banner banner banner
Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита
Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита
Оценить:
 Рейтинг: 0

Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита

В начале 1980 года старец сконцентрировал свои духовные усилия в Оропосе, в Милеси. Сначала его келлия размещалась в фургоне. После многолетней усердной работы самого старца и его духовных детей и под его постоянным руководством и наблюдением в Оропосе возник огромный комплекс зданий с прекрасным многоуровневым храмом в центре. Строительство велось на пожертвования тысяч людей, но в первую очередь оно стало возможным благодаря чудесному Божественному вмешательству.

Зимой 1988 года, во время нашего разговора со старцем о дальнейших планах касательно центра, он предсказал: придет время, когда комплекс будет играть чрезвычайно важную духовную роль в жизни Афинского региона, станет центром православного богословского образования и антропологии, особенно в трудные для Церкви и для Греции времена.

Мы тогда говорили о вкладе современной психологии и психоанализа, педагогики и вообще гуманитарных наук в разрешение внутренних проблем человека. Отец Порфирий говорил со знанием дела. Мне казалось, что я слушаю какого-то ученого специалиста, просвещенного профессора, прекрасно и глубоко понимающего свой предмет. Но старец Порфирий не был ученым мира сего. Его глубокие познания – в психологии и педагогике, медицине, физиологии, анатомии, физике, астрономии – были следствием мудрости свыше (см.: Ин. 8: 23).

Блаженной памяти старец всегда настороженно относился к теории психоанализа и к другим современным психологическим направлениям и практикам. Но всякий раз он добавлял: «Я не сведущ в этом, вам лучше знать». В тот день, когда я рассказал старцу о моем мнении, он, завершая беседу, пророчески заметил: «Все эти психологические вопросы рассматривают в своих трудах отцы-исихасты…[12 - См. соответствующую библиографию: Арх. Илиас (Мастрояннопулос). Отцы Церкви и человек, 1979; И. Корнаракис. О психологии трезвения, 1963; И. Корнаракис. Из жизни отцов одиннадцатого часа, 1977; И. Корнаракис. Учебник пастырской психологии, 1988; Арх. Иерофей (Влахос). Курс лечения, 1987.] Придет время, когда в наш центр будут приезжать афонские монахи и преподавать эти темы на основании антропологической теории отцов Церкви».

Досточтимый старец постепенно и незаметно перебрался из Оропоса в свою любимую духовную обитель – Афон. Его заветным желанием было окончить свои дни в месте, где он принял монашеский постриг. Как и все праведники, он сподобился святой кончины. Божиим промыслом старец предчувствовал время своей смерти. Он попросил своих духовных детей-монахов совершить всенощное бдение, причаститься и подготовиться к тому, чтобы сопроводить его в этот великий путь. Также его просьбой было не сообщать о его смерти никому из духовных чад в Афинах.

Вскоре старец Порфирий почил. На рассвете 2 декабря 1991 года, когда в Эгейском море свирепствовал шторм, он отправился на небеса. Его многострадальное и немощное тело было предано земле в Кавсокаливии. Над ним только земля, сухие листья каштана и простой деревянный крест: «Иеромонах Порфирий почил в Бозе 19 ноября 1991 года».

Когда я смотрю на его могилу, мне на ум приходят эти строки из стихотворения, которое любил старец. Он декламировал его так, что каждый образ, казалось, оживал.

Сосны

Только бы горные сосны мне подарили
Хвою с своих щедрых веток,
Чтобы смог я устроить под ними
Уединенную бедную келью.

Летом они мне подарят
Свежей зеленой хвои – я ею покрою
Сухой прошлогодний ковер.

С ними мне петь их песню,
Рассвет приветствовать шепотом
Их добрых ветвей.

И после все будет так же: угаснет
Жизнь моя, полная радости;
Пусть немного тогда своих веток
Дадут мне сосны, и снова
Укроют они мое ложе[13 - Стихотворение поэта Ламброса Порфираса «Сосны» из сборника «Стихотворения», 1993. Старец читал это стихотворение с некоторыми изменениями. Перевод на русский – Потехиной А. А.].

Вот так отец Порфирий, старец, исполненный сострадания и любви, смиренно жил, как «беспризорник Христов»; смиренно и скромно почил, был тихо погребен среди сосен и каштанов, вдали от шумных Афин, которые он, несмотря ни на что, любил, где он служил и творил добро, преданный безграничной любви Христовой.

Дары старца

От послушания рождается смирение; от смирения же рассуждение; от рассуждения – рассмотрение, а от сего – прозрение.

    ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК.
    Лествица, слово 4 «О послушании»

Опытный наставник молодежи и семейных пар, цельная личность, украшенная христианскими добродетелями и особыми дарами, один из последних, осмелюсь сказать, отцов-последователей возрождения добротолюбия в Православной Церкви – как же старец достиг такого высокого уровня духовности[14 - См. указанные выше книги о старце Порфирии, а также статью Х. Никитарас «Отец Порфирий Прозорливый», 1992, и работу иеромон. Никодима (Билалиса) «Старец Порфирий – пророк нашего поколения», 1992–1993.]?

Он часто повторял: «Я даже читать не умел. В пустыне с тринадцати лет я учился по Псалтири и Евангелию, пребывал в полном послушании у моих старцев и не интересовался миром. Я очень любил Христа».

Любовь

Главной добродетелью старца Порфирия была его безграничная любовь ко Христу и к человеку. Центром его мировоззрения был Христос и обоженный человек, вектором жизни – стремление к Богу. Ничто не прерывало связи между ним и Богом. Старец Порфирий постоянно славословил Творца.

Однажды открыв и встретив Христа, святой жил исключительно для Него, своего единственного Друга. Он таил в себе невыразимую и безграничную любовь ко Христу. Как говорил сам старец: «Когда мы находим Христа, даже если это происходит в какой-нибудь пещере, мы сидим там и боимся уйти, чтобы Христа не потерять».

Но и Господь, Который есть источник жизни и радости, Сам призрел на душу старца, помог ему истинным светом познать Себя и ощущать Себя внутри, научил проживать Свое присутствие в душе.

Старец имел дар безусловной любви – плод длительного подвига, глубокого смирения и постоянного послушания, «радостного послушания», как он сам обычно говорил. Таким даром обладали и самые известные отцы в православной традиции исихазма и добротолюбия. Они выделялись своей любовью к Богу и ближнему, любовью безусловной и безграничной, которая всегда связана с крайним смирением. Любовь духовного отца обычно проявляется в виде терпения, снисходительности, доброты и благотворной строгости. Такова любовь Божия. Нет больше той любви (Ин. 15: 13).

В одном наставлении старца Порфирия мы можем видеть его глубокую обращенность к личности Иисуса Христа:

“Мы должны смотреть на Христа так: Он – наш друг, наш брат, Он – все доброе и прекрасное. Он – все. Он друг и кричит об этом: «Вы – Мои друзья, разве вы не понимаете? Мы братья. Я не несу для вас наказания в руке Моей, Я не пугаю вас, Я вас люблю. Я хочу, чтобы вы вместе со Мной радовались жизни». Вот каков Христос. Он не угрюмость, не тоска, не сосредоточенность на себе. Христос – жизнь… Он – все. Он – радость, Он – истинный свет, Который приносит человеку ликование, окрыляет, позволяет видеть все и всех, болеть за всех и желать, чтобы все были вместе с Ним, рядом с Ним. Полюбите Христа и ничто не предпочитайте любви Его[15 - Из аудиозаписи беседы старца Порфирия «Христос – все» в исихастирии (монастыре) Преображения Господня в Милеси.].„

Смирение

Крайнее смирение было главной чертой личности старца. Постоянный подвиг, смирение и послушание открывали путь к правильному самопознанию и верному восприятию себя. Святой старец имел строгие критерии самооценки. Он мог, как, впрочем, и все святые, отделить свое «я» от всякого гордого помышления, прибегая к «воспитательному приему» самоукорения и стремясь к скромности. Досточтимый старец, хотя он обладал исключительной Божественной мудростью, часто говорил: «Вам лучше знать, у вас есть дипломы, а я – необразован». В его духовном завещании можно прочитать характерные для старца слова:

“С раннего детства я был грешником, и теперь грехов стало уже очень много. Однако люди видят меня с хорошей стороны и кричат, что я святой. Я же чувствую себя самым грешным человеком в мире. Когда настанет время идти на небо, мне кажется, что Бог спросит меня: «А ты что тут делаешь?» Я только одно могу Ему сказать: «Господи, я недостоин быть здесь, но пусть со мной все будет по любви Твоей».„

Добродетель смирения является основой духовничества. Этот дар украшает всех, как великих, так и простых учителей нашей Церкви. Ярким примером смирения является великий наставник рассуждения, святитель Нектарий Эгинский (1846?1920) – духовник и учитель в собственном смысле слова (владыка возглавлял Ризарийскую семинарию в Афинах). К этой плеяде учителей Церкви принадлежит и старец Порфирий.

Путешествия в пространстве и времени

Дары бдения и непрестанной молитвы многое определяли в действиях старца, были его «основным средством».

Старец Порфирий всегда за всех молился: за людей видных в Церкви и политике, за простых и незначительных людей, за греков и иностранцев, даже за иноверцев. Силой любви и, главное, действием Божественной благодати он «путешествовал» по всему миру, по всей вселенной, в космос, в океаны и пустыни, в страны конфликтов, переносился на корабли, которым грозило крушение из-за яростного шторма; он видел смерть, огонь, войны, восстания, зверство людей и сострадал всем и вместе со всеми. События, как описывал сам старец, проносились перед ним, словно на экране кинотеатра. Он глубоко переживал чужие бедствия, что сказывалось на здоровье старца.

Святой старец всегда находился вместе со Христом. Как он сам говорил: «Кто везде со Христом, от того бежит страх». Пребывание с Господом – вот что давало ему возможность переживать сверхъестественные состояния, выходить за пределы, положенные человеческой природе. Ведь Господь Своим присутствием упраздняет силу естественных законов, и граница между тварным и нетварным исчезает.

«Христос – это нечто особенное, – говорил старец. – Когда Христос входит в нашу душу, она становится иной, и человек уже может пребывать всюду – среди звезд, в мире духовном, в бесконечности, во всей вселенной… Ему звонят по телефону с другого конца света, и он рассказывает людям об их домах, дочерях, семьях, как будто присутствует рядом с ними, хотя физически находится далеко»[16 - Из аудиозаписи беседы «Христос – все».].

Такие чудеса происходили с отцом Порфирием. Но как это могло быть? Как можно находиться в двух местах одновременно? Ответ дает сам старец: «Как только придет Христос и поселится внутри нас, тогда с Ним ты можешь быть везде».

Приводим здесь описание некоторых подобных случаев.

Весной 1995 года выпускница богословского факультета Белградского университета Елени Константулаки из города Ханья на Крите рассказала мне о следующем случае, который подтвердила и дополнила год спустя сербская студентка философского факультета Афинского университета Драгана Симиц.

Рядом с районом Нови-Сад в Сербии есть известный женский монастырь Язак (Сремская епархия). Этот монастырь оказался в серьезной опасности зимой 1983 года, когда безбожные власти того времени, все еще могущественные, задумали уничтожить обитель, подсыпав отраву в водопровод, снабжавший монастырь питьевой водой. В это время игуменье монастыря срочно позвонил старец Порфирий. Он сообщил ей во всех подробностях об этом губительном плане, который уже начал осуществляться, и посоветовал обратиться за водоснабжением монастыря в другой район. Вдобавок старец указал игуменье подходящий источник в соседнем лесу. С тех пор монастырь берет воду в другом районе.

Старец никогда не бывал в Сербии, однако в тот момент благодатью Божией он находился именно там, духовно проделав путь в сотни километров.

Старец Порфирий, как духовный отец, любил и почитал монастыри, особенно женские. Он непрестанно, денно и нощно молился о монашеских обителях и сострадал тем из них, которые находились в опасном или трудном положении.

После этого чудесного события святой старец продолжил общаться по телефону с монастырем Язак. Монахини и игуменья полюбили его и относились к нему с глубоким почтением. Со своей стороны, старец, уже хорошо знавший монахинь и их душевный мир, говорил о каждой из сестер с игуменьей. Особенное впечатление на него произвела личность и необыкновенно обширная память одной монахини-археолога. Старец, обладающий даром прозорливости, о котором мы еще поговорим ниже, указал этой монахине одно место рядом с большим мостом на подъезде к Белграду, где глубоко под землей находились очень ценные древние памятники доисторического периода.

Еще один подробный рассказ о чудесном способе общения старца Порфирия с его духовными чадами и людьми, которых он любил и которым хотел помочь и защитить своей молитвой, содержится в письме, приведенном ниже. Это письмо от 18 февраля 1993 года прислала мне матушка Феодосия, игуменья Варнакова монастыря Успения Богородицы в Дориде, бывшая игуменья монастыря святых Феодоров Калавритских. Матушка Феодосия пишет:

“Весной 1985 года, находясь в монастыре святых Феодоров Калавритских, я услышала ночью, около 2 часов 30 минут, из окна моей келлии, будто кто-то копает землю во дворе монастыря. Чтобы проверить это, я погасила свет и выглянула в окно. На улице мелькал свет фонаря. Я помолилась святым чудотворцам, прося защиты, проверила окна и ветхие двери, ведущие во двор разрушенного монастыря, как бы никто не влез туда. Удостоверившись, что там все тихо, вернулась в келлию.

Утром у нас должна была быть заказная литургия. В тот момент, когда я собиралась идти в церковь, без пяти шесть утра, зазвонил телефон. Я подумала, что у какой-то несчастной души что-то случилось – так довольно часто бывало, – и взяла трубку. К своему великому удивлению, я услышала: «Чадо мое, это старец Порфирий. Не выходи на улицу, когда слышишь, что копают, – тебя побьют. По твоему монастырю бродят одержимые люди». Я спрашиваю: «Геронда, что они там копают? Они что-то нашли?» Он отвечает: «Нет, чадо мое, то, что они ищут, уже забрали другие люди до них». Я его снова спрашиваю: «Геронда, вы когда-то бывали в нашем монастыре?» Он отвечает: «Нет, чадо мое, но я сейчас здесь. Спроси меня, что хочешь».