На этом уровне можно, опираясь хотя бы на данные эмбриологии, говорить об актуализации потребностей, связанных с жизнеобеспечением организма. При этом, уже на этом этапе, очевидна потенциальность следующих структурных уровней, исходя из того факта, что уже в период внутриутробного развития плод обладает памятью и реакцией на внешние раздражители, несущие в себе информацию о тех структурных уровнях среды, с которыми плод в непосредственном контакте не находится.
Например, данные психоанализа и исследования возрастной регрессии, осуществляемой под воздействием гипноза, как и данные телесно-ориентированной терапии указывают на возникновение в эмбриональной фазе развития устойчивых связей, проявляемых на уровне физиологии, психологии и поведения в более поздние периоды развития человека.
Период детства весь построен на формировании потребностей психологического развития, формирования определённых механизмов, обеспечивающих дальнейшую социализацию, причём в силу необратимости развития пропуск определённых этапов формирования этих механизмов ведёт к невозможности их последующего формирования и нарушениям процессов социализации. Например, нарушение физического и эмоционального контакта «ребёнок-взрослый» в младенческом периоде приводит к развитию явлений госпитализма и патологиям психологического развития. Неосвоение речи в возрасте 2—5 лет приводит к невозможности её освоения в более поздние периоды и т. д.
Подростковый и юношеский периоды развития представляют собой периоды интенсивного освоения социальных ролей, выработки самоидентичности и нахождению своего места в жизни. В критический период развития незаметное внешне событие нарушающее идентичность ребёнка, расхождение его образа «Я» с предлагаемыми социальными ролями может привести к деструктивным формам поведения, таким, как различные формы зависимости, например алкогольная, наркотическая, психологическая и физический суицид.
Весь процесс развития человека ведёт к формированию полевых структур смысла, которые, в свою очередь, с какого-то момента фундируют нижележащие элементарные уровни системы. Это прямо вытекает из эмерджентных свойств системы: изменение любого элемента системы приводит к изменению, структурной перестройке всей системы.
Каждый из системных уровней с неизбежностью содержит уникальную систему потребностей, носящую характерообразующий для данного уровня характер и обеспечивающую динамику развития человека.
Действительно, то или иное состояние высших (внутренних) планов человека ведёт в предельном своём выражении к проявлению в реальности (на внешних планах) тех или иных определённых процессов. О чем человек думает, тому он в итоге уподобляется, а в пределе тем и становится. Цель формирует (определяет) средство достижения. Будущее определяет настоящее. Необходимый результат определяет необходимый инструмент. Это детально рассмотрено в теории функциональных систем П. К. Анохина. Имеется в виду то обстоятельство, что на некоторой ступени развития причина становится едина со следствием, мысль едина с действием, результат един с используемым инструментом. Есть хорошее определение святости: «Святой – это человек, у которого отсутствует зазор между мыслью и её воплощением».
Качественные трансформации
Предлагается следующая модель.
Человек (и содержание его психики), как система, образован следующими элементарными свойствами или уровнями функционирования: телесностью (организм), сексуальностью (пол), социальностью (роль), личностью (персонифицированная самость), креативностью (самореализация), сознательностью (абстракция) и системностью (интеграция).
В скобках указан ключевой или центральный термин или понятие, вокруг которых строится описание соответствующего уровня. Каждый из этих уровней связан со специфическим возрастом, в котором происходит его актуализация и кристаллизация. Все эти семь уровней требуют к себе пристального внимания мастера. Он должен уметь собрать информацию о функционировании всех уровней системы, при работе с соответствующей возрастной категорией уметь прогнозировать дальнейшее проявление деформации одного из уровней системы на последующих. А значит знать о проекциях соответствующих уровней системы друг на друга. Данное положение очень важно для дальнейшего. Подробный анализ отношений между уровнями проводится в специальной работе.
Разумеется, человек как завершенное целое не возникает одновременно, скажем с физическим рождением, к тому же он может быть описан как процесс саморазвертывания и самореализации некоторой изначальной программы – генома или Божьего замысла, не суть важно – разные традиции используют различные термины – протекающий во времени и пространстве.
Думается, что не существует точных хронологических привязок для выделения конкретных состояний целостного человека или степени его развития, обязательных для всех. Ведь даже развитие растения подчинено помимо «внутренней логики развития» еще и состоянию внешней среды. Можно говорить лишь о статистически устойчивых, эмпирически выделяемых примерных возрастных границах, в которых проходит актуализация соответственных уровней человека. Сами границы эти могут быть «искусственным» образом сдвинуты (в качестве примера – явление акселерации) под давлением внешних для единой системы обстоятельств.
