Книга Сказания горных ущелий. Прогулки рука об руку - читать онлайн бесплатно, автор Надежда Давыдова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сказания горных ущелий. Прогулки рука об руку
Сказания горных ущелий. Прогулки рука об руку
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сказания горных ущелий. Прогулки рука об руку


Вид из крепости на башню Гутновых


Дзивгис, сторожевая башня Гутновых


«Вход» в крепость


Один из «залов» крепости


Славик Будаев рассказывает о крепости


Стены Дзивгисской крепости


Местный фермер


Дзивгис, башня Гутновых и загон для скота


Культовый комплекс «Дзивгисы дзуар»


Молоденький бычок


Дзивгис, цырт, фото 2016 г.


Двускатный склеп, фото 2016 г.


Склеп башенного типа и двускатный склеп


Полуподземный склеп, фото 2016 г.


Надочажная цепь придорожного дзуара


Дзивгис, придорожный дзуар


Звонница «Дзивгисы дзуар», фото 2016 г.


Декор придорожного дзуара


Долина реки Фиагдон, вид в сторону Дзивгиса


Сверкающая на солнце лента дороги


Туман садится


Стремительные воды Фиагдона


Где-то в окрестностях Дзивгиса


Красочные склоны Кариухоха


Согласно российскому этнографу, доктору исторических наук Борису Александровичу Калоеву, башни являлись «неотъемлемой принадлежностью почти каждого осетинского села, патронимии и даже большой семьи. Одним из первых вопросов, который задавался при сватовстве, был вопрос: есть ли у жениха или у кого-нибудь из его рода башня? Строительство башен велось особенно широко в послемонгольский период, что было вызвано усилением межплеменной и межродовой борьбы, и продолжалось почти до второй половины XVIII в., т. е. до присоединения Осетии к России»20. Тем не менее «воздвигать башни могли только сильные и многочисленные, крепкие экономически фамилии. Пользуясь феодальной заповедью „сила родит право“, такие могущественные фамилии стремились утвердить за собой приоритет в сооружении боевых башен и ввели даже ряд ограничений. Так, слабые и зависимые фамилии имели право строить башни только до половины высоты, иначе их разрушали. Существовало также правило, что постройка башни должна быть закончена в течение года»21.

Как рассказал нам Славик, если какая-то фамилия изъявляла желание возвести башню, то старшие этой фамилии, самые именитые люди, должны были обратиться в совет старейшин (ныхас) того ущелья, где планировалась постройка, а тот, в свою очередь, тщательно проверял историю фамилии обратившихся и достаточность оснований для выдачи ей соответствующего разрешения. Могли и отказать, однако если вопросов не возникало, то фамилии выделялся участок для строительства башни, которую члены фамилии должны были успеть возвести в течение одного года. В противном случае ее разбирали, а камни отдавали более достойной фамилии, либо, как утверждает доктор исторических наук Владимир Александрович Кузнецов, «она оставалась недостроенной»22.

Между тем, ссылаясь на осетинские исторические предания, доктор исторических наук Георгий Александрович Кокиев отмечал, что, несмотря на существующие временные рамки, в том же Куртатинском ущелье были и исключения, когда простым фамилиям право на постройку оборонительных башен предоставлялось за определенную плату. «Так, житель села Даллагкау, Бибо Кцоев, происходивший из простой фамилии, за право постройки башни вынужден был привилегированным тагаурским фамилиям заплатить значительную сумму, а сверх того – построить на свои средства мост через Фиаг-дон у впадения в него реки Джижи-дон», в то время как «в Джимаринском районе каждый свободно мог строить себе башню без всяких ограничений и сроков»23.

Возведение башни, по словам Славика, было нелегким делом, необходимо было найти не только мастера, но и подходящий строительный материал – преимущественно известняк, перевезти его к месту постройки, а затем подготовить к кладке: обтесать камни и обжечь известь, либо, если строили без извести, запастись землей, которая требовалась для заполнения промежутков между камнями. «Строительный камень предварительно подвергался сильному нагреву и обливке водой, в результате чего он лопался на куски различных форм и величин. Обломки камня после этой операции принимали неправильные формы с зазорами»24, что улучшало сцепку камней при кладке. Когда предварительные работы заканчивались, приглашали мастеров, среди которых были и ингуши, и даже греки, как это, к примеру, считается в Куртатинском ущелье25.

Башни, как правило, возводили из слегка подтесанных камней «при помощи специального блока, известного у осетин под именем „зирн“, а у ингушей „чегыркъ“»26. «Самые большие и тщательно обработанные камни укладывали в основание и в углы башни. Кладку вели в два ряда таким образом, что стены кверху постепенно сужались, в результате чего постройка приобретала большую прочность»27. Однако выполнение наклона стены внутрь требовало от каменщика высокого мастерства, тем более что такое архитектурное решение, по версии российского и израильского исследователя Кавказа Аркадия Федоровича Гольдштейна, позволяло во время осады сбрасывать с балкончиков-машикулей камни, чтобы они «рикошетировали, ударяясь о стену, и затем падали, поражая осаждающих в разных местах, которые нельзя было предвидеть»28.

Так или иначе, но для строительства башни требовалось огромное количество камней, «существовала даже поговорка, что из одной башни можно построить целый аул, но из аула нельзя выстроить и одной башни»29, а это требовало немалых вложений, поскольку «один большой отесанный камень для угловой кладки равнялся стоимости овцы»30, а за постройку целой башни мастерам давали не менее 8 коров и ценное имущество31. Так, по преданиям, за строительство своего масыга (боевой башни) Мамсуровы заплатили аж 14 коров32. В этой связи примечательно, что «большой хорошо обработанный камень, пригодный для укладки в основание башни, считался одним из лучших подарков в составе приданого невесты»33.

Но вернемся к крепости, которая, по убеждению Генри Кусова, является вершиной пещерного зодчества Осетии34, расположена «к западу от башни и представляет собой комплекс из семи пещер и скальных навесов естественного происхождения»35. Согласно Георгию Кокиеву, «стены этого оригинального сооружения сложены по образу боевых башен из больших грубо отесанных камней на извести (Славик нам рассказал, что для маскировки крепости и придания ей естественного облика, сливающегося с окружающим ландшафтом, использовалось четыре вида камня. – Д.К.) За стеной имеется значительных размеров естественная пещера, из которой осетины сражались с неприятелем»36, в то время как сама стена служила своеобразным щитом, предохраняющим защитников от вражеских пуль.

«В центральной части боевая стена укрепления разрушена. Жители Дзвгиса (Дзивгиса. – Д.К.) говорят, что она разрушена пушечными выстрелами Шаха-Аббаса (в XVII веке. – Д.К.). <…> Осетины не сдавались. Тогда Шах-Аббас приказал своим войскам поджечь укрепление. Как раз над самым укреплением был в то время огромный сосновый лес. <…> Однако план шаха не осуществился, потому что сосновый валежник, который сбрасывался с отвесной скалы, попадал в реку Фиаг-дон, протекавшую в то время у самого подножья укрепления, и уносился ее бурным течением. Это единственное у осетин предание, связанное с данным укреплением», поскольку «прежде здесь жило другое осетинское общество, называвшее себя Бурдурта и выселившееся, неизвестно когда, в направлении к Трусовскому ущелью»37.

В то же время, по мнению ссылающегося на археологов доктора исторических наук Феликса Хазмурзаевича Гутнова, Дзивгис был основан «в XIII веке равнинными аланами, оттесненными в горы татаро-монголами. <…> Аул фактически запирал вход в ущелье, защищая все Куртатинское общество от вторжения со стороны равнины. <…> Возможно, Дзвгис являлся одним из центров аланских княжеств золотоордынского периода, своеобразной пограничной крепостью. <…> Им пришлось столкнуться с туменами знаменитого Тимура (Тамерлана. – Д.К.). Летописцы великого завоевателя оставили свидетельства упорного сопротивления аланских князей Кулу и Тауса. Их владения персидские источники располагают в „области Иркувун“»38, локализация которой допускает ее существование в Куртатинском ущелье.

«В нем имеется немало средневековых укреплений, в том числе у аула Гули, название которого созвучно с крепостью Кулу персидских источников. В таком случае крепость Тауса – это находящееся в 2—3 км от Гули Дзвгисское наскальное укрепление»39. Твердыня «располагалась на отвесной скале; „пушенная стрела не долетала до нее“. Тимур ввел в бой специальные отряды мекритов, вероятно горцев, т.к. они „в ходьбе по горам были так искусны, что заберутся в любое место“. Мекриты занялись поисками слабых мест и подходов к крепости»40, однако ничего не нашли. «Тогда Тимур приказал изготовить длинные лестницы, поставить их на второй уступ, затем таким же образом взобраться на третий уступ, на котором находилась крепость», в то время как другая часть воинов атаковала укрепление, спустившись с вершины горы по веревкам. Защитники сражались мужественно, но силы были неравные и крепость пала41.

С крепостью также связано множество тайн и загадок. Так, в скале над Дзивгисом в первой половине XIX века была пещера, заполненная «человеческими костями», которым местные жители поклонялись как святыне и связывали их с легендарными нартами42. В начале XX века попасть в крепость можно было только по приставной лестнице с крыши одного из домов, потому как, по заверениям Терского казака, подъесаула Федора Степановича Панкратова, больше известного своими этнографическими работами под псевдонимом «Гребенец», «никто из жителей селения не знает ни ходов ни выходов во все эти недоступные башни», хотя «в скале самой природой или искусственным путем устроена огромная пещера под гранитным навесом, где с успехом может поместиться до ста человек. Пещера эта тянется далеко в глубину горы, но до конца ее никто не доходил»43. Однако Федор Степанович немного ошибся, пещеру смогла пройти… кошка, к шее которой привязали колокольчик и позже обнаружили в Алагирском ущелье44, что указывает на наличие тайного хода, ведущего под скалистым массивом вершины Кариухоха из долины реки Фиагдон в долину Ардона, который Генри Кусов называет «гигантским подземным лазом в 10—15 километров по прямой», а также секретных ходов сообщения, соединяющих участки крепости, разбросанные по склонам45.

На южной оконечности Дзивгиса, на склоне горы, разбросаны древние осетинские цырты и склепы, напоминающие своей формой надгробия в Даргавсе, подробно описанные нами ранее46, а напротив, на берегу Фиагдона, находится уникальный культовый комплекс «Дзивгисы дзуар», состоящий из древней христианской церкви Святого Георгия и «чисто языческого святилища, окруженных общей каменной оградой, – сочетание символичное для горной Осетии»47. Время сооружения храма достоверно неизвестно, в литературе его обычно датируют XVII веком, хотя предпринятые в 1982 году раскопки позволили сдвинуть этот период на XIII – XIV века48. У входа на подворье арка со звонницей, увенчанная оленьими рогами. В проеме два небольших бронзовых колокола, которыми в прошлом веке заменили их собратьев, подаренных в XVII веке грузинскими царями Арчилом и Георгием XI, а теперь находящихся в фондах Северо-Осетинского музей краеведения.

Правда, колоколов изначально было три, из которых, по наблюдениям декабриста Владимира Сергеевича Толстого, «самый большой около одного аршина вышины» имел «вырезанную грузинскую надпись следующего содержания: „Мы, государь Карталинии, царь Георгий Малый пожертвовал сей колокол Дзивгисскому святому Георгию, в нашу победу, хроник грузинского хроникона, 372-ой год“, соответствующий по нашему исчислению 1683 году. Другой, меньший колокол разбит и только осталась надпись, что его пожертвовал царь Арчил, а остальное отломано и потеряно. Этот Арчил – сын вышеупомянутого Георгия»49. В то же время, по утверждению Генри Кусова, на колоколе, подаренном Арчилом, была «вырезана грузинская надпись, которая заканчивается словами: „Дай бог, чтобы на звук его приходили на поклонение тебе и прославление“»50. Кто из них прав, сказать сложно, но в начале XX века колоколов также было три и все они, по словам Федора Гребенца (Панкратова), были «привешены» на примитивной колокольне, из которых один был с грузинской надписью, добавляя при этом, что там же огромной кучей были «навалены оленьи и турьи рога, а у дверей часовни, на ступеньках, расставлены всевозможные безделушки, а также необходимые предметы домашнего обихода, как-то: чайники, стаканы, солонки, подсвечники и др.»51.

А вот внутри храма нам побывать не довелось, он оказался закрыт, как и в первый мой приезд в августе 2016 года, хотя, говорят, внутри церкви не менее интересно, помимо икон, есть «углубленные отпечатки рук и фигуры крестов на левой стене алтаря»52. Необходимо также отметить, что многие исследователи, описывая архитектуру храма, склоняются к грузинскому влиянию на ее формы. Однако архитектурная разработка апсиды «не вяжется с нашими представлениями о грузинском церковном зодчестве. Этому „мешают“ восемь гуртов – сплошных полочек из плит, расчленяющих конху (раковину) апсиды снаружи», что очень характерно для осетинских башен и склепов. «Второй чисто местный элемент – фаллическое каменное навершие, венчающее конец апсиды. Оно возвращает нас к местной склеповой архитектуре»53. Тем не менее «„Дзивгисы дзуар“ являет нам еще один живой пример того, как традиционное для осетин, истоками своими уходящее в толщу веков и очень живучее язычество не только успешно противостоит, но и перекрывает христианство. Этот причудливый сплав разнородных, подчас противоречивых, но мирно уживающихся между собой элементов»54 составляет основу мировоззрения осетинского народа.

Даллагкау

Следующая наша остановка в Даллагкау, «Нижнем Селе» или «Южном», как его именует Георгий Кокиев55, расположенном по обоим берегам Фиагдона у подножия горы Кариухох и основанном, по версии немецкого лингвиста, историка и этнографа Юлиуса фон Клапрота, в XVIII веке56 Багиром, сыном Илальда из рода Слонатех57. «Его называют также по имени его строителя Багира, сына Илальда, Багирикау, а русские называют его Нижний Чим или Кайтухово»58. Даллагкау всегда славилось своими многочисленными башенными и склеповыми постройками, была тут когда-то и «церковь во имя Св. Архангела Михаила и Гавриила, основанная в 1870 г.»59, которая, по воспоминаниям графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, ученого и археолога, была построена «по плану и рисункам древнегрузинских храмов. Вокруг церкви колумбарии разных размеров и покрышек: иные продолговатые с двускатными крышами в виде хат, другие – более высокие, обелискообразные с чешуйчатыми крышами»60.

Но все это теперь утрачено либо лежит в руинах. Одни называют это следствием «хаотичной, бессистемной застройки территории дачными постройками и жилыми домами»61, другие – низким качеством строительных работ. «Даллагкау плохо построен и состоит всего из 20 хижин, стены которых сделаны из неотесанных камней и валунов, не скрепленных никаким известковым раствором. Щели между камнями заделаны землей или навозом. Дверь дома является одновременно входом в комнату, которая не имеет других отверстий, дабы пропускать в нее свет»62. Но, как поясняет Юлиус фон Клапрот, это не относится к башням. «Камни этих сооружений цементированы известковым раствором, очень крепким, так как жители никогда не употребляют свежегашеную известь, но оставляют ее лежать в течение года и даже дольше на воздухе в яме для того, чтобы она могла сама по себе разложиться; благодаря этому она становится более вязкой, нежели известь, которую гасят водой»63.

Даллагкау имеет характерную особенность – «концентрацию склепов внутри селения, между домами, что встречается не так уж часто»64. «Не редки случаи, когда осетины пристраивали свои жилища к склепам, используя при этом готовую стену склепа. Например, юго-западная стена огромного склепа башенного типа служила, по словам местных жителей, стеной дома предков Мулуховых. <…> Дом Мулуховых, правда, в разрушенном виде, сохранился и до сих пор стоит с боевой башней той же фамилии (башня Мулуховых находится в 20 м к северо-востоку от моста, ведущего через Фиагдон к башне Цаликовых. – Д.К.). По-видимому, у предков осетин, строивших свои дома бок о бок со склепами, переполненными трупами, отсутствовало чувство физического отвращения к покойникам, заражавшим, в результате разложения, воздух даже в их домах»65.

Тем не менее в Даллагкау можно увидеть как обычные четырехугольные склепы с пирамидальной ступенчатой крышей, так и полуподземные, а также продолговатые с двускатными ступенчатыми крышами, которые притягивают взор не только рядами сланцевых полочек на скатах завершений или «дырочным» орнаментом фасадов, но и, как бы это ни звучало странным, своими руинами, что позволяет хотя бы со стороны оценить их внутреннюю конструкцию. «Особенно интересны в этом отношении продолговатые с двускатными крышами склепы, имеющие по три внутренних камеры и два-три яруса в вышину. Камеры отделяются внутри одна от другой массивными каменными стенами. Сообщаются внутренние отделения между собой посредством узких дверей. Склепы снаружи и внутри тщательно оштукатурены и выбелены известью»66, в то время как полуподземные склепы выделяются парными просверленными шиферными плитами, расположенными по обе стороны от двери на уровне ее верхнего края. Все остальные склепы горной Осетии, по наблюдениям Георгия Кокиева, имеют только «по одной плите, расположенной всегда слева от дверцы»67.

Нужно также отметить, что к северу от вышеуказанного моста, в 90 метрах по прямой, на обрывистом левом берегу Фиагдона возвышаются два полуразрушенных склепа под двускатной крышей, которые у историка Виталия Тменова обозначены под номерами 3 и 468. К ним можно также выйти и по старой дороге, которая находится на левом берегу примерно в 80 метрах к северу от сторожевой башни Бритаевых, единственной на сегодняшний день обозначенной соответствующей табличкой, если следовать вдоль желтой линии газопровода.

Считается, что в этих склепах покоятся братья Куртат и Тагаур – родоначальники куртатинцев и тагаурцев69. «В преданиях говорится, что, переселившись в ущелье р. Фиагдон, Курта и Тага обосновались рядом. Каждый из них построил себе замок (галуан); впоследствии вокруг образовалось поселение. Это поселение получило название Хакуна, или Уаллагсых. Верхнюю часть селения занял Курта, а нижнюю – Тага. Позже братья поссорились, и Тага переселился в ущелье р. Гизельдон, где его потомство основало много селений, в том числе Даргавс. „Под конец своей жизни, – пишет В. Б. Пфаф, – Курта и Тага помирились. Вот (в ауле Даллагкау) их гробницы дружно стоят одна подле другой уже сколько лет“»70.

Единственное неудобство в Даллагкау, как, впрочем, и во многих нетуристических местах Северной Осетии, связано с ориентированием на местности. Не будь Славика, мы бы вообще запутались, хотя, честно признаюсь, думал, что позже сам все в первоисточниках отыщу. Куда там! Многие авторы, ссылаясь на чужие исследования, либо бездумно их копируют, либо, того хуже, упускают важные детали, вследствие чего сделать географическую привязку того или иного объекта к имеющемуся описанию довольно сложно. Пришлось предпринять немало усилий, чтобы в этом хоть немного разобраться.

Но все это было потом, а пока мы спешили воспарить над окрестностями стоя на крутой возвышенности одного из склонов Кариухоха, куда нас умудрился завести Славик, чтобы, говоря его же словами, с высоты птичьего полета «посетить своими глазами» эти удивительные места да насладиться яркими и не по-зимнему теплыми лучами долгожданного солнца, выглянувшего на призыв утренних птах из-за серых туч, одевая в позолоту складки Куртатинского ущелья. Затем был марш-бросок к башне Цаликовых, возведенной на отселке на левом берегу Фиагдон метрах в трехстах к юго-западу от моста, облагораживание которой вкупе с прилегающей территорией было осуществлено в 2017 году в рамках проекта «Маяки дружбы. Башни Кавказа», и переезд к новому месту, на сей раз в Цмити, хотя мы немного и заплутали, пытаясь срезать часть пути через Барзикау.

Цмити

Горное селение Цмити, название которого у разных авторов «плавает» путем добавления буквы «и» или ее замены на «ы», вследствие чего можно встретить и Цмыти, и Цимити, и Цымыти, издали привлекает внимание путников своими башенными комплексами. Некогда огромное селение, цветущий сад, одно «из наиболее значимых населенных пунктов Куртатинского ущелья»71, а в наши дни архитектурный музей под открытым небом, настоящий «лабиринт узких улочек, сжатых безмолвными каменными стенами» и множество руин, среди которых «возвышаются громады заброшенных боевых башен» – живое напоминание ушедшей эпохи. «В центре села устремилась ввысь башня Басаевых, недалеко от нее башня Талхановых», интересная «высеченным на ней графическим рисунком – петроглифом»72. Нечто похожее, но уже с изображением отпечатка руки и лежащей «елочки» можно отыскать на стене башни Агкацевых73. Есть также «тамгообразные знаки и прочие изображения. <…> Наиболее характерны из них… в виде буквы „П“ с загнутыми в разные стороны ножками и нередко насыщенные дополнительными элементами, усложняющими их облик»74. Интересны и склепы, на стене одного из которых можно увидеть редкое изображение средневековой осетинской графики – «всадника с мечом (саблей) в руке»75.

Но первой каждого, взбирающегося по крутой каменистой дороге, до сих пор не имеющей даже элементарных ограждений, встречает фамильная башня Гаджиновых, возведенная в июле 2012 года. Она-то, а также две башни, довлеющие над округой, возвышаясь на огромном останце в километре к северо-западу от Цмити, к которым мы устремились тотчас, не останавливаясь в самом селении, и привлекли мое внимание, вызвали живой интерес и желание хоть чуть-чуть разобраться в хитросплетении судеб здешних жителей. А все потому, что встречающиеся в различных источниках сведения об этих памятниках истории, как и Цмити, даже у именитых авторов крайне противоречивы. И тут правильнее начать с самого селения, которое, по мнению Бориса Калоева, было образовано куртатинцами на базе уже существующего поселения «глубокой древности».