Книга Внутри ринга и рядом с ним - читать онлайн бесплатно, автор Владислав Владимирович Коротких
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Внутри ринга и рядом с ним
Внутри ринга и рядом с ним
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Внутри ринга и рядом с ним

Владислав Коротких

Внутри ринга и рядом с ним


Заметки тренера по тайскому боксу.

Моему папе Владимиру Ивановичу Коротких.


Благодарю за пунктуальное и бережное отношение к тексту моего редактора Сергея Кондратюка. Восхищаюсь созвучностью со смыслом книги и поэтичностью образов, предложенных моим иллюстратором Анастасией Смирновой.

Предисловие автора.


Дорогие читатели, текст, который я хочу вам представить, собран на основе материала из моего паблика «Вконтакте», так же, как и предыдущая книга «На полпути к горизонту». Это её прямое продолжение. Статьи, заметки и эссе новой книги датируются 21-22 годами. За это время я окончательно разучился разделять спортивную и не спортивную составляющие своей жизни.

Когда я берусь за какую-то спортивную тематику, чтобы найти что-то новое и интересное, понять ещё не понятое, приходится выходить за пределы спорта. Если же, наоборот, появляется тема, изначально не связанная со спортом, она так или иначе незаметно пробирается в сферу моей тренерской деятельности. Именно поэтому из множества вариантов названия, включающих «Как я научился плести монгкон», «Искусство свободных» и даже «Король короедов», я выбрал то, которое вы видите. Мир мал и един, даже то, что не находится в ринге – недалеко от него.

Я разделил книгу на несколько частей. Первая будет интересна преимущественно тренерам и спортсменам, людям, далёким от спорта, она может показаться не особо ценной. Вторая плюс-минус рассчитана на обе вышеперечисленные категории, третья и последующие могут показаться спортивной аудитории излишними. Пожалуйста, не сердитесь на меня, это, в сущности, дневник тренера по тайскому боксу, а не учебник по муай тай.

В качестве приложения к тексту я добавил план летних сборов, написанный в соавторстве с моим другом и коллегой Денисом Андреевичем Ковалем. Сборы были успешно проведены нами в августе 2022 года в Новоржеве. Этот маленький уютный город и его люди навсегда останутся в моем сердце.

Оглавление.


Методическое и педагогическое.

Публицистика.

Блокнот

Эссе

Коломяжский дневник и немного Мшинской.

* Приложение. Тренировочный план спортивных сборов в Новоржеве 2022 (совместно с Денисом Андреевичем Ковалем).


Методическое и педагогическое.


10.11.21

В работе над улучшением техники спортсмена методиста подстерегает опасная ловушка: многим кажется, что для исправления технических элементов необходимо заострять внимание только на отработке техники. Иногда вспоминают про связь техники с ОФП и растяжкой (как правило, только ног). В ряде случаев даются подводящие, что, безусловно, полезно. Вот только спортсмен как продолжал делать ошибку, так и продолжает. Что предпринять? Искать бутылочные горлышки в биомеханике и делать специализированные упражнения. Глупо учить человека правильно управлять автомобилем, если у авто спущены колеса, проблемы с рулевым или тормозом.


Приведу пример. Недавно начал работать на результат с одним из своих лучших спортсменов. Тренируемся после долгого перерыва. Сразу же увидел недостаточность вращения на кике и отсутствие глубины удара коленом, а также гипертонус спины, осложнённый небольшим лордозом. Сходили в гости к уважаемому мной специалисту по кинезиологии. Подумали. Проблема с коленом оказалась связана с ассоциированием тазобедренного сустава и поясницы. Т. е. функцию, которую на развороте при ударе коленом должен выполнять тазобедренный сустав, начинает безуспешно выполнять поясница. Лордоз и гипертонус в помощь. Боли в поясничном отделе, само собой. Для решения проблемы нашли упражнение на диссоциацию тазобедренного от поясницы.


Также решили отказаться от подводящих, где должны быть задействованы и тазобедренный, и поясница: например, колени с зарядки по мешку. Последнее очень хорошо иллюстрирует принцип работы с бутылочными горлышками, который говорит о том, что при наличии такового воздействовать на систему в целом малоэффективно, а подчас и вредно. Иными словами, если, в нашем случае, давать серии коленями на мешке, они будут выполняться за счёт поясницы, и ассоциирование продолжит усугубляться, и никаким самоконтролем над техникой эту проблему не решить.


Еще ярче принцип, обозначенный выше, проявился, когда стали искать причины недостаточности вращения. Я сразу увидел, что проблема заключается в мышцах кора… и чуть не допустил серьёзную ошибку, планируя давать спортсмену упражнения на прямые и косые мышцы живота, а также гиперэкстензию для спины. Золотой стандарт, верно? Но на первой же тренировке стало понятно, что не всё так просто. Спина оказалась замечательно развита (спортсмен иногда самостоятельно делал упражнения на неё), а вот прямые живота слабые, косые же вообще атрофированы. И работу, которую должен был выполнять пресс, во многом взяла на себя спина. Понятно откуда такой гипертонус! Само собой сформировался порочный круг: спина берет на себя функции пресса, пресс не развивается, что, в свою очередь, заставляет спину выполнять то, для чего она не предназначена. К черту гиперэкстензии! Делать спину сильнее – усугублять дисбаланс.


Разбор биомеханики спортсмена человека похож на детективное расследование. Захватывает и постоянно сталкивает с новыми парадоксами и открытиями. Подразумевает тонкую, сложную работу и изящные решения. А в результате – позволяет вспомнить эмпирическое правило, согласно которому любая продвинутая технология неотличима от магии.


Не ищите проблемы техники только в технике. Техника абстрактна, тело конкретно.


10.11.21

В обучении единоборствам (и не только) я выделяю вертикальные и горизонтальные каналы передачи информации. Вертикальные – от тренера к ученику. По горизонтальным каналам информация приходит к спортсмену из среды, в которой он находится, от других спортсменов и из медиапространства. Вертикальные каналы наглядны и осознанны, то же, что касается горизонтальных, менее понятно. Их часто или недооценивают или, наоборот, переоценивают. Существует ряд тренеров, которые работают, пользуясь лишь горизонтальными каналами. Часто это возрастные авторитеты, специалисты с большим административным или финансовым авторитетом, тренеры сборных. Многие из них в моём понимании вообще тренировать не умеют… но при этом дают неплохие результаты. Как? Формируя среду, подбирая спарринг-партнеров, устраивая сборы и т. д. Безусловно, в рафинированных случаях это скверный подход, подменяющий обучение отбором и работающий только при наличии большого потока тренирующихся. Бывает и противоположная ошибка – попытка вырастить спортсмена в вакууме, пользуясь только вертикальными связями. Такое случается в ситуации вынужденной или осознанной изоляции от спортивного сообщества и тоже редко приводит к чему-то хорошему.

18.11.21

Я не люблю капслоком, поскольку в сложившейся традиции письменной интернет-речи капслок – крик. Но сейчас буду. РАЗВИВАЮЩАЯ НАГРУЗКА НА ТРЕНИРОВКЕ НЕ РАВНОЗНАЧНА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ! Она другая, ключевую роль в ней играет отдых до восстановления и работа без потери мощности и техники. Просто копируя соревновательные протоколы и добиваясь соревновательной интенсивности, тем более – пытаясь сделать так, чтобы было "жёстче", чем в бою, построить полноценную развивающую тренировку невозможно. Глупо считать, что для того, чтобы боец не уставал три раунда на соревнованиях, ему на тренировке надо дать тридцать раундов максимально интенсивных спаррингов. Это как специально нокаутировать спортсмена на тренировке с целью предотвращения возможности нокаута в бою.


Минутный отдых между спаррингами на тренировке, как правило, недостаточен. И это касается в первую очередь хороших спортсменов, умеющих включаться по полной. Лентяи не в счёт. Моя практика показывает, что даже три-четыре раунда полноформатного спарринга с минутным отдыхом могут сместить баланс анаболизм/катаболизм в сторону последнего, сделав тренировку абсолютно бесполезной, а то и вредной.


Про механизмы получения абсолютных результатов методом отбора я уже многократно писал. Сегодня мне хочется указать на масштаб кладбища, которое остаётся после "специалистов", предпочитающих работу на износ. Влияние подобной "работы" на продолжительность жизни понятна: кто-то недоживает год, кто-то десять. Приблизительно прикинув, можно понять – в совокупности речь идет о сотнях лет за карьеру такого тренера. Поделим эту цифру на среднюю продолжительность пребывания человека на Земле – и получим десятки убитых жизней. Вполне себе чикатило получается.

03.12.21

По совету одного из моих подписчиков, начал читать книгу Кейта Кода «Искусство вождения мотоцикла». Книжка очень хорошая и может быть полезна не только мотоциклисту. В самом начале повествования Кейт указывает на то, что множество ошибок, подчас фатальных, при управлении мотоциклом вызваны проявлениями инстинкта самосохранения (сокращенно ПИС). Почему же механизм, задача которого – защищать нас, может быть так опасен? А потому, что он общий и не ориентирован на выживание отдельного человека. Его задача – оптимизировать выживаемость вида при помощи усредненных реакций, подходящих для большого класса ситуаций. Убегать от опасности – глобально весьма эффективная стратегия, но убегать от стаи бродячих собак – ошибка. В последнем случае инстинкт самосохранения выдаёт баг, не может специализироваться под конкретную опасность. В такой ситуации он становится врагом.


Заметим, что инстинкт самосохранения сформировался в природных условиях, когда множество ситуаций, с которыми встречается современный человек, просто не могли произойти. И именно в них инстинкт самосохранения готов подложить нам большую свинью.


В тайском боксе многие ошибки новичков (а подчас и не только новичков) суть те самые ПИСы (проявления инстинкта самосохранения). Например, начинающие заниматься дети разворачиваются спиной к сопернику. Инстинкт кричит им: убегай! И ребенок подчиняется. Лихорадочная попытка защититься от любого действия амплитудными движениями, низкое опускание рук при ударе в корпус и, наоборот, задирание при ударе в голову, попытка пассивно закрыться в глухой защите – все это ПИСы. Зачастую они принимают и более изощренные формы. Часто встречается, что новичок, когда его прихватят в клинче, пытается бить руками в корпус. Инстинкт диктует ему: руки свободны, корпус соперника близко, надо бить. Вот только инстинкт не знает, что удары руками с погашенной в клинче осью не принесут ущерба, и, вместо того, чтобы бороться за позицию, бить локтями и коленями, боец принимает бессмысленное и опасное решение.


Резюме следующее. Там, где инстинкту самосохранения дана свобода, он начинает творить невообразимое. И чем ближе ситуация к ситуации выживания, панике – тем более общие и не подходящие для спорта решения он будет диктовать. Миф о его парадоксальных, но правильных и тонких решениях – не более чем миф. Это достаточно грубый механизм. Именно поэтому ситуаций выживания в обучении следует избегать. А к соревновательной практике подводить человека так, чтобы он умел контролировать баги инстинкта самосохранения и игнорировал то, что он кричит ему в уши.


Да, романтизация естественных механизмов человеческой психики часто присутствует и у спортсменов, и у тренеров. Возьмем хотя бы прогностические способности. Мы все предсказываем будущее. Ежечасно, ежеминутно. И это здорово помогает! Если не помыть посуду с вечера, ее придется мыть утром, если коснуться раскаленного металла голой рукой – будет ожог. Если на рыбалке бросать в воду прикормку, это может привлечь рыбу. И так далее. Но из прогностических способностей растет немалая часть когнитивных ошибок, например «после – значит вследствие».


Попытка предсказать будущее далеко не всегда может быть полезной, подчас, даже наоборот. В тайском боксе это проявляется в форме ожидания конкретного действия соперника. Вы, конечно, сталкивались с таковым: боец напряжённо ждет миддлкик и, как следствие, пропускает хайкик? Почему? А потому что этот спортсмен свел будущее к одному варианту, и любое другое развитие событий для него будет сюрпризом. Будущего нет, и попытка придумать, а не принять его по факту может обойтись дорого.

01.02.22.

Умение или качество? Подчас этот вопрос бывает не так прост и содержит множество подвохов. Предположим, спортсмен плохо двигается. Что мы делаем? Учим двигаться. Оттачиваем навыки шагов, циркуля и тайского доскока, например. Он делает их чуть лучше, но всё одно: в бою не особо выходит… Продолжать шлифовать технику? А вот далеко не факт! Весьма вероятно, прогресс спортсмена тормозит не отсутствие умения, а отсутствие качества, в данном случае – качества, называемого проприорецепцией. Этим мудреным словом называется ощущение положения частей тела в пространстве относительно друг друга. Я уверен, что у представителей ударных единоборств для эффективных передвижений хорошая проприорецепция ног первичнее технических навыков.


Наиболее ярким примером дисбаланса между технической составляющей и проприорецепцией в передвижениях я вижу в любительском боксе и ММА. Мне регулярно встречаются боксёры, много и разнообразно двигающиеся, но раз за разом теряющие ощущение положения своих стоп в пространстве, ввиду чего пропадают упоры, на которых строится кинематическая цепь удара, появляются проблемы с балансом и защитой. Так бывает, когда отсутствие координационных качеств пытаются закрыть техническими решениями. Что такое отказ в силовых упражнениях? Невозможность выжать штангу, например? Нет. Это потеря изначально оговорённой техники исполнения. Что делается в таком случае? Уменьшается вес. С координационными навыками, полагаю, должно быть то же самое. При потере контроля необходимо уменьшать сложность и скорость .


С большим количеством оговорок можно утверждать, что специализация тяготеет к тому, чтобы ограничиваться более общими качествами/навыками. Безусловно, есть и обратная связь – специализация расширяет и общие качества. Учась технике передвижений, мы развиваем и координационные навыки в целом. Конечно же, это одна из самых важных проблем методологии единоборств: что есть частное, а что общее и с какой стороны, общей или частной, подойти к решению той или иной задачи. Конечно же, хотелось бы выстраивать баланс между ними.


Когда говорят о целях обучения спортсмена, как правило, упоминают об изучении новых приемов, соревнованиях и т. д. При этом нередко забывают о цели, без видения которой всё прочее трудно достижимо – подготовке спортсмена к последующему обучению.

15.02.22.

Во время отпуска, проезжая с другом по сельской дороге, мы увидели на поле косулю. Я очень люблю такие встречи, а косулю в природе увидел впервые в жизни. Пока доставал телефон, чтобы сфотографировать, зверюга ускакала. Было обидно, и я решил что обязательно возьму реванш. Буду заезжать в это место по вечерам, всё одно езжу после ужина кататься. Неделя-другая пройдёт, олень снова выйдет на поле, и я его сфотографирую. Я приготовился к долгому ожиданию. И это было ошибкой. Теория вероятности не интуитивна. На следующий вечер, отправившись на поле, я снова встретил косулю. И конечно же, опять не успел сфотографировать её, поскольку не ожидал, что вторая попытка будет снова удачной. Больше зверя я там не видел, хотя ездил на поле много раз.


"Фишка оленя" – это использование одного и того же приёма (как правило, нестандартного) два или более раза подряд. Очень хорошо работают в этом контексте удары с разворота, уширы, бэкфисты, сокклабы. По причине их невысокой частотности исполнения, соперник редко ожидает повтора подобного действия. И это может стать эффективным способом одержать победу.

06.04.22.

Ожидание имеет отношение к прогностической функции сознания. А это функция мощная, но склонная к разнообразным багам. В единоборствах такое случается часто. Все мы прекрасно знаем ситуацию: ждёшь удар в корпус – пропустишь в голову, ждёшь кик – прилетит тиип. Почему так? Ожидание обрезает будущее до единственного варианта, и попытка предсказания проигрывает выбору сделанному в настоящем. Будущего нет.


Методика обучения единоборствам, построенная по принципу коллекционирования приёмов, похожа на словарь, лишённый алфавитного порядка. Почему так тренировать плохо? А потому что связи. Они между всеми элементами того, что делает боксёр и его тренер. Это не гора сваленных в кучу инструментов, а живой организм, ещё точнее – биоценоз . И его части могут дружить, враждовать и взаимодействовать друг с другом ещё тысячами связей. Не учитывать их – работать вслепую с неопределённым прогнозом.

