2
СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ “НЕЧИСТЫХ“ СКОТОВОДОВ С АНИМАЛИЗМОМ ПСОВЫХ С ДРУГИМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ.
Во время миграции загросские племена очень тяжело выделить из других народов, миграция которых совпадает по времени. Загросцы – скотоводы (их называют “нечистые“ скотоводы), но к “нечистым“ скотоводам относятся так же и семиты. Так же, тяжело отделить “нечистых“ скотоводов от “чистых “ скотоводов принявших религию хатского города Арины. Термины “чистый“ и “нечистый“ в археологических материальных памятниках не обусловлены. Благодаря общению и, возможно, ассимиляция существует общность языка, и лингвистические данные, кстати, очень спорные, нам по этому вопросу дать могут очень мало. Но разобраться в этом необходимо, чтобы понять, почему народы псового зооморфизма, приняв религию города Арины, повсеместно начинают именовать себя истинными ариями (арийцами, арья) приписывая себе, право на верховное главенство, которого не было в изначальной религии (Арий – олень символ любви101 и смерти во имя любви). Почему изображая волков, шакалов и собак данные народы, вышедшие из этноса Загроса при претензиях на мировое господство называют себя ариями?
Для этого мне придётся несколько отвлечься от анимализма псовых и рассмотреть, что собой представляет этнос неиндоевропейцев, с кем столкнулись во II тысячелетии до н.э., люди псового зооморфизма, именуемые индоевропейцами. Почему вершину индоевропейцев называют ариями:
По современным исследованиям, не согласующимися друг с другом, ариев относят к индоиранской группе народов. По мнению, одних учёных, арийские племена находились в Средней Азии и прилегающих районах уже в III тысячелетии до н.э. (И.М.Дьяконов, Эд. Мейер, В.Пизини и др.). Согласно мнению других, движение ариев из Северного Причерноморья на восток относится к 2000 году до н.э. (Т.Барроу, Ф.Шпехт и др.), к первой половине, и даже середине II тысячелетия до н.э. (В.Порциг, Р.Хаушильд и др.). О.Шрёдер считает их родину лесами. Г.Чайлд – наоборот считает родиной индоевропейцев горами с суровым климатом. Л.А.Лелеков, утверждает, что они пришли из ареала, где произрастают берёзы. Обычно полагают, что индоевропейские племена к ветви, которых принадлежат арии, обитали на территории Европы от Балкан до областей к северу или северо-западу от Черного Моря и Центральной Европы. Ф.Шпехт включает в ареал обитания арийских племён и северные районы до Балтийского Моря. Существует теория, что они распространялись из Юго-Восточной Европы на восток, и часть арийских племён осталась обитать на прежней территории, вплоть до скифского времени (IV-V вв. до н.э.) (В.И.Абаев, Э.А.Грантовский). Г.Герм просто ищет прародину индогерманцев, заключающих в себя ветвь идущую через лулубеев, хеттов, гетов, готов, и, по его мнению, перерождающуюся в новых ариев. Множество географических ареалов пытаются приписать к прародине ариев, а следовательно, индоевропейцам, совершенно не разделяя эти понятия, а всё больше скрепляя их между собой: “индоевропеец – арий“. Никто не видит в ариях чисто религиозного союза, которым они и являлись, только по тому, что современная религиозная доктрина, такая как христианство, не даёт людям возможности (согласно христианским догмам) принять, что и в древности люди могли объединяться по религиозным соображениям, а не только жить родоплеменным строем. Изначально, религия (впоследствии, приверженцев которой, стали называть ариями) возникла в государстве хатов, религиозным центром которого был город Арина. Хаты не были индоевропейцами, согласно всё тем же исследователям (В.И.Абаев, Э.А.Грантовский Ф.Шпехт. В.Брандейштейн, И.М.Дьяконов, и др.).
Хаты102 достигли “прогресса в земледелии, скотоводстве, металлургии, иных областях производства, а соответственно и в общественных отношениях, хотя здесь, не был уровень древних цивилизаций Передней Азии“103. К таким цивилизациям относится уже разобранный нами Шумер104. Рядом с хатами жили люди, чьим ритуальным действием было людоедство (в дальнейшем они будут именоваться “людоедами“), в их зооморфные символы входило изображение лошади. Упоминание о них встречается в хеттских (зооморфизм волка) документах, скорее всего, коневодство было заимствовано именно у них105. “Но основное место у них (хатов), безспорно, приобрело скотоводство. Большая роль придавалась крупному рогатому скоту. Особо следует отметить значение коневодства, получившего (религиозного союза) у ариев широкое развитие, что нашло подробное отражение в мифологических представлениях и поэтических формулах религиозных сочинений“. “Арии были скотоводами-земледельцами, жившими в долговременных поселениях или ведущими полуоседлый обрез жизни“106. Все это отличает их от загросской культуры горцев охотников-скотоводов. В отличие от выборного строя горцев, у поклонников Варункатти остаются, так называемые “родоплеменные отношения“, где женщины уравнивались в правах и обязанностях с мужчинами, как в престолонаследии, так и в командовании войск. Хатов называют ариями, название они получили по своей религиозной столице Арине, посвящённой женскому божеству Солнца Истины в виде оленицы, или варягами – поклонниками Варункатти107. Всех, кто принимает эту религию, или использует элементы этой религии для создания своих культов, тоже называют ариями. Часто, народы, проходившие через земли хатов, участвовавшие ли в их разгроме, или прошедшие там позже и только слышавшие об этой вере, начинают именовать себя ариями. Такими народами являются люди псовых зооморфизмов.
Качественные сдвиги в развитии коневодства на Ближнем Востоке были связанны с появлением и усилением там роли ряда племён, заполучивших108 лошадей у хатов или “людоедов“, и использовавших их в агрессивно-захватнических воинах (касситы, группы хурритов и т.д.). Я не согласна с мнением Э.А.Грантовского и Г.М.Бонгард-Левиным, об ассимиляции в Передней Азии ариев (хатов) с хурритами109. Но об общении хурритов с хатами, о заимствованиях культурных наработок у хатов, и распространение их хурритами у родственных племён (кутиев, касситов, лулубеев), я не спорю.
Во II тысячелетии до н.э., “касситы внесли значительное усовершенствование в устройство колесниц и выучку лошадей и впервые (на территории Месопотамии) ввели конно-колесничную тактику боя. При касситах, в отличие от более раннего периода, езда на конных колесницах была связанна с основным критерием: собственные выезды имели царь, царевичи и царевны, жрецы – энту, крупнейшие сановники, но сами колесничие, управляли не своими колесницами и конями, а царскими“110. В это время происходит ассимиляция касситов с оставшимися там, родственными им аккадцами и хурритами.
В III тысячелетии до н.э. к востоку от полуострова Малой Азии на территории нагорий с запада от верховья Евфрата, на восток по долине реки Арацаны (Мурат, Мурат-су) до области озера Ван и Урмия, в междуречье Куры и Аракса, и, вплоть до центрального Дагестана расположена куро-араксская культура, созданная горными скотоводами. Для них характерны лепка посуды вручную, они разводят овец, коз, свиней и крупный рогатый скот. В куро-араксской культуре происходит развитие полукочевого, горного (айлажского) скотоводства, за счёт сведения горных лесов. По мнению И.М.Дьяконова, куро-араксская культура была связанна главным образом с племенами, говорящими на восточно-кавказских языках (к которым профессор относит хуррито-урартский и протонахско-дагестанский). В то же время, хурритский этнос относят, так же как и кутийский, лулубейский, к прототюркским языкам. Здесь можно говорить о происхождении тюркского языка от бананового языка Загроса, о родственности этих этнических групп, и общем их развитии.
Согласно раскопам, в III тысячелетии до н.э., Малая Азия, как и Шумер с Эламом подверглись разорению и запустению. Это время связанно с мировыми катастрофами, вызванными активностью земли111. Вместе с катастрофами происходит активизация и людей псового зооморфизма. Интересен вопрос, как хатские колесницы попали к касситам, что бы они смогли их усовершенствовать. Вполне возможно, что это произошло благодаря мародёрству в разрушенном хатском государстве112.
Благодаря знакомству с теологией Арины, на дуализм, в религии людей псовых зооморфизмов, накладывается искаженное понятие трансцендентного божества. Скоро сформируется зороастризм, но его зачатки уже заметны, это верования о загробном мире. Здесь уже появился, и действует тот мифологический код, который будет прослеживаться по всей земле в разных культурах на протяжении эпох. Как синхронический аспект в этот момент появляется Симургл113 и четырёхглазая собака. Разработка этого опять связана со Смертью. Именно в момент смерти, считавшийся опасным для человека из-за обилия демонов, пытающихся завладеть высвобождающейся душой, вместе с очистительными церемониями, к умирающему человеку вводили четырёхглазую собаку.
Четырёхглазая собака – это бурая собака с двумя клоками другой шерсти на лбу. Эта же четырехглазая собака прослеживается во время арийского114 или псевдоарийского115 похода на Индию, это темно-бурые широкомордые собаки, рыскающие по свету, выслеживающие людей, для которых настал смертный час. Принадлежат они богу Яме, который не внушал ужас, а был милостив и приветлив.
Яма царствовал вместе с арийским богом Варуном на самых отдалённых окраинах неба. Яма повелевал Царством Мёртвых, в тоже время как Варун был божеством всей воды, в том числе и, находящейся, в человеке, бог трансцендентный. На нынешний момент, данные собаки разводятся в государственных питомниках Монголии это Хотошо-банхар (бурят-монгольский волкодав). В Москве владелец питомника Е.Н.Маныкина.
Четырёхглазая собака – это бурая собака с двумя клоками другой шерсти на лбу. Художник И. Кашкадамова.
К синхроническому аспекту вышедшему из общения ариев с касситами относится, упоминающееся в Авесте116, мифологическое существо, обитающее на Мировом Дереве, Дереве Всех Семян, – Царь птиц – сэнмурв (Симург), существо с головой и лапами пса, с крыльями в рыбьей чешуе. Он заключает в себе единство трёх начал, господство и власть на небе, земле и воде. Это же сочетание мы потом встретим в Элладе у собак Гекаты117. В зороастризме эта птица, впоследствии, получила название Сасной, и она не единой природы, а “о трёх естествах“, “трёх образах“, и создана она “ не для земного Мира“.
“Была одна гора и имя её было Альбурз (Хар-Бурз), близко к солнцу и далеко от людей, и там – жилище Симурга…“. “ К этой горе нет ни дорог, ни троп, только Симург может пронести того, кто снискал его расположение, остальным он преграждает путь: в пути нападение Симурга грозит и снежная буря, что кедры крушит“. Эта крылатая собака обучает волшебству, и покровительствует своим ученикам в их борьбе: Эмрн, Заль, Амирани, Гуди и т.д. Птица – собака распространилась на Кавказе, Индии и Скифии118.
Теологическое воззрение города Арины, на нынешний момент, не только не расшифрованы, не поняты, но и частично утрачены. Но утеряна и не понята теология более близкого времени – Эллады. В этой работе я постараюсь понять теологические воззрения не только псового зооморфизма, но и цивилизаций столкнувшихся с ним. Если западные философы XIX века нашей эры пытаются рассмотреть религиозные воззрения эллинов по мифам, поэтическим сказаниям, не думая, что религиозные таинства были сакральны и не подлежали письменной фиксации. Вполне можно предположить, что можно насочинять, не основываясь ни на зооморфных кодах, ни на остатках материальных ценностей.
“Дорический грек оставил без всякого внимания микенскую каменную технику и вновь начал строить из дерева и глины, несмотря на микенские и египетские образцы и, не смотря на изобилие камня в его стране. Ещё во время Павсания в Зевсовом храме в Олимпии можно было видеть последнюю не заменённую деревянную колону. В античной душе отсутствовал орган истории, память в установленном нами смысле, постоянно рисующая внутреннему взгляду организм личного прошлого, генезис внутренней жизни. “Время“ не существовало“119.
То есть, все народы, цивилизации, были настолько глупее человека XIX века, согласно западным мыслителям, что человеку XXI века они вообще “в подмётки не годятся”. Никто не думает о сменах климата, сменах народов, или даже самого простого – моды, считая своих предков (в данном случае эллинов) изначально мертвыми, которые должны развиваться строго по К.Марксу и Ф.Энгельсу, а все отклонения в их развитии объясняются отсталостью и неразвитостью.
Религия хатов относится к космогоническим, она полностью отражает создание мира, населяя его трансцендентными богами120. Священное число три, сакральный знак равносторонний крест, означающий мироздание. Религиозным центром был город Арина, он располагался в однодневном переходе от столицы Хатти, по названию религиозного центра хаты получили свое название арии. В Арине главным божеством была богиня Солнца, Вурусему. “Богиня Солнца Арины превозносилась как “царица страны Хатти, царица Неба и Земли, владычица царей и цариц страны Хатти, руководящая правлением царя и царицы Хатти“121. Вурусему с шумерского, можно перевести как метательная палица (булава) кузнеца, культ её подымается при нашествии врага, как символ праведности (судьбы)122 является Солнцем Истины, Матерью Сырой Землёй со жрецом, поднявшим дубину народной войны. Варунахатти (Варункатти), серебряный бог страны Хатти, ему посвящено метеоритное железо, вся вода, в которой он традиционно находится (вода, воздух, лёд, кровь человека, солёный океан). Варуной он назван в Санскрите. “Величайший из азуров, ещё долго продолжает существовать. Возвышенный мыслями, серьёзный характером, то строго преследующий, то милующий просящего, вообще не постоянный в своём существе, нечто сокровенное и недоступное, этот бог является одиноким как бы чужим среди светлого, чувственного весёлого круга индийских богов“123. Божество трансцендентное и не было понято в Индии. Два молодых триликих бога: бог войны с тотемом Ареса124 – палица, меч, копьё и бог огня, идущий как великий жрец Агний – Гефест125 (небесный, подземный, подводный огонь), это огонь, отвечающий не только за тепло, но, прежде всего за природные явления, требующий (или берущий сам) себе жертвы. Это общие черты верования в Арине, и именно с ней столкнулись охотники-скотоводы Загроса. Вместе с колесницами касситы взяли хатскую религию и попытались положить её на свои культы. Возможно, это религиозное заимствование было подкреплено браком с женщиной из Арины, что позволило её потомкам вспомнить о своём происхождении из Арины, и именоваться арийцами. Это сильные культы, связанные с войной, а что ещё надо будущим завоевателям, как не поддержка в бою? Так приняв культы Арины, касситы на колесницах, для наших исследователей становятся ариями.
“Приношения огню и воде составляли основу ежедневных богослужений, называемых индоарийцами яджна, а иранцами – ясна (от корня яз “приносить жертву, поклоняться“). В этих богослужениях возлияния для огня брались от кровавых жертвоприношений, которые, очевидно, совершались регулярно. Индоиранцы испытывали благоговейный страх и трепет, отнимая жизнь у животных“126.
В подтверждение своей родственности ариям, и, вообще, считая себя истинными ариями, загросские племена приводят интересную родословную, впоследствии вошедшую в зороастрискую религию. К сожалению не подтверждающуюся раскопами и свидетельствами соседей-очевидцев, таких как шумеры, эламиты. Не подтверждается родственными племенами кутиев и лулубеев. “Ариями в древности именовалась часть восточноиндоевропеских племён, возводящих своё родословие к мифологическому прародителю Арье, сыну Траэтаоны (Тритоны). Эти племена уже с конца IV тысячелетия до н.э. кочевали по странам Плодородного Полумесяца и нагорьям Армении, Ирана и Афганистана. Арии были полукочевыми скотоводами и вели образ жизни, весьма напоминающий жизнь кочевых цыган (они тоже арийского рода)“127. Полностью происходит ассоциация псового зооморфизма с зооморфизмом гигантов, таких как медведи, лоси, олени, дельфины и киты. “Цыганили – цыганили арии по земле, а как осели на землю, так сразу водопроводом обзавелись, регаты стали устраивать, лошадей где-то “сцыгили“, которых у них не было, пока ходили, да и не у кого не было. Но как на земле осели, лошади так из земли и повыскакивали и сразу прирученные да при металлических колесницах. Да и колесницы не простые, а “по реконструкциям 5-10 кг, на которых стоят по три вооружённых мужика128“. От загросских луков отказались (в Хатти луками не пользовались, кроме загросских племён луков на вооружении, исключая Египет, никто не держал), так что в войне с египтянами пришлось нанимать хурритов. “Но в отличие от последних (цыган) – пишет дальше Шапошников – большая часть арийских племён постепенно осела на земле ещё в древности и совершенно смешалась с не арийским населением, образовав, народности древних персов и индийцев“ (Странно, что никто арийских хождений не заметил).
Построение Бабируша (Вавилон), Хужу (Сузы) и Дамгана приписывают тем же ариям.
После разорения Шумера и Элама кутиями, а потом, падения самих кутиев, в 2100 году до н.э. коренным образом изменилась ситуация в Южном Двуречье. Пришедшие западно-семитские племена обживали пустоши. “Когда Суму-Абум, вождь одного из кочевых племён, осел в ещё незначительном тогда городе Бабилла (кстати, согласно названию тоже семитском), пришельцы истолковали имя города как “Бабилим“, то есть Врата Бога. Это название греки превратили в Бабюлон. “Врата Бога“ в переводе на шумерский язык – “Кадингирра“129.
По литературным источникам, дошедшим до нас со времён касситов, кроме божественных имён собственных видно их поклонение богиням солнца и войны “Ригведы“. Сурья130 и Маруты131, Бурье, богу бури, и, как считает У.Куликан, ведийскому Индре, также упоминаемому в Митанийских текстах. Их боги были в трёх мирах: неба, воздуха и земли, позднее, одухотворённые зороастризмом. Эта концепция отражалась на бронзовых пластинах Лурестана. “Боги-близнецы на верхней полосе (небо) – вероятно Митра (Митрес) и Варуна, тесно связанные верховные боги мирового устройства.… Под ними, на центральной полосе (воздух) находится Индра, глава ведийских марут, богов силы, бури и войны. Индру, как и в “Ригведе“, здесь тоже сопровождают львы и хищная птица (Сенья), и, поскольку Индра равносилен богу войны и охоты Нинурте132 из аккадских текстов, чтобы продемонстрировать свою второстепенную роль бога охоты, он держит двух убитых козлов. На нижнем элементе композиции (земля) показаны близнецы-Насатьи133, целители, восстановители здоровья и боги плодородья“134. Этот дуалистический подход к миру, имеющему братьев близнецов, рассматривать будем позднее.
В 1530 году до н.э. произошло разорение Вавилона страной Хатта135, преследующих касситов царства Халеба (в которое входил Вавилон). Возможно, они оказали какое-то влияние на становление новой династии. С этого времени Вавилон считается столицей касситов. Культы священного города Арины к индоиранским племенам, пришедшим на Иранское нагорье, пришли при вторжении в Верхнюю Месопотамию не только хеттов, но и миттанян. Возможно правящая династия Миттании, была из принявших арийскую религию (культ города Арины), “они говорили по – хурритски и отдельные, очень немногочисленные индоиранские имена божеств и коневодческие термины, которые они сохранили, несут явные следы искажения в устах людей, привыкших только к хурритскому их произношению“136. Вот этим и объясняется общность и различие культов. Так культ вечного огня был перенесён касситами в покорённые ими территории, этим они заменили поклонение солнцу у хатов. Хаты были солнцепоклонники, их “последователи” (люди псовых зооморфизмов) огнепоклонники. Как пишет М. Бойс: “ Брахманы знали его под именем Агни, но зороастрийцы называли огонь Атар“. Настолько индусы были перепуганы трансцендентными божествами, что сами, через непонимание пытались загнать себя в угол. Варункатти, известный у индоиранцев как Варуна, находящийся везде, даже в крови человека, называется “ Варуна вездесущ“. “Ему всё известно, даже внутренние помышления сердец, а то, что он не может сам исследовать, то ему доносят тысячи его шпионов“. “Кто идет, или стоит, кто крадётся, кто ищет себе убежища, или спешит от него, о чём говорят двое, сидя вместе то знает царь Варуна, присутствующий в качестве третьего. И если б я пришёл за пределы неба, то всё же, я не ушёл бы от царя Варуна; с неба спешат сюда его соглядатаи, обозревающие мир тысячью глаз“137.
Для описания типа людей псового анимализма воспользуемся диахраническим аспектом и сделаем описание с позиции кинологии. “Основным породным признаком является голова: низкий и широкий лоб, форма волосяного покрова на лбу обусловлена формой ушей тотемного животного, например у “волков“ острые, высокие залысины, напоминающие уши волка, в то же время у “выдр“ залысины маленькие и круглые, подобно ушам выдр. Выраженные надбровные дуги, брови переломленной формы, переносица запавшая. Глаза овальные, не большие, с возможным оттянутым нижним веком. Ушная раковина средне прилегающая (средней прижатости), уши среднего размера. Скулы хорошо выражены. Нос прямой. Носогубный треугольник: губы узкие, чётко очерченные, ярко подчёркнута линия под нижней губой, подбородок хорошо выражен, при этом слабо выдающийся вперёд. Прикус – согласно тотемному животному. Волосы жидкие, тусклые, слабая растительность на теле. Теперь перейдём к экстерьеру: широкая и плоская (распахнутая) грудная клетка, короткая крепкая шея, длинная спина, холка сглаженная (отсутствие), сухая конституция, плечи широкие, прямые, сутулые, крепкий костяк, склонность к ожирению. Конечности: широкая ладонь, широкие запястья, не эластичное сочленение коленных чашечек. Движения: угловатые, резкие. Психическая реакция агрессивно-оборонительная. Слабо выражен половой диморфизм“138.
В теологии, как наиболее ярким различием идет (что, кстати, характеризует психологию данных групп) у хатов Арины – трансцендентные божества, у псевдо-ариев – ярко выраженный политеизм.
Из-за почитания огня, что бы его не осквернить, индоиранцами был принят обычай выставления трупов в каком-нибудь пустынном месте, где питающиеся падалью волки, шакалы, дикие собаки, лисы быстро сжирали тело. В позднейшее время, этот обычай лёг в основу Зороастризма, как “чистые“ похороны, без осквернения воды, земли и огня. То, что волки, собаки, лисы, шакалы являются сакральными пожирателями падали, вроде, низводит их по синхроническому аспекту в самый низ иерархической лестницы, в результате же получается иначе. Захоронение предков под домом, сменяется погребением в общих ямах, но психологически, эти ямы становятся священными. Как бы не говорили, что трупы “ритуально нечисты“, слишком много священных текстов этому посвящено, что бы выжить древнюю веру, связанную с сакральностью захоронения. Ещё интересно развитие в загросской культуре, и её распространение по миру, наркомании. Все народы родственные кутиям, лулубеям, касситам, хурритам, самаррийцам, хеттам, готам, гетам строят свои сакральные таинства на глюкогенных препаратах. На глюкогенных препаратах основывается шаманизм, древнейшая религия Загроса. “Шаман во время камлания часто падает без сознания: это невольно должно наводить зрителей на мысль об отлёте его “души“, бред, и галлюцинации шамана нередко состоят в том, что он видит далёкие страны и громко рассказывает о своих странствиях“139. Сходные представления, согласно Г.М.Бонгард-Левину, были отмечены у лапландцев (саами) на севере Скандинавии, скифов, саков, на Тибете, в Иране, в Индии.
На представлениях полёта на гликогенах основывается жречество Аплу140 в Палестине и Этрурии, Аполлона на Средиземноморье. “Эти необычные легенды об Аристее141, его душе летающей подобно птице, получили особенно большую известность среди последователей культа Аполлона, в частности, среди пифагорейцев. Рассказы об Аристее были введены в круг представлений о путешествиях души в состоянии транса“142. То есть все эти взгляды находятся на грани мира Жизни и мира Смерти. Именно начиная с этой грани, идёт царство псового зооморфизма. Шакал, здесь, проводник душ в Царство Мёртвых, выдра – забирающая душу, волк – страж ворот в Царстве Мертвых, открывающий эти врата. Собака это судья Царства Мертвых, лиса – оборотнечество, это предводитель Армии Мёртвых, бобриха – карга, ведьма Царства Мёртвых, несущая кару душе.
Зачем псовый зооморфизм употребляет наркотики? Сома (амрита), сура, хаума являются наркотиками “дарующими безсмертие“, они приравнивают человека к богам, под действием этих препаратов человек ощущает свою связь с богами, чувствуя их волю – прорицает, при их воздействии видит картины их красочной и безоблачной жизни.
На этом аспекте возникает идея, что “Любовь – это бог“, и постепенно создаётся на основе этого представления – божество. Как далеко заходил процесс обрастания “абстрактного“ божества, отличительными особенностями и мифами, зависело от того, насколько это божество было связано с жизнью людей и религиозными обрядами, и насколько популярным оно от этого становилось. Одновременно происходит развитие, как демонологии, так и общения с духами.