Он расслабился. Сказались, естественно, и плотный ужин, и окружающая обстановка в гостях у друга. «Это же надо!– говорил он себе, -это же надо так случиться, чтобы было все хорошо!, -Хорошо, что мы, наконец выбрались и поехали к Степану, Хорошо, что у него хозяйство такое добротное, живое, надежное, Хорошо, что он и его жена, Ольга, сестра моя, такие добрые, порядочные и честные люди, действительно настоящие друзья, на которых всегда можно надеяться и положиться. А какой стол для нас приготовила Ольга! А вино у Степана, от Леонтьевских виноградников – просто чудесное! И вообще как Хорошо, что Судьба нас со Степаном свела вместе еще с детских лет! Говорят, что хорошего много не бывает, но что-то слишком много у нас этого самого хорошего, даже опасаться начинаешь, ничего ведь бесконечного не бывает.
И все же – надо думать, как Степана с семьей из этой берлоги выводить на люди. Подходит пора детей отправлять в школу. Ольге тоже эта лесная, оторванная от мира жизнь,– уже каторгой кажется. Были хотя бы в Слободзее, а так, вроде бы и рядом, а, похоже, как за сто верст находятся. Жалко хозяйство Степана, без него – оно сразу развалится. Был бы сын постарше –оставил бы Степан его вместо себя. А так- когда это еще будет, да и вряд ли согласится сын там жить, да еще и хозяйство вести. Надо думать и надо действовать. И не когда-нибудь, когда уже припечет, а сегодня, пока все на ходу. Если Степан приедет на Крещение –надо с ним обязательно и серьезно поговорить»– думал Семен, умиротворенно скользя взглядом по пробегающим мимо усыпанным снегом кустам, похожим на белые копны и свисающим почти до головы Ворона, таким же набитым снегом, веткам деревьев.
По времени – они уже находились недалеко от края леса. Семен чуть было не задремал, тишину нарушал лишь приглушенный снегом на дороге, топот копыт Ворона. И вдруг- резкая остановка, конь уперся четырьмя ногами, а потом встал на дыбы, захрапел, задрожал всем телом, захлопал ушами и громко заржал. Семен чудом не вылетел вперед под сани, судорожно ухватившись за доску, на которой сидел. Если бы доска не была прибита – могло быть много неприятностей для всех ехавших в санях пассажиров. Закричала проснувшаяся Мария, Ксения взяла её на руки, начала успокаивать. Непонятное мгновение прошло и тут, – в темноте, слева по ходу, совсем рядом, раздался отвратительный по звуку и страшный по сути, вой…. Один, за ним -второй, третий….
«Волки!– мелькнуло в голове Семена, -а в руках один кнут…». Был бы он сам,– наверное, испугался бы больше. Но за его спиной, в санях – Ксения и Мария!. Действовал инстинктивно, не рассуждая, перехватил подальше вожжи, дернул за них и сделал то, что, чего никогда раньше с Вороном не делал , -полоснул его по спине тяжелым кнутом, одновременно крикнув: «Но-о!» и, в сторону Ксении: «Держись! Лягте на днище!». Ворон от боли и обиды, ставший в начале на дыбы, видимо тоже прочувствовал ситуацию, сорвался с места в галоп и понесся по дороге к выходу из леса. Когда сани вылетели на поляну, Семен увидел, ориентируясь по горящим глазам, несколько волков, которые бежали из леса наперерез саням.
Подгонять Ворона не было необходимости, он выдавал все, что мог и даже больше. Сани проскочили место «встречи» раньше волчьей стаи на каких-нибудь 15-20 метров. Нашим героям дважды повезло в том, что на снежной поверхности, за несколько часов, после того, как снег перестал идти, образовалась тонкая корка, не крепкий «наст», как после сильного мороза, на котором волки не проваливаются, а именно –корка, которая не давала им бежать, сдерживая скорость движения, и, кроме того, когда они «промахнулись» с санями и начали преследование, им пришлось догонять сани только по дороге, так как обгон им не позволяла сделать та же снежная «корка».
Опасность не миновала, просто какой-то момент был нашими путешественниками выигран. Ворон, хотя и летел с за предельной для него скоростью, но волки, растянувшись цепочкой – догоняли. Когда Семен увидел, что один из бегущих волков, приблизился к саням метров на двадцать, то крикнул Ксении: «Бросай быстрее вертуту на дорогу!». Ксения развязала узел с подарками и бросила на дорогу печеную, вкусно пахнущую вертуту. Это позволило выиграть несколько драгоценных секунд –волки сгрудились над вертутой, но, видимо вегетарианская пища им не понравилась и они продолжили погоню.
Через минуту, такой же трюк повторили и с другой вертутой – волки опять остановились, окружили «подарок», может быть, решили попробовать, но один из них, возможно вожак, бросив остальных, бросился все-таки догонять сани. Видимо был любитель конины. Главной целью волков в такой ситуации, являются –лошади, люди – это уже потом, по необходимости….
И вот здесь Семен, в одном действии, выплеснул все, что у него накопилось внутри за эти несколько минут:– отчаяние, злость, заботу, радость, надежду, разумную уверенность и Силу. Он смотрел, как волк постепенно догоняет сани, бежит, опустив голову, раскрыв пасть и тяжело дыша. Семен встал на санях во весь рост, держась за вожжи, подошел поближе к Ксении и с размаха, опустил плетенный кожаный кнут на голову волка. Тот пару раз кувыркнулся через голову, но бежать сразу не смог, так как на него налетели бежавшие сзади собратья и устроили волчью «кучу-малу». Главным действием этой минуты было то, что сани вылетели на берег Днестра, такой ослепительно белый, открытый, а главное- такой желанный….
Лед был под небольшим слоем снега. Недалеко от берега, блестело пятно чистого зеленого льда, Ворон инстинктивно взял правее, по снегу, сани юзом пошли по льду, чудом не опрокинулись, но все обошлось благополучно и через минуту, лошадь с санями пересекла по льду реку и поднялась от места летнего пляжа, вверх по улице, ведущей к центру села. Волки на реку не вышли. Наверное -устали….
А как приятно было Семену и его семье слушать лай сельских собак, крики петухов и веселые песни односельчан, расходящихся по домам, после рождественских «вечерей»!. Все это было гораздо приятнее волчьего воя в темном лесу.
Когда въехали в село, Ворон успокоился, Семен пустил его шагом до самого дома, причем по главной улице, хотя можно было бы где-то и сократить путь. Теперь его самого начала бить дрожь и до самого дома не отпускала. А дома- лежат без дела -несколько первоклассных охотничьих ружей….Ну, -кто же знал, что такое может случиться!. Семену очень тяжело и обидно было вспоминать прошедшую «вечерю», а о возможных последствиях – вообще было страшно думать. Он никому ничего подробно не рассказывал и наказал Ксении – не распространяться об этом. Решил просто поставить в известность Степана, а там они уже сами решат, как быть с теми волками, они же никуда не делись, где-то там, в лесу и прячутся и может быть – не одна стая….Надо, чтобы он, да и другие люди, пользующиеся той дорогой, имели это в виду.
Ксения легла спать с Марией, боялась, что та сильно испугалась и не сможет заснуть. Но все обошлось благополучно, полусонная дочка сказала, что ей приснился какой-то нехороший сон, будто бы собаки выли и бегали по дороге, но отец их прогнал. Сказала – снова уснула. Ксения все же не пошла к себе, а обняла нежно дочку и прилегла к ней.
Семен, отошедший от всего пережитого, лежал на кровати, отгоняя настойчиво набегающие мысли: « А что, если бы???… Может действительно надо было послушаться кума и не выезжать в ночь через лес?…А ведь я и не подумал ружье захватить с собой. Да кто же мог эту пакость предвидеть! Давно таких случаев в округе не было, надо будет и с волостным начальством поговорить, да прочесать лес от Кицкан до Чобруч на той стороне. Это волки «наши», здешние, не пришедшие откуда-то, а у Степана скот, считай, круглый год по лесу пасется. Что угодно может быть. Да и люди постоянно через лес ходят, часто женщины с детьми. Нет, -надо навести порядок в этом вопросе и как можно скорее, пока беды не приключилось».
Сон долго не приходил. « А ведь и в этом что-то есть!– вдруг пронеслось в голове-«не просто все так нормально обошлось, и не просто так совпало! Ведь и волки могли выйти на дорогу раньше и встретить нас еще в начале пути, и конь мог споткнуться, да и я, убаюканный тишиной, мог бы задремать, а кума Ольга могла бы свои знаменитые вертуты, нам в дорогу не положить. Все могло быть, но ведь так не стало!. Значит, нам кто-то помог, о ком мы не знаем и можем только догадываться. Будем считать, что помогло Чудо. А если это Чудо, то это уже не по нашей части, это уже откуда-то Сверху, скорее всего!».
