Книга ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Олегович Комаровский. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей
ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей

4 Иммунитет. Имеется ли у человека врожденный иммунитет к конкретной болезни. Если заразились – сколько надо времени для выработки иммунитета; если переболели – можно ли заболеть еще раз.

И источник инфекции, и пути передачи, и восприимчивость, и иммунитет, и самое, пожалуй, главное – способы лечения – все это самым тесным образом связано с биологическими особенностями конкретного микроорганизма.

Что же имеется в виду под этими самыми биологическими особенностями?

Прежде всего, тот факт, что под объединяющим словом «микробы» подразумеваются самые разнообразные микроорганизмы. Разнообразные и по способам размножения, и по особенностям жизнедеятельности, и по тем болезням, что они способны вызывать.

Наиболее важно – деление микробов на вирусы и бактерии. Этот факт весьма принципиален, и без четкого понимания разницы между вирусами (вирусными инфекциями) и бактериями (бактериальными инфекциями) любые рассуждения, советы, объяснения и рекомендации относительно инфекционных заболеваний просто не имеют никакого смысла.



2.2. Вирусы и вирусные инфекции



Увидеть вирус можно только с помощью электронного микроскопа. Подавляющему большинству врачей и сами вирусы, и электронные микроскопы знакомы лишь по фотографиям в умных медицинских книгах. Но болезни, вызываемые вирусами, имеют настолько характерные симптомы, что ни микроскопов, ни фотографий не надо – все и так ясно.

Принципиальной и наиболее существенной биологической особенностью любого вируса является следующая: вирусы не способны размножаться без помощи клеток других организмов.

Другие организмы «вообще» нас интересуют не очень. Т. е. с одной стороны, мы понимаем, что вирусными инфекциями могут болеть любые животные и растения, более того, мы готовы всем этим пострадавшим рыбкам, птичкам и цветочкам сочувствовать. Но с другой стороны – информация о болезнях людей (детей) для нас более актуальна. И понятие «другой организм» эквивалентно для нас организму человеческому, который состоит из многочисленных органов и тканей. Которые состоят из совершенно определенных клеток. Которые, в свою очередь, выполняют совершенно определенные функции.

Таким образом, вирус проникает внутрь совершенно определенной клетки, и именно эта зараженная клетка превращается как бы в завод по производству вирусов. Понятно, что работать на два фронта (и на вирус, и на организм) клетка не может, а следовательно, не может выполнять свое основное предназначение – отсюда и возникают вполне конкретные симптомы болезни.

Мы не зря выделили слова «совершенно определенная клетка». Дело в том, что главной особенностью любого вируса является его избирательность или, проще говоря, разборчивость. Вирусы не могут жить в любой клетке – им подавай свою, именно ту, которую данный вирус может заставить работать на себя.

Так, например, вирус инфекционного гепатита может существовать и размножаться только в клетках печени и больше нигде. Вирус эпидемического паротита (свинки) предпочитает клетки слюнных желез, вирус гриппа – клетки слизистой оболочки трахеи и бронхов, вирус энцефалита – клетки головного мозга и т. д. В отношении каждого вируса можно перечислить определенные клетки и ткани человеческого организма, которые он (вирус) поражает или может поразить.

Любая клетка организма выполняет целый ряд специфических, только этой клетке присущих функций. После заражения вирусом рано или поздно начинают возникать проблемы. Вирус поразил клетки печени – возникла желтуха и другие признаки печеночной недостаточности. Вирус поразил слизистую оболочку бронхов – появился кашель, в легких – хрипы, учащенное дыхание. Вирус проник в клетки головного мозга – возникли расстройства сознания, судороги, параличи.

Избирательность вирусов приводит к тому, что каждой вирусной инфекции присущи свои, совершенно конкретные симптомы, а симптомы, как теперь становится понятно, будут определяться именно неспособностью группы клеток, поврежденных вирусом, выполнять свои функции.

Итак, становится понятным следующее. Вирус гриппа способен размножаться в клетках слизистых оболочек дыхательных путей. И этот вирус ни при каких обстоятельствах не сможет вызвать воспаление печени, или почек, или сердца. Просто потому, что не сможет размножаться в клетках печени, почек, сердца.

Но правило «конкретный вирус – определенная клетка» вовсе не имеет противоположной силы, т. е. «определенная клетка – конкретный вирус» – это уже бесконечно далеко от истины.

Клетки слизистых оболочек дыхательных путей – настоящий лакомый кусочек для множества вирусов.

Вирусы эти могут отличаться и действительно отличаются друг от друга по строению, степени заразности, тяжести повреждающего воздействия на клетки, устойчивости во внешней среде, способности стимулировать выработку иммунитета и еще по очень большому количеству факторов. Но поскольку все эти вирусы поражают фактически одни и те же клетки, то симптомы болезни будут очень похожи, похожи настолько, что в подавляющем большинстве случаев определить имя вируса просто невозможно. Невозможно без специальных, часто длительных, иногда трудоемких, почти всегда дорогостоящих обследований, проб, анализов.

Именно для таких ситуаций – когда группа вирусов вызывает очень похожие болезни – и существуют специальные медицинские термины, приравненные к диагнозу. И самый типичный такой диагноз – острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ). Диагноз очень удобный, поскольку конкретные действия врачей и родителей зависят не столько от названия конкретного микроба, сколько от того, во-первых, микроб этот – вирус или бактерия, а во-вторых, от того, какие именно клетки данным микробом поражены. Утверждения, что инфекция эта ВИРУСНАЯ да еще и РЕСПИРАТОРНАЯ – совершенно достаточны для выбора правильного и эффективного плана лечения.

Тяжесть вирусной инфекции зависит от множества факторов. Прежде всего, от силы вируса, его способности только повреждать или полностью разрушать конкретную клетку, от количества поврежденных клеток, соответственно – от способности человеческого организма данный вирус нейтрализовать.

Применительно к понятию «тяжесть инфекции» очень многое зависит от того, какие именно клетки поражены. Понятно, что поражение клеток слизистой оболочки бронхов приведет к более серьезной и значительно более опасной болезни, чем поражение клеток слизистой оболочки носа.

И еще один очень важный момент касательно тяжести болезни.

Тяжесть болезни во многом определяется состоянием или, проще говоря, степенью здоровья конкретной клетки.

Клетки слизистой оболочки носа у дочери инженера Марины намного слабее, чем точно такие же клетки у дочери лесника Насти. А клетки слизистой оболочки бронхов у курящего десятиклассника Пети слабее, чем у его некурящего одноклассника Сережи. И существует реальная вероятность того, что ОРВИ у Марины и Пети будет протекать тяжелее, чем у Насти и Сережи.



2.3. Бактерии и бактериальные инфекции



Бактерии существенно отличаются от вирусов. Во-первых, они значительно крупнее, во-вторых, представляют собой вполне законченный живой организм, который может сам себя обеспечивать и сам себя воспроизводить при наличии соответствующих условий окружающей среды (обнаружение еды, присутствие или отсутствие кислорода, подходящая температура). Попадая в организм человека, некоторые бактерии находят вышеупомянутые условия вполне пригодными для размножения и питания – вот так и возникает определенная болезнь.

До ХХ века борьба врачей с бактериальными инфекциями ничем не отличалась от борьбы с инфекциями вирусными – все усилия сводились к тому, чтобы помочь организму выстоять и справиться с болезнью самостоятельно. К счастью, возможности современной медицины заметно увеличились. Произошло это благодаря созданию нескольких групп лекарственных препаратов, позволяющих убить микроб и не нанести при этом существенного вреда человеку. Про эти лекарства вы, конечно же, слышали – антибиотики (пенициллин, тетрациклин, гентамицин), сульфаниламиды (стрептоцид, бисептол) и кое-что еще.

По прочтении этих строк у читателей может возникнуть весьма ложное представление в отношении того, что бактериальные инфекции лечить значительно легче в сравнении с инфекциями вирусными. Это, к сожалению, не так. Не так, во-первых, потому, что бактерии демонстрируют чудеса приспособляемости, и по мере того как ученые придумывают все новые и новые антибиотики, появляются все новые и новые мутации[9] всем известных бактерий, на которых эти антибиотики не действуют (или действуют недолго, или действует не так сильно, как хотелось бы). Во-вторых, одни и те же бактериальные болезни – допустим, воспаление легких или гайморит – могут быть вызваны сотнями самых разнообразных микробов, и врачу иногда бывает очень трудно ответить на вопрос: «Кто виноват?» и, соответственно, правильно наказать виновного, назначив нужный антибиотик.

* * *

Мир бактерий удивительно разнообразен, как разнообразно и велико количество вызываемых ими болезней. Бактерии отличаются друг от друга размерами, особенностями строения, размножения и питания, весьма различны условия, при которых они могут нормально существовать. Одни бактерии имеют круглую форму – их называют кокками (стафилококк, пневмококк, стрептококк, менингококк, гонококк), другие – удлиненную, их называют палочками (дизентерийная палочка, коклюшная, кишечная). Бактерии часто имеют не ровную поверхность, а всякие там выросты, жгутики, реснички.

В отличие от вирусов, бактериям не присуща строгая избирательность в поражении определенных органов человеческого организма. Но свои «предпочтения» есть у каждого микроба. Так, дизентерийная палочка находит оптимальные для себя условия в определенном отделе толстого кишечника, возбудитель коклюша – в клетках эпителия дыхательных путей, менингококк (возбудитель менингита) – в оболочках головного мозга. В то же время, стафилококк не отличается особой разборчивостью и может вызвать воспалительный процесс где угодно – и на коже, и в носу, и в легких, и в кишечнике и т. д.

Теперь самое, пожалуй, главное.

Бактерия, какой бы противной и страшной она ни казалась, как правило, не приносит человеческому организму особого вреда.

Но, будучи полноценными живыми существами, бактерии образуют продукты своей жизнедеятельности, которые, в свою очередь, есть не что иное, как самые настоящие яды. Называются эти ядовитые вещества токсинами. Каждой бактерии присущи свои токсины, и именно токсинами, точнее, их специфическим воздействием на организм человека определяются симптомы конкретной болезни.

И количество токсинов, и опасность каждого отдельно взятого токсина у каждой бактерии свои, индивидуальные. В подавляющем большинстве случаев токсины образуются во время гибели бактерии – т. е. находятся они в самой бактериальной клетке и выделяются при ее разрушении. Бактерии в организме человека постоянно разрушаются – во-первых, они и сами по себе живут недолго, во-вторых, на то и иммунитет, чтоб с бактериями бороться, и в-третьих, бактерии разрушаются во время лечения, все теми же антибиотиками, например.

Токсины, которые образуются при гибели бактерий, называются эндотоксинами («эндо-» – значит «внутри»).

Существует очень небольшое число бактерий, жизнедеятельность которых сопровождается постоянным выделением токсинов – т. е. бактерии способны выделять токсин, но не погибать при этом!

Такие токсины, образующиеся в процессе жизнедеятельности бактерий, называются экзотоксинами («экзо-» – «извне», «снаружи»).

Экзотоксины – самые (!) опасные яды из всех обнаруженных или придуманных к настоящему времени.

Болезни, возбудители которых вырабатывают экзотоксин, называются экзотоксическими. Какие это болезни? Дифтерия, столбняк, ботулизм, газовая гангрена, сибирская язва – все эти названия вы слышали неоднократно, т. е. они (болезни), хоть и экзотоксические, но, к сожалению, не экзотические (вот такой каламбур).

При некоторых инфекциях бактерии способны вырабатывать одновременно и экзо-, и эндотоксины. Тут свои сложности в лечении. Примеры таких болезней – коклюш, холера, некоторые варианты дизентерии.[10]

Опасность экзотоксических инфекций состоит в том, что антибиотики помочь не могут – за то время, что пройдет, пока их назначат (сначала ведь необходимо диагноз поставить), да пока они убьют микроб, может быть уже поздно. Антибиотики свое дело сделали, бактерий нет, но токсины остались. Они-то организм и погубят, если вовремя не ввести лекарство, нейтрализующее токсины (антитоксическую сыворотку).

Именно потому, что при лечении экзотоксических инфекций на антибиотики надежд мало, а с сывороткой не всегда можно успеть, главное – профилактика!

Она не для всех инфекций разработана, но ее (профилактики) принципы вполне понятны: если существует токсин, то необходимо, чтобы в организме человека постоянно (!) циркулировал антитоксин, т. е. противоядие. Именно поэтому детям делают прививки (прежде всего против дифтерии и столбняка) – вводят очень ослабленные токсины,[11] а в результате организм ребенка формирует вполне приличный иммунитет, поскольку вырабатывается антитоксин.

Слово «иммунитет» мы употребляем в этой книге уже не в первый раз. И, похоже, пришло время поговорить на эту тему более основательно.



2.4. Иммунитет: что это такое?



Значение слова «иммунитет» с чисто теоретических, медицинских позиций объяснить довольно трудно. Но для нашего с вами взаимопонимания достаточно следующего: иммунитет – это способность организма защищать себя. Защищать от всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей (раковых клеток, например).[12]

Каждой человеческой клетке присуща своя генетическая информация. Это сложное, на первый взгляд, положение прямо-таки вызывает желание либо перестать читать, либо схватить школьный учебник по биологии, дабы срочно восполнить пробелы в образовании. Но тонкости нам не нужны. Принципиально другое: система иммунитета способна анализировать – отличать своих от чужих. А в основе этого анализа – именно генетическая информация. Что-то попало в организм: генетическая информация совпадает – значит, свой, не совпадает – чужой. Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию, называется антигеном.

Система иммунитета вначале обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы этот антиген уничтожить. Для уничтожения конкретного антигена организм вырабатывает особые клетки – они называются антитела. Определенное антитело подходит к определенному антигену как ключ к замку, разве что вероятность повторить или подобрать его в миллионы раз меньше.

Пример. В организм попал вирус кори. Иммунитет определил, что этот вирус генетически отличается от любой другой клетки человека. Следовательно, это антиген. Началась выработка антител, не просто каких-то там антител, а именно антител к вирусу кори. Антитела нейтрализовали вирус, и болезнь закончилась. А иммунитет к конкретной болезни, в нашем примере к кори, остался. Следует знать, что сроки болезни у каждого конкретного ребенка во многом будут определяться скоростью образования и количеством выработанных антител.

Иммунитет к определенным болезням может быть врожденным (часть уже готовых антител достается ребенку от матери) и, соответственно, приобретенным – т. е. таким, который организм выработал самостоятельно.

Приобретенный иммунитет может быть естественным, т. е. вырабатываться вследствие случайной встречи с определенным микроорганизмом, и искусственным, когда антиген вводится в организм сознательно (делается прививка).

Приобретенный иммунитет может быть длительным, почти пожизненным, а может быть кратковременным. От чего это зависит?

Прежде всего, от способности конкретного вируса к изменчивости. Так, вирус кори стабилен, поэтому заболевание приводит к тому, что формируется пожизненный иммунитет. А вирус гриппа все время меняется – т. е. переболели, выработали антитела, а через год прилетел другой вирус, с уже совершенно другой генетической информацией. И выработанные антитела к новому антигену не подходят. Заболели опять…

Применительно к бактериям иммунитет во многом зависит от количества токсинов у конкретного микроорганизма. Так, у коклюшной или дифтерийной палочек токсинов мало, а опасный – вообще один. Поэтому антитела к токсину, один раз образовавшись, способны длительное время поддерживать защиту организма. А у стафилококка токсинов десятки. И сформировать устойчивый и длительный иммунитет организму многократно сложнее.

И еще очень важная теоретическая информация.

Мы уже поняли, что иммунитет – явление специфическое (четкое соответствие конкретного антигена конкретному антителу). Но это не всегда так, поскольку система иммунитета имеет на своем вооружении не только антитела.

Т. е. помимо специфического иммунитета есть еще и иммунитет неспецифический, когда некие вырабатываемые организмом вещества способны воздействовать на самые разнообразные антигены.

Типичный пример: контакт клеток человеческого организма с микробами приводит к тому, что в организме начинает образовываться особый белок – интерферон. Интерферон реагирует на любые вирусы (и гриппа, и кори, и краснухи), тормозит размножение многих бактерий, т. е. его (интерферона) действие неспецифично.

Система неспецифического иммунитета это не только интерферон, это несколько десятков активных веществ, которые человеческий организм способен вырабатывать. Неспецифический иммунитет представлен еще и специальными клетками – нейтрофилами и фагоцитами. Они обезвреживают, поглощают и переваривают пришельцев (тех же бактерий) в то время, пока специфические антитела нейтрализуют токсины.

Обратите внимание: мы все время произносим такие фразы как «в организм попал», «организм реагирует», «организм вырабатывает»… Т. е. некий микроб проник внутрь и там, внутри, начинается борьба. При возникновении болезни так оно в большинстве случаев и происходит, но далеко не всегда.

Да, системы специфического и неспецифического иммунитета обеспечивают постоянство внутренней среды организма и всех, кто внутрь проникает, по мере сил нейтрализуют-уничтожают.

Но для того чтобы с этими системами столкнуться, микроб должен туда, внутрь, в организм попасть.

А внутрь попасть – совсем не просто. Ибо помимо иммунитета общего, так сказать, внутреннего, есть еще и защита внешняя – местный иммунитет.

2.5. Местный иммунитет



Местный иммунитет[13] – явление важное до чрезвычайности. А применительно к теме ОРЗ это, в принципе, понятие наиболее существенное, ключевое.

Ответы на самые важные вопросы, связанные с диагностикой и, главное, с лечением ОРЗ, невозможны, если вы не получите информацию о местном иммунитете.

Вероятность респираторной инфекции – принципиальная возможность или невозможность заболеть – зависит именно от местного иммунитета.

Частота и тяжесть любых ОРЗ в значительной степени обусловлены состоянием местного иммунитета.

Длительность болезни и вероятность развития осложнений прямо связаны с местным иммунитетом.

Профилактика болезней во многом определяется укреплением местного иммунитета.

Ну и, в конце концов, правильное лечение ОРЗ – это почти всегда помощь местному иммунитету.

* * *

Любой микроорганизм, до того как вступить в контакт с системами специфического или неспецифического иммунитета, должен преодолеть внешние барьеры, пробраться сквозь органы и ткани, которые выполняют анатомическую барьерную функцию. Т. е. являются анатомическим барьером между внешней средой и кровью, внутренними органами. Перечень этих органов и этих тканей вполне очевиден: прежде всего, кожа, затем слизистые оболочки дыхательных путей, глаз,[14] желудка, кишечника.

В процессе дыхания воздух контактирует с дыхательными путями, и именно в воздухе находятся вещества, для человека вообще и для ребенка в частности принципиально опасные – пыль, грибки, вирусы, бактерии, пыльца растений, химические раздражители и т. п.

Внутренняя поверхность дыхательных путей первая соприкасается с воздухом и, соответственно, с перечисленными вредностями. Эта внутренняя поверхность представлена особой слизистой оболочкой,[15] которая, в свою очередь, покрыта тонким эпителием.[16]

Теперь давайте на некоторое время прекратим использование специальных терминов и попытаемся создать некий условный, но понятный каждому образ.

Итак, мы имеем крепость, со всех сторон окруженную многочисленными врагами.

Крепость эта – человеческий организм. И внутри крепости – множество воинов, способных отразить практически любую агрессию (общий иммунитет). Тем не менее, вступят эти воины в битву или нет, зависит прежде всего от того, в каком состоянии находится крепостная стена и смогут ли враги через эту стену прорваться.

Крепостная стена – это и есть местный иммунитет.

Если стена высокая и крепкая – проникнуть через нее сложно, и большинство врагов бесславно погибнет уже при попытке через эту стену перебраться. Воинству внутри крепости даже не надо будет вмешиваться.

Слабая стена, поврежденная, вовремя не отремонтированная – враги то и дело прорываются внутрь крепости, там они, разумеется, встречают достойный отпор, но это уже реальная война, потери, неприятности… Одним словом, это уже болезнь. И чем чаще враг попадает внутрь крепости, тем больше потери в стане защитников, тем сложнее быстро отразить новый штурм.

И какими бы замечательными, умелыми, сильными и отважными ни были воины внутреннего гарнизона, при отсутствии нормальной крепостной стены они практически обречены: на вечный бой, на постоянные болезни.

Неудивительно в этой связи, что командир крепости, уважая и поощряя воинов, заботится прежде всего не о них, а о крепостной стене – это важнее, да и выгоднее. Укрепить фундамент, заложить пробоины, помыть и покрасить стены, покрыть защитным лаком деревянные ворота… Вот теперь и отдохнуть можно!

Система местной защиты дыхательных путей представлена двумя эшелонами обороны, двумя группами факторов: физическими и химическими.

• Физические факторы – это реальные анатомические барьеры, реальные механические действия, способные не допустить внедрения врагов.

• Химические факторы – это вырабатываемые организмом многочисленные защитные вещества.

Некоторые физические факторы мы прекрасно знаем, более того, постоянно ими пользуемся. Кашель и чиханье – замечательные способы удаления из дыхательных путей всего того, что местный иммунитет посчитает нехорошим и неправильным. Есть и другие механизмы физической защиты. Мы ведь не зря начали разговор про эпителий. Так вот эпителий, покрывающий внутреннюю поверхность задних отделов носа, глотку, гортань, трахею, бронхи, имеет особые выросты – реснички.[17] Реснички увлажняются слизью и постоянно колеблются, в результате осевшие на поверхности эпителия «вредности» выводятся наружу.

Итак, факторы физической защиты дыхательных путей представлены четырьмя основными механизмами:

• кашель;

• чиханье;

• выработка слизи;

• работа реснитчатого эпителия.

Все перечисленные механизмы понятны и не нуждаются в дополнительно-уточняющих лирических отступлениях.