Книга Цитаты из русской литературы. Справочник. 5500 цитат от «Слова о полку…» до Пелевина - читать онлайн бесплатно, автор Константин Васильевич Душенко. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Цитаты из русской литературы. Справочник. 5500 цитат от «Слова о полку…» до Пелевина
Цитаты из русской литературы. Справочник. 5500 цитат от «Слова о полку…» до Пелевина
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Цитаты из русской литературы. Справочник. 5500 цитат от «Слова о полку…» до Пелевина

☐ Блок в 20 т., 5:11


223. Революцьонный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!

«Двенадцать», 2.

☐ Блок в 20 т., 5:12


224. Пальнем-ка пулей в Святую Русь <…>!

«Двенадцать», 2.

☐ Блок в 20 т., 5:12


225. Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови – / Господи, благослови!

«Двенадцать», 3.

☐ Блок в 20 т., 5:12

Образ «мирового пожара» восходит к античным стоикам. «Мировой пожар» – заглавие стихотворения Ф. Н. Глинки (1830). Ср. также у Ф. Ницше: «Павел <…> угадал, что при помощи маленького сектантского движения христиан можно зажечь “мировой пожар” <…>, суммировать в одну чудовищную власть <…> все тайно мятежное, все наследие анархической пропаганды в империи» («Антихрист» (1888; опубл. в 1895), разд. 58).

☐ Ницше Ф. Собр. соч. в 2 т. – М., 1990, т. 1, с. 688. В публицистике времен Первой мировой войны «мировой пожар» стал обозначением мировой революции.


226. Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи!

«Двенадцать», 7.

☐ Блок в 20 т., 5:16


227. Стоит буржуй, как пес голодный, / Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный, / Стоит за ним, поджавши хвост.

«Двенадцать», 9.

☐ Блок в 20 т., 5:17


228. Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюгá, ой, вьюгá!

Не видать совсем друг друга / За четыре за шага!

«Двенадцать», 10.

☐ Блок в 20 т., 5:18


229. …И идут без имени святого.

«Двенадцать», 11.

☐ Блок в 20 т., 5:18


230. Так идут державным шагом.

«Двенадцать», 12.

☐ Блок в 20 т., 5:20


231. В белом венчике из роз – / Впереди – Исус Христос.

«Двенадцать», 12.

☐ Блок в 20 т., 5:20

ПРОЗА


232. * Есть еще океан!

«Дневник», запись 5 апр. 1912 г..

☐ Блок в 8 т., 7:139

«Гибель “Titanica”, вчера обрадовавшая меня несказанно (есть еще океан)».


233. Требуется действительно похоронить отечество, честь, нравственность, право, патриотизм и прочих покойников, чтобы музыка согласилась помириться с миром.

«Дневник», запись 4 марта 1918 г..

☐ Блок в 8 т., 7:329

У Н. Гоголя: «Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?» (→ Г-264)


234. Сегодня я – гений.

Записная книжка, запись 29 янв. 1918 г., после завершения (вчерне) поэмы «Двенадцать»

☐ Блок А. Собр. соч. в 6 т. – Л., 1981, т. 3, с. 626


235. Интеллигенция и революция.

Загл. статьи («Знамя труда», 19 янв. 1918)

Так же называлась статья П. Б. Струве в сб. «Вехи» (1909).


236. …Дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!

«Интеллигенция и революция».

☐ Блок в 8 т., 6:20

Согласно Платону, Сократ слышал во сне слова: «…Твори и трудись на поприще муз» («Федон», 60e; пер. С. П. Маркиша).

☐ Платон. Соч. в 4 т. – М., 1994, т. 2, с. 10. В версии Ф. Ницше: «Сократ, займись музыкой!» («Рождение трагедии из духа музыки», разд. 14, пер. Г. А. Рачинского).

☐ Отд. изд. – СПб., 2000, с. 141.


237. Крушение гуманизма.

Загл. статьи-доклада, прочитанного 16 нояб. 1919 г. в Вольной философской ассоциации (Петроград)


238. О назначении поэта.

Загл. статьи (речь в петроградском Доме литераторов в годовщину смерти А. Пушкина) (1921)


239. Веселое имя: Пушкин.

«О назначении поэта».

☐ Блок в 8 т., 6:160


240. Пушкина <…> убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха.

«О назначении поэта».

☐ Блок в 8 т., 6:167


241. * Вот и слопала гугнивая матушка Русь своего поросенка.

Письмо к К. И. Чуковскому от 26 мая 1921 г. (опубл. 1924)

Точная цитата: «Слопала-таки поганая, гугнивая родимая матушка Россия, как чушка своего поросенка».

☐ Блок в 8 т., 8:537.


242. ** Мы не тенора.

Осенью 1913 г. Блок участвовал в вечере для студенток Бестужевских курсов. Ахматова должна была выступать после Блока. «Я взмолилась: “Александр Александрович, я не могу читать после вас”. Он – с упреком – в ответ: “Анна Андреевна, мы не тенора”» (из воспоминаний А. Ахматовой; опубл. 1967).

☐ Ахматова, 5:73.


243. ** Мне мешает писать Лев Толстой.

В беседе с Анной Ахматовой (дек. 1913) – в ответ на пересказанное ею замечание Бенедикта Лившица, что «Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи» (А. Ахматова, «Воспоминания об Александре Блоке», 1965).

☐ Ахматова А. А. Соч. в 2 т. – М., 1986, т. 2, с. 186.

БОГДАНОВ, Василий Иванович (1837–1886), поэт

244. Много песен слыхал я в родной стороне.

«Дубинушка» (опубл. 1865).

☐ Поэты «Искры», 2:223

→ К-42, О-92

БОГДАНОВИЧ, Ипполит Федорович (1743/1744–1803), поэт

245. Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

«Душенька», II (опубл. 1783)

☐ Богданович И. Ф. Стихотворения и поэмы. – Л., 1957, с. 77

У Богдановича «Душенька» – имя собственное, русский вариант имени Психея. Однако обычно строка цитируется в форме: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша».

БОНДАРЕВ, Юрий Васильевич (р. 1924), писатель

246. Горячий снег.

Загл. романа (1969)

Выражение встречалось в стихотворении Рюрика Ивнева «Отречение» (1916): «Резвится дым словесного парада! / Холодная зима. Горячий снег».

☐ «Русская речь», 2003, № 6, с. 51.

БОНДИ, Сергей Михайлович (1891–1983), литературовед

247. ** Ранние стихотворения Лермонтова, к сожалению, дошли до нас.

(Приписывается).

☐ Гаспаров М. Записи и выписки. – М., 2000, с. 250

БРИК, Осип Максимович (1888–1945), теоретик литературы

248. Все великое создано в ответ на запросы дня, <…> не себя выявляет великий поэт, а только выполняет социальный заказ.

«Т. н. “формальный метод”» (1923).

 «ЛЕФ», 1923, № 1, с. 213

Отсюда выражение «социальный заказ».


249. Не будь Пушкина, «Евгений Онегин» все равно был бы написан.

«Т. н. “формальный метод”».

☐ «ЛЕФ», 1923, № 1, с. 213

БРОДСКИЙ, Иосиф Александрович (1940–1996), поэт

Бродский И. Сочинения. – СПб., 1998–1999. – Т. 1–7.


250. В Рождество все немного волхвы.

Начало стихотворения «24 декабря 1971 года» (1972).

☐ Бродский, 3:7


251. Вы напишете о нас наискосок.

«Закричат и захлопочут петухи…» (1962).

☐ Бродский, 1:179

Стихотворение обращено к Анне Ахматовой.


252. Конец прекрасной эпохи.

Загл. стихотворения (1969) и сборника «Конец прекрасной эпохи. Стихотворения 1963–1971».

☐ Бродский, 2:311


253. Тут конец перспективы.

«Конец прекрасной эпохи».

☐ Бродский, 2:312


254. Эстетика – мать этики.

«Лица необщим выраженьем: Нобелевская лекция», 2 (1987)

☐ Бродский, 6:47


255. Писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот.

«…Нобелевская лекция», 2.

☐ Бродский, 6:49


256. В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор.

«…Нобелевская лекция», 2.

☐ Бродский, 6:51

Клавдий Элиан (нач. III в.) приписывал Сократу слова: «Никогда не было столь отважного и дерзкого трагического поэта, который вывел бы на сцену обреченный на смерть хор!» («Пестрые рассказы», IV, 2; пер. С. В. Поляковой).

☐ Отд. изд. – М.; Л., 1963, с. 19.


257. Поэт <…> есть средство существования языка.

«…Нобелевская лекция», 3.

☐ Бродский, 6:53


258. Смело входили в чужие столицы, / но возвращались в страхе в свою.

«На смерть Жукова» (1974).

☐ Бродский, 3:73


259. Ниоткуда с любовью.

«Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…» (1976).

☐ Бродский, 3:125

«Из России с любовью» – заглавие романа Яна Флеминга (1957).


260. Тюрьма – это <…> недостаток пространства, возмещенный избытком времени.

«Писатель в тюрьме» (1995).

☐ Бродский, 7:216


261. Если выпало в Империи родиться,

лучше жить в глухой провинции, у моря.

«Письма римскому другу» (1972).

☐ Бродский, 3:11


262. Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

«Письма римскому другу».

☐ Бродский, 3:11


263а. Лучший вид на этот город – если сесть в бомбардировщик.

«Представление» (1986).

☐ Бродский, 3:298


263. «Мы, оглядываясь, видим лишь руины».

Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

«Письма римскому другу».

☐ Бродский, 3:11


264. И младенец в колыбели,

слыша «баюшки-баю»,

отвечает: «мать твою!»

«Представление» (1986).

☐ Бродский, 3:299


264а. Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них – не читать их.

Речь в Вашингтоне по случаю присвоения звания поэта-лауреата США 17 мая 1991 г..

☐ Бродский, 6:50

Также в Нобелевской лекции 10 дек. 1987 г.: «…Среди преступлений этих [против литературы] наиболее тяжким является не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей».

☐ Бродский, 6:50.


265. Как будто жизнь качнется вправо, / качнувшись влево.

«Рождественский романс» (1961).

 Бродский, 1:135


266. Ни страны, ни погоста / не хочу выбирать.

На Васильевский остров / я приду умирать.

«Стансы» (1962).

☐ Бродский, 1:209


266а. Из забывших меня можно составить город.

«Я входил вместо дикого зверя в клетку…» (1980).

☐ Бродский, 3:191


267. Но пока мне рот не заткнули глиной,

Из него раздаваться будет лишь благодарность.

«Я входил вместо дикого зверя в клетку…» (1980).

☐ Бродский, 3:191


268. Век скоро кончится, но раньше кончусь я.

«Fin de siécle» (1989).

☐ Бродский, 4:73


269. ** Если Евтушенко против колхозов, то я – за.

Так будто бы сказал Бродский в конце 1980-х гг., согласно «Записным книжкам» Довлатова (ч. II, «Соло на IBM», 1990).

☐ Довлатов, 4:222.

БРЮСОВ, Валерий Яковлевич (1873–1924), поэт

Брюсов В. Собр. соч. в 7 т. – М., 1973–1975.


270. Ломать – я буду с вами! строить – нет!

«Близким» (1905; опубл. 1906).

☐ Брюсов, 3:289


271. Приидут дни последних запустений.

«В дни запустений» (1899; опубл. 1900).

☐ Брюсов, 1:223


272. Я был, я мыслил, я прошел как дым…

«В дни запустений».

☐ Брюсов, 1:152


273. Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра.

«Встреча» (1906; опубл. 1907).

☐ Брюсов, 1:474


274. Грядущие гунны.

Загл. стихотворения (1905).

☐ Брюсов, 1:433

После 1917 г. «грядущие гунны» – обычное наименование «красных» в «белой» публицистике.


275. Но вас, кто меня уничтожит, / Встречаю приветственным гимном.

«Грядущие гунны».

☐ Брюсов, 1:433


276. Ты – женщина, ты – книга между книг.

«Женщине» (1899; опубл. 1900).

☐ Брюсов, 1:179


277. Ты – женщина, и этим ты права.

«Женщине».

☐ Брюсов, 1:179


278. И Господа и Дьявола / Хочу прославить я.

«З. Н. Гиппиус» (1901; опубл. 1903).

☐ Брюсов, 1:355


279. – Каменщик, каменщик в фартуке белом,

Что ты там строишь? кому?

– Эй, не мешай нам, мы заняты делом,

Строим мы, строим тюрьму.

«Каменщик» (1901; опубл. 1903).

☐ Брюсов, 1:329


280. Сердце всей Руси святой.

«Нет тебе на свете равных…» (1911; опубл. в 1952 г. под загл. «Москва»)

☐ Брюсов, 3:314


281. О закрой свои бледные ноги.

Одностишие (1894; опубл. 1895).

☐ Брюсов, 1:36


282. Быть может, все в жизни лишь средство / Для ярко-певучих стихов.

«Поэту» (1907; опубл. 1908).

☐ Брюсов, 1:447


283. Пути и перепутья.

Загл. трехтомника стихотворений (1908–1909)


284. Мой верный друг! мой враг коварный! / Мой царь! мой раб! родной язык!

«Родной язык» (1911; опубл. 1912).

☐ Брюсов, 2:66


285. Ответам нет вопроса.

«Скала к скале; безмолвие пустыни…» (1895).

☐ Брюсов, 1:89


286. Есть тонкие властительные связи / Меж контуром и запахом цветка.

«Сонет к форме» (1895; опубл. 1913).

☐ Брюсов, 1:33


287. Тень несозданных созданий / Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний / На эмалевой стене.

«Творчество» (1895).

☐ Брюсов, 1:35


288. Фиолетовые руки / На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки / В звонкозвучной тишине.

«Творчество».

☐ Брюсов, 1:35


289. Всходит месяц обнаженный / При лазоревой луне…

«Творчество».

☐ Брюсов, 1:35


290. Юноша бледный со взором горящим.

«Юному поэту» (1896).

☐ Брюсов, 1:99


291. Не живи настоящим: / Только грядущее – область поэта.

«Юному поэту».

☐ Брюсов, 1:99


292. Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,

И всем богам я посвящаю стих…

«Я» (1899; опубл. 1900).

☐ Брюсов, 1:142

БУДИЩЕВ, Алексей Николаевич (1866–1916), поэт

293. Только вечер затеплится синий, / Только звезды зажгут небеса

И черемух серебряный иней / Уберет жемчугами роса,

Отвори осторожно калитку / И войди в тихий садик, как тень,

Да надень потемнее накидку, / И чадру на головку надень.

«Только вечер затеплится синий…» (опубл. 1897)

☐ Поэты 1880–1890-х, с. 355

Известно как романс на музыку В. Ю. Буюкли («Калитка»); в позднейших изданиях автором музыки ошибочно назван А. Обухов.

☐ Песни рус. поэтов, 2:274. В песенном бытовании стихотворение подверглось изменениям.

БУЛГАКОВ, Михаил Афанасьевич (1891–1940), писатель

Булгаков М. А. Собр. соч. в 5 т. – М., 1989–1990.


293а. * А ты азартен, Парамоша!

«Бег» (1926; пост. в 1957; опубл. 1962), д. 4

В таком виде цитата известна по к/ф «Бег» (1970). В пьесе: «Э, Парамоша, ты азартный! Вот где твоя слабая струна!»

☐ Булгаков, 5:270.


294. Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй.

Начало романа «Белая гвардия» (1925; опубл. 1927–1929)

☐ Булгаков, 1:179


295. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен.

«Белая гвардия», ч. I, гл. 2.

☐ Булгаков, 1:196

«Бронзовая лампа под абажуром» упоминается в 1-й гл. романа.

☐ Булгаков, 1:181.


296. «Как это вы ловко ее опрокидываете, Виктор Викторович». – «Достигается упражнением».

«Дни Турбиных» (1926), дейст. I, карт. 2.

☐ Булгаков, 3:23


297. Господа, кремовые шторы… за ними отдыхаешь душой… забываешь о всех ужасах гражданской войны. <…> Кремовые шторы… Они отделяют нас от всего света.

«Дни Турбиных», I, 2.

☐ Булгаков, 3:24

В финале пьесы: «И мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны <…>. Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами» (д. IV).

☐ Булгаков, 3:76.

Также в романе «Белая гвардия»: «…И в квартире у них тепло и уютно, в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира… А он, этот внешний мир… согласитесь сами, грязен, кровав и бессмыслен»; «Именно за кремовыми шторами и жить» (ч. III, гл. 14).

☐ Булгаков, 1:359; 1:360.


298. Театральный роман.

Подзаголовок романа «Записки покойника» (1937)

В первых публикациях (1965 г. и позднее)«Театральный роман» – основное заглавие.


299. * Волшебная коробочка сцены.

«Записки покойника», гл. 7

В главе упоминается «волшебная камера» и, в другом месте, «как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе».

☐ Булгаков, 4:434.


300. Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует.

«Записки покойника», гл. 7.

☐ Булгаков, 4:435

То есть драматург должен писать только то, что видит в «волшебной камере» (см. выше).

Возможно, восходит к замечанию вице-адмирала С. О. Макарова: «В одном журнале я встретил запись, <…> принадлежащую <…> штурманскому офицеру Будрицыну Тимофею Тимофеевичу <…>: “Пишем, что наблюдаем, а чего не наблюдаем, того не пишем”. Слова эти сто`ят, чтобы их вывесить на поучение молодежи в каждой штурманской рубке».

☐ Макаров С. О. «Витязь» и Тихий океан. – СПб., 1894, т. 2, с. 320 (гл. 38, § 298).


301. Мы против властей не бунтуем.

«Записки покойника», гл. 12.

☐ Булгаков, 4:487


301а. Телом в Калькутте, душою с вами.

«Записки покойника», гл. 14.

☐ Булгаков, 4:521

В Новом Завете: «Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами» (Кол. 2:5).


302. Бориса на царство?

«Иван Васильевич» (1935), д. II.

☐ Булгаков, 3:440

Обычно цитируется: «Бориску на царство?» – по кинофильму «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)


303. Пошто ты боярыню обидел, смерд?

«Иван Васильевич», д. II.

☐ Булгаков, 3:440


304. Как поймают, Якина на кол посадить. Это первое дело…

«Иван Васильевич», д. II.

☐ Булгаков, 3:437


305. Все, что нажил непосильными трудами, все погибло.

«Иван Васильевич», д. II.

☐ Булгаков, 3:442


306. Боярыня <…> красотою лепа, <…> червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна… Чего же тебе надо, собака?

«Иван Васильевич», д. II.

☐ Булгаков, 3:443

«Красотою лепа…» и т. д. – описание царицы Ксении в «Летописной книге» князя С. И. Шаховского (1626), разд. «Написание вкратце о царех московских».

☐ Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI – нач. XVII вв. – М… 1987, с. 424.


307. Оставь меня, старушка, я в печали…

«Иван Васильевич», д. II.

☐ Булгаков, 3:446


308. Я требую продолжения танца!

«Иван Васильевич», д. III.

☐ Булгаков, 3:460

Отсюда: «Я требую продолжения банкета!» (в к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»).


309. Никогда не разговаривайте с неизвестными.

«Мастер и Маргарита» (1940; опубл. 1966–1967), назв. 1-й гл.

☐ Булгаков, 5:7


310. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

«Мастер и Маргарита», гл. 1.

☐ Булгаков, 5:16


311. * Аннушка уже разлила масло.

«Мастер и Маргарита», гл. 1.

☐ Булгаков, 5:17

«Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила».


312. Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!

«Мастер и Маргарита», гл. 1.

☐ Булгаков, 5:19


313. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…

«Мастер и Маргарита», гл. 2 (начало романа Мастера об Иешуа и Пилате).

☐ Булгаков, 5:19


314. Перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил.

«Мастер и Маргарита», гл. 2.

☐ Булгаков, 5:28


315. Правду говорить легко и приятно.

«Мастер и Маргарита», гл. 2.

☐ Булгаков, 5:31


316. Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

«Мастер и Маргарита», гл. 3.

☐ Булгаков, 5:45


317. Нехорошая квартира.

«Мастер и Маргарита», назв. гл. 7.

☐ Булгаков, 5:74


318. Сеансы черной магии с полным ее разоблачением.

«Мастер и Маргарита», гл. 10 (афиша представления профессора Воланда в театре Варьете).

☐ Булгаков, 5:102

«Черная магия и ее разоблачение» – название гл. 12.


319. Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

«Мастер и Маргарита», гл. 12.

☐ Булгаков, 5:120


320. Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их.

«Мастер и Маргарита», гл. 12.

☐ Булгаков, 5:123


321. Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!

«Мастер и Маргарита», гл. 12.

☐ Булгаков, 5:128


322. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!

«Мастер и Маргарита», гл. 13.

☐ Булгаков, 5:137


323. Сдавайте валюту!

«Мастер и Маргарита», гл. 15.

☐ Булгаков, 5:157


324. Осетрина второй свежести.

«Мастер и Маргарита», гл. 18.

☐ Булгаков, 5:200


325. Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя.

«Мастер и Маргарита», гл. 18.

☐ Булгаков, 5:200


326. Подумаешь, бином Ньютона!

«Мастер и Маргарита», гл. 18.

☐ Булгаков, 5:203


327. Великий бал у сатаны.

«Мастер и Маргарита», назв. гл. 23.

☐ Булгаков, 5:253


328. Никогда и ничего не просите! <…> Сами предложат и сами всё дадут.

«Мастер и Маргарита», гл. 24.

☐ Булгаков, 5:273


329. Рукописи не горят.

«Мастер и Маргарита», гл. 24.

☐ Булгаков, 5:278


320. Главная линия этого опуса ясна мне насквозь.

«Мастер и Маргарита», гл. 24.

☐ Булгаков, 5:279


331. Нет документа, нет и человека.

«Мастер и Маргарита», гл. 24.

☐ Булгаков, 5:281


332. Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.