Создание сайта требует времени и денег, поэтому этот способ применяют либо те фрилансеры, которые уже достаточно хорошо чувствуют себя в финансовом плане и могут оплатить услуги разработчиков, либо те, которые напрямую связаны с созданием сайтов и бóьшую часть работ могут выполнить самостоятельно. Я сам отношусь ко второй категории.
Писать статьи на профессиональную тематику. Написанная и опубликованная единожды статья будет долгое время служить автору верой и правдой. В отличие от вебинаров или живых выступлений, статью «не вырубишь топором». Если она будет хороша, то разойдётся по сети. Одна удачная статья может обеспечить клиентами на несколько лет вперёд. Некоторые мои статьи на Хабре и в блоге Проектората посмотрели десятки тысяч человек (https://habr.com/ru/post/205450/). Для многих клиентов именно знакомство с этими текстами стало первым шагом на пути к заказу.
Часто фрилансеры начинают возражать, когда слышат рекомендацию писать статьи. Мол, они не умеют. Да и о чём писать в самом начале пути, когда сам пока толком ничего не можешь и не понимаешь. Да об этом и писать! Делиться первыми успехами и поражениями, рассказывать о том, как просили друзей помочь с привлечением первых заказов и что из этого вышло. О том, как оформляли свои сообщества. О новых клиентах. Сначала такие рассказы будут похожи на дневниковые записи. А через какое-то время, – с опытом и практикой, – можно будет писать более серьёзные вещи с собственными выводами.
Создание текстов – это приобретаемый навык, а не нечто требующее уникального таланта. Многим он кажется сложным ещё со школьной скамьи. Но сегодня не трудно раздобыть книги, обучающие письму. Чтение, регулярная практика и обратная связь от читателей помогут развить умение грамотно и понятно излагать свои мысли. А это умение, в свою очередь, сделает работу на фрилансе ещё более лёгкой и приятной.
Участвовать в профессиональных сообществах. Так можно догнать сразу двух зайцев. Во-первых, это общение с коллегами по профессии, обучение чему-то новому и повышение репутации среди «своих». Это особенно пригодится, если коллеги будут загружены работой и станут искать тех, кто мог бы им помочь. Во-вторых, в профессиональных сообществах периодически появляются потенциальные клиенты. И если они увидят чьи-то полезные мысли и вежливое взаимодействие с окружающими, то, возможно, захотят начать сотрудничество с таким человеком.
Однажды я опубликовал в одном из профессиональных проектировщических сообществ пост с условным названием «Почасовая или попроектная оценка при работе на фрилансе?». Одна эта публикация спровоцировала восемь обращений от потенциальных клиентов в течение суток. Двое из них стали со мной сотрудничать.
Выступать на публичных мероприятиях. Такая деятельность повысит узнаваемость среди коллег и клиентов. Ведь одно дело – читать чьи-то материалы, и совсем другое – видеть этого человека вживую. Оценить, как он себя ведёт, как выглядит, как держит речь. Если со всем вышеперечисленным беда, то выступать публично сразу не стоит. Сначала придётся потренироваться.
Я сам старался избегать одноразовых мероприятий, предпочитая выступать под запись, чтобы потом мои доклады можно было бы пересматривать неоднократно. В итоге остановился на формате вебинаров, если мне нужно передать большой набор знаний, и видеоподкастов, если я хочу поделиться какой-нибудь интересной мыслью за рулём автомобиля или во время прогулки по лесу.
Такие ролики периодически приводили клиентов как непосредственно на мои услуги, так и на платные обучающие материалы Проектората. Главное, что каждое такое выступление само по себе бесплатно для зрителя и при этом полезно. И чем больше польза, тем сильнее желание зрителя поделиться роликом с окружающими.
Преподавать. Любой специалист обладает набором уникальных знаний, связанных с процессом работы и использованием профессиональных инструментов. И любой может поделиться этими знаниями с окружающими. Но делают это лишь единицы.
Обучающие материалы привлекают внимание как потенциальных учеников, так и тех, кто сначала хотел выполнить работу самостоятельно и искал информацию о том, как это сделать, а потом отчаялся и решил поручить её выполнение специалистам. А единственный специалист, которого будет знать потенциальный клиент после просмотра обучающих материалов, – это их автор.
Большая доля моих клиентов – это люди, которые приходили ко мне со словами: «Я думал, что смогу сам спроектировать себе сайт в Axure, и нашёл ваши обучающие ролики. Но в процессе понял, что пусть лучше этим занимаются профессионалы. А кроме вас я никого и не знаю».
Пользоваться «сарафанным радио». Многим кажется, что «сарафанное радио» – это когда клиенты поработали с фрилансером, остались довольны качеством и рекомендуют его окружающим. И что со временем можно вообще не продвигать свои услуги, а все клиенты будут приходить по рекомендации. Но это только половина правды. Клиенты помнят об исполнителях довольно недолго. Поэтому для эффективной работы «сарафанного радио» необходимо вести базу заказчиков и периодически напоминать им о себе. Изредка, раз в несколько месяцев, спрашивать, как дела, поздравлять с праздниками, рассказывать о новостях. Подробнее вы можете прочитать об этом в одной из следующих глав книги.
В заключение хочу сказать, что я никогда не покупал рекламу для продвижения своих услуг, поэтому и рассказать об этом толком ничего не могу.
Профессиональные и непрофессиональные клиенты
Нужно выбирать клиента только близкого по духу.
Пусть он платит очень мало, но зато свой человек.
Объяснит тебе задачу, назовёт свои дедлайны
И подробно обоснует все задержки в платежах.
При выходе на фриланс логично применять опыт, полученный на прошлом месте работы, а не осваивать профессию с нуля. После работы в студии по созданию сайтов я решил не менять направление деятельности и продолжил развиваться в проектировании интерфейсов. Кроме того, за время работы научился ладить с шефом и коллегами, справляться с авральными и сложными ситуациями и решать задачи самостоятельно, не докучая окружающим лишними вопросами.
Первое, что я сделал, – разослал электронные письма в петербургские и московские студии с предложением о сотрудничестве. Я обещал буквально в одиночку заменить собой целый отдел проектирования, попутно объясняя: получится дешевле, чем нанимать сотрудников в штат. Так как письма я писал уже неплохо и умел работать с текстом как с интерфейсом, призывающим к действию и закрывающим возражения потенциального клиента, несколько студий откликнулось, и между нами завязались партнёрские отношения.
Так я вышел на профессиональных клиентов – буквально на работодателей в моей нише. Тех, кто может оценить мой профессиональный уровень, знает рыночную стоимость моих услуг и берёт на себя многие риски по управлению проектами, поэтому к моим срывам сроков или некачественным промежуточным результатам относился бы тоже профессионально. Определения «профессиональных» и «непрофессиональных» клиентов я придумал сам и нигде их не встречал.
Профессиональные клиенты очень похожи на наших предыдущих работодателей, поэтому, начиная сотрудничать с ними на фрилансе, я чувствовал себя как рыба в воде. Но, проработав с ними в течение трёх лет, я вырос из такого формата и столкнулся с рядом ограничений, которые не позволяли зарабатывать больше.
●
Иногда не было прямого доступа к финальному заказчику. Общение происходило через «испорченный телефон» в виде менеджера проекта. Это мешало качественно выполнять работу.
●
Даже когда спрос превышал предложение, сложно было повышать цены. Профессиональные клиенты в какой-то момент находили вместо меня другого исполнителя со среднерыночными расценками. И я упирался в финансовый потолок.
●
Продолжая работать с профессиональными клиентами, я не прокачивал навыков, необходимых для привлечения клиентов, улучшения коммуникации, повышения уровня сервиса.
●
Я делал довольным не финального клиента, который хотел решения своей проблемы, а менеджера проектов со стороны профессионального клиента, который хотел получить максимально возможную прибыль от моей работы, зачастую жертвуя ради этого качеством.
●
Оплата зависела от финального заказчика и от процессов внутри компании, с которой я сотрудничал. В таких условиях было довольно сложно рассчитывать на 100% предоплату. Возникали задержки в выплатах.
Разумеется, бывали и исключения. Некоторые студии допускали меня к своим клиентам и позволяли самому вести всю коммуникацию. Бывали и такие, которые соглашались на высокие ценники, а также вносили 100% предоплату. С ними я работаю и по сей день.
В период сотрудничества со студиями я создавал ролики, обучавшие использованию программы по проектированию, а также периодически писал статьи о моей профессии. Эти материалы в конце концов привели первых непрофессиональных клиентов. Тех, кому нужно было спроектировать что-то для себя. Это были начинающие стартаперы и команды с уже готовым продуктом, но без проектировщика в команде.
И поначалу я не мог сделать их довольными, хоть и старался изо всех сил. Всё потому, что не все навыки для выполнения этой задачи можно получить в найме или при работе с профессиональными клиентами. И вот те вещи, к которым я не был готов:
●
Если я нарушал сроки, то ко мне не приходил менеджер с вопросом «Ну как дела?». Никто не «журил» меня за опоздание и не просил назвать следующую дату. Я оказывался один на один со своим провалом и должен был сам сообщить клиенту, что произошло и как это повлияет на проект. И поначалу это вызывало ситуации, когда я боялся связаться с заказчиком, пропадал на несколько дней, пытаясь всё доделать так, чтобы «клиент не заметил». Это, в свою очередь, снижало качество работы.
●
Для совершения дорогостоящих сделок пришлось заводить ИП, самостоятельно готовить договоры, выставлять счета, закрывать выполненные работы актами.
●
Такие клиенты не могли оценить моих профессиональных навыков. Единственное, на что они сразу обращали внимание, – это уровень оказываемого сервиса.
●
Результат работы в первую очередь должен быть понятен клиенту и нравиться ему, а уже во вторую – быть объективно эффективным (многие могут возмутиться такому подходу, но дальше в книге я постараюсь объяснить, как делать свою работу максимально качественно и при этом так, чтобы она нравилась клиенту).
●
Между мной и клиентом не было менеджера, который умел бы брать удар на себя и сглаживать острые углы в случае возникновения конфликтных ситуаций. Вся ответственность за процесс и результат лежала на мне.
Зато теперь я мог повышать цены при высоком спросе («вас много, а я один»), брать 100% предоплату, работать над персональным брендом и делать клиентов довольными, чтобы они возвращались снова и снова, а также рекомендовали меня другим (кстати, профессиональные клиенты меня никогда никому не рекомендовали, чтобы случайно не лишиться хорошего исполнителя, когда он окажется занят в других проектах).
Особенно большой прорыв в этом направлении произошёл в тот день, когда я сам впервые оказался на месте клиента на услуги проектирования. Я бы даже рекомендовал начинающему фрилансеру заказать работы у одного из конкурентов и посмотреть, что к чему. Обратите внимание и на те места в процессе оказания услуги, которые доставили удовольствие, и на те, которые вызвали раздражение. После чего используйте полученный опыт в своей работе. Без такого опыта можно всю дорогу оказывать услуги, основываясь лишь на своих предположениях о том, чего хочет клиент и что делает его довольным.
Итого. Профессиональные клиенты похожи на наших бывших работодателей, и с ними легко начать взаимодействовать при выходе на фриланс. Это может быть промежуточным шагом на пути к непрофессиональным клиентам. Последние же более требовательны к сервису и меньше ориентируются в средней стоимости. Их гораздо больше, чем профессиональных клиентов, и, научившись находить их и делать довольными, можно почувствовать себя на фрилансе так же уверенно, как до этого в найме (а, может, даже и увереннее).
