Книга Мышление в системе интеллекта - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Александрович Дресвянников. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мышление в системе интеллекта
Мышление в системе интеллекта
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мышление в системе интеллекта

А если мы хотим и в старости сохранить мышление, память и не впасть в маразм, то работа рук (вязание, шитье, кулинария, живопись, игра на музыкальных инструментах, прикладное творчество, различные виды рукоделия…) просто необходима.

Отметим неразрывную связь указанных видов мышления:

1. В процессе мышления человек параллельно-последовательно мыслит абстракциями и образами, то есть сосуществуют и дополняют друг друга абстрактное и наглядно-образное мышление. Можно лишь говорить о доминировании в интеллекте человека того или другого вида мышления.

2. В практической деятельности технологически связаны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, так как создание образа предшествует осуществлению действия.

3. В процессе познания реальной действительности человек последовательно переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а затем к абстрактному. Движение может идти и в обратном порядке, если переходить от гипотез, как результата абстрактного мышления, к их практической апробации или от абстрактной информационной модели к изменению на ее основе реального мира.


Рисунок 5 – Виды мышления и связь между ними


В идеале должен быть баланс между абстрактным и конкретным мышлением. В жизни мы часто видим примеры, когда отличный ученик – развитое абстрактное мышление – не вписывается в «прозу жизни» – слабое конкретное мышление. Или «мастер-золотые руки» не видит «дальше своего носа», не может спрогнозировать ситуацию, отличается алогичным поведением в обществе…

Как абстрактное, так и конкретное мышление работают с понятиями, но абстрактное – только в «голове», а конкретное – еще и в «руках». При этом конкретное мышление переходит от конкретно-образного к конкретно-действенному: вначале в своей голове имеем образ чего-либо, а затем работаем с ним, т.е. есть информационная модель чего-либо, а затем происходит ее реализация.

Кстати, время идет к обеду, и сейчас я буду варить грибной суп. В голове у меня представления-образы ингредиентов и технология приготовления; я буду воплощать их в конкретные действия, итогом которых станет вкусный (надеюсь!) суп.

Чем полезно такое сочетание образного и действенного мышления? Выстроенные в голове образы – это своеобразный план действий. При этом реальная работа является осознанной, а не такой, когда дергаешься, суетишься и чертыхаешься… Вдобавок к этому образы идут перед действиями и, если включено внимание, предупреждают тем самым от ошибок и рисков: «Берешь кастрюлю, смотри, если она переполнена, то неси аккуратно, не пролей!» – так предупреждают нас мыслеобразы, если перевести их на вербальный язык.

Кроме понятий и образов абстрактное мышление использует такие мыслеформы, как суждение и умозаключение, что очень полезно для познания. Еще оно может оперировать с символами, и не только в точных науках – математике, физике, химии, но и в психологии, эзотерике. Интуитивные представления тоже не чужды абстрактному мышлению.

А конкретное мышление на кинестетическом уровне использует физиологические ощущения.

Степень использования всех этих мыслеформ разная, во многом зависящая от типа рецепторной системы индивидуума, генетически заданной структуры его мозга. «Аудиалы» в большей степени работают с понятиями, у них развито вербальное мышление. «Визуалы» – с образами. «Кинестетики» – с мышечными ощущениями, представлениями. По-разному сформированные участки мозга – левое и правое полушарие, мозолистое тело, фронтальная область и т. д. – индивидуальная, генетически заданная физиология мозга, – безусловно, так же влияют, но это отдельный разговор. Я, например, более склонен к абстрактному мышлению, чем к конкретному.

В абстрактном мышлении есть риск мышления «обманными» абстракциями – иллюзиями. Они завладевают мышлением, влияют на поведение и приводят к разочарованиям, обидам, провалам.

Компьютерная виртуальная действительность, которой увлекаются дети и молодежь, не способствует точному, правдивому восприятию реальности, а как раз, создает эти иллюзии. И это большая проблема современного мира – в этих иллюзиях жить гораздо интересней и приятней, чем в грубой реальности.


Рисунок 6 – Образ фантастической галактики. Рисунок создан нейросетью Dream Studio по текстовому описанию


Еще немножечко о конкретном и абстрактном мышлении на условных примерах.

Допустим, что Борис отличный специалист (неважно в чем), у него «золотые руки», наработаны соответствующие технологические умения и навыки – он обладает конкретным мышлением.

Далее имеем два варианта развития событий:

1. Борис, ну никак, не может мыслить абстрактно, переходить от практики к теории. Он использует свои наработки как «ноу-хау» и получает определенные выгоды. И это всё… В остальном Борис «великий немой» и, в лучшем случае, может сказать тому, кто хочет научиться у него: «Наблюдай за мной. Делай как я».

2. Борис может мыслить абстрактно. Тогда он формализует свой опыт – описывает его на определенном языке, обобщает, формирует понятия, суждения умозаключения, классификации, определяет зависимости, т.е. создает свою теорию (ну, хотя бы, создает какие-то элементы теории). Это интеллектуальный продукт Бориса, который можно продавать и получать дополнительное благо.

В великой и могучей Сети сейчас достаточно много специалистов: фотографов, копирайтеров, дизайнеров…, которые ведут свои курсы. В основном их курс – это «делай как я», либо в дополнение давно известная теория. Но, некоторые способны к обобщению, сравнению, умозаключению и тогда мы получаем что-то новенькое, которое и стоит дороже, и привлекает нас больше.

Еще одна ситуация. Допустим, Света получила стандартное образование в какой-то предметной области, которое, в основном, конечно, будет теоретическим.

Далее имеем варианты:

1. Увы, Света не обладает конкретным мышлением и тогда, несмотря на «красный» диплом, будет никудышным специалистом – очень частая ситуация с «отличниками» и «золотыми медалистами».

2. Ура, Света им обладает! Тогда она с легкостью превращает теоретические знания в практические. Более того, спокойно может освоить и другую специальность, находя между ними общее. Находясь на вершине иерархии знаний – «точка сборки» – Света может «спуститься» вниз по одной «веточке» в одну предметную область, а по другой – в другую. И еще Светлана может, используя прием «изоляция», «перетаскивать» что-то полезное из одной предметной области в другую – в экономике это называется бенчмаркинг (от англ. Benchmarking), лучшая практика.

Еще один пример о сочетании абстрактного и конкретного.

Ранее я написал книгу о формировании и развитии эмоционального интеллекта («Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как»). Допустим, что вы решили формировать этот самый интеллект и, прежде всего, научиться управлять своими эмоциями, создавать позитивное настроение. Вы взяли на вооружение метод, который является по характеру абстрактным – создание общих положительных психологических установок с визуализацией благоприятных образов (солнце, тепло, сердце…) и аффирмациями (например: «Я очень спокойный, добрый и отзывчивый человек. Я люблю жизнь, людей. Я ощущаю в себе божественную силу…»). Но! В стрессовых, конфликтных и других напряженных ситуациях ваши руки дрожат, шея и лицо напрягаются, голос срывается… и все ваши установки, образы и аффирмации – «коту под хвост». Ваша физиология – это конкретика. Значит, нужно научиться управлять тонусом мышц, дыханием, голосом. И эффект синергии будет тогда, когда совместите абстрактное и конкретное – ваши мировоззренческие установки и физиологические состояния. А аффирмации станут «ключом» перехода в нужное состояние, а не «попугайничанием».

Только решил завершить эту тему, как на глаза попалась информация о технологии счета, названной «ментальная арифметика». Суть ее в том, что вначале ребенок считает на счетах-абакус, т.е. у него работают руки и, соответственно, наглядно-действенное мышление. Но затем счеты убираются, и он создает их в своем воображении – образ заменяет реальный предмет – наглядно-образное мышление. И, представьте себе, мозг так ловко настраивается, что ребенок очень быстро, без всяких записей производит многочисленные арифметические действия. Как утверждают ученые, у ребенка происходит развитие интеллекта путем согласования работы левого и правого полушария мозга. Конечно же, при этом формируется способность к концентрации внимания, укрепляется память. Думаю, что ментальная арифметика очень полезна пожилым людям для профилактики старческого слабоумия.

А вообще, конечно, «краеугольный камень» нашей жизни – это конкретное мышление, обеспечивающее профессиональную деятельность полную «грубой» конкретики. Этим мы зарабатываем себе на жизнь! Да и в послерабочих, домашних условиях мы на 90% занимаемся ремонтом, уборкой, готовкой, выращиванием овощей… – «сухая» конкретика.

Эмпирическое мышление

Эмпирическое мышление (от греч. εμπειρία – опыт) – это мышление основанное на практической деятельности человека и имеющемся у него опыте – «мыслю в процессе деятельности, используя свой опыт».

Оно характерно для любознательных людей, которые любят все трогать и делать своими руками, познавая и изменяя мир. Таких людей мы называем в жизни самоучками, а в науке – эмпирическими исследователями.

С точки зрения физиологии человека эмпирическое мышление основано на ощущениях, которые трансформируются в представления и образы. Хорошими помощниками в их деятельности является неосознанное мышление, интуиция. Чувственная, эмоциональная составляющая психики также делает свой вклад в эмпирическое мышление и познание – это любознательность; радость рукотворчества и положительных результатов; разочарование, огорчения от отрицательных результатов; волнение в предчувствии открытия нового; кураж при сложной, но захватывающей деятельности…

В психологии абстрактное (теоретическое) мышление называют разумным, а эмпирическое – рассудочным. Под разумом понимается высший тип мышления, основанный на абстракции, анализе, синтезе, а рассудок – это мышление, основанное на чувственном опыте.

Эмпирическое мышление во многом основано на методе проб и ошибок – «шишки набил», – что и дает этот незаменимый опыт. Но очень часто такой самоучка обладает с детства способностями и, даже, талантом к определенному виду деятельности и достигает мастерства сравнительно легко, играючи.

Так замечательный ремесленник и изобретатель Иван Кулибин (родился 21 апреля 1735 года в селе Подновье, Нижегородская область) с детства проявил большую смышленость в разнообразном рукоделии. Он удивлял окружающих своими разнообразными механическими поделками и умением разобраться в сложных механизмах, которые видел впервые.

Известный во всем мире изобретатель Эдисон, разрабатывая инновации, часто использовал метод проб и ошибок, который является сравнительно простым (но долгим, трудоемким!) и заключается в переборе возможных вариантов: «А что если мы сделаем так – не получилось, а вот так – уже лучше…».

В средние века, когда не было теории и лекций, в ремесленнических мастерских обучение учеников мастерами было, фактически, эмпирическим, основанном на принципах «делай как я» и «от простого к сложному»: «Сначала научись краски растирать, потом фон на картине писать, потом отдельные детали, только после этого…».

Эмпирическое мышление, как метод познания и самосовершенствования (постижения мастерства), создает практические знания, которые затем:

1 вариант – становятся внутренними (имплицитными) знаниями самоучки, его ноу-хау, неотделимым от него интеллектуальным капиталом, используя который он получает личную выгоду. Эти знания очень конкретны, они привязаны к той ситуации, к тем условиям, в которых осуществляется эта практическая деятельность.

В советское время я работал на машиностроительном предприятии и у нас в инструментальном цехе был отличный специалист по изготовлению зубчатых колес, который обладал имплицитными знаниями и, используя их, как ноу-хау получал зарплату большую, чем директор завода, как незаменимый работник.

2 вариант – ученым-исследователем (эмпириком) трансформируются во внешние (эксплицитные) знания, представленные в доступной форме на общепринятом или специальном языке для заинтересованных людей – социализация знаний. Обобщенно можно представить следующую цепочку: ощущение – образ-представление – абстракция.

При втором варианте необходимо обладать не только эмпирическим, но и теоретическим мышлением, умением создавать на основе практического опыта теоретические знания. Этот вариант – ученого-исследователя, научного или бизнес-консультанта. Он требует, конечно, соответствующего образования в данной предметной области. Да, и вообще – сочетать практическое эмпирическое и абстрактное теоретическое знание достаточно сложно.

В современном обществе появилась новая концепция образованного человека – «человек знаний», который умеет в своем мышлении и познавательно-творческой деятельности «двигаться» от теории к практике и наоборот. В интеллектуальной деятельности такого человека появляется еще одна функция – управления знаниями, т.е. управление процессом получения знаний из внешних источников (система образования) и процессом создания знаний в своей практической деятельности – внутренний источник.

Системное мышление – основа интеллекта человека

Системное мышление – понимание и информационное представление (моделирование) реального мира как системы.

Система – множество элементов, имеющих связи и отношения, выполняющих определенные функции, и в совокупности (совместно) реализующих целевую функцию (назначение, предназначение, миссия системы).

Системное мышление включает в себя разные виды мышления:

– структурное;

– процессное;

– эволюционное (временнОе).

Пробежимся по каждому из них.

Структурное мышление – понимание построения (конструкции, структуры) системы и ее информационное представление (моделирование).

Структура системы – это:

– то, из чего она состоит – элементы, части, объекты, субъекты;

– связи и отношения этих элементов;

– функции, которые они выполняют в рамках системной специализации.

Что (кто) входит в состав системы и какими отношениями они связаны, зависит от вида системы (биологическая, механическая, экономическая, социальная…) и ее назначения.

Наиболее понятны и наглядны материальные системы. В принципе нет сложности в понимании, что стол как система состоит из столешницы и ножек. Легко разберемся мы и со стулом. А вот холодильник далеко не каждый в состоянии представить себе системно и, тем более, отремонтировать в случае поломки. Сложность системы – одна из важнейших ее характеристик. И если для познания простых систем вполне достаточно наглядного практического мышления, то для сложных систем, естественно, все сложнее – нужно абстрактное мышление с владением определенным (символьным, схематическим, математическим, программным…) языком представления информации и пониманием принципов и правил построения и работы этой системы. Профессиональное обучение здесь в помощь. Но, увы, далеко не всегда оно помогает, так как способности людей к системному мышлению значительно отличаются.

Социальные, экономические, психологические системы не так легко познать и информационно смоделировать – они нематериальны и руками их элементы не потрогаешь. Такие свойства мышления как опосредование и обобщение здесь играют ключевую роль в познании. И, кроме того, поскольку мы сами находимся в этих системах, то для нас очень (!) важны отношения между элементами этих систем, которые эволюционны и динамичны. Когда я был школьником, мне были важны отношения с одноклассниками и с учителями. Повзрослев, я заинтересовался отношениями с девочками. Характер этих отношений и вам знаком, они очень субъективны и эмоционально окрашены.

Психологические системы являются частью социальных – психология людей, входящих в твое окружение. Их познание жизненно важно! Сколько трагедий из-за того, что родители не понимают своих детей – проблема отцов и детей. А конфликтные отношения среди подростков! Они всегда были, но сейчас это булинг (травля) среди сверстников, избиения, сексуальное насилие… Критическим фактором является экономическое разобщение – богатые и бедные, – которое подростки тяжело переживают. В дополнение к этому они и сами-то себя плохо понимают, находятся во внутреннем конфликте – психология она и внутри нас. Отсюда, как выход из этого состояния – суицид… Теперь уже и групповые… Эксперты бьют тревогу – Россия в числе мировых лидеров по числу детских суицидов. В Европе она занимает первое место.

Для систем характерны отношения, которые очень полезно знать и использовать:

1. Иерархии. В материальных системах оно проявляется как вложенность – система, а ней подсистемы, каждая из которых, впрочем, может быть рассмотрена как самостоятельная система с вложенными в нее подсистемами и так далее вплоть до элементов, делить которые не смысла (не до атомов же!).

Рассмотрите себя как физиологическую систему: из каких подсистем вы состоите, хорошо ли себя знаете – особенности своего организма, свои сильные и слабые стороны. Многие в этом плане себя совершенно не знают, а это – наше здоровье и качество жизни!

2. Подчиненности, влияния/зависимости. Там, где есть иерархия возникают и указанные типы отношений.

Типичный пример, это – организация. Там есть начальники и подчиненные. Начальники влияют на подчиненных своими стимулами (положительными и отрицательными, материальными и нематериальными, долгосрочными и краткосрочными…). Подчиненные зависимы от своих начальников (как это бывает неприятно!), но зачастую есть и обратная связь – начальники зависят от своих подчиненных. Например, подчиненный более квалифицирован, чем его начальник, и возникает интеллектуальная зависимость. Могут быть и информационные или какие-то неформальные зависимости. В итоге возникает взаимозависимость, тем более, что руководители и подчиненные занимаются общим делом («гребут в одной лодке») и стремятся к общим целям (в идеале, хотя по факту это часто не так). Если это так, то возникают отношения сотрудничества, иначе – противоборства, антагонизма.

Иерархия с отношениями подчиненности содержит уровни. Если их мало, то это плоская горизонтальная система, много – вытянутая вертикальная.

В организациях количество уровней можно считать по вложенности руководителей. Если есть руководители и под ними подчиненные-исполнители, то это плоская одноуровневая система. Если руководители высшего, среднего и низового звеньев, то – это трехуровневая система. Понятно, что чем крупнее организация, тем количество уровней может быть больше, т.к. руководитель в состоянии непосредственно управлять небольшим количеством подчиненных (норма управляемости ориентировочно от 7 до 30 человек). В многоуровневой организации можно построить как прямые, так и обратные вектора (цепочки) зависимостей. При этом вектор может и «перепрыгнуть» через уровень.

А как у вас, в вашей организации? Каково ваше место и ваши отношения влияния/зависимости в этой цепочке? Какие отношения доминируют – сотрудничества или противоборства?

3. Наследственности (наследования). В иерархии обычно доминируют верха и они передают свои свойства, а также законы, правила, принципы вниз, т.е. внизу наследуют идущее сверху.

Это очень четко проявляется в биологических, технических системах, системах информационных технологий. Иначе бы отдельные части не стыковались. Развитие таких систем также идет на основе наследования, отсюда выделяют «родителей» и «потомков». Хотя потомки наследуют только часть родительских свойств, иначе бы не было как развития, так и индивидуальности систем. Появляются новые свойства или новые сочетания наследуемых свойств. Интересно, какие свойства вы унаследовали от своих родителей, прародителей? Что в вас нового?

В социальных системах всё сложнее. Внутри определенных классов соцсистем (видов, типов, общностей, групп…) идет наследование, а вот классы могут значительно отличаться и, даже, находиться в антагонизме друг с другом. Класс современной элиты (богемы, аристократии) живет по другим законам, принципам и верованиям, наследует своим отпрыскам другую культуру, чем класс народа (электората, низов). Антагонистические классы резко отличаются по определенным свойствам, например, культура, уровень дохода, качество жизни… Не так ли?

4. Специализации. В рамках специализации каждый элемент системы выполняет свою функцию (набор функций).

При этом всю систему функционально можно разделить на части, выполняющие наборы функций разного назначения:

– основная – реализует целевую функцию;

– вспомогательная – создает что-либо, что необходимо для выполнения основной;

– обслуживающая (можно еще сказать – инфраструктурная) – создает необходимые условия для основной и вспомогательной частей системы;

– управленческая – воздействует на вышеназванные подсистемы, обеспечивая эффективность их работы.

Когда мы изучаем или конструируем какую-то систему, например, бизнес-систему, то очень важно увидеть, проанализировать или создать все четыре функциональные подсистемы. Их отсутствие или недостатки создают многие проблемы в общей работе системы.

Возьмем для примера производственную организацию. Основная функция – производство (цеха, участки) и реализация (службы продаж) продукции. Вспомогательная функция – обеспечение производства и реализации необходимыми ресурсами: человеческими (служба персонала), материальными (службы снабжения, технического обеспечения), финансовыми (финансовая служба), информационными (информационно-аналитическая служба), интеллектуальными (служба обучения и развития персонала, изобретательства и новаторства). Обслуживающая функция – создание необходимых физиологических условий (клиринговая, коммунальная службы), условий безопасности (службы охраны, защиты информации), условий логистики (службы материальной (транспортной) и информационной логистики). Управленческая функция – общее управление организацией и ее отдельными подсистемами (плановые, аудиторские, консультационные, штабные службы). Хотя, конечно, управление включено надстройкой в каждую вышеназванную функциональную подсистему.

Вам кажется, что производство слишком далекий от жизни пример? Да, в принципе, любая система, будь-то даже семья, для беспроблемной жизни требует выделения этих функций и назначения ответственных за них. Ну, или отдаете на аутосорсинг – домработница выполняет обслуживающую – уборка жилья – функцию. А как устроена ваша семейная система? Как распределены функции?

Если вы включаете структурное мышление, то вы выходите из зоны хаоса и приходите в зону порядка. Представление реального мира становится четким и ясным. Многие проблемы становятся легкими для решения. Появляется возможность наработать новые знания. Классно! Это просто чудо-мышление!

Теперь поговорим о процессном мышлении.

Процессное мышление – это понимание и информационное представление (моделирование) законов, принципов и алгоритмов работы (функционирования) системы.

Если структурное мышление дает понимание реальных систем в статике, то процессное – в динамике – функции объединены в процессы с созданием «цепочки ценностей».

Такое системное мышление дает возможность увидеть, понять и представить, осуществляемые в системе:

– процессы;

– входящие в них операции;

– формирующие эти операции отдельные действия.

Используя это мышление, мы получаем знания о функционировании, работе системы. А дальше мы можем подумать и получить ответы на вопросы:

– если результат не устраивает нас, то, в каких процессах что неправильно;

– если мы хотим улучшить результат, то какие процессы как улучшить, (добавить, сократить).

Безусловно то, что результат зависит от процессов и мы направляем наш анализ на:

– оценку всех – материальных, человеческих, информационных – ресурсов, которые мы используем в процессах; сырье может быть некачественным, техника устареть, человек устать морально (выгорание) или физически (старенький стал) и прочая, прочая;

– аудит знаний и умений, необходимых для эффективного выполнения процессов и оценку – обладает ли исполнитель этими знаниями и умениями;