Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности (политико-правовой аспект)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы, представленной читателю, определяется той важной ролью, которую в настоящее время играет в международной жизни Шанхайская организация сотрудничества. Организация, сначала призванная служить оборонно-политическим механизмом решения проблем региональной безопасности, ныне становится и инструментом обеспечения экономического развития государств-участников, превращаясь в многопрофильную международную структуру. Значение этого процесса перешагивает региональные границы и обретает мировое звучание.
Создание Шанхайской организации сотрудничества убедительно подтвердило, что в современных условиях именно на региональном уровне формируются элементы многополюсного глобального управления. Формированию центростремительных тенденций в регионе, географически охватывающем Центральную Азию, Россию и Китай, в значительной степени способствовало то, что шесть государств, объединившихся в Шанхайскую организацию сотрудничества, не только связаны друг с другом общей географией и историей, но и разделяют общие взгляды и ценности, обеспокоены одними и теми же проблемами, стремятся совместно обустроить свой регион, хотят сотрудничать в интересах обеспечения собственной стабильности и благополучия. Для молодых независимых государств Центральной Азии важнейшими задачами стали: формирование основ обеспечения стабильности и безопасности развития, создание благоприятного экономического и политического климата, развитие международного сотрудничества.
Сложные и многообразные региональные интеграционные процессы в Центральной Азии носят противоречивый характер, в основе которого лежат трудности, связанные с приспособлением государств к новым геополитическим реалиям в условиях интеграционного строительства.
Исходя из геополитической ситуации в регионе, возникла потребность в формировании интеграционных структур, которые представляли бы основных региональных игроков и в разных форматах служили бы механизмом многосторонних консультаций и соглашений в обеспечении региональной безопасности и стабильности. Шанхайская организация сотрудничества не является военно-политическим альянсом и не имеет намерений становиться таковым, а взаимодействие по линии оборонных ведомств развивается исключительно в антитеррористических целях. Организация стремится к построению демократичной, справедливой архитектуры международных отношений, базирующейся на многосторонних, кооперативных подходах и в равной мере учитывающей интересы и мнения всех участников. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества не направлена против третьих стран, ей чужды конфронтационные подходы к решению актуальных проблем международного и регионального развития. Шанхайская организация сотрудничества стала примером того, как неблоковые объединения могут выстраивать систему обеспечения международной безопасности.
Главной особенностью Шанхайской организации сотрудничества является то, что она строится на принципах равноправия всех государств-членов, взаимного уважения взглядов и мнений друг друга, многообразия культур, традиций, называемых шанхайским духом, что сочетается с ее организационной структурой и многогранностью направлений сотрудничества. В этом аспекте уникален опыт интеграционных процессов в рамках Шанхайской организации сотрудничества, становящийся все более весомым фактором укрепления безопасности и стабильности в Центрально-Азиатском регионе, активно содействующим повышению экономического и политического потенциала государств-участников в регионе. На заседании Совета глав государств в Астане председательство в Шанхайской организации сотрудничества перешло к Китаю.
Российская Федерация отводит особое место «дальнейшему укреплению Шанхайской организации сотрудничества, продвижению ее инициативы по созданию сети партнерских связей между всеми интеграционными объединениями в Азиатско-Тихоокеанском регионе»1. При этом особое значение будут иметь: «укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества, стимулирование в ее рамках практических шагов, способствующих укреплению взаимного доверия и партнерства в Центрально-Азиатском регионе»2.
Принимая во внимание, что большинство государств – членов Шанхайской организации сотрудничества представляют Центральную Азию, обстановка в которой в значительной мере подвержена внутриполитическим и социально-экономическим изменениям, в том числе связанным с такими факторами воздействия, как терроризм и религиозный экстремизм, межэтническое противостояние, незаконный оборот наркотиков и неконтролируемая миграция, что непосредственно влияет на состояние защищенности как Российской Федерации и ее интересов в данном регионе, так и государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, представляется обоснованной необходимость проведения анализа и оценки деятельности Шанхайской организации сотрудничества в системе обеспечения безопасности государств Центрально-Азиатского региона.
Таким образом, актуальность представленной работы обусловлена необходимостью изучения процессов становления и развития Шанхайской организации сотрудничества как политического института по поддержанию стабильности и безопасности в Центральной Азии, а также необходимостью оценить современные особенности экономического сотрудничества в рамках ШОС.
Вопросы деятельности Шанхайской организации сотрудничества, особенно в последние годы, привлекают определенное внимание российского экспертного и научного сообщества, а также ряда зарубежных аналитиков, прежде всего в других государствах – членах Шанхайской организации сотрудничества. Среди работ российских экспертов по тематике Шанхайской организации сотрудничества можно отметить исследования В. Я. Воробьева, А. Власова, И. Д. Звягельской, В. П. Зимонина, К. А. Кокарева, А. А. Кольтюкова, В. Н. Москаленко, Е. Потеевой, И. А. Сафранчу, К. Л. Сыроежкина и др.3
Внимание российских ученых в основном сфокусировано на анализе обстановки в Центральной Азии в плане общей безопасности в регионе. Российские авторы констатируют и рост международной конкуренции за доступ к природным ресурсам Центральной Азии, отмечают потенциальную роль Шанхайской организации сотрудничества как силы, способной внести коррективы в ход этого соперничества.
Среди зарубежных авторов можно выделить труды экспертов КНР, в частности, работы Чжао Хуашэна, директора исследовательского центра ШОС (Фуданьский университет, Шанхай) и Син Гуанчэна, а также работы экспертов Казахстана, прежде всего публикации В. Ф. Галямовой, А. С. Каукенова, Е. Н. Оразалиева, А. Ходжаева, Т. Г. Шаймергенова, К. Г. Шерьяздановой и др.4
Комплексный анализ деятельности Шанхайской организации сотрудничества представлен в работе «Первая региональная организация сотрудничества "нового типа" в XXI веке», подготовленной китайскими учеными, которые раскрывают значимость цивилизационных, мировоззренческих инвестиций в Центрально-Азиатский регион и уделяют большое внимание гуманитарным аспектам интеграции5.
Значительный вклад в исследование формирования, развития и деятельности Шанхайской организации сотрудничества внесли Р. Ю. Андреещев, А. Ю. Баранов, С. Гуанчэн, Г. Е. Жоламанова, В. Ю. Захаров, В. П. Зимонин, И. Н. Комиссина, Д. Д. Курбонов, А. А. Куртов, В. А. Матвеев, М. С. Мейер, Б. Г. Мухамеджанов, С. Ж. Нарысов, С. Нестеренко, М. Б. Олкотт, И. А. Рогачев, B. C. Фроленков, Л. Юнцюань и др.6
В ряде работ рассматриваются вопросы военно-технического, экономического сотрудничества, налаживания гуманитарных и культурных связей России и государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, а также рассматриваются проблемы стабильности и развития ситуации в Центральной Азии и мире.
Среди этих трудов можно выделить коллективную монографию, посвященную исследованиям перспектив экономического развития государств Центральной Азии – членов ШОС «Шанхайская организация сотрудничества: взаимодействие во имя развития» (Москва, 2006)7.
В монографии использована большая документальная база. Особое внимание уделено обработке и анализу первичных источников – собственно документальной базе Шанхайской организации сотрудничества. В частности, наряду с основополагающими документами, такими как: учредительные акты – Хартия ШОС и Декларация о создании ШОС, а также Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и др. проанализированы документы, регулирующие полномочия (в том числе иммунитеты) и порядок функционирования Секретариата Шанхайской организации сотрудничества, Региональной антитеррористической структуры (РАТС), руководящих и рабочих органов ШОС, в т. ч. Положения о Совете глав государств и глав правительств, министров иностранных дел, о Совете национальных координаторов, Совещаниях руководителей министерств и/или ведомств Шанхайской организации сотрудничества.
Анализ научных трудов и документальных источников показывает, что, несмотря на то что многие стороны проблемы сотрудничества России и государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с международным терроризмом исследованы, обобщающих трудов по этой проблеме нет. Поэтому ряд работ посвящен рассмотрению вопросов борьбы с международным терроризмом, предпринимаемых в рамках Шанхайской организации сотрудничества8. Нуждаются в дальнейшем исследовании и другие аспекты проблемы.
Большинство ученых и экспертов, признавая огромный потенциал Шанхайской организации сотрудничества, как правило, сходятся во мнении, что имеющиеся наработки Организации в основном носят теоретический характер и ей недостает практической составляющей для более эффективного воздействия на мировые и региональные угрозы и вызовы. Пройдя более десятилетний этап своего развития, Шанхайская организация сотрудничества тем не менее находится на этапе институционального становления, поиска новых механизмов и закрепления уже созданных в системе региональной безопасности.
С учетом этого одной из главных задач на современном этапе регионального развития является качественное повышение научно-исследовательского и информационно-аналитического уровня работы. Научный поиск призван помочь Шанхайской организации сотрудничества построить искомую степень международного объединения нового типа, способную функционировать в условиях глобального кризиса человечества и ускорения исторического времени, управлять самыми сложными процессами на пространстве ШОС, опережающе реагируя на неблагоприятные события, вызовы и угрозы, обеспечивая максимально возможную стабильность и безопасность для народов и государств Центрально-Азиатского региона.
Несмотря на имеющиеся публикации и исследования, проблемы формирования, становления и эффективного развития Шанхайской организации сотрудничества остаются пока еще недостаточно исследованными и являются во многом дискуссионными, поэтому изучение данной проблемы приобретает важное теоретическое и практическое значение.
Объектом исследования монографии является Шанхайская организация сотрудничества как политический институт по обеспечению стабильности и безопасности в Центральной Азии, предметом исследования – деятельность ШОС в контексте развития процессов взаимодействия и сотрудничества в целях обеспечения безопасности государств Центрально-Азиатского региона.
Цель исследования – определить потенциал Шанхайской организации сотрудничества и векторы ее перспективного сотрудничества в региональной системе безопасности, а также основные направления совершенствования многостороннего и эффективного развития самой организации по поддержанию стабильности и безопасности в регионе Центральной Азии, а также состояние и перспективы экономического сотрудничества государств, ее места в процессах мировой регионализации и системе регионального сотрудничества в Центральной Азии. Достижение данной цели связано с решением следующих научно-исследовательских задач:
– анализ истории возникновения и предпосылок образования ШОС;
– выявление признаков региональности международной организации согласно теории международного права и практике образования региональных организаций на основе исследования геополитических процессов в Центральной Азии;
– рассмотрение форматов и потенциала международного сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества по поддержанию стабильности и безопасности;
– определение роли и места ведущих региональных держав – России и Китая – в Центрально-Азиатском регионе;
– выявление векторов перспективного сотрудничества Шанхайской организации сотрудничества с другими региональными структурами, оказывающими содействие в системе обеспечения безопасности Центрально-Азиатского региона;
– анализ результатов взаимодействия государств – членов ШОС в экономической сфере, в том числе в сфере торговли, энергетики и транспорта, а также определить место ШОС в других региональных структурах – преимущества и слабые стороны и определить перспективы развития.
Ввиду комплексного характера деятельности Шанхайской организации сотрудничества в монографии был использован общетеоретический и общеметодологический потенциал политологии, геополитики, теории международных отношений, а также ряд других научных методов. Так, например, исторический метод использовался при рассмотрении эволюции зарождения и развития ШОС; конкретно-политологический – при анализе деятельности ШОС в региональном масштабе; аналитический метод использовался в ходе анализа правовых и политических документов; кроме того, были использованы методы системно-структурного анализа.
Научная новизна монографии определяется постановкой проблемы и рассмотрением круга вопросов, не являвшихся ранее предметом целостного научного анализа. Данная работа является первой в своем роде попыткой комплексного исследования эволюционирующей деятельности ШОС как международной региональной организации, имеющей присущие ей особенности и формирующейся в настоящее время в качестве модели регионального сотрудничества и безопасности. В работе разработана концепция, основанная на теории «комплексной взаимозависимости» и инфраструктурном подходе партнерства и сотрудничества, которая предоставляет возможность объективно показать роль и место Шанхайской организации сотрудничества в современных международных отношениях.
Шанхайская организация сотрудничества развивается динамично как международная организация стратегического сотрудничества, что подтверждают ее институциональность и многоаспектная деятельность. Необходимость нахождения новых векторов, усиливающих Организацию, обусловила в качестве ее приоритетов деятельность, не только связанную с решением проблем безопасности, но и с проблемами гуманитарного направления, не исключая при этом интенсивное развитие торгово-экономической составляющей, в том числе развивающееся взаимодействие по энергообеспечению стран Центрально-Азиатского региона.
Статус Шанхайской организации сотрудничества как международной региональной организации отвечает критериям международного права, она обладает правосубъектностью и действует в соответствии с принципами и нормами международного права.
Шанхайская организация сотрудничества имеет большой потенциал, слагаемый из потенциалов государств – участников этой организации, для включения в глобальную систему по поддержанию международной безопасности, в связи с чем борьба с такими угрозами, как терроризм, экстремизм и сепаратизм, выходит на новый качественный уровень сотрудничества не только между ее членами, но и с международными глобальными и региональными организациями.
На современном этапе нецелесообразно предоставлять членство в Шанхайской организации сотрудничества тем государствам, которые уже являются участниками военно-политических блоков либо союзов государств, на территории которых располагаются войска или военные базы третьих государств, не входящих в ШОС, так как это противоречит уставным принципам Организации, но при этом необходимо развивать экономические связи с государствами-наблюдателями.
Государства – члены Шанхайской организации сотрудничества привнесли в практику отношений между государствами ряд новаций (создание новаторского документа «Правила поведения государств в области обеспечения информационной безопасности») и т. д., обусловленных культурным и цивилизационным многообразием, в которых выразилось своеобразие ШОС как организации евразийского региона, вносящей конкретный вклад в укрепление безопасности глобального информационного пространства. Успех гуманитарного сотрудничества наряду с другими сферами взаимодействия способен опровергнуть вопрос о некоей неопределенности предназначения Организации.
Авторы предполагают, что роль Шанхайской организации сотрудничества в региональной политике и мировых делах будет возрастать. В этой связи одной из актуальных задач, стоящих перед ШОС, видится укрепление и разветвление механизма внешнеполитических консультаций с ООН, активизация контактов в Совете ООН по правам человека и Конференции по разоружению, в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в Диалоге по сотрудничеству в Азии, по линии МИД государств-членов. Благодаря такому механизму государства Центрально-Азиатского региона могут более эффективно отстаивать свои национальные интересы, согласовывая их между собой и выступая единым фронтом в целях их реализации.
С учетом геополитического своеобразия Центрально-Азиатского региона предлагается ввести принцип единого территориального пространства Шанхайской организации сотрудничества, подразумевающего общую территориальную границу, которая позволит с большей эффективностью решать вопросы обеспечения региональной безопасности, будет содействовать трансграничному сотрудничеству в реализации экономических и культурных проектов.
Теоретическая и практическая значимость монографии, по мнению авторов, состоит в том, что она вносит определенный вклад в научное исследование проблем системы региональной безопасности, в частности, раскрывает аспекты, связанные с обеспечением безопасности государств – членов Шанхайской организации сотрудничества и формирует предложения по укреплению безопасности Центрально-Азиатского региона.
Глава 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1. Геополитические факторы формирования региона Центральной Азии
Центральная Азия – понятие, прочно вошедшее в современный лексикон политологии и теории, международных отношениях. В российской географической науке с советских времен существует понятие Средней Азии. Это связано с делением СССР на экономические районы: в советской Центральной Азии выделялись два экономических района – Среднеазиатский (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия) и Казахстанский. К тому же ввиду географических особенностей Казахстана – отсюда произошло привычное в советские времена словосочетание «Средняя Азия и Казахстан».
С точки зрения физической географии и климатологии понятие «Средняя Азия» охватывает не только четыре указанные республики, но и центральный и южный Казахстан. В 1992 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на саммите государств Средней Азии предложил отказаться от определения «Средняя Азия и Казахстан» в пользу понятия «Центральная Азия», охватывающего все постсоветские государства. В результате на встрече лидеров государств бывшей советской Средней Азии и Казахстана было принято решение о наименовании региона, объединяющего пять постсоветских республик, единым термином «Центральная Азия»9.
Очевидно, что под этим решением были заложены преимущественно политические ожидания, попытки определить единый геополитический стержень для государств региона. Внешние границы государств Центрально-Азиатского региона по периметру границ с Китаем, Афганистаном, Ираном в основном были проведены в период Российской империи и Советского Союза и во многом совпадали с естественными горными хребтами и реками. Данные границы (за исключением казахстанско-российской) достались государствам Центральной Азии как наследие эпохи геополитического соперничества держав.
Центральная Азия – один из регионов мира, где пересекаются интересы целого ряда государств, которые рассматривают Центральную Азию как зону своих национальных интересов, притом что и степень этого интереса, и возможности его обеспечения у всех этих геополитических субъектов различны. Причины этого в том, что все, происходящее в ЦА, прямо затрагивает интересы граничащих с ней великих держав – России и Китая, а также других соседних государств, в т. ч. региональных держав – Турции и Ирана, и опосредованно – интересы США и объединенной Европы. Здесь сосредоточены стратегически важные ресурсы, прежде всего энергетические, представляющие интерес как для России и Европы, так и для растущих экономик Китая и Индии. Кроме того, ЦА – важный транзитный транспортно-коммуникационный узел, через который перемещается значительная масса товаров, причем в их объеме постоянно растет доля углеводородных энергоносителей.
Участие в какой-либо региональной организации государство определяет в рамках своих интересов, а также мотивов для принятия решения ее участия в данном объединении. Совпадение этих интересов и мотивов, а также видение общих перспектив дальнейшего развития является одним из важных и необходимых условий для полноценного функционирования любого межгосударственного объединения. Однако интересы сторон не всегда совпадают, а чаще расходятся, так как у каждого государства свое представление об экономических, политических и других интересах.
Шанхайская организация сотрудничества представляет собой пример данного положения. Государства, образующие данную организацию, имеют много общего и кардинально отличаются друг от друга. Разница в совокупной мощи и потенциале проявляется между Китаем и Россией с одной стороны и центрально-азиатскими государствами с другой стороны. В культурно-цивилизационном плане Китай кардинально отличается от всех постсоветских стран
Центрально-Азиатский регион относится к сравнительно молодым географическим объектам, которые выделяют в большей степени исходя из политической конъюнктуры и стратегических замыслов и продвигают в качестве «естественных географических феноменов».
Таблица 1
Общие сведения о государствах Центральной Азии и Казахстана10
Казахстан
Киргизстан
Таджикистан
Узбекистан
Туркменистан
Территория, тыс. кв. км
2717,3
198,5
143,1
447,4
488,1
Население, млн чел.
15,3
5,3
7,1
27,8
5,1
Национальный состав, %
казахи 53 русские 32
киргизы 65 узбеки 14, русские 13
таджики 80 узбеки 15 русские 2
узбеки 80, русские 14 таджики 5
туркмены 87 узбеки 9 русские 7 казахи 2
В экономике государств неплохая динамика. Даже в условиях снижения темпов роста экономик большинства стран мира и падения деловой активности на мировых рынках государства – члены ШОС демонстрируют высокие показатели. Прирост ВВП в 2012 г., хотя и снизился по сравнению с предыдущим годом, в Казахстане составил 5 %, в КНР – 7,8 %, в Киргизии – 5,1 %, в России – 3,4 %. В Таджикистане и Узбекистане зарегистрировано ускорение темпов экономического роста – до 7,4 % и 8,2 % соответственно. Растут объемы двусторонней торговли и инвестиционного сотрудничества между государствами – членами ШОС. Так, товарооборот между Россией и Казахстаном в 2012 г. вырос на 6,8 %. Активно развиваются экономические связи между Китаем и его партнерами по Организации. Объем китайско-казахстанской торговли увеличился на 25 % (с 20 до 25 млрд долл.), китайско-узбекской – на 15,5 % (с 2,6 до 3 млрд долл.), китайско-российской – на 5,2 % (с 70 до 78 млрд долл.).
Современный мир находится в фазе динамических трансформаций, оказывающих влияние и на традиционные теоретические, мировоззренческие и ценностные подходы и на систему международных отношений. Меняется структура геополитических, геоэкономических, международных и транснациональных связей. Трансформируется прежняя система мировых «центров силы». На смену старым центрам геополитического и геоэкономического влияния, связанного преимущественно со странами Запада, возникают новые, в которых заметно активную роль начинают играть страны Азиатско-Тихоокеанского региона, страны Латинской Америки и страны Центральной Азии11.
Соединенные Штаты Америки твердо заявляют, что Центральная Азия является зоной их стратегического влияния, и прилагают серьезные усилия, чтобы объяснить вред ШОС для «прогрессивного человечества». Так, американский аналитик А. Коэн заявил, что в ее деятельности проявляются происки «китайских гегемонистов» и «российских неоимпериалистов». Шанхайская организация сотрудничества – это инструмент, с помощью которого Китай и Россия увеличивают свое влияние в Центральной Азии. США стремятся продавить свое влияние в Центрально-Азиатском регионе путем привнесения сюда «истинной» демократии и свободы. Для этого Белый дом вынашивает в отношении региона далеко идущие стратегические планы, среди которых экс-директор Отдела евразийских отношений в Совете Безопасности США Розмари Форсайт в свое время выделила следующие задачи: