banner banner banner
Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита
Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита
Оценить:
 Рейтинг: 0

Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита

Используя слова старца в качестве предлога, я стала расспрашивать его про древние пещеры нашего монастыря. Рядом с монастырем есть пещера, где жили первые монахи, еще до возникновения построек ХI века. Есть свидетельства о чудесах в этом месте. Мы попросили пастухов из соседней деревни не использовать пещеру в качестве стойла, как у них это было принято еще до того, как мы пришли в запустевший монастырь. Я предложила предоставить им место и строительные материалы для стойла чуть повыше, чтобы животным было где укрыться. Но пастухи воспротивились, говоря, что их животные привыкли к этой пещере.

Про нее-то я и спросила: «Геронда, нам сделать часовню в пещере?» – «В какой пещере? – он меня спрашивает. – Ведь есть две пещеры. Ту, в которой жили первые монахи?» Я ему отвечаю: «Да, геронда». Он мне говорит: «Хорошо бы устроить там часовню, потому что эта пещера освящена. Но разве местные жители позволят? Они будут против».

Я стояла с трубкой в руке и не могла произнести ни слова от удивления, потому что он говорил мне, как в действительности обстояли наши дела.

Надо сказать, что пещер на самом деле две, но вторую мы еще не видели, хотя жили в монастыре уже больше года. Местные пастухи рассказывали нам о ней.

В тот момент, когда я стояла, застыв с трубкой в руке, старец мне говорит: «Рыба, матушка, рыба!» Я его спрашиваю: «Какая рыба, геронда?» – «Чадо мое, – говорит он, – вода из источников разве не годится для рыбы? Разведи рыбу, чтобы людям было что есть. Наступят трудные времена».

Действительно, когда мы устроились в монастыре, то отправили воду, которая изобильно течет из двух источников во дворе монастыря, на анализ в химическую лабораторию в Патрах, чтобы узнать, годится ли она для питья, а заодно и для рыбы – чтобы нам удовлетворять потребности монастыря и паломников. Вода оказалась чистой и подходящей. Но нам нужно было в первую очередь восстанавливать разрушенный и сожженный монастырь, который на протяжении одиннадцати лет использовался как хлев – с этим нас призвал сюда местный епископ в 1984 году. Сперва нужно было сделать хотя бы самую элементарную кровлю над нашим сестринским корпусом. Мы не могли заняться разведением форели. К тому же не было никакой материальной или моральной поддержки.

Однако святые чудотворцы и молитва старца Порфирия помогли устроить два пруда для форели и семги, и благодаря этому многие бедствующие люди, которых мы принимали в монастыре, могли бесплатно есть. Мы ощущали действенное присутствие старца, так как в любой сложной ситуации он звонил нам и предлагал решение.

Однажды он сказал мне по телефону: «Чадо мое, тебе предстоит большое испытание, но не бойся, я каждый день буду молиться вместе с вами».

Стоит заметить, что до тех пор мы никогда не встречались со старцем. Я только слышала о его даре прозорливости от других, но никогда не видела старца и ни разу не разговаривала с ним по телефону. Откуда он знал о нас и наших трудностях, кто подсказал ему наш телефон?

Я позвонила игуменье одного монастыря, которая знала старца, и спросила ее: «Матушка, вы не давали наш телефон старцу Порфирию?» Она мне отвечает: «Разве он ему нужен? Ум старца Порфирия подобен телевизору: он все видит».

Как-то раз я вместе с другими сестрами посещала один монастырь. Старец Порфирий позвонил туда и позвал меня к телефону, дело было срочное. «Чадо мое, – сказал он, – разреши тем пяти людям, которые хотят выступить свидетелями, дать показания о границах монастыря в суде. Правда должна быть услышана, и ты обязана защитить то, что принадлежит обители, – настанут трудные времена, и люди будут нуждаться в попечении монастырей». Действительно, пять пожилых людей, которые были благодарны монастырю, настойчиво просили меня разрешить рассказать правду об одной несправедливости в отношении обители. Так и случилось, и справедливость была восстановлена.

Когда немного позднее я оказалась на лечении в Афинской больнице и врачи приняли решение о необходимости хирургического вмешательства, я, получив разрешение, поехала к старцу и впервые познакомилась с ним лично.

Он был очень болен, лежал с закрытыми глазами. Когда все посетители вместе зашли к нему в комнату, старец сделал мне знак рукой, хотя не мог видеть меня. Он даже говорить не мог. Я встала на колени около его кровати. Старец перекрестил мою голову три раза. Я чувствовала, как его рука сильно давит на меня. Потом он мне дал два маленьких афонских крестика. Я взяла у него благословение и ушла, он так и не открыл глаз. Я вернулась в больницу, и оказалось, что операция мне больше не нужна.

Несколько дней спустя старец Порфирий сказал мне по телефону: «Я хочу посетить твой монастырь, пока я еще жив. Там пройдет маленький низкий автомобиль? Один друг вызвался меня отвезти». Спрашиваю: «Геронда, а вы знаете, откуда вы будете подъезжать?» Он мне отвечает: «Знаю, дорогая. Дорога вся в ямах, а машина с низкой подвеской, поэтому я и спрашиваю тебя, проедет ли она».

Я верю, что и в Варнаков монастырь Успения Богородицы в Дориде, где мы с сестрами находимся сейчас, нас привел старец. Об этом монастыре я даже не слышала, отец Порфирий же знал его хорошо и сам бывал в нем.

Мы испытываем великую благодарность приснопамятному старцу Порфирию. Да пребудет всегда со всеми нами его благословение и защита, как он обещал и завещал за два дня до своего ухода на небеса из Кавсокаливии. Да удостоимся мы, когда придет конец нашей земной жизни, по благодати и милости Всеблагого Бога нашего снова встретиться с ним, пусть хотя бы издали, в нашем небесном отечестве.„

    МОНАХИНЯ ФЕОДОСИЯ (АНДРИКОПУЛУ)

О еще одном случае, также достойном изумления, с простотой рассказывал сам святой старец. Это случилось в 1985 году. У старца Порфирия был один духовный сын, священник в Америке, – отец Спиридон. Как-то старец позвонил ему и сказал: «Завтра в три часа ночи (по американскому времени, в десять утра – по греческому) я тебя навещу. Только ты не спи. Жди меня». Следующей ночью отец Спиридон в какой-то момент проснулся от холода. Вдруг зазвонил телефон. Это был старец из Оропоса, он сказал: «Отец Спиридон, почему же ты спал? Разве я не сказал тебе, что навещу тебя?

И чтобы ты мне поверил, я оставил дверь открытой». Отец Спиридон смотрит – дверь и в самом деле открыта нараспашку, вот почему ему было холодно!

Старец Порфирий всегда использовал самый действенный «воспитательный прием», чтобы наставить или поддержать свое духовное чадо. Как мы уже сказали, своей любовью и непрестанной молитвой он «обнимал» всех своих духовных детей в каждый момент их жизни. В тех случаях, когда старец хотел достичь более существенного результата или произвести более глубокую душевную «перенастройку» какого-то человека, в котором он замечал беспокойство, непостоянство или слабость, он позволял какому-то из своих даров действовать более заметно. Показателен случай, о котором нам рассказала наша подруга Попи М.:

“В 1983 году я поехала в миссию в Корею. Я провела там три месяца, занимаясь миссионерской деятельностью среди студентов, помогала в пастырской деятельности епископу Зилонскому Сотирию (Трамбасу). В основном я работала в студенческом лагере в двух часах езды от Сеула.

Лагерь находился в плодородной области посреди долины. Там все ярко-зеленое, справа и слева текут полноводные ручьи, которые орошают эту землю. С правой стороны воды было больше. Когда я вернулась в Грецию, я сразу же посетила моего духовного отца старца Порфирия. Он принял меня, как всегда, с любовью, благословил и, держа мои руки в своих, с любовью спросил: «Ты ездила туда, где отец Сотирий устроит монастырь?» (в самом деле, в месте, где находился лагерь, в 1987 году владыка Сотирий основал монастырь!)

Старец продолжал: «Ты пила воду из реки, которая течет слева? Она такая вкусная! Конечно, в правой реке воды больше, но она не такая приятная».

Пораженная его словами, я ему ответила: «Геронда, вы мне все это так точно и правильно описываете, как будто сами там бывали и видели эту местность своими глазами!» Тогда он мне весело сказал: «Ты что, не понимаешь? Разве не знаешь, что с того момента, как ты уехала, я все время был с тобой? Я видел, что ты там делала».

Спустя несколько лет, в 1985–1986 годах, я снова поехала в миссию в Корею. Батюшка благословил меня исповедоваться там у епископа Сотирия. Когда я вернулась, первым делом поехала к почтенному старцу, намереваясь исповедаться за все то время, что я была в Корее. Батюшка меня принял, как всегда, с любовью и сказал: «Добро пожаловать! Скажи-ка…» – и начал описывать детали моей жизни за то время, что я отсутствовала. Я еще и рта не успела раскрыть, а подробности лились одна за другой. Я стояла как громом пораженная! «Геронда, я вам только два раза писала, откуда вы знаете все эти подробности?» – сказала я ему. Тогда батюшка улыбнулся и ответил: «Дорогая, я же тебя видел там постоянно – о чем ты думала, что ты делала, какие у тебя были планы…»„

Иногда из действий и слов старца нам приоткрывалась духовная одаренность нашего наставника. Таким был и следующий случай. С паломниками из своих духовных чад старец Порфирий 20 июня 1987 года совершил поездку на остров Эвбея, на свою любимую родину. В этот день он радовался радостью неизреченною и преславною (1 Пет. 1: 8). Причастившись, отец Порфирий возвел руки к небу и сказал: «Сегодня я очень доволен. В этот момент я нахожусь над вселенной, дальше звезд. Я – подле Бога, я притрагиваюсь к Божественности, я стою подле Святой Троицы». Эти слова исходили от радостного душевного расположения, были сказаны обдуманно и обращены к близким людям, находящимся рядом. Старец ведь не всегда рассказывал о том, что переживает.

Мудрость. Прозорливость

Отец Порфирий имел дар любви, послушания, смирения, бдения и непрестанной молитвы. Все эти добродетели и свойства личности открыли путь высшему из них, самому великому дару Святого Духа – дару рассуждения.

Святой Иоанн Лествичник говорит в «Лествице» о рассуждении как о высшей добродетели[17 - См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 25 и 26.]. Оно есть «верное постижение воли Божией во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи; оно бывает только в чистых сердцем… рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство»[18 - Добротолюбие. Т. 2, гл. 34, 1; Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 26, 4.]; «…в совершенных… рассуждение есть находящийся в них духовный разум… который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других».

Оно, по словам Лествичника, появляется из сердечного мира, для которого характерны послушание и смирение. По мере духовного возрастания рассудительный человек приобретает две высшие добродетели духа – проницательность и прозрение[19 - См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 4, 105.].

Старец Порфирий, рассудительный наставник, обладал этими духовными свойствами. Естественные ограничения органов чувств уже не имели значения для старца. Дух его был наделен глубоким и ясным ви?дением; старец ощущал Божественную вечность.

Отец Паисий Святогорец, также наделенный этими дарами, всякий раз, когда речь заходила о старце Порфирии и его дарах, решительно говорил: «У меня черно-белый телевизор, а у старца Порфирия – цветной».

Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смену поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремление ветров и мысли людей, различия растений и силы корней…

    КНИГА ПРЕМУДРОСТИ
    СОЛОМОНОВОЙ, 7: 17–21

Преподобный старец Порфирий по природе своей обладал неспокойным и пытливым духом. Он всегда старался расширить свои познания и опыт. Старец расспрашивал специалистов, изучал книги, старался прикоснуться к тайнам животного и растительного мира, звезд, загадкам человеческого организма.

Помимо этой врожденной склонности к учению, главными силами, направлявшими его дух, были дары Святого Духа и премудрость Божия, «художница всего». С помощью этих сил он всегда стремился, по его собственным словам, «к чему-то мощному», к тому, чтобы пережить нечто уникальное и небывалое. Как и следовало ожидать, премудрость Божия была благосклонна к почтенному старцу и даровала ему такую возможность.

Святой старец, о чем в одной беседе говорит и приснопамятный Паисий Святогорец, своей проницательностью и прозорливостью помог тысячам людей. Старец мог узнавать, что происходит с людьми, посещающими его или находящимися вдали – даже на других континентах. Он имел способность определять состояние телесного и душевного здоровья, «диагностировать» психологические проблемы и психические болезни, исследовать генетику и наследственные особенности людей. Старец Порфирий мог проникнуть в мысли тех, кто приходил к нему, видел историю их жизни и душевный мир, скрытый от посторонних глаз.

Будучи извещен свыше, святой действовал сообразно расположению пришедшего к нему: иной раз говорил и убеждал, отвращая от чего-то, иной раз – молчал, заставляя человека задуматься. То буквально тряс своего посетителя, то осторожно раскрывал сокровенное.

Об одном таком случае рассказала нам духовная дочь старца, госпожа П. М.:

“Это было зимним вечером 1978 года. Мы ждали отца Порфирия у нас дома в Фисио. Когда он пришел и позвонил в дверь, я спустилась встретить его. Батюшка был, как всегда, исполнен радости. Он благословил меня и прошел внутрь. Я обратила внимание, что таксист, который его привез, почему-то не спешит уезжать. Было видно, что этот человек хочет со мной поговорить.

Когда я подошла к нему, таксист спросил: «Скажите, кто этот старец? Знаете, что со мной только что произошло? Небо раскрылось, и огонь вошел в мою душу! Я не имею никакого отношения ни к Церкви, ни к священникам, я просто остановился, чтобы его забрать. Но по пути он начал мне рассказывать о моей деревне, семье, моих личных проблемах… Я с ума схожу! Как я вам и сказал, вдруг открылось небо, и пламя вошло в мою душу! Скажи мне, как мне найти этого батюшку? Я хочу увидеться с ним еще раз…»„

Один из случаев, непосредственно связанных с даром прозорливости святого старца, произошел в начале лета в 1964 году, на острове Патмос.

Тогда благотворительная организация «Христианики гония» устроила паломническую поездку на остров Патмос. Одна пожилая пара, Георгиос и Кети Папафанасиу, которых связывали дружеские и духовные отношения с почтенным старцем, попросила его принять участие в поездке. Отец Порфирий любил экскурсии, к тому же никогда раньше не бывал на этом святом острове. Он принял приглашение, и они отправились в путешествие вместе. Когда паломники прибыли на остров, старец взял двух своих духовных чад и, отдалившись с ними от остальной группы, повел поклониться святой пещере Апокалипсиса.

Было тихо. Кругом царило спокойствие. Старец отвел своих чад в сторонку и сказал, чтобы они никому не рассказывали о том, что увидят или услышат. Потом он прошел в алтарь и стал кадить. Позади него тихо стояли, преклонив колени, Георгиос и Кети. Старец опустился на колени в центре пещеры. Казалось, что он молится. В молчании прошло около четверти часа. Вдруг старец издал странный звук. Лицо его осветилось, черты преобразились…

Как потом рассказал старец, он по благодати Божией видел сцену написания книги Откровения (93–96 гг. н. э.): из верхней части скалы, из трещины, исходил глас Божий, обращенный к святому Иоанну Богослову, который опирался на некое сидение. Иоанн диктовал своему ученику Прохору, и тот записывал Откровение. Старец увидел это величественное событие в жизни Церкви и, как он сам говорил, познал ее славу и торжество Закланного Агнца.

Весь остаток дня старец Порфирий пребывал в молчании и размышлении. Его лицо дышало боговдохновенной радостью, время от времени глаза наполнялись слезами. По прошествии многих лет почтенный старец всегда с особым чувством вспоминал об этом событии. Он говорил: «Я переживал и другие моменты глубокого умиления, но такого, как этот, – никогда. Это было самое сильное переживание в моей жизни».

Не менее важное событие описывает сам старец. В июне 1986 года, сопровождаемый некоторыми духовными детьми, он посетил древний монастырь пророка Илии, расположенный между городами Амфисса, Итея и деревней Хрисо, неподалеку от Дельф. Посетителей принял отец Синесий – старец монастыря, уважаемый священнослужитель, который, слушая рассказ старца Порфирия, все время плакал в умилении. Сейчас это женский монастырь.

В какой-то момент, находясь внутри храма, старец Порфирий прослезился.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)