Книга Коучинг по-русски. От смелости желать к смелости быть - читать онлайн бесплатно, автор Марина Александровна Данилова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Коучинг по-русски. От смелости желать к смелости быть
Коучинг по-русски. От смелости желать к смелости быть
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Коучинг по-русски. От смелости желать к смелости быть

А.Д. Савкин, М.А. Данилова

Коучинг по-русски. От смелости желать к смелости быть

[битая ссылка] ebooks@prospekt.org

Предисловие

Для кого эта книга

С момента первого издания книги прошло уже более 12 лет. За это время существенно трансформировалось отношение к коучингу в обществе, изменились клиенты, да и сама профессия сейчас выглядит иначе. И наш персональный опыт, и опыт нашей команды, Института Коучинга, стал поистине огромным. Поэтому вы держите в руках расширенную и поправленную версию книги.

За последние лет десять информация практически перестала быть капиталом. Хорошее образование раньше могло иметь ценность в течение долгих лет, а сейчас оно быстро теряет актуальность. Приходится постоянно учиться и совершенствоваться. Уже нельзя, как прежде, ограничиваться простым изучением информации, постепенным приобретением новых знаний. Сегодня все происходит очень быстро: нажал кнопку – получил результат. Люди переполнены информацией, но информационное наполнение никак не меняет качество их жизни или деятельности.

У людей появляются новые задачи, сложность которых увеличивается. Несмотря на прекрасное образование и подготовку, человек в лучшем случае способен услышать информацию и осмыслить, исходя из своего понимания, но реально сделать что-то по-новому очень непросто. Сейчас и в бизнесе выигрывают не только те, кто быстро придумывает новое, а те, кто быстро это новое внедряет в практику.

Уровень неопределенности в мире возрастает, появился даже новый термин – VUCA. Это акроним английских слов volatility («нестабильность»), uncertainty («неопределенность»), complexity («сложность») и ambiguity («неоднозначность»), а по сути – крик отчаяния: «Мир сошел с ума!»

Некогда анализировать, взвешивать плюсы и минусы, просчитывать. Все постоянно меняется, и, пока что-то взвешивается, ситуация уже изменилась. Даже Том Питерс, гуру маркетинга, изменил его формулу с «Целься, целься, пли» на «Пли, целься». Принимать решения необходимо очень быстро. На основании чего это делать? На что опираться? Количество решений в единицу времени возрастает, количество вводных данных огромно. Как проработать такой пласт и принять правильное решение? Это непросто.

Представьте себе, сколько важных решений принимали за свою жизнь наши дедушки и бабушки. Раз в жизни они меняли место жительства, и хорошо, если по своей воле. Может быть, меняли работу – дважды или трижды, но четыре или пять раз это вряд ли случалось.

Сейчас все иначе. У нашего поколения количество выборов увеличилось даже в рамках одного дня. Мы заходим в магазин и сталкиваемся с необходимостью выбора. Что же мы будем покупать? Какие продукты питания предпочесть? Человек даже не замечает, что вынужден жить в постоянном состоянии выбора, погружаясь в поток решений, которые приходится принимать ежеминутно. Все это формирует высокую степень стресса – и так каждый час. Как генерировать в себе спокойное, расслабленное и одновременно активное состояние.

• Как сохранять ясную голову, оставаться в контакте с собой и реальностью, не попасть в плен иллюзий и не смотреть на мир сквозь розовые или черные очки.

• Как в таких условиях принимать адекватные решения, которые приведут к желаемым целям.

• Как выбирать наилучшие, наиболее эргономичные решения в той или иной ситуации, т. е. те, которые максимально соответствуют возможностям и реалиям.

Этому не учит ни одна школа.

Опоры внутри нас. Решения – там же. Эта книга не предложит вам инструментов для поиска хороших решений. Она расскажет о том, как они рождаются.

Книга предназначена для тех, кто в этом стремительно меняющемся мире желает жить осмысленно. Для тех, кто хочет понимать, как развиваться, сделать свою жизнь и работу приносящими радость и удовлетворение, понимать, как совмещать развитие, увлечения, творчество и достаточный заработок. Для тех, кому важно быть живым, иметь смысл, двигаться по жизни, развиваться и сиять в этом мире всеми своими гранями. И проявляться в деятельности, реализуя себя в ней таким образом, чтобы иметь успех, хороший доход и радость.

Мы верим в то, что счастье человека и его успех в том понимании, как он это видит, находятся в его собственных руках. Когда человек соединен с собой и чувствителен к миру, ему очень многое удается. В каждом из нас спрятаны ресурсы, огромный потенциал, который, к сожалению, «арестовывается» – не проявляется полностью. Мы как будто расстроенный музыкальный инструмент: что-то играет, но периодически фальшиво. Коучинг представляет собой технологию, позволяющую эту сломанную систему починить, настроить и дать зазвучать в полную мощь.

Такую настройку сложно сделать самостоятельно, а нередко невозможно, как ни старайся, даже увидеть, что нуждается в настройке. Книга объясняет, зачем нужен и когда не нужен коуч. На каких жизненных перевалах вам действительно нужна его помощь, а где совсем нет.

Чтобы осуществить изменения в своей жизни, важно учитывать закономерности внутренних процессов. Мы рассказываем о том, как они протекают, что помогает или мешает человеку меняться.

Быстрее, еще быстрее осуществлять изменения в своей жизни, работе и в своем бизнесе можно, только быстро меняя себя. И вот в этом вам тоже поможет коуч.

В книге вы найдете множество историй реальных людей, их взлетов и падений, окрашенных разными чувствами. Все это – истории наших клиентов, их имена изменены, частично изменены детали. Мы благодарим всех, кто доверял нам, открывался перед нами и сделал огромную работу по преобразованию себя и своей жизни. Мы имели счастье наблюдать раскрывающуюся перед нами красоту настоящего!

Смелость быть

Первое издание книги имело подзаголовок «Смелость желать». Это было очень актуально в конце 90-х, когда мы начали заниматься коучингом. Тогда множество людей не представляли, чего они хотят, куда растут, не могли сформулировать собственное видение жизни. Как правило, они отвечали на вопросы об этом стандартными, социально ожидаемыми фразами. Для многих актуальными задачами было вообще как-то встать на ноги, освоиться в новых реалиях.

Выросло новое поколение, изменился менталитет, и сейчас цели часто связаны с позволением себе быть собой в обществе потребления и новых социальных стереотипов, стремлением найти свой персональный способ проявления и реализации в мире, свой способ взаимодействия с ним. Это и правда требует смелости. И этот запрос – быть собой – все ярче проявляется. Мы наблюдаем волну интереса к различным практикам, йоге, поездкам в Индию в ашрамы, к горе Кайлас, в Перу к шаманам и многое другое. Получил распространение и дауншифтинг как форма поиска себя и ухода от бессмысленного зарабатывания. Разными путями люди стремятся добраться до сути самого себя.

Что же это такое суть человека? Нам нравится то, как это обозначает Кен Уилбер, – как некий эволюционный импульс. В каждом из нас он есть – заложен природой и стремится проявиться. Не всегда мы его осознаем, чувствуем. Мало того, мы созданы таким образом, что начинаем болеть, если двигаемся против собственной природы, если ломаем себя или позволяем другим делать это. Психосоматика – огромная область знаний, которая находится на стыке психологии и медицины и постоянно расширяется и обогащается исследованиями, подтверждающими этот тезис. Как слышать этот голос своей внутренней мудрости, отличать свой внутренний зов от разного рода других голосов, сформированных воспитанием, средой и ставших автоматическими, ответы на это вы найдете во второй и третьей главах.

И, конечно, о коучинге

Наша первая книга была адресована широкой аудитории, перед нами стояла задача познакомить аудиторию с коучингом. Тогда само понятие было новинкой, люди просто не знали, что это такое.

Сейчас ситуация другая: слишком многие уверены, что понимают, что такое коучинг. Это порождает множество искажений, ответвлений, спецификаций и т. д. В принципе, любой человек может написать на своей визитке «коуч», так как на данный момент только-только формируются стандарты, в том числе образовательные. За эти 12 лет количество тех, кто считает себя коучем, действительно работает коучем, тех, кто учился коучингу в России, насчитывает десятки тысяч человек.

В последнее время мы наблюдаем упрощение коучинга. Известно, что Моцарт любил насвистывать мелодии, но умение свистеть еще не делает из человека композитора.

В книге подробно рассказывается о базе коучинга – о метанавыках, о личности коуча, о позиции. Мы снабдили эти описания как примерами из нашей практики, так и притчами, историями, метафорами.

В этом издании появилась новая глава, посвященная коучингу в корпоративном формате. В последние пять лет именно организации являются основными заказчиками коучинга – приглашают коучей для индивидуальной работы со своими руководителями. В этой работе есть много специфических аспектов, связанных с тем, что заказчик и клиент – не один и тот же человек. В главе тоже представлен наш реальный опыт: каждый год команда Института Коучинга проводит не менее 500 часов индивидуального коучинга по заказу разных организаций. Мы подробно описываем весь процесс, типичные сложности и то, как их можно преодолеть. И, конечно, тоже делимся реальными историями, которые могут вам что-то подсказать.

Следующий раздел посвящен коучингу команды. Интересно, что в 2002 г. на организованной нами I Международной конференции по коучингу в России коллеги «кидали в нас гнилые помидоры», утверждая, что коучинг команды не существует, коучинг – процесс исключительно индивидуальный. Теперь так уже никто не думает. Этот раздел тоже существенно дополнен нашими свежими примерами.

Еще одному аспекту коучинга – применению его в управлении – посвящена отдельная глава. Наш взгляд на коуч-менеджмент претерпел существенные изменения, и теперь мы считаем, что быть по-настоящему коучем руководителю на своем рабочем месте не суждено. Но при этом очень ясно видно, что же из коучинга может быть использовано для решения различных управленческих задач и как руководитель может это делать.

Кроме того, коучинг отлично может быть использован в организации специалистами по развитию людей, корпоративными тренерами, и мы подробно рассказываем как.

В завершение предисловия мы благодарим наших коллег по Институту Коучинга, партнеров из разных стран и клиентов, благодаря труду которых сформировался и оформился наш опыт, который мы и предлагаем вниманию читателей.

Глава 1

Что за слово такое – «коучинг»?

Летать людям вообще-то не свойственно, а я ХОЧУ!

Русского аналога нет

Несколько лет назад первыми вопросами, которые нам задавали на всех семинарах и презентациях, были: «Что такое коучинг? Дайте определение. Объясните. Неужели нет русского аналога этого слова?»

Нет! Действительно, русского аналога этого слова не существует. Мало помогает и перевод. Коучинг по своей сути не является ни тренерством, ни наставничеством, ни психотерапией. Хотя можно найти области пересечения с любым из названных понятий. Особенно если говорить о принципах.

Можно сравнить процесс появления коучинга с процессом рождения коктейля: смешиваются различные жидкости, и в результате рождается совершенно новая. В ней можно различить вкусовые призвуки и аромат ингредиентов, но по сути своей она уже не является ни тем, ни другим, ни третьим.

Первое, что важно сказать: коучинг – вид психологического консультирования.

В последнее время коучинг представлен и как стиль менеджмента. Но об этом (как о совершенно особой области коучинга) отдельный разговор.

Психотерапевт чаще всего помогает клиенту, рассматривая ключевые травмы детства и их влияние на текущую жизнь клиента. Коуч помогает опереться на ресурсы, взрастить способности и таланты, имеющиеся у клиента, работает в поле «превосходного настоящего». Наставничество и психотерапия могут идти «в связке» с коучингом – то есть клиенту могут быть необходимы для решения его задач и эти технологии. Но очень важно, чтобы клиент ясно осознавал – что для чего и когда какая технология и какой специалист нужен. И задача коуча – помогать клиенту ориентироваться в том числе и в этом и показывать границы и зону применения коучинга.

Коучинг – это процесс, в результате которого человек:

• осознает свое величие;

• осознает, что он «гигант, выращенный пигмеями»;

• «вспоминает» свой путь, свое призвание и научается следовать ему, наполняя свою жизнь смыслом, творчеством и радостью бытия.

Однажды нам рассказали притчу о самолетах. На одном заводе делали самолетики. Большие и маленькие. Маленькие и большие. И каждый из них вывозили на аэродром. И у каждого из них был шанс. Они по очереди разбегались по взлетной полосе и… если взлетали, то становились настоящими, большими самолетами. А если у них не получалось, то им отрезали хвост и крылышки. И они бегали по аэродрому всю жизнь, туда-обратно, туда-обратно.

Коучинг – это процесс, позволяющий, несмотря на прежние неудачи, обрести свои «крылышки и хвостик» и стать тем, кто ты есть, а «большим самолетам» – проявить весь свой огромный потенциал.

Теперь на вебинарах и семинарах уже мы спрашиваем людей, как они понимают коучинг. Аудитория высказывает много правильных мыслей:

• коучинг помогает осознать цели и быстро достичь их;

• коучинг – это то, что позволяет выявить скрытые ресурсы и потенциал.

Для тех, кто хочет познакомиться с коучингом, есть пробные сессии: 20–30 минут, которые вы проведете с коучем, позволят вам составить представление – что это, как работает и полезно ли вам. Для того чтобы пройти такую сессию, необходимо, чтобы у вас были актуальные задачи, в реализации которых вы испытываете сложности. Они могут быть совершенно из разных областей и разного масштаба – от «разобраться, чего же я хочу в жизни на самом деле» до «как получить повышение на работе», от «как реализовать мой потенциал в деятельности» до «как справиться с новым сложным проектом», от «все есть, но ничего не радует» до «как успеть быть женой, мамой и реализовать свои творческие и карьерные планы».

Недирективный коучинг, о котором мы рассказываем в этой книге, работает со всем спектром этих целей. Как – об этом в следующих главах.

К сожалению, до сих пор бытует мнение, что можно составить список правильных коуч-вопросов и задать их клиенту и это приведет к реализации целей клиента. Такой шаблонный подход, возможно, и будет кому-то полезен, но мы в этой книге о другом – о создании чуда рождения нового в развивающих отношениях коуча и клиента.

Еще хуже представление о том, что надо задать такие «правильные» вопросы, чтобы подвести человека к «правильному» решению, правильность при этом, конечно, определяется консультантом. Нередко руководители это просят – научите нас так задавать вопросы, чтобы сотрудник сделал как нам надо, и думал, что он это сам придумал. Это манипуляция, не имеющая к коучингу никакого отношения, и печально, что в некоторых компаниях это называют коучингом.

Также бывает, что нам задают вопрос: «Какая у вас коучинговая программа?». Позвольте, но коучинг – это недирективный метод, в нем нет программы. Неизвестно, что будет через пять минут, поэтому составить ее нет возможности. В ответ вопрошающий пожимает плечами и делает вывод, что мы ничего не понимаем в коучинге.

Коучинг – это помощь человеку в тех ситуациях, когда предыдущие стратегии поведения не позволяют ему достигать актуальных целей. Возможно, в его жизни что-то произошло или он просто долго, но безуспешно пытался добиться своего. Может быть, кардинально изменилась ситуация в компании или в стране. Так или иначе, человек понимает, что его действия не приводят к нужным результатам.

Вероятно, клиент знает, что нужно поступать иначе, имеет перед глазами хорошие образцы и даже начинает действовать. Однако ему крайне трудно перестроиться, изменить свое поведение и повернуть в нужную сторону. Есть и другая история, когда человек даже не осознает, что не так и как можно делать по-другому.

Очень важно чувство дискомфорта. Одного осознания, что задача не решается старыми способами, недостаточно. Необходимо желание найти другие методы, изменить поведение, попробовать что-то новое. Должна быть настоящая мотивация, а она присутствует далеко не всегда.

Мифы коучинга

Первый миф. Коуч – это волшебник. Часть людей думают, что стоит обратиться к нему за помощью, услышать «магическое заклинание», и все сразу станет получаться, притом легко и радостно. Это абсолютно не так! Правда состоит в том, что труд неизбежен и что коуч – не фокусник, а человек, который помогает трудиться.

Любое изменение – это большая работа, внутренняя и внешняя. Отчасти коуч похож на тренера в фитнес-зале. Можно встать на беговую дорожку, но не стоит ждать, что тренер будет передвигать ноги вместо тебя. Он будет стоять рядом и говорить: «Быстрее! Делай то! Не делай это!», но действовать придется самостоятельно. Только так тренер поможет тебе улучшить физическую форму.

Бывает так, что люди ждут от коуча совета, консультации. Они думают, что можно научиться чему-то, лишь выслушав объяснения и потренировавшись в воображении. Делать ничего не надо – получай информацию, и все изменится!

Сейчас много популярных книг о том, что стоит «изменить мышление» и (или) стать осознаннее – и мир вокруг изменится автоматически. Увы, это все то же магическое мышление, ожидание чуда. Это верно – мышление, «фильтры» восприятия мира надо менять, но этого недостаточно. Необходимо пробовать новые действия, ставить маленькие эксперименты, делать то, что непривычно, идти через свой край – это непросто, но именно это творит чудеса в жизни.

Второй миф. Коучинг – это набор инструментов. Человеку кажется, что коуч обладает некими технологиями, благодаря которым можно наладить жизнь и решить проблемы. Ты словно приходишь на физиотерапию с больным горлом, прогреваешь его несколько раз – и поешь по-прежнему.

Безусловно, в коучинге существуют технологии работы, однако он похож на джазовую импровизацию, где отсутствует четко обозначенный нотный ряд. Есть фортепиано, есть представление о гармонии и о том, какой должна быть музыка. Но каждый раз рождается новая мелодия, и она зависит от исполнителя. Каждый случай уникален, потому что способ работы с клиентом является совместным творчеством, созиданием в моменте времени.

Чтобы быть действительно профессиональным коучем, очень важно много работать над собой, постоянно проходить индивидуальную психотерапию. Необходимо анализировать свою работу с клиентами с помощью опытных коллег, сверяться с развитием других профессионалов, управлять собственным движением. Именно это способствует развитию так называемых метанавыков, лежащих в основе мастерской импровизации.

Человек должен чистить зубы дважды в день и делать это на протяжении всей жизни, чтобы в любой момент быть уверенным в свежести дыхания. Профессионализм в коучинге требует того же постоянства. Наивно думать, что существует некий джентльменский набор приемов, овладев которыми, вы будете превосходным коучем пожизненно.

Инструментарий, конечно, есть. Можно прийти в школу коучинга и изучить новые технологии. Однако такой подход не гарантирует профессионализма. Карл Густав Юнг полагал, что для каждого клиента должна создаваться своя психотерапия. То же справедливо и для недирективного коучинга. Для каждого клиента, будь то человек или организация, приходится прямо на ходу создавать уникальный инструментарий. Коуч следует за энергией клиента и, образно говоря, вместе с ним идет по мосту, который строится в это же самое время.

Миф утверждает, что достаточно протестировать человека, определить его психотип, сформулировать проблему, а затем соорудить мост и торжественно проводить человека на другой берег. На самом деле коуч находится с клиентом здесь и сейчас, помогает ему прокладывать путь и сопровождает его. До последнего момента непонятно, каким получится мост, зато точно известно, что он будет надежной переправой.

Третий миф. Коучинг нужен только для слабаков. Неважно, в каком смысле – интеллектуальном, духовном, душевном или профессиональном. Некоторые бизнесмены уверены, что коучинг означает неспособность самостоятельно решить свою задачу. «Зачем мне коучинг, если я все могу сам?» – думают они. Это глубочайшее заблуждение.

Казалось бы, по-настоящему сильный руководитель не нуждается ни в чьей помощи. Он понимает, что именно нужно изменить, и делает это. Однако здесь есть несколько подводных камней.

Люди довольно устойчивы в своем автоматическом поведении – и это прекрасно. Если бы мы не были в некотором смысле биороботами, то не смогли бы делать множество вещей, просто падали бы на ходу. Мы бы раздумывали над каждым шагом, не смогли бы водить машину и есть ложкой. Благодаря способности автоматически выполнять некоторые действия мы способны научиться многому и делать вещи, не затрачивая энергии. Однако это свойство человеческой психики играет с нами злую шутку.

За взрослую жизнь у человека нарабатывается огромное количество автоматических реакций, созданных воспитанием и подкрепленных социальными системами. Перестроить привычки очень тяжело. Трудно бросить курить, перейти на здоровое питание, ложиться спать вовремя и перестать наедаться на ночь. Кроме тех привычек, которые мы осознаем, есть множество других, которые мы не замечаем.

Приведем пример из обычной жизни руководителя Ивана Ивановича. Когда к нему приходит сотрудник и просит помочь в решении проблемы, Иван Иванович автоматически дает совет. До поры до времени его привычка работает прекрасно. Люди делают, что он предлагает, проблемы решаются. Но когда число таких сотрудников приближается к дюжине, и они бесконечной вереницей тянутся к кабинету Ивана Ивановича, он уже не успевает заниматься другими делами. Ситуация превращается в проблему.

Сотрудники приходят к директору вместо того, чтобы взять на себя ответственность, проявить инициативу и решить задачу без посторонней помощи. Иван Иванович понимает, что причина кроется в его привычке. Он осознает, что движется по замкнутому кругу, но выйти из него крайне тяжело. Все наши автоматические реакции были выработаны для определенных ситуаций и эффективно работали. Отказаться от них нелегко. Включаются дополнительные механизмы, появляется страх. Что произойдет, если перестать делать так и начать делать эдак?

Другая история связана с тем, что человек чересчур уверен в собственных силах. Он ощущает себя сильным, способным перестроиться и справиться с любой задачей. Приверженность позиции «Я сам» иногда является ключевой привычкой, которая не позволяет развиваться. Примером может служить лохматый человек, который избегает зеркал. Он не видит своего отражения и считает, что все в порядке. Но что происходит в реальности?

Жизнь – лучший коуч и психотерапевт. Она создает человеку десяток ситуаций, вынуждает снова и снова наступать на одни и те же грабли, получать по лбу. Все это – шансы перестроиться, правда, медленно и через боль.

Другой вариант развития событий встречается не менее часто. Люди, которые взваливают весь груз на свои плечи и никого не допускают к решению проблем, становятся «большими отцами и матерями» в организациях и семьях. Эти люди действительно сильные и ответственные. От них все зависит, они создают многое в своей жизни и в жизни других людей. Типичная болезнь таких людей – инфаркт. Организм просто не выдерживает перегрузок, здоровье ухудшается. Доктора шутят, что русские мужчины капитуляции предпочитают инфаркт.

Четвертый миф. Коучем можно быстро стать. Многим кажется, что коучинг – это очень просто. Все мы, оказывается, специалисты, просто не знаем об этом. Достаточно лишь прочитать книжку или в крайнем случае пройти полугодовые курсы подготовки.

Мы глубоко убеждены, что коучинг – это не профессия, а стиль жизни. Обучение длится два года, но настоящим профессионалом вы станете, только если будете очень интенсивно работать с собой. Причем работа эта продолжается и после получения диплома.

Пятый миф. Коучинг – это искусство правильно задавать вопросы. Если это так, то гештальттерапия – это искусство пересаживать клиента со стула на стул.