РАТС ШОС разрабатывает предложения и рекомендации о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом для соответствующих структур Шанхайской организации сотрудничества;
формирует банк данных РАТС ШОС о международных террористических организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также об источниках и о каналах их финансирования; содействует в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений; участвует в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
В настоящее время продолжается работа по формированию и совершенствованию правовой основы деятельности РАТС ШОС. При этом, как отмечают эксперты, в противодействии «трем злам» Шанхайская организация сотрудничества пытается использовать более эффективные меры, чем Запад. Здесь «есть понимание того, что только силовыми методами, основываясь на оборонительной логике, эту проблему не разрешить. Поэтому в принимаемых нормативно-правовых документах большой упор делается на разрешение социально-политических и социально-экономических противоречий, которые формируют базу для терроризма, сепаратизма и экстремизма»73.
Однако в этом направлении существуют объективные сложности, заключающиеся в том числе в разности определения отдельных ключевых терминов и квалификации преступных действий с учетом национальных законодательств.
Принимая во внимание различные трактования терминов «терроризм» и «международный терроризм», имеющиеся в мире, в рамках формирования нормативно-правовой базы антитеррористической деятельности Шанхайской организации сотрудничества, по оценкам российских экспертов, необходимо учитывать следующие вопросы, требующие проработки: «квалификация действий, которые признаются актами международного терроризма или обеспечивающими терроризм действиями; нормы допустимых мер по пресечению действий подозреваемых граждан, организаций, объединений, по обеспечению дознания и защиты в процессе формирования доказательной базы для принятия решений об ответственности за терроризм; нормы и формы исполнения наказаний за преступную деятельность в отношении не только персональных преступников, но и организаций, движений, объединений, международных структур»74.
В решении задач по противодействию международному терроризму, сепаратизму и экстремизму в рамках Шанхайской организации сотрудничества активно участвуют оборонные ведомства государств-членов. Наработана практика ежегодного проведения совместных антитеррористических учений на территории одного из государств Организации, позволяющих отрабатывать взаимодействие и слаженность воинских и специальных подразделений государств-участников по конкретным оперативным ситуациям.
Очередное международное учение «Мирная миссия – 2010» завершилось в сентябре 2010 г. на казахстанском полигоне Матьбулак с участием военнослужащих России, Казахстана, Китая и Кыргызстана. В 2012 г. на полигоне Чорух-Дайрон (Таджикистан) прошли войсковые учения совместных антитеррористических маневров государств – участников ШОС «Мирная миссия-2012», это 9-е по счету многостороннее антитеррористическое учение в рамках ШОС. В них приняли участие более 2000 военнослужащих из Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. Маневры состояли из трех этапов: стратегических консультаций, подготовки операций и их проведения75. В июне 2013 г. в Казахстане завершились учения ШОС «Казыгурт-Антитеррор-2013» В маневрах приняли участие специальные антитеррористические подразделения шести государств ШОС. Только со стороны Казахстана были задействованы спецподразделения службы охраны президента, министерства обороны, внутренних войск и Комитета национальной безопасности. В сентябре 2013 г. в Кыргызстане прошли международные учения с участием представителей чрезвычайных ведомств государств – участниц ШОС «Стихия-2013».
В соответствии с Хартией Шанхайской организации сотрудничества жизненно необходимыми направлениями деятельности, наряду с противодействием терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех проявлениях, является борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности. Координация данной работы осуществляется через механизм регулярных встреч секретарей советов безопасности государств-членов, а также проведения заседаний Совета РАТС ШОС.
28 августа 2008 г. в Душанбе заключено Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
В 2008 г. в результате совместных действий силовых структур на территории государств ШОС из незаконного оборота было изъято 429 самодельных взрывных устройств, 2,2 тонны взрывчатки и 2,3 тонны ядовитых и отравляющих веществ. Благодаря оперативному обмену упреждающей информацией между государствами ШОС были выявлены и ликвидированы 180 баз подготовки террористов, задержаны более 500 боевиков, изъято большое количество оружия и боеприпасов, отметил глава российской делегации76.
Реагируя на существующие глобальные угрозы, представляющие важный аспект в системе региональной безопасности, государства – члены Организации формируют нормативно-правовую базу по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ. Так, в 2004 г. в ходе заседания СГГ ШОС в Ташкенте было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. На 10-м саммите Шанхайской организации сотрудничества были утверждены Антинаркотическая стратегия государств Организации на 2011–2016 гг. и Программа действий по ее выполнению77.
30 апреля 2013 г. в г. Бишкеке состоялось четвертое Совещание руководителей компетентных органов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В ходе Совещания Стороны обсудили вопросы сотрудничества государств – членов ШОС в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия производству и трафику афганских наркотиков.
По итогам Совещания Стороны приняли к сведению информацию Сторон о сотрудничестве государств – членов ШОС в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия производству и трафику афганских наркотиков с учетом меняющейся ситуации в прилегающих к государствам – членам ШОС регионах; утвердили План мероприятий на 2013–2014 гг. по реализации Программы действий по выполнению Антинаркотической стратегии государств – членов ШОС на 2011–2016 гг.
Одним из стратегических факторов стабильности в регионе является недопущение вовлечения региональных держав в процессы ядерного вооружения. Данному вопросу государствами ШОС также уделяется повышенное внимание, что нашло свое отражение в итоговых документах Организации. Так, в Декларации заседания Совета глав государств – членов ШОС, прошедшего 10–11 июня 2010 г. в Ташкенте, зафиксирована позиция о том, что «государства-члены выступают за неукоснительное соблюдение положений Договора о нераспространении ядерного оружия, в том числе о мирном использовании ядерной энергии, считают создание зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии важным элементом обеспечения регионального мира и безопасности, способным внести существенный вклад в укрепление режима ядерного нераспространения, повышение уровня региональной и международной безопасности. Эффективным шагом в этом направлении станет подписание ядерными державами соответствующего Протокола к Договору о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии» 78.
6—7 июня 2012 г. в Пекине прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества. ШОС призывала все государства, обладающие ядерным оружием, подписать соответствующие протоколы к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, а также способствовать ее практическому формированию – отмечено в тексте декларации государств ШОС, принятой по итогам саммита Организации 79.
Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии имеет ряд новшеств, отвечающих интересам государств мира и региона:
– принципиально новыми элементами являются обязательства сторон о необходимости подписания и введения в действие не только Соглашения о применении гарантий в соответствии с ДНЯО, но и Дополнительного протокола к нему;
– особое внимание в Договоре уделяется экологической реабилитации территорий, загрязненных в результате прошлой деятельности, связанной с разработкой, производством или хранением ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, в частности урановых хранилищ и ядерных испытательных полигонов;
– он впервые обязывает всех участников выполнять обязательства по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 80.
В связи с тем, что по итогам московского саммита организационный период Шанхайской организации сотрудничества завершился, с 1 января 2004 г. она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом. В июне 2004 г. были подписаны следующие документы: Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других нормативных документов. Состав организации расширился за счет приема в качестве наблюдателя нового члена – Монголии.
Саммит глав государств – участников ШОС 2005 г., прошедший в Астане, вошел в историю развития мира в XXI в. Кроме делегаций Казахстана, России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Китая, в работе саммита в качестве наблюдателей принимали участие и посланцы Индии, Ирана и Пакистана, и они утверждены в статусе наблюдателей. Как известно, Пакистан долгое время воспринимался во внешнем мире как государство – «агент влияния» США в Южной и даже в Центральной Азии. Наконец, именно Пакистан в 1990-е гг. пытался вмешиваться даже и во внутренние дела на Кавказе81.
Принято окончательное решение Совета глав государств ШОС «Об утверждении Концепции сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»82и др. Но главным документом саммита стала Декларация глав государств – членов ШОС о необходимости борьбы с «заказными цветными революциями» в государствах СНГ.
Главными итоговыми документами Бишкекского саммита (август 2007 г.) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств – членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух государств – наблюдателей при ШОС – Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства – наблюдателя Организации были представлены министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.
В 2009 г. на встрече в Екатеринбурге главы государств – участников ШОС приняли решение о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка и Республике Беларусь.
На заседании СГП ШОС 26 октября 2005 г. в Москве был утвержден механизм реализации Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Еще на первой встрече глав правительств государств-членов Организации 14 сентября 2001 г. в Алма-Ате был подписан Меморандум между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и начале процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.
В продолжение этой работы в 2002 г. в Пекине состоялся форум ШОС по инвестициям и развитию в области энергетики. В работе форума приняли участие представители государственных ведомств и частного сектора государств – членов Организации. Концептуальным документом, определяющим направления стратегического сотрудничества в экономической сфере, явилась Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств – членов ШОС, утвержденная 23 сентября 2003 г. в Пекине в ходе заседания СГП. Данный документ определил основные ориентиры и этапы экономической интеграции в рамках Организации на период до 2020 г. и определил деятельность сформированных совместных рабочих групп: по электронной торговле, таможенному делу, товарной инспекции и унификации стандартов, содействию инвестициям, развитию транзитного потенциала.
Указанные договоренности позволили начать подготовку предложений по разработке предварительных проектов в области гидроэнергетики, развития автотранспортных маршрутов, создания оптико-волоконных коммуникаций в научно-технической и сельскохозяйственной сферах.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги