– Выйдете за проходную, а там рукой подать. Счастливо отдохнуть, морячки!
– Спасибо, товарищ лейтенант! – в один голос, как по команде, отрапортовали мы дружно.
Порт Восточный
Выйдя за проходную, мы обнаружили, что до пляжа действительно рукой подать. Нужно было пройти каких-нибудь сто – сто пятьдесят метров.
Был прекрасный августовский день. На улице стояла ужасная жара, от чего очень хотелось срочно окунуться в прохладную морскую воду. На пляже было оживлённо людно. Люди отдыхали на берегу моря после напряжённого рабочего дня.
Узрев сие великолепие, мы прибавили шагу и, вплотную приблизившись к пляжу, перешли на бег. Сбросив на ходу всю немногочисленную одежду, мы всем скопом нырнули в прохладную морскую воду!
Если и есть счастье на белом свете, так это летнее купание в морской воде!!!
Дело в том, что я родился и вырос на море. Мой родной город находится на полуострове, названном в честь генерала-губернатора Восточной Сибири – графа Муравьёва-Амурского. Город с трёх сторон окружён морем и располагается на самой восточной оконечности нашей необъятной Родины.
А что значит жить у самого синего моря?
Это значит, что море на всю жизнь, как вода и воздух, становится твоей неотъемлемой частью. Ты созерцаешь морские просторы изо дня в день, а в тёплую пору – купаешься в морской воде, получая заряд бодрости и ощущение полного единения с природой!
Вдоволь накупавшись, мы растянулись на раскалённом песке, подставляя лучам августовского солнца свои бледные тела.
Наш отдых на берегу продолжался до самого заката. Когда солнце скрылось за линией горизонта, просоленные и загорелые, мы побрели обратно на судно.
На следующее утро я проснулся от боли, которая всецело поглотила моё тело. Осмотрев себя в зеркало, я обнаружил, что «сгорел». То есть я получил многочисленные ожоги от чрезмерного нахождения под прямыми солнечными лучами. Чтобы хоть немного облегчить свои страдания, я побрёл на камбуз за сметаной, дабы использовать это народное средство как эликсир для нейтрализации полученных солнечных ожогов.
Нужно сказать, что ожоги получила вся наша команда курсантов-практикантов. Дабы облегчить не только свои страдания, но и страдания своих сотоварищей, я прошёлся по каютам и раздал сметану, предусмотрительно оставив некоторую часть для себя лично.
Удивительно, но сметана помогла! Во всяком случае, прекратился зуд, и соприкосновение тела с одеждой уже не вызывало таких болезненных ощущений, как это было утром.
После обеда я заступил на вахту у трапа.
Стоя на вахте, я с большим интересом наблюдал за процессом выгрузки.
Следует заметить, что процесс выгрузки и погрузки контейнеров весьма интересен.
В отличие от грузовых операций с насыпным и навалочным грузом, погрузка-выгрузка контейнеров происходит на удивление быстро. Специальные портовые краны, приспособленные для работы с контейнерами, ловко сновали у борта «Братска», аккуратно вынимая с верхней палубы разноцветные контейнеры и расставляя их, как детские кубики, на площадке терминала.
Процесс выгрузки происходил настолько быстро, что уже к вечеру стивидоры пророчили окончание разгрузочных работ, а это означало только одно – очень скоро мы будем дома!
Однако незадолго до окончания моей вахты произошёл курьёзный случай.
Когда все контейнеры, которые предназначались для выгрузки в порту Восточном, были выгружены, осталось погрузить на борт пару контейнеров назначением на Владивосток.
По иронии судьбы, именно эти контейнеры никак не могли обнаружить на территории терминала, и наш отход во Владивосток был отложен до обнаружения пропавшего груза.
В целях предупреждения разброда и шатания экипажа по местным кабакам и притонам капитан «Братска» запретил увольнение на берег. Посему нам оставалось ждать окончания погрузки, которую перенесли на следующее утро.
И встретит нас Владивосток, и нет на свете лучше города!
Владивосток – и море, и земля,
Где сходятся дороги всех исканий.
Владивосток – открытая душа
На перекрёстке всех времён и расстояний.
Алексей Макаренко, песня «Владивосток»«Внимание экипажа! Погрузка судна в порту Восточном окончена. Посторонним покинуть борт судна. Судно снимается в рейс!»
Именно с этого объявления по общесудовой трансляции началось моё последнее утро на «Братске».
Я наспех собрался, вышел из каюты и поднялся на крыло мостика. Швартовная команда привычно заняла свои места на баке и корме. Мы покидали порт Восточный. Было немного грустно, вот так стоять и смотреть на последние приготовления к отходу.
Жизнь – удивительная штука, ведь ещё вчера я безумно желал вернуться как можно скорее в родной город, а сейчас мной овладела тоска. Мне вдруг захотелось остаться ещё ненадолго на борту «Братска», ведь за две недели пребывания на его борту он стал для меня родным домом!
Я стоял на крыле мостика – смотрел на море и проплывающие берега бухты Врангеля. О чём я думал в тот момент? Думал о том, что сегодня заканчивается моя первая морская практика, а через пару дней начнётся новая жизнь, жизнь курсанта второго курса, прошедшего огонь, воду и медные трубы.
Я рисовал в своём воображении, как буду рассказывать своим домашним и друзьям о моих морских приключениях, а они будут искренне завидовать мне.
От этих мыслей на душе стало легко и приятно. И хотелось стоять вот так на крыле мостика целую вечность и смотреть на море, не отрывая глаз, смотреть и чувствовать себя счастливым!
Погружённый в собственные мысли, я стоял и смотрел за горизонт до тех пор, пока старпом не окликнул меня, вернув к суровой действительности.
До прихода во Владивосток оставалось около трёх часов, и поэтому старпом поручил мне собрать всех практикантов у него в каюте для торжественного вручения документов о прохождении морской практики.
Дабы не бродить по всему пароходу в поисках своих однокашников, я зашёл на мостик и попросил вахтенного третьего помощника сделать объявление по судовой трансляции.
И, о чудо, через пять минут вся наша команда курсантов-практикантов предстала пред светлыми очами старпома.
В торжественной обстановке нам были вручены справки о плавании и поставлены печати и подписи в отчётах о практике. Каждому из нас старпом крепко пожал руку и пожелал успехов в освоении самой мужественной профессии в мире – профессии штурмана.
Я вернулся в свою каюту, собрал и уложил личные вещи. До прихода во Владивосток оставалось не больше часа. Очень не хотелось оставаться в каюте наедине с самим собой, и я поднялся на мостик, чтобы узнать последние новости по стоянке во Владивостоке.
Войдя на мостик, я первым делом спросил разрешение у вахтенного третьего помощника капитана и, получив от него добро, подошёл к навигационной карте, разложенной на штурманском столе. Последняя точка, поставленная штурманом на карте, сообщила мне о том, что мы приближались к морским воротам порта Владивосток – мысу Басаргина и острову Скрыплёва.
Я внимательно прислушался к голосам на мостике, вахтенный помощник вёл переговоры по УКВ-радиостанции с диспетчером порта.
Из того, что мне удалось услышать, я сделал вывод, что «Братск» поставят не с ходу к причалу, как планировалось ранее, а загонят на рейд, что само по себе не очень обрадовало меня и всех присутствующих на мостике.
Проблема заключалась в том, что с рейда можно было добраться до города только рейдовым катером, да и то только после оформления судна портовыми службами.
«Братск» сбросил ход. Мы проходили между юго-восточной оконечностью Владивостока, на которой был расположен маяк, имеющий одноимённое название с мысом, на котором он был установлен – маяк Басаргина. За мысом показались сопки родного моему сердцу города, города, в котором я родился и вырос. На моих глазах неожиданно появились слёзы, и я уткнулся в иллюминатор, чтобы ненароком не показать свою сиюминутную слабость всем присутствующим.
Я никогда доселе не замечал за собой приступов сентиментальности.
Правда, в одной из умных книг я прочитал о том, что у англичан существует закон о том, что моряк, пробывший в море более трёх месяцев, не имеет права давать свидетельские показания в суде. Мудрые британцы давно подметили, что длительное пребывание вдали от родных берегов в условиях полной изоляции от внешнего мира, пагубно сказывается на психике моряков.
И вот я стою на ходовом мостике огромного сухогруза и пытаюсь сдержать скупую мужскую слезу.
Собрав всю свою силу воли в кулак, я тайком от всех вытер слёзы с глаз и направился прочь с мостика.
«Братск» бросил якорь на рейде пролива Босфор-Восточный.
Поскольку мне с приятелями-однокашниками оставалось только ждать, когда судно пройдёт процедуру оформления, мы решили подняться на главную палубу и полюбоваться красотами родного города и вечного спутника Владивостока – острова Русский.
Пока мы рассматривали достопримечательности родных берегов, к борту судна подошёл катер с представителями портовых властей – началась процедура оформления судна.
Во время оформления судна всем членам экипажа предписывается находиться в своих каютах.
Поскольку мы ещё являлись членами экипажа, то неукоснительно последовали этому правилу.
Минуты ожидания окончания процесса оформления показались для меня вечностью. Ведь, как известно, нет ничего хуже, чем ждать. И вот, когда миновал ровно час с момента прибытия портовых властей на борт «Братска», по судовой трансляции прозвучало заветное объявление вахтенного помощника капитана: «Внимание экипажа, власти покидают борт судна, членам экипажа, свободным от вахт и работ, приготовиться к увольнению на берег. Через двадцать минут к борту судна подойдёт рейдовый катер».
Ровно через десять минут вся наша курсантская братия стояла на главной палубе у парадного трапа. Вместе с нами у трапа собрались члены экипажа, которым был разрешён сход на берег.
К борту «Братска» подошёл рейдовый катер, вахтенный матрос спустил парадный трап, и мы медленно стали спускаться по металлическим ступенькам на борт катера.
Это был очень трогательный момент, когда я, стоя на палубе катера, задрав голову, в последний раз смотрел на тающий в сумеречном свете «Братск».
Мы дружно помахали на прощание пароходу и его экипажу, с которым прожили очень короткую, но весьма счастливую жизнь.
Лихо развернувшись на месте и издав на прощание длинный гудок, катер полным ходом устремился в направлении бухты Золотой Рог.
Словно в замедленной киносъёмке, я наблюдал, как мимо проплывали портовые краны, похожие на гигантских журавлей, малые и большие транспортные рыболовецкие суда, нашедшие временный приют у многочисленных причалов порта. И, наконец, впереди показалось здание Морского вокзала, сверкающее тонированными витражами в лучах заходящего солнца.
Катер сбросил ход и осторожно подошёл к стенке причала Морского вокзала. Балансируя по сходне, как заправские канатоходцы, мы высадились на причал. Подав протяжный заунывный сигнал, от которого почему-то защемило сердце, рейдовый катер дал задний ход и, выполнив залихватский разворот на месте, стремительно направился в лоно бухты.
Город встречал нас прохладой тёплого августовского вечера и мягким мерцанием неоновых огней. От моря веяло прохладой, и к запаху Золотого Рога, вечно пахнущего соляркой, примешался тонкий аромат уходящего лета.
Я стоял у парапета на центральной площади родного города, смотрел на бухту, спящие у стенки причалов корабли, прогуливающихся по корабельной набережной горожан и с огромным наслаждением вдыхал запахи ночного города.
Вдоволь насладившись запахами города, я очень медленно, словно во сне, направился в сторону Океанского проспекта.
Не отдавая себе отчёта в реальности происходящего, я шёл по улицам ночного города и впервые ощутил себя самым счастливым человеком в родном городе!
Так закончилась моя первая морская практика, а вместе с ней и первый курс обучения в мореходном училище.
Это были последние годы существования великой империи по имени СССР. Империи, которая впоследствии рухнула, унеся за собой все события и всех героев моего повествования.
Однако, несмотря на этот печальный факт, моё детство и моя юность остались в той стране навсегда:
I’m back in the USSR.
