– стоимостной анализ – затратность (стоимость, цена) процессов по отдельности и суммарно, эффективность процессов как отношение результата и затрат;
– анализ качества процессов и результата;
– анализ времени (трудозатрат) с оценкой возможности его сокращения, например, за счет параллельного выполнения процессов.
Я думаю, что вы сумеете найти и другие направления анализа, которые принесут пользу.
В практике бизнеса это называется «реинжниринг бизнес-процессов». Термин «бизнес» указывает на экономическую ценность процессов. В экономике это понятно. Но разве домашние процессы не имеют ценности, разве они не направлены на результат?
Леность мышления – главный враг такого анализа. А для преодоления лености нужна воля. Как нам ее не хватает! Оцените себя – насколько вы способны мыслить долго, выполнять умственную работу не отвлекаясь ни на что.
При системном мышлении используем различные операции, прежде всего, – это:
1. Анализ и синтез.
2. Композиция и декомпозиция.
3. Структурирование и реструктурирование.
4. Инжиниринг и реинжиниринг.
5. Классификация.
Анализ и синтез – это комплексные и специфические операции – их состав и технология определяется предметной областью исследования, отсюда – технический анализ, экономический анализ, социальный анализ и т.д., с их дальнейшей специализацией. Сложность анализа может быть разной, иногда достаточно сосредоточиться на системе и разглядеть, изучить ее, а иногда без математики и многих вычислений не обойдешься.
Сущность анализа – разделение целого на части с определением характеристик (свойств) этих частей, а также связей, отношений, зависимостей между ними.
Ну, синтез, соответственно, наоборот.
Композиция и декомпозиция – это более частные операции с определением взаимного расположения частей целого. В большей степени это визуальное представление системы, например, композиция в живописи, дизайне, фотографии. Там свои объекты, системные свойства, принципы, отношения и зависимости.
Структурирование и реструктурирование – это представление системы в виде определенной модели (аналога, прототипа системы) с определением взаимного расположения (иерархия!), связей и отношений. Например, в менеджменте это структура организации – состав, расположение, связи и отношения ее звеньев – подразделений и сотрудников.
Инжиниринг и реинжиниринг – это операции, относящиеся не к объектам/субъектам, а к процессам. При этом изучаем не только структуру процесса (состав операций), но и алгоритмы, методы способы их выполнения.
А про классификацию все знают – это группировка объектов по общим свойствам. А еще бывает кластеризация – объединение схожих (подобных друг другу) элементов по нескольким связям и признакам, например, предприятия одного региона и вида деятельности – промышленные кластеры.
И еще хочу сказать, что системное мышление нуждается в визуальном и символьном подкреплении – отображаем графически, текстом, записями на специальном языке (математическом, программирования).
Графическое отображение информации – это удобно, кратко, наглядно, а потому и распространено. Чтобы упорядочить схематические представления, разработаны нотации (не перепутайте с нотацией как назиданием, выговором, порицанием за что-либо!) – определенные графические языки, целевые наборы условных обозначений.
Постараюсь обобщить графические представления:
1. Граф иерархий.
Такая схема отражает следующие свойства системы:
– Иерархия – подчиненность, уровни влияния/зависимости. Например, структура организации: высший, средний, низовой уровни.
– Вложенность – набор элементов, входящих в вышестоящий элемент. Например, конструктивное строение чего-либо – в конструкцию велосипеда входят…
– Наследственность – передача свойств сверху вниз – все объекты/субъекты одного рода/вида/класса получают свойства этого рода/вида/класса. Например, все, кто входит в класс млекопитающих, кормит своих детей молоком. Но наследственность свойство не только животного мира, оно проявляется и в технике, информатике, обществе. Конечно, это не кормление молоком, а что-то другое!
– Коммуникации – движения различных (материальных и нематериальных) потоков. Тогда мы в линии вставляем стрелочки, указывающие направления движения потоков – прямые, обратные. Может появиться стрелочка между элементами одного уровня, если между ними идут потоки.
– Альтернативы – вариантов построения системы, ее проявления в различных ситуациях. Тогда мы можем дополнить схему логическими союзами (И, ИЛИ, ЛИБО, ЕСЛИ…) и комментариями, отобразив, таким образом, суждения. Например, Механизм → Передача → Зубчатая ИЛИ Цепная… Текстом можно дополнить условие выбора.
Конечно же, такое древовидное графическое представление системы может отражать и другие ее свойства, например, интеграцию, обособленность, кооперацию, симметричность/асимметричность…
2. Граф отношений.
Здесь также два элемента: узел и ребро, но иерархия не обязательна и субъекты/объекты могут принадлежать к разным классам/видам/родам (хотя, конечно, всегда можно найти общую надсистему).
Например,
И мы понимаем, что здесь отношения взаимной любви, и это нас радует!
Хотя ситуация может быть и другая:
Требуется дальнейший системный анализ, чтобы выявить причины таких отношений между молодыми людьми и возможность их гармонизации.
На ребре можно указывать действия, тогда мы получим граф процесса:
Очень печально!
Граф отношений можно усложнять и разнообразить: добавлять звенья; включать как отношения, так и действия; сочетать объекты и субъекты; указывать тип отношений (один к одному, один ко многим); располагать элементы графа определенным образом в пространстве, например, чтобы была последовательность действий и т. д.
Конечно, вы можете для такой графической визуализации использовать определенные методы, инструменты, программные средства: «интеллект карты», DFD, IDEF, ER-диаграммы и т.д., но можно и самому «ручками» на бумаге или с помощью Visio, не придерживаясь строгих правил определенной нотации.
Ну, и рассмотрим эволюционное (временнОе) мышление – это понимание и информационное представление (моделирование) законов, принципов трансформации системы во времени; время и изменения – вот основные категории эволюционного мышления.
Эволюционное мышление формирует мудрость. Когда мы научимся мыслью бывать в прошлом, настоящем и в вероятном будущем, то на многое будем смотреть совсем иначе чем, когда сосредотачиваемся только на настоящем. Но большинство не хотят так мыслить – «бабочкой-однодневкой» быть проще.
Рисунок 7 – Мудрый человек созерцает перспективу. Рисунок создан нейросетью Dream Studio по текстовому описанию.
Эволюция системы подчиняется двум всеобщим законам: онтогенеза и филогенеза.
Онтонегез – это закономерное изменение системы определенного вида в течение его жизненного цикла по этапам (фазам): зарождение – рост-развитие – молодость – зрелость – старение – умирание.
Каждый вид систем (человек или бабочка) имеет свой жизненный цикл от зарождения до смерти (увы!). А каждая конкретная система этого вида имеет свой индивидуальный жизненный цикл (Иванов или Петров), который с определенными отличиями (Иванов прожил дольше на 10 лет, чем Петров, потому что вел здоровый образ жизни).
Онтогенезное эволюционное мышление направлено на поиск факторов, выявление причин и следствий. А как используется полученная информация, зависит от изучаемого объекта и целей исследования.
Как полезен анализ своего жизненного цикла и своих ближних родственников, особенно тех, кто дал вам жизнь! Выявив его проблемы и их причины, вы получите ценную информацию для оптимизации своей жизнедеятельности, продления активных фаза жизненного цикла, отсрочки последней страшной для всех фазы умирания.
Сейчас вновь просматриваю старые советские фильмы «Кубанские казаки», «Тракторист», «Отчий дом», «Иван Бровкин…». А потом читаю об актерах. Все они родились примерно в одно время, а вот жизненный путь (цикл) каждого сложился по-разному – у многих кривая пути обрывается очень быстро, а некоторые жили до преклонных лет и фаза зрелости у них длинная и насыщенная. Почему? Ответ на это находит онтогенезное эволюционное мышление, которое направлено на поиск факторов, выявление причин и следствий происходящего в жизненном цикле. Многих сгубила водочка. А других – актерская невостребованность, несправедливость чиновников от искусства, зависть коллег по цеху.
Филогенез – это тоже жизненный цикл, но не внутри одного вида системы, а смены видов – эволюционное развитие системных видов.
Здесь важен вопрос времени. Биологические системы эволюционируются очень долго – замучаешься ждать. Так первые приматы появились 60 млн. лет тому назад, а австралопитеки – следующий вид, – которые могли прямо ходить на своих двоих и использовать примитивные орудия труда возникли около 4 млн. лет тому назад. Этот этап смены видов составил аж 56 млн. лет! Последующий человеко-вид – неоантропы (современные люди) – зародился 0,2 млн. лет тому назад. Как видим, эта фаза оказалась гораздо короче – меньше 4 млн. лет. До следующего этапа мы с вами вряд ли доживем. Но! Фишка в том, что технические системы эволюционируют гораздо быстрее и скорость их эволюции увеличивается, значит вполне возможно, что новый вид человека появится уже скоро как, например, вид, сочетающий биологический мозг с процессором искусственного интеллекта. Да, филогенез техники набирает обороты, что мы видим даже на примере бытовой техники, компьютеров, различных гаджетов.
Особенность современного витка научно-технического развития человечества состоит и в том, что ученые вторглись в микромир и ведут себя там как «боги», хотя таковыми никак не являются! Так, что вероятно, в скором времени искусственно будет создан новый вид человека, изменением его генной структуры в лаборатории под микроскопом. Но это будет мутант!
Видовые эволюционные изменения используют такое свойство систем как наследование (см. выше). Так что этот мутант будет наследником человека, но вопрос – какие новые свойства он приобретет? Ваше мнение – в каких направлениях будет осуществляться мутационное развитие человека?
Филогенезное эволюционное мышление очень полезно для ученых, инженеров, предпринимателей, экономистов, менеджеров. Оно дает возможность мысленно увидеть трансформацию старых видов и появление новых. Такое мышление необходимо для форсайт-исследователей, моделирующих будущее. Воображение и фантазия, умение использовать инструменты ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач), эйдетики важны в этом мышлении – оно смыкается с креативным. А самое главное – «увидеть» новые законы, принципы и методы, на основе которых функционируют новые виды систем улучшающие или заменяющие предыдущие.
А как развивать эволюционное мышление? Знать о нем и использовать его – вот и все!
Допустим, что на оси «время» мы находимся в настоящем (точка «В»). В своем мышлении мы можем двигаться, либо в прошлое (точка «А») – вариант 1, либо в будущее (точка «С») – вариант 2, либо из прошлого (А), переходя настоящее (В) и в будущее (С) – вариант 3, либо мысленно перескочив в определенную, интересующую нас ситуацию в будущем (С) мыследвижемся от него в настоящее (В) – обратное движение – вариант 4.
Рисунок 8 – Направления эволюционного мышления
Варианты эволюционного мышления:
1. Если движемся мыслью из настоящего в прошлое (В → А), то осуществляем поиск причин того, что проявляется в настоящем как следствие.
Например, в детстве мы получаем много установок, шаблонов, примеров поведения в обществе – «матрица», – которые позже приводят к каким-то проблемам. Иногда на всю жизнь проявляет себя какая-то прошлая ситуация, чаще негативная, которая закрепляется в подсознании, срабатывает в настоящем и приводит к личностным проблемам. Осознание первопричин – это первый шаг в психологической работе по устранению связанных с ними проблем.
Мыследвижение в прошлое по некоторым психотехнологиям можно продолжать глубже – к родителям, бабушкам и дедушкам и … (точка «А-n»), т.к. первопричина может находиться там. Помощниками в этом служат гипноз, аутотренинг, медитация, осознанные сновидения и интервью с вашими родными.
А что, может быть, таким образом, найдем наше «родовое проклятие»? Некоторые ученые утверждают, что в нашем мозгу и/или в наших генах все-все записано и, найдя первопричину (порою находящуюся у наших пра-пра-прадедов), мы можем изменить наши генетические коды.
Такое мыследвижение можно назвать ретроспективным. Оно даст, например, если обратить его она себя, ответы на вопросы: «Почему я такой какой есть? Почему у меня такое окружение? Почему я в таком положении (состоянии статусе, ситуации, роли)? Что это вызвало, было причиной, факторами влияния? Кто участвовал (акторы), их роль, значение? Как это эволюционно развивалось?»
2. Если же мы мыслью движемся из настоящего в будущее (В → С), то мы получим вероятностный ответ на вопрос: как откликнется нам наше настоящее в будущем / к чему это приведет / куда мы придем / какими мы станем? То есть настоящее – это причина, а вероятное будущее – это следствие: «Если я сейчас не перестану ныть, то в скором будущем все мои друзья отвернутся от меня». Понятно, что такое – перспективное – мышление вероятностное: «Если хорошие друзья, то, возможно, не отвернутся, а настроят меня на оптимистический лад».
Очень полезное занятие – не придется «локоточки кусать». Все наши мысли, высказывания, действия имеют положительный или отрицательный результат.
3. Ну, а движение от прошлого к настоящему и будущему (А → В → С) – это полный аналитический цикл с прогнозированием трендов, последующим анализом вариантов и выбором приемлемого.
В этом случае, конечно, нужно обладать релевантной информацией – полной, надежной, достоверной, своевременной – аналитическим мышлением и инструментами аналитики.
4. Если же мы движемся из будущего в настоящее (С → В), то получим ответ на вопрос: что нам делать сейчас, чтобы именно это будущее сбылось, либо не сбылось (это уж, как мы хотим)?
Это – стратегическое мышление. В этом случае у нас должна быть цель (мечта, желаемое состояние, желаемый результат) и мы размышляем, что нам нужно делать от настоящего в будущее, какими быть и становиться, чтобы приди со временем в нужную точку, достичь поставленной цели. Такое мышление основано на планировании и проектировании нашей деятельности. Его очень полезно тренировать, если мы на самом деле хотим стать тем, кем хотим стать. Оно определяет степень несоответствия того, какие мы есть сейчас и какими должны быть, чтобы все было хорошо и, даже, лучше, чем хорошо.
5. Форсайтное (форсайт от англ. Foresight – предвидение) мышление направлено в будущее и его целью является прогнозирование возможной или конструирование желательной картины будущего с учетом факторов научно-технического прогресса (инноваций).
На уровне личности оно использует в симбиозе аналитического и интуитивного мышления. На уровне группы (коллектива, сообщества) форсайт-мышление основано на коммуникациях, использует мозговой штурм, дискуссии, сотворчество.
Принципы форсайт-мышления:
– многовариантность (вариативность) будущего;
– вероятность определенного будущего;
– радикальное влияние факторов научно-технического прогресса – инновационное будущее;
– возможность проектировать и создавать будущее на основе индивидуального (группового) видения.
Форсайтное мышление использует законы филогенеза, конструирует новые виды и классы объектов (систем) разной степени радикальности. Чем меньше новый объект (система) наследует свойства старого (родительского), тем объект является более радикальным.
Объемность и характерность перспективного движения может быть разной: от создания локальных объектов (систем) до больших пространств и миров; от адаптации в прогнозируемом пространстве жизнедеятельности до построения нового пространства (новых миров) с разрушением существующего. При этом возникает проблема ресурсов, рисков и жертв в соотношении с расчетной выгодой.
Форсайтное мышление с последующей радикальной инновационной деятельностью позволяет сократить цикл филогенеза за счет быстрого появления новых видов не только в технике, но и в биологии. Генная инженерия, клонирование, микробиология упреждают природу, создавая новые биовиды не за миллионы, а за десятки или единицы лет в научных лабораториях. Хотя это несет большие риски человечеству, существованию человека как самостоятельного вида!
6. Эволюционное мышление проявляется и в эзотерическом варианте – философия «нового мышления» утверждает, что сила мысли создает будущую реальность. Находясь в настоящем, силой нашего воображения мы создаем желаемую информационную модель будущего (В→С), которая со временем становится реальностью.
Если вы не смотрели фильм «Тайна» (также «Секрет»; англ. The Secret) – австралийский документальный фильм, выпущенный кинокомпанией «Prime Time Productions» в 2006 году, по которому впоследствии вышла одноимённая книга австралийки Ронды Берн, то посмотрите/почитайте – очень полезно.
Системное мышление можно формировать двумя путями:
– от теории к практике – уметь распознать в реальных объектах (субъектах) системы и «войти» мыслью в них, а затем и представив в виде модели, используя теоретические знания системного мышления;
– от конкретного к абстрактному – используя наглядное восприятие в процессе своей деятельности, понять – как устроен мир сложить о нем общее (абстрактное) представление, которое чаще всего находится только в мозгах в виде ощущений, образов, мыслеформ.
Маленькие дети познают мир вторым путем, да и многие взрослые тоже.
А образование школьников и студентов направляет по первому пути. Вопрос – насколько эффективно? Ответ – настолько, насколько вы сами сформировали у себя системное мышление и волевое управление им.
Логическое и математическое мышление
Даже не зная теории мышления, мы можем оценить в суждениях другого человека логичность или нелогичность его мышления. То есть разумность, последовательность – это один из признаков логического мышления. А другой признак – истинность или ложность.
Но не нужно путать истинность логики с истиной жизни: человек может правильно использовать законы логики, но информация истинная по форме, может быть ложной по содержанию (не отвечающей действительности, фейковой): «хорошо он говорит, логично, но – врет (лукавит, искажает, парит мозги, вешает лапшу на уши…).
В. И. Даль дает общее определение понятию логика – это наука здравомыслия, наука о том, как правильно рассуждать. Иначе говоря – это мышление психически здорового человека, которое осуществляется по определенным правилам.
С древности люди учились мыслить логично, чтобы быть понятными другим людям. В работах древнегреческих, древнекитайских и древнеиндийских мыслителей 6—5 веков до н. э. уделялось внимание логике мышления, но первым основные принципы логики как науки сформулировал Аристотель в 4 веке до н. э. С того времени она формировалась в рамках философии, а во второй половине XIX века отпочковалась в самостоятельную науку – формальная логика. Почему формальная? Потому что она стала искать формы правильного мышления. И представьте себе – нашла! И еще одна особенность логики – ее интересуют только эти формы мышления, а не его содержание, а уж наполнить эти формы содержанием или, по-другому говоря, использовать эти формы в содержательном мышлении – это задача мыслящего. При этом, не ограничиваясь одним высказыванием, а последовательно из одного суждения (высказывания) выводя другие.
Формально-логическое мышление – это инструмент абстрактного мышления, оно оперирует имеющимися знаниями, использует естественный и символьный языки. Результатом использования символов и операций с ними является трансформация формальной логики в символьную и математическую с еще большей абстракцией от чувственного восприятия реальности.
У меня вопрос? А разве в конкретном, в предметно-действенном мышлении не нужна логика? По-моему, нужна. Здесь она будет определяться целью и логической очередностью наших действий – что и как мы хотим сделать? Например, чтоб приготовить пирог я должен вначале подготовить тесто и начинку, а выпекать уж потом, а не наоборот – налицо определенная логическая последовательность. В каждой деятельности есть свои внутренние закономерности, зависимости, т.е. своя логика. Так ведь? В принципе, все виды мышления должны быть логичными полностью или частично. Хотя… Ниже мы будем говорить о нелинейном мышлении. А, с другой стороны, в творческом мышлении разве все должно быть логично? А как же тогда неожиданные открытия, прорывы, озарения?
По-моему, общим для всех видов логического мышления является его направленность (цель, вектор мышления) с учетом имеющихся условий, методология мышления (правила, методы, способы, технологии), определенная последовательность связанных мыслеопераций, развернутая во времени с проверкой на правильность (точность, достоверность, истинность).
Основу логики составляют логические законы: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания; логические формы и операции мышления, которые мы рассмотрим позже: понятия, суждения, умозаключения, сравнение, индукция, дедукция, анализ, синтез…
Хотя, конечно, логика – это общенациональная наука, ею пользуются народы всех стран, но, тем не менее, имеются национальные особенности, например, логическое мышление китайцев отличается от логического мышления европейцев. В моей педагогической практике я сталкивался с этим, поскольку обучал китайцев и, зачастую, непонимание друг друга заключалось не в языке, а именно в мышлении. Но, в принципе, так и должно быть, как мы ни абстрагируем, как ни обобщаем формы мышления вековая национальная культура, национальные традиции, принципы и правила жизни формируют свои особенности мышления, понимания правильности и истинности, критерии оценки.
Интересно то, что сила логики, ее мощный потенциал в большей степени раскрылся в технике, чем в человеке, его мышлении. Основу «мышления» вычислительной техники составляет машинная логика, языки программирования, базы знаний, экспертные системы и системы искусственного интеллекта работают на принципах логики. И это развитие идет ускоренными темпами!
Интересно! Люди с давних пор (с 50-х гг. прошлого века) пытались создать вычислительные машины и программы для шахматных соревнований с человеком. С большими или меньшими усилиями люди побеждали, но в 1997 г. шахматная программа (компьютер DeepBlue) со счетом 3,5—2,5 победила чемпиона мира Гарри Каспарова. С тех пор гроссмейстеры сдались и, за редким исключением, не испытывают судьбу в игре с машиной, поскольку постоянно проигрывают. Теперь одни машины (программы) играют с другими машинами. Я на своем смартфоне с удовольствием успешно сражаюсь с шахматной программой, правда, на уровне средней сложности (есть еще более высокие уровни – эксперт и Pro).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги