Книга Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Иванович Курганов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие
Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах. Учебное пособие

Александр Владимирович Бриллиантов

Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах

Учебное пособие

[битая ссылка] ebooks@prospekt.org

Введение

Уголовное наказание, как известно, является самой суровой мерой государственного принуждения, применяемой по приговору суда к лицам, признанным виновными в совершении преступления. Уголовный кодекс РФ предусматривает достаточно широкую и разностороннюю систему наказаний, с тем чтобы суд имел возможность назначения мягкого наказания к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, впервые, и суровые наказания – к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, при опасном и особо опасном рецидиве преступлений. Между тем тяжесть наказания зависит не только от его содержания, срока или размера. Большое значение имеют и такие факторы, как условия отбывания наказания, порядок его исполнения, применяемые средства исправления осужденных, их правовое положение. Все эти и иные вопросы исполнения и отбывания наказания регулируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации для достижения целей исправления осужденных и предупреждения совершения преступлений как осужденными, так и иными лицами решает задачи регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В условиях социально-экономического преобразования общества, построения правового, демократического государства уголовно-исполнительный закон направлен на преобразование системы исполнения наказаний в соответствии со сложившимися реалиями, повышение ее открытости, усиление охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, привлечение к участию в их исправлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан. Особо значимыми эти направления развития уголовно-исполнительного закона проявились в связи с интеграцией России в международное сообщество, со вступлением ее в Совет Европы. Поэтому Уголовно-исполнительный кодекс РФ отражает также и наиболее важные, принципиальные положения международных правовых актов в сфере исполнения наказаний и обращения с осужденными.

В то же время следует иметь в виду и то обстоятельство, что дальнейшие изменения в жизни общества, корректировка отдельных положений уголовной и уголовно-исполнительной политики диктуют необходимость внесения и соответствующих изменений и дополнений в уголовно-исполнительный закон. Такие изменения нужны и потому, что практика применения Уголовно-исполнительного кодекса за время его действия показала наличие определенных недочетов и пробелов в правовом регулировании отдельных вопросов исполнения наказаний. Именно в связи с указанными обстоятельствами с 1998 г. по настоящее время было принято 17 федеральных законов, направленных на совершенствование УИК РФ. Этот процесс не завершен и в настоящее время.

Наиболее широкие изменения, касающиеся системы учреждений и органов, исполняющих наказания, расширения прав осужденных, условий отбывания наказания, мер поощрения и взыскания, были внесены в УИК РФ Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации». Эти и изменения и дополнения УИК РФ, внесенные другими федеральными законами, направлены на дальнейшую демократизацию системы исполнения наказаний, гуманизацию самого процесса их исполнения, усиление охраны прав и законных интересов осужденных, приближение обращения с осужденными к международным стандартам.

С момента принятия уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации ряд новелл не нашел своего воплощения в связи с отсутствием прежде всего экономических условий для исполнения отдельных видов наказаний. Это относится к таким наказаниям, как арест, ограничение свободы и обязательные работы. Но изменение ситуации позволило расширить перечень реально действующих наказаний. Поэтому Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» этот вид наказания в настоящее время введен в действие. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 8 января 1997 года № 2-ФЗ положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие Федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде ограничения свободы – не позднее 2005 г., о наказании в виде ареста – не позднее 2006 г. (в ред. Федерального закона от 10.01.2002 г. № 4-ФЗ).

Продолжаются преобразования и в уголовно-исполнительной системе. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба исполнения наказаний, подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации. В ведение этой службы переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.

За прошедшие годы принято также значительное число подзаконных нормативных правовых актов в сфере исполнения наказаний. Например, приказом Минюста РФ от 12.04.2005 г. № 38 была утверждена Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Этой Инструкцией определяется организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, осуществлению контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцатилетнего возраста, которым судом отсрочено отбывание наказания, а также предупреждению преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.

В настоящем учебном пособии нашли свое отражение все вышеперечисленные и другие новеллы правового характера в сфере исполнения наказаний. Предлагаемый в нем материал основан на действующих нормативных правовых актах.

В учебном пособии значительное место отведено и вопросам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это обусловлено тем обстоятельством, что указанные категории лиц в период содержания под стражей существенно ограничиваются в своих правах и приобретают специфический правовой статус, отличающийся как от правового статуса свободных граждан, так и правового статуса осужденных. Кроме того, следственные изоляторы в отношении определенной категории осужденных исполняют наказание в виде лишения свободы. Поэтому включение в пособие вопросов об исполнении меры пресечения в виде содержания под стражей, по мнению авторов, является обоснованным.

