Впервые вопрос о соотношении норм международного и национального законодательства урегулирован в ст. 3 УИК РФ. Часть 2 этой статьи устанавливает безусловный приоритет правил международного договора над нормами уголовно-исполнительного законодательства РФ. При этом одни правила могут действовать непосредственно, а другие требуют для своей реализации издания соответствующих нормативных актов РФ. Положения других международно-правовых актов (резолюций, деклараций, руководящих принципов и т. д.) учитываются, но реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (ч. 3 ст. 3 УИК РФ).
В теории также существует точка зрения, что источниками права являются и акты высших органов судебной власти – постановления Конституционного Суда РФ (признание нормы неконституционной и исключение ее из отрасли права) и постановления Пленума Верховного Суда РФ (определение содержания оценочных понятий, без которого применение нормы затруднительно).
Из каких законов состоит уголовно-исполнительное законодательство?
В соответствии с ч. 1 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство состоит из Уголовно-исполнительного кодекса и других федеральных законов. К другим законам, в частности, относятся: Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», а также Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Последний Закон относится к уголовно-исполнительному законодательству постольку, поскольку следственные изоляторы включены в уголовно-исполнительную систему Минюста России и исполняют функции исправительных учреждений в отношении отдельных категорий осужденных к лишению свободы (ч. 1 ст. 74, ч. 1 ст. 77 УИК РФ). УИК РФ предполагает принятие также законов об общественном контроле за деятельностью исправительных учреждений; о помощи в трудовом и бытовом устройстве освобожденных и контроле за ними и ряда других.
Какие цели и задачи ставятся перед уголовно-исполнительным законодательством?
В ст. 1 УИК РФ выделены такие системообразующие категории, как цели и задачи законодательства. В соответствии с целями применения наказания, закрепленными в ч. 2 ст. 43 УК РФ, уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями: исправление осужденных; предупреждение совершения новых преступлений осужденными; предупреждение совершения преступлений иными лицами.
Для достижения этих целей перед уголовно-исполнительным законодательством ставятся следующие задачи (ч. 2 ст. 1 УИК РФ):
1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний. Собственно, это и является основной задачей уголовно-исполнительного законодательства. Поэтому пять (из семи) разделов Особенной части УИК РФ направлены на регулирование порядка и условий исполнения и отбывания разных видов наказаний. Но поскольку наказание является самой крайней мерой государственного принуждения, а его исполнение затрагивает все сферы жизнедеятельности личности, законодатель счел необходимым выделить специально некоторые частные, но очень важные задачи, без решения которых невозможно достичь цели исправления осужденных;
2) определение средств исправления осужденных. В ст. 9 УИК РФ впервые дано легальное определение педагогического по сути понятия «исправление осужденных». До этого имелись только доктринальные толкования этого понятия, что порождало многочисленные дискуссии в литературе о соотношении исправления и перевоспитания, о юридическом и нормальном исправлении и т. д. В ч. 2 ст. 9 УИК РФ закреплены основные средства исправления осужденных – режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, общее и профессиональное образование, общественное воздействие. Особенности применения этих средств в зависимости от вида наказания раскрываются в соответствующих главах Особенной части;
3) охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Впервые такая задача ставится перед уголовно-исполнительным законодательством. О важности этой задачи говорит то, что ее постановка предопределяется базовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Уголовно-исполнительное законодательство не просто декларирует задачу уважения и охраны прав, свобод и законных интересов осужденных (ч. 1 ст. 10 УИК РФ), но и закрепляет основы правового положения осужденных, детально регламентирует их основные права и обязанности, чему посвящена отдельная глава 2 УИК РФ, и устанавливает систему гарантий реализации прав и законных интересов осужденных;
4) оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Такая задача ставится с целью закрепления результатов исправления, недопущения рецидива среди освобожденных от наказания. Порядок и условия оказания помощи освобождаемым от наказания регламентируются в самостоятельной главе 22 УИК РФ, в которой закрепляются обязанности администрации по оказанию такой помощи и права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство.
Каково действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени?
Ни один нормативный правовой акт как внешняя форма выражения норм права не является универсальным, он имеет пределы своего действия: в пространстве, во времени, по кругу лиц. Естественным предметным пределом действия нормативного акта является область общественных отношений, регламентируемых содержащимися в нем нормами права.
Уголовно-исполнительное законодательство распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации. Поскольку согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство относится к предмету ведения РФ, его нормы применяются единообразно на всей территории РФ (ч. 1 ст. 6 УИК РФ). Эти нормы не могут изменяться, дополняться, отменяться законами субъектов Федерации.
Действие нормативного правового акта во времени ограничено периодом, начинающимся с момента вступления его в законную силу и заканчивающимся моментом утраты этой силы (отмена, истечение срока, изменение обстановки и т. д.). Срок вступления в силу (и окончание срока действия) может быть указан или в самом нормативном акте, или в документе о введении его в действие. Если срок специально не указан, то действует общее правило – десять дней со дня официального опубликования. Указанные вопросы регламентированы Федеральным законом РФ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.10.1999 г. № 185-ФЗ) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
УИК РФ принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г., а введен в действие с 1 июля 1997 г. (ст. 1 Федерального закона от 08.01. 1997 г. № 2-ФЗ). Одновременно признаны утратившими силу Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 18.12.1970 г. и иные нормативные правовые акты РСФСР. Статья 5 этого Закона содержала отлагательную норму о том, что положения о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральными законами по мере создания необходимых условий, но не позднее 2001 г. Срок окончания действия Уголовно-исполнительного кодекса РФ не устанавливается.
По общему правилу закон обратной силы не имеет, т. е. не распространяет свое действие на факты, имевшие место до его вступления в законную силу. Но из этого правила есть исключение, предусмотренное ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, – придание обратной силы закону, устраняющему или смягчающему ответственность. Именно так решается вопрос об обратной силе уголовного закона в ст. 10 УК РФ.
В уголовно-исполнительном законодательстве вопрос об обратной силе является более сложным. В ч. 2 ст. 6 УИК РФ говорится, что исполнение наказаний осуществляется в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Например, на осужденных, начавших отбывать наказание до вступления в силу УИК РФ и продолжающих отбывать наказание после его вступления в силу, будут распространяться как нормы, улучшающие их положение (увеличение суммы разрешаемых к расходованию денег, количества посылок, телефонных разговоров и т. д.), так и нормы, ухудшающие их положение (строгие условия отбывания наказания в исправительных колониях в ИТК РСФСР не предусматривались). В ст. 7 и 8 Федерального закона от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» говорится, что осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, могут быть переведены в строгие условия содержания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, совершенные после введения в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, т. е. после 1 июля 1997 г. К осужденным, переведенным к 1 июля 1997 г. в улучшенные условия содержания, применяются положения, предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации для осужденных, находящихся в облегченных условиях отбывания наказания.
По кругу лиц уголовно-исполнительное законодательство распространяет свое действие на всех субъектов, находящихся на территории Российской Федерации. Это, во-первых, осужденные – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; во-вторых, персонал исправительных учреждений и должностные лица; в-третьих, отдельные граждане (родственники осужденных, представители общественных организаций и т. д.); в-четвертых, юридические лица – учреждения и органы, исполняющие наказание, иные государственные органы, общественные объединения.
Какова структура Уголовно-исполнительного кодекса РФ?
Центральным элементом в системе уголовно-исполнительного законодательства является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. В УИК РФ регламентируется порядок исполнения всех наказаний. До этого в исправительно-трудовом законодательстве исполнение одних наказаний (лишение свободы, исправительные работы, ссылка, высылка) регулировалось Исправительно-трудовым кодексом РСФСР, исполнение других – Положением о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных (утв. Указом ПВС СССР от 16.07.1984 г.), а исполнение смертной казни вообще регламентировалось только секретной ведомственной инструкцией.
Структурно УИК РФ состоит из двух частей – Общей и Особенной, включающих 8 разделов, 24 главы и более 180 статей. В Общей части дается характеристика уголовно-исполнительного законодательства в целом (гл. 1), закрепляются основы правового положения осужденных (гл. 2), определяются учреждения и органы, исполняющие наказания, и формы контроля за их деятельностью (гл. 3).
В Особенной части Кодекса регламентируются порядок и условия исполнения (отбывания) конкретных видов наказания и применения мер исправительного воздействия, а также порядок освобождения от отбывания наказания и оказания помощи освобождаемым осужденным. Большинство наказаний сгруппированы по одному признаку – не связанные с изоляцией осужденного от общества (II раздел) и связанные с изоляцией (III и IV разделы). В отдельные разделы выделены наказания для осужденных военнослужащих (V раздел) и исключительная мера наказания (VII раздел). Поэтому порядок расположения наказаний в УИК РФ не совпадает с порядком расположения наказаний в ст. 44 УК РФ. Раздел VI регламентирует порядок освобождения от отбывания наказания и оказания помощи освобожденным. В разделе VIII урегулированы вопросы применения такой меры уголовно-правового характера, как условное осуждение.
