«Страх перед женской сексуальностью существовал еще в античные времена, когда считали, что женское влагалище – это бездна. Из того времени пришел термин vagina dentata – «вагина с зубами». Этот образ, наверное, до сих пор наводит ужас на гинекофобов». Л.Щеглов. Записки сексолога.
Согласно данными науки, в отдельных случаях гинекологи действительно обнаруживали во влагалище мутирующие дермоидные кисты, состоящие из эмбриональных клеток кожи и зубной ткани. З. Фрейд и его последователи использовали легенду о В.З. для разработки комплекса кастрации.
Фобии, связанные с В.З., сохранились в массовом сознании до наших дней. Среди амер. солдат во время войны во Вьетнаме бытовали рассказы о местных проститутках, которые наносят увечья при помощи вставленных во влагалище осколков стекла или бритвенных лезвий. В 2005 изобретательница из ЮАР Сонетт Элерс (Sonette Ehlers) запатентовала жен. презерватив «Rapex» для защиты от изнасилования – пластиковый колпачок, внутренняя поверхность которого была снабжена рядами острых зубчиков. В процессе интроитуса зубчики впивались в пол. орган насильника и причиняли ему нестерпимую боль.
Теме В. З. посвящен фильм М. Лихтенштейна «Зубы» («Teeth», 2007); упоминается в романах С. Лукьяненко «Геном», А. Белянина «Меч без имени» и др.
«Зубастая вагина – это символ бесформенного всепожирающего хаоса, противостоящего аполлоническому мужскому началу, для которого характерно стремление к четкой оформленности». В. Пелевин. Священная книга оборотня.
ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ /англ. Walpurgis Night; нем. Walpurgisnacht/, праздник плодородия языческого происхождения. См. также Купала. Ср. Шабаш.
Отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая в большинстве стран центральной и северной Европы. Получил название в VIII в. от имени католической святой Вальпургии, родившейся в канун праздника. В Германии В. Н. происходит на горе Броккен (Блоксберг), ок. Магдебурга, Саксония; в Швеции – на одинокой морской скале Блокула; у славянских племен – на Лысой горе под Киевом. Согласно традициям, В.Н. носит характер оргии и сопровождается разгулом чувственных страстей.
В.Н. – распространенный сюжет мирового искусства («Фауст» Гете; одноименная опера Ш. Гуно; «Путевые картины» Г. Гейне и др.).
«Сегодня же ночью с 30 апреля на 1 мая. Ночь Вальпургии, сестры Святого Ведекинда. А эта ночь, с конца восьмого века начиная, всегда знаменовалась чем-нибудь устрашающим и чудодейственным. И с участием Сатаны. Не знаю, состоится ли сегодня шабаш, но что-нибудь да состоится!» Венедикт Ерофеев. Вальпургиева ночь, или «Шаги командора».
«Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится собственно на Украине, а Лысая гора, под Киевом, служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш». В. Даль. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа.
ВАМПИР, в народных поверьях и легендах злой дух либо оживший труп, высасывающий кровь. См. также Магия любовная.
Родственен инкубу-суккубу. Может вступить в пол. связь с людьми даже против их воли, напр., во сне; вызывает ночные поллюции. Присутствует в фольклоре эротическом почти всех народов мира. Наиболее известны: ассир. Акахару; греч. Бруколакас; голланд. Вампир; серб. Вампира; слав. Вурдалак (Врыколак, Вурколак, Вукодлак); древ.-ирл. Дирг-Далс; Цейлон. Катахан; валахский Мерони; слав. Мора, безнадежно влюбляющаяся в человека, чьей крови она попробовала; слав. Нежить; трансильванский Носферат; яванский Поитнанак; инд. Раларатри; инд. Стригон; бирманский Суомкс; полинез. Тип; польск. Упиор или Вампиор; укр. Упырь; ассир. Эккиму и др.
В. близок нем. Вервольфу (ликантроп) – человек в волчьем обличье или злой дух, вселившийся в тело волка. У отдельных народов свойства В. приписываются также лисам и медведям. Образ животного-оборотня связан с насилием и некоторыми сексуальными извращениями. См. также Вамп.
Одним из прообразов В. явился реально существовавший в середине XV в. валашский князь Влад Цепеш. Судьба В. Цепеша, прозванного Дракулой, послужила сюжетом одноименного романа ирл. писателя Брэма Стокера (1897), по мотивам которого снято несколько фильмов.
«Другому же блудница на плеча
Повисла, как вампир, его кусая…» А. Майков. Вихрь.