–Семен не был фанатично верующим, но соблюдал все положенные правила поведения православного верующего человека, а главное –верил, что Бог для него существует – и где-то на небесах, и -частичкой – в нем лично. Поэтому- все то, что с ними случилось и как оно закончилось, это и есть та, незаметная неразрываемая соединительная нить, между тем, кто Наверху и тем, что находится у него внутри, в душе и сердце. «Спасибо тебе, Господи!»– невольно прошептал он в сторону угла, где висели иконы, -«я тоже в долгу не останусь, ни перед Тобой, ни перед людьми!».
Последнее, о чем он подумал – надо обязательно зайти на днях в церковь, поговорить с батюшкой, что он скажет по поводу посещения Святой Земли. Страшный случай в лесу и счастливое его завершение, как бы напомнили, что видимо, -пришло время исполнить желания отца и деда, да и самому лично прикоснуться к святым для всех нас вещам и с благодарностью походить по земле, по которой ходил Святитель и его последователи. В проповеди батюшка как-то упоминал, что в молодости побывал в Иерусалиме, может быть расскажет, как это все делается, именно в плане паломничества,– насколько реально возможно побывать там, – и что для этого надо; после этого Семен как-то сразу провалился в сон.
Глава вторая
Наутро после «старого Нового года», Семен пораньше завез своих продавцов на базар, с товаром на сегодняшний день, дал кое-какие поручения Акиму, отвечавшему за торговлю в базарные дни, и подъехал к церкви. Заутренняя служба уже завершилась, церковный сторож сказал, что батюшка совсем недавно оправился домой. Семен долгие годы общался по жизни с настоятелем сельской церкви, еще с тех пор, как молодой тогда еще священник, прибыл в село после учебы в духовной семинарии и кратковременной службы в одном из одесских храмов. Одно время Семен со Степаном, даже пели в церковном хоре, неоднократно приходилось общаться с батюшкой при проведении различных культовых мероприятий, короче говоря, друзьями они не были, но настоящими товарищами -были точно. Поэтому Семен, без всякого стеснения, подъехал к дому, который стоял отдельно, за церковной оградой, в нем жил настоятель с семьей, и- постучал в дверь.
Батюшка сам вышел на крыльцо; увидев Семена, приветливо поздоровался и пригласил в дом. Когда Семен разделся – предложил ему легкое плетеное кресло, попросил вышедшую в прихожую жену, сообразить им два стакана чаю с бубликами, а потом спросил: «Что-то случилось, Семен?», понимая, что тот просто так не побеспокоил бы, тем более дома. « Да ничего особенного не случилось -ответил Семен, – пришел к вам посоветоваться по одному богоугодному делу, но не успел к концу заутрени, пришлось потревожить дома, простите меня, пожалуйста».
«Семен, какие могут быть извинения у нас с тобой, сколько лет знаем друг друга, сколько и отец твой, да и ты, помогали нашему приходу, один только Бог да мы знаем. Тем более, я уверен, что ты ко мне не просто чай зашел попить»-заинтересованно проговорил батюшка, усаживаясь напротив Семена, в такое же плетенное из ивовых веток, кресло. –« Слушаю тебя».
Семен был практически ровесником батюшки, даже на год или два, старше его по возрасту, но за все время их знакомства, называл его только на «вы» – «батюшкой», а тот, один на один- всегда называл его Семен, а при людях –«сын мой» или ко всем –«дети мои».
Он рассказал об инциденте с волками в «святой вечер», о чудесном спасении его семьи, о том, что и отец его, и дед, мечтали посетить Святую Землю в свое время, а недавно его друг, Степан, узнал – вроде бы в Тирасполе прошел слух, что в этом году, паломничеству на Святую Землю, будет уделено особое внимание. Вот и решил посоветоваться по этому вопросу.