Вместе с тем нельзя не признать, что действующей пенитенциарной системой России в определенной мере восприняты и прогрессивные направления развития пенитенциарных систем зарубежных стран, а также выработанные международным сообществом правила, рекомендации и стандарты по обращению с осужденными, организации исполнения наказания, подбору персонала исправительных учреждений. В этой связи в данном учебном издании уделено большое внимание и этим вопросам.

В целом же учебное пособие построено в соответствии со структурой Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В Общей части приведены вопросы и ответы, относящиеся к проблемам основных, принципиальных положений исполнения уголовных наказаний всех видов. К ним, в частности, относятся вопросы о целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства, его структуре, принципах, действии во времени и в пространстве, соотношении уголовно-исполнительного законодательства РФ и международно-правовых актов. С учетом приоритетов социальных ценностей, определенных Конституцией РФ, авторы обращают особое внимание на вопросы исправления осужденных и его основных средств, правового положения осужденных, контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

В Особенной части излагается материал об организационных и правовых аспектах исполнения отдельных видов наказания, осуществления контроля за поведением условно осужденных, освобождения от отбывания наказания и оказания помощи освобождаемым осужденным. Хотя наказания в виде ограничения свободы и ареста еще не введены в действие, вопросы правового регулирования их исполнения, по мнению авторов, также подлежат рассмотрению в целях обеспечения целостности предлагаемого материала.

Построение предлагаемого материала в форме вопросов и ответов, как представляется, позволит сконцентрировать внимание на наиболее важных и значимых проблемах по всем темам и найти их конкретное разрешение.

Усвоению материала будет способствовать ознакомление со схемами, подготовленными применительно к каждой конкретной теме. Наглядность схем и последовательное раскрытие в них принципиальных позиций направлены на задействование, в том числе и зрительной памяти.

Предлагаемое учебное издание ориентировано в первую очередь на студентов высших учебных заведений юридического профиля. Вместе с тем, оно может быть полезно и для других учащихся, получающих юридическую подготовку, а также для слушателей курсов и институтов повышения квалификации и практических работников судебных органов, органов прокуратуры, системы исполнения наказаний.

Заслуженный юрист Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

А. В. Бриллиантов

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Что такое уголовно-исполнительная политика и кто является ее субъектом?

В переводе с греческого языка слово «политика» означает искусство управления государством. Уголовно-исполнительная политика является одной из форм социальной политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний. Политика обусловливает содержание и направленность целей, принципов, норм и институтов уголовно-исполнительного права, находя свое выражение и закрепление в законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах. По содержанию уголовно-исполнительная политика представляет собой совокупность систематизированных, рационально обоснованных взглядов и представлений о сущности, принципах, целях и задачах исполнения наказаний, которые определяют основные направления, формы, средства и методы деятельности государственных органов по исполнению наказаний и обращению с осужденными. Таким образом, уголовно-исполнительная политика как вид социальной деятельности включает две взаимосвязанные стороны: интеллектуально-теоретическую (выработка, формирование политики) и организационно-практическую (реализация, проведение политики).

Соответственно различаются субъекты выработки и формирования уголовно-исполнительной политики и субъекты реализации политики. Субъектами выработки и формирования политики являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. Но они могут выступать и в качестве субъектов реализации политики. Например, Президент РФ осуществляет помилование осужденных, Государственная Дума РФ объявляет амнистии, Правительством РФ устанавливаются минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных, регулируется ряд иных вопросов, связанных с исполнением наказаний и обращением с осужденными.

Основными субъектами реализации уголовно-исполнительной политики являются соответствующие государственные органы – Федеральная служба исполнения наказаний Минюста России (ФСИН) и ее территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов Минюста России и ее территориальные органы и т. д. В реализации уголовно-исполнительной политики принимают участие и органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также общественность. Данные субъекты могут контролировать деятельность исправительных учреждений, принимать участие в исправлении осужденных, оказывать помощь исправительным учреждениям и лицам, освобожденным от отбывания наказания, осуществлять иную деятельность.

Подобно тому как уголовная политика находит свое непосредственное и адекватное выражение в правоприменительной деятельности судов, так и уголовно-исполнительная политика непосредственно реализуется в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Какие факторы влияют на выработку и реализацию уголовно-исполнительной политики?

На характер уголовно-исполнительной политики влияют многие факторы. Во-первых, это политическое устройство и экономическое положение государства. Как правило, тоталитарные режимы проводят более жесткую политику, чем демократические. Экономически развитые страны проводят более мягкую и гибкую политику. Исполнение уголовных наказаний требует значительных материальных затрат со стороны государства. В этой связи для создания дифференцированной и гибкой системы исполнения наказаний, обеспечения надлежащих условий отбывания наказания необходимы соответствующие ресурсы.

Во-вторых, состояние преступности в стране, ее структура и динамика. Изменение структуры преступности в сторону тяжких и особо тяжких преступлений, резкий рост преступности или совершение особо тяжких «резонансных» преступлений (политические убийства, террористические акты) подталкивают государство к ужесточению уголовной и уголовно-исполнительной политики, особенно если это поддерживается общественным мнением. Конечно, этот фактор оказывает непосредственное воздействие главным образом на уголовную политику, в отношении уголовно-исполнительной политики он сказывается опосредованно. Но можно привести примеры и непосредственного воздействия. Так, одним из основных принципов отбывания лишения свободы является территориальный принцип – осужденные отбывают лишение свободы в исправительных учреждениях в пределах субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 73 УИК РФ). Рост террористических преступлений вызвал изменения не только в уголовной политике (было ужесточено наказание за терроризм, вплоть до пожизненного лишения свободы), но и в уголовно-исполнительной. Территориальный принцип отбывания наказания перестал действовать в отношении осужденных за преступления террористического характера: ФЗ-47 от 09.05.2005 г. дополнил ст. 73 УИК РФ частью четвертой, в соответствии с которой осужденные за преступления террористического характера (и некоторые другие) отбывают лишение свободы в местах, определяемых органом уголовно-исполнительной системы.

В демократических государствах важным фактором является уровень общественного правосознания (общественное мнение). Например, в нашей стране вопреки взятым обязательствам до сих пор не отменена смертная казнь в том числе и потому, что большинство населения выступает против ее отмены.

Немаловажную роль в формировании уголовно-исполнительной политики играет и позиция мирового сообщества в сфере исполнения наказаний и обращения с осужденными. В последние годы, когда Россия интегрируется в мировое сообщество, одним из основополагающих направлений уголовно-исполнительной политики стало присоединение нашей страны к международно-правовым актам в области прав человека и обращения с осужденными. И практически все последние изменения и дополнения, внесенные в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, были направлены на приведение уголовно-исполнительного законодательства России в соответствие с международными стандартами по обращению с осужденными.

Что является предметом регулирования уголовно-исполнительного права?

Уголовно-исполнительное право, как и любая отрасль права, характеризуется своим собственным предметом и методом правового регулирования, а также своим содержанием (системой норм и институтов). Специфика отрасли права определяется ее предметом, т. е. теми общественными отношениями, которые регулирует данная отрасль. В самом общем плане предметом регулирования уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера и средств исправительного воздействия.

Это общественные отношения, возникающие в процессе исполнения разных видов наказания и применения иных мер уголовно-правового характера. Их основными субъектами (участниками) являются осужденные и учреждения и органы, исполняющие наказания.

Это отношения, возникающие в процессе применения к осужденным средств исправления; участниками являются осужденные, персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации, общественные объединения, отдельные граждане.

Это общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания между учреждениями и органами, исполняющими наказания, и органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями и организациями.

Это общественные отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими наказания, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, с одной стороны, и осужденными, с другой, в связи с освобождением последних от отбывания наказания и оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве.

Какие способы правового регулирования используются в уголовно-исполнительном праве?

В уголовно-исполнительном праве используются следующие способы правового регулирования: 1) запрет, т. е. возложение обязанности воздержаться от определенного действия (бездействия) – например, осужденным к ограничению свободы запрещено самовольно без уважительных причин покидать территорию исправительного центра (ч. 2 ст. 58 УИК РФ); 2) обязывание (предписание), т. е. возложение обязанности совершать определенные действия – например, осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 5 ст. 11 УИК РФ); 3) дозволение, т. е. предоставление права на определенное действие (бездействие) – например, осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры (ч. 1 ст. 92 УИК РФ); 4) поощрение, т. е. устранение некоторого обременения или предоставление какого-либо блага – например, при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия (ч. 2 ст. 120 УИК РФ).

