Книга 150+ ошибок писателя - читать онлайн бесплатно, автор Марина Бастрикова. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
150+ ошибок писателя
150+ ошибок писателя
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

150+ ошибок писателя

Ошибка 14. Много местоимений

Я часто грешу своей такой ошибкой, в моих текстах нередко я излишне использую местоимения, хотя мне каждая вторая моя книга по писательству в моей библиотеке говорит так не делать.

Хотите в меня плюнуть уже из своего искривленного раздражением рта?

Я тоже хочу.

Вывод: убирайте местоимения везде, где это только можно сделать без потери смысла.

Ошибка 15. Вводные

Итак, следовательно, значит, напротив, наоборот, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, кроме того, сверх того, прежде всего, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, разумеется, как водится, выходит, получается…

Они, бывает, раздражают не меньше местоимений. Нет, отказываться от вводных нельзя, иногда они создают очень важные акценты, логические связки и имитируют разговорную речь. Но стоит этот момент отслеживать, так как легко увлечься. Да-да, вы уже могли заметить, что я грешу этой ошибкой тоже. Впрочем, если бы не грешила, то и не появилось бы здесь такой ошибки вовсе.

Ошибка 16. Скобки

О, как я их люблю (и как ненавидят читатели)! Еще один камень, о который они спотыкаются. Давайте от скобок избавляться во всех местах, где это возможно.

Ошибка 17. Уточнения

То же, что и скобки, о которых я говорила в предыдущем пункте — разрывают поток предложения.

Ошибка 18. Усилители

“Максимально”, “крайне”, “абсолютно”, восклицательные знаки: ! (!!!) используйте крайне редко, чтобы их ценность в тексте была значимой.

Не используйте абсолютно везде усилители! Чем их больше – тем меньше их значимость! При крайней приверженности усилителям, акценты не только потеряют свою эмоциональность, так еще и начнут раздражать!!!

С частым употреблением уменьшительно-ласкательных – тот же эффект.

Ошибка 19. Уменьшительно-ласкательные

Держите свои ручки подальше от приятненьких дополнюшечек в виде маленьких и нежненьких суффиксиков, ладненько? Вытрите щечки от слезок, иногда в диалогах, чтобы передать особенность речи или для акцента на нежности и мелкости – можно.

Ознакомиться с этой ошибкой можно в моей книге “Мести время, любви час”, ибо во время редактуры я еще игнорировала эту ошибку.

Ошибка 20. Отглагольные

Если возможно, замените отглагольные на глаголы. Так текст станет понятнее, живее и читабельнее. Поменьше “делания”, побольше “делать”.

Вместо: приготовление блинов – приготовить блины;

Вместо: осуществление плана – выполнить план;

Вместо: развитие магии – тренировать магические силы.

Самое ужасное, когда отглагольные обрастают падежами и другими сорняками, превращаясь в то, что можно прочитать в некоторых законах. Например: “учитывать мероприятия плана при формировании и осуществлении муниципальных планов реализации государственной семейной политики”.

Заменяйте или просто почаще используйте глаголы действия.

Ошибка 21. Страдательный залог

Заменяйте пассивный залог на активный.

“Ее ударили” лучше заменить на “Он ее ударил”, второй вариант сильнее, эмоциональнее и понятнее.

Ошибка 22. Абстрактные понятия

Абстрактные понятия из разряда: политика, экономика и силы лучше не использовать как подлежащее.

По возможности ищите конкретное и реальное выражение, например: животное, человек, группа людей.

Главный вопрос, который помогает в уменьшении этой ошибки:

– Кто совершает действие?

Например, “Политика этой страны ужасна” лучше заменить на: “Закон о равенстве между женщинами и мужчинами не принят”, “Полиция не поймала маньяка Душителя из-за сложной бюрократической системы государства”.

А вместо: “Плохая экономика” лучше: “ Никто из моих одноклассников не смог найти работу, тогда как цены растут”.

Исправление этого момента еще и поможет с решением ошибки, в которой автор указывает, что читателю думать. Пусть он сам поймет факт – политика той страны ужасна, а экономика – плоха.

Ошибка 23. Общие понятия

Общие понятия, как и все абстракции, лучше конкретизировать.

Дурацкая книга Марины Бастриковой.

Дурацкая = книга, которую закрыла на второй странице/выкинула из окна/сожгла под ритуальные песнопения и пляски.

Подруга рассказала забавный случай.

Когда подруга мне рассказала тот случай, я из-за смеха пролила чай мимо кружки.

Экономика страны ухудшилась (здесь сразу и абстрактное, и общее понятие есть).

