banner banner banner
150+ ошибок писателя
150+ ошибок писателя
Оценить:
 Рейтинг: 0

150+ ошибок писателя


Об этой привычке достаточно информации в интернете. Если кратко – каждое утро писать абсолютно все свои мысли. Это расслабляет, вы привыкнете не бояться писать какой-то бред.

Страх завершить книгу

Симптомы: застопорились на середине, хочется начать новую историю, другая идея кажется круче, герои и мир надоел. Иногда наоборот: книга кажется прям пушка-бомба (инстинктивная защита), хочется о ней всем кричать, но писать ее дальше все равно трудно.

Это к вам приходит первое понимание, что однажды вы книгу допишете , и уже сейчас видно, что она получится совсем не такой, как вы задумали. Не такой хорошей, яркой, интересной, захватывающей, неожиданной, и что там еще подскажет вам мозг в страхе. Или же дальше вы не видите пути, как не потерять в книге уровня напряженности.

Способы борьбы:

1. Если у вас еще нет плана – напишите его. И жестко ему следуйте, пока не почувствуете, что отпустило. Просто, как за любую работу или экзамен, садитесь за книгу. Заставляйте, уговаривайте, угрожайте себе, но садитесь. Какие бы оправдания себе не находили.

2. Если с планом совсем никак – так же заставляйте себя писать хоть что-то. Не волнуйтесь, во время редакции лишнее и самое ужасное вы обязательно удалите.

3. И ни в коем случае никому не отправляйте эту книгу на прочтение! Высока вероятность, что после вы ее так и не допишете. Потому что вам сейчас противопоказаны как сильные восторги, так и любая критика незаконченного произведения. Соответственно, если вы знаете за собой такой страх, то не пользуйтесь сервисом подписок или выкладкой черновиков, пока не почувствуете, что преодолели срединное болото. Естественно, это временная мера, пока вы не привыкнете объективнее реагировать на свое творчество. Или если поймете, что этого страха у вас нет, а дело в другом.

Страх критики

Симптомы: Вам тяжело писать концовку книги, выкладывать ее публично, ставить на нее высокую цену, вы вслух принижаете свое творчество: “Ой, да ерунду какую-то написал”, “Я ужасно пишу”. Или, наоборот, другая крайность, в которой считаете, что произведение – новая ступень в культуре и творчестве. Пишете в стол. Боитесь публичности.

Проблема может быть связана с прошлым страхом; и там, и там играет роль чувство самозванства и необъективный взгляд на собственное творчество. Разница в публичности. Если произведение еще не дописано, а вы уже получили критику, то какова ваша реакция? Поплакать в уголке и смиренно себе напомнить: “Я действительно дерьмовый писатель” – это ближе к страху завершить произведение. Если вы объясняете критикующему, что он все не так понял, или говорите ему: “Да, ты прав, книга – говно” (хотя он мог про говно ничего и не говорить), то это уже, скорее всего, страх критики.

Вы заранее закидываете историю грязью, чтобы не смогли осудить.

Или даете ей высочайший статус, чтобы не имели права судить, мол “ничего вы не понимаете, посредственности”.

Мы так нередко делаем и с самими собой, когда боимся критики: “Пофиг, я богиня” или “Да, я плохой, глупый и необразованный”, – тогда у критикующего не будет и шанса что-то добавить. Или же действуете по правилу “лучшая защита – это нападение” и разъясняете, как тролль не прав. Хотя он уже сделал свои выводы и поздно что-то пояснять. Или же обвиняете критикующего в глупости, внутренней говнистости – даже если это правда, – как будто он проникнется.

Что же делать при страхе критики?

1. Первое время позволяйте себе писать в стол.

Если вы написали одну книгу, ее разнесли, и вы в ней разочаровались – вернуться в строй будет сложно.

Другое дело, когда у вас уже 3-4 книги, вы уже привыкли писать, знаете свои основные слабые и сильные стороны, выбрали стиль. И уже не так важно, что скажут критики. Даже если вы сильно расстроитесь, по крайней мере вряд ли бросите любимое дело.

К тому же позволить себе писать в стол – это не значит не выкладывать свое творчество. Просто, пока пишете книгу, вы себе говорите, что создаете ее для себя и мамы. А потом, когда завершите историю, можете изменить свою точку зрения.

Минус этого способа – он решает проблему “как дописать”, но никак не помогает бороться со страхом.

2. Знайте свою целевую аудиторию, то есть тех, для кого пишете.

Если вы пишете триллеры, это ок – не понравиться ценителям любовных романов с хеппи-эндом. Если вы предпочитаете юмор ниже пояса, это ок, что ценители классики, зануды и дамы за шестьдесят вас “разнесут”.

Если вас критикуют читатели не из вашей ЦА – это значит, у вас отличная книга! Так что данный пункт обязателен.

Как узнать, какая у вас целевая аудитория? Если никогда не увлекались маркетингом и не читали книг о рекламе, то, наверно, самые простые способы – это описать себя как читателя или задать себе вопрос: “А кому моя книга может понравиться? Сколько лет этому человеку, какого он пола, чем занимается? Как зовут?”, – и представить его перед глазами. Да, по сути, определение ЦА – это создание еще одного героя. Героя, который будет читать вашу книгу.

Вообще понять свою ЦА (целевую аудиторию) нужно всем, но если некоторым иногда достаточно просто жанра, то тем, у кого страх критики, требуется заглянуть гораздо глубже. Будет легче вычеркивать из своих эмоций отзывы тех людей, кому изначально и не должна была понравиться книга.

3. Создать свою тест-группу, чьему мнению вы доверяете.

Например, у меня в бетах есть девушка, которая предпочитает книги от лица мужчин, желательно без любви. Я спокойно отношусь к ее критике, так как мои книги – это любовные романы, ясно, что она – не моя целевая аудитория. Но с помощью своего опыта она хорошо замечает логические несостыковки в созданном мною мире. Остальные же шесть человек любят мое творчество изначально, а, значит, я по крайней мере избегу совсем уж крайних суждений а-ля “автор, сломай себе пальцы и больше не касайся клавиатуры или ручки”. К тому же девочки в процессе написания меня поддержат, помогут исправить глупые ошибки и поделятся эмоциями от книги. После них уже вся критика не страшна. Они, как маги-защитники, колдуют на меня щит, помогающий откидывать бросаемые в мою сторону какашки.

Найдите и вы свой щит.

4. Время и критика

Некоторые страхи лечатся, когда вы сильнее в них погружаетесь. И, если вы выстоите и не забросите свое дело, то однажды все негативные отзывы уже не будут вас так сильно задевать, как это было раньше. На последний комментарий, в котором разносили мою героиню, я ответила: “Полностью согласна, меня тоже бесила эта нытик. И если вы с ней провели всего пару часов, то представьте, каково мне было с ней взаимодействовать несколько месяцев?” К слову, вот еще пара методов, помогающие мне безболезненно переживать критику:

5. Не любите своих героев

Кроме того, что когда любишь и жалеешь героя, ему сложно создавать новые проблемы и конфликты, так потом еще и обидно, когда говорят про него всякие гадости! Так что я всегда даю своим героям какую-то противную черту, которая мне самой не нравится. А иногда даже ненавистную.

К примеру, моя первая героиня Ольга из “Мести время, любви час” – мстительная. Никогда не понимала смысла мстить, когда сильнее вредишь самому себе, а ведь можно было бы в это время заняться собственной жизнью. Такие люди нередко кажутся мне недалекими, как минимум у них явно слабо развито стратегическое мышление, я уж молчу об неадекватности и нежелании понять чужую точку зрения. Так что негативные отзывы на первое мое произведение вызывали только усмешку.

А Люда из “Стриптиз – не повод для знакомства” – алкоголик. Она каждый день пьет вино. А я считаю алкоголизмом даже выпивку раз в неделю, впрочем, ученые тоже. Проблема в том, что у меня среди родственников есть те, кто бил своих жен и детей по пьяни. И даже человек, который убил своих родителей из-за этого. История про Люду помогла мне самой поработать над неприятием пьющих людей, то есть над травмой детства. Да еще и кто бы что ни сказал про Люду плохого в отзыве – я это переживу.

А вот критику на Снежку из “ С Кощеем жить – злодейкой быть” мне было уже тяжело перенести, так как для меня, несмотря на все свои недостатки, она – образец для подражания. Не лезет на рожон, дипломатичная, с высоким эмоциональным интеллектом: поплакала – и в бой. Я бы хотела на нее походить.

6. Не давайте героям прототип

Я только одному герою выдала полноценный прототип. Это Вася из “Киберспортсмен и недотрога”. Он списан с шестнадцатилетней меня.

Не дай бог кто обидит в отзыве Васю…

В общем, больше я этой ошибки не совершаю. Прототипов у моих героев нет, только даю им какие-то отдельные свои черты. Так Снежка – плаксива, Люда ненавидит грибы, Настя теряется в трех соснах, Ольга обожает свою работу, а Рика любит покопаться в себе и поныть.

Страх публичности и страх отказов

Симптомы: У вас уже есть книги, но вы их не отправляете в издательства. Пишете в стол. Не пользуетесь сервисом подписок. Не рекламируете и не продвигаете свои истории разными способами. Не ведете блог или авторскую группу, а если и ведете, то там нет никакой личной информации.

Что делать? Примерно то же, что и с критикой, но уже нельзя себе позволять писать в стол.

Пробовать. Получать отказы, расстраиваться, плакать и снова получать отказы, ловить комментарии троллей, злиться, блокировать и снова рекламировать свои книги, писать посты или снова реветь в подушку. Пройти через этот негативный опыт, чтобы понять… а ничего страшного-то не случилось. И этот опыт вовсе не негативный, как казалось в начале. Отказало три издательства, а четвертое – приняло. Или хотя бы поржали с подписчиками над ситуацией. Просмотры книг растут, подписчики тоже, книгу кто-то да купил, а гадости в комментах уже забыли. Оказывается, все равно никто не сравнится с ядовитостью вашей тетушки.

Выгорание

Конечно, я не смогу всеобъемлюще рассмотреть этот вопрос, так как он огромен и завязан на множестве причин, обычно не касающихся самого процесса писательства. Существует множество книг, посвященных данному вопросу. И для писателей тоже, как, например, Кендра Левин “Одиссея писателя”, которую я могу посоветовать почитать тем, кто находится в выгорании. А так же сказать, как действую я сама в его случае.

Искренне считаю, что это крайняя стадия, буквально кричащая: пора остановиться и прекратить себя насиловать.

Я даю себе перерыв, но, чтобы не потерять привычку писать, – берусь за другой проект, совершенно иной направленности. Об этом я позже расскажу подробнее, когда коснусь вопроса привычек.

Если даже посты и утренние страницы вызывают тошноту, то здесь вам пригодится отличный совет, который я услышала однажды от Маргариты Блиновой на посиделках в кафешке:

“На определенный строго оговоренный период времени я запрещаю себе писать вообще. И даже если очень захочется сесть за рукопись, я себе не разрешаю. Тогда к концу этого отдыха голова переполнена идеями, и пишу с огромным энтузиазмом”.

В общем, иногда стоит отпустить себя и послать все свои планы к Кощеевым яйцам у утки в том самом месте.