Схема 1.1. Субъекты уголовно-исполнительной политики
Схема 1.2. Виды источников уголовно-исполнительного права
Схема 1.3. Классификация принципов уголовно-исполнительного права
Схема 1.4. Виды норм уголовно-исполнительного права
1.5. Виды юридических фактов
Контрольные вопросы
1. Являются ли родственники осужденного участниками уголовно-исполнительных правоотношений?
2. Если осужденный из исправительной колонии позвонил жене, то какая форма реализации нормы права здесь имеет место?
3. В чем специфика действия уголовно-исполнительного законодательства во времени по сравнению с уголовным законодательством?
4. Ставится ли такая цель, как восстановление социальной справедливости, перед уголовно-исполнительным законодательством?
5. В теории существует понятие законодательства в узком смысле как совокупности только законов и в широком смысле как совокупности всех нормативных актов, регулирующих данную область общественных отношений. Как в УИК РФ трактуется понятие «отрасль законодательства» – в узком или широком смысле?
6. Согласно ч. 2 ст. 2 УИК в содержание уголовно-исполнительного законодательства входит установление общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера. Что относится к «иным мерам»?
7. Когда появилось официальное наименование «уголовно-исполнительное право» для данной отрасли права?
8. Какой основной метод правового регулирования применяется в уголовно-исполнительном праве?
Тема 2 УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ
Какие учреждения и органы, исполняющие наказания, являются специализированными, а какие – неспециализированными?
Для исполнения уголовных наказаний в государстве существует система учреждений и органов (элементы этой системы раскрываются в ст. 16 УИК РФ). Одни из них создаются специально для данной цели – это специализированные учреждения и органы. Для исполнения наказаний в виде лишения свободы (на определенный срок и пожизненно) создаются исправительные учреждения. Для исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части – дисциплинарные воинские части (дисциплинарные роты и батальоны) Минобороны России. Для исполнения ареста – арестные дома (военнослужащие отбывают арест на гауптвахте). Для исполнения наказания в виде ограничения свободы – исправительные центры.
Для исполнения наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью создаются уголовно-исполнительные инспекции (УИИ). Инспекции осуществляют свою деятельность на основании Положения об уголовно-исполнительных инспекциях (утверждено постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 729) и Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утверждена приказом Минюста России от 12.05.2005 г. № 38). Кроме того, уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за поведением условно осужденных (в отношении условно осужденных военнослужащих контроль осуществляет командование воинской части) и женщин, которым отсрочено реальное отбывание наказания. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве дополнительного наказания, исполняется также исправительным центром, арестным домом, исправительным учреждением, дисциплинарной воинской частью. Кроме того, требования приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
Другие уголовные наказания исполняются неспециализированными органами и учреждениями, для них функция исполнения наказания не является основной. В отношении военнослужащих арест исполняется командованием воинского гарнизона; ограничение по военной службе – командованием воинской части, в которой проходит службу осужденный-военнослужащий. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями Федеральной службы судебных приставов Минюста России. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Кроме того, требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом или органом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой.
В отношении двух видов наказаний (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) УИК РФ вводит различие между понятиями «исполнение наказания» и «исполнение требований приговора суда». Исполняют наказание (т. е. ведут учет осужденных, контролируют соблюдение запретов и т. д.) одни государственные органы – уголовно-исполнительная инспекция, суд, а исполняют требования приговора (т. е. совершают действия по лишению воинского звания, водительских прав и т. д.) другие государственные органы, администрация организаций и предприятий. За злостное неисполнение требований приговора суда должностные лица несут предусмотренную законом ответственность, вплоть до уголовной по ст. 315 УК РФ.
Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы (тюрьмой или следственным изолятором).
Какие учреждения, исполняющие наказания, относятся к исправительным учреждениям и какие категории осужденных отбывают в них наказание?
Основной и наиболее весомой частью системы учреждений и органов, исполняющих наказания, являются исправительные учреждения (ИУ), которые исполняют наказание в виде лишения свободы (на определенный срок и пожизненно). В соответствии со ст. 74 УИК РФ к исправительным учреждениям относятся воспитательные колонии (ВК), исправительные колонии (ИК), тюрьмы и лечебные исправительные учреждения (ЛИУ). Функции исправительных учреждений выполняют: следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных (с их письменного согласия) для работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных к лишению свободы на срок не свыше шести месяцев; лечебно-профилактические учреждения (больницы) в отношении находящихся в них на лечении осужденных.
К исправительным колониям относятся колонии-поселения, колонии общего, строгого и особого режимов. В колонии-поселения по приговору суда направляются лица: осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы; осужденные за преступления, совершенные по неосторожности. Кроме того, в колонии-поселения по решению суда могут направляться положительно характеризующиеся осужденные из исправительных колоний общего и строгого режимов. Указанные категории осужденных ранее содержались раздельно, в разных колониях-поселениях, что позволяло говорить о трех видах колоний-поселений (всего функционирует 165 таких учреждений). Федеральный закон № 46-ФЗ от 03.04.2006 г. отменил норму о раздельном содержании.
В исправительные колонии общего режима направляются две категории осужденных: 1) женщины; 2) мужчины, осужденные за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы. В настоящее время в 208 колониях общего режима отбывают наказание более двухсот тысяч осужденных (из них около 39 тысяч – женщины).
В исправительные колонии строгого режима направляются мужчины, осужденные за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве и опасном рецидиве преступлений. В 248 колониях строгого режима отбывают наказание более трехсот тысяч осужденных.
В исправительные колонии особого режима направляются мужчины, осужденные к пожизненному лишению свободы и при особо опасном рецидиве преступлений. В колониях особого режима (45 колоний) содержалось около 13 тысяч осужденных (из них осужденных пожизненно более полутора тысяч).
В тюрьмы могут направляться для отбывания части срока наказания мужчины, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений и за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет. В настоящее время в России действует 7 тюрем, где отбывают наказание 2568 человек.
В воспитательные колонии направляются осужденные, не достигшие к моменту вынесения приговора восемнадцатилетнего возраста. В 62 воспитательных колониях отбывают наказание чуть более 14 тысяч осужденных.
В лечебных исправительных учреждениях содержатся осужденные, больные открытой формой туберкулеза (59 учреждений) и алкоголизмом и наркоманией (9 учреждений). Всего по состоянию на 1 августа 2006 г. в исправительных колониях содержалось 684 070 осужденных.
В чем различие понятий «система учреждений и органов, исполняющих наказапние?
Следует различать понятия «система учреждений и органов, исполняющих наказания» и «уголовно-исполнительная система». Первое понятие включает все учреждения и органы, исполняющие наказания, и только их. В уголовно-исполнительную систему входят, во-первых, только специализированные учреждения и органы, исполняющие наказания, подведомственные Минюсту России; во-вторых, в нее входят следственные изоляторы; в-третьих, предприятия и учреждения, обеспечивающие ее деятельность.
Что включает в себя уголовно-исполнительная система?
Основы организации деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России (УИС) определяются в УИК РФ и специальном Законе – «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1. В соответствии со ст. 5 этого Закона уголовно-исполнительная система включает в себя:
1) центральный орган управления уголовно-исполнительной системой – Федеральная служба исполнения наказаний Минюста России (ФСИН);
2) окружные (в федеральных округах) и территориальные (в субъектах Федерации) органы уголовно-исполнительной системы;
3) учреждения и органы, исполняющие наказания: исправительные учреждения (в уголовно-исполнительной системе насчитывается более 800 учреждений), арестные дома, исправительные центры, уголовно-исполнительные инспекции (2441 инспекция, в которых на 1 июня 2006 г. состояло на учете 598 236 осужденных);
4) следственные изоляторы (СИЗО). В уголовно-исполнительной системе действует 217 СИЗО и более 153 ПФРСИ (помещений исправительных колоний, функционирующих в режиме следственных изоляторов). Для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, по решению Правительства РФ, в ее состав могут также включаться различные предприятия, организации, медицинские, учебные, научно-исследовательские и иные учреждения.
Каковы основные задачи уголовно-исполнительной системы?
Основными задачами уголовно-исполнительной системы являются:
1) исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера;
2) обеспечение содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
3) обеспечение правопорядка в учреждениях и безопасности содержащихся в них осужденных, персонала и иных лиц;
4) привлечение осужденных к труду. В уголовно-исполнительную систему входят около 750 промышленных, лесозаготовительных и сельскохозяйственных предприятий. Но все же по состоянию на 1 июня 2006 г. в исправительных учреждениях не работало по разным причинам 339,3 тыс. человек. Их удельный вес от общего числа осужденных составляет 51,4 %, в том числе не работало по причине непредоставления работы 36,1 тыс. человек (5,5 % от их среднесписочной численности). Фактический среднедневной заработок составляет 58 руб. 70 коп.;
5) обеспечение основного общего образования осужденных и их профессиональной подготовки. В уголовно-исполнительной системе действуют около 400 общеобразовательных школ и учебно-консультационных пунктов, более 400 профессиональных училищ и их филиалов;
6) обеспечение охраны здоровья осужденных. Для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части (около 300 учреждений). Для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения;
7) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (милиции, Федеральной службе безопасности).