5
Не путать с Джеймсом Куком, о котором пойдёт речь ниже.
6
См. главу 3
7
См. примечание 4.
8
Подробнее см. в главе 3.
9
Как сказано в главе 3, отчёт Торреса о его плавании, составленный в 1607 г, был засекречен правительством Испании и стал достоянием общественности лишь в 1765 г (по другим сведениям – тремя годами раньше) благодаря всё тому же Александру Далримплу, члену Королевского общества, гидрографу и астроному. Далримпл был уверен в реальности открытия Торреса и предложил назвать пролив между Новой Гвинеей и Австралией именем испанского мореплавателя. Кук, однако, не доверял Далримплу, памятуя о неосуществившемся желании последнего самому возглавить экспедицию на поиски Южного материка и считая учёного не только (не без оснований) своим недоброжелателем, но и человеком, способным из корыстных соображений вводить общественность в заблуждение. По иронии судьбы, именно Куку выпало доказать, что в данном конкретном случае Далримпл был прав.
10
У Жюля Верна во 2-м томе «Истории великих путешествий» сказано, что в момент, когда была замечена эта земля (14 февраля 1772 г), корабли Кергелена «Фортюн» и «Гро-Вантр» находились в точке с координатами 49°40’ ю.ш. и 71°10’ восточной долготы. Череда сильных штормов, последовавших за приближением к незнакомому берегу, отнесла «Фортюн», которым командовал сам Кергелен, далеко от «Гро-Вантра», и привела рангоут флагманского судна в такое состояние, что начальник экспедиции не мог ни продолжать плавание, ни искать второе судно, и принял решение вернуться на Маврикий. С «Гро-Вантра», также вскоре возвратившегося обратно, успели послать на катере офицера Буагеэннека, который высадился на вновь открытую землю, формально вступил во владение ею, оставил на берегу в бутылке уведомляющую о данном факте записку и благополучно вернулся на судно. Записка эта была найдена Куком в 1776 г, в начале его 3-го кругосветного плавания. Впрочем, по обнародованному в 1952 г мнению французского геолога Обера де ла Рю, Кук нашёл документ, оставленный на острове неким Рошегюдом позже, во время следующей экспедиции Кергелена, 6 января 1774 г.
11
Имелась в виду упоминавшаяся выше Земля Сандвича.
12
См. главу 4.
13
См. там же.
14
Сегодня – город и порт Сидней в Австралии.
15
Сегодня – острова Вотье.
16
Сегодня – соответственно Маркизские острова и Туамоту.
17
Тогда так назывались острова Самоа.
18
Сегодня –Тонга.
19
Речь идёт о мысе Обрезания на острове, открытом 1 января 1739 г французским мореплавателем Жаном Батистом Буве де Лозье, которого Крузенштерн называет «Бувет», и не найденном впоследствии Куком. Подробнее см. в главе 4.
20
Вероятно, имелась в виду бухта Гульвинк в северной части Новой Гвинеи.
21
Летние месяцы в Южном полушарии.
22
Шкафут – часть верхней палубы между первой от носа мачтой (фок-мачта) и следующей за ней (грот-мачта): посередине шкафута располагаются ростры, т.е. запасные рангоутные брусья (стеньги, реи и т.п.), как правило, закрепляемые на специальных помостах.
23
Лисели – добавочные паруса, устанавливаемые на специальных выдвижных реях – лисель-спиртах.
24
Новосильский, в отличие от Моллера, правильно указывает дату отплытия четырёх шлюпов: не 3-е а 4-е (16-е по новому стилю) июля 1819 г.
25
Первопроходцем Северного морского пути из Атлантического в Тихий океан стал шведский мореплаватель и учёный, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук Нильс Адольф Эрик Норденшёльд, совершивший на пароходе «Вега» плавание в восточном направлении вдоль арктического побережья России в 1878 – 1880 гг.
26
Имелся в виду пролив Кука между Северным и Южным островами Новой Зеландии. На самом деле именем королевы Шарлотты назван не пролив, а залив в северо-восточной части Южного острова.
27
См. главу 5.
