Четвертую группу источников представляет официальная документация политических партий Великобритании, которая также широко представлена в интернете. Однако на действующих официальных сайтах партии лейбористов, консервативной партии и партии либерал-демократов представлены только программы и отражены события текущего периода. Копии старых сайтов с доступом к программам, уставам, политическим предвыборным манифестам, воззваниям, резолюциям, отчетам общенациональных съездов доступны на сайте веб архива Великобритании9.
Существенный интерес представляет пятая группа источников – периодические издания. В частности, «Файненшел Таймс» (“Financial Times”) отражает все существенные действия на уровне Великобритании и ЕС по отношению к формированию единой валюты, вступления в еврозону и экономическим реформам ЕС. Значительное количество статей по подходам к европейской политике и к формированию европейских договоров публикуется в газете «Гардиан» (“the Guardian”). Статьи в этом периодическом издании четко отражают «красные линии» правительства в переговорах с европейскими партнерами. В том числе и сегодня требования Дэвида Кэмерона по критериям реформирования ЕС в ноябре 2015 г. были опубликованы в статье в «Гардиан» (“the Guardian”). Издание «Экономист» (“The Economist”) поступательно отражает все актуальные вопросы европейского сотрудничества по комплексу сфер, предоставляет анализ и комментарии саммитов Европейского Совета, проекты новых договоров, межправительственные конференции и позиции различных правительств по этим вопросам.
Шестая группа источников включает в себя мемуары. Некоторая отдаленность времени написания работы от рассматриваемого периода, позволила автору работать с мемуарами и биографиями ведущих политических и общественных деятелей Великобритании и ЕС того времени. В частности, изданы мемуары Энтони Блэра: «Путешествие. Моя политическая жизнь»10 сквозь которые красной линией проходит его отношение к вопросам европейского сотрудничества. Из мемуаров британских политиков – лейбористов выбранного для исследования периода важны работы Аластера Кэмпбела «Дневники»11 (три тома), Филипа Гоулда «Незавершенная революция. Как модернизация спасла лейбористскую партию»12, Питера Хейна «Снаружи»13, Питера Мендельсона «Третий человек. Жизнь в сердце новых лейбористов»14, Джека Стро «Последний герой: мемуары выжившего»15.
Из мемуаров представителей консервативной партии важны работы ее лидеров: М. Тэтчер16 «Искусство управления государством. Стратегия для меняющегося мира» и «Автобиография»17 Джона Мейджора, в которых показывается взгляд предшественников Э. Блэра на посту премьер-министра на европейскую политику Великобритании в 1979 – 1997 г.. К сожалению, еще не изданы мемуары Майкла Говарда, Йена Дункана Смита, Майкла Анкрама и Уильяма Хейга. Существуют лишь коллективные монографии посвященные анализу политики консервативной партии, в которых уделяется внимание анализу подхода партии к европейскому направлению.
Кроме этого, интересны мемуары Жака Ширака «Моя жизнь в политике»18 и Герхарда Шрёдера «Биография»19. Эта группа источников позволяет исследовать, оценить, рассмотреть, сравнить и проанализировать подходы ведущих политических деятелей ЕС исследуемого периода по вопросу формирования европейской политики. Мемуары представителей лейбористской партии кроме отражения подходов к европейским вопросам показывают исследователям и ситуацию внутри лейбористской партии, наиболее острые моменты конфронтации с оппозиционной партией в палате Общин, восприятие правительством отношения общества страны к европейской интеграции. Очень интересно сравнить эти моменты с результатами опросов общественного мнения того периода по отдельным моментам формирования европейских договоров. В частности, тогда как правительство демонстрировало уверенность в том, что население наиболее полно осведомлено о приоритетах и «красных линиях» руководства страны в вопросе реформирования договоров, опросы общественного мнения четко показывали, что среди населения Великобритании широко распространены «мифы и легенды» касательно потери национального суверенитета страны.
Седьмая группа источников включает в себя официальные документы ЕС. Учредительные договоры Европейских сообществ и Европейского Союза, документы, подписанные при вступлении Великобритании в ЕЭС, первичное право ЕС представлены на русском языке на сайте «Право Европейского Союза»20. Большее внимание в связи со спецификой уделено юридическим аспектам. На английском языке можно найти все основополагающие документы Европейского Союза, начиная с Римского договора 1957 г., на сайте «Европейские договоры»21.
В восьмую группу источников входят все законодательные акты, решения и рекомендации обязательные для всех стран-участниц Европейского Союза, которые публикуются в официальном журнале ЕС, выпускающемся с 2003 г.. До 2003 г. эта информация публиковалась в официальном журнале Европейского Объединения Угля и Стали, с момента основания данного объединения. Журналы публикуются на государственных языках всех стран-участниц. В электронном варианте информацию по законодательству ЕС можно найти на сайте Европейского Права22.
На сайте Европейского Союза23 особый интерес представляет раздел «Публикации» (“Publications”), и подраздел «библиотеки и архивы». В нем представлены библиотеки институтов ЕС, библиотеки Европейской Комиссии, другие библиотеки, занимающиеся европейской интеграцией, а также материалы архивов сайтов Европейского Центрального Банка (с 1964 г.), бюллетень Европейского Союза (1994 – 2009 гг.). Старый сайт бюллетеня Европейского Союза перенесен в Европейский веб архив в 2009 г.. Архив Официального журнала Европейского Союза, в котором публикуются законодательные акты, с 1952 г. (по мере расширения Сообщества увеличивается и количество официальных языков, на которых издается журнал) представлен на сайте Евро-Лекс (EUR-Lex)24 в разделе Официальный журнал.
Материалы саммитов Европейского Совета составляют девятую группу исследованных источников, они доступны на официальном сайте Европейского парламента в разделе саммиты25. Они охватывают период с 1985 по 2006 г.. Разделены на три группы: 1985 – 1993, 1994 – 2002, 2003 – 2006. Каждый документ представлен на всех государственных языках стран-участниц Европейского Союза. Именно по этой группе источников можно выявить разницу в подходах между правительством Великобритании и партнерами по ЕС. В том числе и по отношению к формированию европейских договоров в исследуемый период.
Десятая группа источников включает в себя данные официальной статистики Европейского Союза. Эти материалы представлены в интернете на сайтах Европейской Комиссии (выложена информация об опросах общественного мнения относительно европейской интеграции с 1990 г.)26, и на сайте Евростат27 (Европейская статистика) в разделе публикации, предыдущие издания доступны ежегодные публикации с 1985 по 2015 г..
Одним из самых важных проектов является сайт интернет-центра документации и европейских исследований28 в Люксембурге. В разделе исторические события в процессе европейской интеграции (1945 – 2009 гг.) доступны общие данные и сведения по различным этапам интеграции, а также документы по различным вопросам интеграции, например: статья из «Монд» от 1.12.1987 г. «Динамика единого рынка»; заявление Гордона Брауна от 27.10.1997 г. по отношению Великобритании к третьей стадии экономического и валютного союза стран ЕС; интервью для «Фигаро» еврокомиссара Майкла Барньера от 11.06.2001 г. по поводу референдума в Ирландии о принятии Ниццкого договора.
Кроме этого, для понимания позиций различных государств в рамках ЕС по тем или иным вопросам в ходе подготовки межправительственных конференций, обсуждения реформ ЕС, подготовки к заседаниям Европейского Совета рассматривались дополнительные источники по другим ведущим странам ЕС. Основная информация содержится в заседаниях и дебатах комитетов и законодательных органов этих стран. В частности, Официальный бюллетень и дебаты Генеральных кортесов Испании доступен на сайте Генеральных кортесов29 в разделе официальных изданий: официальный бюллетень доступен с 1977 г., дебаты и пленарные заседания доступны с 1996 г.. Парламентские дебаты Национальной ассамблеи Франции с 1952 г. доступны на сайте архива Национальной ассамблеи Франции30. На сайте Бундестага ФРГ31 можно найти Протоколы пленарных заседаний Бундестага.
Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной науке было проведено комплексное исследование партийно-политической борьбы в Великобритании по вопросам формирования европейских договоров (1997 – 2007 г.). Как будет продемонстрировано в первой главе диссертационного исследования, ранее тема исследования не рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях в подобной формулировке, с подобными акцентами. Автору исследования было важно продемонстрировать на примере борьбы по отдельно взятому вопросу внешнеполитических отношений между национальным суверенным государством (Великобританией) и интеграционным объединением (ЕС) взаимозависимость и взаимовлияние двух уровней (внутреннего и внешнего) сотрудничества.
Практическая применимость данного исследования и ценность научных работ соискателя заключается в следующем: возможно использование материала в рамках формирования методических разработок, написания научных работ по новейшей истории стран Западной Европы, новейшей истории Великобритании, истории Европейского Союза, истории международных отношений. Диссертационное исследование будет полезно при чтении курсов лекций, проведении семинаров по всеобщей истории, политологии, истории международных отношений, истории зарубежного государства и права, в деятельности российских дипломатических и иных учреждений, участвующих в развитии политических, экономических и культурных контактов с Великобританией. А также в дальнейших диссертационных исследованиях вопроса внутриполитической борьбы по проблемам европейской интеграции в Великобритании и вопроса участия Великобритании в процессе европейской интеграции.
Теоретическая значимость исследования заключается в применении к анализу источников различных исторических методов исследования. По итогам проведенного исследования это вносит значительный вклад в развитие теорий, направленных на изучение партийно-политической борьбы в государствах, взаимодействия национальных суверенных государств и различных интеграционных объединений. Также представленная работа вносит свой вклад в историю международных отношений и внешней политики Великобритании.
Ключевые результаты проведенного исследования кратко можно сформулировать следующим образом:
1)В рамках партийно-политической борьбы в период 1997 – 2007 гг. принципиальным отличием подхода лейбористов к европейской политике и европейским договорам от консерваторов было стремление реализовывать национальные интересы в данной сфере через активное сотрудничество с европейскими партнерами. Лейбористскому правительству Великобритании на этом этапе удалось сменить «имидж» страны в ЕС и продемонстрировать готовность к переговорам.
2) В 1997 – 2001 гг. проведение активной еврооптимистичной политики правительством не стояло на повестке дня. «Нейтрализация» вопросов европейской политики перед электоратом лейбористов вполне устраивала.
3) Консервативная партия, потерпевшая сокрушительное поражение на парламентских выборах 1997 г. пыталась проводить активные действия против европейской политики лейбористов и дискредитировать правительство перед электоратом в период 1997 – 1999 гг. Однако данные действия в партийно-политической борьбе не приводили к поставленной цели.
4) На следующем этапе (2001 – 2005 гг.) в дебатах палаты Общин партийное большинство лейбористов способствовало поддержке линии правительства в стремлении ратифицировать проект Конституционного договора через парламент, без национального референдума. Однако в рамках партийно-политической борьбы представители консервативной партии в своих выступлениях перед СМИ и в палате Общин подогревали евроскептицизм, присущий общественности Великобритании.
5) На третьем этапе (2005 – 2007 гг.) вопрос формирования и ратификации нового европейского договора также был ценен для правительства Энтони Блэра. Если бы проводился референдум по ратификации Лиссабонского договора в Великобритании, как показывали опросы общественного мнения, лейбористы потерпели бы поражение и, возможно, вновь понесли бы непоправимый политический урон. Также, несмотря на партийно-политическую борьбу по данному вопросу, обе ведущие партии Великобритании не были заинтересованы в срыве формирования нового европейского договора.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Состоит из четырех глав. В первой главе проводится анализ степени изученности проблемы. Три последующие главы разделены по принципу трех премьерских сроков Энтони Блэра. Каждая из глав состоит из параграфов, которые освещают процесс формирования европейских договоров и соглашений на каждом из выделенных этапов (премьерских сроков Э. Блэра).
Представленное исследование было проведено, опираясь на значительный пласт источников и литературы на английском языке, их самостоятельном переводе (что позволило не утратить значительные нюансы, которые зачастую опускаются переводчиками). Были использованы в исследовании официальные источники различного уровня, материалы средств массовой информации и социологических центров. Теоретико-методологической основой исследования послужили, в свою очередь, труды известных отечественных и зарубежных ученых.
Источники, необходимые для решения каждой из поставленных в исследовании задач, прорабатывались автором с привлечением различных точек зрения исследователей и участников событий. Достоверность статистических данных подтверждается данными официальных социологических центров.
Апробация результатов работы была проведена в рамках различных конференций. В частности, в рамках XXII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ им. Ломоносова, 2015).
По теме исследования были публикованы работы (в том числе по результатам участия в конференциях), с которыми можно ознакомиться, зайдя в профиль автора на портале elibrary.
Диссертация «Партийно-политическая борьба в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии по проблеме формирования европейских договоров (1997 – 2007 г.)», которая стала основой представленной монографии, была успешно защищена в диссертационном совете Казанского федерального университета под руководством И. Р. Тагирова 27.12.2018 г..
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В XX веке процесс развития мира был обогащен появлением нового типа объединений с целью развития сотрудничества между странами в определенных направлениях. Эти организации в большинстве случаев формировались с целью сдерживания, ограничения, предотвращения повтора мировых войн, глобальных конфликтов. Одной из таких организаций стало Европейское объединение угля и стали. Несмотря на то, что главной целью объединения было предотвратить возможность очередного международного конфликта в Западной Европе, основывалось это объединение на экономическом аспекте сотрудничества. Робер Шуман и Жан Монне предложили совершенно новый подход к решению вопроса послевоенного сотрудничества и укрепления мира в континентальной Европе. Эта организация в дальнейшем своем развитии переросла в Европейское Экономическое Сообщество, а затем и в Европейский Союз.
Исследование различных аспектов взаимодействия национального суверенного государства и интеграционного наднационального объединения вызывало интерес в среде ученых с момента начала формирования подобных наднациональных объединений (организаций). По этой причине в отечественной и зарубежной историографии достаточно широко представлены исследования по истории ЕС. Другая группа работ, в которой частично проанализированы интересующие нас вопросы, представляет собой исследования по истории Великобритании. Этот вопрос также достаточно широко освещен в отечественной и зарубежной историографии.
Однако и в отечественной историографии, и в зарубежной отсутствуют монографии, прямо посвященные исследованию партийно-политической борьбы в Великобритании по проблеме формирования европейских договоров в период 1997 – 2007 гг.. Существующую лакуну хотелось бы восполнить настоящим исследованием.
Отечественная историография темы исследования
В отечественной историографии отдельные аспекты интересующей проблемы нашли отражение в монографиях известнейшего исследователя истории внешней политики Великобритании Наталии Кирилловны Капитоновой «Внешняя политика Великобритании 1979 – 1990 гг.»32 и «Приоритеты внешней политики Великобритании, 1990 – 1997 гг.»33. В первой из указанных работ, Н. К. Капитонова всесторонне рассматривает внешнеполитический курс правительств М. Тэтчер. В том числе затрагивается и вопрос сотрудничества Великобритании с ЕС. Автор подробно анализирует жесткий подход М. Тэтчер к решению вопроса по уменьшению взносов в общий европейский бюджет, отношение к формированию Единого Европейского Акта (далее – ЕЕА). Во второй из указанных монографий Наталия Кирилловна прослеживает изменения внешнеполитического курса Великобритании, произошедшие после смены руководства консервативной партии, ухода в отставку М. Тэтчер. Автор проводит анализ подходов Джона Мейджора (нового лидера консервативной партии) к формированию европейской политики, роль и место Маастрихтского договора во взаимоотношениях ЕС и Великобритании в тот период. Однако как видно из названий, данные монографии охватывают время правления и акцентируют внимание на подходе консервативных правительств к европейской политике. Изучение этих работ очень важно для понимания общей ситуации, складывавшей на внешнеполитическом уровне в период с 1979 по 1997 г.. Именно в этот период лейбористы (на протяжении 18 лет) находились в оппозиции и проходили период трансформации подхода к европейской политике.
Еще одним из важнейших представителей отечественной науки в сфере изучения истории внешней политики Великобритании является Алексей Анатольевич Громыко. Регулярно публикуются исследования Института Европы РАН РФ по истории внешней политики Великобритании, а также по изучению интеграционных процессов в ЕС. Эти работы вносят неоценимый вклад в формирование аналитического материала по тематике британских исследований. В коллективной работе «Великобритания: эпоха реформ»34 под ред. Ал. А. Громыко часть V посвящена исследованию процессов европейской интеграции во внешней политике Великобритании в период 1979 – 2004 г. В частности, авторы подчеркивают, что «Наиболее трудной проблемой для Великобритании в последние десятилетия стало отношение к процессам углубления европейской интеграции. В 80-е годы расхождения в этом вопросе привели к отставке нескольких членов правительства, а и в 1990 г. – самой Тэтчер. В 90-е годы Консервативная партия и вовсе оказалась на грани раскола, что сыграло значительную роль в сокрушительном поражении тори на парламентских выборах 1997 г.»35. Сложно подобрать ситуацию, которая лучше бы проиллюстрировала важность европейского направления политики во внутриполитической борьбе Великобритании, чем в приведенной выше цитате. Хотелось бы уточнить, что раскол консервативной партии в начале 1990-х г. усиливался именно из-за отсутствия единого подхода к европейской политике, который поддерживали бы все представители партии. В рядах лейбористской партии в этот период наоборот по вопросам европейской политики был достигнут пик консолидации. Но об этом позже.
В указанном исследовании авторы приводят и цели, к которым стремились правительства в исследуемый период во внешней политике в европейском направлении: «Великобритания стремилась максимально укрепить свое положение в западноевропейском центре силы. <…>Британская политика в ЕЭС была направлена на то, чтобы завоевать прочные позиции, не допустить скатывания Великобритании на вторые роли» 36.
В плане отношения действовавшего правительства к европейским договорам подчеркивается, что «Ради образования единого европейского рынка Лондон был вынужден пойти на то, чтобы Римский договор был дополнен Единым европейским актом»37. В самом деле, именно возможность дальнейшего выгодного экономического сотрудничества послужило причиной согласия Лондона на формирование, подписание и ратификацию ЕЕА. Этот договор открыл возможности формирования валютного союза в ЕЭС. Однако вкупе с развитием экономического сотрудничества, ЕЕА предусматривал расширение голосования квалифицированным большинством в Совете ЕС и Европейской комиссии. Теперь для продвижения своих решений, Великобритании приходилось перестраивать систему сотрудничества с коллегами по ЕС, чтобы заручиться поддержкой по тому или иному вопросу. В полной мере этот подход продемонстрируют лейбористские правительства Э. Блэра. Весьма показательно, что этот договор был ратифицирован в период премьерского срока М. Тэтчер. Авторы коллективного труда отмечают, что «многие исследователи задавались вопросом, что подвигло Тэтчер на этот шаг. Уже будучи в отставке, она призналась, что плохо осознавала последствия своих действий»38. Так или иначе, процесс углубления интеграционного процесса в ЕС с вступлением в силу ЕЕА перешел на новый уровень, и Великобритания была его полноправной участницей. Единственным вариантом сопротивления этой интеграции было уклонение Великобритании от участия в Европейской валютной системе и других инициативах. Все соглашения, заключаемые в ЕС, дополнялись протоколами, в которых конкретизировались условия ограниченного участия страны в этих инициативах. Авторы коллективного исследования справедливо отмечают, что к концу 1980-х г. противостояние М. Тэтчер европейским коллегам вылилось в острые конфликты по вопросам дальнейшего развития ЕС. Великобритания оказалась в изоляции внутри ЕЭС.
В исследовании подчеркивается важная роль в европейских отношениях преемника М. Тэтчер на посту премьер-министра Великобритании – Джона Мейджора. Отмечается, что именно в этот период страна начала участвовать в экономических инициативах ЕС, был подписан Маастрихтский договор. Однако, Д. Мейджор отказался присоединиться к Социальной главе. По поводу же ратификации Маастрихтского договора в парламенте развернулись нешуточные баталии, усилившие раскол консервативной партии. Маргарет Тэтчер со своими сторонниками выступила решительно против ратификации договора.
В рамках анализа подхода к европейскому направлению внешней политики Э. Блэра в исследовании отмечается, что «лейбористы принялись за восстановление отношений с Евросоюзом»39. Также авторы характеризуют наиболее сложные для правительства лейбористов вопросы. А именно вступление в экономический и валютный союз. Выделяется решение правительства лейбористов по этим вопросам – выжидание. В итоге ни по первому вопросу, ни по второму активных действий за три премьерских срока Э. Блэра принято не было.
Авторы подчеркивают обострение внутриполитической борьбы по вопросам европейской политики накануне парламентских выборов 2001 года. Приводят основные тезисы оппонентов в палате Общин. Вполне разумно отмечается, что «Преувеличением грешили обе стороны»40. Консерваторы пытались представить партию лейбористов сторонницей создания в Европе федеративного государства на основе ЕС. Однако, авторы исследования «Великобритания. Эпоха реформ» справедливо резюмируют, что «лейбористское правительство, не исключавшее компромиссов с партнерами по ЕС, было не менее жестким защитником британского суверенитета, чем консерваторы до него»41.
Коротко в указанной коллективной монографии рассматриваются вопросы формирования и ратификации европейских договоров от Маастрихта до проекта Конституционного договора. Вне анализа остался Лиссабонский договор ЕС.
Очень интересным для исследователя стал подход авторов к оценке действий Э. Блэра в 2004 г. по отношению к референдуму по ратификации Конституционного договора ЕС. «Для того, чтобы лишить консерваторов на парламентских выборах их главного козыря – обещания провести референдум по Евроконституции, Блэр в апреле 2004 г. неожиданно согласился с этой идеей. Более того, британский премьер представил референдум как событие судьбоносное, как исторический выбор британского народа»42. Эта ситуация в самом деле имела место. Представители лейбористской партии в течение двух лет регулярно отстаивали в дебатах палаты Общин отсутствие необходимости в проведении референдума по ратификации Конституционного договора. Утверждение Э. Блэра в одном из своих выступлений перед палатой Общин о том, что референдум по ратификации будет проведен, несмотря ни на что, прозвучало как гром среди ясного неба. Консервативная партия в тот момент действительно потеряла свой самый сильный козырь в предвыборной борьбе за голоса евроскептичной части электората.
Коллективная работа «Великобритания: эпоха реформ» под ред. Ал. А. Громыко по сути дела стала опорной в рамках проведения данного диссертационного исследования. Однако, несмотря на объективность изложенного в ней материала, широкий охват источниковой и историографической базы, объем и тематика издания продиктовали краткость в раскрытии важнейших вопросов европейского направления внешней политики Великобритании. В том числе, пострадал такой аспект отношений, как внутриполитическая борьба по вопросу формирования европейских договоров. Ограниченность объема публикуемого текста привела к тому, что в коллективной работе приводятся уже итоговые выводы. Естественно, этого крайне мало для раскрытия такого острого вопроса партийно-политической борьбы.