Страх критики
Симптомы: Вам тяжело писать концовку книги, выкладывать ее публично, ставить на нее высокую цену, вы вслух принижаете свое творчество: “Ой, да ерунду какую-то написал”, “Я ужасно пишу”. Или, наоборот, другая крайность, в которой считаете, что произведение – новая ступень в культуре и творчестве. Пишете в стол. Боитесь публичности.
Проблема может быть связана с прошлым страхом; и там, и там играет роль чувство самозванства и необъективный взгляд на собственное творчество. Разница в публичности. Если произведение еще не дописано, а вы уже получили критику, то какова ваша реакция? Поплакать в уголке и смиренно себе напомнить: “Я действительно дерьмовый писатель” – это ближе к страху завершить произведение. Если вы объясняете критикующему, что он все не так понял, или говорите ему: “Да, ты прав, книга – говно” (хотя он мог про говно ничего и не говорить), то это уже, скорее всего, страх критики.
Вы заранее закидываете историю грязью, чтобы не смогли осудить.
Или даете ей высочайший статус, чтобы не имели права судить, мол “ничего вы не понимаете, посредственности”.
Мы так нередко делаем и с самими собой, когда боимся критики: “Пофиг, я богиня” или “Да, я плохой, глупый и необразованный”, – тогда у критикующего не будет и шанса что-то добавить. Или же действуете по правилу “лучшая защита – это нападение” и разъясняете, как тролль не прав. Хотя он уже сделал свои выводы и поздно что-то пояснять. Или же обвиняете критикующего в глупости, внутренней говнистости – даже если это правда, – как будто он проникнется.
Что же делать при страхе критики?
1. Первое время позволяйте себе писать в стол.
Если вы написали одну книгу, ее разнесли, и вы в ней разочаровались – вернуться в строй будет сложно.
Другое дело, когда у вас уже 3-4 книги, вы уже привыкли писать, знаете свои основные слабые и сильные стороны, выбрали стиль. И уже не так важно, что скажут критики. Даже если вы сильно расстроитесь, по крайней мере вряд ли бросите любимое дело.
К тому же позволить себе писать в стол – это не значит не выкладывать свое творчество. Просто, пока пишете книгу, вы себе говорите, что создаете ее для себя и мамы. А потом, когда завершите историю, можете изменить свою точку зрения.
Минус этого способа – он решает проблему “как дописать”, но никак не помогает бороться со страхом.
2. Знайте свою целевую аудиторию, то есть тех, для кого пишете.
Если вы пишете триллеры, это ок – не понравиться ценителям любовных романов с хеппи-эндом. Если вы предпочитаете юмор ниже пояса, это ок, что ценители классики, зануды и дамы за шестьдесят вас “разнесут”.
Если вас критикуют читатели не из вашей ЦА – это значит, у вас отличная книга! Так что данный пункт обязателен.
Как узнать, какая у вас целевая аудитория? Если никогда не увлекались маркетингом и не читали книг о рекламе, то, наверно, самые простые способы – это описать себя как читателя или задать себе вопрос: “А кому моя книга может понравиться? Сколько лет этому человеку, какого он пола, чем занимается? Как зовут?”, – и представить его перед глазами. Да, по сути, определение ЦА – это создание еще одного героя. Героя, который будет читать вашу книгу.
Вообще понять свою ЦА (целевую аудиторию) нужно всем, но если некоторым иногда достаточно просто жанра, то тем, у кого страх критики, требуется заглянуть гораздо глубже. Будет легче вычеркивать из своих эмоций отзывы тех людей, кому изначально и не должна была понравиться книга.
3. Создать свою тест-группу, чьему мнению вы доверяете.
Например, у меня в бетах есть девушка, которая предпочитает книги от лица мужчин, желательно без любви. Я спокойно отношусь к ее критике, так как мои книги – это любовные романы, ясно, что она – не моя целевая аудитория. Но с помощью своего опыта она хорошо замечает логические несостыковки в созданном мною мире. Остальные же шесть человек любят мое творчество изначально, а, значит, я по крайней мере избегу совсем уж крайних суждений а-ля “автор, сломай себе пальцы и больше не касайся клавиатуры или ручки”. К тому же девочки в процессе написания меня поддержат, помогут исправить глупые ошибки и поделятся эмоциями от книги. После них уже вся критика не страшна. Они, как маги-защитники, колдуют на меня щит, помогающий откидывать бросаемые в мою сторону какашки.
Найдите и вы свой щит.
4. Время и критика
Некоторые страхи лечатся, когда вы сильнее в них погружаетесь. И, если вы выстоите и не забросите свое дело, то однажды все негативные отзывы уже не будут вас так сильно задевать, как это было раньше. На последний комментарий, в котором разносили мою героиню, я ответила: “Полностью согласна, меня тоже бесила эта нытик. И если вы с ней провели всего пару часов, то представьте, каково мне было с ней взаимодействовать несколько месяцев?” К слову, вот еще пара методов, помогающие мне безболезненно переживать критику:
5. Не любите своих героев
Кроме того, что когда любишь и жалеешь героя, ему сложно создавать новые проблемы и конфликты, так потом еще и обидно, когда говорят про него всякие гадости! Так что я всегда даю своим героям какую-то противную черту, которая мне самой не нравится. А иногда даже ненавистную.
К примеру, моя первая героиня Ольга из “Мести время, любви час” – мстительная. Никогда не понимала смысла мстить, когда сильнее вредишь самому себе, а ведь можно было бы в это время заняться собственной жизнью. Такие люди нередко кажутся мне недалекими, как минимум у них явно слабо развито стратегическое мышление, я уж молчу об неадекватности и нежелании понять чужую точку зрения. Так что негативные отзывы на первое мое произведение вызывали только усмешку.
А Люда из “Стриптиз – не повод для знакомства” – алкоголик. Она каждый день пьет вино. А я считаю алкоголизмом даже выпивку раз в неделю, впрочем, ученые тоже. Проблема в том, что у меня среди родственников есть те, кто бил своих жен и детей по пьяни. И даже человек, который убил своих родителей из-за этого. История про Люду помогла мне самой поработать над неприятием пьющих людей, то есть над травмой детства. Да еще и кто бы что ни сказал про Люду плохого в отзыве – я это переживу.
А вот критику на Снежку из “ С Кощеем жить – злодейкой быть” мне было уже тяжело перенести, так как для меня, несмотря на все свои недостатки, она – образец для подражания. Не лезет на рожон, дипломатичная, с высоким эмоциональным интеллектом: поплакала – и в бой. Я бы хотела на нее походить.
6. Не давайте героям прототип
Я только одному герою выдала полноценный прототип. Это Вася из “Киберспортсмен и недотрога”. Он списан с шестнадцатилетней меня.
Не дай бог кто обидит в отзыве Васю…
В общем, больше я этой ошибки не совершаю. Прототипов у моих героев нет, только даю им какие-то отдельные свои черты. Так Снежка – плаксива, Люда ненавидит грибы, Настя теряется в трех соснах, Ольга обожает свою работу, а Рика любит покопаться в себе и поныть.
Страх публичности и страх отказов
Симптомы: У вас уже есть книги, но вы их не отправляете в издательства. Пишете в стол. Не пользуетесь сервисом подписок. Не рекламируете и не продвигаете свои истории разными способами. Не ведете блог или авторскую группу, а если и ведете, то там нет никакой личной информации.
Что делать? Примерно то же, что и с критикой, но уже нельзя себе позволять писать в стол.
Пробовать. Получать отказы, расстраиваться, плакать и снова получать отказы, ловить комментарии троллей, злиться, блокировать и снова рекламировать свои книги, писать посты или снова реветь в подушку. Пройти через этот негативный опыт, чтобы понять… а ничего страшного-то не случилось. И этот опыт вовсе не негативный, как казалось в начале. Отказало три издательства, а четвертое – приняло. Или хотя бы поржали с подписчиками над ситуацией. Просмотры книг растут, подписчики тоже, книгу кто-то да купил, а гадости в комментах уже забыли. Оказывается, все равно никто не сравнится с ядовитостью вашей тетушки.
