Система тел в мистицизме
Разумеется, чакры – не единственный пример системного восприятия человека и его структуры. Сходные мотивы разрабатываются в мистической литературе. Например, широко в современном европейском мистицизме используется метафорический образ системы тел.
Первое тело – физическое тело (для него в русской православной традиции использовались наименования: «тленное тело», «бренное тело», плоть). Здесь речь идет о физическом теле.
Второе тело – энергетическое или эфирное тело, оно же – тело ощущений. «Видящие» мистики говорят о некоем, выступающем за пределы плотского тела на несколько сантиметров ореоле. При внимательном рассмотрении, как утверждается, именно в этом теле обнаруживаются каналы энергии, широко используемые в акупунктуре. Данное тело представляет собой точную копию физического, другими названиями для него являются «эфирный дубль» или «энергетический двойник». Мистики утверждают, что именно это тело является Ангелом-хранителем физического и любые изменения физического тела начинаются и связаны с изменениями энергетики. Основная функция – защитная.
Третье тело – астральное или душа. Здесь связаны процессы, протекающие в бессознательной сфере и сфере сознания. Именно активностью этого тела объясняются процессы, идущие во время сновидений. При этом мистики говорят о «низшем» астрале, в котором сосредоточены желания тела и о «высшем» в котором сосредоточены желания духа. Общее между слоями астрала то, что и там и тут идет речь о желаниях. Душа отвечает в первую очередь за эмоциональную жизнь. Она лишена способности к абстрагированию и является рефлексией в чистом виде. По меткому замечанию одного из современных поэтов: «душа, коль есть – всегда болеет» (П. Вегин). Понимается здесь страдательное состояние души, ее пассивность, существование ее как способности к отражению этого мира, в той или иной степени присущее всему явленному.
Четвертое тело в мистической традиции – ментальное тело. Это рассудок, рациональная составляющая человека. Это в русской мистике сознание или «дух». При этом дух выступает в двух ипостасях – как рассудок, мистики иногда говорят о «низшем» рассудке, собственно рациональности или интеллекте и о «высшем», проявляющем себя как разум или мудрость. Общим между этими слоями выступает способность к образному и абстрактному мышлению. «Смущение духа» выражает не что иное, как утрату способности к адекватному восприятию и оценке действительности, утрату понимания. «Сокрушенный дух» – состояние полной неспособности трезво мыслить. Христианские мистики восточной святоотеческой традиции не случайно подчеркивают необходимость для подвижника непрерывных усилий по «трезвению» духа.
Пятое – тело кармы или каузальное тело (от causa – причина), совокупность человеческих мыслей, желаний и дел, совершенных и несовершенных им в течении жизни. Святоотеческая традиция говорит о нем как о греховном теле. Это именно та часть человеческого существования (сущность), которая остается после разрушения всех иных составляющих. Можно сказать и то, что именно о теле кармы говорится в мистических текстах: «по плодам их узнаете их». Апостол Павел прямо говорит, что каждый истинный христианин «сораспинается» Христу. Речь идет как раз о поведении, поступках, повторяющих или направленных на идеал.
Дальше речь идет о практически недоступных постижению живущего телах – буддхическое тело или тело нирваны, в отечественной традиции более известное как «небеса» или «царствие небесное». Это уровень мистического экстаза. Пребывания во-вне. Близко по значению смысл жизни. Трансперсональность. Человек, достигающий этого уровня, не имеет своеволия, а становится включенным в единый мировой порядок, Космос.
Последний уровень, приводимый мистиками – тело абсолюта. Помимо необходимости следования некоторым предустановленным законам и принципам, которые нуждаются в понимании и постижении, человек выступает и в роли создателя следствий, в дальнейшем развитии принимающих роль законов. Речь идет о единстве случайности и закономерности. Фактически каждый из нас в каждый момент времени выступает как творец реальности, подчиненной действию закона необратимости физических процессов. Так, например, разрушив среду своего обитания как биологического вида, человек одновременно с необходимостью создает закономерность своего исчезновения как вида.
Два последних тела трудны для восприятия именно потому, что воздействовать на них человек оказывается не в состоянии. Вполне аналогично истории рассказанной в Библии, Творец, создав человека, одновременно утратил власть над следствиями деятельности человека. Можно только разрушить, уничтожить созданное, но уже сам акт творения лишает творца власти над самостоятельным существованием создания. Поэтому даже всемогущий Господь отбирает праведников, пытается вразумить людей всеми доступными методами, но оказывается неспособен изменить течение причинно-следственных связей. Это образно-художественное описание закона необратимости физических процессов.
В принципе, той информации, которая здесь раскрывается, уже достаточно для вдумчивого читателя, чтобы отследить, какие именно психологические и мировоззренческие проблемы мешают лично ему или его близким в достижении гармонии с миром и здоровья и, может быть, помогут в понимании различного рода «эзотерической литературы», которая в наши дни становится все более доступной.
Таким образом, говоря о человеке, нам приходится помнить, что человек не просто явление, чем занимается наука, нечто проявленное, измеряемое категориями фактов, но и не проявленное, выраженное в возможности, потенции, предназначении, врожденных программах, Божьем о человеке замысле. Детальный анализ метасистемы человека проводится в специальной работе: Атланов Д.Ю Философская антропология: системный подход. – б.м.; Ридеро 2015.
Здесь лишь необходимый минимум теоретических знаний, доступный неподготовленному читателю.
Теории развития
Все согласны с тем, что человек есть существо многомерное, для простоты принимая трехчастную структуру человека – тело, душа, дух. Иными словами, то же деление можно выразить через вещество, энергию и информацию. На самом деле это очень грубое упрощение, хотя и верное и позволяющее получать эмпирические результаты в практике. Человек принципиально не сводим к ограниченному набору характеристик, но при попытке изложить содержание столь сложной темы мы неизбежно вынуждены упрощать.
При этом, человек не является чем-то раз навсегда данным, он постоянно изменяется, это касается как физических, телесных процессов, так и психоэмоциональных, когнитивных, поведенческих его проявлений.
Процессуальное рассмотрение человека связано с тем, что человек всегда находится в абсолютном движении становления. Это изменение всегда есть его развитие, носящее необратимый характер. Само понятие развития неоднозначно и может быть рассмотрено в различных формах.
Эндогенные теории развития – теории созревания. Предполагается, что все основные качества человека носят предзаданы и возникают по мере формирования организма, проявляясь зависимо от воздействия окружающей среды.
Экзогенные теории предполагают приоритет среды над субъектом. Среда активна, а человек пассивно воспринимает воздействия среды. Человек представляется пассивным объектом, однозначно реагирующим на воздействия внешних сил.
Когнитивные теории развития редуцируют общее развитие человека к развитию его познавательных, когнитивных способностей.
Культурно-исторические теории развития исходят из попытки определить отношение субъект-среда как социальный контекст, в котором и благодаря которому происходит развитие человека.
Экологические теории развития человека рассматривают его как неотъемлемую часть более крупных систем – биологических, социальных, экологических.
Человеческая индивидуальность как система, как нечто целостное развивается всю его жизнь, но развитие это не происходит по одной прямой линии. Оно имеет отчетливо выраженные критические точки, узлы, длящиеся иногда довольно долго и отмеченные особыми специфическими состояниями и переживаниями. Хронологически эти узлы связаны с актуализацией (акт в английском языке – действие) очередного уровня метасистемы человека. Критические точки принято выделять в особую область исследования в силу того, что именно в них происходит своего рода выбор, ветвление конкретной траектории дальнейшего развития под влиянием большой совокупности факторов – состояния поля бифуркации (бифуркация – раздвоение, разделение, разветвление чего-либо). В психологии эти моменты жизни именуют возрастными кризисами. Их в течение жизни человек преодолевает несколько, и иногда это преодоление достаточно мучительно. В эти периоды жизни он особенно уязвим, неустойчив, даже сравнительно слабое воздействие, толчок извне могут очень сильно повлиять на весь ход развития личности.
Сами воздействия обыкновенно носят стихийный характер, но в ряде случаев могут быть осознанно направлены педагогом, родителем или кем-то из непосредственного окружения. Воздействие это далеко не всегда осознается человеком, зачастую воспринимаясь им как часть структуры собственного «Я», импульс, побуждение, связанное с чем-то присущим «Я». Мастер может создать такой импульс, который не только придает новое качество человеческой жизни, но и создаст компенсирующие структуры, нейтрализующие уже испытанное человеком негативное воздействие. Поставит защиту, как теперь говорят.
Кризис и критическое состояние не являются просто синонимами стресса или напряжения. Не всякое напряжение или препятствие является критическим. Не всякий выбор целей и направлений развития сопряжен с кризисом.
Точное значение слова кризис – суд (с греческого). Критик – судья, критерии – основания для вынесения приговора. Соответственно кризис сопряжен с той или иной оценкой. Отличие кризиса от просто напряженной ситуации – он носит характер необратимых изменений.
Большинство исследователей и практиков в настоящее время оперируют эмпирически выявленными, статистически значимыми, (подтверждаемыми статистикой) кризисными фазами развития, критическими точками, моментами перехода из качества в качество, позволяющими более-менее убедительно разделять процесс человеческой жизни на этапы и соответственно с этим строить свою практическую деятельность.
Принято разделять все кризисы на несколько групп: кризисы детства – в настоящее время наиболее полно исследованные; кризисы подростковые и юношеские – традиционно наиболее резко выделенные и в силу этого находящиеся в поле внимания людей всю историю человечества (к этим кризисам приурочиваются обряды инициации, хорошо развитые уже у самых первобытных племён и хорошо изученные историками и этнографами); кризисы взрослого периода жизни – наиболее интенсивно исследуемые во второй половине ХХ века в силу их значимости для профессиональной и производственной сферы; кризисы пожилого возраста – наименее изученные и интенсивно изучаемые в настоящее время в силу стремительного старения населения развитых стран и значимости активных пожилых людей для функционирования общества потребления.
Кризисы детства
Общими особенностями возрастных кризисов детства являются изменение системы связей ребёнка с окружающими, негативизм, эмоциональная неустойчивость, капризность, сопротивление воле взрослых. Кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений. Большинство психологов выделяют кризисы новорождённости, одного года, трёх и семи лет.
Внутриутробное развитие. Обыкновенно в курсах психологии полагают, что развитие ребёнка начинается с момента рождения как с нулевой точки отсчёта, соответственно в литературе мало упоминаний об особенностях внутриутробного развития. Однако современные исследования показывают, что в отличие от этой модели психическая активность фиксируется на гораздо более ранних этапах внутриутробной жизни. Современная психология считает установленным то обстоятельство, что дети, пребывающие во внутриутробном периоде, обладают выраженной способностью к научению, особенности воспринятой в этом периоде информации отражаются и на периоде детства. Особенности внутриутробного развития и самого процесса родов могут оказаться судьбоносными.
Кризис новорождённости. По мнению психоаналитиков, рождение – первая травма, которую получает ребёнок, и она настолько сильна, что все дальнейшее развитие проходит под знаком этой травмы. Кроме того, зачастую плод получает ещё и физическую травму при рождении. Это связано с относительно узким тазом женщины, обеспечивающим устойчивость при ходьбе на двух ногах, в сочетании с относительно крупным размером головы плода. Сочетание этих факторов сообщает дополнительную драматичность родам.
Как выясняется, сам процесс родов оказывает огромное влияние на ход развития человека, и во многом определяет те проблемы, с которыми человек столкнётся в жизни и даже существенные черты характера.
Немаловажно и то, в какой момент своего рождения ребёнок получает самосознание, самостоятельное восприятие и реагирование на мир, отрывается от материнских реакций. Если ребёнок впервые осознает или, иначе говоря, фиксирует себя в момент спазма матки, то фиксация на этой стадии формирует в дальнейшем развитии предпосылки боязни замкнутого пространства, состояния тревоги. При фиксации в момент движения по родовому каналу, формируется чрезмерное стремление к самореализации, фанатизм, склонность к доминированию, политической деятельности, гипертрофированная целеустремлённость. Когда ребёнок фиксирует себя уже во внешнем мире, формируется основа для беспричинных страхов, чувства одиночества, отсутствия любви. При кесаревом сечении формируется склонность к спокойствию, наивности, невосприимчивости к чужой боли. Дети, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, не прошедшие «проминание» при движении по родовым путям, иногда рождаются с уже вписанным в структуру эмоциональным состоянием матери во время родов. Например, если мать испытывала сильный страх, то ребёнок рождается уже с «беспричинным» страхом и растёт крайне осторожным, формируя на уровне физического тела тяжелейшую скованность, неуклюжесть в движениях и риск травматизма, вместе с соответствующими «беспричинными» переживаниями страха на психическом плане.
Дети, которых сразу после рождения не дают матери, в дальнейшем своём развитии формируют в своём психическом пространстве чувство одиночества, брошенности, оказываются не в состоянии устанавливать прочные эмоциональные контакты с другими людьми, в ряде случаев склонны к суицидному поведению.
Новорождённость – это время, когда плод отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Комплекс оживления – основное новообразование критического периода представляет собой положительную реакцию на лицо матери. В комплексе оживления зарождается координация движений. Он знаменует собой начало новой стадии развития – младенчества.
Кризис одного года. В индивидуальном развитии этому кризису предшествует стадия зависимости. Кризис одного года завершает этот этап развития. Новообразование критического периода – автономная лепетная речь. Эмоциональная нестабильность ребёнка связана с непониманием окружающими его речи. Эриксон называет этот кризис «базисное доверие против базисного недоверия». Для полноценного нормального развития ребёнка важно оказаться в поле понимания взрослыми, адекватной реакции взрослых на его коммуникативные жесты и речь. Удачное прохождение этого кризиса открывает стадию независимости.
Кризис трёх лет. Эриксон называет этот период стадией «автономии против стыда и сомнения». У ребёнка развивается потребность в независимости, но он нуждается в поддержке. Ему нужно знать, что его ценят за его независимость, так же как и за его зависимость. Эльконин определяет новообразования этого возраста как личное действие и сознание «Я сам». Кризис трёх лет – это кризис социальных отношений личности ребёнка и окружающих людей. Протекает остро, только когда взрослые сдерживают самостоятельность и активность ребёнка. Открывает стадию усвоения социальных ролей.
Кризис семи лет. «Стадия инициативы» по Эриксону. Если ребёнок на предшествующем этапе усвоении ролей потерпел поражение в своей борьбе за свободу и независимость, то это приведёт к формированию невротических реакций и потребностей. Новообразования кризиса – начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка: он начинает ориентироваться в собственных переживаниях. Между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент. Возникает обобщение переживаний, логика чувств. Уровень наших запросов к себе возникает именно в связи с кризисом семи лет. Резко меняется поведение – оно становится осмысленным. Появляется ориентация на социальный смысл деятельности взрослых.
Кризисы юношества
Особенностью этого этапа является поиск динамического равновесия между внутренними напряжениями и внешним выражением. Между личными интенциями развития и набором предлагаемых социумом ролей. Внутри юношеского этапа развития выделяют следующие критические моменты:
Кризис подросткового возраста. Часть исследователей как С. Холл и З. Фрейд полагали этот кризис обусловленным чисто биологическими процессами – половым созреванием. Но в современной психологии этот кризис связывают с переходом от детского типа отношений взрослого и ребёнка к качественно новому, специфичному для взрослых людей. Избавление от родительской опеки является универсальной целью кризиса. Главным новообразованием кризиса является формирование «Я-идентичности» – подростковая идентичность определяется как внутренняя структура влечений, привычек, верований и предыдущих идентификаций. В период юношеского развития «Я-идентичность» должна получить полное развитие.
Кризис юношеского возраста. Называется ещё и кризисом идентичности. Центральное новообразование предыдущего периода сменяется обретением «взрослой идентичности» – совокупности социальных ролей и связанных с ними прав и ответственностей. Эриксон назвал поиск своего места в обществе «психическим мораторием». Прохождение данного кризиса зависит от того, насколько успешны были пройдены предыдущие критические точки. Острота этого кризиса зависит также от общей духовной атмосферы в обществе. Непреодолённый кризис ведёт к состоянию острой диффузии (размыванию) идентичности. Синдром патологии идентичности, по Эриксону, связан с чувствами самоизоляции и страха перед общением, тревожностью, враждебностью ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс»), презрением ко всему отечественному и иррациональным предпочтением всего иностранного. В крайних случаях начинается поиск негативных идентичностей вплоть до суицидальных решений. Центральным новообразованием кризиса является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»: единство самовосприятия и восприятия другими людьми. Этот кризис знаменует собой переход к периоду молодости.
Кризисы взрослости
В середине периода ранней взрослости (примерно к 30 годам) человек переживает кризис переоценки ценностей. Кризис 30 лет – условное название, он может наступить и раньше и позже. Идёт новый поиск места в обществе, которое в большей степени отвечало бы личным интенциям, а не присвоенным социальным ролям и моделям поведения, источником которых выступало социальное окружение (семья и школа).
Кризис середины жизни. Это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40—45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Часто приводит к депрессивным переживаниям: «жизнь прошла зря». Б. Ливехуд называл кризис возраста 35—45 лет своеобразной точкой расходящихся путей (бифуркации). Один из путей – психическая инволюция вместе с физической. Другой – продолжение психической эволюции, несмотря на физическую инволюцию. Следование тому или другому сценарию определяется степенью развитости в человеке духовного начала. Итогом кризиса должно стать обращение человека к духовному развитию. В противном случае он становится к 50 годам трагической деструктивной личностью, ностальгирующей по старым добрым временам и испытывающей страх перед всем новым. Успешное разрешение этого кризиса, по Э. Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает в себя заботу о следующем поколении, стремление к росту и заботу о собственном вкладе в развитие жизни на Земле.
Неудачное разрешение кризиса приводит к развитию депрессивных состояний, часто можно видеть проекцию внутриличностного кризиса на окружение: семью, социальную обстановку в стране. Это замаскированное выражение страха перед будущим. Некоторые исследователи отмечают рост числа самоубийств в этой возрастной группе.
Кризис поздней взрослости. Этот кризис связан хронологически и причинно со сменой профессионального и соответственно социального статуса – выходом на пенсию. Протекание кризиса связано как с качеством разрешения предыдущего кризиса, так и выбором новой стратегии развития. В реальности то обстоятельство, что человек попал в очередную точку бифуркации, выбора часто самим человеком не осознается. В любом случае у человека есть следующие основные стратегии:
Первая стратегия – развития – дальнейшего совершенствования и качественного развития личности. Осуществляется при формировании новых и сохранении старых социальных связей, дающих возможность приносить общественную пользу. Данная стратегия соответствует сохранению структуры смысла жизни – иерархии основных жизненных ценностей, хотя главный ведущий смысл иерархии может измениться. Главный элемент системы ценностей человека хоть и является ведущим, но лишь одним из элементов, испытывающим влияние остальных и всех в целом.
Вторая стратегия – выживания – стремление человека сохранить себя, прежде всего, как индивида. Возможность развития при такой стратегии ограничена и ведёт к быстрому угасанию психофизических функций. Эта стратегия характеризуется быстро распадающейся структурой смысла жизни, когда структурная иерархия, система ценностей перестаёт существовать, как целостная система и превращается в несвязанный набор ценностей, а главный смысл предстаёт как ряд малых смыслов.
Таким образом, каждый из этапов развития предполагает прохождение человека через процесс переструктурирования его организма, психологических механизмов, целей и смыслов жизни. Каждый кризис предстаёт, в соответствии с универсальным определением человека, выходом в новое поле, дальнейшее развитие в котором подчинено влиянию новых факторов, определение которых является самостоятельной задачей.
Повторю. Развитие человека распадается на ряд качественно отличных периодов или фаз развития, каждая из которых обладает своими свойствами, моделями поведения, системами потребностей.
Переход от фазы к фазе сопровождается кризисами: детства; подростковыми и юношескими; взрослого периода жизни; пожилого возраста. Особенностью критических периодов развития является то, что даже случайное и кажущееся малым с точки зрения внешнего наблюдателя событие может привести к решительным преобразованиям, определить основной вектор дальнейшего движения.
Системный подход
Рассмотрение человека как динамической системы с кризисами развития, проведённое выше, даёт возможность сделать некоторые обобщения. Человек как система не возникает одновременно, скажем, с физическим рождением, к тому же, может быть описан как процесс развёртывания и реализации неких потенций, протекающий во времени и пространстве. Сегодняшнее развитие науки свидетельствует, что не существует точных хронологических привязок для выделения конкретных состояний личности или степени её развития обязательных для всех. Ведь даже развитие растения подчинено помимо «внутренней логики развития» ещё и состоянию внешней среды. Можно говорить лишь о статистически устойчивых, эмпирически выделяемых примерных возрастных границах, в которых проходит актуализация соответственных уровней целостной системы. То есть речь идёт о хорошо известном из статистики «нормальном распределении», иллюстрируемом известным графиком нормального распределения («статистический колокол»).
Начальным моментом развёртывания системы, исходя из ранее изложенного, надо считать момент зачатия. Для момента зачатия можно говорить о возникновении потенциальной системы в отличие от ранее употреблявшегося в литературе термина «предпосылки личности». Она может быть рассмотрена как система в рамках других наук, – например кибернетики, или биологии, но с точки зрения антропологии мы можем говорить и исследовать только один из уровней потенциальной системы. Именно в момент зачатия возникает основание фрактальной структуры – уникальный генетический код индивидуального человека.