Языческий аспект тринитарного «богословия» настолько внедрился и укоренился в умах и сознании христианских теологов, что они говорят об Отце, Сыне и Святом Духе, как о Богах, имеющих самостоятельное бытие.
Но ведь если вникнуть в слова Ап. Павла: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу», – то мы увидим, что он говорит об уничижении не Божественной Личности, а о Личности, имеющей образ Бога, а именно тот величественный и безгрешный, первозданный образ Божий, которым был почтён и первозданный Адам. Иисус и был именно Тот первозданный и безгрешный образ Божий, Который не только образ раба (грешного человека) принял, но и по виду, и по образу жизни стал как обычный человек, Который и возлежал, и пил, и ел с мытарями и грешниками (Мк. 2:15—16). Потому и Бог Его превознёс! Прочтите теперь (Фил.2:5—11) в том ключе, который я Вам предложил, и у Вас отпадут всякие сомнения в том, что не о Боге говорил Ап. Павел, а о первозданном и безгрешном Человеке Иисусе Христе.
(39) И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала.
Многие доверчивые самаряне, услышав от женщины об Иисусе, в отличие от иудеев, сразу уверовали в Него. К тому же и женщина эта, очевидно, слыла женщиной хоть и не безгрешной, но правдивой.
(40) И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
Не только гостеприимство самарян побудило Иисуса задержаться в г. Сихарь, но и обязанность мессианского служения, на которое Он был послан Отцом.
(41—42) И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Слово Иисуса никогда не было тщетным даже тогда, когда не принимали Его слов, но Его слова всегда имели власть и силу. Пренебрегаемые иудеями самаряне уверовал в Иисуса как Спасителя мира, а избранный Богом иудейский народ гнал Иисуса. Вот, пожалуйста, лишнее свидетельство того, что не место молитвенных обращений к Богу, не обряды, и даже не избранничество Богом определяет само отношение к Богу, а внутреннее, духовное устроение человека. Именно об этом я говорю нашим надменным православным ортодоксам, считающим только Православную Церковь истинной. Точно также и католики почитают себя истинными почитателями Христа и Божьей Матери, а православных схизматиками, но как те, так и другие заблуждаются. Полагаю, придёт время, когда в Царстве Отца они не увидят тех, кого ожидали увидеть, но встретят тех, кого считали еретиками и отверженными Богом.
(43—44) По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошёл в Галилею, ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своём отечестве.
Иисусу хватило двух дней, чтобы Самаряне уверовали в Него, поэтому Он вышел оттуда и пошёл в Галилею. Галилея это не город, а целая область. Отечеством Иисуса следует считать не только г. Назарет, где Он провёл Своё детство, но и всю Галилею, ибо большую часть Своей жизни Он провёл в этой области, живя в Капернауме и навещая другие города (Мф. 4:13—16). Поэтому, в данном случае говоря об отечестве Иисуса, Ап. Иоанн имел в виду не какой-то конкретный город (Назарет или Капернаум), а всю Галилейскую область.
Слова Ап. Иоанна: «Ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своём отечестве», – приводят толкователей в некоторое замешательство, одни говорят о Назарете, другие о Капернауме. Им непонятно, как это так, Сам свидетельствует о том, что Его бесчестят в отечестве, однако идёт туда, поэтому минует и Назарет, и Капернаум. Но в том-то и вся соль евангельских истин. Обычные люди, и толкователи в том числе, обычно судят по себе, а они, как правило, бегут от бесчестия и стремятся к славе. Но Иисус шёл в отечество Своё не за почестями и славой, Его вела туда воля Отца, Который искал и ищет славы Себе.
(45) Когда пришёл Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев всё, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, – ибо и они ходили на праздник.
Если прежде земляки не принимали Иисуса как выдающуюся Личность, то теперь они приняли Его как чудотворца, ибо слава о Нём распространялась благодаря многим свидетелям Его чудесных деяний (Ин. 2:23). Возможно, не малую роль сыграли и слухи о том, как Он бичом выгнал из храма торгашей и скот (Ин. 2:15).
(46—47) Итак Иисус опять пришёл в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришёл из Иудеи в Галилею, пришёл к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.
Слава об Иисусе, как о чудотворце, неуклонно растёт и распространяется. К Нему за помощью идут и из других городов, особенно в тяжёлых случаях, когда человек при смерти. Здесь, описан конкретный случай с царедворцем.
(48—50) Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошёл.
Царедворец не верил в то, что Иисус есть Мессия, это очевидно из упрёка Иисуса: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Однако из дальнейшего повествования видно, что этот царедворец имел несомненную веру в то, что Иисус может исцелить его умирающего сына.
(51—54) На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
Да, это исцеление явно чудесное. Царедворец думал, что Иисус пойдёт к нему домой и исцелит умирающего сына, будучи великим лекарем. Но исцеление свершилось на расстоянии, заочно и мгновенно. Из этого царедворец понял, что Иисус не простой целитель, но Тот Мессия, Которого все ожидали.
Глава 5
(1) После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим.
Одни экзегеты считают, что это был праздник Пасхи, к ним относятся: архиеп. Аверкий (Таушев), священномученик Ириней Лионский, свят. Филарет (Гумилевский); другие думают, что это Пятидесятница, например, Евфимий Зигабен, свят. Иоанн Златоуст, архиеп. Никифор (Феотокис), блаж. Феофилакт Болгарский; а вот еп. Михаил (Лузин) полагает, что это был праздник Пурим, тогда как А. П. Лопухин уверен, что это не мог быть праздник Пурим, но был праздник Кущей.
Евангелист, очевидно, считает несущественным, какой именно был праздник. Важно то, что Иисус пришёл в столицу во время наибольшего стечения народа, ведь Господь пришёл в мир не веселиться на праздниках, но творить дела любви и обращать к Себе взоры людей, более увлечённых земными заботами и утехами, нежели любовью к Богу и исполнением заповедей Его.
(2—4) Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Толкователи скрупулёзно рассматривают детали этого фрагмента, особенно, устройство самой купальни. Но это повествование лишь необходимая прелюдия основной сути события. Самое важное в этом повествовании то, что Господь не пошёл в гущу празднующего народа, а пришёл в место, где находились страждущие люди, которым было не до веселия. И пришёл Иисус в лечебную купальню во время праздника, чтобы найти в ней наиболее страждущих и нуждающихся в Его помощи, ведь большинство больных, способных самостоятельно передвигаться, из купальни устремилось в гущу празднующего народа.
(5—8) Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
Более половины своей жизни человек пролежал возле купальни в надежде на чудесное исцеление, но никому до него не было никакого дела, никто о нём не позаботился. Здесь отражена основная суть падшей человеческой природы и эгоистичной нравственности, заботящейся только о себе. Более проворный спешит опередить более немощного. Господь Иисус Христос пришёл для того, чтобы Своей обоженной человеческой природой внести коррективы в нашу испорченную природу36 и направить нравственное воспитание людей в новое русло альтруизма, чему Он постоянно давал примеры.
Нравственный аспект вопроса Господа: «Хочешь ли быть здоров?», – на мой взгляд, наиболее полно освятил митр. Антоний Сурожский. Но мне хочется рассмотреть этот эпизод со стороны двуединой природы Христа. Если бы Иисус не был Человеческой Личностью, а был бы только Богом, облекшимся в плоть, то Ему не было бы нужды узнавать о болезни и спрашивать: «Хочешь ли быть здоров?», – ибо Бог знает всё и всегда говорит и действует со властью. Поэтому не Бог, а Человек Иисус спрашивает: «Хочешь ли быть здоров?». Он даже веры не требует от больного, Ему нужно лишь его согласие. Ведь бывают случаи, пусть и исключительные, когда человеку нравится быть инвалидом, не нести никакой ответственности, принимать подачки, снисхождение и сочувствие от окружающих людей. Иисус как Человек проявил сострадание к больному, но Божественной силой, и властью Своего Отца Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи».
Я заостряю на этом внимание потому, что всё Евангелие Иоанна пронизано свидетельством об одном Боге как Личности, воплотившейся в Иисусе Христе – Человеке. Прекрасно прокомментировал этот стих преп. Варсонофий Оптинский: «Конечно, Своею всемогущей силой Бог в одно мгновение мог переродить человечество, сделать его из грешного святым. Силён был это сделать Господь, но не допустила того Правда Божия. Нельзя было дать повод сатане упрекнуть Бога в несправедливости. Для спасения человечества нужен был человек же. Долгие годы люди ждали Этого Человека и томились, подобно расслабленному при Силоамской купели. И пришёл Человек и искупил человечество, очистив его от первородного греха».37 Вот, именно в этом истина, не Бог искупил человечество Своим подвигом, а Человек Иисус! Вот то истинное богословие святых людей, которое драгоценными крупицами лежит незамеченным среди заблуждений.
(9) И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний.
Исцеление, как видим, совершено в субботний день. В синоптических Евангелиях Иисус осуществляет исцеления тоже в субботние дни. Так Он в субботы исцелил сухорукого (Мф. 12:10—13; Лк. 6:6—10; Мк.3:1—5), бесноватого (Мк. 1:23—26; Лк. 4:33—35); скорченную женщину и страдающего водяной болезнью (Лк. 13:11—13; Лк. 14:1—4). Иисус как будто намеренно нарушает ветхозаветное установление о субботе (Исх. 20:10—11). На самом деле, Иисус выступал против извращений Божественных установлений, ибо по слову Его: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17), а все законы Божии и пророки зиждутся на любви к Богу и ближнему (Мф. 22:37—40).
Господь не однажды обличал фарисеев и книжников в превратном толковании Божественных установлений. На их негодования о не хранении Им субботы, Иисус обличил их словами: «если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Лк. 14:5). Более того, Бог даёт понять через Иисуса, что ветхозаветная нравственность исчерпала себя, пришло время Нового Завета, новой нравственности, и эти установления новой нравственности Он даёт через Иисуса Христа. Поэтому и относительно субботы Он сказал им: «суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:8; Мк. 2:27).
(10—13) Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
Божественные заповеди в еврейском народе, мало-помалу выродились в заповеди человеческие (Мф. 15:9, Мк. 7:6—8). Духовно слепые вожди народа были уверенны в своей праведности, и эта уверенность порождала в них негодование на Иисуса. Точно также и ныне в бо́льшей чести находится не Св. Писание пронизанное духом Божиим, а предания древних отцов и догматы, выработанные человеческими домыслами. Св. Писание является лишь придатком Предания, ибо является частью последнего. Между тем как слову Божьему должно быть отведено особое место с особым статусом исключительности, ведь Библия есть не только слово Божие, но Она есть и Предание Божие, которое существенно отличается от писаний человеческих, составляющих Предание человеческое.
(14) Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Иисус ясно обозначил причину болезни исцелённого им человека: «…не греши больше», – и предупредил, что в противном случае, с ним может произойти худшее. Указание на причину болезни должно предупредительно просветить и нас, дабы нам быть внимательными к своей душе, к своим поступкам, и не грешить, если не желаем в качестве наказания обрести серьёзную болезнь. Вообще надо сказать, что исцеление от серьёзных и продолжительных болезней, несомненно, осуществляется Самим Богом. И это выздоровление парализованного было даровано Иисусом лишь с той целью, чтобы человек исправил свою духовную жизнь, своё отношение к Богу.
(15—16) Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
Здесь не говорится о причине, по которой человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. Но нет сомнений в том, что исцелённый желал прославить Иисуса, чтобы и другие обратились к Нему, ибо, во-первых, он пренебрёг обычаем иудеев и послушался своего Целителя Иисуса, взяв постель, а во-вторых, не мог же он после тридцативосьмилетних страданий желать зла Иисусу, исцелившему его. Но оглушённые и ослеплённые своей мнимой праведностью иудеи, искали убить Иисуса за то, что Он не соблюдает субботы.
(17) Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
И здесь указание на две разные, не тождественные Личности.
Отец Мой (Бог) доныне делает добрые дела в субботние дни (питает и поит людей, посылает дождь на праведных, и не праведных). Если Отец Мой доныне добрые дела делает, то и Я делаю. И это тем более естественно, что добрые и чудные дела Он творит силою Своего Отца – Бога, о чём уже в 19 стихе и далее, Сам Иисус будет свидетельствовать: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10). Мог ли Иисус творить чудные дела Божии в субботы, если бы они шли вразрез Божественным постановлениям? Конечно, нет!
(18) И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
Не всем и не сразу открылось, что Иисус есть Сын Божий. Даже и доныне многие, (пожалуй, большинство) не ведают, что Он истинно есть Сын Божий. Как же в те далёкие времена, невежественные и злые иудеи могли постичь и принять, что Он, Иисус, есть Богочеловеческое Существо и является не только Сыном Божиим, но и Богом – Отцом всякой духовной твари? Доныне Иисус для большинства христиан – таинственное и непостижимое Существо.
(19) На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
Иисус объясняет Своим гонителям, что Он, будучи Человеком, не делает Себя Богом, говоря: «Сын ничего не может творить Сам от Себя». Эти слова Христа никак нельзя считать принадлежащими Божественной ипостаси Слово, даже воплотившейся. Бог единое Существо и одна ипостась не может показывать другой ипостаси, что и как делать. Даже в человеке душа не показывает телу, что и как делать, но человек, как единое существо, просто действует своей ипостасью тело. Точно так же и Бог действует Своими ипостасями как единое Существо. Так, например, Бог творил наш материальный мир не показывая Своей ипостаси Слово что и как делать, а просто действовал этой ипостасью.
Но одно существо (личность) может показывать другому существу (личности) что и как делать, так, например, обучаются люди и животные, перенимая опыт старших собратьев. Как же, будучи в едином Существе Иисуса Христа, Личность Бога Отца показывала Личности Человека Сына, что и как делать? Бог, будучи Существом находящимся вне времени, знает о всех будущих событиях, ибо они произойдут в Нём. Именно поэтому Бог может предвидеть события и, более того, показывать их (открывать) тому, кому хочет. Так Он открывал будущие события пророкам. И Иисусу Он, таким образом, показывает, что и как может сделать Его любимый Сын Иисус.
«Богословие» отцов категорически утверждает, что в Иисусе Христе имеет бытие только одна ипостась (Личность Слова (Сына)), а ипостасей Отца и Св. Духа в Нём нет. О каком же единстве во Христе Отца и Сына может идти речь с точки зрения отцов? Как же Отец может действовать в Иисусе Христе, если Его в Нём нет? Именно по этой причине, загнав себя в рамки своих ложных представлений, творцы тринитарного «богословия» вынуждены откровенно или неявно противоречить словам Св. Писания, а, значит, Самому Богу. Так Василий Великий и Григорий Богослов своими софистическими рассуждениями откровенно противоречат словам Христа. Василий Великий пишет: «Если самовластное лучше подвластного, а человек самовластен, Сын же Божий подвластен; то человек лучше Сына; что нелепо. И если подвластный не может творить самовластными, ибо чего сам не имеет, не может того и другим дать по своему изволению; то Спаситель, сотворившей нас самовластными, не может быть кому либо подвластным.
Если Спаситель ничего не мог творить Сам Собою, но творил по повелению Отца: то Он ни благ, ни худ; потому что не виновен ни в чём происшедшем. И не явная ли нелепость, когда люди свободно творят добро и зло, Сыну, будучи Богом, ничего не творит свободно?».38 И Григорий Богослов, очень много рассуждая о том, что и кому возможно или невозможно, в заключение пишет: «Так понимаю я слова: что сотворено бывает Отцем, сия и Сын такожде творит, не в подражание сотворённому, но по равночестию власти».39 Ведь Сын для них такой же Бог, как и Отец. Но если Сын равночестен во власти, то почему Иисус говорит: «Сын ничего не может творить Сам от Себя»? Кто же говорит истину, а кто лжёт на истину, Иисус или богословствующие отцы?
(20) Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
Посмотрите, если Иисус только Божественная Личность, облекшаяся в плоть, как утверждают отцы, а значит и Бог в своём Божественном могуществе, то зачем Отцу, единому с Сыном в Божественном Существе, показывать что-либо, если в этом Существе единая воля и единое действие?
Сын, о Котором вещают Евангелия, это Человек Иисус Христос, в Котором во всей полноте пребывает Бог (Отец), причём: не слитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Это различие и единство отметил в своём толковании и А. П. Лопухин: «Отец настолько любит Своего Сына, что показывает Ему всё, что Сам делает. Христос таким образом постоянно, а не только временно (как бывало с пророками) пребывает в теснейшем общении с Богом. Перед взором Христа постоянно раскрыта книга судеб Божиих. И полномочия Христа, как Мессии, ещё увеличатся с течением времени: Отец покажет, т. е. даст власть Христу совершать такие дела, которые приведут иудеев в чрезвычайное удивление»40. При этом он, как видите, признаёт только одного Бога, а Христа (Помазанника) Богом не называет, что совершенно справедливо по отношению к Человеческой Личности Христа.
(21) Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
И здесь отражена разная Сущность Отца – Бога, и Сына – Человека, с разными волями: «так и Сын оживляет, кого хочет». И эти разные Сущности, будучи в одном Существе, действуют единогласно, как единое Существо, ибо Человек Иисус ни в чём не погрешил против воли Отца, безукоризненно исполняя Своим телом и языком Его волю! Но и Своей волей, Своим желанием Он воскрешает мёртвых, ибо Отец исполняет всякое желание Своего возлюбленного Сына, во всём покорному Ему.
(22) Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца.
Если Отец и Сын две равносильные Божественные Личности, составляющие единое Божественное Существо то зачем одной Личности отдавать суд другой Личности? Ведь Они находятся в равной чести и составляют единое Божественное Существо! Но абсурдность таких утверждений обличают евангельские истины, которые свидетельствуют о разных Сущностях Бога Отца и Сына Человека.
Вообще нет разных Божественных Личностей, но есть одна, и только одна Божественная Личность – Отца, и одна, и только одна Человеческая Личность Сына Божия Иисуса Христа. Но так как Они едины и нераздельны в Богочеловеческом Существе Иисуса, то Бог Отец отдал Сыну (Человеку) весь суд, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Это тождество чести Отца и Сына в Иисусе закономерно, ибо Отец и Сын в едином Существе Иисуса Христа.
(23) Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Эти слова совершенно справедливы, ибо не почитащий Сына, не распознал и не принял в Нём Бога Отца, пребывающего во всей полноте в Своём Сыне. Чтить Сына необходимо, ибо Он наш Спаситель, но поклоняться следует Богу Отцу, Который в центре Вселенной, и над Вселенной, и вне её, и в нас с Вами, и в Иисусе Христе. Бог Отец есть, Бога Сына нет, есть Сын Иисус, но Он не Бог, а Богочеловеческое Существо, и потому сидит не в центре Царства небесного, как считают некоторые ортодоксы, а справа от Бога Отца.
Здесь и далее, Иисус ещё не раз будет повторять, что Он является Посланцем Бога Отца, то есть, по сути, является Ангелом Божиим, а Ангел Божий не может быть Богом. Да, во Христе Бог во всей полноте пребывает, но это Тот же Самый Бог, Который и послал в мир Своего Сына Иисуса.
(24) Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь.