Для осуществления торговой деятельности важными характеристиками товаров является их конкурентоспособность, ассортимент (промышленный и торговый, укрупненный и развернутый), безопасность и качество.
Немаловажное значение для осуществления торговой деятельности имеет подразделение товаров на класс (совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение, к примеру, швейные изделия); группу (совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей, к примеру, верхняя одежда); вид (совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением – костюм); разновидность (совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков конкретных моделей, марок, артикулов, сортов)33.
Кроме того, важнейшей характеристикой и знаком качества товаров в условиях модернизации экономики и энергосбережения является класс энергетической эффективности. Правительством РФ утвержден перечень товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в маркировке, на этикетках34. Правила определения класса энергоэффективности товара утверждены приказом Минпромторга России от 29 апреля 2010 г. № 3535.
1.2.3. Торговый объект, виды торговых объектов, торговая сеть
Одним из основных торговых понятий, определяемых Законом о торговле, является понятие торгового объекта. Содержащееся в Законе определение торгового объекта и его видов (стационарного и нестационарного) позволяет обеспечить учет торговых объектов и разработать меры по развитию торговой инфраструктуры, предоставить определенные меры по поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, осуществление торговой деятельности путем использования различных видов торговых объектов учитывается судебными органами при решении вопроса о разграничении оптовой торговли и розничной торговли.
Однако содержащиеся в Законе о торговле понятия «торговый объект», «торговая сеть» носят довольно абстрактный характер и имеют ряд недостатков, вследствие чего они мало используются в других нормативных актах и не конкретизируются в документах по стандартизации. Так, в Национальном стандарте РФ «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» ГОСТ Р 51773-2009 хотя и имеется ссылка на Закон о торговле, но определяются и конкретизируются иные торговые термины и предусмотрены различные критерии классификации торговых понятий, более приближенных к торговой практике.
Одним из недостатков действующего законодательства является отсутствие единой терминологии и согласованности при определении основных торговых понятий, что препятствует однозначному пониманию их правоприменителями. Такая несогласованность терминов касается прежде всего Закона о торговле и Налогового кодекса РФ.
Торговый объект определяется в Законе о торговле как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Нетрудно заметить, что данное определение рассчитано в основном на розничную торговлю, поскольку не все виды специального торгового оборудования требуются предприятиям оптовой торговли (к примеру, не требуется оборудование для выкладки товаров).
Понятие «здания и сооружения» содержится в Техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений», утвержденном Федеральном законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ36. Определение строения в законодательстве не содержится.
Торговые объекты подразделяются на два вида – стационарные и нестационарные. Стационарный торговый объект определяется Законом как торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ стационарный торговый объект может рассматриваться в качестве объекта капитального строительства.
Нестационарным торговым объектом признается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Данное определение следует дополнить, указав на то, что перемещение нестационарного торгового объекта возможно без нанесения несоразмерного ущерба его назначению. Права на нестационарные торговые объекты не подлежат государственной регистрации. Исходя из законодательного определения торговых объектов, можно сделать вывод, что торговый объект, как стационарный, так и нестационарный, является имущественным комплексом, специально предназначенным и оборудованным для проведения торговых операций, осуществления торговли, т. е. в соответствии со ст. 132 ГК РФ он может рассматриваться в качестве предприятия.
Признанию торгового объекта в качестве функционирующего предприятия соответствует и содержащееся в п. 7 ст. 2 Закона о торговле понятие площади торгового объекта, рассмотренное ниже. Вывод о признании торгового объекта предприятием торговли подтверждается также и тем, что в качестве средства индивидуализации торгового объекта в Законе о торговле указано прежде всего коммерческое обозначение, используемое согласно ст. 1538 ГК РФ для индивидуализации принадлежащих предпринимателям предприятий.
Вместе с тем общему понятию предприятия, предусмотренному ст. 132 ГК РФ, которое в целом признается недвижимостью, не соответствует понятие торгового предприятия, действующего в качестве нестационарного торгового объекта.
Следует подчеркнуть, что предприятие торговли является основным понятием, предусмотренным в Национальном стандарте РФ «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. ГОСТ Р 51773-2009». Оно определяется как объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям. Несмотря на ошибку, связанную с тем, что объект не может осуществлять продажу товаров, данное определение имеет общие признаки с понятием торгового объекта.
Одним из распространенных видов предприятий розничной торговли, хотя и не упоминаемый в Законе о торговле, является магазин. Национальный стандарт ГОСТ Р 51773-2009 не определяет понятие магазина, а содержит ссылку к решению данного вопроса к недействующему в настоящее время ГОСТ Р 51 303, который определяет магазин как специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Следует отметить, что аналогичное определение магазина предусмотрено и в Налоговом кодексе РФ (п. 3 ч. 3 ст. 346 (43)).
Следующим понятием, определяемым Законом о торговле, является площадь торгового объекта – помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Следует отметить логическую ошибку в данном определении, поскольку площадь торгового объекта определяется как помещение. Более точно отражает смысл выделения данного понятия определение площади торгового зала, содержащееся в Налоговом кодексе РФ, в соответствии с которым понятие площадь торгового зала – это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов покупателей. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Одним из отличительных признаков магазина является наличие торгового зала. Его наличие также требуется и для павильона – строения, имеющего торговый зал и рассчитанного на одно или несколько рабочих мест. Среди других общих требований к осуществлению торговли Национальный стандарт ГОСТ Р 517732009 требует, чтобы архитектурно-планировочные решения и конструктивные элементы зданий и строений предприятий торговли и используемое оборудование соответствовали строительным нормам и правилам (п. 6.5). Кроме того, целесообразно было бы дополнить данные требования требованием о специальном торговом назначении помещений, в которых осуществляется торговля.
Согласно Закону о торговле информация о торговых объектах необходима для разработки нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов (п. 2 ст. 5). Данные нормативы являются основным критерием доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары. Утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов возложена на Правительство РФ37.
Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 6).
В Законе о торговле установлены особые правила по размещению нестационарных торговых объектов (ст. 10). В схемах размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться обязательное размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов, что представляется одной из мер их государственной поддержки.
Информация о торговых объектах содержится в торговом реестре.
Прерогатива утверждения формы торгового реестра, порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре, Законом возложена на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли – Минпромторг России (п. 2 ч. 2 ст. 5). Во исполнение указанного требования Закона Минпромторгом России издан приказ от 16 июля 2010 г. № 602 «Об утверждении формы торгового реестра, порядка формирования торгового реестра и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре»38. В разделе I торгового реестра должны содержаться сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, включая информацию о форме собственности, вида деятельности, способа торговли, типа и вида торгового объекта. Раздел II включает информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей), раздел III содержит основные показатели, характеризующие состояние торговли на территории субъекта РФ. Регламентирован также порядок предоставления информации, содержащейся в торговом реестре.
Оценивая положительно требование Закона о ведении торгового реестра, который позволяет обеспечить открытость и прозрачность информации о торговых объектах, представляется целесообразным также обеспечить ведение реестра, содержащего информацию о производителях товаров.
Информация, включаемая в торговый реестр, преимущественно основана на классификации торговой деятельности и торговых объектов, предусмотренной в Законе о торговле. В соответствии со ст. 8 Закона:
– вид торговли означает оптовую или розничную торговлю;
– форма торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
– способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
– специализация торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
– тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект).
Целый ряд классификационных критериев используется в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
Предприятия торговли подразделяются на классификационные группы в зависимости от различных признаков, в том числе:
– по формам собственности (частные, государственные, муниципальные);
– по видам торговли (предприятия оптовой и розничной торговли);
– по специализации торговой деятельности (универсальные, специализированные, неспециализированные: с комбинированным ассортиментом и со смешанным ассортиментом);
– по виду торгового объекта (стационарные и нестационарные);
– по формам торгового обслуживания покупателей (с полным самообслуживанием, с частичным самообслуживанием, с индивидуальным обслуживанием, обслуживанием по образцам, по предварительным заказам и др.);
– по условиям реализации товаров (наличию или отсутствию торгового зала);
– по типам предприятий торговли.
Одной из основных является группировка предприятий торговли по типам. При этом применяются в совокупности несколько критериев в зависимости от размеров площадей торговых объектов, ассортимента товаров и форм торгового обслуживания покупателей.
В соответствии с данной группировкой выделяются:
1. Предприятия, осуществляющие как оптовую, так и розничную торговлю:
– магазин-склад;
– торговый дом и др.
2. Предприятия оптовой торговли:
– центр оптовой торговли;
– универсальный общетоварный склад;
– специализированный склад.
3. Предприятия розничной торговли:
– гипермаркет;
– универмаг;
– универсам;
– гастроном;
– специализированные торговые предприятия (продовольственные магазины «Рыба», «Мясо»; «Одежда», «Обувь» и др.) и пр.
Национальный стандарт установил как общие требования к предприятиям торговли, так и специальные требования (к стационарным торговым предприятиям, предприятиям торговли, расположенным в жилых домах, и пр.).
Следует отметить, что в Национальном стандарте, помимо определения нестационарного торгового объекта, аналогичного содержащемуся в Законе о торговле, перечислены виды нестационарных торговых объектов, которые подразделены на непередвижные (павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты) и передвижные (лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты). В пп. 3.15—3.19 Национального стандарта раскрываются понятия различных видов передвижных нестационарных торговых объектов.
В Федеральном законе от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» определено понятие торгового места на розничном рынке, которое определяется как «место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией)» (п. 8 ст. 3)39. Данное определение содержит закрытый перечень нестационарных торговых объектов, определяемых в качестве торгового места, состоящих как из непередвижных, так и передвижных объектов. Следует отметить, что оборудованные торговые объекты, квалифицируемые в качестве торгового места, создаются не только на розничных рынках, вследствие чего данное понятие следует предусмотреть в Национальном стандарте.
Недостатком Национального стандарта является отсутствие в нем понятия и характеристики распространенных на практике торгового комплекса и торгового центра, что представляется неверным, поскольку осуществление торговли в составе совокупности торговых предприятий обладает определенными особенностями.
В целях сохранения баланса интересов поставщиков продовольственных товаров и крупных розничных торговцев (ритейлеров)40, организующих осуществление торговли путем создания сети, а также в целях проведения антимонопольного контроля в Законе о торговле включено понятие торговой сети. Следует отметить, что употребляемый термин не является новым термином, однако в Законе о торговле его смысл и содержание изменилось. ГОСТ Р 51303-99 определял торговую сеть как совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. Нетрудно заметить, что в данном определении сгруппированы две группы предприятий торговли, не имеющих общих признаков. В первую группу включены предприятия, находящиеся на одной территории и не связанные между собой. Во вторую группу включены предприятия торговли, находящиеся под общим управлением, но не расположенные на одной конкретной территории. В Законе о торговле оставлен один признак из указанного определения – нахождение под общим управлением.
Содержащиеся в НК РФ определения стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, и стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (ст. 346 (27)), не согласованы с Законом о торговле и имеют другое значение, вследствие чего данные понятия следует привести в соответствие с Законом о торговле.
Торговая сеть определяется Законом как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (п. 8 ст. 2).
Следует отметить, что Закон о торговле распространяет свое действие, включая сформулированное в нем определение торговой сети, на торговые сети в сфере розничной торговли. Кроме того, содержащиеся в Законе о торговле правила рассчитаны на взаимоотношения хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю путем создания торговых сетей, и поставщиков продовольственных товаров.