Теперь я за 100 рублей покупаю одну булку хлеба, а раньше могла еще и мороженого купить на всю семью.

И вообще, если одно слово можно заменить на другое более конкретное – заменяйте. Если три описания объединить в одно – аналогично.

Вместо “магазин” – “Пятерочка” или “Магнит”.

Вместо “оружие” – “дробовик” или “винтовка”.

Так звучит сильнее. И картинку легче представить.

Так звучит легче и понятнее.

Ошибка 24. Сомнение и неточности

“Около”, “примерно”, “наверно”, “думаю”. Обычно из контекста понятно, что мысли героя не являются абсолютным фактом, постоянно пояснять это не нужно. Мы ведь когда думаем, редко используем в мыслях подобные категории.

Зато их можно сколько угодно добавлять в диалоги персонажа, который не уверен в себе.

Ошибка 25. Выбранные слова не соответствует месту и времени

Советские штампы в диалогах и мыслях современной молодежи будут смотреться нелепо. Все эти: товарищи, нешуточные страсти, великий и могучий русский язык, не ровен час и так далее.

А у фентези мира, не отличающегося развитием техники, будет странно, если герой “автоматически повернется на голос”. Ибо ничего связанного с автоматизацией в этом мире нет, значит, и слова такого не существует.

Еще одна из причин, почему авторам легче браться за попаданца из нашего мира – не нужно отслеживать эту ошибку.

Ошибка 26. Дефисные

Кое- , -либо, -то, -нибудь и другие как-либо или кое-как использованные могут как-нибудь создать излишнюю напряженность кому-то из читателей и усложнить понимание текста.

Ошибка 27. Мало газа

Описания – это тормоз. Диалоги и действия – это газ.

Не надо изображать Толстого (ударение ставить на своё усмотрение) и описывать дуб на несколько страниц. Мне, как читателю, пофигу большинство вещей вокруг, если они никак не раскрывают героя или сюжет. А как выглядит хоть дуб, хоть одежда фентези мира представить довольно легко в наш век кино, игр и интернета.

Так что вместо прилагательных пусть лучше будет действие. И не важно, пишите вы книгу, письмо начальнику или просите у мужа шубу. Действие будет понятнее и яснее.

Вместо “У нас маленькие зарплаты” лучше “Прошу повысить мне зарплату на 10 %, чтобы она соответствовала рыночному уровню”.

Вместо “Что-то сегодня холодно” лучше “Дорогой, купи мне, пожалуйста, вот эту шубу”.

Ошибка 28. Клише

Избегайте клише, они стопорят.

Боитесь, что подберете метафору тоже стопорящую?

Лучше я споткнусь на “быстрый, как мой бывший”, чем на “быстрый, как ветер”. Еще лучше: просто удалите и оставьте “быстрый”. Почему? А это уже будет ошибка сравнений и метафор, о которой мы еще поговорим.

Ошибка 29. Использовать только 1-2 органа чувств

Ранее ученые утверждали, что все мы делимся на аудиалов, кинестетиков и визуалов. Потом оказалось, что доказательная база у этого исследования так себе, но и опровергнуть его еще не удалось.

В любом случае, осознанно или нет, какие-то органы чувств мы развиваем сильнее, какие-то меньше, но пользуемся (если нет физических проблем) ими всеми.

И для полной картинки не забывайте ни об одном из них.

Ведь писателям свойственно обращаться к любимым органам чувств – будь то язык ощущений или то, что видят глаза, или воспринимается ушами.

Вкус и обоняние тем самым забывается.

Это совершенно нормально, мы все разные, кому-то проще воспринимать информацию на слух, кому-то легче запоминается глазами, а кому-то важнее пощупать. Но учитывайте, разные и читатели. И чтобы прочувствовать могли все, используйте разные органы чувств.

Запахи, картинка, вкус, текстура, звучание…

Не обязательно напрямую, вот примеры звучащих, зрительных или ощутимых слов:

Слова, затрагивающее звучание:

Голос, не говори, послушайте, я услышала, обсуждать, ругаться, чавкать, шуметь, усиливать, идея звучит заманчиво, молчаливый, я рада была услышать, неслыханный, тишина, эхо, ритм, громкий, благозвучный…

Слова, затрагивающие зрение:

Смотреть, подсвечивать, заметить, описывать, наблюдать, казаться, увидеть, зелень, разноцветный, маленький, широкий, картина, видишь, на первый взгляд, как видите…

Слова, затрагивающие ощущения:

Схватывать, чувствовать, мягкий, весомый, спокойный, теплый, ощущать, касаться, гибкий график, переживание, чувство, тяжесть, нагрузка, прочный, хороший нюх, ароматный…

То есть, если хотите добавить звуков в книгу, можно и просто заменить “увеличить” на “усилить”. Но прям сильно пока не заморачивайтесь, вы в будущем соберете читателей, которые воспринимают информацию примерно так же, как вы (например, скорее визуально).

А добавлять чуть больше органов чувств можно будет уже потом: в целях расширения аудитории.

Ошибка 30. Нет разбивки однотипного

Огромный поток описаний требует разбивкой диалогами, а страницы диалогов – описаниями. Но не только. В большом количестве может надоесть или разонравиться все что угодно.

Если воспоминания внешние (рассказываются кем-то), то разбивайте внутренними ощущениями. Если внутренние (монолог), то разведите внешними событиями.

Если подряд несколько длинных предложений, добавьте короткое (и наоборот).

Пусть текст выглядит красивым, ритмичным и не утомляет читателя.

Ошибка 31. Повтор слов с единым значением

Имеется ввиду, что если убрать одно из этих слов, смысл не изменится, так как они в данном контексте – синонимы.

например: “Глупая курица”. Если просто сказать “Курица”, будет понятно, что имеется ввиду глупая. Или “Глупая” также опишет тугодумность.

Ошибка 32. Думать, что уровень знаний и опыта у читателя тот же

Использовать термины, редкие слова и что-то утверждать, не ведя к этому сюжет. Мне очень нравится, как об этом говорится в книге Криса Андерсона: “Ted-выступления. Слова меняют мир”. Ниже небольшая выдержка оттуда по теме “проклятие знания”:

“Мы настолько привыкаем к какой-то теме, что кажется остальные ее видят так же. Трудно вспомнить каково это – НЕ знать. А чтобы доносить мысль – придется.

Объяснение сложных знаний строить по схеме:

1. Связать с текущим состоянием;

2. Разжечь любопытство;

3. Привести концепции одну за другой;

4. Использовать понятные метафоры;

5. Привести примеры;

Усиливайте молчанием.

Описывайте доступным языком (без интеллектуального языка и технических терминов)”.

Ошибка 33. Ставить себя выше читателя

Продолжу идеей из той же книги:

“Смотрите, чего мы достигли” меняйте на “Смотрите, как это интересно”.

Не пытайтесь показать, как вы умны, сосредоточьтесь на том, чтобы текст был интересным и легким. Так вы сразу автоматически избавитесь от множества ошибок из этой главы.

Ошибка 34. Прилагательные и наречия

Уставшая, утомившаяся я за небольшим золотистым компьютером пишу об этом, так как хочу, чтобы авторы убирали все эти витиеватые, сложные и красивые слова, отвлекающие от основного, наиважнейшего и ценного смысла.

То бишь…

Если можно наречие или прилагательное заменить на глагол – меняйте.

Ошибка 35. Восклицательные знаки!

Пусть сюжет и ситуация покажут читателю всю эмоциональность происходящего, а не восклицательные знаки! Чтобы они не потеряли своей значимости, употребляйте их как можно меньше!

Как и … троеточие в качестве паузы… может приесться… ведь паузы и многозначительность тоже, бывает, обесцениваются.

Да вообще, обратите внимание на любимые фильмы. В какой момент вы понимали, что герою реально плохо, глубоко чувствуя его переживания? Когда верили? Были бы эти фильмы лучше, если записали бы фоном, как режиссер рыдает над ними? Было бы лучше в “Спеши любить”, если бы герой ревел в три ручья? Или “Мальчик в полосатой пижаме”? Мне кажется, мы все прочувствовали, еще даже не видя реакции на события, ведь они и так были сильными.

Выводы

– Конкретное лучше абстрактного,

– Лучше привычное, чем экзотическое,

– Короткое лучше длинного,

– Лучше активно, чем пассивно,

– Лучше без того, обо что можно “споткнуться”,

– Лучше скупо, чем цветисто,

– Лучше действия, чем наречия, прилагательные, отглагольные и так далее,

– Ясность и легкость превыше всего.

Задания

1. Возьмите любой ваш текст на одну страницу. Если его нет – напишите о чем угодно из вашей жизни. Одну копию возьмите на редакцию, а другую – сохраните в отдельный файл.

2. Прочитайте его ровно столько раз, сколько в этой главе ошибок. То есть 35 раз. И каждый – ищите одну из этих тридцати пяти ошибок (только ее!). Постарайтесь исправить.

3. После всех изменений прочитайте новый вариант и оцените, стало ли яснее и проще. По возможности попросите кого-то из друзей прочитать оба варианта и спросите, какой текст было легче читать, проще понять?

Ошибки в героях

Ошибка 36. Герой непонятен и не близок читателю

В идеале, читатель видит в герое или легко может представить на его месте себя. А если такой возможности нет, то рядом с ним должен находиться кто-то, на месте кого представить себя легче. Например, Холмс без Ватсона не зацепил бы читателей. Так как Джон – близок и понятен, в отличие от Шерлока.

Ошибка 37. Топить в обстоятельствах

Здесь так же, как и с ружьем Чехова, идея которого в том, что если на сцене лежит ружье, то оно должно выстрелить.

Когда я читаю о каком-то персонаже, его имени и истории, то забываю о главных героях и теряю линию основного сюжета. Отвлекаюсь на него, устаю. А если еще и эта поданная мне информация не пригодится, испытываю сильное разочарование. Зачем, автор? Мне же это знание так и не пригодилось.

Ошибка 38. Непонятно, где герои и что они делают?

Следите за тем, чтобы, несмотря на все ваши усилия, не совершать других ошибок, которые вы прочитали в этом сборнике, подлежащее и сказуемое стояли рядом, а не разрывались набором уточнений, вводных и обстоятельств.

А за описаниями причин и воспоминаний на несколько абзацев, читатель не забыл кто, где находится и что делает.

Ошибка 39. Злодеистый злодей

Все злодеи были детьми. Милыми карапузами. А еще у них – мамы, которые их любили. Они не появились сразу ужасом во плоти. У них есть своя история, мотивация, желания и мечты. И никто не считает себя злодеем.

Однажды я прочитала книгу психолога, который исследовал маньяков. И знаете, какой мотив у всех них? Любовь, справедливость, очищение. Прекрасные побуждения, но вот действия…

С того момента я и поняла, что в людях буду оценивать в первую очередь их поступки, а не истоки поступок. Раз уж маньяк, зверски убивший двенадцать человек, делал это во имя справедливости… да еще и какие красивые речи загонял про то, как он прав!

Это же я перенесла на выбор своего мужчины, подруги, окружения, главных героев и… злодеев.

Главные герои могут, как Скарлетт О’Хара, быть эгоистами, но в итоге совершат много хорошего.

А злодей – с чувством справедливости и даже любви, но в итоге сделает много зла.

Возможно, знания из книги про маньяков помогут и вам.

А если нет, все равно помните, что когда-то ваш злодей был милым карапузом, и образ антагониста станет полнее, если он будет воплощать в себе что-то доброе.

Да, может захотеться пойти по простому пути и сделать злодея просто безумцем. Такое бывает в жизни, но редко смотрится интересно в художественной литературе. Даже безумцы, как Джокер или Пила должны обладать своим собственным кодексом.

Ошибка 40. Белый и пушистый герой

Как злодеи видят в себе что-то положительное (глава: Антагонисты), так и Герои не белые и пушистые. А если белые и пушистые, то читатель на десятой странице блюет радугой. Добавьте им хоть что-то плохое или даже черненькое. История – это не пианино. История – это черно-белая фотография. И там не так уж много чисто черного и чисто белого.

Единственная слабость, которую я себе разрешаю – это создавать в романе почти идеальных главных героев (с высоким эмоциональным интеллектом и финансовой стабильностью). Просто потому что иначе я не поверю, что эти двое смогут жить долго и счастливо. Особенно после того, как у них появятся дети. А мне хочется подарить читательницам веру, что они достойны счастья и что свою любовь может найти любая из них, какой бы гадкий характер у нее не был. И пусть девушка – плакса или саркастичная стерва, недотрога или хамка, не умеет готовить и теряется в трех домах – все равно ее могут любить. Просто пока она в это не поверит, этого может и не случится.

И то, все равно в каждом герое есть своя дебилинка. Вот у вас же есть любимый человек, неужели в нем ее нет?

Ошибка 41. Персонаж не раскрывается через действия и диалоги

Вы просто ставите читателя перед фактом: смотрите, он хороший и добрый. Лучше пока вообще не употребляйте определения про характер персонажа. В принципе. От привычки оценивать героя нужно немедленно избавляться. В идеале дайте читателю самому решить, какой герой.

Что же делать?

– “Персонаж должен показать себя” (цитата из книги: “Спасите котика”);

– Вынесите его несовершенства на поверхность, он не должен быть идеальным;

– Показывайте персонажа через диалог. Во время написания диалога спрашивайте себя: “Что это говорит о персонажах? Соответствует ли это их образам?”.

– Говорите, что ваш герой хороший и добрый через другого персонажа книги.

– Проще всего добавить информацию в период отдыха читателя, например, в шутливые беседы и посиделки, так как обычно в них есть возможность отвлечься от текущей ситуации и повытворять что-то для раскрытия характеров героев.

Ошибка 42. Уделить все свое внимание сюжету

Читатели лучше запоминают ярких персонажей, чем яркий сюжет.

Герой – вот на чем держится история.

Какой бы крутой история не была без героя, сколько бы меда в бочку вы не добавили, если кинуть туда говно, то этот мед сильно упадет в своей гастрономической привлекательности.

Читатель готов простить многое, но не скучного персонажа.

Герой – это машина, сюжет – это окружающая среда. Персонажи двигают историю, но насколько ровным будет асфальт – зависит от сюжета.

Ошибка 43. У персонажа нет четкой цели

У персонажа должна быть цель. Это усиливает все события.

Цели бывают, как открытые (осознаваемые героем), так и скрытые.

Например:

– В “Мести время, любви час” открытая цель – отомстить бывшему. Скрытая – найти свою любовь, принять себя.

– В “Киберспортсмен и недотрога” открытая – найти жилье и работу. Скрытая – обрести уверенность в себе.

– В “С Кощеем жить – злодейкой быть” открытая – выбраться из тюрьмы. Скрытая – найти любовь и друзей.

– В “Стриптиз – не повод для знакомства” открытая – найти мужа. Скрытая – обновление.

– В “Дочери Сварога” открытая – спасти сестру. Скрытая – начать уже жить своей жизнью.

– В “Двое из ларца прячут мертвеца” у Рики открытая – не быть пойманной стражей. Скрытая – быть пойманной стражей.

– В “Академии Идиотов” открытая – выжить. Скрытая – жить счастливо.

Если цель скрытая, постарайтесь, чтобы читатель о ней догадывался. Это нужно для большего напряжения и волнения за персонажа. Или, как вариант – неожиданно раскрыть в конце, что все это время герой шел не в ту сторону, а ему нужно совсем другое. Но, если читатель ранее не догадывался об этом, то тут легко разочаровать.

Примеры:

Какие могут быть открытые цели:

– спастись, выжить;

– найти дом;

– завоевать свою любимую(ого);

– новая работа;

– изменить свой статус;

– выбраться из западни;

– финансы, приз, важный предмет;

– завершить (переезд, развод);

– наладить отношения;

– отомстить.

Какие могут быть скрытые цели:

– понять, что такого есть особенного в себе самом;

– принять себя;

– стать добрее;

– пережить кризис среднего возраста;

– новый старт, обновление;

– понять, что дети – это не обуза;

– смирение с чем-то;

После установления цели желательно персонажу выдать черту характера, которая будет мешать ее исполнить.

Примеры из моих книг:

– Мстительность Ольги из “Мести время, любви час”мешает ей наладить отношения.

– Скрытность Игоря затягивает конфликт с Олей и приводит к противодействию персонала в раскрытии махинации.

– Фобия Насти из “Киберспортсмен и недотрога” не позволяет ей приближать к себе людей и создает сложности как в поиске работы, так и в обретении уверенности в себе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Сторителлер = тот, кем вы хотите стать (писатель режиссер, поэт, блогер или еще кто, создающий истории).

2

Этот пункт и некоторые другие только для определенных жанров.

3

Это состояние мозга везде называется по-разному: альфа-состояние, состояние транса, дефолт-система мозга, mind-wandering

4

По словам Профессорского Калифорнийского университета Г. Марка. Если хотите изучить подробнее, посмотрите на исследования о многозадачности в Лондонских университетах. А еще эксперимент, который провели Роберт Роджерс и Стивен Мэнселл. Исследование, проведенное Джошуа Рубинштейном, Джеффри Эвансом и Дэвидом Мейером. И статьи, которые написал ученый Стэнфордского университета Клиффорд Насс.

5

Якори – это то, на что наш мозг закрепляет какие-то чувства или любую особенность работы мозга. Например, если вы ощутили запах духов, товы можете почувствовать грусть, даже не помня почему. А всёе дело в том, что эти духи были у бабушки, смерть которой вы тяжело перенесли.

Или, услышав музыку, почувствовать подъем настроения. Опять же, вы можете уже даже не помнить почему. Или вообще не отметить тот факт, что именно она играла в какой-то ваш особенно счастливый день. Или даже просто быть похожей, например, по ритму.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги