При работе с духами происходит:
1.Комлания и изгнание шаманами, знающими злых духов, образующихся из “плохих“ душ человека;
2.Жертвоприношение, славословие и молитвенная просьба, обращённая к добрым духам предков.
Плохие духи, которых невозможно изгнать, постепенно становятся демонами. Так со времён падения Шумера известны семь маголов (маскимы) – семь духов бездны, вечно нарушающих порядок, это опустошительные вихри, им не ведома жалость и пощада, они сидят по большим дорогам, и прохода от них нет. Сохранилось халдейское заклинание против них, а кедр сокрушает их гибельную силу.
Семь, их семь! Семь их в глубочайших пучинах моря.
Семь смутителей небес, восстают они из глубочайших недр океана, из сокровенных тайников.
Не мужчины они и не женщины, они распространяются как семя.
Нет у них женщин, не рождаются дети; честь и доблесть им не ведомы; молитв и просьб они не слушают.
Нечисть, рождённая в горах, враги бога Эа143, они есть орудие гнева богов.
Чтобы испортить дорогу, падают они наземь.
Враги! Враги! Семь их, семь их, дважды семь их!
Да заклянёт их Ану144! Да заклянёт их Бел145!
Видимо, так же как после падения Урука, дух-хранитель города превратился в злого демона Урку146. Тоже случилось и с семью маголами, изначально они должны были быть загросскими хранителями дорог, но, потеряв камлание, они озлобились, что, согласно теологии псового зооморфизма, бывает со всеми богами, демонами, духами хранителями и т. д. Лишившимися камлания и поклонения, после чего они начинают мстить бросившим, отвергшим их людям. К маголам относится Скилла147 – скифская и средиземноморская, Соловей Разбойник, родственен им. Это Геката и Гекуба148, это Серый Волк – Аполлон, все они имеют псовый анимализм.
Несмотря на свой зооморфный символ и анималистическое изображение псовых в Царстве Мёртвых, люди, принадлежащие к этому этносу, боятся смерти, и всячески пытаются продлить жизнь. Этот психологический аспект заложен в них изначально, позднее они начнут искать эликсиры жизни, вечной юности, изобретать философский камень для приобретения безсмертия. А пока всё это им заменят глюкоген. “О, Сома – царь, продли нам срок жизни, как солнце – весенние дни. Продли нам жизненный срок, о Сома, чтобы мы жили“ (Ригведа). “Я призываю опьянение тобой, о золотистый Хаума – силу, победоносность, исцеление, энергию для тела, всесторонние знания“ (Авеста). “Культ Сомы был тесно связан с магическими песнопениями. Священные заклинания – мантры – произносили жрецы при приготовлении Сомы; в состоянии экстаза пелись гимны о Соме: “Как ездок погоняет коня, так и пение возбуждает Сому“149. Родственные и вышедшие из этой культуры скифы, как наркотик пользовали коноплю (бхангу, сезам), арабские народы – бандж (белена), вызывающей культовый экстаз. Угры (ханты и манси) – пангх (бангх) – настой из мухоморов, тувинцы – курение можжевельника, жрецы Аполлона – жевали лавр и использовали серные пары, и т.д. Вот что пишет Геродот о скифах Средней Азии: “Нашли деревья, приносящие такие плоды, которые они, собравшись группами в одном месте, разжигали костёр и, усевшись вокруг него, бросают в огонь; вдыхая запах брошенных в огонь горящих плодов, они пьянеют от этого так же, как эллины от вина, пьянеют всё сильнее и сильнее, по мере того как бросают всё больше плодов, и, наконец, пускаются в пляску и начинают петь“ (Геродот”История).
Как заключение о верованиях, культуре развившихся из загросских культах, и ещё не принявших зороастризм, хочу привести слова Мери Бойс: “Вера в богов содержала некоторые замечательные черты, которые были связаны с представлением об истине – аша и божествах – ахурах. Эти черты восходили к традиционным верованиям, согласно которым надежды на счастливую загробную жизнь могли иметь лишь воины – мужчины. Кроме того, в старой вере к благородным элементам применялись и некоторые безнравственные представления150. Например, те, кто почитал Индру и других связанных с ним воинственных божеств, лелеяли надежды купить процветание в этой жизни и спасение в следующей благодаря жертвоприношениям. И эти нравственные и безнравственные черты, восходят, очевидно, к протоиндоиранскому периоду, то есть ко времени пастушеского каменного века, но последние наверняка усилились с наступлением бронзового века, когда возможности для обогащения и приобретения власти возросли.
Подведём итог социально-психологических аспектов: в психологии – основа Культ Мёртвых, шаманизм, общение с потусторонним миром умерших предков, основываясь на принятии глюкогена; в социальном – низкое положение в иерархической лестнице женщин и детей, уважение к старости; в теологическом – восприятие, мира как повсеместно заселённого различными демонами; в политическом – демократический выбор лидера – вождя, жестокое ведение войны через навязывания путём страха своего мировоззрения, агрессивное отношение к окружающей среде. Все эти представления свойственные людям псового зооморфизма, или, проще назвать их индоевропейцами, они старательно приписывают всему общемировому развитию, не вникая в нравы, традиции, быт и историю других народов. Наложение своих взглядов на общемировое развитие, оправдывает эти народы в их действиях, доказывая что такое мировосприятие “норма“ свойственная всем, и к ней необходимо относиться как к должному и неизбежному.
Дуалистическое восприятие мира, создание 1-й откровен
ческой религии – Зороастризма.
“Предпосылки возникновения дуалистических мифов коренятся в особенностях человеческой психики. Согласно широко распространённым в настоящее время психологическим концепциям (М.Клейн), деление мира на противоположные категории (с отношением их к двум разным странам, народам и т.д.), прослеживается в фактах детской психологии (классификация с дуалистическими мифами, отмечается в играх детей около четырёхлетнего возраста)“151.
Так же дуалистичен мир у зооморфных символов псовых. Многие кинологи и дрессировщики утверждают, что собака и волк, движимы принципом справедливости, именно понятие справедливости определяет их поведение. Дрессировщик, определив рамки поведения собаки, которые она приняла (дрессировщик – хозяин, человек), и знает, может собаку за неповиновение (нарушение установленных рамок поведения), изощрённое непослушание, наказать. А за послушание, правильное исполнение команд – похвалить, дать лакомство. Собака принимает это, зная, что это справедливо, ибо правила “игры“ были установлены заранее. А если человек сам нарушает эти правила, собака не в состоянии его понять, то она отбегает, уходит, для неё этот человек безумен. То есть рушится её мироощущение, Мир падает в Хаос. Точно так же возникает Дуализм, при адекватном восприятии мира с его законами и миропорядком, это называется – хорошим, добрым – справедливым Богом. А при нарушении этих “божественных“ законов, возникает мир ненормальный, охваченный злом, демонами, и возникает, понятие Дьявола, злого Бога. Результат неправильной деятельности дрессировщика, когда рушится мир, возникает у собак невроз, видимо и люди, псового зооморфизма, рассматривая диахронический аспект должны быть наиболее сильно подвержены неврозу, в связи с нарушением порядка установленного, к которому они были приучены. Невроз – это функциональное нарушение нервной деятельности без видимых поражений нервной системы, что может привести к нарушению процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий152. Ещё одно свойственное собакам описанное американским кинологом Леоном Ф. Уитни, состояние фрустрации, родственное состоянию детей от 3 до 6 лет, когда хотят чего- то добиться от взрослых, бросаясь на пол, колотя ногами и захлебываясь в истерике.
Фрустрация (букв, с лат.: обман, срыв) – психологическое состояние, возникающее в результате неосуществимости, какой либо цели, невозможность удовлетворения серьёзной потребности153.
Приводятся примеры, как собаки изгрызают машины, когда их не берут на охоту, и другие случаи, когда собаки портят имущество, когда человек делает что-то по-своему. В состоянии фрустрации заглушаются инстинкты страха и самосохранения. Все эти факторы и дают различие мира на плохой и хороший, на справедливый и несправедливый. Мир удобный, справедливый, с точки зрения диахронического аспекта псового зооморфизма – хороший, а всё остальное – плохой, нарушающий их инстинкт самосохранения, мир дьявола.
Дуалистическая мифология – частный случай двойной символической классификации, при которой у подавляющего числа племён с наиболее архаичной социальной организацией устройство мира описывалось с помощью противоположных друг другу пар космических символов или признаков (солнце-луна, мужской-женский, правый-левый…). Позднее дуалистические мифы превращаются в религиозно – философские системы, прямо не связанные с их первоначальной социальной средой154.
Все этносы псового зооморфизма, согласно диахроническому аспекту, должны жить, в основном, в мире чувств, а не разума. Согласно разработкам Леона Ф. Уитни, с теми же страхами и неврозами свойственными псовым. За каждым неврозом, складывающимся у людей, стоит неразрешимый конфликт; как мы видим, то же самое справедливо и для собак. Факт развития у собак неврозов в результате осознания невозможности справиться с определённой задачей, вкупе с уверенностью, что из-за этого им придётся испытывать боль, был проведен на немецкой овчарке и бассет-хаунде. Им привязывали к передним конечностям груз.
По гудку собака должна была поднять ногу вместе с грузом, в противном случае получала удар. Вес постепенно увеличивали до такой величины, когда собаке не удавалось его поднять. Невроз от страха перед ударом возник у немецкой овчарки постепенно, у бассета же внезапно155.
Так у людей невроз характеризует нахождение человека и псового, в ненормальном мире, мире, живущем не по установленным, понятным законам, а в пронизанном враждебными силами, это мир Дьявола.
Люди в мире Дьявола подобно собакам находятся в состоянии невроза, вызванного страхом и непониманием.
Вот на этой границе невроза и фрустрации, страха и спокойного – гармоничного состояния строится дуалистический мир, мир, легший в основу зороастризма.
Южнорусская овчарка, относится к борзоподобным.
Очень хорошо это иллюстрирует поведение южнорусской овчарки, по всей видимости, являющейся аборигенной породой. “У южнорусских овчарок сильно выражен инстинкт наведения порядка внутри своей группы. Лидирующее животное, обычно прекращает потасовку между членами стаи. Семейные ссоры так же не остаются не замеченными.
Обычно собака выбирает сторону того, кто прав. Южнорусская овчарка в такой ситуации может возражать даже “вожаку“ – мужчине, если он не справедлив156“.
Это хорошо прослеживается на развитии демократической формации охотников (Загроса, Нигеве), если лидер – вожак, избранный общеплеменным голосованием на 4,6 летний срок, начинает неадекватно вести себя, не обосновывая справедливо свои требования, либо ужесточая их, он, как минимум свергается. Как политическая формация зооморфизма псовых народов, кроме демократии (при ассимиляции с семитами – диктатура), любой другой строй, для людей анимализма волка, собаки является несправедливым и потому требующим уничтожения, как соответствующий миру Дьявола. Можно было бы девизом псового зооморфизма привести слова: кто не с нами тот против нас. Это, учитывая, что собака не может логически просчитать цепь событий на несколько порядков вперёд, а справедливость их, является понятием сиюминутным, эмоционально окрашенным, и не несёт в себе здравые рассуждения. При изменившихся обстоятельствах они не могут также быстро изменить понятия справедливости, и, несмотря на смену окружающей действительности, накладывают на неё матрицу поведения исходя из своих “справедливых“ законов. Тем самым привнося свой порядок в любые обстоятельства, иначе им грозит невроз и фрустрация.
Именно благодаря этому мир населяется духами и демонами, добрыми и злыми, стоящими на страже порядка, или вредящими ему. “Примитивные люди испытывали сильный страх перед духами, и их главная забота состояла в том, чтобы всячески ублажать усопших родственников, независимо от того, на какие личные жертвы приходилось для этого идти“157, с этим связан и обряд камлания и почитания духов предков, что своего рода является подкупом злых духов, чтобы они стали добрыми и перешли в понятие порядка и справедливости. Именно собак считают способными видеть этих духов. Фарли Моуэн в книге “Не кричи: “волки“, пишет о телепатии присущей волкам. Доктор биологических наук С.Сперанский экспериментально подтвердил: телепатия есть у всех живых существ.
Дуализм просматривается даже в отношениях между зооморфными символами. Собака охотится на не приручаемую лису. Лиса вредит волку, используя растение скиллу, для отпугивания волка. Шакал охотится на бобров и выдр. Они дерутся между собой, ибо понятие справедливости у них разное.
Большое влияние на Дуализм оказали понятия “чистого“ и “нечистого“, а так же половой детерминизм (различие женщин и мужчин, видимо, взяты из ассимиляции со скотоводческими семитскими племенами). Если мужчина признается существом, наделённым справедливостью Бога, то женщина существом “нечистым“. Именно на этом аспекте, в Шумере, играл Гудея, чтобы уменьшить наиболее ценное из производств Шумера в дани кутиям, воспользовавшись их восприятием женской “нечистоты“.
Бинарное положение женского-мужского, хорошо иллюстрирует исследование, проведенное А.Я.Бондаревым о смертности молодых волчат. Согласно его монографии, при нехватке пищевого рациона больше гибнет щенят женского пола, самцы растут быстрее сук, несмотря, что при рождении были неразличимы по массе. То же подтверждает, по своим наблюдениям за собаками, А.Т.Войлочникова. слабых щенков от сосков оттесняют более сильные, самцы, которых мать изначально больше подкармливала. Постепенно разрыв в развитии щенят различного пола увеличивается, и как сообщает И.И.Барабаш-Никифоров (1957г.), среди голодных волчат развивается каннибализм, это же замечается среди волчат содержащихся в неволе. Волчата-самцы используют своё физическое превосходство, отбирают у своих сестёр пищу, тем самым, уменьшая долю сук в потомстве. Преимущественно в весе у волков над волчицами сохраняется и во взрослый период. То же самое наблюдается у этносов с диахроническим аспектом волка и собаки, мальчики являются желанным ребёнком, девочка не считается человеком. Это же мировоззрение, было навязано, всем народам когда-либо бывшим под властью (“опущенные“) псового зооморфизма. Так в Аттике158, новорождённых девочек гораздо чаще, чем мальчиков, выкидывали не улицу, следы прохождения “псовых“ хорошо прослеживаются, даже, в Китае.
…и вот имея на руках
статистику о многих выводках,
увидел я что поровну
самцов и самочек их матери рожают,
но, подрастая, самочки куда-то исчезают…
А.Я.Бондарев.
Различная смертность самцов и самок среди молодняка – один из внутрипопуляционных механизмов регуляции численности в соответствии с внешними условиями. В период плохой обезпеченности кормами самки гибнут чаще и, продуцирующая часть популяции сокращается. Среди относительно многочисленных в эти годы самцов, вероятно, усиливается отбор лучших производителей159.
Это очень хорошо иллюстрирует законодательная база на наследование в демократических Афинах, схожие обычаи у скифов, спартанцев и т.д. здесь наследования женщин, в отношении к мужчине, шли по разным правовым базам. Женщина наследница , была своего рода, частью своего же имущества, и являлась его хранительницей. Согласно гортинскому закону предлагалась в жёны, вместе со своим имуществом всем родственникам с отцовской стороны, по очереди, согласно кровному родству, начиная с самого старшего, так что в итоге, настоящим наследником, становится её сын. “Законодатель хотел дать человеку, умирающему без наследников мужского пола, посмертного продолжателя, наследника, который получил бы его состотояние и который продолжил бы культ его очага.…Как только от такого брака рождался сын, он рассматривался как сын своего деда. Благодаря ему должно было совершиться восстановление дома умершего и возобновление прерванных домашних жертвоприношений160“.
Этот закон имеет чисто религиозную основу (на Эллинской земле выглядит довольно комично), но такое наблюдается при Зороастризме, и, даже иудаизме, везде, где положение женщины по иерархической лестнице ниже мужского, где женщина “нечиста“. Развитие этого аспекта хорошо прослеживается в Зороастризме, где женщина, вообще теряет своё положение. Кстати, с этим связанно и развитие в демократическом обществе гомосексуализма.
Как следующий аспект Дуализма, крупный и влияющий на психологию, это противопоставление Жизни и Смерти. Запад ассоциировался со Смертью. В ту сторону уходит солнце, туда же следуют души умерших, Запад это страна Мёртвых. Так в Элладе, собака была зооморфным символом бога (Гермес161). Из всех прочих функций он был проводником душ умерших. “В роли проводника на границе двух миров выступает собака; в частности, чудовищный пёс Цербер охраняет вход в Мир Мёртвых. Более тонкое объяснение предлагает Плутарх: Гермеса называют собакой не в собственном смысле слова, но, как говорит Платон, связывают с хитроумнейшим из богов бдительность этой твари, её неутомимость и мудрость, ибо она различает дружественное и враждебное по своему знанию или незнанию предмета“ (Плутарх, “Об Исиде и Осирисе“, 11).
В Восточной Африке у племени канди, сохранилась легенда, приписывающая причину смерти человека, оскорблённому чувству собаки. “Когда собака несла весть от Луны о безсмертии человека – говорит эта легенда. – Первые люди, жившие тогда на земле, не оказали ей должного внимания. Вместо того, что бы дать ей, по её просьбе, выпить молоко, а потом пиво из тыквенной чаши через соломинку, подали ей в ночном горшке, – собака обиделась“. Сходная легенда сохранилась у готтентотов. “Собаке даётся поручение, – рассказывают готтентоты, – а она из этого пытается извлечь личную выгоду“. В племенах Того, говорят: что Собака, вместо того, чтобы спешить передать послание о вечной жизни, зашла в дом, где человек варил какое-то снадобье и, начала клянчить. Лягушка взялась исполнить это поручение и, полностью переиначила весть. Теперь человек умирает.
Племя марави, из той же Африки, считает, что души злых людей, превращаются в шакалов, а души добрых – в змей. К учению о продолжении существования, относится преимущественно воззрение дикарей на страну духов как прозрачную область, куда так часто души животных отправляются для посещения душ умерших… Тень алгонкинского охотника, охотится за душами бобра и лося, скользя по душе снега в душе лыж. Закутанный в шубу камчадал, ездит в санях на собаках162.
Так или иначе, как на Востоке, Симургл, или, в легендах Африки – Собака, стоит на границе двух миров – Мира Смерти и Мира Жизни. Кстати, возможно, что племена Африки с тотемом собак, или, с легендами о собаках, волках и т.д., если и не были потомками натурфийцев, то уж точно с ними общались, именно об этом нам говорит их зооморфный код. Вполне возможно, что племена куту (бакуту) имеют загроское происхождение. Это бантуязычный народ, проживающий в районе среднего течения реки Конго в Заире. В странах Запада символ псовых олицетворяет собой мир Царства Мёртвых, это судьи и проводники.
На Востоке же страна Жизни. В стране Жизни предки не умирали, соединиться с предками стремятся их потомки, они всегда рядом, они соединяются в представителе своего рода. В стране Жизни развивается учение об инкарнации. Здесь собака является существом трёх миров. Разделение на Жизнь и Смерть, согласно древней теологии, шло по реке Тигр. – является стрелой времени, которую считалось невозможным перейти и вернуться. “В одну реку нельзя войти дважды “. Это о реке Времени – Тигр. – это стрела, летящая быстрее ветра163.
“ Река Тигр стремительно низвергающаяся из пределов горной страны Нифата, протекает через озеро, сохраняя в силу быстроты своего течения воды несмешанными с водами озера, отсюда и название реки, так как ливийцы называют стрелу “ Тигрис“164. Именно поэтому, так радовался хеттский царь Мурсилис165, когда, отражая нашествие касситов, перешёл Тигр, уничтожил Вавилон, а, возможно, и дошёл до Индии.
А дуалистическое поведение псовых, их разделение на “плохой“ и “хороший“ можно проследить по жизни стаи, но для этого, на момент справедливости законов стаи необходимо наложить инстинкт подражания. Интересно, что в древности к птице, спутнице волка, птица с которой он дружит, в Риме относили попугая, а в Элладе – ворона, но так или иначе, птицу способную подражать человеческой речи.
“Очень важно наблюдение Л.В. Крушинского, свидетельствующее о том, что стереотип поведения родителей или доминантных особей в стаях наследуется низкоранговыми особями и передаётся из поколения в поколение.
От “плохих“ родоначальников ведут начало “плохие“ стаи, убивающие домашних или диких копытных сверх всякой меры, и, возможно, волки – людоеды166“.
Так же происходит разделение между племенами и этносами, и по направлению “справедливости“, и законодательным актам. Они закрепляются из поколения в поколение, пока не подлежат документальной фиксации. Ушедшие из своего этноса племена, народы в то или иное время сохраняют как общие законы, так и законы своих новых лидеров, несмотря на общие моральные предпосылки, общую мотивацию поступков, понятия справедливости могут незначительно отличаться.
Так или иначе, все эти понятия держатся на страхе, установленном (неизменном) законе (справедливости) и дуализме, эти понятия входят в первичные потребности мотивации поступков объединяемых понятием безопасности. Понятие безопасности рушится, если нет чёткой иерархии в стае (этносе), переходя в невроз и фрустрацию. Кормовая база, размножение являются уже вторичными потребностями мотивации поступков, согласно Абрахаму Маслоу. Ни волки, ни собаки, ни шакалы не будут, будучи изгнанными, охотиться на чужой территории, ибо это чревато наказанием. Не войдя в новую стаю, в её иерархию, либо не создав новую, они обречены на смерть.
Даже при наличии кормовой базы, изгнанное животное может умереть от голода, не допущенное к пище, не нашедшее или не захотевшее принять новое иерархическое место.
К концу второго тысячелетия до н.э. этносы псового зооморфизма насчитывают три родственных религиозных направления, вышедших из шаманизма Загроса и Нигеве. Это шаманизм, пошедший на Восток, в некоторых племенах он имеет наслоение культов города Арины, либо ведийские с зооморфизмом хищных кошек. Второй вышедший из шаманизма – дуализм, находящийся под полным влиянием псевдоарийских культов, и давший новое направление – Зороастризм. И третье направление религии, несут на себе племена, ушедшие на Запад, это культ Мёртвых, завладевший их умами. По нему псовые становятся Владыками страны Запада, Царства Мёртвых. Часто в основе этого типа культов тоже прослеживается дуализм. “Так, из сказаний о Йиме167, царе Мёртвых выясняется, что раньше конец мира представлялся чем-то вроде наступления зимы, полной холода и мрака из которой затем должно было произойти состояние блаженства в виде вечной весны, в раю у Йимы. Это представление вообще не соответствует системе Заратустры, на основании которой мир должен погибнуть через огонь и только праведные спасутся от этой катастрофы.… Также в древнеиранском сказании о борьбе героев Трэтаона168 со змеем Ази-Дахака мы находим черты, напоминающие германские мифы, которые можно объяснить лишь как остатки общего достояния расы. Дахака, побеждённый героем, не убит, но привязан к скале Демавенда; это злое существо должно находиться там до последних дней и своими конвульсиями производить землетрясения – точно так же, как известно, и Локи169 был привязан Тором; и если дракон перед решительной битвой вырвется из своих оков и в рядах злых выступает против богов, то это сказание опять напоминает миф о волке Фенрире170“.
Время зарождения, или, скорее, развития Дуализма до Зороастризма спорно. Разные исследователи называют разные даты. Однако не имеется никаких зороастрийских источников для вычисления даты жизни Зороаста. Эта проблема неплохо разработана Мери Бойс. По её мнению, дата рождения Зороастра, приурочивалась к великим событиям последующими жрецами – магами, к тем событиям, которые были выгодны на данный момент.
Согласно зороастрийской традиции в “Бундахишне“ называется несколько видов собак:
“овчарка, сторожевая, то есть охраняющая дом, ищейка, молодая собака, бобр, которого называют водяной собакой, лиса, ласка, еж, у которого на спине колючки, выдра и виверра171“.