Что представляют собой уголовно-исполнительные правоотношения и какова их структура?

Уголовно-исполнительное право регулирует общественные отношения, возникающие по поводу, в связи и в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний. Эти общественные отношения, вытекающие из факта осуждения лица и регулируемые нормами уголовно-исполнительного права, и являются уголовно-исполнительными правоотношениями. Уголовно-исполнительные правоотношения возникают между осужденным гражданином (лицом) и государством в момент вступления в силу обвинительного приговора суда о назначении наказания, а прекращаются в момент исполнения (отбытия, освобождения по иным основаниям) наказания. Но прекращение уголовно-исполнительного правоотношения не означает прекращение уголовного правоотношения (лица, отбывшие наказание, являются судимыми – ст. 86 УК РФ). В связи с исполнением наказания и применения к осужденным средств исправления уголовно-исполнительные правоотношения могут возникать и между другими субъектами.

Как известно из общей теории права, структурно правоотношение состоит из трех элементов: субъекты; объекты; содержание.

Субъектами (участниками) уголовно-исполнительных правоотношений выступают как юридические, так и физические лица: учреждения и органы, исполняющие наказания; органы государственной власти и местного самоуправления; предприятия и организации; общественные объединения; должностные лица; отдельные граждане; осужденные.

Объектом уголовно-исполнительного правоотношения являются материальные (например, возможность расходовать деньги) и нематериальные (например, право на общение с родственниками и иными лицами) блага, в связи с которыми возникают правоотношения и на использование (охрану) которых направлена реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношения.

Содержание уголовно-исполнительного правоотношения составляют права и обязанности субъектов правоотношения (юридическое содержание) и сами фактические действия субъектов, направленные на реализацию своих прав и обязанностей (фактическое содержание).

Что такое юридические факты и на какие виды они подразделяются?

Особое место в механизме правового регулирования занимают юридические факты, т. е. такие жизненные обстоятельства, которые могут вызывать правовые последствия – возникновение, изменение, прекращение правоотношений. В качестве юридических фактов могут выступать как события (например, смерть осужденного), так и действия (юридические акты и поступки). Юридические факты весьма многообразны и могут быть классифицированы по разным основаниям. В литературе наиболее часто используются такие основания классификации: характер порождаемых последствий, количество порождаемых последствий; характер действий; наличие документального закрепления и т. д.

В зависимости от характера последствий юридические факты делятся на правообразующие (вступивший в законную силу обвинительный приговор суда), правоизменяющие (например, решение суда о замене наказания более мягким), правопрекращающие (например, наступление у осужденного психического расстройства). Правообра-зующие юридические факты приводят в действие механизм правового регулирования, их функция – обеспечить возникновение правоотношения.

В зависимости от количества последствий юридические факты делятся на: а) порождающие или прекращающие действие всех уголовно-исполнительных правоотношений, так называемые генеральные факты – например, вступивший в законную силу приговор суда; истечение срока наказания; б) порождающие (изменяющие, прекращающие) некоторую совокупность взаимосвязанных правоотношений – например, перевод осужденного из колонии общего режима в колонию-поселение; предоставление краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения; в) порождающие (изменяющие, прекращающие) конкретное правоотношение – например, водворение осужденного в штрафной изолятор.

В ряде случаев для порождения правовых последствий недостаточно наличия одного юридического факта. Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий, предусмотренных нормой права, называется фактическим (юридическим) составом.

На каких принципах основывается уголовно-исполнительное право?

Принцип – это исходная, фундаментальная основа чего-либо, основополагающее, определяющее положение. Принцип права есть руководящее начало, основополагающая идея права, исходный базис для построения его норм и институтов. Принципы права выступают в качестве системообразующих факторов, они обеспечивают единство отрасли права и всей правовой системы.

По широте действия принципы права подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Система принципов уголовно-исполнительного права закреплена в ст. 8 УИК РФ. Из них общеправовыми являются принципы: законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом. К межотраслевым относится принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Отраслевыми, т. е. специфическими для уголовно-исполнительного права, являются принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопо-слушного поведения и принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Следует отметить, что общеправовые и межотраслевые принципы, включенные в систему принципов уголовно-исполнительного права, не теряют свой статус и функции, но приобретают свое специфическое выражение, обусловленное спецификой уголовно-исполнительных правоотношений.