28
Орфография автора.
29
Грот-брам-рей (иногда – рея) – третий снизу поперечный брус на грот-мачте (второй от носа, главной мачте), служит для крепления грот-брамселя – третьего снизу паруса на этой мачте. «Мирный», видимо, шёл тогда без бом-брам-стеньг, и грот-брам-рей был у него самым верхним реем.
30
См. главу 5.
31
Вероятно, старший офицер. В рукописи Симонова он назван «командиром шлюпа».
32
Здесь П.Новосильский допускает неточность: Прозерпина в латинской мифологии – жена не Нептуна, а Плутона, повелителя подземного Царства Мёртвых. Супругу же бога морей зовут Амфитрита.
33
Лейтенант со шлюпа «Восток» Константин Петрович Торсон стал впоследствии активным участником движения декабристов.
34
См. главу 6.
35
Салинг – вторая снизу площадка для вперёдсмотрящего на мачте, представляющая собой нечто вроде рамы из продольных и поперечных брусьев, к которой крепятся брам- и бом-брам-бакштаги, т.е. снасти, поддерживающие с боков две самых верхних стеньги – дополнительные съёмные секции мачты, увеличивающие её высоту и несущие добавочные верхние паруса (брамсели и бом-брамсели).
36
Читайте об этом в «Морских рассказах и повестях» К.М.Станюковича и примите во внимание тот факт, что во время, описанное автором (1850-е – 60-е годы), подобная практика в Российском Императорском флоте всё-таки, в отличие от начала XIX в, уже изживала себя. Ивана Фёдоровича Крузенштерна же ещё в 1800-х годах даже его подчинённые – например, лейтенант с «Надежды» Ермолай Левенштерн – осуждали за излишнюю, по их мнению, мягкость по отношению к матросам.
37
По наблюдениям Михаила Петровича Лазарева с борта «Мирного», координаты острова были 56°41’ ю.ш. и 28°7’40’’ зап. д.
38
Третий из этих островов в 1930 г был назван английской экспедицией на судне “Discovery II” именем Беллинсгаузена.
39
Форштевень – балка, образующая переднюю оконечность корпуса судна (продолжение киля в носовой части).
40
Привести в бейдевинд – повернуть судно так, чтобы ветер дул ему навстречу, но не прямо в нос, а несколько справа или слева.
41
См. главу 5.
42
См. главу 4.
43
Стаксели – треугольные косые паруса, имеющие в зависимости от места их установки различные названия: фор-(фок-)стаксель и фор-(фок-)стень(ги)-стаксель перед передней (фок-) мачтой; грот-стаксель и грот-стень(ги)-стаксель перед главной (грот-) мачтой и т.д. Штормовые стакселя поднимаются только при очень сильном ветре, имеют меньшие размеры и делаются из самой толстой и прочной парусины.
44
Трисели – косые четырёхугольные паруса; ставятся по одному за каждой мачтой и привязываются к ней вертикальной стороной; верхняя наклонная кромка такого паруса прикрепляется к гафелю – рею, присоединённому к мачте под углом с её обращённой к корме стороны. На бизань-мачте трисель является основным парусом и называется бизанью.
45
Гальюн – на парусных кораблях: выступающая вперёд часть носа, на которой спереди устанавливалась украшающая нос скульптура, а по бокам находились отхожие места и отверстия для сбрасывания нечистот.
46
Подробнее см. в главе 8.
47
Кница – элемент набора корпуса; имеет форму треугольника, стороны которого располагаются под тупым углом друг к другу; кницы соединяют брусья или балки, стыкующиеся под углом.
48
См. главу 6.
49
Согласно утверждениям современных этнографов, подобный способ «заключения браков» у коренных жителей Австралии был всё-таки не самым распространённым: преобладало «обручение» мальчика и девочки в раннем детстве по договорённости их семей.
50
Коечная сетка – нечто вроде глубокого жёлоба или узкого открытого сверху ящика: такие «сетки» располагались вдоль бортов на верхней палубе и служили для хранения в течение дня свёрнутых матросских коек. Шкафутные сетки находились по бортам шкафута – участка верхней палубы между фок- и грот-мачтами.
51
Фальшфейер – пиротехническое сигнальное устройство в виде бумажной гильзы, наполненной специальной смесью, которая горит ярким пламенем белого цвета.
52
Марион-Дюфрен, Никола Тома (1729 – 1772) – французский капитан, исследователь антарктических вод, острова Тасмании и Новой Зеландии. В 1772 г на Северном острове последней был обманом завлечён в западню, убит и съеден туземцами.
53
Фактически здесь мы имеем дело с примитивным воплощением идеи катамарана – судна с палубным настилом, уложенным поверх двух параллельных корпусов. Двухкорпусная конструкция современного океанского плавсредства позволяет добиться большей остойчивости, чем у однокорпусных судов сопоставимых габаритов. По словам пассажиров катамаранов, качка на последних практически не ощущается.
54
Фалреп – это «верёвки, служащие вместо поручней для входа на судно или из кают на палубу» (Примечание самого П.М.Новосильского).
55
Приём, к которому в данном случае прибегнул М.П.Лазарев – взятие в заложники туземцев при совершении их соплеменниками кражи на борту с обещанием освободить задержанных после возвращения похищенных вещей – широко использовался командирами судов в XVIII в, в частности Куком, в подобных ситуациях. Это дало современным горе-исследователям, приверженцам «антиколониальных» догм (речь идёт не столько о вчерашних ортодоксах-псевдомарксистах, сколько о нынешних неолиберальных апологетах глобализационного проекта), одно из оснований для обвинения европейских первооткрывателей островов Океании в «жестоком обращении с беззащитными (?! – вспомним лишь один из многих фактов – судьбу капитана Мариона!) людьми». Сегодняшние комментаторы книг мореплавателей и учёных XVIII – ХIХ вв заявляют, что принимавшаяся за склонность к воровству привычка полинезийцев была на самом деле следствием первобытнообщинного отношения к собственности, характеризующегося отсутствием представления о неприкосновенности чужих вещей. Не оспаривая эти утверждения, считаю нелишним заметить, что участникам дальних плаваний на кораблях, где многие нужные, а то и жизненно необходимые вещи имелись лишь в нескольких или даже в одном экземпляре, от таких этнографических справок вряд ли стало бы легче.
56
См. главу 4.
57
Поскольку в советские времена, начиная со Сталина, не было принято «бросать тень на светлые образы» наших героических (без кавычек, на самом деле) предков, в книгах «для широкого круга читателей» факты, подобные данному, как правило, замалчивались, когда речь шла о великих российских мореплавателях, и напротив, выпячивались и раздувались до размеров злодеяний испанских конкистадоров и германских нацистов, когда говорилось о мореплавателях западных. Подлинные же отчёты, дневники, записи и т.п. тех и других навигаторов были доступны лишь сравнительно узкому кругу завсегдатаев больших библиотек и архивов. Сегодня многое из этого опубликовано издательствами «Дрофа» и «ЭКСМО» и лежит на полках книжных магазинов, что можно было бы считать несомненным плюсом современного отечественного книгопечатания, не будь тиражи подобных изданий ничтожно малыми, а цены на них – непомерно высокими и повышающимися из года в год. Так или иначе, те, кому удалось эти книги приобрести, могут получить более адекватное, чем из «научно-популярных» брошюрок и художественных опусов недавнего прошлого, представление и о личностях первопроходцев морских путей, и о тех трудностях и опасностях, с которыми им пришлось столкнуться.
58
Беллинсгаузен открыл южный из трёх образующих группу островов; сейчас имя Раевского носит весь этот мини-архипелаг, а увиденный русскими остров известен под туземным названием – Тепото.
59
Считается, что первооткрывателем острова Таити стал ещё в 1606 г Педро Эрнандо Кирос, но поскольку идентификация открытых в те времена испанскими мореплавателями земель крайне затруднительна по причине искажения информации об их местоположении самими навигаторами и засекречивания сведений об этих плаваниях правительством страны, а отчёты именно Кироса вообще не отличались достоверностью (см. обо всём этом в главе 3), честь подлинного открытия острова по справедливости должна принадлежать англичанину Уоллису – подобно тому, как Колумбу принадлежит честь открытия Америки, хотя он не только не был первым европейцем, достигшим её берегов, но даже не знал, чего он достиг.
60
Уточняю, что речь идёт не об абортах, а именно об умерщвлениях уже родившихся младенцев.
61
См. главу 8.
62
Марс – первая снизу площадка на мачте парусного судна.
63
Оверштаг – поворот судна, при котором оно проходит через положение «носом навстречу ветру».
64
Это был единственный случай фактического применения участниками экспедиции оружия против кого-либо из коренных жителей Полинезии. Астроном И.М.Симонов вспоминает о случившемся на острове Моллера (Аману) после того, как его вооружённые обитатели не дали ступить на берег нашим морякам: «Когда шлюпки «Востока» и «Мирного» довольно далеко отплыли от берега, тогда женщины первые выбежали из леса на берег, даже в море по колено, и разными кривляниями, часто не очень пристойными, насмехались над неудачным посещением капитанов». Поскольку высечь аборигенок розгами было невозможно, некоторые матросы просили у Беллинсгаузена разрешения проучить нахалок выстрелами дробью из ружей, но тогда командир не дал на это согласия: в конце концов, хозяева имеют право не пустить гостей в свой дом. Здесь же, на острове Александра, видя РЕАЛЬНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ своих подчинённых, он посчитал нужным отступить от правила, которого до сих пор старался придерживаться: не прибегать к силе в общении с аборигенами.
65
Шарль Пьер, граф Кларе де Флёрьё (1738 – 1810) – французский мореплаватель, адмирал, гидрограф и политик, морской министр при Людовике XV. Дал название Берингову морю.
66
Поворот фордевинд – поворот судна на другой галс, когда корма проходит через положение, в котором ветер дует прямо в неё.
67
Гичка – лёгкая, быстроходная парадная 5 – 8-вёсельная шлюпка с транцевой (не острой, а как бы «обрезанной») кормой.
68
См. о нём в главе 5.
69
См. главу 7.
70
См. главу 7.
71
См. примечание 67.
72
Траверс (траверз) – направление, перпендикулярное курсу судна.
73
См. главу 7.
74
Каронада (карронада) – короткая чугунная пушка на неподвижном лафете.
75
См. примечания 43 и 44.
76
На этом основана сюжетная интрига одного из самых известных романов Жюля Верна – «Вокруг света в 80 дней»: «удвоение» суток позволяет вернувшемуся из путешествия персонажу успеть в клуб к предварительно оговорённому времени, выиграть пари и избежать разорения.
77
См. главу 6.
78
В этом Ф.Ф.Беллинсгаузен ошибся: в настоящее время известно 18 видов пингвинов. См. http://mirplaneta.ru/vidy-pingvinov-foto-opisanie.html
79
См. в главе 7 о хохлатых пингвинах.
80
См. примечание 47.
81
См. главу 7.
82
д’Антркасто, Раймонд Жозеф де Брюни – французский мореплаватель. В 1791 г был послан на поиски бесследно пропавшей экспедиции Жана Франсуа де Лаперуза. В путешествии его сопровождал учёный Лабинардьер. Хотя никаких следов Лаперуза эта экспедиция не нашла, она расширила знания европейских учёных о Новой Каледонии, островах Тонга, архипелаге Луизиада, Соломоновых островах, островах Адмиралтейства, Новой Британии и Ириане. 20 июля 1793 г д’Антркасто умер в Тихом океане после тяжёлой болезни.
83
Даты в дневнике Киселёва часто не совпадают с указанными в официальной хронологии экспедиции. Согласно последней, шлюпы достигли берегов Португалии 17 (29) июня и отдали якоря на лиссабонском рейде утром 18-го (30-го). Такие несовпадения возникали, видимо, потому, что Киселёв вёл свой дневник нерегулярно и иногда вносил записи в него «задним числом», уже не помня точно, когда произошло то или иное событие.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги