Книга СТОП-анализ. Системный Телесно-Ориентированный Психоанализ - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Юрьевич Атланов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
СТОП-анализ. Системный Телесно-Ориентированный Психоанализ
СТОП-анализ. Системный Телесно-Ориентированный Психоанализ
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

СТОП-анализ. Системный Телесно-Ориентированный Психоанализ

Это уже область конкретных патологий, связанных с телом, поведением, и психикой. Это состояние – попытку работать внутри собственных искаженных рефлексий, ролей и телесности традиция и называет «омраченностью», отпадением от подлинной реальности. Заметьте, что мы не говорим здесь о некоей высшей религиозной истине, отличной от действительного мира, мы говорим только о деформациях развития, которые не дают большинству из нас воспринимать этот мир как реальность, приводят к невротизации.

Очередной этап начинается с момента развития и выделения абстрактных уровней взаимодействия с информационными потоками. С этого момента деятельность индивидуализированной личности связана с выявлением наиболее общих законов развития универсума. Причем лишь в ряде случаев эта деятельность носит характер явной теоретической научной деятельности. В значительной части случаев она имеет скрытый, неявный для самого индивида характер. Эта деятельность связана с выделением структурных характеристик из окружающей действительности (в том числе из самого себя, разотождествление с самим собой, отделение «я» от тела, ролей, персон), с абстрагированием от объектов, образующих структурные отношения. Для простоты скажем, что активность человека все более и более смещается в область реальности. Причем здесь реальность предстает как абстракция, отвлеченность от конкретных обстоятельств и условий.

Здесь индивид вынужден отвлечься от конкретности во имя подлинности. Но это не приводит его к отождествлению своего «я» с сущностным ядром. «Я» предстает как фаустовское активное начало, постигающее пассивный мир. Даже не сам мир как реальность, а лишь законы, структурные отношения и связи, присущие действительности. При этом мир тоже становится проекцией искажений самого человека на реальность. Законы и связи, обнаруживаемые человеком, в значительной степени являются отражениями его ограничений и искажений. И тем более всеобщи, чем более он (человек) абстрагировался от себя самого как конкретности. Но отказ от «я» как конкретности, сразу подставляет на ее место «я» как всеобщность, то есть мы сталкиваемся с интроецированной социальностью человека со всеми ее особенностями – расовыми, цивилизационными, культурологическими и т. д. Структура объектов (объективная структура или система) на этом уровне развития может заменяться структурой функций (системой знаков). Здесь открывается поле для рассмотрения знаковых систем и возможность рассмотрения человека как знака (текста) в определенном отношении. В качестве иллюстрации напрашиваются слова одного суфийского мудреца, произнесенные им в момент казни: «Я не стану меньше от того, что меня укоротят на голову…». Человек как функция в рассматриваемом отношении отделяется от себя как от объекта/субъекта действия, оказывается за пределами субъект-объектных отношений, что является необходимым условием перехода на следующий уровень.

Последний из доступных в настоящее время для объективации уровней мы обозначили как уровень системной интеграции. Хронологически он связан с «кризисом середины жизни». Возможно, что сам кризис отражает процесс системного интегрирования личности и только после завершения этого процесса можно говорить о зрелой или реализовавшейся личности. С этого момента личность как целостная система начинает выступать, как системообразующий элемент, в системе более высокого порядка и ее дальнейшее развитие начинает (в идеале) подчиняться логике построения этой более высокой системы. Источник активности человека смещается на другой план целостного Бытия как системы более высокого порядка. Здесь можно увидеть ключ к пониманию роли и сущности религии в человеческой жизни.

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что сравнительно подробно говорится о начальных этапах развертывания системы человека, и значительно меньше о последующих этапах, но это связано в первую очередь с тем, что все же работа адресована, в первую очередь, работникам практической сферы и целью ее является не всестороннее изложение системы антропологии, а изложение основных ориентиров для практических же выводов и действий. Кроме этого, необходимо особо оговорить то обстоятельство, что все эти уровни человека не сменяют друг друга в процессе развития, а как бы встраиваются один в другой. При этом деформации одного из уровней приведут к компенсаторным, обеспечивающим дальнейшее развитие, приспособительным искажениям на следующих уровнях, так что попытки коррекции одного из уровней без учета существующих взаимосвязей иногда приводят к разрушению системы как целого. Так, например, показательны опыты гипносуггестивной блокады того или иного патологического поведения, например алкоголизма. Одновременно с избавлением от пристрастия, зависимости, происходит отрыв целых сфер или уровней метасистемы. Человек функционирует как внешне здоровый организм, но при этом у него выключается интерес к целым областям человеческой активности, например, творчеству или религиозным вопросам. Отсюда следует простой вывод – по-настоящему успешная терапия должна работать с начальными, самыми первыми уровнями развития, самыми начальными искажениями. Поэтому правильный путь любого личностного развития должен начинаться с работы с телом – той или иной телесной практики.

Вот, собственно, и весь минимально необходимый объем теории. Детальное рассмотрение системной антропологии проводится в специальной работе.

Телесность

Практикам необходимо различать тело, как таковое, которое является предметом исследования самых разных естественнонаучных дисциплин и телесность как некое свойство (что кстати, фиксируется в языке суффиксом —ость). Имеется в виду свойство нашей психики, как отражения реальности.

Телесность это своего рода проекция тела в психике. Тоже касается и сексуальности, личности, интеллектуальности, душевности и прочего. Эти свойства имеют не физический, скорее метафизический характер, информационную природу. Такое понимание телесности, по возможности очищенное от привносимых искажений, дает основания для понимания того обстоятельства, что придание, привнесение человеком и обществом некоторых смыслов частям тела носит внешний, ограничивающий, чуждый по отношению к этому телу характер и зачастую играет роль компьютерного вируса, присоединяющего свою информацию к работающим в компьютере программам. Наличие такого вируса обнаруживается лишь по специфическим сбоям в работе программ. Подобно тому, как компьютерных вирусов существует огромное количество и число их постоянно растет, точно так же бесконечно увеличивается число возможных искажений, патологий в работе организма, связанных со всевозможными смыслами тела, истолкованиями его работы. Примером таких привносимых смыслов здесь как раз может служить фрейдизм с его гипертрофированным вниманием к сексуальности и табуированным в европейской традиции областям телесности. Для традиционных обществ и людей, сформировавшихся в рамках традиционных систем, фрейдизм оказывается неактуальным, бездейственным, ненормальным.

Принято, точнее сказать, укоренилось в массовом мнении, в том числе и мнении врачей и клиницистов, а также у ряда психологов и психотерапевтов восприятие сознания и шире – психики, как чего-то, связанного с функционированием исключительно мозга и соотносимого в значительной степени исключительно с социальными свойствами человека. Очевидно, что это не так.

Подлинная роль тела в человеческой жизни сложнее. Только посредством тела человек оказывается способным осуществить себя в реальности, следовательно, любые ограничения, накладываемые телом на человека – это ограничения его сущности, которая стремится к полному самораскрытию. Можно сказать и так, что человек осуществляет себя только через телесные практики, причем необходимо отметить, что под телесными практиками мы понимаем все многообразие проявлений человека в реальности.

Именно тело осуществляет связь человека с действительностью, само являясь символом. Термин «символ» происходит от греческого «цимболон» – знак связи. Купцы, отправляясь в далекие страны, имели обыкновение брать с собой половину монеты или какого-то предмета для того, чтобы, в случае необходимости, посланный с этой частью человек мог подтвердить свои полномочия перед оставшимися дома. Такая вот половинка и стала носить название символа. Символ, таким образом, – это нечто, обеспечивающее связь, в данном случае связь индивида и его окружения.

Связь индивида с миром реальности осуществляется исключительно через тело. Тело, следовательно – символ. Человек мыслит всем телом, сознание человека не является локализованным в одном каком-то органе или системе органов. Более того, если принять популярное сегодня представление о Вселенной как голограмме, стоячей волне, то придется принять и тезис о том, что человеческое сознание тоже имеет вид стоячей волны, аналогично голограмме, подчинено тем же закономерностям. И, строго говоря, вообще не локализовано. Если эта гипотеза верна, то придется пересмотреть и традиционные представления о функциях человеческого тела.

Предлагаемая гипотеза о функциях тела в связи с человеческим сознанием упрощенно выглядит так: Человек воспринимает мысль посредством скелета. Расположение костей в пространстве относительно друг друга влияет на характер воспринимаемой и передаваемой информации. Если информационное поле имеет вид стоячей волны, то новые информационные потоки возникают лишь при смещении приемника относительно волны. Для сравнения: внимательно присмотритесь к антеннам телевизионных и радиоприемников. Думаю, что вы согласитесь с нами, что человеческий скелет представляет собой универсальную, сложно организованную антенну, совмещающую в себе приемные и передающие контуры сразу нескольких типов антенн. Кстати, почти невозможно сказать: «я придумал мысль», но органично звучит: «мысль пришла, промелькнула, потерялась» и т. д. То есть речь идет о чем-то отличном от самого мыслителя, внешнем по отношению к его индивидуальности.

Рассмотрим детальнее:

Тазовые кости образуют собой тарелку, даже две, с двумя фокусами, первый из которых приходится на глубинные области малого таза, где как раз и происходит зачатие, а второй – на знаменитое «киноварное поле» (точку «нижнее киноварное поле (дань-тян)», центр концентрации мастеров восточных единоборств и, шире, психотехник вообще («йоги, созерцающие свой пупок»).

Выше мы увидим контур, образованный нижними ребрами и позвоночным столбом с фокусом в области «солнечного» или чревного сплетения. Еще выше будет расположен контур, образованный решеткой ребер с фокусом в области сердца.

Еще выше обнаруживается Т-антенна с ключицами, плечевыми и лопаточными костями. «Крепятся» все эти антенны на позвоночном столбе – системе резонаторов, барабанов (по-звон-ки!), венчаемых куполом черепа – резонансным усилителем, передающим микроколебания на поверхность головного мозга. В черепе между бровями мы обнаружим еще одну резонаторную полость (лобные пазухи) как раз в области «третьего глаза» мистических восточных школ. Не забывайте, что в реальном человеческом теле все эти контуры помещены в концентрированную электрохимически активную среду с водной основой, которая практически несжимаема, а значит, проводит вибрации без потери.

Далее, колебания, передаваемые на поверхность мозга, преобразуются в очаги возбуждения больших полушарий, которые по каналам нервов и нервных окончаний передаются на мышечную систему, в свою очередь крепящуюся к костям. Натяжения и ослабления этой системы тела приводят, во-первых, к переориентации элементов антенн в пространстве, а, во-вторых, к изменению напряжения на стенках соответствующих костей, что привнесет изменения в воспринятые колебания, осуществляя более точную автоматическую подстройку или при волевом вмешательстве (возникновении самостоятельного, не связанного с воспринимаемым импульсом очага возбуждения) перенастройку на требуемые параметры. Кстати, именно в фокусах этих антенн или близко к ним располагаются основные эндокринные железы, что и позволяет объяснить практически мгновенную эндокринную реакцию на изменения в окружающей среде, превосходящую скорость прохождения нервных импульсов. Фактически эндокринные центры реагируют одновременно с поступлением информации в соответствующий фокус антенны. Таким образом, любые изменения в физическом поле приводят к соответствующему настрою организма практически автоматически.

Предложенная гипотеза, возможно, заставит некоторых читателей отнести авторов к числу фантазеров, но на самом деле мы опираемся на тысячелетиями известные наблюдения. Для примера приведем хорошо известные характеристики человеческого благородства, зафиксированные в языке: «белая и черная кость». На самом деле они не связаны со «знатностью» происхождения индивида, а основаны на опытном, практическом знании о влиянии присущего человеку образа мыслей и поведения на состояние его физического субстрата. В ряде монастырей, в том числе и православных, не столь уж и давно сохранялись специальные помещения, в которых хранились кости усопших монахов – «костницы». Тело усопшего первоначально клалось либо в склеп, либо погребалось. Служились заупокойные и поминальные службы, затем по прошествии известного периода времени, за который обращались в прах мягкие ткани, останки подвергались осмотру. Если кости были чистые, белого или слегка желтоватого оттенка, то это служило свидетельством того, что усопший был подлинно праведных мыслей и образа жизни, и его кости торжественно переносились в костницу. Если же на костях обнаруживались черные пятна, то из этого делалось заключение о том, что душа ушедшего брата была отягощена грехами и все еще подвергается мытарствам. И братия вновь усиленно молилась за упокой души ушедшего. Мы далеки от того, чтобы относить подобный подход к суевериям, скорее склонны, зная внимание монахов ко всему, что связано со смертью, полагать здесь отражение эмпирического знания. Понятно, что изложенная завиральная идея на самом деле есть просто метафора описания.

Есть и еще обстоятельство, объясняющее причины теснейшей связи тела и сознания. Человеческий мозг не состоит, как для простоты иногда предполагают при кибернетическом моделировании, из изолированных друг от друга ячеек. Напротив, возбуждение, возникшее в одной из частей мозга, может перейти на соседние. Мало этого, в мозгу нет четко разделенных отделов, отвечающих только за высшие психические функции и только за тело. В некоторых случаях, например при поражениях мозговых структур, соседние участки могут взять на себя функции поврежденных. Возбуждение, связанное с психикой, это, одновременно, возбуждение отделов мозга, связанных с телом. Отсюда становится невозможным, говоря о человеке, как активно действующем в мире существе, говорить отдельно о телесных реакциях и отдельно о реакциях психических. Можно говорить лишь о комплексном явлении – психосоматических реакциях.

Так что йоги, рекомендуя «позу трупа» как королеву асан, совершенно правы в одном. Если удается достичь полного расслабления мышц, то тем самым воспринимаемая информация (колебания) лишается искажений, привносимых самим человеком, и воспринимается в полном объеме. Становится ясным существование предписанных поз в религиозных традициях. Поза жреца, поза покорности, медитативная поза дза-дзен (сидя на пятках), поза со скрещенными ногами и их комбинации. Действительно, существуют позы, в которых невозможно молиться, или, наоборот, рассказывать непристойные анекдоты. Попробуйте рассказать анекдот, приняв позу покорности или позу жреца. Ручаемся – не «прозвучит», никто не откликнется. Или, наоборот, попробуйте произнести молитву, развалившись на диване и закинув ногу на ногу, потом попробуйте проделать этот же нехитрый эксперимент, приняв соответствующую молитвенному состоянию позу. Прочувствуйте разницу.


Молитвенные позы: поза покорности и поза жреца


Медитативные позы: вариант со скрещенными ногами и на пятках


Знание об этом носит настолько общий характер, что почти не осознается современным человеком. Еще греческий царь Менандр, принимавший участие в завоевательном походе Александра Македонского в Индию, имел беседу с «гимнософистами» (гимн – нагой, софист – искусник, мудрец) – «обнаженными мудрецами» (а может «обнажающими мудрость»? ), один из которых предложил царю снять свои одежды и расположиться рядом с ним в той же позе, в которой находится он сам, иначе царь не сможет в полной мере воспринять его мысль. В библейском тексте неоднократно упоминается о царе Давиде и других, которые, исполнившись религиозного восторга, «плясали перед Господом». Заметьте, – не пели, не молились, а именно плясали! То есть речь шла об определенной телесной практике. И именно танец – определенным образом регламентированная телесная практика являлся основой обрядового служения в древнейших языческих культах, дошедших до нас в народных праздничных танцах, танцах храмовых танцовщиц в Индии, танцах мистических, то есть ориентированных на непосредственное узрение или восприятие Бога, религиозных сект. Можно напомнить, что привычный нам вальс является модифицированной практикой суфиев, а современные дискотеки прямо возвращают нас к первобытным пляскам вокруг костра – спонтанным ритмическим движениям.

Вхождение в молитвенное состояние представляет собой тщательно разработанный и регламентированный ритуал, носящий опять же телесный характер.

Забвение этих особенностей приводит к нарушению образа тела в психике и как обратный эффект рассогласованию реакций с реальностью и росту невротизации. Что, в свою очередь, ведет к неограниченному расширению классификатора заболеваний. Это заставляет ученых исследователей все чаще от определения понятия патологии обращаться к определению нормы, применительно к телу – здоровья. Парадоксально, но факт – в современной науке о человеческом здоровье отсутствует корректное определение понятия «норма»! И если уж зашла об этом речь, то норма это статистический показатель, характеризующий среднюю величину какого-то параметра на исследуемом множестве объектов. Соответственно, если изменяется всё множество, то изменяется и норма.


Регламентированная практика выполнения намаза

Следствия системного подхода в терапии

Для практической работы необходимо еще учитывать существование некоторого набора аксиом и правил, являющихся следствиями из них.

Аксиома первая, из тех, о которых необходимо помнить мастеру: человек всегда пребывает в абсолютном движении становления, и, следовательно, эффективное воздействие на этот процесс всегда приводит к возникновению необходимого результата, подчиненного определенным временным законам. Это означает в частности, что ваше воздействие обязательно проявит себя, но по прошествии определенного отрезка времени, минимум двухнедельного. При этом внешнее проявление вашего воздействия не обязательно окажется сопряженным только с тем уровнем, на который вы воздействовали. Например, вы работали с телом, используя исключительно массажные техники. Итогом может стать изменение поведения. И наоборот, изменение поведения, например, через систему запретов или с использованием внушения, суггестии, приводит к изменению состояния физического тела. Исчезновению или, наоборот, возникновению мышечных напряжений и двигательных реакций. Значит необходимо учитывать связи, возникающие между различными уровнями существования человека, чтобы не допустить ситуации, когда одно лечится, а другое калечится. А значит, предъявляются особые требования к объемности, целостности восприятия человека мастером.

Иными словами, в силу того, что человек есть динамическая система, закономерно трансформирующаяся во времени, он, как любая система, обладает собственным моментом инерции. Результат полностью оказывается выражен лишь после прошествия некоторого времени, и, к тому же, может не совпасть с вашим или вашего клиента представлением о том, каким именно он должен быть. Практика показывает, что для того, чтобы говорить о действительно результативной работе, требуются иные временные рамки, чем те, в пределах которых мы привыкли оперировать. Так, например, говорить о действительном освобождении человека от некоторых патологических связей или зависимостей, достижения, как принято говорить, устойчивой ремиссии, возможно после периода продолжительностью около трех лет. Дело в том, что временные циклы развития от одного возрастного кризиса до другого кратны семи годам. Следовательно, от одного кризиса до другого происходит развитие в рамках цикла, подчиненного присущим именно ему закономерностям. Возникающие изменения фиксируются, становятся необратимыми после прохождения как минимум половины цикла, в течение которой закладываются основы функционирования следующего этапа или уровня развития.

Еще одно следствие: процесс становления человека закономерен и может быть определенным образом формализован (описан), формально выделяемые специфические этапы развития (становления) требуют соответствующих им акцентов в используемых методиках воздействия. Следовательно, выделяемые этапы и соответствующие им техники работы с клиентом должны быть описаны как отдельные методики, что мы и учитываем в данном изложении. Некоторые этапы развития человека кратко изложены выше, конкретные схемы и методики даются ниже.

Вторая аксиома: Человек как динамическая система, закономерно изменяющаяся во времени, подчинен закономерностям, общим для всех необратимых процессов. Проще говоря, любой опыт, пережитый человеком, любое испытанное им воздействие сохраняются навсегда.

Следствие: Воздействуя только на самого человека, мы не всегда можем устранить причину, деформирующую его тело, психику, поведение, но мы можем, как минимум, эту причину выявить, можем создать компенсаторную контрдеформацию, перевести суммарное воздействие причин в силу, формирующую, а не разрушающую личность. В ряде случаев речь идет о создании определенных условий, могущих исключить на ранних этапах развития контакт с некоторыми обстоятельствами, которые в будущем могут запустить механизм формирования патологии. Для достижения действительно выраженного результата иногда бывает необходимо воздействовать на сами причины, ведущие человека к болезни. Так, например, при работе с ребенком, являющимся неотделимой частью семьи, необходимо воздействовать на всю семью в целом.

Аксиома третья: человек как система подчинен в своем развитии действию системных законов.

Следствие: попытки реализации развития, предпринимаемые без учета действия этих законов, ведут к болезни. Иначе говоря, любая болезнь есть отражение попытки изменения целостной системы, не совпадающая с внутренними законами развития самой системы. Например, попытки осуществления раннего обучения или мышечной активности, не учитывающие физиологические и психические особенности возраста, чреваты патологией. Отсюда вытекает естественный вывод: для мастера необходимо знание глубинных законов, управляющих развитием человека. Простое знание и использование методики и технологии является недостаточным. Значит, необходимо постоянно учиться и переучиваться.

Резюме

Напомню, какие из возможных уровней или структурообразующих элементов подвергаются деформации при развитии невротических состояний.

1. Собственно тело. Выражаются деформации в огромном количестве недугов и симптомов, в ряде случаев имеющих вид конкретных, описанных в справочниках заболеваний. Современный нозологический медицинский справочник содержит в себе примерно 10 000 симптомокомплексов.

2. В большей или меньшей степени деформируются сексуальные способности и влечения человека. Выражает это себя в самых различных табу, оговорках и условностях, которыми обставляется вся эта область человеческого существования, а также в неспособности спонтанно и органично взаимодействовать с окружающими, потере и нарушениях эмоционального контакта, взаимодействия и взаимодополнительности.

3. Нарушается социальный уровень контакта с реальностью, человек оказывается неспособен реализовывать ту или иную социальную роль без напряжения, оказывается «не на месте», не совпадает с ролью. Здесь всплывает повышенная социальная конфликтность, при которой не может помочь никакое воспитание. Все хорошо воспитанные люди – невротики, и терапевты это хорошо знают.

Люди, свободно выражающие свои внутренние конфликты во внешний мир, получают наказание от него же, ударяются о мир и либо корректируют свое поведение, либо разбиваются, либо изменяют окружение, правда, в последнем случае конфликт в ряде случаев отрабатывают окружающие. Хорошо воспитанные изначально переносят конфликт и напряжение внутрь себя и тем самым наказывают себя сами.