На любого кто ни вскочит
И доходно место схочет.
Словены за то, что живы
Носят жертвы милой Живе.[78 - Жива – женский аспект верховного славянского божества (возможно Рода), дающего жизнь и плодовитость у западных славян]
А готландцы славят Тора,[79 - Тор – скандинавский бог войны, грома и молнии, кузнечного дела, второй по значимости после Одина. Его характерный атрибут – молот]
Что от страшного позора
Их, родимых, уберёг,
Отогнал смертельный рок[80 - Рок – судьба]
И развёл гнездо ремёсел
Для лодей и крепких вёсел.
Ведь не токмо жизни гробить,
А умеют же и робить
Чужаки земель далёких.
И красивых, синеоких,
Дев словенских взяли в жёны.
Видно, на роду сужёно[81 - Сужёно – суждено, предопределено судьбой]
Им с словенами дружити,
Верой-правдою служити.
Или торговать мехами
Со своими племенами,
Отправляясь на закат
В Бирку[82 - Бирка – торговый город древних шведов] или на Готланд.
Сказ о призвании князя Буривоя и его славных делах
1
Рады добрые словене.
Аж до самого Ильменя[83 - Ильмень – озеро, из которого вытекает р. Волхов]
Расселилися родами.
Велес[84 - Велес – один из главных богов словен] жирными годами
Разрастися подсобляет.
Десять лет уж истекает
Мира с кодлою готландской.
Слався, славься Град словянский!
Шибко хорошо… Негоже…
Призадуматься похоже
Настаёт волохвам время:
Богатеет вражье семя!
Начались уже раздоры
На волховских на просторах.
На Алдогье сходни[85 - Сходня – деревянное приспособление для схода с судна на берег] мостят,
Ярл[86 - Ярл – высший титул в средневековой Скандинавии для тех, кто по рождению не мог стать конунгом] готландский силы ростит,
Привечает всех ругландцев,
Свеев, гётов, рыжих данцев.[87 - Ругаланд (норв. Рогаланд) – область в Норвегии, где в раннем средневековье жило племя руговСвеи, гёты – древнегерманские племена, сформировавшие позже шведский народДан(ц)ы – древнегерманское племя, жившее на полуострове Ютландия. Современное название датчане]
Волохвы брады встряхнули,
Взор на Запад повернули:
«Там, на самой кромке света,
От земли отцов привета,
Надо испросить нам князя
Со дружиной не из грязи».
В Велиграде[88 - Велиград – возможная столица союза племен, именуемых в научной исторической литературе ободритами, т.е живших в нижнем течении реки Одер (Одра). Вероятное современное название Мекленбург] зов услышан.
Князь Вышан[89 - Вышан (Вицан II) – ободритский король с 747 по 795 г., историческая личность] на стену вышел,