Согласно п. 6 названной Инструкции Наркомюста судебное следствие должно было происходитъ при участии обвинения и защиты.
Далее, в п. 7-11 Инструкции разъяснялось, что в качестве обвинителей и защитников, имеющих право участия в деле, допускаются по выбору сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола. При Революционном трибунале учреждалась коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. Названная коллегия образовывалась путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Из состава коллегии правозаступников Революционный трибунал мог пригласить для участия в деле как общественного защитника, так и общественного обвинителя, а также назначить защитника, если обвиняемый не воспользовался своим правом выбора представителя.
Как видно из изложенных нормативных положений, защитником в уголовном и представителем в гражданском процессе мог стать любой желающий, кроме лиц, пораженных в правах. Конечно, о качестве юридической помощи, оказываемой «всеми желающими», можно только догадываться. Судя по тексту Инструкции, революционное правительство большевиков не находило более легкого занятия, чем обвинение и защита по уголовным делам, от которых зависела жизнь подсудимого. Если идти по такому пути нивелирования профессионализма в отраслях человеческой деятельности, то можно было создать и «коллегию лиц, посвятивших себя врачеванию», из которой любой желающий мог бы выбрать себе, допустим, хирурга, вступившего в профессию «путем свободной записи».
Согласно п. 6 Инструкции, содержание Революционного трибунала (следовательно, и членов коллегии правозаступников) относилось на счет государства, а размер вознаграждения и суточных определялся Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Популярностью коллегии правозащитников у сторон судебных дел не пользовались, поскольку как таковой юридической помощи они оказать были не в состоянии. Граждане продолжали пользоваться услугами бывших присяжных и частных поверенных, имеющих дореволюционный опыт ведения судебных процессов.
7 марта 1918 г. был принят Декрет ВЦИК «О суде» № 2. Часть 7 этого Декрета «Об обвинении и защите» содержала статьи с 23 по 28, которыми:
– закреплялось, что судебное следствие происходит при участии защиты;
– при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов создается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты;
– в эти коллегии могли вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов;
– только эти лица получали право выступать в судах за плату;
– устанавливалось правило, согласно которому, если обвиняемый почему-либо не воспользовался своим правом приглашения защитника, суд, по его просьбе, назначал ему защитника из коллегии правозаступников;
– кроме защитников из числа членов коллегий правозаступников в судебных прениях мог принимать участие один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.
Как видим, приведенные нормативные положения не ограничивали вступление в адвокатуру образовательными, профессиональными либо какими-либо иными цензами, кроме лояльности революционному советскому правительству, которая обеспечивалась полнотой власти над коллегиями правозаступников со стороны Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов.
30 ноября 1918 г. в свет вышло Положение о народном суде РСФСР, утвержденное очередным Декретом ВЦИК [12].
Коллегии правозаступников этим Положением были преобразованы в коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе (ст. 40). Члены этих коллегий приравнивались к должностным лицам и, в соответствии со ст. 42 Положения, получали оклад, равный окладу народного судьи.
Деятельность новой советской адвокатуры получила официальную оценку в работе В. И. Ульянова (Ленина), сохранившего, как известно, с первых лет профессиональной деятельности крайне негативное отношение к представителям правозащитной деятельности. «Мы, – писал он, – разрушали в России, и правильно делали, что разрушали, буржуазную адвокатуру, но она возрождается у нас под прикрытием советских правозаступников» [13].
Положением о народном суде РСФСР 1920 г.[14] коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе были упразднены. В качестве защитников предписывалось привлекать любых лиц, вплоть до применения режима трудовой повинности с сохранением заработной платы по месту основной работы либо с выплатой вознаграждения для неработающих граждан. Привлечение к правозащитной деятельности населения в зачет отработки трудовой повинности не повысило уровень оказываемой населению юридической помощи.
26 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение об адвокатуре, а 5 июля 1922 г. Наркомюст РСФСР издал Положение о коллегиях защитников. В соответствии с этим Положением были созданы коллегии по гражданским и уголовным делам при губернских отделах юстиции.
Органом управления таких коллегий был Президиум, избираемый общим собранием защитников.
Полномочия Президиума:
• прием в коллегию;
• отчисление из коллегии;
• наложение дисциплинарных взысканий;
• финансовая деятельность;
• административная деятельность.
В этом же году государством предпринимаются попытки поставить только что созданную адвокатуру, формально независимую, под политический контроль.
2 ноября 1922 г. Центральный Комитет Рабоче-крестьянской партии (большевиков) издает Циркуляр «О вступлении коммунистов в коллегии защитников». Этим партийным документом предписывалось коммунистам-адвокатам объединяться во фракции, которые были подконтрольны губернским партийным комитетам.
При этом адвокатам из числа коммунистов запрещалось заниматься делами по защите контрреволюционеров, расхитителей имущества, взяточников, а также любых буржуазных элементов в спорах против рабочих, государственных предприятий и учреждений [15].
Следующим интересным документом является Положение о судоустройстве РСФСР от 11.11.1922 [16], которое в ст. 8 в качестве цели действия коллегий защитников называет обеспечение юридической помощи, причем не всему населению, а лишь трудящимся.
Из этой короткой статьи можно почерпнуть следующую информацию. Во-первых, юридическая помощь защитниками оказывалась не всем категориям граждан, а только трудящимся, то есть представителям правящего класса, что являлось реализацией принципа классовости. Во-вторых, коллегии защитников действовали под наблюдением губернских судов, то есть не были независимыми. И, наконец, в-третьих, что симптоматично, защитники упомянуты без определения «народные», тогда как тем же положением предусматривалось функционирование народных судов (ст. 1), народных следователей (ст. 7) и государственной (то есть тоже народной, так как советское государство декларировалось как народное) прокуратуры (ст. 6). Исключение адвокатуры из перечня «народных» правоприменительных учреждений вело к подрыву доверия со стороны революционных масс и нового чиновничества и существенно затрудняло правозащитную деятельность.
Пунктом «а» ст. 49 Положения о судоустройстве РСФСР 1922 г. к полномочиям председателя губернского суда отнесено наблюдение за деятельностью коллегии защитников.
Несмотря на то, что в годы нэпа многие российские присяжные поверенные и их помощники вернулись к своей профессии, советская адвокатура была значительно малочисленнее дореволюционной. Всего же в Москве и Петрограде в 1923 г. число адвокатов составляло всего 15–20 % от численности дореволюционных защитников в этих городах. По РСФСР же общее количество адвокатов составляло 2800 человек, приблизительно 25 % от дореволюционного уровня. В последующие годы нэпа состав коллегий защитников резко увеличивался, например, только с 1923 по 1927 г. в адвокатуру было принято 2000 членов [17].
12 сентября 1928 г. коллегия НКЮ РСФСР приняла Постановление «О реорганизации коллегии защитников», в котором окружным судам предписывалось организовать коллективы адвокатов.
27 февраля 1932 г. НКЮ РСФСР утверждено новое Положение о коллективах членов коллегии защитников. В соответствии с этим Положением коллективы защитников в райцентрах и сельских населенных пунктах функционировали под прямым руководством президиумов областных и краевых коллегий защитников.
Согласно Положению прием в коллектив защитников производился добровольно, в каждом отдельном случае по заявлению вступающего в коллектив. Отказ в приеме мог быть обжалован в президиум коллегии защитников, постановление которого являлось обязательным. Членам коллегии защитников запрещалась всякого рода юридическая работа, за исключением педагогической, литературной и научной деятельности, а также работы юрисконсульта предприятий и учреждений обобществленного сектора – по совместительству [18].
Органами управления адвокатского коллектива являлись:
• общее собрание;
• бюро;
• ревизионная комиссия.
Юридическая помощь населению оказывалась через специальные учреждения, которые получили название юридических консультаций.
5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939–1980 гг.)
1939–1979 гг. Обновленный правовой статус представителей адвокатского труда был закреплен Положением об адвокатуре СССР (утв. Постановлением СНК СССР от 16.08.1939 № 1219) [19].
Положение об адвокатуре СССР устанавливало следующие нормативные основы организации и функционирования советской адвокатуры.
Для оказания юридической помощи создавались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов, которые являлись добровольными профессиональными объединениями на правах юридических лиц.
Формы юридической помощи:
• юридические консультации (советы, справки, разъяснения и пр.);
• составление заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;
• участие адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.
Требования к адвокатам (альтернативные):
• высшее юридическое образование;
• окончание юридической школы в совокупности со стажем практической работы в органах юстиции в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов;
• стаж работы не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов без требований к уровню образования.
Оговорка Положения об адвокатуре 1939 г. о допуске к практике лиц, не имеющих высшего или вообще любого юридического образования, отражала общий уровень правовой грамотности того времени. Большинство юристов, как теоретиков, так и практиков, с начала до середины ХХ в. в нашем государстве отличалось низкой теоретической подготовкой. Так, в 1936 г. из 220 преподавателей юридических институтов только 8 имели ученые степени. Вузы юридического профиля имели мало штатных преподавателей из-за низкой оплаты труда. Научная работа в институтах отсутствовала. Учеба была частично фальсифицирована. Студенты отличались низким уровнем знаний [20]. В 1935 г. была развернута кампания по сдаче юрминимума работниками юстиции, не имеющими высшего образования. Кампания затянулась до конца 1936 г., при этом «большинство работников юстиции даже не смогли понять содержание кодексов!» [21] Более половины работников НЮ СССР юрминимум так и не сдали, а положительные результаты были практически полностью фальсифицированы. Значительное количество регионов даже не отчиталось о результатах экзамена. Кампания по проверке юридических знаний работников НЮ СССР полностью провалилась [22].
Кроме того, главной задачей Управления учебных заведений Наркомата юстиции СССР в 1937 г. стала очистка учебных дисциплин от «паушкановщины» и чистка в правовых институтах. При этом было изъято большое количество «вредительских» учебников, в результате чего учебник остался только один – по юрминимуму. После этого в 1937 г. было составлено только два учебника: по судебной статистике и по уголовному процессу. Срыв в подготовке учебных материалов был объявлен вредительством. В течении 1938 г. ВИЮН лихорадочно разрабатывал программы курсов и учебники. Как отмечает историк адвокатуры А. Я. Кодинцев, «об их качестве лучше не говорить» [23].
Ограничения для адвокатов:
• лишение избирательных прав;
• судимость;
• статус обвиняемого или подсудимого;
• служба в государственных и общественных учреждениях и предприятиях (кроме выборных, а также преподавательской и научной деятельности).
Прием в члены коллегии адвокатов, исключение и дисциплинарная практика входили в компетенцию президиумов коллегий адвокатов.
Основания к исключению из числа адвокатов:
• совершение преступления, установленного приговором суда;
• совершение проступков, порочащих звание советского адвоката;
• нарушение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.
Органы управления коллегиями адвокатов:
• общее собрание;
• президиум.
Общее собрание членов коллегии адвокатов должно было созываться не реже двух раз в год. Оно считалось правомочным при наличии более половины состава членов коллегии.
Компетенция общего собрания коллегии адвокатов:
• избрание президиума коллегии адвокатов;
• избрание ревизионной комиссии;
• заслушивание отчетов о деятельности президиума и ревизионной комиссии коллегии адвокатов и дача им указания по вопросам работы коллегии адвокатов;
• утверждение штатов и сметы коллегии адвокатов;
• утверждение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.
Президиум коллегии адвокатов и ревизионная комиссия избирались тайным голосованием сроком на два года.
Президиум коллегии адвокатов осуществлял руководство всей практической деятельностью коллегии.
Количество членов президиума не было регламентировано и определялось общим собранием коллегии адвокатов.
Компетенция президиума коллегии адвокатов была следующей:
• прием в члены коллегии адвокатов и исключение из членов коллегии;
• организация юридических консультаций и руководство их деятельностью;
• распределение членов коллегии адвокатов по юридическим консультациям, городам и районам области, края, республики;
• разработка и проведение необходимых мероприятий по повышению идейно-политического уровня и юридической квалификации членов коллегии;
• утверждение сметы и штатов юридических консультаций;
• осуществление контроля за деятельностью членов коллегии адвокатов, в частности, за выполнением правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов и за соблюдением таксы оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами;
• рассмотрение дел о совершенных членами коллегии проступках, нарушении дисциплины и наложение на них дисциплинарных взысканий;
• распоряжение средствами коллегии в пределах сметы, утвержденной общим собранием членов коллегии;
• представление отчетов о деятельности коллегии адвокатов Народному Комиссариату юстиции.
Президиум коллегии адвокатов избирал из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря президиума.
Меры дисциплинарного взыскания, применяемые к адвокату:
• замечание;
• выговор;
• строгий выговор;
• отстранение от работы адвоката на срок до шести месяцев;
• исключение из состава коллегии адвокатов.
Советская адвокатура образца 1939 г. не была независимой от государства. Управление, надзор и контроль за нею осуществлялся через органы Наркомюста. Основными формами воздействия государства на адвокатуру являлись:
• возложение на НКЮ СССР полномочий по организации коллегий адвокатов и общему руководству их деятельностью через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся;
• возможность обжалования Народному Комиссару юстиции союзной и автономной республики наложенного на адвоката дисциплинарного взыскания;
• наличие у Народного Комиссара юстиции Союза ССР и Народного Комиссара юстиции союзной республики права отвода принятых в коллегию адвокатов.
Для организации работы членов коллегии адвокатов в районных центрах и городах области, края, республики создавались юридические консультации в соответствии с планом, утверждаемым НКЮ республики.
Юридической консультацией руководил заведующий, который назначался президиумом коллегии адвокатов и нес перед ним ответственность. На заведующего консультацией возлагалось распределение дел между адвокатами, установление размера платы за юридическую помощь в соответствии с таксой и контроль за качеством работы адвоката. Если в консультации работало пятнадцать и более адвокатов, заведующий освобождался от обязательного ведения судебных дел, его труд подлежал оплате из средств коллегии.
Положение об адвокатуре образца 1939 г. действовало до 1976 г.
25 июля 1962 г. был принят Закон РСФСР, утвердивший Положение об адвокатуре РСФСР [24].
Основные нормы Положения об адвокатуре РСФСР 1962 г. согласуются с Положением об адвокатуре СССР 1939 г., но имеется и ряд важных новелл, основные из которых сводятся к следующему.
Согласно ст. 9 Положения об адвокатуре РСФСР 1962 г. членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, принимались в коллегию адвокатов лишь после прохождения стажировки сроком не менее шести месяцев. В виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в члены коллегии могли быть приняты лица, не имеющие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.
В соответствии со ст. 13 Положения об адвокатуре РСФСР 1962 г. исключение из коллегии адвокатов производилось президиумом коллегии, а также Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся и министром юстиции РСФСР в случаях:
• обнаружившейся непригодности к исполнению обязанностей адвоката;
• систематического нарушения правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов и недобросовестного выполнения своих обязанностей;
• получения адвокатом денежного вознаграждения помимо юридической консультации;
• совершения проступков, порочащих звание советского адвоката;
• совершения преступления.
Модификации подверглась структура органов управления коллегий адвокатов. Такими органами стали:
• общее собрание членов коллегии адвокатов;
• президиум коллегии адвокатов;
• ревизионная комиссия.
В коллегиях адвокатов, насчитывающих более 300 адвокатов, вместо общего собрания членов коллегии могли созываться конференции (ст. 15 Положения об адвокатуре РСФСР 1962 г.).
30 июня 1976 г. Совет Министров СССР принял Постановление от № 516 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам юстиции и арбитража» [25], которым было признано утратившим силу Положение об адвокатуре СССР 1939 г.
1979–1989 гг. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «Об адвокатуре в СССР», определивший, что в соответствии с Конституцией СССР основной задачей советской адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям. Согласно ст. 1 этого закона адвокатура в СССР была призвана содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития.
Высшим органом коллегии адвокатов являлось общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом – президиум, контрольно-ревизионным органом – ревизионная комиссия.
Президиум и ревизионная комиссия коллегии адвокатов избирались общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года.
Полномочия общего собрания (конференции), президиума и ревизионной комиссии, права и обязанности председателя президиума коллегии адвокатов определяются Положением об адвокатуре союзной республики.
Новое Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено Законом РСФСР от 20.11.1980 [26].
Согласно ст. 6 Положения об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 в компетенцию общего собрания членов коллегии адвокатов входило:
• избрание президиума коллегии адвокатов и ревизионной комиссии;
• установление численного состава, штата, сметы доходов и расходов коллегии адвокатов с последующим утверждением Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета народных депутатов;
• заслушивание и утверждение отчетов о деятельности президиума коллегии и ревизионной комиссии;
• утверждение по согласованию с профсоюзными органами правил внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов;
• определение порядка оплаты труда адвокатов в соответствии с правилами, устанавливаемыми Министерством юстиции СССР;
• рассмотрение жалоб на постановления президиума коллегии;
• рассмотрение других вопросов, связанных с деятельностью коллегии адвокатов.
Общему собранию (конференции) членов коллегии адвокатов принадлежало право досрочного отзыва членов президиума и ревизионной комиссии, не оправдавших оказанного им доверия.
Решение общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов могло быть пересмотрено общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.
Согласно ст. 3 Закона «Об адвокатуре в СССР» в члены коллегии адвокатов могли быть приняты граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц мог быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию адвокатов после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года. Члены коллегии адвокатов и стажеры не могли состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение могло быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью.
Согласно ст. 12 Положения об адвокатуре РСФСР заявления о приеме в коллегию адвокатов подлежали рассмотрению не позднее месячного срока с момента их поступления в президиум коллегии адвокатов, как правило, в присутствии лица, подавшего заявление. Постановление об отказе в приеме в коллегию адвокатов могло быть обжаловано в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов в месячный срок со дня его вынесения.
В соответствии со ст. 6 Закона «Об адвокатуре в СССР» члены коллегии адвокатов имели право:
• избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов;
• ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии, вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении;
• принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения;
• выйти из состава коллегии адвокатов.
Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, был правомочен:
• представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов;
• запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии.