«Видеть и чувствовать – это быть; размышлять – это жить» (Уильям Шекспир).
«Если Вы хотите изменить свою реальность, то Вы должны изменить своё мышление» (Роберт Кийосаки).
«Никогда не следует говорить женщине ничего такого, что ей трудно понять. Она начинает над этим задумываться, и нередко мысли ее принимают дурной оборот» (Виктор Гюго. Человек, который смеется).
«Я не с ним разговариваю, а сам с собой. Это помогает мне думать» (Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки).
«Ирония – непременная эстетическая составляющая мышления» (Сальвадор Дали).
«Я мыслю противоречиями. Моя истина размыта на куски, и рассматривать их я могу только каждый в отдельности» (Антуан де Сент-Экзюпери. Военный летчик).
«Человеку свойственно мыслить разумно и поступать нелогично» (Анатоль Франс).
«Не мыслям надобно учить, а мыслить» (Иммануил Кант).
«Эмоции враждебны чистому мышлению» (Артур Конан Дойл. Знак четырех).
«Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно». (Гераклит)
«Мышление – верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека» (Аристотель).
А вы испытываете блаженство при мышлении? Я – нет, не Аристотель… А что вы думаете по другим цитатам?
Свойства мышления
Поговорим об общих свойствах мышления – это:
1. Энергозатратность. Мышление требует много энергии, мы устаем от долгого мышления. Поэтому-то многим (в отличие от Аристотеля) оно не в удовольствие. Для передачи сигналов в нейронных сетях (в нашем мозгу миллиарды нейронов!) требуется много энергии. Конечно, расход энергии мозгом зависит о степени сосредоточения на умственной работе. Мозг работает постоянно и, как говорит медицинская статистика, в день потребляет около 400 ккал. Человек тратит порядка 1,5 тыс. ккал в день при весе в 60 кг. Мозг весит около 1,4 кг, что составляет 0,023 от указанного веса тела. А расход энергии мозгом – 0,266 от общего расхода!
При напряженной умственной работе расход энергии увеличивается. Как сообщает портал ESPN. сom, профессиональные шахматисты способны сжигать до 600 ккал во время турнира. Но не забываем об эмоциональных затратах, а их не подсчитаешь. Возможно, это и есть 200 ккал?
Уинстон Черчилль сказал примерно так: «Не беги, если можешь стоять; не стой, если можешь сидеть; не сиди, если можешь лежать, а если лежишь, то уж лучше спи!». Можно дополнить с точки зрения экономии энергии: «Не думай напряженно, если можешь думать расслабленно, не думай вообще, если не можешь думать расслабленно, а если не думаешь, то уж лучше спи!» Хотя, как утверждают ученые, работа мозга продолжается даже, если человек впал в кому. В этом состоянии мозг потребляет всего в два-три раза меньше энергии, чем обычно.
2. Направленность. Мышление – это процесс, идущий в определенном направлении. Конечно, если это мышление произвольное, более-менее управляемое. Когда у нас есть какая-то проблема (задача, нужда, потребность) и мы направляем мышление на ее решение. Доводим ли до конца – это другой вопрос.
Все ли задачи удавалось вам решить в школе? И разве только недостаток математических способностей был этому причиной? А элементарная лень?
3. Опосредованность и обобщение. Эти свойства указаны в определении мышления, входят в содержание этого понятия и являются его существенными характеристиками.
4. Широта мышления – это способность охватить весь объект (проблему, вопрос систему) целиком, не упуская в то же время из вида его отдельные части. Противоположное качество – узость мышления.
Как часто нам встречаются люди, которые узко мыслят. А мы сами?
5. Глубина мышления выражается в его способности проникать в сущность объекта, находить его скрытое главное, первопричину. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность мышления, ориентирующееся не на причины, а на симптомы и незначительные детали. Глубина мышления тесно связана с таким качеством как пытливость – это свойство мышления, отражающее стремление дознаться до основных причин наблюдаемых явлений.
Наличие у человека глубокого мышления дает возможность принятия эффективных решений в любой сфере деятельности с минимизацией рисков и максимизацией положительного результата.
«Чтобы создать что-то исключительное, ваше мышление должно быть непрерывно сфокусировано на мельчайших деталях». (Джорджио Армани).
6. Длительность (устойчивость) мышления – это свойство определяет временные характеристики мышления, такие как способность человека мыслить непрерывно, не отвлекаясь. Длительность мышления обеспечивает его глубину и ширину, умение переходить за рамки существующей проблемы, иначе говоря, расширять проблемное поле в обоих направлениях и включать в рассмотрение смежные предметные области.
Сидни Смит: «Я еще ни разу не встречал человека, способного думать две минуты подряд» (Сидни Смит).
7. Скоростные качества мышления – это способность интенсивно, быстро, производительно обрабатывать информацию. Это свойство особенно полезно при тех видах профессиональной деятельности, которые по своему характеру динамичны, протекают в сжатые сроки; происходящие в них события требуют быстрой реакции, например, диспетчер авиалиний, пилот, пожарный (конечно, не тогда, когда он «спит» на дежурстве).
Да и у каждого были и есть такие ситуации, когда нужно быстро думать. А у вас?
Скорость мышления индивидуума зависит от типа нервной системы, темперамента. Какой ваш тип? Как он влияет на скорость мышления?
8. Виртуальность (отрыв, уход от реальности, создание информационной модели новой реальности). Мышление может не только отражать в сознании человека существующую реальность, но и создавать информационные варианты возможной/условно возможной/невозможной реальности. Дети очень любят сказки. Подрастая, они увлекаются фантастикой. А все мы любим художественные произведения с определенной долей вымысла.
Такие свойства нашего ума как воображение и фантазия очень полезны в жизни – это основа творчества. Хотя… Способностями к воображению обладал Мюнхгаузен и другие, уже не придуманные писателями, людишки-врунишки. Да, воображение – это основа лукавства, обмана, лжи, хитрости… Но, это уже и вопросы морали. Здесь мы их не касаемся.
Субъективные идеалисты отрицают существование независимой от воли и сознания человека реальности. Для них мир, в котором живёт и действует человек, – это совокупность его ощущений, переживаний, настроений, действий. Часть философов вообще отрицают реальный мир, считая, что все, что есть, находится в сознании человека – солипсизм (от лат. solus – «одинокий» и ipse – «сам»). Что вы думаете об этом?
9. Языковые (знаковые, символьные) способности. Предмет мышления – нематериальная, информационная реальность. Язык – это способ ее организации и формализации – представления в определенной, доступной для знающих язык, форме. Язык дает имена всего того, что есть в реальном мире, через понятия описывает их основные свойства, с помощью суждений и умозаключений дает возможность создавать мысли.
10. Способности к представлению образов, визуализации. Другой формой мышления (неязыковой) является образное. Умение мыслить образами, не прибегая к языку очень важно в различных «визуальных» профессиях – художники, дизайнеры, архитекторы, конструктора… Слуховые и вкусовые образы тоже основа для мышления.
Способности визуализации объектов и предметов вполне возможно развивать, в частности, методами йоги. Да и просто совершенствуясь в той деятельности, где они нужны. Соответственно развивается и образное мышление.
Рисунок 3 – Мозг человека, наполненный образами. Рисунок создан нейросетью Dream Studio по текстовому описанию.
Известная писательница, ученый-биолог Тэмпл Грандин ставила образное мышление над языковым. Возможно, что это было связано с ее ранним детским аутизмом, который ей удалось преодолеть.
Глухонемые о рождения также мыслят образами. И, даже, после того как они научаться языку жестов и письменности, образное мышление продолжает играть существенную роль.
И все мы знаем, что китайская письменность носит не только знаковый, но и образный характер. Основателем китайской иероглифики был Цан Цзе, который, «наблюдая очертания гор и морей, следы драконов и змей, птиц и зверей, а также тени, отбрасываемые предметами», создал 540 простых знаков-вэнь.
11. Пограничность сознания – так бы я назвал это свойство. Часть процессов мышления находится в зоне нашего сознания, а часть уходит в подсознание (бессознательное мышление, фоновое мышление). Когда мы мыслим, стоит нам немного отвлечься, как мы теряем мысль. Часто на поверхности нашего сознания проявляется готовый результат – новая идея. А вот как она возникла – остается тайной.
Бессознательным мышлением активно пользовался (и правильно делал!) французский математик и физик Анри Пуанкаре, по мнению которого его подсознание перебирало варианты решения проблемы (после того как он довольно тщательно обдумывал ее сам) и выдавало готовое решение. В принципе этим приемом пользуются все люди, ложась спать, а утром получая готовое решение. Не зря существует пословица «Утро вечера мудренее!» А вспомните – были ли у вас моменты внезапного озарения? Если да, то в этот момент мышление резко выпрыгивало из границы темноты. А часто ли вам приходит на помощь интуиция в ситуациях, когда информации явно недостаточно для понимания и принятия решения?
Бессознательность мышления проявляется и тогда, когда мы отработаем свои умения до навыков. Вряд ли боксер думает, как ему правильно двигать рукой при ударе. Но тактику боя он, наверняка, осознает. Так же и водитель рулит автоматически, но оценивает и обдумывает (прогнозирует!) дорожную ситуацию.
12. Связь мышления с телом. Эта свойство мышления, с одной стороны, присуще всем, но с другой – очень индивидуально. Не зря как особые виды мышления выделяют наглядно-действенное и наглядно-образное.
В детстве у меня был друг, который абсолютно легко разбирал и собирал всякие конструкции, отлично делал разные вещи своими руками, но с большим трудом понимал любую школьную теорию. Большую часть времени он проводил в кружке по техническому моделированию, строил авто, авиа, судо-модели, собирал транзисторные радиоприемники. Он легко ремонтировал «ушастый» запорожец отца и даже модернизировал его. Неотъемлемой частью его мозга были его руки; движение рук и пальцев было мыследвижением. Позже я встречал таких людей на предприятии. Наверняка, среди ваших знакомых были те, кого мы зовем «золотые руки». У них-то и имеет место тесная связь мышления с телом, его ощущениями, кинестетикой, движениями.
13. Субъективность мышления. Конечно же, мышление очень субъективно. Одни и те же события мы оцениваем по-разному, имеем свою точку зрения, свои мнения и суждения. Если встречаются и беседуют два человека, то большая часть времени будет израсходована ими на отстаивание своих позиций, при этом диалог часто переходит в спор, а если аргументы исчерпаны, то в рукоприкладство (ужас!).
Субъективность проявляется и в индивидуальном своеобразии мышления: «критик», «генератор идей», «аналитик», «системщик»… Можно говорить о типах, стилях, шаблонах мышления. Мышление каждого из нас отличается своеобразием. Опять же – мы отличаем мужское мышление от женского.
14. Гибкость мышления. Если человек может отойти от своей субъективной точки зрения, встать на позицию другого, то это указывает на его гибкость мышления. В этом случае положительным качеством является эмпатия – сознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют.
Гибкость мышления – это и способности не быть привязанным к своему прошлому опыту. Иначе – ригидность мышления.
«Гибкое мышление – столь же необходимое условие для достижения контакта с божественным, как и дисциплина» (Элизабет Гилберт).
15. Эволюционность. Мышление человека меняется по законам онтогенеза – его жизненного цикла. Для всех систем характерны общие циклы: зарождение – рост-развитие – молодость – зрелость – старение – умирание. Изменения в мышлении связаны с:
1) изменениями тела, его физиологии в целом и физиологи мозга в частности;
2) социально-психологическими изменениями, связанными с обучением, профессиональной деятельностью, семейным состоянием, социальным окружением.
Конечно, в этом цикле есть определенная генетическая заданность, как и в строении мозга, и индивидуальных особенностях мышления – все мы генетически разные. Но, если первая составляющая во многом обща для всех людей, то вторая значительно меняется: мы рождаемся и живем в разных странах, семьях, у нас разные средние и ближние круги общения, мы отличаемся культурой, вероисповедованием, уровнем образования, экономическим положением…
Каждый период цикла онтогенеза характеризуется разным состоянием мышления. Наиболее критическим является стадия старения. Увы, для пожилых характерна быстрая утомляемость, замедление скорости мыслительных реакций, частичная потеря памяти. Это во многом связано с ухудшением кровообращения мозга, его недостаточным обеспечением кислородом. Происходят негативные изменения и в нервных клетках. Положительным является наличие, так называемого, интеллектуального капитала – накопленного опыта, благоприятно влияющих на мышление психологических установок, наличие того, что мы называем мудростью, знанием жизни.
16. Временная динамика. Так я назвал это свойство, имея ввиду то, что наше мышление связано со временем – всеобщей базой жизни человека.
Связь эта двоякая:
1) Состояние нашего мышления меняется в течение суток, что, кстати, очень индивидуально, смотри, хотя бы, наличие сов и жаворонков.
У каждого человека есть свои часы, когда мышление наиболее активно и наоборот. Я знаю несколько людей, которые активно умственно работают только ночью. У меня наиболее плодотворны для мышления утренние, дообеденные часы. Вечером также бывает плодотворный мыслеактивный период. К позднему вечеру я утомляюсь, а ночью вообще не в состоянии мыслить.
2) Направленность, характер нашего мышления меняются по оси времени: прошлое, настоящее, будущее. Так, если наше внимание и мышление обращены в прошлое, то это в основном работа с памятью; в настоящее – решение текущих проблем; в будущее – прогнозирование, целеполагание…
Мышление, направленное в прошлое, окрашено эмоциями, связанными с воспоминаниями. Мышление в настоящем более рационально, хотя куда от них – эмоций – денешься. Мышление, направленное в будущее может носить и рациональный, деловой характер, и проявляться эмоционально – мечтания, ожидания, иллюзии…
17. Зависимость мышления от характера человека. Понятно, что человек, обладающий сильной волей, не только в своей физической, но и в умственной деятельности проявляет эту волю. Лентяй – он во всем лентяй, для него характерна мысле-обломовщина. Характер в свою очередь, во многом, зависит от темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. А темперамент – от физиологии нервной системы. Так что здесь проявляется зависимость мышления индивидуума от особенностей его нервной системы. Но! Поскольку характер «куется» или «ломается» по ходу жизни, то и это влияет на мышление индивида. Например, совершенствуясь, он может сменить свое негативное мышление на позитивное, или приобрести свойства аналитического и критического мышления, наработать «холодное» мышление, отделяя мышление от эмоций.
18. Полезависимость/поленезависимость. Одни люди могут продуктивно мыслить только в том случае, если объект мышления находится в их непосредственном восприятии. Это свойство мышления называется «полезависимость». Другие способны оторвать мышление от объекта и обратиться к внутренним ментальным структурам, как отражению реальной действительности – «поленезависимость».
А какие свойства мышления вы можете еще назвать?
ОПИСАНИЕ видов мышления
Абстрактное и конкретное мышление
Рассмотрим более подробно виды мышления. Прежде всего, это абстрактное (теоретическое) мышление.
Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей.
Почему его еще можно назвать теоретическим или словесно-логическим? В процессе такого мышления человек оперирует понятиями (понятийное мышление), осуществляет суждения и умозаключения, использует методы индукции и дедукции (логическое мышление). При этом у него может и не быть практического, чувственного опыта, что не мешает ему получать новые знания.
При абстрактном мышлении человек продуцирует речь, т.е. и при восприятии, и при переработке информации мысли формулируются посредством языка, так проявляется вербальное мышление.
Таким образом, абстрактное мышление имеет две особенности:
1. Абстрагирование от реальности, отвлечение от несущественного, выделение существенного. Основные типы абстракции: изолирующая абстракция – вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности, обобщающая абстракция – дающая обобщенную картину явления, идеализация – замещение реального явления идеализированной схемой, информационной моделью.
2. Оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями, использование речи.
Степень развития абстрактного мышления определяет способности человека к обучению, а, как известно, обучение укрепляет и развивает интеллект личности. Высокая степень его развития указывает на способность человека к познавательной, исследовательской, аналитической, научной деятельности.
А как вы думаете – что плохого в чрезмерном развитии абстрактного мышления? К чему это может привести? А если не в науке и образовании, а в профессиональной и обыденной деятельности есть ли польза от абстрактного мышления? Что оно может дать?
Теперь о конкретном мышлении.
Философский энциклопедический словарь определяет конкретное (от лат. concretus сгущенный) как естественное, видимое и осязаемое действительное, которое в определенное время находится в определенном месте.
А вот еще одно определение: конкретное – это реальный объект во всем богатстве его содержания, отражение действительности в восприятии, представлении и мышлении.
Представим образы:
– абстрактное – поднимаемся над землей (витаем в облаках) и видим общую картину; конкретное – спускаемся на землю и видим ее в деталях;
– абстрактное – видим общую схему-рисунок, например, стула; конкретное – разглядываем реальный стул в его подробностях, вплоть до царапины.
Рисунок 4 – Человек, высоко летящий над землей. Рисунок создан нейросетью Dream Studio по текстовому описанию.
В диалектике конкретное противопоставляется абстрактному, при этом «…познание осуществляется как восхождение от абстрактного к конкретному». Этот метод впервые описал Гегель и широко использовал в своих научных изысканиях К. Маркс. При этом под восхождением ими понимался переход от одной стороны сущности (объекта, явления) к другим ее сторонам и формирование целостности – системы. А получение нового знания становится подобным построению мозаичной картинки от отдельных ее элементов, причем вначале весьма приблизительных, до полного представления реального объекта. В принципе, в жизни мы так и делаем: вначале знакомимся с чем-то, имеем весьма смутное представление, а потом (если нам это интересно, нужно, полезно, или если есть такая необходимость, например, на работе) уточняем, добавляем, расширяем наши знания. Вообще, я думаю, что такое движение в познании точнее назвать так «движение от неполного знания к полному». А движение это может осуществляться как в абстрактной, так и в конкретной форме мышления, Если в абстрактной, то в итоге получается теория, а если в конкретной, то полная и точная характеристика отдельного объекта. А как вы считаете? Или нечего с Гегелем и Марксом спорить?
Находясь в системе образования, мы движемся в нашем познании от теории к практике, т.е. от абстрактного к конкретному: лекции → практические занятия. Хотя, конечно, в общественных дисциплинах практические занятия часто проходят в форме семинаров – это та же теория, только рассказываемая (читаемая по бумажке!) студентами. Какое тут движение от теории к практике. Различные деловые и ролевые игры уже в большей степени практика, конкретность.
Конкретное мышление еще можно назвать практическим, т.к. оно непосредственно направлено на практическую деятельность человека.
Оно делится на наглядно-образное и наглядно-действенное.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, опирающийся на представления и образы. Функции образного мышления связаны с представлением событий и ситуаций, а также изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Важная особенность образного мышления – создание новых сочетаний объектов и их свойств, что трансформируется в творческие способности и формирует творческий интеллект человека. В отличие от наглядно-действенного мышления, рассматриваемого ниже, при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Наглядно-образное мышление приобретает особое значение в информационной экономике, т.к. интеллектуальная деятельность человека и социальное взаимодействие групп людей все в большей степени осуществляются в сетях Интернет, для которых характерна виртуальная реальность, основанная на образах.
Эффективность наглядно-образного мышления зависит от способностей человека к визуализации, т.е. мысленному представлению объектов, что в свою очередь определяется особенностями центральной нервной системы человека, а попросту говоря – устройством мозга.
Кстати говоря, профессор Гарвардского университета – Говард Гарднер, разработавший теорию множественного интеллекта, как разновидность выделил визуально-пространственный интеллект.
Если нет способностей к визуализации образов (представлению, видению картинок в своем уме; внутреннему зрению), то будет страдать наглядно-образное мышление. Ну, а без него бесперспективны профессии художника, фотографа (творческого фотографа, а не того, кто умеет только наводить объектив на объект и на кнопку затвора нажимать), дизайнера, архитектора, конструктора…
Наглядно-образное мышление – основа творческого (креативного) мышления посредством воображения. При этом в дополнение к наглядно-образному должно работать абстрактное мышление. Как вы думаете, почему?
Мое мнение – абстрактное мышление нужно, чтобы оторваться от существующей реальности, а без этого не создашь новую реальность (вначале в образах, а потом в действиях).
Безусловно, наглядно-образное мышление тесно связано со зрительным восприятием реальности, работой зрительной рецепторной системы – визуалы. Оно не может обойтись без памяти на образы – наглядно-образная память. Зрительное восприятие, наглядно-образное мышление и память – все это звенья одной цепочки.
А как у вас обстоит дело с наглядно-образным мышлением, визуализацией, воображением? Если вы обладаете этим, то было ли оно у ваших родителей, предков, т.е. явно передалось по наследству? А относитесь ли вы к визуалам? Как хорошо у вас работает зрительная память?
Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие объектов и их реальное преобразование, т.е. оно тесно связано с эмпирическим познанием реальной действительности.
Наличие и доминирование такого вида мышления определяет успешность человека в практической предметной деятельности (работаем не только головой, но и руками).
Обратившись вновь к Говарду Гарднеру, мы увидим, что в структуре интеллекта он выделял телесно-кинестетический интеллект как интеллектуальные способности владения телом, в том числе и мелкой моторикой рук. А без этого невозможно наглядно-действенно мыслить.
Как известно, около одной третьей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кистей рук. Из своего детства я помню, как много внимания в детсаду наши воспитатели уделяли аппликации, лепке, рисованию, работе с предметами (сборно-разборные игрушки). И это очень правильно: совершенствовалась моторика рук – совершенствовалось наглядно-действенное мышление. Развивалась и речь, поскольку проекция кистей рук находится рядом с речевой.