banner banner banner
Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика)
Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика)
Оценить:
 Рейтинг: 0

Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика)

Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика)
Коллектив авторов

Книга является первой монографией, посвященной комплексному исследованию правового регулирования торговой деятельности в России. Рассмотрены основные понятия торгового права (торговая деятельность, оптовая торговля, розничная торговля, торговый объект, торговая сеть), анализируются состав торгового законодательства и тенденции его развития в условиях региональной экономической интеграции и присоединения Российской Федерации к ВТО. Системно изложены государственные требования, предъявляемые к осуществлению торговой деятельности. Исследованы основные виды договоров, заключаемых в сфере торговли, правовые формы осуществления дистанционной торговли, закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, особенности оборота отдельных видов товаров. Для научных работников, преподавателей и аспирантов юридических и экономических вузов, практикующих юристов в сфере торговли, государственных и муниципальных служащих. Будет полезна для магистров и бакалавров, изучающих учебные дисциплины гражданско-правового цикла.

Правовое регулирование торговой деятельности в России

(теория и практика)

Монография

Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Л. В. Андреева

[битая ссылка] ebooks@prospekt.org

Введение.1

В решении поставленной государством задачи перехода к инновационному пути развития экономики России немаловажная роль принадлежит торговле. Согласно внесенным изменениям в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»

определено понятие инновационной деятельности в качестве деятельности, направленной прежде всего на реализацию инновационных проектов, важной составляющей которой является коммерческая деятельность, а также понятие коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов как деятельности по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов

. Таким образом, на торговлю возложена важная задача введения научных и научно-технических результатов в имущественный оборот.

Следует отметить, что торговля выступает индикатором эффективности и конкурентоспособности промышленности и сельского хозяйства, поскольку готовая продукция промышленного и сельскохозяйственного производства может быть успешно реализована при условии эффективного функционирования торговой отрасли. Торговля вносит весомый вклад в произведенный внутренний валовой продукт (около 20 %), характеризуется быстрой окупаемостью инвестиций, ускоренным созданием слоя частных собственников. Торговля является социально ориентированной жизнеобеспечивающей отраслью экономики.

Как отрасль товарного обращения, торговля состоит из двух секторов – оптовой торговли и розничной торговли, основное назначение и цели функционирования которых различаются. Оптовая торговля должна обеспечить создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, а розничная торговля должна обеспечить максимально полное удовлетворение потребностей населения в товарах высокого качества, обеспечение физической и ценовой доступности товаров и сопутствующих услуг.

В то же время правовое обеспечение торговли в значительной степени отстает от динамичного развития торговой деятельности. В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

впервые определена государственная торговая политика, распределена компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в регулировании торговых отношений, предусмотрены меры по созданию торговой инфраструктуры и развитию торговой деятельности. Однако двухлетняя практика применения данного Закона выявила ряд его недостатков, в том числе пробелов и коллизий с иными нормативными правовыми актами. Вместе с тем, системного анализа торгового законодательства, правоприменительной и судебно-арбитражной практики в научной литературе не проводилось. Ранее проведенные исследования затрагивали отдельные аспекты данной проблематики, в основном договорные отношения по осуществлению торговой деятельности. Научных исследований, включающих комплексный анализ публично-правовых отношений по организации торговой деятельности, до сих пор не проводилось. В общетеоретическом плане требует решения вопрос о квалификации нарушения антимонопольных правил, установленных Законом о торговле для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Актуальность проведения исследования обосновывается также ростом и укреплением интеграционных процессов на постсоветском пространстве, которые обеспечиваются принятием двух- и многосторонних соглашений, иных актов в рамках Таможенного союза и СНГ, что требует научного осмысления и определения их роли и места в системе источников торгового права. Задача создания эффективного торгового законодательства предполагает и решение проблем соответствия российского законодательства торговым соглашениям и иным актам ВТО в условиях присоединения Российской Федерации к ВТО

, поскольку в первую очередь изменениям подвергается товарный рынок России.

Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых в области торгового права, предпринимательского права, гражданского права и иных отраслей права.

Нормативно-правовую базу исследования составили Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», иные федеральные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, международные источники.

Эмпирической базой исследования является судебно-арбитражная практика по спорам, связанным с заключением и исполнением договоров в области торговли, информационные письма Высшего Арбитражного Суда РФ, практика Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, Федеральной антимонопольной службы по конкретным делам.

Глава 1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Роль торговли в инновационном развитии российской экономики и жизнеобеспечении населения. Государственная политика в области торговли и правовой механизм ее формирования и реализации

Торговля является многоаспектным понятием. Законом о торговле торговля определена как вид предпринимательской деятельности. Вместе с тем торговля является важнейшей отраслью российской экономики, во многом определяющей ее эффективность. Поставленная Концепцией долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации цель перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному пути развития определяет задачи по модернизации не только отраслей промышленности, но и торговли

. Между тем значение торговли в социально-экономическом развитии страны недооценено. До недавнего времени в Российской Федерации отсутствовала государственная торговая политика. В настоящее время долгосрочные мероприятия по развитию торговли и формированию эффективной торговой политики определены Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и на период до 2020 г., утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 31 марта 2011 г. № 422. В данном документе указывается, что торговая отрасль на протяжении последних лет является одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики, опережающей по темпам роста многие отрасли. С 2005 по 2010 г. выручка организаций торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2 %, уступая только финансовым услугам, рыболовству, строительству и образованию. При этом среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 года составляли 8,5 % в год, а розничной торговли – 9,7 %.

Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт. Так, по итогам 2010 г. доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1 %.

Торговля обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

Торговля по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2010 г. находится на четвертом месте. Согласно рейтингу компании AT Kearny за 2010 г., Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли.

Значительна роль торговли в обеспечении занятости населения. Торговля – лидер среди отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест, общая численность занятых в 2009 г. составила 12 млн человек или 17,8 % от всего занятого населения.

В секторе торговли действует около 2,5 млн хозяйствующих субъектов, 69 % из которых – индивидуальные предприниматели.

В секторе торговли действует около 42 % малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн человек. Малые предприятия имеют ряд преимуществ по сравнению с крупными предприятиями, они обеспечивают реализацию специализированных товаров небольшими партиями, обладают знаниями локальных рынков, способствуют удовлетворению потребностей населения в продуктах питания и предметов первой необходимости в формате шаговой доступности.

С экономической точки зрения торговля рассматривается как посредник между сферой производства и сферой потребления, основное назначение которой заключается в продвижении товаров из сферы производства промышленным потребителям и конечным потребителям-гражданам. Именно торговля осуществляет введение в имущественный оборот результатов инновационной деятельности.

Инновационная деятельность направлена на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности – изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, ноу-хау в товары и их последующую реализацию. В процессе инновационной деятельности ее необходимыми этапами являются в том числе формирование концепции нового товара, позиционирование образца нового товара на выставках, реклама, вывод нового товара на рынок. Не случайно в соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» среди иных видов инноваций впервые предусмотрен новый метод продаж.

Разработка инновационных продуктов и производство новых товаров означает, что на современном этапе развития экономики торговые организации не только осуществляют реализацию новых товаров, но формируют и стимулируют спрос на инновационные товары.

Приведенные показатели убедительно демонстрируют экономическое и социальное значение торговли.

В качестве необходимого связующего звена между сферами производства и потребления торговля является, как указано в Стратегии развития торговли, системообразующим сектором экономики, развитие которого должно обеспечить баланс целей нескольких заинтересованных групп – потребителей, государства, производителей и торговых предпринимателей. При этом основной целью производителей является возможность достижения всех потенциальных потребителей с максимальной эффективностью и минимальными издержками. Основная цель потребителей – возможность получения качественных товаров по доступным ценам и приемлемым уровнем сервиса, а основная цель торговых предпринимателей заключается в наиболее полном удовлетворении спроса покупателей.

Достижению указанных целей препятствуют существующие недостатки как в оптовой торговле, так и в розничной торговле.

Структура розничной торговли характеризуется низким уровнем современных форматов торговли (гипермаркетов, супермаркетов), неоднородным их развитием по российским регионам, недостаточным развитием дистанционной торговли, отсутствием развитой торговой инфраструктуры. В Программе развития конкуренции в Российской Федерации отмечается наличие в ряде регионов затруднений доступа на рынок хозяйствующих субъектов вследствие коррупционной заинтересованности представителей органов власти в поддержке местного розничного бизнеса, а также их аффилированности. Существует проблема сбыта сельскохозяйственной продукции вследствие разрушения ранее налаженных кооперативных связей между всеми участниками рынка, недостаточной развитости инфраструктуры агропродовольственного рынка, дефицита альтернативных форм организаций торговой деятельности и др.

Так, по основным показателям эффективности розничной торговли продовольственными товарами Российская Федерация отстает от развитых стран ЕС: по обеспеченности современными торговыми площадями – более чем в 7 раз; по доле современных форматов торговли – более чем в 2 раза; по степени консолидации – более чем в 6 раз; по доле дистанционной торговли – более чем в 3 раза

.

В оптовой торговле функционируют многочисленные торговые компании малых размеров, наблюдается недостаточная степень консолидации оптового звена, отсутствие необходимой материально-технической базы и квалифицированных работников, диспропорции в территориальном расположении объектов торговой инфраструктуры, наличие недостатков в транспортной инфраструктуре и др.

Развитие торговой отрасли, которое должно осуществляться целенаправленно, определение перспектив ее функционирования объективно требует выработки государственной политики в отношении торговли. Вместе с тем само понятие государственной торговой политики законодательно и доктринально не определено.

Согласно Конституции РФ основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации (ст. 80).

При формулировании рассматриваемого понятия следует основываться на положениях Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

, который определяет цели, приоритеты и направления социально-экономической политики государства, систему документов программно-целевого планирования социально-экономического развития государства. Хотя в данном Законе отсутствует определение государственной социально-экономической политики, но указаны документы, формализующие экономическую политику государства. Так, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей (п. 2 ст. 1). В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяются составные части социально-экономической политики: макроэкономическая политика, инвестиционная и структурная политика, аграрная политика, экологическая политика, социальная политика, региональная экономическая политика, внешнеэкономическая политика (п. 8 ст. 4).

В специальном разделе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу (п. 5 ст. 4).

Следует отметить, что различные доктрины и стратегии, статус которых не определен в Законе о государственном прогнозировании, выражают официальный взгляд на цели, задачи и основные направления государственной политики в определенных областях.

Таким образом, социально-экономическая политика государства отражается в программных документах индикативного планирования и прогнозирования, которые носят для предпринимателей ориентирующий характер. Д. А. Медведев, выступая на заседании Госсовета, подчеркнул, что «…современная экономическая политика должна создать все условия для экономической свободы и развития предпринимательской инициативы»

.

Общие положения о государственной торговой политике во внешнеторговой деятельности предусмотрены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в ст. 5 которого указано, что торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг