Правовое регулирование торговой деятельности в России
(теория и практика)
Монография
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Л. В. Андреева
[битая ссылка] ebooks@prospekt.org
Введение.1
В решении поставленной государством задачи перехода к инновационному пути развития экономики России немаловажная роль принадлежит торговле. Согласно внесенным изменениям в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»2 определено понятие инновационной деятельности в качестве деятельности, направленной прежде всего на реализацию инновационных проектов, важной составляющей которой является коммерческая деятельность, а также понятие коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов как деятельности по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов3. Таким образом, на торговлю возложена важная задача введения научных и научно-технических результатов в имущественный оборот.
Следует отметить, что торговля выступает индикатором эффективности и конкурентоспособности промышленности и сельского хозяйства, поскольку готовая продукция промышленного и сельскохозяйственного производства может быть успешно реализована при условии эффективного функционирования торговой отрасли. Торговля вносит весомый вклад в произведенный внутренний валовой продукт (около 20 %), характеризуется быстрой окупаемостью инвестиций, ускоренным созданием слоя частных собственников. Торговля является социально ориентированной жизнеобеспечивающей отраслью экономики.
Как отрасль товарного обращения, торговля состоит из двух секторов – оптовой торговли и розничной торговли, основное назначение и цели функционирования которых различаются. Оптовая торговля должна обеспечить создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, а розничная торговля должна обеспечить максимально полное удовлетворение потребностей населения в товарах высокого качества, обеспечение физической и ценовой доступности товаров и сопутствующих услуг.
В то же время правовое обеспечение торговли в значительной степени отстает от динамичного развития торговой деятельности. В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»4 впервые определена государственная торговая политика, распределена компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в регулировании торговых отношений, предусмотрены меры по созданию торговой инфраструктуры и развитию торговой деятельности. Однако двухлетняя практика применения данного Закона выявила ряд его недостатков, в том числе пробелов и коллизий с иными нормативными правовыми актами. Вместе с тем, системного анализа торгового законодательства, правоприменительной и судебно-арбитражной практики в научной литературе не проводилось. Ранее проведенные исследования затрагивали отдельные аспекты данной проблематики, в основном договорные отношения по осуществлению торговой деятельности. Научных исследований, включающих комплексный анализ публично-правовых отношений по организации торговой деятельности, до сих пор не проводилось. В общетеоретическом плане требует решения вопрос о квалификации нарушения антимонопольных правил, установленных Законом о торговле для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети.
Актуальность проведения исследования обосновывается также ростом и укреплением интеграционных процессов на постсоветском пространстве, которые обеспечиваются принятием двух- и многосторонних соглашений, иных актов в рамках Таможенного союза и СНГ, что требует научного осмысления и определения их роли и места в системе источников торгового права. Задача создания эффективного торгового законодательства предполагает и решение проблем соответствия российского законодательства торговым соглашениям и иным актам ВТО в условиях присоединения Российской Федерации к ВТО5, поскольку в первую очередь изменениям подвергается товарный рынок России.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых в области торгового права, предпринимательского права, гражданского права и иных отраслей права.
Нормативно-правовую базу исследования составили Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», иные федеральные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, международные источники.
Эмпирической базой исследования является судебно-арбитражная практика по спорам, связанным с заключением и исполнением договоров в области торговли, информационные письма Высшего Арбитражного Суда РФ, практика Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, Федеральной антимонопольной службы по конкретным делам.
Глава 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Роль торговли в инновационном развитии российской экономики и жизнеобеспечении населения. Государственная политика в области торговли и правовой механизм ее формирования и реализации
Торговля является многоаспектным понятием. Законом о торговле торговля определена как вид предпринимательской деятельности. Вместе с тем торговля является важнейшей отраслью российской экономики, во многом определяющей ее эффективность. Поставленная Концепцией долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации цель перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному пути развития определяет задачи по модернизации не только отраслей промышленности, но и торговли6. Между тем значение торговли в социально-экономическом развитии страны недооценено. До недавнего времени в Российской Федерации отсутствовала государственная торговая политика. В настоящее время долгосрочные мероприятия по развитию торговли и формированию эффективной торговой политики определены Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и на период до 2020 г., утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 31 марта 2011 г. № 422. В данном документе указывается, что торговая отрасль на протяжении последних лет является одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики, опережающей по темпам роста многие отрасли. С 2005 по 2010 г. выручка организаций торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2 %, уступая только финансовым услугам, рыболовству, строительству и образованию. При этом среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 года составляли 8,5 % в год, а розничной торговли – 9,7 %.
Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт. Так, по итогам 2010 г. доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1 %.
Торговля обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
Торговля по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2010 г. находится на четвертом месте. Согласно рейтингу компании AT Kearny за 2010 г., Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли.
Значительна роль торговли в обеспечении занятости населения. Торговля – лидер среди отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест, общая численность занятых в 2009 г. составила 12 млн человек или 17,8 % от всего занятого населения.
В секторе торговли действует около 2,5 млн хозяйствующих субъектов, 69 % из которых – индивидуальные предприниматели.
В секторе торговли действует около 42 % малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн человек. Малые предприятия имеют ряд преимуществ по сравнению с крупными предприятиями, они обеспечивают реализацию специализированных товаров небольшими партиями, обладают знаниями локальных рынков, способствуют удовлетворению потребностей населения в продуктах питания и предметов первой необходимости в формате шаговой доступности.
С экономической точки зрения торговля рассматривается как посредник между сферой производства и сферой потребления, основное назначение которой заключается в продвижении товаров из сферы производства промышленным потребителям и конечным потребителям-гражданам. Именно торговля осуществляет введение в имущественный оборот результатов инновационной деятельности.
Инновационная деятельность направлена на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности – изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, ноу-хау в товары и их последующую реализацию. В процессе инновационной деятельности ее необходимыми этапами являются в том числе формирование концепции нового товара, позиционирование образца нового товара на выставках, реклама, вывод нового товара на рынок. Не случайно в соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» среди иных видов инноваций впервые предусмотрен новый метод продаж.
Разработка инновационных продуктов и производство новых товаров означает, что на современном этапе развития экономики торговые организации не только осуществляют реализацию новых товаров, но формируют и стимулируют спрос на инновационные товары.
Приведенные показатели убедительно демонстрируют экономическое и социальное значение торговли.
В качестве необходимого связующего звена между сферами производства и потребления торговля является, как указано в Стратегии развития торговли, системообразующим сектором экономики, развитие которого должно обеспечить баланс целей нескольких заинтересованных групп – потребителей, государства, производителей и торговых предпринимателей. При этом основной целью производителей является возможность достижения всех потенциальных потребителей с максимальной эффективностью и минимальными издержками. Основная цель потребителей – возможность получения качественных товаров по доступным ценам и приемлемым уровнем сервиса, а основная цель торговых предпринимателей заключается в наиболее полном удовлетворении спроса покупателей.
Достижению указанных целей препятствуют существующие недостатки как в оптовой торговле, так и в розничной торговле.
Структура розничной торговли характеризуется низким уровнем современных форматов торговли (гипермаркетов, супермаркетов), неоднородным их развитием по российским регионам, недостаточным развитием дистанционной торговли, отсутствием развитой торговой инфраструктуры. В Программе развития конкуренции в Российской Федерации отмечается наличие в ряде регионов затруднений доступа на рынок хозяйствующих субъектов вследствие коррупционной заинтересованности представителей органов власти в поддержке местного розничного бизнеса, а также их аффилированности. Существует проблема сбыта сельскохозяйственной продукции вследствие разрушения ранее налаженных кооперативных связей между всеми участниками рынка, недостаточной развитости инфраструктуры агропродовольственного рынка, дефицита альтернативных форм организаций торговой деятельности и др.7
Так, по основным показателям эффективности розничной торговли продовольственными товарами Российская Федерация отстает от развитых стран ЕС: по обеспеченности современными торговыми площадями – более чем в 7 раз; по доле современных форматов торговли – более чем в 2 раза; по степени консолидации – более чем в 6 раз; по доле дистанционной торговли – более чем в 3 раза8.
В оптовой торговле функционируют многочисленные торговые компании малых размеров, наблюдается недостаточная степень консолидации оптового звена, отсутствие необходимой материально-технической базы и квалифицированных работников, диспропорции в территориальном расположении объектов торговой инфраструктуры, наличие недостатков в транспортной инфраструктуре и др.
Развитие торговой отрасли, которое должно осуществляться целенаправленно, определение перспектив ее функционирования объективно требует выработки государственной политики в отношении торговли. Вместе с тем само понятие государственной торговой политики законодательно и доктринально не определено.
Согласно Конституции РФ основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации (ст. 80).
При формулировании рассматриваемого понятия следует основываться на положениях Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»9, который определяет цели, приоритеты и направления социально-экономической политики государства, систему документов программно-целевого планирования социально-экономического развития государства. Хотя в данном Законе отсутствует определение государственной социально-экономической политики, но указаны документы, формализующие экономическую политику государства. Так, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей (п. 2 ст. 1). В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяются составные части социально-экономической политики: макроэкономическая политика, инвестиционная и структурная политика, аграрная политика, экологическая политика, социальная политика, региональная экономическая политика, внешнеэкономическая политика (п. 8 ст. 4).
В специальном разделе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу (п. 5 ст. 4).
Следует отметить, что различные доктрины и стратегии, статус которых не определен в Законе о государственном прогнозировании, выражают официальный взгляд на цели, задачи и основные направления государственной политики в определенных областях.
Таким образом, социально-экономическая политика государства отражается в программных документах индикативного планирования и прогнозирования, которые носят для предпринимателей ориентирующий характер. Д. А. Медведев, выступая на заседании Госсовета, подчеркнул, что «…современная экономическая политика должна создать все условия для экономической свободы и развития предпринимательской инициативы»10.
Общие положения о государственной торговой политике во внешнеторговой деятельности предусмотрены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в ст. 5 которого указано, что торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг11. Реализация внешнеторговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием установленных в Законе о торговле методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера).
В Законе о торговле применяется термин «государственная политика в области торговой деятельности». Формы участия органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики во внутренней торговле определены в Законе о торговле.
Так, Правительство Российской Федерации осуществляет обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 5).
На субъекты Российской Федерации возложена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 6).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области торговли, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации12.
Следует отметить, что в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности принимают участие некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, и некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров (ст. 7 Закона о торговле). В этих целях они участвуют в разработке проектов нормативных актов в области торговли, а также региональных муниципальных программ развития торговли, принимают участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других формах участия, рассмотренных ниже.
С целью формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации, а также обеспечения взаимодействия Минпромторга России и субъектов Российской Федерации в сфере торговли и выработки рекомендаций по созданию условий для развития потребительского рынка товаров при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации создан Экспертный совет по вопросам развития торговой деятельности в Российской Федерации, основными задачами которого являются:
– выработка согласованных предложений по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли;
– рассмотрение проектов нормативных правовых актов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти по вопросам, связанным с организацией и осуществлением торговой деятельности, законодательных и правотворческих инициатив федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанных с вопросами торговли;
– подготовка предложений по разработке концепций, стратегий и иных программных документов, определяющих перспективы и направления развития торговой деятельности в России, анализ эффективности применяемых и предлагаемых мер по стимулированию развития торговой деятельности;
– подготовка рекомендаций федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации основных направлений государственной политики в сфере регулирования торговой деятельности, созданию условий для устойчивого функционирования и динамичного развития торговой деятельности в Российской Федерации13.
Таким образом, государственную политику в области внутренней торговли можно определить как официально выраженную систему представлений о целях, приоритетах и направлениях развития торговли в документах стратегического планирования. Торговая политика является составной частью государственной социально-экономической политики и отражается в документах стратегического и программно-целевого планирования. В настоящее время основным документом, содержащим мероприятия по совершенствованию государственного регулирования торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации, является Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и период до 2020 г., утвержденная приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 42214.
В формировании и реализации государственной политики в области торговли участвует широкий круг субъектов – органов государственной власти, органов местного самоуправления и некоммерческие организации (союзы, ассоциации), объединяющие участников торговой деятельности.
Механизм выработки и реализации торговой политики включает систему средств правового, организационного и экономического воздействия на торговые отношения и их субъектов для достижения целей и решения поставленных задач по эффективному развитию торговли.
1.2. Формирование понятийного аппарата
1.2.1. Понятие торговой деятельности и ее соотношение со смежными понятиями
В Стратегии развития торговли поставлена задача сделать понятийный аппарат в сфере торговли максимально четким и однозначным. Еще одной задачей, как представляется, является необходимость согласования торговых понятий, употребляемых в различных нормативных правовых актах.
Впервые на законодательном уровне основные понятия в сфере торговли определены Законом о торговле. Ключевым понятием, включенным в Закон, является определение торговой деятельности или торговли, поскольку в Законе о торговле эти два термина употребляются как синонимы.
Торговля определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Таким образом, в Законе однозначно определено, что торговля является предпринимательской деятельностью. Следовательно, отношения по купле-продаже товаров между гражданами не могут рассматриваться как торговля, в литературе зачастую такие договоры именуют бытовыми сделками.
Характерным признаком торговли как отдельного вида деятельности является отсутствие существенной переработки торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями приобретенных товаров. Данную особенность торговли отмечали еще дореволюционные ученые15.
В отличие от Закона о торговле в Модельном Торговом кодексе для государств – участников СНГ16 торговая деятельность определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей по продаже товаров. Тем самым в определении подчеркивается осуществление особого самостоятельного вида предпринимательской деятельности – торговли, производимого субъектами, занимающимися данным видом деятельности в качестве основного вида – торговыми предпринимателями. Для торговли как самостоятельного вида предпринимательской деятельности требуется наличие навыков, профессионализм, использование специальных знаний различных отраслей экономической науки – логистики, маркетинга и др.
Определение торговли, содержащееся в Законе о торговле, нуждается в конкретизации при участии в торговой деятельности производителей товаров.
По общему правилу производители, реализующие произведенные ими товары и покупающие сырье, материалы, оборудование и другие товары для нужд производства, не считаются осуществляющими торговую деятельность, поскольку производство и сбыт являются неразрывными процессами производственной деятельности, хотя при этом, как и при осуществлении оптовой торговой деятельности, заключается, как правило, один и тот же договор – договор поставки.
В тех случаях когда, помимо производства товаров, производители приобретают товары у третьих лиц и затем продают их без переработки другим производителям, оптовым и розничным торговцам, такая деятельность может рассматриваться как самостоятельный вид деятельности по отношению в производству товаров и квалифицироваться в качестве оптовой торговли.
При осуществлении деятельности по реализации гражданам производимых производителями товаров и создании с этой целью обособленных структурных подразделений (к примеру, магазинов, торговых домов) такая деятельность может рассматриваться в качестве розничной торговли и регулироваться Законом «О защите прав потребителей». В этих случаях осуществление торговой деятельности регулируется правилами о розничной торговле. Предусмотренные же в Законе о торговле критерии торговли «приобретение и продажа» в отношении розничной торговли, осуществляемой производителями товаров, не действуют.
В законодательстве употребляется и термин «закупки». Данный термин используется в Федеральном законе от 18 июня 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»17 в широком значении и распространяется не только на приобретение товаров путем заключения договоров купли-продажи, но и на выполнение работ путем заключения договоров подряда и оказание услуг по договорам возмездного оказания услуг. Закон установил особые правила закупок товаров, работ, услуг, которые должны соблюдать определенные, перечисленные в нем субъекты: государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным юридическим лицам, и «внучатые» хозяйственные общества с государственным и муниципальным участием в таком же объеме, т. е. юридические лица с государственным и муниципальным участием, а также государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, автономные учреждения, т. е. юридические лица, деятельность которых обладает высокой степенью значимости для государства и общества. Закон не содержит ограничения на приобретение товаров только для производственного потребления, следовательно, указанные в нем субъекты вправе приобретать товары по установленным в данном Законе правилам и с целью их перепродажи.