Hey, you don’t know how lucky you are, boy!
Владивосток
ВЕТЕР ПЕРЕМЕН (Часть II)
Второкурсники
(Second year cadets)
Истинно человеческий муж добивается всего собственными усилиями.
КонфуцийНа круги своя
И вот наконец свершилось то, о чём так долго мечтали большевики!
Нет, не революция… Я стал курсантом второго курса!
И не просто курсантом второго курса, а бывалым морским волком, прошедшим все лишения и тяготы обучения первого года, а также настоящую морскую практику.
После непродолжительного отдыха в родительском доме и посиделок с друзьями наступил момент, когда нужно было возвращаться в расположение родного мореходного училища.
На дворе стояла осень, прекрасная пора – очей очарование! Первая половина осени особенно хороша в Приморье. Воздух прозрачен и чист, в небе – ни облачка, а море, как в сказках Пушкина – синее-синее! В такие дни по-особенному ощущаешь жизнь, ведь в эту прекрасную пору чувствуется полная гармония и зрелость во всём окружающем.
Мне предстояло вновь надеть морскую форму. Приятно было осознавать, что я уже не желторотый курсант-первогодок – «first», как принято было называть первокурсников в нашей мореходке, а самый настоящий второкурсник.
В прекрасный сентябрьский день я вышел из дома в наглаженной морской форме. Я шёл по улице и улыбался, мне было легко и приятно от того, что я прошёл все испытания, выпавшие на мою долю, и теперь я чувствовал себя намного увереннее, чем ровно год назад, когда поступил в мореходку.
У общаги, в которой находилось наше ротное помещение, было оживлённо людно.
Боже, как я рад был видеть всех своих однокурсников! Мы обнимались, жали друг другу руки и угощали друг друга болгарскими сигаретами. Повсюду были слышны рассказы о морской практике. И во всём этом ощущался неподдельный восторг, восторг мальчишек, которые ещё вчера сидели за школьной партой, а сегодня стали настоящими мужиками, прошедшими суровую морскую школу!
После непродолжительных дебатов и обмена впечатлениями прозвучала команда старшины к построению. Старшина доложил командиру о том, что 1-я рота по его приказу построена.
Наш отец-командир предстал перед нами во всей своей красе.
Шарапов был облачён в парадную морскую форму: чёрный флотский китель с золотыми погонами, на которых красовались уже не четыре маленьких звёздочки, а одна большая звезда. На груди у командира позвякивали медали, а слева на бедре, на специальных подвесках, висел настоящий морской кортик.
Шарапов принял доклад старшины, потом развернулся лицом к роте и зычным командным голосом произнёс:
– Здравствуйте, товарищи курсанты!
– Здравия желаем, товарищ капитан третьего ранга!
– Поздравляю вас с началом нового учебного года!
– Ура! Ура! Ура!
На этом официальная часть была закончена. Игорь Евгеньевич, кажется, так звали нашего командира, прошёлся перед строем и осмотрел каждого курсанта. Иногда он останавливался и отпускал свои остроумные военно-морские шуточки. Что-то вроде: «Ну что, мля, Тютюнников, когда смолить перестанешь? Итак, мля, бледный, как спирохета!»
А Тютюнниковых было двое, они были братьями-близнецами, похожими друг на друга, как две капли воды. И каждый из них краснел, принимая замечание командира на свой счёт. Это очень забавляло Шарапова, и он распалялся ещё больше.
Когда обход роты был закончен, Шарапов объявил перед строем:
– Товарищи курсанты, мля! Все вы прошли морскую практику на судах нашего доблестного морского флота. С чем я вас и поздравляю! Учебный процесс у вас начнётся в октябре. Посему уже завтра мы все дружно, мля, поедем помогать нашему подшефному совхозу. Словом, будем отрабатывать навыки по уборке картофеля, мля, который вы так любите кушать…
Он сделал паузу и улыбнулся в свои шикарные сивучьи усы.
– Словом, до начала учебного процесса будете стоять в позе прачки за комбайном!
Особенно командира позабавила его последняя фраза, при этом он несколько раз хихикнул.
Потом опять сделал серьёзное лицо.
– Вопросы, мля, есть?
Вопросов не было. Над ротным помещением нависла зловещая тишина.
В тот момент, когда командир сообщил о том, что нас отправляют в колхоз, я вспомнил, как в прошлом году нас заселили в ротное помещение 2-й роты, которая в полном составе находилась на уборке картошки в подшефном совхозе. И ещё я вспомнил ту самую «Варфоломеевскую ночь», когда второкурсники вернулись из колхоза…
В ту ночь никто не спал. Слух о том, что из колхоза приезжает 2-я рота, в помещении которой нас временно расквартировали, распространился со скоростью света. Все мы приготовились к худшему.
Сразу после полуночи в ротное помещение ввалились второкурсники и начали «качать права». Первым удар на себя принял дневальный, стоящий у входа на тумбочке. При появлении второкурсников он успел выкрикнуть что есть мочи: «Рота, подъём!» Ну а дальше из кубриков в одних трусах и тельниках повыскакивали курсанты нашей роты с флотскими ремнями, намотанными на запястье. И началась заварушка!
Правда, тогда обошлось без увечий и человеческих жертв, во-первых, потому что нас было больше, чем «second-ов», а во-вторых, потому что старшина Пресич призвал на помощь своих дружков-дембелей и конфликт был урегулирован. Второкурсники ушли несолоно хлебавши, изрыгая проклятия в наш адрес.
С тех пор прошёл почти год, и вот теперь мы стали второкурсниками – впереди был колхоз, а потом возвращение в родное ротное помещение, в котором, скорее всего, временно разместят вновь набранных курсантов. Как говорится, всё возвращается на круги своя.
Правда, как-то непривычно было ощущать себя в шкуре второкурсника и уж тем более не возникало никакого желания повторять «подвиги» курсантов из 2-й роты.
Шарапов многозначительно оглядел строй и продолжил:
– На сегодня отбой – все свободны! Много, мля, не пить и к девкам не приставать! Завтра построение в 8:00 на плацу у главного корпуса с вещами! Разойдись!
Все как будто только и ждали этой команды. Строй распался в мгновение ока, и через пару минут в расположении роты остался только командир да старшина, который получал от ротного последние указания по поводу завтрашнего мероприятия.
Удивительное дело, за год обучения в мореходке я научился по-настоящему ценить свободное время.
Вот и сейчас в моём распоряжении оставались целые сутки драгоценной свободы! И от этого ощущения свободы у меня начала кружиться голова!
Покинув расположение училища, мы с однокашниками первым делом направились как вы думаете куда?
Конечно же, на ближайшую пивную точку, которая поистине считалась «курсантской Меккой». Ибо пиво для курсанта – священный напиток!
Курсанты на пивной точке
В позе прачки за комбайном
Совхоз – сокращение от «советское хозяйство» – государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР. В отличие от колхозов, являвшимися «добровольно-принудительными» общественными объединениями крестьян, созданными на средства самих крестьян, совхоз полностью финансировался и управлялся государством.
www. wikipedia.ruДавным-давно мыслитель Гераклит произнёс свою сокровенную фразу: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Как в воду глядел философ!
И ведь действительно, понятие «совхоз» уже давно кануло в лету. Точнее, вошло в историю, которую изучают ученики средних и старших классов.
Вот сидят ученики на уроке, а учительница им рассказывает, что в стране СССР существовала такая форма ведения сельского хозяйства, как совхоз, а сама при этом вспоминает, как она, будучи студенткой, ездила со своими однокурсниками в «колхоз», по крайней мере, так было принято называть это полезное, а главное, обязательное мероприятие. И даже название того колхоза до сих пор помнит – «Заветы Ильича».
Рассказывает она своим ученикам про эти самые «колхозы-совхозы», нет-нет, да и вспомнит, как хорошо там было отдыхать со своими сокурсниками по филфаку.
А дети слушают и недоумевают, зачем нужно было ездить в деревню, терпеть там лишения, проживая в бараках, и абсолютно бесплатно работать на полях.
И совершенно неведома им вся эта «лагерная» романтика, воспетая в бардовских песнях КСП-шников.
К слову, в Советском Союзе лагерями называли порой кардинально противоположные по назначению учреждения – от исправительно-трудовых колоний до пионерских лагерей.
И ещё, для краткости, в советском лексиконе существовало множество различных аббревиатур:
КСП – клуб самодеятельной песни, ЛТО – лагерь труда и отдыха, ЛТП – лечебно-трудовой профилакторий, ЗК – забайкальский комсомолец и т. д. и т. п.
И в этой связи происходили курьёзные случаи, которые потом переходили из уст в уста в виде анекдотов, дошедших до нашего времени как народные предания.
Вот один из них: едут в поезде откинувшийся из тюряги зек (ЗК) и пионер. Зек спрашивает пионера: «Откуда едешь, пацан?». Пионер отвечает: «Из лагеря, дядя». Зек вздыхает: «И я из лагеря». Потом интересуется: «А тебе сколько лет?» Пионер отвечает: «Двенадцать». Зек утвердительно кивает головой: «И мне двенадцать». Затем опять интересуется: «А куда едешь?» Пионер отвечает: «К бабе». Зек вздыхает: «И я к бабе». И вновь спрашивает пионера: «Ты к своей бабе едешь?» Пионер отвечает: «К своей». Тут зек восклицает с неподдельным удовольствием: «А я к чужой!»
В отличие от современных школьников, у нас не возникало вопросов о целесообразности такого священного для всех учащихся мероприятия, как поездка в «колхоз».
Ездили абсолютно все – без вопросов. Кроме того, наша мореходка, как ни крути, относилась к учебным заведениям закрытого типа. Жили мы в казармах, питались в столовой. А, как известно, картошка – это второй хлеб. Посему подшефный совхоз никогда не испытывал недостатка в рабочей силе в период уборки урожая, рассчитываясь с мореходкой картошкой.
Итак, в назначенный день наша доблестная рота выстроилась на плацу перед главным корпусом родного мореходного училища. После напутственного слова комдива, которое состояло из сплошных «недоматов», нас погрузили в грузовики и повезли на железнодорожный вокзал.
На перроне старшина провёл перекличку личного состава, и началась посадка в вагоны скорого поезда, который должен был нас доставить в подшефный совхоз с нетипичным для того времени названием – «Рассвет».
В вагоне было душно и неуютно. Места занимали не «согласно купленным билетам», как положено, а как придётся, то есть по принципу «кто не успел – тот опоздал».
В результате борьбы за место под крышей я угнездился на верхней «багажной» полке под самым потолком вагона. Умостившись на полке, я закрыл глаза и мгновенно заснул. Видимо, сказалась старая курсантская привычка засыпать при любых условиях и в любом положении.
Спал я крепко под стук колёс и снились мне диковинные сны про сказочных морских красавиц – русалок.
Проснулся я от того, что кто-то усиленно меня тряс за плечо. Открыв глаза, я долго не мог понять, где нахожусь. А когда наконец стал осознавать происходящее, то уже трясся с сотоварищами в грязном кузове колхозного грузовика, который громыхал по ухабам просёлочной дороги.
Грузовик пронёсся по деревне, оставляя за собой столб пыли, и после получасовой усиленной тряски мы наконец прибыли в лагерь. Памятуя об аббревиатурах, правильнее было бы сказать, что мы прибыли в ЛТО.
ЛТО состоял из покосившихся бараков весьма мрачного вида, очень похожих на стойло для скота, и отдельно расположенного в стороне от основных строений общественного санузла, состоящего из десятка чугунных рукомойников, прибитых к длинной доске, и пары-тройки дурно пахнущих гальюнов, выполненных в виде деревянных будок с прорезями в дверях в виде «ромбиков».
Первая ночь в бараках прошла быстро и безмятежно.
А наутро началась новая, доселе невиданная мне жизнь, которая с лёгкой руки нашего командира так и отпечаталась в моей памяти фразой: «В позе прачки за комбайном».