Книга 150+ ошибок писателя - читать онлайн бесплатно, автор Марина Бастрикова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
150+ ошибок писателя
150+ ошибок писателя
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

150+ ошибок писателя

4. Читатели

– Отзывы

Иногда в поиске вдохновения, я прохожусь по отзывам на мои книги. Оттуда я нередко беру новые идеи. Хотя с этим стоит быть осторожным, если вы тяжело переносите критику.

– Комментарии

Когда я писала “С Кощеем жить – злодейкой быть”, то сделала немало сюжетных добавок из комментариев к книге в процессе. Появились новые имена, события и даже персонаж.

– Прямые просьбы

В истории “Стриптиз – не повод для знакомства” моя героиня в одной из глав должна пройтись по неудачным свиданиям из Тиндера. Вот только дело в том, что сама я по ним побегать не успела. Мой первый парень – мой муж до сих пор. Мы вместе с 2008 года. Ну откуда мне взять не только опыт, но и вообще идеи?

Я вышла в сторис с просьбой к моим подписчикам рассказать свои самые неудачные свидания.

В итоге эта глава вышла одной из наиболее смешных и любимых у читателей! А могла бы оказаться полным провалом.

Поэтому не стесняйтесь просить свою аудиторию о чем-то конкретном. Новая идея книги, какую они хотят расу или профессию героя… что угодно.

5. Конкуренты

– Тренды

Если у вас нет идей или вам все равно какую брать – выберите популярную. Это можно сделать, пройдясь по разным площадкам самиздата или по топовым книгам в бумаге или электронке.

– Идеи

Однажды я прочитала книгу: “Профессия: ведьма”. Мне тогда было двенадцать лет. С тех пор я искала книги, похожие по стилю на Ольгу Громыко с ее рыжей ведьмочкой. После как раз случился пик написания книг с рыжухами, ведьмами или вампирами. Являются ли эти люди плагиаторами? Нет. По закону воровство идеи – не плагиат.

А вообще, по поводу плагиата рекомендую почитать рассказ уже упомянутой писательницы О. Громыко “Ода плагиату”. И посмеетесь, и станет понятно, что есть плагиат, и как умело изучать конкурентов. Да, кстати…

– Имеющийся опыт

Вы же читаете книги? А ведь это ваши конкуренты! Попробуйте вспомнить свои самые любимые. Выпишите основные идеи этих книг.

Например:

“Мести время, любви час” – героиня мстит бывшему, но вместо этого они сближаются на фоне событий.

“Киберспортсмен и недотрога” – девушка борется со своей фобией всю жизнь и однажды сталкивается с моментом, когда фобия не подействовала.

“С Кощеем жить – злодейкой быть” – все сказочные персонажи существуют в реальности.

“Стриптиз – не повод для знакомства” – что будет, если свести вместе патологоанатома и стриптизера?

“Дочери Сварога” – что, если вся славянская нечисть существовала и существует до сих пор, а мифы – вовсе не мифы?

“Двое из ларца прячут мертвеца” – что, если две студентки стали убийцами и прикрывают свое преступление? Хотя это сложно, так как труп стал зомби и пытается от них сбежать.

Однажды вы сможете их использовать, и у вас выйдет совершенно другая история.

– Анализ

Анализ конкурентов – это правило существует во всех продажах. Прежде чем вытащить на рынок свое колесо, посмотрите, какие колеса у других. Только принимайте их строго по рекомендации врача, пожалуйста.

Из этого пункта вытекает следующий.

– Чтение

Знаете, что по-настоящему дало мне самый огромный писательский опыт? Мой блог! Кроме того, что каждый день я писала текст на 2000 знаков, так еще и постоянно анализировала книги. Ведь мой путь медийного человека начинался с книжной темы. Я читала историю, а затем рассказывала свои эмоции. И хочешь-не хочешь, задумывалась:

Что мне понравилось, а что не понравилось?

Почему?

В чем особенность этого автора? Почему он меня так зацепил? Или: какие у него плюсы, о которых я напишу в отзыве, чтобы моим подписчикам было понятнее, понравится им или нет.

Первые два года ведения блога я оценивала книги по 55 факторам. У меня даже табличка была специальная.

Так я оценила более 127 историй. Так как некоторые из них содержали в себе несколько книг (от 1 до 12), то я, получается, оценила по пятидесятипятибальной шкале около 200 книг!

У меня есть все основания считать, что это дало мне отличный толчок как писателю, хотя самим писателем я тогда еще и не являлась. Может пригодиться эта методика и вам взять книгу и проанализировать ее со всех сторон. К тому же, это еще и отличный контент. Подписчики интересуются вами и вашим мнением о произведениях тоже.

Я оценивала книги от 1 до 10:

Общее впечатление

1. Насколько мне понравилось?

Слон автора. Да, именно слон:) то есть сюжет+чтение

2. Легко ли было читать? Я мысленно сравнивала ощущения от книги с животным: заяц или слон? Или предметом: перо или кирпич?

3. Было ли над чем подумать?

4. Нравится ли мне заложенная в книге мысль?

Текст

5. Чего больше – описаний или диалогов?

6. Книга скорее конкретная и сухая или образная и расцвеченная?

7. Яркая ли была картинка в моей голове?

Авторская манера письма

8. Узнаваем ли писатель? Поняла бы я, кого читаю, если бы не видела, кто автор книги?

Убедительность (сюжета, событий, поведения и т.п.)

9. Верится ли мне в них?

Человековедческая ценность (внесенное новое + оригинальность и новизна)

10. Книга совершенно стандартная и бытовая или почти как “Война и мир”?

Эмоциональная ёмкость

11. Сопереживала ли я или осталась равнодушной? Насколько сильно?

12. Долго ли буду помнить эту книгу? Как быстро забуду сюжет и героев?

“Семья” установки

13. Насколько здоровые отношения у героев? Как влияют события на семейные установки читателя?

Проработка второстепенных персонажей

14. Насколько проработаны второстепенные персонажи? Им вообще уделяется внимание?

15. Насколько сильная централизация сюжета на главных героях? Или история обо всем?

Стиль

16. Насколько книга эротична? Это ближе к порно, или в книге описывается платоническая любовь?

17. Насколько автор подчеркивает жестокость? Есть ли она вообще в книге?

18. Чего больше – трагизма или романтики?

19. В книге стандартный уклад европейских стран или что-то необычное (например, матриархат, гаремы, постапокалипсис)?

Юмор и остроумие (частота и сила)

20. Как много было моментов, над которыми я посмеялась?

21. Насколько мне было смешно (например, слегка улыбнулась или смеялась до слез)?

Проработка мира (для фентези)

22. Насколько сильно автор постарался над миром, понятен ли он? Понравился ли мне? Много ли уделено внимания окружающему миру?

Проработка детективной линии (для детективов)

22. Было ли мне интересно наблюдать за детективной линией? Логична ли она? Поняла ли я, кто убийца? Насколько автор делает акцент на детективной части истории?

Грамотность и логика

23. Как много ляпов я заметила?

Концовка

24. Понравилась ли она мне?

25. Насколько была понятна?

26. Ощущаю ли я полноту и завершенность истории после ее прочтения?

27. Насколько концовка положительная? Хэппи энд или драма?

28. Ожидала ли я такого завершения книги?

Главная героиня

29. Понятна ли мне любовь героя к ней?

30. Почувствовала ли я себя на месте героини или была полная отрешенность от нее?

31. Вызывает ли она у меня уважение? А, может, скорее, бесит?

32. Она позитивная или жертва (уровень невротизма)?

33. Страшная или красотка?

34. Баба-мужик, которая все проблемы тянет на себе и осуждает девчачье или девочка-мася – женственность и ромашки.

35. Сильная или слабая физически?

36. Сколько у нее суперспособностей? Напихана их целая куча, или она – самый обычный и посредственный человек?

37. Насколько она умна и рациональна?

38. Насколько эмоциональна?

39. Работает по призванию или ненавидит свою работу?

40. Насколько яркий и запоминающийся для читателя ее образ?

41. Насколько богата?

42. Насколько тяжелые или гармоничные ее отношения с близкими?

43. Она завоевывает героя или, скорее, убегает от него?

44. Соответствуют ли ее действия заявленному психотипу? Насколько он выдержан?

45. Положительны или негативны “я”-установки? Дала бы я эту книгу почитать своей дочери? Поведение героини – приемлемый пример для подражания юным читательницам?

Главный герой

46. Понравился ли мне главный герой? Насколько я полюбила его?

47. Бесит или вызывает уважение? Насколько сильно?

48. Тиран или размазня?

49. Насколько красив?

50. Насколько богат?

51. Насколько силен физически?

52. Сколько у него суперспособностей или гениальности? Обычный или супермен?

53. Насколько выдержан характер героя?

54. Есть ли какие-то усилия героя по завоеванию героини?2

55. Насколько положительны “он”-установки? Стоит ли романтизировать подобное поведение мужчин? Пожелала бы я такого мужа кому-то из своих близких (подруге, дочке, маме)?

Эта табличка помогла мне:

– Понять, что нравится мне и моей аудитории. Писать более точечно в ЦА.

– Добавлять то, что зацепит читателя (так как это зацепило меня).

– Какие приемы писатели используют, чтобы удивить, возбудить, рассмешить или расстроить.

– Какие герои наиболее популярны и почему?

– Какие герои цепляют меня (а, значит, таких я сама круче напишу).

– Постепенно избавляться от романтизации насилия и выработать позитивные подсознательные установки. Например: “Я могу быть любимой, какой бы ни была”, “Да, я такая, и это ок”, “Бьет – значит, пошел нахер”.

6. История и мифы

Попробуйте выписать основные идеи из сюжетов Древней Греции, Шекспира, мифов и легенд. Вот уж где задействованы самые острые конфликты. Проверено временем!

7. Шагаем от конфликта

В поисках конфликтов в мифологии и классике вы могли заметить, как сильно можно развернуть историю, если уже знаете, какой будет конфликт.

Попробуйте выписать те, которые знаете. Возможно, это подтолкнет вас к идеям.

Можно просто погуглить типы конфликтов. Например, википедия вам подскажет, что существуют такие:

– человек против человека.

– человек против природы (“Робинзон Крузо”, “Старик и море”, “Выжить любой ценой”).

– человек против себя самого. Герой преодолевает внутренние противоречия, выбирая между хорошим и плохим, логическим и эмоциональным (“Бойцовский клуб”).

– человек против общества (“Человек в высоком замке”, “Рассказ служанки”, “451 градус по Фаренгейту”).

– человек против механизма (“Терминатор”, “О дивный новый мир”).

– человек против судьбы (“Бойня номер пять, или Крестовый поход детей”).

– человек против сверхъестественного (“Сияние”).

– человек против Бога (“Страсти по Лейбовицу”).


Допустим, выбираем “человек против сверхъестественного”. Кто может напасть на главного героя? Например, дракон. Почему он может это сделать? Допустим, он очень-очень голодный. А почему он непременно хочет съесть нашего мужчину? Да просто от других рас и групп крови у него несварение! А почему он не поищет в другом месте?..

Кстати! Теперь вы попробовали еще один метод:

8. Задаем вопрос “почему”.

Садитесь и на что угодно задаете вопрос “почему”.

На ответ опять задаете вопрос “почему”. И так до момента, когда не поймете – всё, глубже не заглянуть.

После проработки “почему”, можно перейти к:

“Что может произойти?”

и

“Что может пойти не так?”

Если есть уже идея, то толкайтесь от нее, если нет, то выберите любую реальную ситуацию (или новости). Вам не нужно отвечать, что действительно произошло, а просто попробовать развить идею.

Например: авария на ровном месте.

Почему? Водитель потерял сознание. Почему? У него проблемы с сердцем. Почему? Эти проблемы усилили последние события. Почему? Ему трудно вынести потерю ребенка. Почему? Это не первая его потеря в жизни. Почему? Однажды…

Что может произойти?

Он собьет ребенка, находясь в бессознательном состоянии. Водитель попытается его спасти.

Что может пойти не так?

Мужчина полюбит сбитого ребенка, но его родители не будут позволять с ним видеться, так как он виновен в проблемах со здоровьем их сына.

и т.д.

Еще есть отличный вопрос: А что может произойти потом?

Эту методику можно применять и к своим, и к чужим книгам, фильмам или сериалам. Мысль может привести к самым неожиданным идеям.

Например, примените вопрос “почему” к любимой книге.

Почему она мне нравится?

Ответ: В ней много юмора и романтики.

Почему мне нравится юмор именно этой книги?

Он не отдельными шутками, а целыми историями.

Почему цепляет именно такой юмор?

Он не похож на мемы и анекдоты.

Почему именно эта пара героев так зацепила?

Они не обладают сверхспособностями, хотя мир и магический (уже можно записать, как идею, себе в копилку).

…. и т.д.

Все упомянутые вопросы постарайтесь запомнить – они вполне могут помочь не только придумать идею книги, но и вылезти из болота в процессе написания.

9. Генератор слов

Сгенерируйте несколько слов (найдите в гугле: генератор слов или рандомайзер слов) и объедините их историей.

Например: добрый, набирать, мясо, внезапный, площадь (я использовала рандомайзер ree-generator.ru).

На площади сжигали ведьму. Пахло мясом и дымом. Наверное, я надолго запомню этот день, особенно злость в глазах смотрящих. А еще больше – равнодушие лавочника напротив, в которой продавец набирал корзину груш, чтобы передать покупателю. Как можно думать о еде в такой момент? Раздался крик горящей женщины, а я разочаровался в своей собственной доброте. Ведь я тоже ничего не делал, только смотрел. Лавочник-то хотя бы работал.

Это, кстати, отличная тренировка!

Скорее всего, у вас редко будет появляться интересный сюжет и идеи, но точно подкинет вам необычных сравнений или сюжетных моментов в писательскую копилочку.

10. Генератор сюжетов

Составьте список из 5 (или более) элементов книги.

Например:

1. Жанр.

2. Герой.

3. Героиня.

4. Эмоция.

5. Место действия.

К каждому добавьте список от 5 пунктов.

Например:

Жанр:

Триллер.

Роман.

Комедия.

Фэнтези.

Романтическая фантастика.

Космоопера.

Детектив.

Ужасы.

Драма.

Герой:

Служащий.

Курьер.

Босс.

Монах.

Псих.

Адвокат.

Ученый.

Испытатель.

Каскадер.

Героиня:

Няня.

Врач.

Старуха.

Ребенок.

Продавец.

Инженер.

Спортсменка.

Феминистка.

Эмоция:

Ревность.

Ненависть.

Страх.

Месть.

Страсть.

Дружба.

Жадность.

Радость.

Любопытство.

Гнев.

Место действия:

Тюрьма.

Больница.

Москва.

Клуб.

Учебное заведение.

Бар.

Кинотеатр.

Воспользуйтесь генератором чисел или попросите кого-то назвать для выбора 5 цифр – по одному с каждого элемента.

Не более чем за десять минут придумайте рассказ или его начало, в котором все пять элементов связаны между собой.

Ошибка 6. Вдохновение не приручено

Вдохновение – это работа определенной части мозга.

Важно! За редактуру, анализ идеи и писательство – отвечают три разные зоны. А, значит, в идеале нужно создавать привычку на каждую из них отдельно.

Мне проще всего сравнивать это с завариванием чая. В начале мы решаем, какой хотим чай, а, может, кофе (придумывание идеи), выбираем то, из чего заварим (анализ и подготовка идеи), настаиваем, пьем (писательство), моем кружку (редактура).

Процесс заварки3 или настивание мы часто путаем с “я ни о чем не думаю” и “занимаюсь фигней”, хотя в этот момент наш мозг работает на одной из самых высоких мощностей. Вы даже можете сами понаблюдать за собой и заметить, что иногда после такого состояния чувствуете себя более усталым, чем до него.

Подобный эффект “заварки” нормален для всех людей и имеет свою высокую значимость. Ведь если чаю не дать завариться, то вы выпьете просто пустую воду с какой-то травой, застревающей в зубах.

“Заварка” – это когда вы начинаете крутить прозвучавшие диалоги или создавать новые. Представляете, кто и как может поступить. Как и кого нужно уговорить. Создаете альтернативные миры. Причем часто не осознавая, что делаете это.

Да, думаю, вы уже угадали, что правильная “заварка” – это и есть тот инструмент, который создает вдохновение. Он у нас, чтобы общество было справедливо. Ведь нужно знать, кто что хочет и почему, кто что сделал и почему, что мешает добиться желаемого, что произойдет в итоге, как это повлияет на общество. Поэтому мы автоматически анализируем все, что увидели, услышали и почувствовали.

Как у каждой культуры процесс заварки разный, так и у каждого писателя.

За разные этапы заварки отвечают те отделы мозга, которые не любят работать вместе. Нам может казаться иначе, но на самом деле мозг очень долго переключается между ними.

Для того, чтобы включить одно из направлений на полную мощность требуется 23 минуты после предыдущего действия4.

А значит, минимум на это время стоит разделять:

1. Анализ: сбор информации, ее оценка, выбор того, что запомнить (центральная исполнительная сеть мозга, отвечающая за познавательные функции).

2. “Внутренний критик”. То, что мы чаще всего и воспринимаем за умственный процесс (сеть выявления значимости).

3. Перезагрузка. Прокрастинация.

Если перевести на писательский язык:

1. Подготовка материала для истории;

2. Редактура и вычитки;

3. Подготовка вдохновения;

Для борцов с ленью хочу уточнить, чем отличается прокрастинация от подготовки к вдохновению:

Mind-wandering возникает чаще всего при каком-то пограничном состоянии (дремота, сонливость, плевание в потолок, медитация), физической нагрузке без общения (тренажерка, бег, ходьба, прогулка) или рутинной работе, не предполагающей умственного напряжения (мытье посуды, глажка, уборка). Именно в такие моменты организм понимает, что можно включить мозг работать на полную мощь в целях анализа накопленного опыта и впечатлений.

Как же приручить вдохновение?

Первое – заваривать чай поэтапно, всему свое время, чтобы он настоялся, и вы начали с удовольствием его пить. Более того, иногда напиток сам будет требовать открыть рот, чтобы излиться.

Нет смысла заваривать чай в пустой кружке, в которой ничего нет, или заваривать какую-то ненужную гадость, также нет и смысла в альфа-состоянии, если ничего нужного в голову не загрузили. Поэтому вначале напитать себя подходящей информацией: фильмы, книги, сериалы, общение с друзьями по теме. Затем наступает время переварить эту информацию (mind-wanfering) – заварка. После – писательство. И уже последним – редактирование. Поэтому в свободное время я стараюсь окружить себя источниками сведений или атмосферой из книги. Практически всегда хожу на прогулку, а если есть силы, то в фитнес-центр, или делаю небольшую уборку перед тем, как сесть писать. На редактуру и писательство выделяю разные дни. Или хотя бы делаю между ними часовой перерыв.

Второе – это якорение5. То есть связать вдохновение с определенным временем, местом и состоянием. Я, например, пишу каждый день с 12:00 и до 15:00 как минимум. Делаю это я за маленьким столиком, сидя на кровати. Этот столик использую только для написания книг. Поэтому мое вдохновение уже привыкло, что если я в 12 часов села за белый столик с желтой надписью @bes_book – значит, время ему прийти ко мне. Более того, вдохновение вынужденно явиться, ведь знает, что я не отступлюсь.

Задания

1. Определите, есть ли у вас какое-то из состояний, мешающее вам придумывать новые идеи или развивать существующие. Решите, как будете выходить из этого состояния.

2. Потренируйтесь в создании новых идей. Попробуйте разные способы.

3. Вспомните, после каких занятий обычно приходило к вам вдохновение?

4. Что оказывалось самым эффективным для периода mind-wandering?

5. Подумайте, есть ли у вас уже якори на вдохновение. В какое время вам легче всего писать или вы чаще всего пишете? В какой обстановке? Месте? Какой из этих якорей хотите закрепить, а какой – добавить новый? Как будете контролировать привычку (с помощью календарей, трекеров, напоминалок)?

Ошибки в оформлении

Эти ошибки полезно знать всем, не только писателям. От них стоит избавляться современному человеку и в постах, и в письмах, и в сообщениях, так как все они делают текст более сложным для восприятия, скучным и непонятным.

Ошибка 7. Однородные члены

Нет, я не о любовных романах 18+. Ибо там как раз два члена вместо одного действительно могут сделать повествование интереснее. В остальных же случаях – нет.

“Спустился вниз” = спустился.

“Поступил глупо и неразумно” = поступил глупо.

“Хороший, честный, порядочный и надежный” = надежный.

“Кивнул головой”… как будто можно кивнуть не головой, а чем-то другим.

Ошибка 8. Пояснять, хотя можно было сразу сказать правильно

По возможности убирайте необходимость введения “То есть”, “Иными словами”. Сразу сообщайте правильно.

“Я не должна мандражировать, то есть расстраиваться из-за этого. Иными словами, я должна успокоиться” = Я должна успокоиться.

Ошибка 9. Лишние подчинения

“Я думаю, что пора изменить” = Пора менять.

“Она боялась, что будут проблемы” = Она боялась проблем.

“Каждый раз, когда она туда приходила” = С каждым приходом.


А еще лучше “с каждым визитом”, если в книге есть наркоманы или церковь. У “прихода” много смыслов, это слово отлично подойдет вам для главы “Двусмысленность” об ошибках в юморе.

Ошибка 10. Непонятная хронология

В идеале история должна идти от начала и до конца, без скачков, но бывает, нужно раскрывать прошлое постепенно, чтобы удивить читателя. Или какое-то событие из прошлого будет уместно вспомнить в определенной ситуации.

Тогда выделите его, например, другим шрифтом или каким-то пояснением “два года назад”. Но не переборщите с курсивом! Он тяжело читается в электронке!

А затем, однажды на страницах напомните, в каком порядке идет хронология.

Ошибка 11. Пережим

Слишком много героев

По словам Курпатова, человеческий мозг может хранить в активной памяти только 21 человека. И, да, персонажи книги – это включительно. Так как папа, мама, дети и любимые уже в сердце читателя, у нас остается не так уж много места. Поэтому пусть лучше героев станет меньше, но они будут ярче.

Очень грешу этой ошибкой до сих пор, так что вряд ли смогу помочь с ее решением. Ох уж эти мои захватнические планы на сердце читателя!

Слишком много событий

Да, и этим я тоже грешу. В отзывах на мои книги нередко вижу слова о том, что действия происходят слишком быстро и их слишком много. А с учетом пресыщения героями…

Слишком много мыслей в одном предложении

Вся работа в морге для тишины и отсутствия общения с живыми.

В такой ситуации очень спасает двоеточие. Оно намекает, что мысли будет две и чем они в предложении объединены.

Работа в морге: помогает чаще находиться в тишине и меньше общаться с живыми.

Ошибка 12. Канцеляриты

Если вы хотите показать образ мышления героя или формальную обстановку и используете канцеляриты в его диалоговой речи – это ок. В остальном же лучше избегать усложнения текста.

Состояние алкогольного опьянения = пьяный.

Надлежащим образом = по правилам.

Ошибка 13. Заумь

Мои преференции подсознательно фрустрируют при коммуникации излишне эрудированной лингвистической речью.

Тааак. Переводим.

преференции = предпочтения;

подсознательно = сама того, не осознавая;

фрустрировать = раздражать, раздражаться;

коммуникация = общение;

Перевожу: “Не бесите заумью!”. Каждое такое слово – это место, где может споткнуться читатель. У каждого человека разный уровень терпения, есть и те, кто после первой же кочки съедут с вашей книги, чтобы свернуть на дорогу того автора, который не пытается задавить своим умом и словарным запасом.