«Мир должен быть оправдан весь» (1899).
☐ Бальмонт, с. 169
Эти строки послужили эпиграфом к книге стихов Бальмонта «Горящие здания» (1899).
28. Ландыши, лютики. Ласки любовные.
«Песня без слов» (опубл. 1894).
☐ Бальмонт, с. 90
29. Тише, тише совлекайте с древних идолов одежды.
«Тише, тише» (опубл. 1903).
☐ Бальмонт, с. 294
30. Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
Из сочных гроздей венки свивать.
Хочу упиться роскошным телом,
Хочу одежды с тебя сорвать!
«Хочу» (1902).
☐ Бальмонт К. Полн. собр. стихотворений. – М., 1912, т. 3, с. 120
31. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. / <…> / Чуждый чарам черный челн.
«Челн томленья» (опубл. 1894).
☐ Бальмонт, с. 89
32. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце.
Первая строка стихотворения (1902; опубл. 1903).
☐ Бальмонт, с. 203
С подписью: «Анаксагор» – эта строка послужила эпиграфом к книге стихов «Будем как солнце» (1903).
Согласно Диогену Лаэртскому (II, 3, 10), на вопрос, для чего он родился на свет, Анаксагор ответил: «Для наблюдения солнца, луны и неба» (пер. М. Л. Гаспарова).
33. Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи.
«Я – изысканность русской медлительной речи…» (1901; опубл. 1903)
☐ Бальмонт, с. 232
34. Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
«Я не знаю мудрости…» (1902).
☐ Бальмонт, с. 281
35. ** Я такой нежный… Зачем мне это показывают?
По рассказу А. Ахматовой: «Заглянув в гостиную, где танцевали вальс, он сказал нараспев: “Я такой нежный. Зачем мне это показывают”».
☐ Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой. – М., 1997, т. 2, с. 432 (запись 1 июня 1940).
Нередко цитируется в форме: «Почему я, такой нежный, должен все это видеть?»
БАРАТЫНСКИЙ, Евгений Абрамович (1800–1844), поэтБаратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. – СПб., 2000.
36. Болящий дух врачует песнопенье.
«Болящий дух врачует песнопенье…» (1832; опубл. 1835)
☐ Баратынский, с. 137
37. Так ярый ток, оледенев, / Над бездною висит,
Утратив прежний грозный рев, / Храня движенья вид.
«Взгляни на лик холодный сей…» («Надпись») (1825; опубл. 1826)
☐ Баратынский, с. 113
38. Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земле мое / Кому-нибудь любезно бытие.
«Мой дар убог, и голос мой не громок…» (1828; опубл. 1829)
☐ Баратынский, с. 147
39. И как нашел я друга в поколенье, / Читателя найду в потомстве я.
«Мой дар убог, и голос мой не громок…».
☐ Баратынский, с. 147
40. …Совершил / В пределе земном все земное.
«На смерть Гете» (1832; опубл. 1833).
☐ Баратынский, с. 153
41. …Ничто не оставлено им / Под солнцем живых без привета.
«На смерть Гете».
☐ Баратынский, с. 153
42. С природой одною он жизнью дышал: / Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал, / И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна, / И с ним говорила морская волна.
«На смерть Гете».
☐ Баратынский, с. 154
43. Не бойся едких осуждений, / Но упоительных похвал.
«Не бойся едких осуждений…» («К ***») (опубл. 1827)
☐ Баратынский, с. 124
44. Не ослеплен я музою моею: / Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею / Влюбленною толпой не побегут.
«Не ослеплен я музою моею…» («Муза») (опубл. 1829)
☐ Баратынский, с. 142
45. Но поражен бывает мельком свет / Ее лица необщим выраженьем.
«Не ослеплен я музою моею…».
☐ Баратынский, с. 142
46. Не подражай: своеобразен гений / И собственным величием велик.
«Не подражай: своеобразен гений…» (1828).