Простые и сложные услуги
Сев за сложную задачу, ни на что не отвлекайся
И трудись, пока не кончишь и не выполнишь проект.
Ну а если нет проектов, нет задач и нет клиентов —
Вот тогда, пожалуй, можно, опуститься до продаж.
Определения простых и сложных услуг я придумал сам. Это крайние значения, истина находится где-то между ними.
Простые услуги состоят из одинакового набора действий, необходимых для их исполнения, и, соответственно, приводящих к одинаковым результатам. Например, продажа стакана лимонада. Клиент заказывает этот лимонад, а исполнитель наливает лимонад в пластиковый стакан, берёт у клиента деньги и отдаёт товар. Всё, услуга выполнена. Клиенту может понравиться или не понравиться вкус лимонада, но если напиток соответствует определённым требованиям к ингредиентам, то вернуть за это деньги вряд ли получится.
Таким образом, если фрилансер организовал простую услугу (подобрал нужный вкус лимонада, запасся стаканчиками и встал за прилавок), то корректировать её понадобится крайне редко. А через сотню-другую налитых стаканов все действия по её оказанию будет выполнять легко и чуть ли не автоматически. Поэтому оставшееся время сможет направить на такие важные штуки, как поиск клиентов, расширение спектра услуг, масштабирование с привлечением новых сотрудников.
Когда я только садился за эту главу, то не мог припомнить, чтобы сам выполнял хоть какую-нибудь простую услугу. И даже в какой-то момент хотел отказаться от этого текста, чтобы не рассказывать о том, чего не испытал. Но внезапно понял, что буквально за год до того, как сел за эту книгу, всё же делал кое-что подходящее.
Речь идёт о моём авторском курсе по проектированию интерфейсов. Я составил программу обучения, сопроводил её презентациями и практическими примерами, сделал одностраничный сайт с презентацией и начал собирать учеников. И хотя курс занимал по времени больше месяца, в итоге он стал почти такой же простой услугой, как и продажа лимонада. Ведь у него были одни и те же ингредиенты: заранее составленное расписание с одинаковыми интервалами, одинаковое от курса к курсу количество учебных часов, одинаковые задания и проверки результатов.
Набираясь опыта в преподавании, я вносил корректировки в курс, но с каждой итерацией их было всё меньше. И после третьего потока я уже не беспокоился за программу, направляя свободные силы и время на привлечение новых учеников.
В итоге живой курс по своей сути значительно ближе к определению простой услуги, но иногда возникают обстоятельства: например, из-за собственной болезни в середине программы приходится что-то перекраивать.
Сложные услуги. Для их исполнения необходимо сначала сформировать примерный состав будущих работ и предварительно оценить их длительность и стоимость. Более того, в процессе предоставления сложной услуги её состав может по разным причинам измениться, что выльется либо в переоценку «на лету», либо в работу в ущерб фрилансеру или клиенту. Например, фрилансер потратит больше времени и сил, но получит оплату по первоначальной оценке. Либо сделает какие-то работы спустя рукава, пытаясь уложиться в старые сроки, и клиент получит менее качественный результат.
Большинство услуг в сфере информационных технологий – сложные. Я с самого начала и до сих пор предоставляю одну из самых сложных – проектирование информационных систем. Приведу наглядный пример.
Ко мне приходит клиент на проектирование сайта, целью которого является продажа информации о прозрачности воды в водоёмах за конкретный период времени. У клиента есть примерное представление о том, что на этом сайте должно быть, и мы это представление превращаем в набор функциональных требований и фиксируем в документе. По этим функциональным требованиям я оцениваю объём своей работы и срок её выполнения.
Но в процессе проектирования я выясняю и указываю клиенту на то, что отдельным разделам сайта было бы неплохо обзавестись дополнительным функционалом, который помог бы пользователям более эффективно использовать систему. А ещё через неделю уже сам клиент видит: что-то можно было сделать иначе, чем указано в функциональных требованиях. Говорит ли это о том, что я как проектировщик что-то упустил при оценке? И да, и нет. Если бы речь шла о простом проекте, на котором я специализируюсь, то да. А если к проектировщику постоянно приходят люди из разных отраслей с проектами разных размеров и типов – то нет.
Поэтому в подобной ситуации необходимо либо проводить дополнительные переговоры о пересмотре наших прежних договорённостей и оформить дополнительное соглашение на новый объём работ, либо брать эту лишнюю работу на себя и корректировать рабочий календарь.
В таких условиях у фрилансера остаётся гораздо меньше времени на продвижение, так как постоянно приходится перекраивать свои рабочие планы и адаптироваться к уникальным ситуациям.
Чем сложнее услуга, тем труднее её «упаковать» из-за большого количества внезапных обстоятельств, о которых важно заявить перед началом работы и которые могут отпугнуть клиента.
И если стакан лимонада можно продавать за 30 рублей, а прототип информационной системы за 3 000 000 рублей, то через год продавец лимонада уже может обладать десятками точек, каждая из которых продаёт по 1 000 стаканчиков в день при минимальном вмешательстве владельца сети, а проектировщик через год будет доделывать этот свой единственный большой прототип, параллельно занимаясь оценкой ещё одного,– и весь этот год его голова работала на полную катушку без возможности оторваться от процесса бесконечного проектирования.
Это были два крайних примера. В реальности всё происходит где-то между ними. «Проектировщики» начинают специализироваться на чём-то одном и уже тратят меньше ресурсов на саму услугу, а «продавцы лимонада» упираются в то, что не совсем представляют, как масштабировать то, чем они занимаются, не имея в арсенале таких же энтузиастов с горящими глазами, как и они сами. А когда это представление появляется, вряд ли их можно будет назвать «фрилансерами». Это уже будут настоящие предприниматели.
На каких услугах – простых или сложных – остановить свой выбор, каждый решает для себя. А я бы мог посоветовать фрилансерам со сложными услугами чуть больше времени уделять продажам, отвлекаясь от непрерывной и трудоёмкой работы, а фрилансерам с простыми услугами – иногда отвлекаться от продаж и на радость клиентам работать над повышением сервиса и качества.
Как «упаковать» услугу
Если кто-то любопытный спросит, чтó вы продаёте,
Сколько это в среднем стоит и куда нести бабло —
Отвечать не торопитесь, будьте скрытны и угрюмы.
Не его, клиента, дело, в чём вы мастер и эксперт.
Есть пример из бизнес-тренингов. Он про поездку в лифте с миллиардером. Когда ты ищешь покупателя на свою услугу и внезапно оказываешься в одной кабинке лифта с известным миллиардером, который явно может сделать у тебя нехилый такой заказ. И у тебя есть время буквально в несколько этажей, чтобы поделиться с ним информацией.
Фрилансер всегда должен быть в состоянии выпалить своё послание потенциальному клиенту чётко и ясно, словно готовился к этому всю жизнь. Но чтобы это на самом деле было так, необходимо специально осознанно поработать над формулировками торгового предложения, описанием услуги и закрытием возражений.
Было время, когда мне тяжело было рассказывать о своей профессии. Трудно было подобрать слова, чтобы описать человеку, не связанному с IT, чем именно я занимаюсь. Да и стыдно было почему-то. Вроде нормально разговариваешь с человеком, затем он внезапно спрашивает, чем я зарабатываю на жизнь, и я начинаю мямлить и как-то сложно и издалека отвечать на вопрос. Человек это замечает и старается поскорей закрыть тему, чтобы дальше меня не мучить. А ведь потенциально он мог бы стать моим клиентом!
На это обратил внимание мой бывший руководитель, Андрей Рябых, и посоветовал заранее подготовить ответ. Чтобы я не выводил его «на лету», а отчеканивал, как по шпаргалке. Я так и поступил. Придумал короткий ответ и выпаливал его, если кто-то спрашивал, чем я занимаюсь. Это привлекало людей и провоцировало задавать дополнительные вопросы. Со временем я уже знал их все и мог сразу так сформулировать ответы, что никаких вопросов не оставалось. Бери – да обращайся ко мне за услугами.
Получившиеся формулировки можно назвать «упаковками» для услуг и провести аналогию с товарами в магазинах. Они помогают выделяться на полках. Яркий цвет, необычная форма или размер издалека привлекают внимание посетителя. Названия работают уже на более близкой дистанции. И, наконец, описание потенциальный покупатель будет читать только в том случае, если внутренне уже готов к покупке.
Упаковка нужна как для новых покупателей, которые ещё не сталкивались с товаром, так и для постоянных, которые ищут что-то уже знакомое. Следовательно, потребление может на время снизиться, если производители бездумно изменят эти параметры.
Это всё касается товаров в магазинах. А что с услугами? А с ними всё то же самое!
Торговое предложение. Это форма, размер и цвет услуги. Я возьму в качестве примера то, в чём сам разбираюсь, – проектирование интерфейсов. Моё торговое предложение звучало бы так: «Проектирую интерфейсы информационных систем». Важный момент: торговое предложение подготавливается для конкретной целевой аудитории. Например, «Проектирование информационных систем» у меня купили бы профессиональные клиенты (если забыли, кто это такие, быстренько возвращайтесь к главе, в которой я о них рассказываю), потому что они единственные бы поняли, что это означает. А если бы я хотел привлечь внимание людей, менее продвинутых в IT, подошло бы другое торговое предложение. Например: «Проектирую сайты и приложения».
Есть такое понятие, как «Идеальное торговое предложение». Это когда в торговое предложение включены именно те параметры, которые нужны потенциальному клиенту. Например, если клиент искал проектировщика, работающего в специализированной программе под названием Axure, то торговое предложение «Проектирую сайты и приложения в Axure» будет для него идеальным. Чем больше интересующих клиента параметров нам известны, тем ближе к идеалу будет наше торговое предложение.
А ещё есть такое понятие, как «Уникальное торговое предложение» (УТП). Название говорит само за себя. Если я работаю в такой конкурентной среде, где полно людей, проектирующих сайты и приложения в Axure, мне желательно чем-то среди них выделиться. Например: «Проектирую сайты и приложения в Axure, отвечаю деньгами за сроки и качество, бесплатный аудит вашего сайта при первом заказе».
В моём случае торговые предложения сменяли друг друга, становились лучше, понятнее, а иногда и, наоборот, приводили нежелательных клиентов.
Когда я работал в компании Webmaster.spb, к нам часто приходили заказчики, которым проект нужен был «вчера». Часто причина была в том, что они стремились сделать его к какому-то событию, до которого оставалось уже совсем мало времени.
Работая с такими людьми, я наловчился мобилизовываться, работать вечерами и ночами, делать марафонные подходы к работе – и в результате помогал спасать авральные проекты. Поэтому вскоре после выхода на фриланс моим торговым предложением стало: «Поможем в авральных ситуациях с проектированием и дизайном». И мне вполне удалось привлечь клиентов с такими потребностями.
Таким образом я по собственной воле начал работать с клиентами, не умеющими планировать работу, не понимающими, сколько на самом деле тот или иной проект может занимать времени. А также с людьми, ни разу не встречавшимися со специалистами, требовательными к оплате и менеджменту, и поэтому сложившими неверное базовое представление о работе. Платили они неохотно и с задержками, общаться с ними было трудно, работа была тяжёлой, поскольку приходилось много сил посвящать тому, чтобы навести порядок в чужом огороде.
Я понял, что умение работать с такими клиентами не особо помогает мне зарабатывать больше, и решил для начала зафиксировать всё, что не нравилось мне в работе. Чтобы если уж не расти в заработке, то хотя бы меньше мучиться с тем, что есть.