ВОРОЖБА (волшба), в магии любовной гадание с приворотом.
«Сексуальная ворожба. Этот вид ворожбы относится к разряду черной магии, поскольку все средства, используемые здесь, направлены на возбуждение в человеке низменных чувств и желаний, на активизацию в нем животных инстинктов, а душевный мир практически совсем не затрагивается. Когда вы зовете любовь, гадаете на суженого или просите духов помочь вам завоевать сердце любимого человека, вы обращаетесь к светлым силам, а когда вы пытаетесь повелевать не чувствами и эмоциями возлюбленного, а его телом, его мыслями и желаниями, вы тем самым заключаете молчаливое соглашение с темными силами, иногда – напрямую с дьяволом.
Сексуальная ворожба предполагает полную отдачу, нельзя совершать магические обряды и творить заклинания вполсилы, так как неизрасходованная энергия будет мешать вам, создавая помехи, и вы не сможете отправить свой энергетический посыл по нужному адресу. В результате ваша же сила обернется против вас, заполонит ваш ум и тело созданными вашим воображением образами, заставит вас гореть и мучиться, в общем, проделает с вами все то, что, по идее, должно было бы случиться с вашим желанным мужчиной или вашей желанной женщиной». К.Разумовская. Деревенская магия.
«Ворожу, чтоб царевичу ночью присниться,
Но бессильна моя ворожба». А.Ахматова. Ты поверь…
Ворожить (привораживать) – пользоваться В. с целью вызвать симпатию, сексуальный интерес.
«Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я – при мысли о Светлане
Мне стало страшно – так и быть…
С Татьяной нам не ворожить». А.Пушкин. Евгений Онегин.
Ворожея (ворожейка) – гадалка, обладающая умением В.
«Ворожея в моего ребенка
Сонный вперила взгляд». М. Цветаева. Гаданье.
«Ты, что ворожейка? – Костя засмеялся…
– Не ворожейка, – серьезно сказала Нина, – просто хожу и отгадываю…» В. Шукшин. Хахаль.
Г
ГОБЛИН, см. ИНКУБЫ-СУККУБЫ
ГРИБЫ, древний фаллический символ у многих народов мира.
Из-за своей формы, напоминающей фаллос, некоторые Г., напр. сморчки, символизировали потенцию и плодородие; использовались в качестве амулетов. Кольцеобразно растущие Г. считались следами ведьм, оставленными на месте шабаша. Ядовитые Г. (мухоморы, поганки и др.) широко применялись знахарями и ворожеями в магии любовной. В Древней Мексике галлюциногенные Г. рода Psilocybe (теонанакатл) применялись для достижения экстаза, во время которого якобы происходило общение с духами. В Древнем Китае гриб Ку (или Хи) являлся символом долголетия и бессмертия. Г. часто используются в субкультуре психоделизма.
«В системе славянской народной культуры грибы занимают особое положение. Многочисленные поверья, приметы, запреты, связанные с грибами, а также разветвленный ритуал собирания грибов у славян – все свидетельствует о том, что в народном сознании эти дары природы предстают не только и не столько разновидностью пищи, сколько неким значимым элементом культурного кода.<>
Кроме того, в фольклорной традиции грибы также оказались тесно связанными со сферой сексуальной жизни человека. В народных представлениях славян о грибах ярко проявляется их эротическая символика; грибы – это и нечто запретно-потаенное, связанное с половыми взаимоотношениями, и в то же время наглядно-иллюстративное, необходимый элемент для приобщения к правилам сексуально-эротического поведения.<>
В народных представлениях славян эротическая символика грибов связана с противопоставлением их по признаку мужской – женский. Соответственно все грибы делятся на «мужские» и «женские» в зависимости от их внешнего вида, причем основную роль играет здесь противопоставление выпуклого и вогнутого. Трубчатые грибы, с длинной ножкой и шляпкой в виде колпачка (например, класс Boletus) – мужские; их форма явно ассоциируется с мужским половым членом. Пластинчатые грибы, с короткой ножкой, переходящей в шляпку в виде воронки (например, класс Agaricus) – женские. <>
Скачет груздочек по ельничку,
Ищет груздочек беляночки,
Не груздочек скачет, но боярский сын,
Не беляночки ищет, но дворяночки». О.Белова. Эротическая символика грибов в народных представлениях славян.
«Грибы – очень таинственные плоды. Мистические фрукты, – сообщила девственница. – Мужские метафоры». М.Чулаки. Примус.
