Чжао Пучу (1907–2000 гг.) (赵朴初)
Последователь буддизма, председатель Китайской буддийской ассоциации. Родился в округе Аньцин провинции Аньхой. Учился в университете Сучжоу, после выпуска занял должности секретаря буддийского общества г. Шанхай и пров. Цзянсу и Чжэцзян, а также председателя буддийского общества «Цзин е». В 1938 г. был назначен секретарем, а позднее главным секретарем Китайского буддийского союза. В 1945 г. принимал участие в учреждении Ассоциации содействия развитию демократии. После 1950 г. занимал посты вице-председателя и генерального секретаря шанхайского отделения Народного союза материальной помощи, заместителя министра Министерства гражданских дел и Министерства кадров в Восточном Китае, заместителя директора Политико-юридического комитета народного правительства города Шанхай. С 1953 г. исполнял обязанности заместителя председателя и генерального секретаря Буддийской ассоциации Китая. В 1980 г. стал председателем Буддийской ассоциации Китая, ректором Китайского института по изучению буддизма, председателем Китайского комитета религии и мира, заместителем председателя Китайской ассоциации каллиграфов, председателем постоянного комитета и консультативного совета центрального отделения Ассоциации содействия развитию демократии. Прожил 93 года. 21 мая 2000 г. скончался от болезни в Пекине. Чжао Пучу был пламенным патриотом и истинно верующим человеком. Он сделал значительный вклад в развитие буддизма в КНР. Кроме того, в культурных кругах Чжао Пучу был известен как поэт и каллиграф. Главные произведения: «Ди шуй цзи» (滴水集), «Пянь ши цзи» (片石集), «Фо цзяо чан ши вэнь да («Ответы на вопросы о буддийской религии»)» (佛教常识问答).
Жэнь Цзиюй (1916–2009 гг.) (任继愈)
Второе имя – Ючжи. Родился в уезде Пинюань округа Дэчжоу в провинции Шаньдун. В 1934 г. окончил среднюю школу № 1 уезда Пинюань и поступил в Пекинский университет на факультет философии. В 1939 г. выдержал испытания в Юго-Западный объединенный университет в г. Чанша и стал одним из первых аспирантов в институте гуманитарных наук. Под наставничеством профессоров Тан Юнтуна и Хэ Линя изучал историю китайской философии и историю буддизма. В 1942–1964 гг. преподавал на философском факультете Пекинского университета: вел курсы по истории китайской философии, буддизму эпохи Суй и логике. С 1956 г. совмещал преподавание с работой в Институте исследования философии Китайской академии наук. Одним из первых получил степень кандидата наук на родине, в КНР. В 1964 г. основал Институт мировых религий Китайской академии наук и занял пост директора. С 1987 г. по 2005 г. исполнял обязанности заведующего Национальной библиотекой. Депутат Всекитайского собрания народных представителей IV, V, VI, VII и VIII съезда. В 1999 г. был избран членом Международной академии Европы и Азии. Изучал историю китайской философии и историю китайского буддизма с позиций исторического материализма. Является автором книг «Буддийская мысль в эпоху Хань-Тан» («汉唐佛教思想论集»), «История китайской философии» («中国哲学历史论»), «Перевод Лао-цзы» («老子全译»), главным редактором трудов «История китайской философии» («中国哲学史»), «История китайского буддизма» («中国佛教史»), «Словарь религиозных терминов» («宗教词典») и др. Руководил редактурой и публикацией «Китайской Трипитаки» («中华大藏经»). В работе Жэнь Цзиюй неуклонно придерживался научного атеизма и подходил к религиоведению с позиций марксизма. Прожил 93 года. Скончался 11 июля 2009 г. в Пекине.
Ислам в Китае (伊斯兰教在中国)
Мусульманство проникло в Китай в середине VII в. н. э. Считается, что ислам распространялся преимущественно по суше через места проживания уйгуров, поэтому еще один вариант названия религии среди китайцев – хуэйцзяо (回教), т. е. учение уйгуров. В разные исторические периоды использовались другие названия: учение халифата (во время династии Сун и Юань), учение Аравии (Тянь Фан) (во время династии Мин), чистое учение (учение Цин Чжэнь) (в конце династии Мин и начале Цин), учение уйгуров и хуэй (в период Китайской республики). С 1956 г. общепринятое название религии – ислам (伊斯兰教). Ислам традиционно исповедуют представители десяти национальностей: хуэй, уйгуры, казахи, дунсяны, киргизы, салары, таджики, узбеки, баоани и татары. История ислама в Китае насчитывает несколько столетий, поэтому в ряде случаев он приобрел специфические национальные или локальные черты. Ислам входит в число пяти главных религий Китая наряду с буддизмом, даосизмом, католицизмом и протестантизмом. Наиболее значимым периодом распространения являются эпохи Тан, Сун и Юань. В Китае существуют два основных исламских течения: первое распространено в основной части страны среди китаеязычных мусульман, второе – в Синьцзяне среди тюркоязычных мусульман. Большинство китайских мусульман – сунниты, и лишь немногие верующие из Синьцзяна относят себя к шиитам. В процессе развития в китайском исламе появилось пять школ: кадим, хуфийя, джахрия, кадирия и ихван. Священная книга – Коран, основой вероучения являются шесть столпов веры и пять столпов ислама. Шесть столпов веры включают веру в Аллаха, веру в Его ангелов, веру в Его книги, веру в Его посланников и пророков, веру в Судный день, веру в предопределение. К пяти столпам ислама относятся шахада (декларация веры), намаз (ежедневная молитва), ураза (пост), закят (религиозный налог) и хадж (паломничество в Мекку). Ислам оказал глубокое влияние на историю, культуру, этику, мораль, быт и обычаи мусульманских национальностей. Исламская культура взаимодействует с традиционной китайской культурой и обогащает китайскую нацию.
Католицизм в Китае (天主教在中国)
Тяньчжуцзяо (天主教) дословно переводится как «учение о Небесном Владыке». Впервые словом Тяньчжу (Небесный Владыка, 天主) христианского Бога назвали иезуиты, занимавшиеся миссионерством в конце династии Мин.
В период династии Тан в Китай проникло несторианство, однако в годы преследования буддизма императором Уцзуном данное течение прекратило свое существование. В 1294 г. в Китай прибыл первый официальный представитель Ватикана – францисканец Джованни Монтекорвино из Италии, который получил разрешение от властей на строительство церкви в Пекине и миссионерскую деятельность, однако после падения династии Юань деятельность католиков не получила дальнейшего развития. В XVI в. католики предприняли еще одну попытку распространения христианского вероучения: в Китай прибыли иезуиты во главе с итальянцем Маттео Риччи. В период правления династий Мин и Цин католичество играло заметную роль. После основания Китайской Народной Республики среди китайских католиков началось Патриотическое движение за тройную независимость (самостоятельное управление, проповедничество и распределение финансов). Таким образом, на данный момент Китайская католическая патриотическая ассоциация является независимой автономной организацией.
Христианство (протестанство) в Китае (基督教新教在中国)
Протестанство синьцзяо 新教, или цзидусиньцзяо基督新教, наряду с католицизмом и православием, является ответвлением христианства. Оно включает в себя новые религиозные направления, отколовшиеся от католических в XVI веке во время европейского реформационного движения: лютеранство, кальвинизм, англиканство, а также все многочисленные секты, непрерывно отделяющиеся от них. В Китае термин христианство часто используется исключительно для обозначения протестантства. Благодаря усилиям Р. Моррисона и др., перед опиумными войнами протестанство уже проникло в Китай, но иностранцы не могли въезжать на территорию страны, и тем более, на материковую его часть, поэтому влияние малочисленных протестантских миссионеров было небольшим, и религия не получила большого распространения. После опиумных войн по мере подписания серии неравноправных договоров иностранные миссионеры, под защитой «пунктов договора о распространении религии», наперебой устремились в Китай. После образования КНР 28 июля 1950 года был издан манифест «Направление усилий китайского христианства в строительстве нового Китая» (сокращенно – «Манифест трех личностей»), что официально положило начало патриотическому движению «Трех личностей».
Миссионеры (传教士)
Под миссионерами обычно понимаются представители Запада, распространяющие христианство во внешнем мире. В истории Западной церкви большинство профессиональных миссионеров были священниками или монахами; они работали в специальных миссионерских организациях и отвечали за распространение религии в определенной сфере с целью строительства новой местной религиозной общины. Наиболее известны иезуитский, францисканский и доминиканский орден и др. В то время Китай был одним из важнейших направлений распространения христианства за рубежом. В 1583 году иезуит Матео Риччи и др. прибыли в Чжаоцин, открыв страницу истории миссионерства в материковом Китае. После этого орден иезуитов постоянно отправлял своих миссионеров в Китай. С одной стороны, проповедники в Китае распространяли христианство, а с другой – передовую науку и культуру Запада, как, например, географические и астрономические знания, календарную систему. Кроме того, они создавали образовательные и медицинские организации, учредив множество университетов и больниц.
Маттео Риччи (1552–1610 гг.) (利玛窦)
Итальянский католический миссионер иезуитского ордена. Прибыл в Китай в период девиза правления Ваньли династии Мин. 10 сентября 1583 года Маттео Риччи вместе с Микеле Руджери (Мин Лу) въехал на территорию Китая. Получив разрешение правителя области Ван Паня, он построил небольшой домик с часовней рядом с башней Чунси, основав первую миссионерскую площадку в округе Чжаоцин. Маттео Риччи издал первую карту мира на китайском языке, а также совместно с Ло Мин-цзянем подготовил предварительный проект первой части «Десяти заповедей». В августе 1584 года он построил храм Чжаоцин и начал миссионерскую работу. Маттео Риччи создал и опубликовал «Шань хай юй ди цюань ту» – «山海舆地全图» («Полное изображение вселенной с горами и морями»), благодаря которой китайцы впервые соприкоснулись с современной географией. Объясняя китайцам раличные западные явления, итальянец одновременно рассказывал им и о католической вере. Были переведены такие произведения, как «十诫» – «Ши цзе» («Десять заповедей»), «主的祈祷» – «Чжу дэ цидао» («Молитва Господня»), ода Богородице – «圣母赞歌» «Шэн му цзань гэ», а также сочинение, разъясняющее катехизис «教理问答书» – «Цзяо ли вэнь да шу». Позже Маттео Риччи проповедовал в Наньчане, Нанкине и т. п. 18 мая 1600 года он отправился из Нанкина в Пекин и 24 января 1601 года прибыл в точку назначения. Миссионер преподнес императору механические часы, «Шэн цзин» – «Библию» («圣经»), «万国图志» – «Вань го ту чжи» – «Изображение десяти тысяч стран», западные клавикорды и другие дары, которые восхитили правителя, и тот разрешил ему остаться в Пекине. Богатые знания Востока и Запада помогли Маттео Риччи установить дружественные связи с высшим чиновничеством и заслужить уважение интеллигенции.
Тан Жован Адам Шалль фон Белль (1592–1666 гг.) (汤若望)
Один из миссионеров иезуитского ордена в Китае периода династии Мин и Цин. Родился в г. Кельн, в 1611 г. вступил в орден иезуитов, в 1619 году прибыл в Аомэнь (Макао) и начал проповедовать в Китае. В 1622 г. он изменил немецкое имя Адам на фонетически приближенное Тан 汤, а Йоганн – на Жован 若望, таким образом, официально приняв имя Тан Жован 汤若望. В 1623 году он прибыл в Пекин и успешно предсказал затмение 8 октября 1623 года. В 1627 году Тан Жован был направлен в г. Сиань миссионером. Там он построил небольшую церковь, и кроме организации религиозных мероприятий, также продолжал заниматься научными исследованиями. Он изучал проблему путей сообщения из Сианя в Среднюю Азию, Ближний Восток и Европу. В 1630 году по рекомендации высшего сановника шаншу Министерства церемоний Сюй Гуанци, Тан Жован вернулся в столицу, чтобы работать в Бюро по астрономии и календарю. По приказу минского двора получил задание, опираясь на западный подход, контролировать военную артиллерию, установить принципы артиллерийского литья, изготовления, хранения, транспортировки, учебной стрельбы, подготовки пороха и производства снарядов и т. п. В 1644 году цинская армия вошла в Пекин. Благодаря своим знаниям в вопросах астрономии и календарного исчисления, Тан Жован был защищен маньчжурским двором и получил приказ продолжать корректировать календарь. Он многократно обосновывал новому руководству преимущество солнечного календаря, а также своевременно подготовил новую географичекую карту и модель небесной сферы, горизонтальные солнечные часы, телескоп и другие приборы. К тому же, с помощью нового западного метода он точно предсказал затмение 1644 года, и в конце концов убедил регента Доргоня обнародовать новый календарь, в составлении которого он участвовал. 15 августа 1666 года умер от болезни в своей резиденции. Основные произведения Тан Жована – «Цзинь чэн шу юань» «进呈书像», «Чжу цзяо юань ци» «主教缘起», «Чжу чжи цюнь вэй» «主制群徵», «Чжэнь фу сюнь цюань» «真福训诠», «Чун и тан жи цзи суй би» «崇一堂日记随笔», «Ай цзинь хан цюань» «哀矜行诠», «Хунь дао ти шо» «魂道体说», «Шэн му тан цзи» «圣母堂记». Кроме того, он был автором некоторых научных произведений, таких, как сочинение о телескопе «Юань цзин шо» «远镜说», летописи периода правления под девизом Чунчжэнь «Чун чжэнь ли шу (календарь Чун чжэня)» «崇祯历书», произведения об артиллерийском наступлении «Хо гун це яо» «火攻挈要», о западной календарной системе «Ли фа си чуань» «历法西传», о нововведениях «Синь фа бяо и» «新法表异», о западном летоисчислении «Си ян синь фа ли шу» «西洋新法例数历书».
Народные верования (民间信仰)
Распространенная в народе модель религиозных убеждений, исключающая буддизм, даосизм, христианство и другие основные религии. Некоторые ученые также называют их народные, или широко распространенные верования. Народные верования Китая основываются на поклонении природе, тотемном культе, почитании предков и других местных богов, в них отсутствует единая религиозная система и каноны. Они обладают такими особенностями, как региональность, рассредоточенность, стихийность, народность и т. д., основной из которых является жертвоприношение предкам. Народные верования представляют собой первичную религиозную форму, обладающую неотъмлемыми факторами народности, имеющую свой объект поклонения, святые места, в некоторых из которых в том или ином виде созданы органы управления. Однако эти организационные структуры относительно свободны и характеризуются отсутствием специальных священнослужителей. Народные верования в Китае имеют долгую историю и обладают большими национальными особенностями, нежели морально-нравственные религии и буддизм.
Донгба (东巴教)
Религия малой народности наси, распространенная в юго-западном регионе Китая, восходит к первоначальным верованиям этой нации с чертами раннего первобытного шаманизма и религиозности. Религия получила название Донгба благодаря имени наставника священных писаний Донг. Донгба относится к первобытным политеистичным религиям, на основе примитивных натуралистических воззрений она эволюционировала в шаманизм, и далее – в национальные верования, официально возникла около III в. н. э. и достигла своего наивысшего расцвета в период приблизительно с IV по V вв. В качестве учителя и основателя рода, которому поклоняются верующие, признается тибетский предок этой религии Шенрабу Миво. Начиная с периода династии Тан, представители народности наси неоднократно имели контакты с тибетцами, увеличилось и общение с соседними районами, где проживали ханьцы. На развитие Донгба большое влияние оказали тибетская национальная религия бон, тибетский буддизм, китайский буддизм и даосизм. Религиозное учение постепенно развивалось, появилась концепция ада и рая, распространилось воззрение о том, что божества Неба и Земли охраняют людей и помогают человеку в добрых делах, а чтобы избавиться от нечистой силы, люди нуждаются в поддержке божественной силы. Также была популярна идея о страданиях в миру и счастье в царстве небесном, поэтому молились об избавлении от мирских страданий и о благополучии в будущей жизни. У Донгба отсутствует какая-либо единая система организации, религиозные предписания, храмы, имущество и профессиональные верующие, но это религиозное учение всецело проникло в материальную и духовную жизнь общества наси. Существуют наставники Донгба трех уровней: младший наставник, старший наставник и главный Донгба. Младший наставник читал священные тексты, проводил рядовые богослужения. Старший Донгба великолепно читал проповеди, рисовал, вырезал из бумаги, ваял скульптуры, исполнял ритуальные танцы, а также должен был совершать паломничества в священные места Донгба для того, чтобы принять посвящение в религию (2-й патриарх Донгба Амин Шеро был уроженцем деревни Шуйцзя, волости Саньба уезда Шангрила, которая стала местом паломничества всех верующих Донгба), люди верили в его огромную магическую силу, которая может укрощать нечисть. Старший Донгба имел большой авторитет, во время важных служб он возглавлял территорию алтаря, заведовал магическим посохом во время изгнания нежити, принимал учеников для дальнейшей передачи знаний. Главный Донгба обладал высочайшим авторитетом. В районе г. Лицзян пр. Юньнань были единые патриархи Тимба-шеро и Амин. Тимба-шеро – мудрейший основатель рода, одновременно исповедовавший религии Донгба и Бон, а Амин – национальный герой рода нации наси, который, по легенде, был одним из первых мудрецов, использовавших пиктограммы, он написал «Сутры Донгба», что внесло большой вклад в формирование и развитие письменности народности наси дунба. В религии Донгба есть особые ритуальные инструменты и аксессуары, процесс моления также чрезвычайно сложный, практически каждый месяц в течение года проводятся различные ритуальные мероприятия. Религиозные мероприятия в основном разделяются на жертвоприношения (небу, ветру, сельскому хозяйству и животноводству, Тимба-шеру), похороны, бедствия, гадания, получение имен, среди которых поклонение Небу является наиболее торжественным.
Религия Бон (苯教)
Религия Юн-друн Бон, сокращенно Бон, берет свое начало в районе горы Кайлас и озера Манасаровар древнего государства в Тибетском нагорье Сянсюн, это первобытная религия, получившая название буддизм государства Сянсюн, характеризующаяся анимизмом с поклонением небу и земле, солнцу, луне и др. небесным светилам, грому, молнии, граду, горам, рекам, флоре, фауне и другим природным объектам, а также призракам и духам. Первоначально Бон была распространена в районе Сянсюн, позднее проникла почти на всю территорию Китая с запада на восток. Существовало два вида Бон: ранний Бон, восходящий к наследию Шенраба Миво, в котором строго соблюдалась ортодоксальная традиция Юн- друн, обладающая своей уникальной системой наследования, и поздний Бон, это новая традиция, сформированная под влиянием взаимовлияния и взаимопроникновения позднего Юн-друн Бона и буддизма, проникшего из Индии. Стиль скульптур и методы самосовершенствования новой религии Бон соединились с некоторыми элементами индийского буддизма. Классификация девяти колесниц Бон – общий метод суждения в религии Юн-друн Бон и направлении тибетского буддизма ньингме, выделяют четыре причинные колесницы, четыре следственные и высшая колесница. Четыре причинные колесницы представляют собой колесницу гадания, предсказывающую счастье и несчастье, беду и благополучие; колесницу феномена, которая отвечает за жертвоприношения и молитвы, принесение жертв богам во имя спокойствия проявленного мира; колесницу силы богов, специализирующуюся на изгнании злых духов, управление стихией и т. д.; колесницу мира страстей, которая в основном устраняла препятствия и бедствия людей, охраняла их душу, призывала души умерших. К четырем следственным колесницам относились: колесница отшельников, которая предполагала изучение веры на дому, достижение результатов с помощью веры, усердия и мудрости; колесница небожителей приблизительно была сходна с монахом строгих религиозных предписаний, здесь выделялись 2 вида несуществования самостоятельного «я»: человека и учения; колесница чистоты – достижение несуществующей «самоприроды»; колесница высшего Будды – достижение неизменности пустоте дхармы и мудрости, подобно восходящему в пустоте солнцу. Высшая колесница означала большой успех. Религия Бон уделяет особое внимание жертвоприношениям, ритуальным танцам, гаданиям и молитвенным заклинаниям, все мероприятия в основном проводятся колдунами. Существует множество «Почитаемых», защитников буддийской веры, например, бодхисаттва Самантабхадра, Будда Вайрочана, Шенраб Миво, Норбу Зангпо, Синжао Сима, Южная Багава (Будда победы), 杰瓦降措Джева Цзянцо (Будда тысячи рук и глаз), образ каждого из них – особенный, а религиозные методы различны. Религия Бон занимала ведущую позицию в ранний период династии Тубо, а после проникновения буддизма была подавлена, некоторая часть ее религиозной доктрины была впитана буддизмом и стала основным содержанием тибетского буддизма.
Шаманизм (萨满教)
Форма естественной религии, в основе которой лежит анимизм, название «шаманизм» саманьцзяо 萨满教 восходит к тунгусскому самань, что означает «колдун, шаман». Первоначальное значение этого тунгусского слова – «возбужденный, неспокойный и безумный человек». Считается, что шаманизм берет свое начало в первобытную эпоху охоты и рыболовства. В Китае широко распространен на территории от северо-востока до северо-западных приграничных районов у национальностей, говорящих на языках алтайской языковой семьи: тунгусском, монгольском, тюркском. До начала 50-х годов XX века орочены, эвенки, нанайцы, дауры все еще исповедовали шаманизм, он оказал большое влияние на производство, уклад жизни и общества, а также многие другие области этих наций. Согласно шаманизму, у всего сущего есть душа, душа бессмертна. В основе верования лежит идея о гармоничном сосуществовании человека и природных сил, а не стремление к иному миру. Последователи шаманизма верят в то, что во Вселенной существует высший, средний и низший мир: все сущее во Вселенной, человеческое счастье и несчастье управляются злыми и добрыми духами, добрые даруют счастье, а злые приносят беды. В основном в шаманизме существуют две формы поклонения: природе и предкам. Первая включает в себя поклонение небу, земле, солнцу, луне, горам, рекам, огню, грозе, обожествленным предметам, таким, как копье, лук и стрелы и т. д., а также другие обряды жертвоприношения. Шаманисты твердо верят, что все существа в мире должны находиться под защитой могущественных предков. Одержимость духами предков может привести к состоянию возбуждения и неистовства и судорожным конвульсиям, это знак, что душа общается с предками. С течением времени, помимо регулярных жертвоприношений душам предкам, поклонение стало включать в себя преклонение и жертвоприношения национальным героям, что придавало шаманизму черты родоплеменной религии. В шаманизме отсутствуют единые священные писания, организационные структуры и другие определенные религиозные позиции, но существуют сходные религиозные идеи и профессиональные служители культа. Важнейшая функция шаманов – взаимодействие с людьми, их наделяют способностями контролировать погоду, предсказывать будущее, толковать сны, гадать по звездам, а также «восходить на небеса и спускаться под Землю». До того, как другие религии одна за одной начали проникать на эту территорию, шаманизм исповедовали северные народы Китая, и его влияние на различные этнические группы в Северном Китае глубоко укоренилось. Даже в буддизме или исламе, ставшими главными религиями некоторых северных наций, ясно прослеживается наследие шаманизма.
Тотемизм (图腾崇拜)
Поклонение тотемам – религиозная форма на раннем этапе человеческого общества, поклонение животным или растениям, с которыми люди считают себя родственно связанными или имеют другие особые отношения. Первое употребление слова «тотем» относят к последним годам XVIII века, оно восходит к индейскому диалекту и означает «его родственники», «его род». Когда в 1903 году Янь Фу переводил книгу английского ученого Эдварда Дженкса «История политики», он впервые перевел это слово как тотем – тутэн 图腾, после чего оно стало универсальным термином, использующимся в китайских академических кругах. Исследования религии показали, что в ранних племенных обществах для того, чтобы сохранить святость тотема и единство всего клана, существовало множество табу. Обычно к тотемным объектам принято проявлять уважение, запрещено наносить им вред, но в некоторых случаях имеет место и обратная ситуация. Существовали племена, которые охотились на тотемных животных и даже приносили их в жертву. Они употребляли их в пищу, так как считали, что тотемные животные совершенны и, попадая в тело человека, могут передать ему свою мудрость, силу и храбрость. Тотемы – старейшие знаки и символы социальной организации. С помощью тотемных знаков члены клана получают одобрение и защиту. Наиболее классическими тотемными знаками считаются тотемные столбы. Такие столбы часто встречались в индейских поселениях, а также были найдены при раскопках в юго-восточном приморском направлении. На раскопках в провинции Чжэцзян в городском округе Шаосин были обнаружены модели медных домов древних юэсцев периода Борющихся царств, на крыше которых поставлены тотемные столбы с горлицей на вершине. В Запретном городе на вершине стержня Саурона возвышается феникс, а в древней Корее в каждой деревне при входе установлены столбы с птицами. Все это атрибуты, берущие свое начало от тотемов. Помимо тотемных столбов, существуют также и другие тотемные формы, такие, как знамя, одежда, танцы, татуировки.