☐ Баратынский, с. 139
47. Когда тебя, Мицкевич вдохновенный, / Я застаю у Байроновых ног,
Я думаю: поклонник униженный! / Восстань, восстань и помни: сам ты бог!
«Не подражай: своеобразен гений…».
☐ Баратынский, с. 139
48. Другим курил я фимиам, / Но вас носил в святыне сердца;
Молился новым образам, / Но с беспокойством староверца.
«Нет, обманула вас молва…» («Уверение») (1828; опубл. 1829)
☐ Баратынский, с. 97
49. Окогченная летунья, / Эпиграмма-хохотунья, / Эпиграмма-егоза.
«Окогченная летунья…» (опубл. 1827).
☐ Баратынский, с. 110
50. Как не любить родной Москвы!
«Пиры» (1820; опубл. 1821).
☐ Баратынский, с. 182
50а. Дарование есть поручение. Должно исполнить его, несмотря ни на какие препятствия.
Письмо к П. А. Плетневу (июль 1831)
☐ Баратынский Е. А. Разума великолепный пир. – М., 1981, с. 110
Отсюда: «Талант есть поручение от Бога».
51. Век шествует путем своим железным, / В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным / Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья / Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья, / Промышленным заботам преданы.
«Последний Поэт» (опубл. 1835).
☐ Баратынский, с. 250
51а. Вот разума великолепный пир!
«Последняя смерть» (опубл. 1828).
☐ Баратынский, с. 149
52. Предрассудок! он обломок / Древней правды.
«Предрассудок! он обломок…» (опубл. 1841).
☐ Баратынский, с. 252
53. Не искушай меня без нужды / Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды / Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям, / Уж я не верую в любовь <…>.
«Разуверение» (опубл. 1821).
☐ Баратынский, с. 127
Положено на музыку М. И. Глинкой (1825).
54. В душе моей одно волненье, / А не любовь пробудишь ты.
«Разуверение».
☐ Баратынский, с. 127
Эти строки восходят к роману Ж. Ж. Руссо «Новая Элоиза» (1761), ч. 6-я, письмо VII: «…Но не любовь пробуждает она в моем сердце, а только волнение».
☐ Руссо Ж. Ж. Избр. соч. в 3 т. – М., 1961, т. 2, с. 599; пер. В. И. Коровина.
55. Не вечный для времен, я вечен для себя.
«Финляндия» (1820).
☐ Баратынский, с. 68
56. Мгновенье мне принадлежит, / Как я принадлежу мгновенью.
«Финляндия».
☐ Баратынский, с. 68
БАРТО, Агния Львовна (1906–1981), писательницаБарто А. Л. Собр. соч. в 4 т. – М., 1984.
57. А болтать-то мне когда? / Мне болтать-то некогда!
«Болтунья» (1934).
☐ Барто, 2:139
58. Весна, весна на улице, / Весенние деньки!
Как птицы, заливаются / Трамвайные звонки.
«Веревочка» (1940).
☐ Барто, 2:66
59. Уронили мишку на пол, / Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу – / Потому что он хороший.
«Игрушки» («Мишка») (1933).
☐ Барто, 2:29
60. Идет бычок, качается, / Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается, / Сейчас я упаду!
«Игрушки» («Бычок») (1933).
☐ Барто, 2:30
61. Наша Таня громко плачет: / Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь: / Не утонет в речке мяч.
«Игрушки» («Мячик») (1933).
☐ Барто, 2:35
62. Лешенька, Лешенька, / Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька, / Таблицу умножения!
«Лешенька, Лешенька…» (1954).
☐ Барто, 2:223
63. Мы с Тамарой / Ходим парой.
«Мы с Тамарой» (1933).
☐ Барто, 2:235, 236
БАТЮШКОВ, Константин Николаевич (1787–1855), поэтБатюшков К. Н. Соч. в 2 т. – М., 1989.
64. Есть наслаждение и в дикости лесов, / Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов, / Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, / Для сердца ты всего дороже!
«Есть наслаждение и в дикости лесов…» (1819; опубл. 1828)
☐ Батюшков, 1:414
Стихотворение представляет собой вольный перевод строфы из «Странствований Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона (IV, 178).
65. Их выразить душа не знает стройных слов
И как молчать об них – не знаю.
«Есть наслаждение и в дикости лесов…».
☐ Батюшков, 1:414
66. Мой друг! я видел море зла / И неба мстительного кары.
«К Д<ашко>ву» (1813).
☐ Батюшков, 1:190
67. Минутны странники, мы ходим по гробам,
Все дни утратами считаем;
На крыльях радости летим к своим друзьям, —
И что ж? их урны обнимаем.
«К другу» (1815; опубл. 1817).
☐ Батюшков, 1:199
68. О, память сердца! ты сильней / Рассудка памяти печальной.
«Мой гений» (1815; опубл. 1816).
☐ Батюшков, 1:179
В статье «О лучших свойствах сердца» (1815) Батюшков писал: «Масье, воспитанник Сикаров, на вопрос: “Что есть благодарность?” – отвечал: “Память сердца”». Аббат Сикар заведовал парижским Домом глухонемых, наиболее известным воспитанником которого был Жан Масьё (1772–1846). Его процитированный Батюшковым ответ появился в печати не позднее 1798 г.
В переписке Жермены де Сталь выражение «память сердца» [la mémoire du coer] встречается уже в 1788 г.
☐ Гронас М. Безымянное узнаваемое… // «Новое лит. обозрение», 2001, № 51, с. 75.
69. Живи как пишешь, и пиши как живешь.
«Нечто о поэте и поэзии» (1816).
☐ Батюшков, 1:41
70. Ты хочешь меду, сын? – так жала не страшись;
Венца победы? – смело к бою!
Ты перлов жаждешь? – так спустись
На дно, где крокодил зияет под водою.
«Подражание древним», 6 (1821; опубл. 1883).
☐ Батюшков, 1:416
71. И гордый ум не победит
Любви – холодными словами.
«Пробуждение» (1815?; опубл. 1816).
☐ Батюшков, 1:186
72. Гусар, на саблю опираясь, / В глубокой горести стоял.
«Разлука» (опубл. 1814).
☐ Батюшков, 1:230
Стихотворение получило известность как романс, музыка которого приписывается М. Е. Виельгорскому.
73. Сердце наше – кладезь мрачной: / Тих, покоен сверху вид;
Но спустись ко дну… ужасно! / Крокодил на нем лежит!
«Счастливец» (1810).
☐ Батюшков, 1:236
74. Я берег покидал туманный Альбиона.
«Тень друга» (1814; опубл. 1816).
☐ Батюшков, 1:180
Отсюда выражение «туманный Альбион».
75. Страдал, рыдал, терпел, исчез.
«Ты знаешь, что изрек…» (1824?; опубл. 1834).
☐ Батюшков, 1:425
76. Какое торжество готовит древний Рим?
Куда текут народа шумны волны?
«Умирающий Тасс» (1817).
☐ Батюшков, 1:253
77. ** О! как стал писать этот злодей!
Так будто бы воскликнул Батюшков, прочитав «Послание к Юрьеву» Пушкина (1818). Высказывание приводится в «Материалах для биографии А. С. Пушкина» П. В. Анненкова (1855), гл. 3.
☐ М., 1984, с. 74.
78. ** «Was ist die Uhr?» <…> «Die Ewigkeit!» ◊ «Который час?» – «Вечность!» (нем.).
Ответ Батюшкова на свой же вопрос; приводится в «Записке доктора Антона Дитриха о душевной болезни К. Н. Батюшкова» (1829; опубл. 1887).
☐ Батюшков К. Н. Сочинения. – СПб., 1887, т. 1, с. 342.
Отсюда у О. Мандельштама: «“Который час?” – его спросили здесь, / А он ответил любопытным: “вечность”» («Нет, не луна, а светлый циферблат…», 1912).
☐ Мандельштам. ПССх, с. 102.
Батюшков цитировал странствующего французского проповедника Жака Бридена (J. Bridaine, 1701–1767): «…Вечность <…> это маятник, который, качаясь в могильном безмолвии, неустанно твердит лишь два слова: “Всегда, никогда! Никогда, всегда” И при каждом таком ужасном качании какой-то отверженный кричит: “Который час?” И голос другого несчастного ему отвечает: “Вечность”».
☐ Boudet J. Les Mots de l’histoire. – Paris, 1998, p. 383. Эта проповедь о вечности была произнесена в Париже ок. 1744 г.
БАХТИН, Михаил Михайлович (1895–1975), литературовед79. Полифонический роман.
«Проблемы творчества Достоевского» (1929), ч. 1: «Полифонический роман Достоевского»
80. Память жанра.
«Проблемы поэтики Достоевского» (1963), гл. 4
«Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития»; «не субъективная память Достоевского, а объективная память самого жанра».
☐ Бахтин М. Собр. соч. – М., 2002, т. 6, с. 120, 137.
81. Чужое слово.
«Проблемы творчества Достоевского» (1929), ч. II, гл. 1; также: «Марксизм и философия языка» (1929), ч. II, гл. 2, 4
82. Материально-телесный низ.
«Творчество Франсуа Рабле», введение (1940; опубл. 1965)
☐ Отд. изд. – М., 1990, с. 30 и др.
БАХЧАНЯН, Вагрич Акопович (1938–2009), художник и литератор83. Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью.
Одностишие (ок. 1965)
По сообщению Бахчаняна, одностишие было сочинено после выхода в СССР первого сборника произведений Кафки (1965).
☐ «Тайм-аут» (Москва), 2005, № 48.
Согласно Ефиму Эткинду, не позднее 1968 г. эта фраза была уже «широко распространена в интеллигентных кругах».
☐ Эткинд Е. Записки незаговорщика. – Лондон, 1977, с. 219.
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – начало «Авиамарша» («Все выше, выше и выше…»), слова П. Д. Германа, муз. Ю. И. Хайта (1923).
БАШУЦКИЙ, Александр Павлович (1803–1876), писатель, журналист, издатель84. Наши, списанные с натуры русскими.
Загл. альманаха, выходившего под редакцией Башуцкого (СПб., 1841–1842, вып. 1–14)
БЕДНЫЙ, Демьян (1883–1945), поэт85. …Расея-дура / <…> / Ни Европа, ни Азия, / Ни быль, ни фантазия.
«Можно по-разному» (1927)
☐ Бедный Д. Полн. собр. соч. – М.; Л., 1928, т. 11, с. 113–114
86. Демьян Бедный, мужик вредный.
«О Демьяне Бедном, мужике вредном» (1909)
Известность этот оборот получил с 1917 г., после публикации поэмы «Про землю, про волю, про рабочую долю» со вступлением автора: «Демьян Бедный, / Мужик Вредный, / Просит братьев-мужиков / Поддержать большевиков».
☐ Бедный Д. Стихотворения и поэмы. – М.; Л., 1965, с. 51.
БЕЗЫМЕНСКИЙ, Александр Ильич (1898–1973), поэт87. Битие́ / Определяет сознание!
«Выстрел: Комедия в стихах» (1928–1929), III, 6
☐ Безыменский А. И. Избр. произв. в 2 т. – М., 1989, т. 1, с. 337
По позднейшей версии, выражение возникло «в разгар сталинского террора (см. ежовщина; показания; допрос; активное следствие)».
☐ Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу. – Лондон, 1987, с. 31.
88. Комсомолия.
Загл. поэмы (1923–1924)
89. ЦК играет человеком.
«Комсомолия», гл. 8.
☐ Безыменский А. Собр. соч. – М., 1926, т. 1, с. 358
Это изречение цитировал уже И. В. Мгеладзе на VIII конференции РКП(б) 2 дек. 1919 г.
☐ Восьмая конференция РКП(б): Протоколы. – М., 1961, с. 33.
→ «Судьба играет человеком» (С-219)
90. Будет день: / Мы предъявим / Ордер / Не на шапку – / На мир.
«О шапке» (1923).
☐ Безыменский А. И. Избр. произв. в 2 т. – М., 1989, т. 1, с. 62
90а. Объективные причины выдумывать не сметь!
Не надо оправдывать чужое бессилие.
Объективные причины должны иметь
Имя, отчество и фамилию.
Производственный лозунг (1930)[3]
☐ Безыменский А. И. Стихи делают сталь. – М., 1930, с. 60
Отсюда в к/ф «Принимаю на себя» (1975): «У каждой объективной причины есть фамилия, имя и отчество». Здесь эту фразу произносит Серго Орджоникидзе (1886–1937). Она также нередко приписывается Лазарю Кагановичу или Сталину.
91. …Сто тысяч партбилетов / Заменят ленинский утраченный билет.
«Партбилет № 224332» (1924)
☐ Безыменский А. И. Избр. произв. в 2 т. – М., 1989, т. 1, с. 82
92. Давайте землю / И живых людей!
«Поэтам “Кузницы”» (1923)
☐ Безыменский А. И. Избр. произв. в 2 т. – М., 1989, т. 1, с. 50
Поэтическая декларация «напостовцев» (членов группы «пролетарских писателей» «На посту»).
БЕЛИНКОВ, Аркадий Викторович (1921–1970), писатель, литературовед, с 1968 г. в эмиграции93. Сдача и гибель советского интеллигента.
Загл. книги о Юрии Олеше (1976)
БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич (1811–1848), критикБелинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13 т. – М., 1953–1959.
Белинский В. Г. Собр. соч. в 9 т. – М., 1976–1982.
94. Искусство есть непосредственное созерцание истины, или мышление в образах.
«Идея искусства» (1841; опубл. 1862).
☐ Белинский в 13 т., 4:585
Также в других статьях Белинского: «Поэзия есть мышление в образах» («Полное собрание сочинений Д. И. Фонвизина…», 1838); «Поэт мыслит образами» («Горе от ума. <…> Второе издание», 1840).
☐ Белинский в 13 т., 2:560; 3:431.
«Знание в форме и образе» – определение искусства у Гегеля («Лекции по эстетике», ч. I, «Введение», 2).
☐ Гегель Г. В. Ф. Эстетика. – М., 1968, т. 1, с. 109.
95. Литературные мечтания.
Загл. серии критических статей (1834)
96. Любите ли вы театр так, как я люблю его, т. е. всеми силами души вашей? <…> О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете…
«Литературные мечтания», IХ.
☐ Белинский в 13 т., 1:78, 79
97. Что же такое <…> театр? О, это истинный храм искусства <…>!
«Литературные мечтания», IХ.
☐ Белинский в 13 т., 1:79
98. * Единство формы и содержания.
«О жизни и сочинениях Кольцова» (1846).
☐ Белинский в 13 т., 9:535
«Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания, значит уничтожить самое содержание; и наоборот: отделить содержание от формы, значит уничтожить форму. <…> Это органическое единство и тождество идеи с формою и формы с идеею бывает достоянием только одной гениальности».
99. Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма, панегирист татарских нравов – что Вы делаете?..
«Письмо к Н. В. Гоголю» от 15 (3) июля 1847 г..
☐ Белинский в 13 т., 10:214
100. Книга есть жизнь нашего времени.
[Рец.:] «Подарок на Новый год». <…> «Детские сказки дедушки Иренея» (1840).
☐ Белинский в 13 т., 4:85
101. Эпопея нашего времени есть роман.
«Разделение поэзии на роды и виды» (1841), разд. «Поэзия эпическая»
☐ Белинский в 13 т., 5:39
Определение восходит к Гегелю, назвавшему роман «современной буржуазной эпопеей» («Лекции по эстетике», ч. III, отдел III, гл. 3, разд. С).
☐ Гегель Г. В. Ф. Эстетика. – М., 1971, т. 3, с. 474.
102. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни.
«Сочинения Александра Пушкина», IХ (1845).
☐ Белинский в 13 т., 7:503
103. «Капитанская дочка» – нечто вроде «Онегина» в прозе.
«Сочинения Александра Пушкина», ХI (1846).
☐ Белинский в 13 т., 7:577
104. Примирение с гнусною расейской действительностию.
Письмо к В. П. Боткину от 10–11 дек. 1840 г..
☐ Белинский в 13 т., 11:577
Также: «Проклинаю мое гнусное стремление к примирению с гнусною действительностию!» (письмо к В. П. Боткину от 4 окт. 1840 г.).
☐ Белинский в 13 т., 11:556.
Формула «примирение с действительностью» («die Versöhnung mit der Wirklichkeit») принадлежит Гегелю («Философия права», введение) (1821). В России ее провозгласил М. Бакунин: «Примирение с действительностью, во всех отношениях и во всех сферах жизни, есть великая задача нашего времени, и Гегель и Гете – главы этого примирения» («Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика»; опубл. в «Московском наблюдателе», 1838, март, кн. 1).
☐ Белинский в 9 т., 2:536.
У Белинского, в том же номере «Московского наблюдателя» («Литературная хроника»): «выйти из борьбы прекраснодушия в гармонию просветленного и примиренного с действительностию духа».
☐ Белинский в 13 т., 2:267.
105. ** Мы не решили еще вопроса о существовании Бога, – а вы хотите есть!
Летом 1844 г., в разговоре с И. Тургеневым, согласно его «Воспоминаниям о Белинском» (1869).
☐ Тургенев, 14:29.
105а. ** Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?
Н. Некрасову в 1845 г., после прочтения стихотворения «В дороге».
☐ Панаев И. И. Литературные воспоминания. – М., 1950, с. 249.
105б. ** Вам истина открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..
Ф. Достоевскому после прочтения повести «Бедные люди» (май 1845). Высказывание приводится в «Дневнике писателя» Достоевского (1877, январь, II, 4).
☐ Достоевский, 25:31.
106. ** Всякий человек рано или поздно попадает на свою полочку.
Высказывание приводится в статье Тургенева «По поводу “Отцов и детей”» (1869).
☐ Тургенев, 14:108.
БЕЛЫЙ, Андрей (1880–1934), писатель107. * Человек – Чело Века.
«Записки чудака», т. 2 (1922), гл. «У крутых берегов погибает корабль»
☐ Белый А. Собр. соч. Записки чудака… – М., 1997, с. 410
«Пресуществление <…> человека во мне в Чело Века свершилось»; «В Челе Века встает Человек».
108. Золото в лазури.
Загл. сборника стихотворений (1904)
109. В небеса запустил / ананасом.
«На горах» (1903; опубл. 1904)
☐ Белый А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1966, с. 116
110. Исчезни в пространство, исчезни, / Россия, Россия моя!
«Отчаянье» («Довольно: не жди, не надейся…») (1908; опубл. 1909)
☐ Белый А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1966, с. 160
111. Мир – рвался в опытах Кюри / Ато́мной, лопнувшею бомбой.
«Первое свидание», 1 (опубл. 1921)
☐ Белый А. Стихотворения и поэмы. – Л., 1966, с. 411
Часто цитируется как пример поэтического предвидения; однако первым об «атомных бомбах» написал Г. Уэллс в романе «Освобожденный мир» (1914).