Д
ДУМУЗИ, см. ТАММУЗ
З
ЗАГОВОР, см. ПРИВОРОТ
И
ИВАНОВ ДЕНЬ, см. КУПАЛА,
ИГРИЩЕ (ряженье; скакания), на Руси в период язычества народное празднество с песнями и плясками. См. также Крещение кумушек; Купала; Ярило. Ср. Карнавал.
По характеру соответствовало античной оргии (1). Обычно приурочивалось к какому-либо знаменательному событию. Отличалось значительной свободой межполового общения, было насыщено сексуальной символикой, непристойной жестикуляцией и лексикой. На рус. севере гости собиралась «вина пить», после чего становились в круг, обхватив друг друга за плечи, и скакали, высоко вскидывая ноги и задирая подолы.
«Дни купальные –
Венчальные:
Бог сочетается с красной девицей –
Зарей Заряницей.
Оком пламенным в землю глядит!
И земля замирает,
Цветы вырастают,
Деревья кудрявые,
Травы.
Оком пламенным в реки глядит!
И невмочь разгоревшимся водам,
Текут они медом,
Желтым и старым,
По бродам
И ярам.
Оком пламенным в сердце глядит.
Бог Купало,
Любый, травник, лих
Сердце – ало,
Загорается…
Явись, воплотись,
Жених!..
Чудо совершается –
Купало в Козла воплощается
В речке воды – желтый мед,
Пьяный мед,
Белый к нам Козел идет,
К нам девицы,
Заряницы,
Поутру жених –
Козел идет,
Круторогий нам
Дары несет.
У него венец
Золотых колец.
С нами Купало великий
С нами Козел наш, девицы!
Скиньте, сорвите паневы!
Где ты, невеста любовная?
Где ты, Заря Заряница?
Ищет невесту Купало,
Круторогий, кудрявый…
Очами глядит, –
Где ты, Заря Заряница?
Вот она кружится, – девица, девица,
Кружится, кружится, девица, девица.
Ты ль жениха не ждала
В небе зарею цвела,
Ты ли вино не пила,
Пояс тугой сорвала…
Красная девица
Заря Заряница!
Нашел Козел невесту,
Выбрал девицу любовнее всех.
Возьми ее, возьми ее,
Веди ее на реку,
В меду купать, в меду ласкать,
Купало! Купало!
Люби ее, люби ее,
Веди ее по хмелю;
Неделю пить, допьяна пить,
Купало! Купало!
Целуй ее, целуй ее,
До крови невесту!
Твоя любовь – на теле кровь!
Купало! Купало!» А.Н.Толстой. Купальские игрища.
В середине XVI в. Стоглавый собор обличил И. как бесовский обычай, однако они просуществовали до конца XIX – начала XX в.в.
«Эти празднества – игрища – содержали и в эпоху повсеместного распространения христианских аскетических запретов (XVI–XVII вв.), а тем более ранее, немало оргиастических элементов: «Егда бо придет самый тот праздник, мало не весь град возьмется в бубны и в сопели… И всякими неподобными играми сотонинскими плесканием и плесанием. Женам же и девкам – главам накивание и устам их неприязнен клич, всескверные песни, хрептом их вихляние, ногам их скакание и топтание. Тут же есть мужем и отроком великое падение на женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же…»
Посещение «игрищ» нередко заканчивалось для женщин внебрачными сексуальными контактами (которые резко осуждало духовенство и к которым было в целом толерантно общественное мнение). Для девушек же посещение публичных празднеств весьма часто приводило к «растлению девства». Н.Пушкарева. Сексуальная этика в частной жизни древних русов и московитов (X-XVII вв.).
«…жена на игрищах есть любовница сатаны и жена дьявола. Ибо пляшущая жена многим мужам жена есть. А что мужи? После пития начинают плясание, а по плясании начаша блуд творити с чюжими женами и сестрами, а девицы теряют свою невинность. Потом все они приносят жертвы идолам…» Слово св. Иоанна Златоуста.
“Очевидна тенденция придать действиям максимального количества персонажей ряженья эротическую окраску: "гусь" щиплет и клюет в основном девушек, "расщепиха" – фантастический персонаж – их "тискает", "медведь" изображает, как "парень с девушкой спит". М.Лурье. Эротические игры ряженых в русской традиции.
ИДОЛ /англ. Idol; от греч. eidolon, букв. «образ»/, 1) объект поклонения в язычестве; то же, что кумир (1).
«Есть у нас село Исаево,
А в селе безбожном том
Идол стороны незнаемой.
Вырубленный топором». Н.Ушаков. Подытожены диковинки…
2) объект фетишизма в сексологии;
«Но ты стоишь, плешивый идол
Строптивых душ и слабых жен!» Н.Языков. К Чаадаеву.
Идолопоклонство – образ мышления и действий, свойственный религиозным фанатикам и фетишистам.
"Идолопоклонство, конечно. «Приидите, поклонимся и припадем цареви и богу нашему». М.Горький. Жизнь Клима Самгина.
«Для образованных людей наиболее примитивные формы идолопоклонства утратили свою привлекательность. Они легко справляются с искушением поверить в то, что определенные природные объекты являются богами или что определенные символы и образы представляют собой формы божественных существ и потому им надо поклоняться и их надо задабривать. Да, немало фетишистских суеверий дожило даже и до сегодняшнего дня. Но, хоть эти суеверия и выжили, они утратили свою респектабельность. К примитивным формам идолопоклонства относятся так же, как к пьянству и проституции – их терпят, но не одобряют. В принятой иерархии ценностей они занимают одно из самых последних мест». О.Хаксли. Вечная философия.
3) объект поклонения в современной массовой культуре.
«Многим из нас приходилось сталкиваться с людьми, склонными к своего рода сексуальной аутопрезентации, в ходе которой окружающим внушается впечатление об их необычайно богатом сексуальном опыте, многочисленных любовных победах, знании разнообразных вариантов ars amandi. Люди такого типа встречаются в любой среде, они завладевают вниманием присутствующих в компаниях, во время путешествий, а некоторые используют для этих целей творческую деятельность (например, литературную). Как правило, к словесной форме аутопрезентации чаще всего прибегают мужчины, женщины же предпочитают производить впечатление своими нарядами, образом жизни и кокетством, намекающим на экстраординарную сексуальность. В молодежной среде сексуальные идолы такого типа возносятся на вершины групповой иерархии и становятся "экспертами" в практическом сексе. Одних они побуждают к подражанию, другим предоставляют возможность ощутить свое моральное превосходство над ними, но никого не оставляют равнодушным». З.Лев-Старович. Нетипичный секс.
ИЛИТИЯ, см. БОЖЕСТВА ЛЮБВИ
ИНКУБЫ-СУККУБЫ (духи мертвых; духи огня; духи пятницы), в средневековом фольклоре злые демоны, порождение дьявола. См. Сатанизм.
Вера в И.-С. присуща многим народам мира: егип. бэс; иудейские алука; нахема; перс. друджи (друзии, дузии); греч. и рим. ламии; эмпусы; эфиальты (ифиальты); португал. брукса; исп. дуэнде; канадский вендиго; слав. кощеи; полудницы; василиски; вешчицы; инд. бхутам; гандарвы; якшини; чаррелы; малайские молонги; литовские раганы и др. К И.-С. относятся также гномы, кентавры, лешие, гоблины, кабалы, камбионы, компусы, кош-мары, лемуры, орнии, эстры и др. Близкие к И.-С. мифологические персонажи: нимфы, наяды, ореады, нереиды, дриады. См. также Лилит.
«Как гласит история мистических перевоплощений, инкубы и суккубы – это демонические сущности, питающиеся сексуальной энергией человека. Инкубы – существа мужского пола, суккубы – женского. Обычно они являются по ночам в различных обликах и одурманивают людей, вводя их в полусонную дремоту. Иными словами, это и не сон, и не бодрствование, а по сути, частичный паралич тела и сознания. В таком состоянии человек не способен какими-либо физическими действиями противиться нападению загадочного существа. Нередко наступает полное ослабление голосовых связок, невозможно формировать мысли в слова, и уж тем более их произнести». Ю.Пернатьев. Домовые, русалки и другие загадочные существа.
Инкубы (от лат. incub – лежащий сверху) (инкубоны; инкубониусы) – демоны муж. пола, способные превращаться в женщин. В трактате «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum», 1486) говорится: «Инкуб может принимать и мужское, и женское обличье, иногда он появляется как мужчина в самом расцвете сил, иногда как сатир; перед женщиной, которая известна как ведьма, он обычно принимает образ похотливого козла». Инкубы могли вселиться в тело (1) другого человека или в оболочку трупа. Отличались необыкновенным сладострастием, высасывали семя мужчин, а затем оплодотворяли им женщин.
Суккубы (лат. succub – лежащий под) – демоны жен. пола. Являются в эротических сновидениях и высасывают жизненные силы своих партнеров. Начиная с XVI в. изображение суккуба над входом служило опознавательным знаком публичного дома.
И.-С. являются постоянной темой мирового искусства. Рассказ О. де Бальзака “Succubus” повествует о ведьме, которая запутывала своих жертв волосами. Упоминания о И.-С. имеются в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и готическом романе Джеймса Риза «Книга теней».
«Средневековые схоласты утверждали, что дьявол принимает телесную форму женщины и отдается мужчине как «суккуб», а затем передает воспринятое семя дальше уже как «инкуб». Получается настоящая модель передачи «инфекции» половым путем!» А.Сосновский. Лики любви.
ИНАННА, см. ИШТАР
ИТИФАЛЛИЧЕСКИЙ, см. ФАЛЛОС
ИШТАР /Ishtar/ (Ашторет; Анунит; Инанна; Кабар), астральное божество в аккадско-шумерской мифологии; богиня плодородия, плотской любви, войны и распри. См. также Богиня-мать; Божества любви.
Соответствует Венере; Астарте; Кибеле. Одна из главных героинь шумеро-аккадского эпоса о Гильгамеше. Культ И. с центром в городе Урук на территории южного Ирака был распространен во всем древнем мире. Носил характер оргии (1), включавшей самоистязание, самооскопление, принесение в жертву девственности. Покровительствовала блудницам, проституткам и сводникам. При храмах И. существовала проституция культовая. См. также Кабиры.
«От стрел и от чар,
От гнёзд и от нор,
Богиня Иштар,
Храни мой шатёр:
Братьев, сестёр.
Руды моей вар,
Вражды моей чан,
Богиня Иштар,
Храни мой колчан…
(Взял меня – хан!)
Чтоб не́ жил, кто стар,
Чтоб не́ жил, кто хвор,
Богиня Иштар,
Храни мой костёр:
(Пламень востёр!)
Чтоб не́ жил – кто стар,
Чтоб не́ жил – кто зол,
Богиня Иштар,
Храни мой котёл
(Зарев и смол!)
Чтоб не́ жил – кто стар,
Чтоб нежил – кто юн!
Богиня Иштар,
Стреми мой табун
В тридевять лун!». М.Цветаева. Богиня Иштар.
ЙОНИ /санскритское yoni; букв. «чрево»/ (аргхья; иони), в индуизме женский половой орган как символ божественной производящей силы и объект поклонения. См. также Кунди. Ср. Лингам.
Изначально являлся атрибутом богини Шакти, затем – Лакшми и многорукой богини Кали. Использовался в обрядах, направленных на повышение урожайности и плодовитости. Изображался в виде треугольника вершиной вниз либо цветка лотоса с красными, синими или белыми лепестками. В Кхаджурахо и других храмах имеются изображения Й. в форме гипертрофированной вагины. Встречаются также каменные символы Й. в виде тупой колонны с кольцеобразным утолщением внизу. Й. упоминается в Ригведе, Самведе, Атарваведе и других древних текстах. Сборник Аюрведа (Наука жизни) трактует термин Й. преимущественно в анатомическом смысле.
В западной культуре Й. прежде всего олицетворяет жен. сексуальность. Цветы орхидеи и черного ириса как символы Й. – постоянный сюжет картин амер. художницы Джорджии О’Киф (Georgia O’Keefe, 1887-1986), а также Кристины Камфаузен, автора уникального альбома «Портреты йони: интимное искусство Кристины Камфаузен » (Yoni Portraits: The Intimate Art of Christina Camphausen. Leiden, Netherlands. 2009).
«Человек, не обнимающий женщину и не целующий ее йони – каким вообще образом может служить тебе, о Богиня? (Вира-тантра)
Почитание йони {йони-пуджана) – сердце практики тантрического {каула) шактизма. Само слово «каула» может быть переведено также как «принадлежащий йони». Почитание йони – главная часть ритуала панъчататтвы {панъчамакары, «тантрической литургии»), называемая «особой таттвой». В йони-пудже в действительности почитаются все пять макар, так что она эквивалентна полному ритуалу, в то время как «пуджа, совершенная без почитания йони, – все равно что не совершенная вообще» (Деви-ямала). Это верно не только в отношении внешней пуджи {bahiryAga), но и внутренней (antaryAga): почитание йони должно быть постоянной медитацией, бхаваной. В 8-й главе «Йони-тантры» говорится: «Медитируй с йони на языке, йони в сознании, йони на слуху, йони в глазах. О Богиня, вся садхана тщетна без йони. Поэтому оставь другие виды поклонения и почитай лишь йони». <>