Создание торговой сети, таким образом, может происходить путем общего управления торговыми предприятиями либо путем индивидуализации двух и более торговых предприятий с помощью единого коммерческого обозначения и иного средства индивидуализации, что соответствует правилам параграфа 4 главы 76 части IV ГК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 1539 ГК РФ хозяйствующий субъект вправе заключить договор аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) либо договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), в соответствии с которыми он может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения. Следовательно, при таком варианте организации торговой сети в ее создании принимают участие несколько субъектов. Реализация этого варианта построения торговой сети без внесения изменений в ст. 132 ГК РФ невозможна, поскольку договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации (ст. 658 ГК РФ). По существу, единственной договорной формой, специально предназначенной для организации торговой сети, является договор коммерческой концессии. Именно данный договор позволяет использовать пользователя в качестве одного из звеньев правообладателя и обеспечить единые условия продажи товаров для покупателей.
Следует отметить необходимость совершенствования указанного определения, поскольку требуется пояснение в Законе, как следует понимать термин «общее управление». Управление принадлежащим собственнику имуществом возможно и путем заключения договора доверительного управления.
Недостатком рассматриваемого определения является также отсутствие конкретизации вида торгового объекта. Необходимо, как представляется, в определении торговой сети ограничить торговые объекты только стационарными. При существующем в Законе о торговле определении торговой сети торговой сетью могут быть признаны, к примеру, две палатки, принадлежащие индивидуальному предпринимателю. Возможно, следует подумать и об установлении количественного критерия – объема годового оборота.
1.3. Принципы правового регулирования торговой деятельности
Правовая природа торговой деятельности, являющейся одним из видов предпринимательской деятельности и носящей публичный характер, определяет общий вектор правового регулирования торговли, а также принципы торгового законодательства.
В Законе о торговле, являющемся основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере торговли, не содержатся принципы правового регулирования торговли, в нем определены цели и методы ее правового регулирования. Вместе с тем некоторые из указанных в ст. 2 Закона целей можно рассматривать в качестве руководящих начал в регулировании торговли (обеспечение единства экономического пространства, поддержка российских производителей товаров, баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов – участников торгового оборота).
Закон о торговле регулирует комплекс частноправовых отношений и публично-правовых отношений, складывающихся по организации и осуществлению торговой деятельности. Принципы правового регулирования торговой деятельности должны выражать ее предпринимательскую природу и социальное назначение. Основными задачами является обеспечение надлежащих условий осуществления торговли, соблюдение прав и законных интересов предпринимателей и граждан. Руководящие начала правового регулирования торговли в качестве общих положений закреплены в Конституции РФ.
Так, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, предусмотренное в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, означает и право каждого на свободное использование своих способностей и имущества, в том числе и для осуществления торговой деятельности.
Принцип признания многообразия форм собственности и равной их защиты означает право осуществлять различные виды предпринимательской деятельности, в том числе и торговли на основе любой формы собственности (частной, государственной, муниципальной и иной (п. 2 ст. 8). Вместе с тем Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства только федеральным законом (ч. 3 ст. 55).
Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8). Данное конституционное положение предполагает и единое правовое регулирование, недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74). Однако еще встречаются случаи, когда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации нарушают этот конституционный принцип, запрещают предпринимателям осуществлять свободный вывоз своих товаров за пределы региона либо препятствуют ввозу определенных товаров в регион. Ограничение свободного перемещения товаров устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 74 Конституции РФ в отношении запрещенных к обороту или ограниченно оборотоспособных товаров.
Принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), применительно к торговле получил свое развитие в Законе о торговле, установившем антимонопольные правила для поставщиков продовольственных товаров и розничных торговцев.
Указанные конституционные начала получили свое развитие и закрепление в Гражданском кодексе РФ (ст. 1) и других законодательных и иных нормативных правовых актах.
При правовом регулировании предпринимательской деятельности общим принципом можно считать выбор государством средств регулирования, которые не должны служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности, при этом права торговых предпринимателей и других участников торгового оборота могут быть ограничены в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 1 ГК РФ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.