Выгорание
Конечно, я не смогу всеобъемлюще рассмотреть этот вопрос, так как он огромен и завязан на множестве причин, обычно не касающихся самого процесса писательства. Существует множество книг, посвященных данному вопросу. И для писателей тоже, как, например, Кендра Левин “Одиссея писателя”, которую я могу посоветовать почитать тем, кто находится в выгорании. А так же сказать, как действую я сама в его случае.
Искренне считаю, что это крайняя стадия, буквально кричащая: пора остановиться и прекратить себя насиловать.
Я даю себе перерыв, но, чтобы не потерять привычку писать, – берусь за другой проект, совершенно иной направленности. Об этом я позже расскажу подробнее, когда коснусь вопроса привычек.
Если даже посты и утренние страницы вызывают тошноту, то здесь вам пригодится отличный совет, который я услышала однажды от Маргариты Блиновой на посиделках в кафешке:
“На определенный строго оговоренный период времени я запрещаю себе писать вообще. И даже если очень захочется сесть за рукопись, я себе не разрешаю. Тогда к концу этого отдыха голова переполнена идеями, и пишу с огромным энтузиазмом”.
В общем, иногда стоит отпустить себя и послать все свои планы к Кощеевым яйцам у утки в том самом месте.
Необходимость соответствовать трендам
Что делать, если нет идей на популярные сюжетные темы?
1. Забить и не соответствовать.
Так ли уж много вы заработаете на этом тренде, чтобы за него хвататься? А вот головную боль получить сможете вполне. Потому что каждый день в течение нескольких месяцев писать то, что вообще не откликается, а потом еще и редактировать, вычитывая книгу несколько раз – огромный стресс. А кортизола, гормона, вырабатываемого при стрессе, в нашем современном мире и так предостаточно. Иногда лучше побеспокоиться о своем здоровье и поступить как нравится.
2. “Обманывать” тренды.
Например, вы давно хотели написать книгу, как героиня мстит бывшему. А тренд – богатые и красивые боссы. Сделайте бывшего героини трендовым мужиком. Так я поступила с книгой “Мести время – любви час”.
3. “Обманывать” читателя.
Я не раз видела, как книгам ставили популярные хештеги: “властный герой”, “невинность”, “беременная героиня”, хотя там этого кот наплакал. К счастью. Не люблю эти теги, так как они слишком часто исключают здоровые отношения в произведении.
Так же можно обманывать:
– в обложке. Например, сделать ее любовной, хотя книга не совсем любовный роман.
– в названии. Трендовые беременные, драконы, девочки и т.д. – в разное время и жанрах они свои.
Но я бы не рекомендовала этот метод. Вот привлечется к моей книге кто-то из фанатов тега “властный герой”, а потом будет возмущаться, что герой не взял героиню силой. Таким обманом можно привлечь не свою целевую аудиторию и получить кучу негатива.
Опытные же авторы могут попробовать. Думаю, они почувствуют за какие границы не стоит заходить, да и на случай ошибки у них уже есть сформировавшаяся аудитория, которая поддержит, и негатив затеряется.
4. Придумать идею, соответствующую тренду.
Об этом подробнее читайте дальше (о вариантах создания идей). Просто там выбираете не случайное или указанное автором этой книги слово, а подставляете что-то трендовое. Какая-то из возникших идей вполне может откликнуться.
Личная заезженность темы
1. Забить и не соответствовать.
По сути, то же, что и про тренды.
2. Выбрать меньшее из зол.
Выписать, какие темы хотят читатели, или о чем вы договорились. Подумайте, в каком виде история захватит больше всего.
Например, у вас уже четыре книги об Иване Ивановиче из Волшебного Зажопинска. И читатель их обожает!
Какие идеи по теме? О чем может быть следующая история по цепляющему циклу?
– Что было дальше с Иваном Ивановичем;
– Его новая проблема;
– О сестре Вани;
– Приквел. Что было еще до Ивана;
– История о том, как Зажопинск стал Волшебным;
Из всех перечисленных тем выбираете меньшее зло (то, что сильнее откликается) и пишете.
3. А что может произойти потом?
Задайте этот вопрос к любой из ваших книг. Вполне может случиться, что у вас возникнут идеи для продолжения.
4. Ждать вдохновения уже в процессе
Если у вас эта тема давно используется, то можно пройтись по комментариям читателей на разных площадках. Наверняка там много вопросов или пожеланий, о чем они хотели бы узнать. И вот вам готовые темы. Начинаете писать и приучайте (если еще не приучено) свое вдохновение.
Другая история
1. Написать ее.
А почему бы и нет? Если она вас так переполнила, может, это будет шедевр? Конечно, высока вероятность, что это произведение искусства оценят только после вашей смерти. Исключительно ваша мама и брат. Но, а вдруг? Как минимум вы потом не будете жалеть, что так и не попробовали плюс новый опыт. Как максимум – премия и признание. От мамы. Но это уже совсем мечты. А то ж проще иногда получить Нобелевскую и Пулитцеровскую премию, чем от мамы что-то больше фразы: “Под эту книгу я неплохо засыпаю”. Кстати, она сказала, что это был комплимент. Что ж, кажется, мои книги уже дважды сравнили с Большой советской энциклопедией.
Но я не отчаиваюсь. И вам не советую. Берите и пишите то, чем так горит душа.
2. Начать писать и бросить.
Высока вероятность, что вы перегорите идеей еще до середины книги. Ведь почему так много историй писатели не дописывают? Они уверены, что вот это состояние эйфории в начале – и есть то самое вдохновение, которое пробудет с ними до конца книги. Ага, конечно. Почему-то все думают, что вдохновение, как друг, который всегда рядом и в любой момент поможет преодолеть все проблемы. Вот только вдохновение – это лучший друг, который поржет над тем, как вы навернулись на ровном месте. И проблемы он не будет помогать решать, а скорее присоединится, чтобы идти с ними было веселее.
То есть однажды все равно наступит момент, когда нужно будет себя заставить сесть писать. И, более того, может такое случится, что в этот день вдохновение так и не придет.
Как почувствуете этот момент (первые звоночки будут уже после первой написанной четверти книги) стоит выбрать: пишете дальше или забрасываете и беретесь за новую идею? Рекомендую прислушаться к сердцу. Сердце для меня – это такая табличка в три столбика. Левый клапан: минусы решения. Правый клапан: плюсы решения. И его болезни, которые могут привести к смерти или искусственному дыханию, то бишь риски, их вероятность и критичность (сдохнете или еще немного поживете с болями в сердце). Я при помощи этой таблички не раз принимала решения.
Идти ли за печеньками, пока пишу книгу?
Плюсы: вкус, уменьшение углеродного голодания, сжигание 6 ккал с помощью прохождения пути до кухни.
Минусы: печеньки есть вредно.
Риски: Рассыпать печеньки на кровати (вероятность: низкая). Критичность: высокая (получу люлей от мамы).
Не вернуться из кухни (вероятность: высокая). Критичность: низкая (время писать еще есть).
Потерять из мыслей картинку для главы (вероятность: средняя).
В общем, пока я решала, риск потерять картинку случился. Так что главное – не увлекайтесь.
3. Вдохновиться на другую идею.
Попробуйте отвлечься и пообщаться с друзьями, почитать, посмотреть сериалы или фильмы. Иногда может так зацепить, что перебьет предыдущую идею фикс.
Например, когда я посмотрела комедию про дружбу любовниц, подумала, что однажды напишу роман, где жена и любовница бы дружили. И записала эту идею себе в копилочку. Так родилась идея “Стриптиз – не повод для знакомства”, хотя дружба жены и любовницы там совсем не основная линия.
Когда вышел первый сезон ведьмака, я посмотрела его на одном дыхании. Тогда же увлеклась игрой в Клуб Романтики, ветка “Рожденная луной” с Витей. Я подумала, что следующий мой герой будет седым, обожать чай и классические костюмы. С этого началась история “С Кощеем жить – злодейкой быть”.
Когда моя подруга рассталась с парнем, ей было очень тяжело. Только вот свои эмоции она выплескивала тем, что рассказывала мне варианты, как можно отомстить бывшему. Так появилась идея “Мести время, любви час”.
А после просмотра очередного Интернэшнла по Доте я написала “Киберспортсмен и недотрога”. Кстати, предсказала победу нашей команды, хотя один из комментаторов к книге говорил, что Россия никогда не выиграет Инт. Хо-хо-хо, не помню, кто ты, но выкуси.
Никогда не знаешь, что послужит толчком. Даже не идеей, потому что большинство начальных мыслей очень мало как остаются в будущем тексте, но любая мелочь может дать толчок для развития в нечто большее. Пусть даже все началось с цвета волос или чая.
Кстати, вы можете даже не заметить, с какого случая все началось, а понять уже после написания книги. Так после того, как я рассказывала лучшей подруге, о чем моя первая написанная книга, она мне и подсказала, что месть подозрительно совпадает с той, о которой она когда-то мне рассказывала, делясь мечтами.
4. Установить сроки или требования.
За что я останусь благодарна Litnet, так это за их жесткие рамки. Без сроков (120 дней на подписку, 200 дней между подписками) я бы никогда не писала так много и часто и уж точно не набила бы руку в писательстве столь быстро.
Возможно, вам стоит установить сроки или добавить конкуренции.
Договоритесь с другом писать вместе: типа коворкинга или мериться количеством написанных знаков. Поучаствуйте в писательском марафоне или международном nanowrimo. А сколько конкурсов на разных площадках самиздата! Добавьте публичности – расскажите своей аудитории, когда будет готова книга, чтобы отрезать себе варианты отхода. Хотя бы просто установите себе окончательную дату написания.
С первой книгой у меня было правило: “Писать десять тысяч знаков каждый день. Не ложусь спать, пока не напишу”. Я, конечно, цель поставила зверскую, так как тогда мой ребенок в сад еще не ходил и писала я по ночам. В тот месяц спала не более пары часов в день, но книгу-то дописала! Первую свою историю увидела завершенной. С учетом того, что я ранее сорок раз начинала истории и ни одной не закончила – можно понять всю ценность установленных рамок.
О важности писать каждый день и сроках я узнала на курсе Дарьи Донцовой. И не было инсайта полезнее за всю мою историю изучения писательства!
5. С помощью методик, которые будут ниже – создать идею и начать писать по ней, просто выполняя свою работу.
Вполне возможно, в процессе написания другой истории вы ей проникнетесь. Есть у нас, людей, одна особенность: мы начинаем ценить то, во что вложено больше сил. А если вы умеете управлять вдохновением – то будет еще легче.
И не бойтесь, что так и не полюбите свою книгу. Самые трудные дети – самые любимые.
Откуда брать новые идеи?
1. Заметки
Если вы так еще не делаете – немедленно начните! Все. Все-все-все. И еще раз, ВСЕ идеи записываете там, где вам удобно.
У меня это заметки в телефоне “Google keep”. Мне они нравятся, так как:
– Доступны на телефоне. А я блогер, поэтому постоянно хожу с гаджетом, чтобы вовремя заснять интересный контент или пообщаться с подписчиками.
– Все мои функции на мобильном. И будильник тоже. А значит, это гарантирует наличие заметок рядом сразу после пробуждения или перед сном.
– Они синхронизируются и с андроидом, и с яблоком, и на компьютере, и на макбуке я тоже могу их открыть.
Когда вы засыпаете, ваш мозг начинает работать немного иначе. В некоторых источниках это называется альфа-состоянием. В него еще можно впадать с помощью некоторых медитаций,поэтому если медитируете, тоже держите заметки рядом. Кайф этого состояния в том, что именно в нем легко рождаются классные идеи. Но минус – вы можете практически мгновенно их забыть, как только из него выйдете. Так что никаких убеждений самого себя: “Как же лень открывать глаза, вот проснусь и напишу идею. ТАКУЮ классную я точно не забуду”. Забудете!
После пробуждения из-за альфа-состояния (хотя оно не у всех с утра), а также из-за следующего пункта.
2. Сны
Я знаю несколько людей, чьи сны просто удивительны по своему содержанию. У меня самой сны, может, и не слишком мудреные, но очень яркие! Как минимум, записав свой сон, я потом легко смогу добавить в текст красивую картинку. А то и найти во сне полноценную идею для книги.
Необязательно из своего сна. Моя мама рассказывает, что в течение многих лет ей снился один и тот же сюжет. И настолько он реальный – она начала задумываться, а не прошлая ли это жизнь? Появляется сразу несколько идей для книги: сны, как прошлая жизнь со спиралью в существующую. В этой истории герой осознает, что повторяет ошибку раз за разом и пора сделать вывод из событий – или, наоборот, принять, что жизнь неуправляема, пора ей наслаждаться. Или: сны – как отдельная вселенная, с другой семьей. И однажды придется выбрать какую-то из них.
3. Ваша жизнь
Событие, которое произошло с автором или чувство, которое он особенно сильно ощутил, сделают историю только ярче и эмоциональнее. Более того, именно такие моменты строят самую глубокую связь с читателем. Пусть их только один процент, пусть событие или чувство послужило только толчком или зародышем идеи, пусть.
Изучая отзывы читателей, я обращаю внимание на то, какие эмоции вызвала книга и насколько те были сильными. По моим наблюдениям, самую яркую отдачу вызывают книги, в которые я вложила немало из своей жизни. Читатели отмечают высокую эмоциональность тех событий, где мною прекрасно понимаются чувства героев, так как сама я их однажды испытала настолько, что никому не пожелаешь или, наоборот, дай бог их почувствуют все.
Но, к сожалению, со всем, что касается реальности и жизнеподобности – стоит быть особенно внимательным в поиске вещей, что “за гранью”. Например, излишняя жизненность может сделать историю скучнее или менее веселой для комедий.
Кроме того, многие вещи, произошедшие в реальности, будут казаться нереальными в книге. Это забавно иногда получать комментарии читателей “такого не могло бы произойти!” к моментам, которые взяты из жизни.
Ваша задача – откорректировать так, чтобы в эту историю читатель поверил.
Например, в “Киберспортсмен и недотрога” я сделала главную героиню таким же топографическим кретином, как я сама. Историй того, как я заблудилась – множество. Выбрала одну из запоминающихся и записала в заметках:
“Родители отправили меня за хлебом, показав магазин из окна. Найти указанный оказалось несложно. Но когда я повернулась к дому, поняла, что их три. И какой из них тот, в котором мы жили вот уже четыре дня с родителями – я не помню.
Прошлась мимо каждого, но не вспомнила, какой же тот самый. Единственная ассоциация с подъездом – это лифт. Он старый, решетчатый, и дверь закрывается пассажиром самостоятельно. Весь потолок лифта покрыт огромным количеством жвачек. Причем настолько сильно он облеплен, что цвета и не видно. Когда я ехала в нем впервые, меня сильно трясло. Я боялась любых лифтов, этот же навевал настоящий ужас, поэтому я его и запомнила.
– А ты знаешь, что этот лифт держится на жвачках? Если отклеить одну – то лифт упадет, – сказал отчим и потянул руку вверх. Я тут же повисла на его конечности, не давая ему совершить ужасное – открепить одну из тысяч жвачек. Да, мой ужас был не согласен даже на такой риск.
Именно это я и вспомнила, шагая вдоль домов. Тогда, начав внедряться в каждый подъезд, я выискивала способ проскочить через входную дверь в целях проверить, какой же там внутри лифт. Нашла свой я только через три часа. Об этом мне сообщили взволнованные родители”.
Для истории мне пришлось все значительно упростить. Потому что “поиск дома по жвачкам на лифте” – это не то, во что готов поверить читатель, как бы реальна не была эта ситуация.
Как найти истории из жизни?
Воспользуйтесь генератором случайных слов (или попросите кого-то называть случайные слова) и вспомните на каждое из них историю, которая первая приходит в ассоциации с этим словом. Делать это нужно мгновенно, не задумываясь – вылавливайте первую мысль и начинаете говорить или записывать, пока история не вспомнится (обычно хватает одного предложения). Переходите к следующему слову. На каждое не более одной минуты.
Затем, после десяти слов ,не меньше, так как в этом задании нужно время войти в поток, можете остановиться и выбрать себе на заметку парочку интересных историй. Потом у вас будет багаж жизненных событий, чтобы добавить их в книгу (это сделает сюжет более живым), написать пост-историю в блог или рассказать в серии сторис.