«Помнится, – сказал Семен, – как-то вы рассказывали, что бывали в тех священных местах; вот и у меня появилась мысль о паломничестве туда же. Расскажите, хотя бы в общих чертах, что это за паломничество, как все это происходит, и по времени, и по затратам, да и по человеческим возможностям, в конце концов. Что вам известно по этому новому году, почему вдруг он будет особенным для российских людей-паломников. Я хочу узнать, что и как, а потом уже буду агитировать моего кума и друга детства- Степана, вы его хорошо знаете. Собственно говоря – это он и поднял эту тему, когда мы возили к ним «вечерю». Он тоже обещал узнать какие-то подробности у своего родственника, служащего в уездной управе, по этому вопросу. Время идет быстро, скоро весна, много работ ожидается, поэтому надо определяться уже сегодня. Если решим- будем готовиться».
Батюшка внимательно выслушал Семена, прихлебывая чай, а потом сказал: « Я вот что скажу тебе, Семен- это очень похвально, что у вас со Степаном появилась такая мысль. Посетить Святую для каждого православного человека, Землю, где появился на свет Спаситель наш, по которой он ходил, где совершал свои чудесные деяния и где перенес такие страдания за всех нас, живущих на земле- это не только Желание, это большая Честь и великая Награда. И её удостаивается далеко не каждый, даже истинно верующий. Много ты знаешь в нашем довольно большом селе людей, посетивших то святое место?. Я, например, – никого не знаю, кроме себя самого, имевшем счастье там побывать в молодости, еще в годы обучения в духовной семинарии. Это действительно Счастье, Семен. И оно меня согревает и поддерживает уже более двадцати лет».
«Все это далеко не так просто»-продолжил батюшка, – но вполне осуществимо. Первое и главное, что при этом необходимо – это Вера. Вера в Бога нашего и Вера в то, что это тебе сегодня нужно, Необходимо. Чувствую, у тебя желание посетить Святые для всех нас христиан места- появилось не сегодня. Просто случай в лесу, как-то подтолкнул тебя на осуществление этого давнего желания. Что ж, очень похвально, и я не вижу причин, которые бы помешали тебе осуществить такое паломничество. Если не секрет – как ты это видишь во времени и сам думаешь отправиться или еще с кем-то?».
« Я пришел к вам узнать о паломничестве на Святую Землю, хотя бы в общих чертах, как у человека, там побывавшего, а потом, думаю – будем советоваться с моим другом и кумом – Степаном, уже более подробно, с учетом обстоятельств, но желательно – в этом году. Сколько по времени может занять такая поездка?».
«Знаешь ,Семен, судить по времени паломничества в общем –практически невозможно, здесь все определяется двумя основными способами: – или каждый решает самостоятельно, исходя из своих возможностей –физических, временных и материальных, или , как было с нами -семинаристами, где основные вопросы были заранее обозначены, расписаны и нам доведены к исполнению.
Сроки паломничества, исходя из того, что я сказал, могут быть абсолютно разнящимися , от наименьшего (до двух месяцев) и – до нескольких лет. Отдельные люди всю жизнь собирают копеечку на эту поездку, пешком добираются до пароходных пристаней, откуда идет сообщение со Святыми местами, с великими трудами добираются туда, и что ж ты думаешь, они через неделю, будут домой возвращаться?. Некоторые вообще не возвращаются! Я как-то читал в церковных ведомостях , что к примеру, за 1893 год, на Святую Землю, прибыло 2905 паломников, а убыло за год –только 1273. Ну, пусть там какие-то переходящие были люди, не попавшие в учет в конце- начале годов, но все равно,– немалое число есть и таких что остаются там навсегда. По разным причинам.
Наибольшими проблемами были и пока есть и сегодня, – Дальняя дорога, все-таки более двух тысяч верст, морем, и – Безопасность, как на всем пути следования туда и обратно, так и там, на месте ,в Палестине. Да и условия передвижения паломников – далеко не лучшие. Конечно, сегодня далеко не те условия, что были в то время, когда мы ходили туда, тем более, для тех, кто паломничал еще раньше, когда людей возили в трюмах, вместе с грузами. Сегодня по этой линии ходят так называемые «грузо-пассажирские» суда, но все равно условия для пассажиров на них, далеко не лучшие.
Для хозяев пароходного Общества, пускать по этой линии чисто пассажирские суда, более, чем невыгодно, по той простой причине, что более 97% наших паломников –малоимущие мещане и крестьяне, которым каюты 1-го и 2-го классов – не по карману, они обходятся «групповыми» приспособленными местами – в трюмах и на палубах. А когда во главе внимания –стоит груз, то люди (пассажиры) отходят на второй план и только огромное желание –доплыть, попасть на Святое место, прикрывает все неудобства передвижения.
Надо добавить сюда и погодные явления. В открытом море –часто налетают вихри, штормы, другие непредвиденные обстоятельства. А еще –каждый встречный, -будь-то грек-монах, лодочник –араб или бандит-бедуин, уже в Палестине, стараются тебя заманить, обмануть, обсчитать или просто грубо ограбить. Короче говоря,– надо быть готовому ко всему; к сожалению -большинство людей , встречающихся на всем пути паломника туда и обратно, считают это самое паломничество, «золотой жилой», которую можно (и нужно) разрабатывать бесконечно. Причем, это относится и к тем, кто правит всеми этими процессами, делает на этом большие деньги, и к тем, кто подбирает после них «объедки»(от перевозчиков всех видов и торговцев–до бандитов на дорогах).
Из получаемой по линии церкви информации, надо признать, что за последние 25-30 лет, в Палестине очень много сделано для улучшения размещения и пребывания русских паломников. Построено несколько храмов , специальных «подворий» для проживания, больница, торговая лавка, баня, ряд других объектов. Все эти вопросы сегодня -на контроле императорской семьи и курируются непосредственно братом нашего императора. То есть паломничество в российской жизни – заняло, наконец, свое достойное место. Но- далеко не все вопросы этого доброго движения решены, а главная проблема в том, что Святые для нас места, находятся далеко, в других, и не всегда дружественных России, государствах, с другой главенствующей религией и мы не всегда можем положительно влиять на эти процессы.
Так что, Семен, намерение стать паломником – смелое и достойное решение, и я верю, что у тебя с другом, это получится и будем мы иметь в селе своих людей, которые привезут нам из Святой Земли, что-то новое, необычное, а главное –принесут в село и в нашу церковь, свои следы от посещения библейских мест и прихожане услышат рассказы о них, тех местах, не из уст штатных священников, а от своих односельчан, а это уже дорогого стоит. И еще. Церковь, в общем, не занимается вопросами паломничества, мы их только наблюдаем, интересуемся, ибо сами являемся потенциальными паломниками. Такие вопросы сегодня курирует Императорское Палестинское Православное Общество. Насколько мне известно, оно в этом году отмечает свое 25- летие, поэтому и внимание к этому событию, да и к паломничеству вообще, именно в этом году, так повышено. Скорее всего, к Юбилею, будут изданы какие-то исторические и справочные материалы; ну, год только начинается, так что – посмотрим. А вы, Семен, если определитесь со Степаном, – приходите, обсудим этот вопрос дополнительно».
Семен поблагодарил батюшку за информацию и советы, и отправился домой. Рассказал Ксении о посещении батюшки в его доме, о его информации про паломничество еще в молодые годы и его предостережениях о том, что может ожидать паломников на пути к Святым местам , по разным направлениям.
Ксения очень любила, уважала и ценила своего мужа. Они познакомились четверть века назад, в Одессе. Семен и Степан тогда учились в училище, на сельскохозяйственных курсах. Семен – по линии агрономии – полеводства, Степан – в параллельной группе – ветеринарии-животноводства. Их отцы- достойные, крепкие хозяева, оба Никиты, часто ездили в Одессу торговать различной сельскохозяйственной продукцией, естественно проведывали сыновей, завозили им «подкормку», интересовались как идет учеба и т.д.. Никита, отец Семена, познакомился при торговых операциях с отцом Ксении, известным в Одессе купцом, занимавшемся коневодством и поставкой продовольствия армейским частям.
Постепенно они стали компаньонами и долгое время вместе работали. Однажды Никита (отец Семена), посещая дом компаньона в одесской Слободке, взял с собой Семена. Там Семен и Ксения впервые увидели друг друга и – полюбили. На всю жизнь. Через год, Семен, уже окончив курсы, стал помогать отцу, уже как специалист, а когда Ксения окончила педагогическое училище, – они поженились, и она переехала в дом Семена, легко поменяв Одессу на Слободзею. Через год у них родился сын – Фома. Сегодня отца Семена давно уже нет, а сын живет отдельно, со своей семьей, здесь же, в селе. «Под крылом» отца ходить не желает и ведет свое хозяйство.
Удачно получился и другой семейный союз, Степана и Ольги. На свадьбе Семена и Ксении, Степан, естественно, был доверенным лицом жениха, «свидетелем», а «свидетельницей» со стороны невесты, -была Ольга. Мало того, что она была дочерью старшей сестры отца Семена –Никиты, которая жила в Одессе, Ольга к тому же вместе училась с Ксенией в педучилище и даже -в одной группе. В результате –«свидетели», через год- тоже обвенчались….
Ксения очень внимательно выслушала рассказ Семена, осталась довольна полученной информацией и как-то внутренне почувствовала, что Семену действительно надо поехать туда, к Святым местам и уже там, поклониться и поблагодарить Бога за все, в том числе и за благополучное их возвращение от кумовьев, в тот такой тяжелый «святой вечер».Сказала об этом Семену, он благодарно обнял её и прижал к себе, как в годы молодости. «Приедет Степан – поговорим с ними вместе, может и он что-то узнает у своего родственника в Тирасполе» – сказал Семен и поехал на базар забирать своих «торгашей».
В субботу, 19-го января, в день Крещения Господня, Степан с Ольгой, подъехали утром к усадьбе Семена, а потом уже все вместе отправились в церковь, «освятить» воду. Батюшку отвлекать не стали, просто поздоровались, сказали, что в другие дни заедут, посоветуются, и поехали домой. Дома, сидя за столом, Семен подробно рассказал гостям о том, как они добирались домой, в ночь под Рождество, как помогли им вертуты Ольги, и как он опробовал, подаренный Степаном новый плетенный кожаный кнут.
«Теперь, уже можно с нас смеяться- невесело произнес Семен, – но в тот вечер, нам было не до смеха!». «Да-а-а, – протянул Степан, – озадачили вы меня, кумовья. Не зря у меня в санях всегда ружье лежит и коробка патронов, правда, с заячьей дробью. Придется взять еще коробку с картечью. Но больше ты, Семен, от меня не отговоришься, в ночь теперь никогда не выедете, да и мы, если что -тоже».
Не спеша, закусывая, разговорились о холодной погоде, о разных семейных новостях, а потом Семен поведал о своем разговоре с батюшкой, по поводу поездки на Святую Землю.
« Я не стал вдаваться в какие-то подробности», – начал Семен», – «просто спросил о некоторых общих положениях, так, вскользь; ты знаешь, что батюшка был еще в молодости в Палестине, а еще я ему сказал, что у тебя тоже мысль появилась о паломничестве и, что ты постараешься что-нибудь выяснить по этому вопросу у своего родственника, в Тирасполе».
«А я- и выяснил»– подключился Степан, -«и кое-что узнал. Это раньше было очень беспокойно посещать Святые Места нашим паломникам. Вопросов и сегодня там хватает, плохо решаемых, но уже довольно много сделано в первую очередь – по самому важному – как раз для передвижения по морю; от Одессы до Палестины ходят большие пароходы, от специально созданной для этого русской компании. Если раньше паломники от морской пристани, шли в Иерусалим пешком 60 верст, то сейчас там построили железную дорогу. А-главное – возле Иерусалима и в других местах, оборудовали помещения (подворья) для размещения прибывающих паломников, которые раньше мыкались по съемным арабским ночлежкам. А сейчас там есть и баня, и прачечная, и свои храмы, и торговая лавка, не надо покупать в три дорога то, что необходимо и для жизни там, да и для подарков домой».
«Мало того- продолжал Степан – сегодня все руководство паломническими вопросами взяло на себя Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), оно как бы отделено и от государства, и от церкви, вся недвижимость в Палестине – теперь принадлежит ему. Хотя, конечно, деятельность его чисто убыточна, но его поддерживает императорская семья и -специальные пожертвования из разных губерний России. Именно Общество, удешевило проезд паломников на поездах и пароходах, но только для тех, кто передвигается по специально применяемым «Паломническим книжкам».
Например, стоимость обычного билета на пароход по морю от Одессы – до Яффы, это город такой в Палестине , туда и обратно, стоит 41 рубль, а для паломника по «Книжке» -24 рубля, то есть, почти в два раза меньше. Предусмотрено еще ряд льгот для владельцев «Паломнических книжек»: – Загранпаспорт (обычный), к примеру, стоит 10 рублей, а для паломника –всего 50 копеек на полгода, ну и так далее…. В этом году Обществу исполняется 25 лет , поэтому и внимание к паломничеству повышено. Основные торжества, конечно, будут в Иерусалиме и Петербурге, но и для всех паломников этого года, на Святую Землю, будет что-то сделано дополнительно: что-то будет доделано, что-то -издано из печатной продукции, появятся новые паломнические маршруты и т.д.. В общем, год, подходящий для такого славного начинания, как поездка на Святую Землю. Как ты думаешь, кум? – обратился он к Семену- решимся мы на это?».
«По правде говоря, я не против –согласился Семен, -только , как это все осуществить практически?».
«Я отдельные моменты выяснил в Тирасполе ,–сказал Степан. –« Надо нам получить от нашего уездного исправника Свидетельства о неимении препятствий для выезда за границу. Для этого надо представить наши паспорта (виды на жительство) от нашего волостного управления – в уезд. Все это поможет сделать мой родственник, работающий в уездной управе. На основании того Свидетельства и наших местных паспортов, перед выездом, сможем получить заграничный паспорт, уже в Одессе. Там же, в Одессе, надо выкупить, только лично каждому, -Паломническую книжку, у специального уполномоченного представителя ИППО; внутри которой будут находиться билеты на пароход и на поезд, там, на месте, до Иерусалима,– туда и обратно , а также – отрывные талоны по отдельным остановкам. Эта «Книжка» и есть на сегодня- главный документ Паломника.
Для нас- это проще. До Одессы -мы сами доберемся, в отличие от тех , кто прибывает издалека, из других губерний, с пересадками, остановками и т.д.., по так называемым губернаторским «Проходным билетам». Нам нужны только билеты на пароход и до Иерусалима- на поезд, туда -обратно. Я примерно узнал, во что по минимуму обойдется нам такая поездка, осталось только решить, на какой срок нам можно рассчитывать, да и, – Степан улыбнулся- поедем ли мы вообще!?. И когда?!. Для меня более удобно было бы использовать апрель –май месяцы. В половодье нашу усадьбу зальет водой, примерно на это время; раньше конца мая, земля не высохнет, так что за полевые работы беспокоиться нечего, а с животными –мои ребята справятся и без меня. Корма есть, вода есть и будет, да и по мелочам все вроде бы есть в достатке. Переживут не только те два месяца, надеюсь. А вот –как у тебя по времени складывается?» -обратился он к Семену, – «Когда ты, примерно смог бы поехать, уже зная мои возможности?».
«Да я, кум, – ответил Семен, – я могу отлучиться на два месяца, когда угодно. Команда у меня давно сработалась, каждый знает свое дело и не просто отрабатывает время, а работает на общий результат, зная, что в случае успеха или неудачи в целом по хозяйству, он не будет обойден вниманием. Да и Аким – для меня не просто помощник, он достаточно грамотный, опытный и ответственный управляющий. Тем более – выросли вместе на одной улице. Я ему абсолютно доверяю и за хозяйство могу быть спокоен. И Ксении с дочкой –тоже нечего бояться, вон у неё какие добрые помощницы в доме. Да, думаю и Ольге с детьми, желательно было бы во время нашего отсутствия, пожить у нас в доме. Тут все-таки большое село, люди, больница и многое другое, пусть и не такое, как в городе, но есть. Да и Ксении с Маней, было бы веселее. А то ваш хутор зальет водой, мало ли что может быть за это время, поэтому- лучше – как лучше. А здесь как раз – лучше переиграть, чем не доиграть.
Вопрос здесь – в другом: что мы желаем получить от этой поездки, это раз и что вообще для этого надо, это два; ведь не только намерение прикоснуться к чему-то великому и святому, или что-то увидеть и услышать прямо там, на библейском месте. Да, это главное, но, думаю, если мы решим поехать, то надо заранее определиться, еще здесь, -где мы хотим побывать обязательно, от этого будет зависеть срок нашего там пребывания , а от него – пойдет все остальное. Раз уж мы отталкиваемся от памяти и пожеланий наших предков, отцов и дедов, которые очень хотели побывать на Святой Земле, но не успели, то давай с этого и начнем, свяжем вместе наши и их пожелания и определимся с будущей программой нашей поездки. Что ты думаешь по этому поводу, Степан?».