Попытка изложить возрастные переходы внутри системы может дать отправные гипотезы для поиска определенных физиологических и психологических соответствий. Начальным моментом, исходя из ранее изложенного, является момент зачатия. Надо учитывать, что в данном случае я не рассматриваю всю систему, а говорю о переходах, структурных уровнях, рассматривая частные моменты внутри общего. Для момента зачатия можно говорить о возникновении потенциальной системы человека в отличие от ранее употреблявшегося в литературе термина «предпосылки личности». Она может быть рассмотрена как система в рамках других наук, – например кибернетики, или биологии, но с точки зрения психологии можно исследовать только один из уровней потенциальной системы. На этом уровне можно, опираясь хотя бы на данные эмбриологии, говорить об актуализации потребностей, связанных с жизнеобеспечением организма, тела. При этом, уже на этом уровне, можно говорить о потенциальности следующих, исходя из того факта, что уже в период внутриутробного развития плод обладает памятью и реакцией на внешние раздражители, несущие в себе информацию о тех структурных уровнях среды, с которыми плод в непосредственном контакте не находится. Например, данные психоанализа и исследования возрастной регрессии, осуществляемой под воздействием гипноза, как и данные телесно-ориентированной психотерапии указывают на возникновение в эмбриональной фазе развития устойчивых связей, проявляемых на уровне поведения в более поздние периоды развития человека.
Прежде чем говорить о работе с детьми, надо несколько слов сказать о врожденных патологиях. Большое количество проблем с детьми возникает не только при химических, алкогольных, радиоактивных поражениях – все они очень часто затрагивают генетический аппарат, но в первую очередь при неправильной ориентации родителей, их неправильной мыслительной работе в период предшествующий зачатию и после него. В возрасте внутриутробного развития и младенчества закладывается «матрица», по которой формируется костно-мышечная система. В момент рождения ребенок, при существующей практике использования всевозможных стимуляторов, акушерских манипуляций, и неестественной позиции роженицы, получает множественные повреждения различной степени тяжести неврологического характера. При их сохранении дальнейшее развитие человека становится ограниченным и обусловленным вот этими телесными обстоятельствами. Наиболее характерные для человека напряжения и деформации закладываются именно в этот период. В этом же периоде формируются особенности индивидуальной настройки человека, которые впрямую скажутся на его характере.
Можно использовать прием аналогии, для того, чтобы пояснить, что имеется в виду. Скелет человека играет роль антенн для восприятия информации из Космоса. Череп человека – естественный резонатор, усилитель, передающий колебания на поверхность мозга. Мышцы играют роль регуляторов настройки на те или иные частоты и длины волн, изменяя положение костей – элементов антенны – относительно друг друга и их ориентацию в пространстве. Фасции и сухожилия являются естественными медиаторами, при натяжении воздействуя на мышечную или костную ткань в плане изменения характера ее колебаний. Замечательно в этом плане устройство сухожильного шлема головы. Фактически весь свод черепа покрыт сухожилиями, натяжение которых изменяет резонаторные свойства черепа. Для сравнения можете на резонаторную пленку барабана наклеить кусок изоленты и послушать, как изменится звучание. То же происходит при изменении натяжения сухожилий на поверхности черепа. Специалисты в области рефлексотерапии подтвердят, что рефлексогенные зоны, связанные с состоянием костно-мышечной системы проецируются именно на эту часть тела, хотя не только на нее, но и вообще на области надкостницы. Хронические мышечные напряжения становятся, таким образом, регуляторами, фиксирующими постоянный настрой человека на ту или иную волну. Следовательно, от того, как будет построена костно-мышечная система в раннем детстве, зависит, какой объем информации будет доступен человеку в его последующем развитии. Аналогия достаточно грубая, но, тем не менее, отражающая реальное положение дел.
Актуализация следующего уровня системы, уровня сексуальности, начинается примерно с возраста 3 – 3,5 года. Если идет речь о проявлении, актуализации того или иного уровня, его активности, то надо при этом понимать, что соответствующие механизмы уже сформированы. То есть они закладываются много раньше – в возрасте младенчества.
Индикатором этого момента может служить устойчивое различение ребенком половой принадлежности: не просто – я мальчик/девочка, но устойчивое реагирование на ситуации по женскому или мужскому типам, предпочтения в играх и интересах. Для детей этого возраста очень существенны вопросы взаимодействия с родителями и родителей друг с другом. Можно говорить о том, что сексуальные стереотипы и предпочтения, матрица, по которой они будут формироваться в дальнейшем, закладываются именно в этом возрасте. Семья здесь выступает не только как эталон сексуальности, но и как основание для социальных отношений в целом. Начиная именно с этого возраста, закладываются стереотипы поведения, которые ребенок будет отрабатывать в отношениях со сверстниками и в дальнейшей своей взрослой жизни. Те стандарты и стереотипы, которые будут сформированы в этом возрасте, окажут колоссальное воздействие не только на собственную семейную жизнь выросшего ребенка, но и на его поведение с другими людьми на работе и вообще в ходе повседневного общения и взаимодействия.
Речь идет о сексуальности в несколько более широком смысле, нежели тот, в котором ее обыкновенно понимают. По сути дела, любое общение человека с себе подобными имеет своим корнем сексуальность. В физике и не только, широко используется понятие комплементарности, дополнительности свойств. Скажем так: свет – это одновременно волна и частица. Для человека свойство дополнительности проявит себя как сексуальность. Человек одновременно и мужчина и женщина. Гормональный фон различается у представителей разных полов буквально в 5 – 10%, это значит, что уже пятипроцентное изменение содержания в организме мужских или женских половых гормонов в ту или иную сторону приводит к соответствующим изменениям и в физическом облике и в тонких особенностях восприятия и поведения.
Мало этого, человек как вид и как живое существо существует только как совокупность мужчины и женщины. Он немыслим иначе. Наша трагедия в том, что мы воспринимаем мир только с полярных позиций, несмотря на то, что все учителя человечества, включая Христа, указывали на необходимость объединения в себе мужского и женского, вспомним легенду, рассказанную Платоном об Андрогинах – перволюдях, равных богам по могуществу.
Но и любое общение – это комплементарный процесс, дополняющий общающихся, возникновение некоторого нового качества, общего, которое отсутствует у отдельного индивидуального человека. Значит, та модель дополнительности, которая формируется у ребенка в связи с сексуальностью, а надо помнить, что у маленьких детей восприятие, реагирование и удовольствие, являющиеся основой становления сексуального поведения, не отделены друг от друга, и являет собой основу общения. Только после формирования определенной модели сексуальности, можно говорить о человеческом поведении в обществе, о широко понимаемой социальности, общении, взаимо-действии.
Опять напоминаю, что как только мы начинаем говорить о взаимодействии, коммуникации, связи, нам необходимо обращаться к символам. Сексуальность в своем физическом проявлении, выраженная в анатомическом строении (первичные и вторичные половые признаки) является определенным набором символов. Современные исследования показывают, что, например, повышенное внимание людей к анатомическим особенностям представителей разных полов диктуется исключительно особенностями коммуникации, взаимодействия. Например, размер женской груди никак не связан с размером молочных желез и степенью лактации. Точно так же и размер мужского полового члена никак не связан с сексуальной активностью. Внимание же к размерам этих органов непропорционально велико. Таким образом, сами эти органы становятся символами, предназначенными в первую очередь для обеспечения коммуникации между представителями полов.
Сексуальность – это ещё и энергия, впрямую сопряженная с эмоцией как таковой, и то, какую часть спектра этой энергии способен воспринимать человек, определяет и его последующие уровни развития. Если ребенок растет в эмоционально обедненной атмосфере, то у него будут проблемы и в сексуальной жизни, и в социальной сфере. Не случайно семья строится изначально на фундаменте секса и социальности одновременно.
Говорить об общности процессов и соотнесенности секса, эмоций и энергии возможно в силу того обстоятельства, что в том, другом и третьем случае, речь идет об определенной разнице – гормональной, применительно к сексу; различием между ожиданиями и реализацией, применительно к эмоциям; разнице потенциалов, применительно к энергии. Наличие этой разницы предается в языке, в том числе в языке точных наук, через понятие напряжения. Следовательно, законы возникновения и развития процессов в столь разных областях носят аналогичный характер.
Актуализацию социального уровня можно отнести к моменту социального самоопределения человека, а именно к возрасту около 7 лет. Основывается это заключение на способности человека примерно с этого возраста формировать социальные отношения, принимать предлагаемые группой или обществом определенные роли. Под ролью понимаются здесь определенные в каждой группе, фиксированные стереотипы поведения или, что то же самое, ожидания группы. Можно утверждать, что само поведение человека, его слова и поступки достаточно жестко определяются его положением в группе – его ролью. Роль это совокупность ожиданий социума по отношению к индивиду. Группа жестко реагирует на попытки изменения стереотипа роли, восстанавливая стандарт поведения с помощью имеющихся инструментов воздействия – от физического давления, до отвержения, исключения индивида из группы. Роли, исполняемые человеком, могут варьировать от группы к группе, но набор предлагаемых индивиду ролей в каждом конкретном обществе или группе ограничен. Развитость общества определяется многообразием ролей функционирующих в нём.
Естественно, все эти роли не имеют никакого отношения к внутреннему миру человека, являясь лишь внешними условиями, в которых этот внутренний мир реализуется. Это всего лишь определенная ограниченная совокупность функций, которые должен выполнять данный индивид в данном обществе для его (общества) самовоспроизведения. Отношение к человеку со стороны окружающих очень часто определяется не самим человеком, а лишь его ролью. Обратите внимание на обилие ролевых игр в этом возрасте – «дочки-матери», «в войну» и пр. Игры детского периода развития в традиционных обществах выполняют функцию универсального транслятора, передающего определенный для каждого общества и в каждый период развития пакет социальных ролей, предлагаемых на выбор индивиду. Сами игры содержат жесткую регламентацию поведения. В настоящее время функцию такого транслятора ролей начинают выполнять СМИ, в первую очередь ТV и видео. Трудно сказать, хорошо это или плохо, можно говорить лишь о большей унификации ролей, большей их приспособленности к требованиям сегодняшней действительности, большей гибкости. Ребята играют в героев мультсериалов или фильмов. Традиционные социальные роли утрачиваются и выхолащиваются. Кризис семьи и традиционных ценностей, переживаемый современной цивилизацией, каким-то образом связан и с потерей современным обществом определенных, жестко предписанных ролей, сокращением их фонда. Очевидно, что здесь коренятся новые проблемы и сложности, осознание которых еще предстоит.
Рассмотренные возрастные категории находятся под жестким управлением внешних факторов – семьи, воспитателей и т. д. И, хотя формируемые в этом возрасте отношения больше подчинены законам, действующим в стаде животных, во всяком случае, имеют много общих черт, все же это непосредственная основа для возникновения следующего собственно человеческого уровня – самоотражения, саморефлексии, системной интеграции промежуточного цикла. И, связанной с этим моментом, личности. Можно также утверждать, что достижения этого уровня, хотя и носят интроецированный характер, тем не менее, задают основу для личного, уникального, своеобразного проявления на последующих уровнях, определяя собой объем элементов, используемых личностью для личного уникального комбинирования и последующей перекомпоновки в процессе личного саморазвития, деятельности.
Чтобы завершить тему немного раскрою содержание оставшихся уровней целостной системы человека.
Вообще выделение момента актуализации проще связывать с понятием деятельности в той формулировке, которая дается этому понятию А. Н. Леонтьевым в различных работах, например: «Личность человека порождается в его деятельности, которая осуществляет его связи с миром. Первые активные и сознательные поступки – вот начало личности». Необходимо выделить – «деятельность, которая осуществляет связи с миром», то есть применительно к личности, пусть даже потенциальной, речь идет о действительности деятельности. Применительно, например, к грудному ребенку это явление – процесс актуализации – проявит себя через сложный комплекс психомоторных рефлекторных реакций, которые могут закрепиться через поощрение и осуждение со стороны родителей и, в итоге, привести как полному развитию человеческого потенциала, так и к развитию патологии. Применительно к детству деятельность выступает как ролевая игра по преимуществу.
Следующий уровень актуализации, связанный с самоосознанием, саморефлексией, хронологически связан с возрастным кризисом подросткового периода. Здесь приходится говорить не просто об актуализации соответствующего уровня, но уже о структурном преобразовании, своего рода удвоении действительности. Интересно здесь отметить, что именно с этого момента можно говорить о возникновении нового качества, а именно качества системности, со всеми присущими этому состоянию свойствами. Данный уровень будет, среди других, иметь такую характеристику, как актуализация определенного отношения или взаимодействия внутренних структурных уровней друг с другом и целостной системой как объективных. Здесь можно говорить о возникновении персонифицированой личности, что подтверждается введением с этого момента личной правовой ответственности индивида. И именно к этому возрасту архаические общества приурочивали обряды инициации – посвящения в полноправные члены рода.
Именно в этом возрасте вылезают на поверхность все деформации и напряжения, заложенные в ребенке предшествующим развитием. Идет структурная перестройка человека и с необходимостью человек формирует (самостоятельно) контрдеформации, позволяющие ему обходить ограничивающие его развитие дефекты. В любом случае и деформация и противостоящая ей контрдеформация на самом деле являются искажениями проявления прирожденной человеку сущности. На физическом плане именно в этом возрасте вдруг проявляются устойчивые хронические заболевания. Обостряются вялотекущие процессы. Особенно остро выявляются нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата, что, в общем-то, объяснимо, если исходить из принятой нами гипотезы о роли костно-мышечной системы для реализации всех видов активности, в том числе и интеллектуальной. Кризис подросткового возраста делает зримыми проблемы, с которыми человек сталкивался в предшествующие периоды развития. Если не объяснить, не сделать доступными для обозрения проблемы самому человеку, то он, как правило, создаст себе механизмы неосознаваемой компенсации воспринятых деформаций, не осознавая их, вытесняя в подсознание и поведение. Придаст им статус телесных метафор – смыслов тела. А значит, с личными проблемами индивида придется сталкиваться обществу в целом. Устранить их после этого возраста из единой структуры человека становится неизмеримо труднее.
Сложности данного периода развития связаны еще и самостоятельным выбором способа дальнейшего исполнения социальной роли, персонификацией роли. У первобытных народов инициация обязательно включала в себя еще и смену имени или появление тотема-покровителя, которого будущий член племени должен был обрести самостоятельно – во сне, в трансе, вызванном наркотическим опьянением, длительным постом или сверхнагрузками. Что это как не самоопределение, самоидентификация? Вспомните – уход в монастырь включал в себя и смену мирского имени, что тоже означало на самом деле разотождествление с прежними социальными ролями, правда при монастырском посвятительном обряде человек отказывается и от самости. Имя для него определяет посвятитель. В любом случае, та или иная работа с именем означает работу с персональностью (персона – маска). Те случаи, когда человеку по каким-то причинам не нравится его имя, следовательно, означают расхождения самого человека с его персоной. Для примера укажем на трансформации одного и того же имени у разных носителей: одного Александра будут звать в быту Саша, а другого – Шура, Дмитрия в быту могут назвать Митя или Димыч, а может Димуля, но при этом не так уж часты случаи одновременного употребления этих имен применительно к одному человеку в одной и той же группе. Обыкновенно трансформация имени указывает на обращение к той или иной маске. Кстати, именно в подростковом возрасте, периоде кризиса самоидентификации, оказываются востребованы клички и прозвища – дополнительные персоны.
Актуализация следующего уровня начинается с момента включения сознательных усилий по реализации творческих потенций. Собственно, это начало возраста зрелости – примерно с 20 лет. Развитие личности в следующий за этим моментом период посвящено самораскрытию и проявлению личных качеств в полноте взаимодействия с миром и его творческим преобразованием. Как раз здесь, строго говоря, в полной мере раскрывается возможность деятельности, о которой говорилось чуть выше. Человеческая активность связывается с реальным внешним миром, но источник этой активности по-прежнему находится в пределах человеческой индивидуальности. А значит, тесно связан с определенными состояниями индивида – состояниями его тела, его ролями, в пределах которых он функционирует в обществе, его персонами, которые являются ничем иным, как лишь инструментами адаптации, приспособления сущностной программы, ядра личности к конкретным условиям их реализации.
Самореализация или творчество человека безразлично к тому, в какой области она осуществляется, является попыткой проявления подлинного содержания сущности человека в реальности. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что все предшествующие этапы развития, посвященные адаптации человека к миру телесности и к социуму, на самом деле только ограничивают свободу и спонтанность самореализации. Для значительной части людей этап творческой самореализации так и не наступает, настолько жесткими оказываются установки, усвоенные индивидами на предшествующих уровнях развития.
Но это не означает, что процесс развертывания сущностной программы, несомой индивидом, прекращается. Он смещается в иную плоскость, те силы, которые индивид мог бы приложить к преобразованию реальности, он расходует на процессы самопреобразования, пытаясь внутри усвоенных им жестко ограничивающих программ и стереотипов, рекомбинируя их, создать некую модель своего «я» = реальности. На самом деле это приводит лишь к началу формирования основы «кармических» болезней – включению процессов, разрушающих неэффективный агрегат, образованный организмом, ролями и персонами. Любая «кармическая» болезнь имеет направленность, цель – разрыв неэффективных рефлекторных цепочек, неэффективных стереотипов поведения, неэффективного образа мыслей. Сущностная программа или ядро личности, зафиксированное на уровне генетического кода, пытается освободиться от ограничивающих и искажающих программ, но поскольку все они связаны с телесностью, записаны в виде символов, то это приводит к разнообразным искажениям символического мира – символов тела, языка, мышления.