banner banner banner
Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика)
Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика)
Оценить:
 Рейтинг: 0

Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория и практика)


. Реализация внешнеторговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием установленных в Законе о торговле методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера).

В Законе о торговле применяется термин «государственная политика в области торговой деятельности». Формы участия органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики во внутренней торговле определены в Законе о торговле.

Так, Правительство Российской Федерации осуществляет обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 5).

На субъекты Российской Федерации возложена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 6).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области торговли, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

.

Следует отметить, что в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности принимают участие некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, и некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров (ст. 7 Закона о торговле). В этих целях они участвуют в разработке проектов нормативных актов в области торговли, а также региональных муниципальных программ развития торговли, принимают участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других формах участия, рассмотренных ниже.

С целью формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации, а также обеспечения взаимодействия Минпромторга России и субъектов Российской Федерации в сфере торговли и выработки рекомендаций по созданию условий для развития потребительского рынка товаров при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации создан Экспертный совет по вопросам развития торговой деятельности в Российской Федерации, основными задачами которого являются:

– выработка согласованных предложений по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли;

– рассмотрение проектов нормативных правовых актов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти по вопросам, связанным с организацией и осуществлением торговой деятельности, законодательных и правотворческих инициатив федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанных с вопросами торговли;

– подготовка предложений по разработке концепций, стратегий и иных программных документов, определяющих перспективы и направления развития торговой деятельности в России, анализ эффективности применяемых и предлагаемых мер по стимулированию развития торговой деятельности;

– подготовка рекомендаций федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации основных направлений государственной политики в сфере регулирования торговой деятельности, созданию условий для устойчивого функционирования и динамичного развития торговой деятельности в Российской Федерации

.

Таким образом, государственную политику в области внутренней торговли можно определить как официально выраженную систему представлений о целях, приоритетах и направлениях развития торговли в документах стратегического планирования. Торговая политика является составной частью государственной социально-экономической политики и отражается в документах стратегического и программно-целевого планирования. В настоящее время основным документом, содержащим мероприятия по совершенствованию государственного регулирования торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации, является Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и период до 2020 г., утвержденная приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422

.

В формировании и реализации государственной политики в области торговли участвует широкий круг субъектов – органов государственной власти, органов местного самоуправления и некоммерческие организации (союзы, ассоциации), объединяющие участников торговой деятельности.

Механизм выработки и реализации торговой политики включает систему средств правового, организационного и экономического воздействия на торговые отношения и их субъектов для достижения целей и решения поставленных задач по эффективному развитию торговли.

1.2. Формирование понятийного аппарата

1.2.1. Понятие торговой деятельности и ее соотношение со смежными понятиями

В Стратегии развития торговли поставлена задача сделать понятийный аппарат в сфере торговли максимально четким и однозначным. Еще одной задачей, как представляется, является необходимость согласования торговых понятий, употребляемых в различных нормативных правовых актах.

Впервые на законодательном уровне основные понятия в сфере торговли определены Законом о торговле. Ключевым понятием, включенным в Закон, является определение торговой деятельности или торговли, поскольку в Законе о торговле эти два термина употребляются как синонимы.

Торговля определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Таким образом, в Законе однозначно определено, что торговля является предпринимательской деятельностью. Следовательно, отношения по купле-продаже товаров между гражданами не могут рассматриваться как торговля, в литературе зачастую такие договоры именуют бытовыми сделками.

Характерным признаком торговли как отдельного вида деятельности является отсутствие существенной переработки торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями приобретенных товаров. Данную особенность торговли отмечали еще дореволюционные ученые

.

В отличие от Закона о торговле в Модельном Торговом кодексе для государств – участников СНГ

торговая деятельность определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей по продаже товаров. Тем самым в определении подчеркивается осуществление особого самостоятельного вида предпринимательской деятельности – торговли, производимого субъектами, занимающимися данным видом деятельности в качестве основного вида – торговыми предпринимателями. Для торговли как самостоятельного вида предпринимательской деятельности требуется наличие навыков, профессионализм, использование специальных знаний различных отраслей экономической науки – логистики, маркетинга и др.

Определение торговли, содержащееся в Законе о торговле, нуждается в конкретизации при участии в торговой деятельности производителей товаров.

По общему правилу производители, реализующие произведенные ими товары и покупающие сырье, материалы, оборудование и другие товары для нужд производства, не считаются осуществляющими торговую деятельность, поскольку производство и сбыт являются неразрывными процессами производственной деятельности, хотя при этом, как и при осуществлении оптовой торговой деятельности, заключается, как правило, один и тот же договор – договор поставки.

В тех случаях когда, помимо производства товаров, производители приобретают товары у третьих лиц и затем продают их без переработки другим производителям, оптовым и розничным торговцам, такая деятельность может рассматриваться как самостоятельный вид деятельности по отношению в производству товаров и квалифицироваться в качестве оптовой торговли.

При осуществлении деятельности по реализации гражданам производимых производителями товаров и создании с этой целью обособленных структурных подразделений (к примеру, магазинов, торговых домов) такая деятельность может рассматриваться в качестве розничной торговли и регулироваться Законом «О защите прав потребителей». В этих случаях осуществление торговой деятельности регулируется правилами о розничной торговле. Предусмотренные же в Законе о торговле критерии торговли «приобретение и продажа» в отношении розничной торговли, осуществляемой производителями товаров, не действуют.

В законодательстве употребляется и термин «закупки». Данный термин используется в Федеральном законе от 18 июня 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

в широком значении и распространяется не только на приобретение товаров путем заключения договоров купли-продажи, но и на выполнение работ путем заключения договоров подряда и оказание услуг по договорам возмездного оказания услуг. Закон установил особые правила закупок товаров, работ, услуг, которые должны соблюдать определенные, перечисленные в нем субъекты: государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным юридическим лицам, и «внучатые» хозяйственные общества с государственным и муниципальным участием в таком же объеме, т. е. юридические лица с государственным и муниципальным участием, а также государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, автономные учреждения, т. е. юридические лица, деятельность которых обладает высокой степенью значимости для государства и общества. Закон не содержит ограничения на приобретение товаров только для производственного потребления, следовательно, указанные в нем субъекты вправе приобретать товары по установленным в данном Законе правилам и с целью их перепродажи.

Исследование торговли как отрасли экономики эффективно при применении системного подхода. Необходимыми элементами торговли как системы являются взаимосвязанные между собой два ее подвида – оптовая торговля и розничная торговля, имеющие единую экономическую природу, но различающиеся по формам и методам осуществления. Системный подход позволяет успешно решить задачу создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, затрагивающую как оптовый, так и розничный рынок товаров.

Следует отметить, что разделение торговли на оптовую и розничную проводилось еще в дореволюционный период. Так, К. П. Победоносцев отмечал, что «…торговля подразделяется на оптовую, розничную и мелочную»

.

Отнесение вида деятельности в качестве оптовой или розничной торговли влечет определенные правовые последствия: заключение различных видов договоров с контрагентами, применение разного режима налогообложения и др.

Оптовая торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2 ст. 2 Закона о торговле). Таким образом, при осуществлении оптовой торговли товары продаются и приобретаются в целях переработки, перепродажи, но не для реализации гражданам потребителям. Розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 2 Закона о торговле). Этот же критерий, т. е. цели использования приобретаемых товаров, применяется в ГК РФ для разграничения основных договоров, опосредующих реализацию товаров в оптовой и розничной торговле – договора поставки (ст. 506) и договора розничной купли-продажи (ст. 492).

В Налоговом кодексе РФ розничная торговля определяется как предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27). Таким образом, в целях налогообложения в НК РФ использован юридический критерий квалификации предпринимательской деятельности в качестве розничной торговли.

Законодательные определения оптовой и розничной торговли не позволяют однозначно провести разграничение между видами торговой деятельности, поэтому в ряде случаев на практике возникают споры. Характерным является рассмотренное Президиумом ВАС РФ дело в отношении индивидуального предпринимателя, который исчислял единый налог на вмененный доход, считая, что осуществляет розничную торговлю молочными продуктами, в то время как Федеральная налоговая служба полагала, что осуществляемая им торговля относится к оптовой торговле. Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что правовую квалификацию характера осуществляемой деятельности следует давать исходя из анализа совокупности факторов – назначение используемого для торговли помещения, объем и цели использования приобретаемых товаров, вида покупателей, порядка расчетов за товар и др.

Аналогичный спор по применению режима налогообложения и определению вида осуществляемой индивидуальным предпринимателем торговой деятельности был рассмотрен Президиумом ВАС РФ 4 октября 2011 г. № 5566/1, при этом ВАС РФ, квалифицируя предпринимательскую деятельность, осуществляемую индивидуальным предпринимателем в качестве оптовой торговли, указал в числе прочих аргументов, что реализация товаров не через объекты стационарной торговой сети, а по договору поставки путем доставки этого товара до покупателя относится к оптовой торговле, к которой система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применению не подлежит

.

Сложности разграничения оптовой торговли и розничной торговли возникают при продаже товаров юридическим лицам через объекты розничной торговли.

Так, при рассмотрении спора индивидуального предпринимателя, связанного с определением вида налогообложения при продаже строительных материалов в магазине розничной торговли юридическому лицу по безналичному расчету, суд первой инстанции вынес решение о применении единого налога на вмененный доход, используемого в отношении розничной торговли. Суды апелляционной и кассационной инстанций сочли необоснованным применение предпринимателем специального налогового режима в отношении реализации товаров юридическим лицам и предпринимателям исходя из того, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой продажи, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования товаров в целях ведения предпринимательской деятельности. По результатам же встречных проверок покупателей – юридических лиц и предпринимателей – установлено, что строительные товары приобретались ими для собственных нужд и осуществления уставной деятельности, реализация товаров этим покупателям оформлялась счетом-фактурой и товарной накладной. Такое использование покупателями приобретенных товаров свидетельствует, по мнению судов, об оптовом характере торговли.

Высший Арбитражный Суд РФ в своем постановлении указал, что судами не учтено, что одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, является осуществление этой деятельности через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети, предусмотренные подп. 6 и 7 ст. 346.26 НК РФ, и сделал вывод о том, что осуществляемая предпринимателем деятельность по торговле строительными товарами в магазине как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) они реализуются, относится к розничной торговле и подлежит обложению единым налогом на вмененный доход

.

Анализ данного спора показывает, что основным критерием, учитываемым ВАС РФ при решении вопроса о режиме налогообложения, является вид заключаемого договора.

Понятие мелкооптовой торговли содержится в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009, в соответствии с которым эта разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией товаров, минимальная партия которых не может быть меньше, чем количество единиц в одной упаковке изготовителя для розничной торговли

.

В Законе не раскрывается содержание оптовой и розничной торговой деятельности и видов товаров – объектов оптовой торговли, хотя из содержания ст. 1 Закона можно сделать вывод, что в качестве объектов оптовой торговли выступают не только товары потребительского назначения, но и товары производственного назначения. В литературе сложилось представление, что оптовая торговля осуществляется товарами потребительского назначения, а не товарами производственного назначения. Это проистекает в том числе и из того, что в целях защиты прав населения приняты специальные законы, содержащие требования к обращению социально значимых товаров: от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др.

Из смысла и содержания различных документов вытекает, что в отличие от советского законодательства, в котором различались материально-техническое снабжение и торговля, в современных нормативных актах такого различия не проводится.