12.04. 22.

Конструирование связок, начинающихся ударом/ударами рукой с последующим киком.


В основе ударной техники рук – двухфазная маятниковая структура сильное/слабое, связанная с осевым вращением. В стойке правши сильная рука – правая. Если, встав в боевую стойку, вы вытяните руки так, чтобы они оказались под углом приблизительно под 90 градусов относительно друг друга, пространство между рук может быть названо сильным сектором. Сильный сектор определяется постановкой стоп. Там находится «пятно максимальной жесткости», о котором я многократно писал. Фактически же оно значительно правее, чем кажется. Существуют технические решения, подразумевающие уход в сильный сектор соперника, но без дела туда лучше не соваться. Одно из базовых тактических правил бойца – смещение за переднюю руку.


Передняя рука может ударить максимально жёстко только после удара задней либо уклона. Задняя рука после удара становится слабой, и для того, чтобы нанести повторный удар этой же рукой, надо сначала ударить противоположной либо потратить время на её возвращение назад. Одна фаза вращения – один темп (единица времени). Т. е. работать руками максимально жёстко на каждый темп без пауз можно только поочередно. Это, конечно, банально, но законы логики тоже банальны, при этом их регулярно не замечают. Если же я хочу начать максимально жёстко с передней, её необходимо зарядить через уклон. Например, дабблхук (сдвоенный боковой) с передней руки бьётся на 4 темпа: зарядка-удар-зарядка-удар.


В свете вышесказанного, джеб, силовой джеб и практически не отличающийся от него по механике «ложный» передний боковой первым темпом без зарядки, в конструировании построенных на вращении связок могут восприниматься как сходные элементы. Что не отрицает их принципиальную тактическую разницу. Истинным передним боковым является боковой после кросса или уклона.


Перейдем к конструированию связок.


1. Передняя рука (джеб, «ложный» боковой, силовой джеб) – задний кик. Простая и безопасная двухтемповая связка. Может выполнятся без предварительной подготовки.

2. Передняя рука – передний кик. Может быть рассмотрена в двух различных вариантах. В первом после джеба передняя нога становится задней через шаг вперёд или разножку (на месте или вперед), на что тратится один темп. Итого три темпа. Второй вариант подразумевает работу передней с места. Это очень сложно, далеко не все спортсмены это умеют, учить этому новичка до формирования хорошей техники заднего кика нельзя. При этом такая работа может быть очень эффективной. Я объясняю, что работать передней как передней лучше через лоукик или хайкик, т. к. миддлкик может оказаться недостаточно мощным. Ключевую роль в нанесении такого удара играет перенос веса тела на заднюю ногу.

3. Кросс – задний кик. Если мы хотим проакцентировать оба удара, необходимо делать однотемповую паузу для возврата руки назад. Получается связка на три темпа. При этом можно сработать на два темпа – пожертвовать жёсткостью удара рукой и ударить ногой вслед за кроссом. Это может хорошо замаскировать ваш кик. Чередование трехтемповой и двухтемповой связок может быть основой тактической синкопы.

4. Кросс – передний кик. Безусловно, все атакующие действия через заднюю руку оптимально перекрывать финтом или подготовительным действием. Важное замечание: атакующие контратакующие и ответные связки могут существенно различаться, например, контратака чаще происходит с места. При кроссе и последующем переднем кике всё происходит сходным образом, как в пункте 2, с той разницей, что двухтемповая связка, когда нога бьет с места на возврате задней руки, становится интереснее, поскольку удар ногой получается жёстче.

5. Двойка – кик. Эта и все последующие базовые связки строятся на основе четырех предыдущих пунктов. Можно заметить, что связка двойка – кик тяготеет к работе с выбором, т. е. пауза после двойки используется для того, чтобы оценить какой ногой бить, по какому уровню и какой из вариантов в контексте дистанции необходимо выбрать.

6. Кросс-хук-кик. По понятным причинам я называю это «голландской связкой». Мощнейшая трёхтемповая силовая связка, подразумевающая обусловленную работу, т. е. действие по принципу «задумал – сделал», не меняя ничего по ходу. Но и тут есть исключение. В голландской школе есть вариант исполнения на четыре темпа, когда один темп берётся для того, чтобы ударить «футбольный» лоукик со смещением.


Вот, собственно, и всё. Поняв принципы, изложенные в статье, можно самостоятельно конструировать на основе предложенных более сложные и длинные связки, если есть необходимость в этом. В ближайшее время я постараюсь написать статью, посвященную конструированию связок, начинающихся ударом ноги. В чём-то это более сложная и неоднозначная тема.

12.05.22.

Эпоха классического К-1, во многом благодаря голландской школе кикбоксинга, тяготела к тому, чтобы начинать атаки руками и добавлять к ним удар ногой. Последние двадцать лет прослеживается обратная тенденция: всё чаще спортсмены предпочитают работать в атаке/контратаке от ног к рукам. Причина этого, на мой взгляд, проста – нога длиннее. Удар ногой можно нанести с большей дистанции. Конструирование большинства связок тяготеет к принципу перехода от длинных ударов к коротким. Именно поэтому характерна работа от руки к локтю/колену, а не наоборот.


У начала атаки через кик есть свои слабые стороны. Удар ногой более энергоёмок, чем удар рукой, защититься за счет передвижений после него сложнее, в он целом заметней. Остановимся на последнем. Чтобы эффективно реализовывать атаки, начинающиеся ударом ноги, есть два способа: хитрый и простой. Хитрый заключается в том, чтобы перекрывать удар ногой финтом (рукой, ногой, передвижениями). Простой – бить настолько экстремально жёстко и быстро, что все контратаки и большинство защит становятся исключительно сложными. Характерный пример – размен миддлкиками в традиционном муай тай.


Перейдем к конкретике. Связки, которые будут разобраны ниже, по умолчанию сконструированы для двух спортсменов, преимущественно работающих в стойке правши. Начало атаки хайкиком – в целом не характерное действие, рассматривать его мы не будем.


1. Лоукик передней ногой (внутренний лоукик) – двойка/кросс. Лоукик может делаться через шаг задней со сменой стойки, небольшой подшаг задней, через разножку или с места. После постановки ноги, в случае необходимости, делается шаг передней-приставка и наносится двойка или кросс. Внутренний лоукик недооценён. От него сложнее защититься (хотя бы потому, что этому меньше учат), внутренняя поверхность бедра более болезненна, лоукик передней ногой позволяет сохранить стойку и хороший баланс, что дает плюсы к защите в том случае, если соперник попытается перехватить инициативу. И, что наиболее важно, внутренний лоукик при качественном исполнении разбивает стойку соперника, что повышает результативность в случае продолжения атаки.


2. Миддлкик передний ногой – двойка/кросс. В данном случае, скорее всего, бить с места (есть исключения) уже не актуально – не хватит жёсткости для нанесения серьёзного ущерба. Наиболее актуальный вариант – это так называемый свитч-кик – удар через разножку. Он может быть замаскирован джебом или накладкой протянутой передней руки (такой вариант мне нравится больше). Да, для подготовки переднего лоукика они также используются. Дистанция переднего миддлкика короче, чем дистанция лоукика, поэтому джеб в двойке в такую дистанцию может не уместиться, и более актуальным становится продолжение через кросс. Хорошо нанесённый миддлкик нередко заставляет соперника опустить руки, что подготавливает переход на верхний уровень. Этим же обуславливается эффективность повторных связок от миддкика к ударам в голову.


3. Лоукик/миддлкик задней ногой – кросс. Связка может исполнена на два или три темпа. В первом случае кросс наносится на возврате ноги назад, и механика удара напоминает механику супермен-панча. Безусловно, для того, чтобы сделать двухтемповую связку, приходится пожертвовать жёсткостью удара ногой. В ряде случаев это оправдано. Если есть необходимость проакцентировать оба удара, придётся потратить один темп на постановку ноги и нанести удар рукой после этого. Как и в прочих случаях, когда появляются сходные по составу двухтемповые и трёхтемповые связки, прекрасно работает синкопирование т. е. их последовательное чередование.