если очень хочется рассказать президенту, как управлять страной, – это знак пробуждения МОНАРХА.

Развиваясь, человек переходит из одного архетипа в другой. В этой главе вы узнаете, какие точки входа в архетип бывают, почему происходит застревание на одном из архетипов, как правильно относиться к периодам стрессов и застоя с точки зрения архетипов. Пойдет речь и о способах преодоления «замкнутого круга» внутри одного архетипа. Посмотрим на условия переходов из мужского архетипа в женский (через срединный) и из женского в мужской.

Зачем вообще нужны переходы? Неужели нельзя просто жить, меняться по необходимости с ходом жизни? Для чего вникать в разницу архетипов и думать о способах переходов между ними? «Ни одна проблема не может быть решена на том уровне сознания, на котором она создана» – слова Альберта Эйнштейна. «Не ищи выход из ситуации. Ищи вход в другую ситуацию» – слова другого знающего человека.

Точка входа в архетип

Если представить архетипы как комнаты в квартире, то в каждую из них есть своя дверь, у каждого человека в эту дверь будет свой ключ. Эта точка входа зависит от уровня осознанности, количества свободной энергии, ближайшего окружения и многих других факторов. Каждый архетипический переход – это всегда хотя бы маленький, но кризис. Управляемый, самостоятельно созданный кризис переживается легче. Внезапный кризис, свалившийся извне на человека без знаний, с которыми вы знакомитесь в книге, пережить крайне трудно. Обсудим основные точки входа как ориентиры:

1. Эволюция – естественный переход по возрасту, семейному положению. Дозреть делами и мыслями до некого уровня. Вернуться к ранее «недопрожитому» архетипу ради качественного решения актуальных задач. Подобно тому, как в университете знания первого курса оказываются востребованными для решения задач на втором курсе, пополняются информацией на третьем курсе… и вот так получается объемная картина предмета и полное понимание, как действовать в практической ситуации. Как работает эволюционный переход – сначала происходит бессознательный вход в архетип нового уровня через сны, одежду, персонажей кино и книг, осознанные размышления (в том числе медитации) и наблюдения за другими людьми (идеально, если это родители или преподаватели). В процессе такой настройки закрываются задачи текущего уровня и происходит естественный переход на новый уровень.

2. Событие-толчок – смерть ребенка, увольнение с работы, карантин из-за пандемии. Внешняя ситуация заставляет действовать по-новому. Провалится человек из-за тревог и страхов вниз по уровням архетипов и пойдёт «пересдавать» уроки или выйдет на эволюционно более высокий уровень? Зависит от каждого.

3. Отношения – на самом деле именно в контакте проявляются наши архетипы, а не в одиноком самокопании. Женщина, не прожившая архетип ДОЧЬ, может на работе или с друзьями быть в более высоком архетипе, а также в моменте знакомства-свидания, но в страхе близости «проваливается» в ДОЧЬ, страдает сама и провоцирует мужчину быть папочкой. Подробнее об отношениях читайте в следующих главах.