Раскрыв указанные характеристики, можно определить правовой статус любого субъекта трудового права.
11. Работник как субъект трудового права
Работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Трудовая правосубъектность. Приобретается в соответствии с Трудовым кодексом РФ, как правило, по достижении гражданами 16-летнего возраста. В случаях получения общего образования либо продолжения получения общего образования трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведении без ущерба здоровью и нравственному развитию.
В некоторых случаях законодательством устанавливается более высокий возраст, допускающий вступление в трудовые правоотношения. Так, согласно ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Повышенный возраст (18 лет) установлен для занятия должностей государственной гражданской службы и др.
Статутные права и обязанности. К числу основных прав работников относится право:
– на заключение, изменение и расторжение трудового договора; предоставление работы, обусловленной трудовым договором;
– рабочее место;
– своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
– отдых;
– профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
– объединение, включая право на создание профессиональных союзов и др.
Одновременно на работника возлагается ряд обязанностей: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину;
– выполнять установленные нормы труда;
– соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
– бережно относиться к имуществу работодателя и других работников и др.
Гарантии реализации прав и обязанностей работников разделяются на материально-правовые и процессуальные. Материальные гарантии устанавливают границы действия обязанных субъектов, обеспечивающих реализацию субъективного права. Процессуальные гарантии предоставляют возможность обжалования действий обязанных субъектов, нарушающих трудовые права работников. Кроме того, работник может быть привлечен к дисциплинарной и (или) материальной ответственности.
12. Работодатель как субъект трудового права
Работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Таким образом, работодателями могут быть:
1) физические лица – индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности; правосубъектность у них возникает с момента государственной регистрации;
2) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
Правосубъектность у данной категории работодателей возникает с 18 лет при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а у лиц, не достигших этого возраста, – со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей);
3) юридические лица. Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и обусловлена, как правило, утверждением штатного расписания и фонда оплаты труда;
4) иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры. Это, как правило, организации, не наделенные правами юридического лица (профессиональные союзы, иные общественные объединения и др.). Их правоспособность возникает с момента их фактического создания.
Правовой статус работодателя включает систему его статутных прав и обязанностей. Работодатель имеет право:
1) заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками;
2) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
3) поощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
4) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
5) принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
6) создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
7) создавать производственный совет (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) – совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников и др.
Работодатель обязан:
1) соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
2) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
3) обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
4) обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
5) обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
6) выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
7) вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ;
8) возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать в установленных случаях моральный вред;
9) исполнять иные обязанности и др.
За неисполнение обязанностей работодатель несет материальную, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
13. Профсоюзы как субъекты трудового права
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции – защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Профессиональный союз (профсоюз) – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Правовую основу деятельности профсоюзов составляют положения ст. 30 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на объединение в профсоюзы, Трудового кодекса РФ (глава 58), федеральных законов от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Кроме того, профсоюзы осуществляют свою деятельность на основании уставов, утверждаемых на предприятии выборным профсоюзным органом.
Принципы деятельности профсоюзов:
1) независимость профсоюзов. Этот принцип обеспечивается запретом любого вмешательства органов государственной власти в деятельность профсоюзов и их имущественной самостоятельностью;
2) самоуправление. Профсоюзы самостоятельно принимают свои уставы и регулируют внутреннюю деятельность;
3) добровольность объединения в профсоюзы;
4) равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом;
5) законность создания и деятельности профсоюзов.
Основными функциями профсоюзов являются представительская и защитная. Представительская функция выражается в представительстве профсоюзом интересов работника перед работодателем в отношениях, регулируемых нормами трудового права. Защитная функция профсоюзов – это целенаправленная правовая деятельность по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении их работодателем, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав, привлечении к ответственности нарушителей.
Как участники отношений, регулируемых трудовым правом, профсоюзы наделяются системой прав. Все права профсоюзов можно классифицировать по характеру реализуемого права:
а) выражение мнения (например, в правотворчестве, принятии правил внутреннего трудового распорядка);
б) согласование акта (в случаях, предусмотренных коллективным договором);
в) согласие, разрешение на определенные действия работодателя (например, увольнение руководителя выборного профсоюзного органа в соответствии со ст. 374 ТК РФ);
г) требование определенных действий от работодателя.
Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные юридические гарантии этих прав, которые можно условно разделить на имущественные и личные гарантии прав профсоюзов. Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как их права:
– собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач;
– владения и пользования имуществом и др.
Личные гарантии – это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным в профсоюзные органы. Гарантии предоставляют выборным профсоюзным работникам повышенную правовую защиту от необоснованного увольнения и закрепляются ст. ст. 374–376 ТК РФ и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
14. Понятие трудового правоотношения, его субъекты, основания возникновения, изменения и прекращения
Трудовые правоотношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Субъектами трудового правоотношения являются работник и работодатель.
Юридическое содержание трудового правоотношения представляет собой сочетание субъективных прав и обязанностей его участников (работника и работодателя). Применительно к личности работника его права и обязанности закреплены в ст. 21 ТК РФ. Права и обязанности работодателя как участника трудового правоотношения закреплены в ст. 22 ТК РФ.
Обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение трудовых правоотношений, называются юридическими фактами. Поскольку трудовое отношение основано на свободном волеизъявлении его участников, основанием его возникновения служит действие, а не событие. Как правило, это трудовой договор.
По общему правилу трудовой договор является основанием возникновения большинства трудовых отношений. В некоторых случаях правовые нормы связывают возникновение трудовых правоотношений не с одним юридическим фактом, каковым является трудовой договор, а с несколькими. В совокупности эти юридические факты представляют собой сложный юридический состав. Существование указанных составов обусловлено спецификой труда отдельных категорий работников, особой сложностью выполняемых ими работ, повышенной ответственностью за их выполнение и т. д. Так, трудовые отношения могут возникать на основании трудового договора в результате:
– избрания на должность;
– избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;
– судебного решения о заключении трудового договора. Юридические акты, являющиеся основаниями изменения трудовых правоотношений, являются обычно двусторонними актами. Основанием изменения трудового отношения выступает перевод на другую работу. По общему правилу перевод на другую работу осуществляется с письменного согласия работника. Исключением является перевод работника без его согласия по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных ст. 72.2 ТК РФ.
В зависимости от вида юридического факта, лежащего в основании прекращения трудового договора, разделяют:
а) волевые действия сторон или третьих лиц, влекущие прекращение трудового договора (действия);
б) события (смерть работника, истечение срока, окончание обусловленной работы).
В зависимости от того, какая из сторон трудового правоотношения проявила инициативу, основаниями его прекращения могут служить:
а) соглашение сторон;
б) волеизъявление каждой из сторон;
в) волеизъявление субъектов, не являющихся стороной трудового отношения.
15. Понятие социального партнерства. Стороны. Органы. Система
Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной также может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.
В отличие от сторон социального партнерства, его участниками выступают соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления (в случае заключения трехсторонних соглашений).
Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. Они создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля за их выполнением на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями.
На федеральном уровне это постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Это постоянный орган социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ.
Целями Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Основные задачи Комиссии:
1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;
2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
6) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;
7) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм (ст. 3 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 2-ФЗ).
Система социального партнерства включает шесть уровней:
1) федеральный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
2) межрегиональный, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
3) региональный, устанавливающий такие основы регулирования в субъекте РФ;
4) отраслевой, устанавливающий такие основы регулирования в отрасли (отраслях);
5) территориальный, устанавливающий такие основы в муниципальном образовании;
6) уровень организации (локальный уровень), устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями, например коллективным договором (ст. 26 ТК РФ).
16. Представительство сторон
Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные представители, избираемые работниками.
На локальном уровне интересы работников при рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, – интересы всех работников данного работодателя, независимо от их членства в профсоюзах.
Что касается индивидуальных трудовых отношений, работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по данным вопросам. Когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
На иных уровнях интересы работников могут представлять соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
А если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзных организаций? С кем из них в этом случае должен вступать в переговоры работодатель?
На локальном уровне. Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.
Когда же такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган).
На иных уровнях. Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов) с наибольшим числом членов профсоюза (профсоюзов).
Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель или уполномоченные ими лица.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений на различных уровнях, разрешении возникших в связи с этим коллективных трудовых споров, при осуществлении деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей. Это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, действующая на основании Федерального закона от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.