Книга Квалификационный экзамен на адвоката - читать онлайн бесплатно, автор Александр Николаевич Чашин. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Квалификационный экзамен на адвоката
Квалификационный экзамен на адвоката
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Квалификационный экзамен на адвоката

Адвокат не мог быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона «Об адвокатуре в СССР» адвокат был не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он:

• по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела;

• участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, производившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля или понятого, а также если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях.

Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона «Об адвокатуре в СССР» для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумами коллегий адвокатов в городах и других населенных пунктах создавались юридические консультации.

Ст. 9 Закона «Об адвокатуре в СССР» и ст. 19 Положения об адвокатуре РСФСР определяли виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Согласно этим статьям, адвокаты, оказывая юридическую помощь, могли:

• давать консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

• составлять заявления, жалобы и другие документы правового характера;

• осуществлять представительство в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

• участвовать на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

• оказывать гражданам и организациям иную юридическую помощь.

Статья 11 Закона «Об адвокатуре в СССР» и ст. 22 Положения об адвокатуре РСФСР определяли случаи, в которых адвокат обязан был оказать юридическую помощь бесплатно.

Бесплатную юридическую помощь в коллегиях адвокатов могли получить:

• истцы в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

• граждане по жалобам на неправильности в списках избирателей;

• депутаты Советов народных депутатов при даче консультаций по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий;

• члены товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью.

Меры поощрения адвокатов определялись ст. 23 Положения об адвокатуре РСФСР, согласно которой мерами поощрения были:

• объявление благодарности;

• выдача премии;

• награждение ценным подарком;

• награждение почетной грамотой;

• занесение в Книгу почета и на Доску почета.

Меры дисциплинарных взысканий адвокатов определялись ст. 26 Положения об адвокатуре РСФСР. В соответствии с указанной статьей Положения мерами дисциплинарных взысканий, которые налагались президиумом коллегии адвокатов, являлись:

• замечание;

• выговор;

• строгий выговор;

• исключение адвоката из коллегии.

Кроме того, Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» определялось, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляли Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством, определяющим их компетенцию, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

Закон об адвокатуре в СССР и Положение об адвокатуре РСФСР действовали и некоторое время после распада СССР – до вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее также – ФЗ об адвокатуре).

6. Становление современной российской адвокатуры (1989–2002 гг.)

В новой России общество вступило в рыночные отношения, когда адвокатура была устроена по образцу 1979–1980 гг. С небольшими коррективами в таком виде она функционировала еще более десяти лет.

Коренная реформа всего законодательного массива нашего государства коснулась и законодательства об адвокатуре. 90-е годы ХХ века обновили российскую адвокатуру следующим образом.

Во-первых, были сняты ограничения на начисление адвокатам гонораров. Раньше перспективный адвокат мог заключить соглашение со своим клиентом, в котором предусмотреть довольно высокий размер гонорара. Однако гонорар шел не напрямую адвокату, а в коллегию, которая начисляла заработную плату, иногда премии, но в установленных рамках средней заработной платы по юридической профессии. Иногда адвокат не получал и десятой доли уплаченного гонорара. Из сложившейся ситуации в советский период было два выхода: тратить излишек гонорара на содержание коллегии, делая дорогостоящие ремонты, либо брать гонорар нелегально, не указывая его реальный размер в соглашении. Второй вариант являлся грубым нарушением, и за подобные грехи адвокатов отчисляли из коллегий. Но, несмотря на угрозу исключения из рядов адвокатуры, теневой гонорар имел место.

Во-вторых, появились так называемые параллельные коллегии адвокатов. Поэтому в ХХI век российская адвокатура вступила с разрозненной и полностью разобщенной адвокатурой, причем разобщение имело место и по вертикали, и по горизонтали. По вертикали адвокатские образования ни на что не замыкались, единый орган управления адвокатурой отсутствовал. Надзор Минюста за деятельностью адвокатуры в 90-х гг. ХХ в. нельзя признать аналогом единого руководства, так как некоторые вопросы регулирования адвокатской деятельности находились исключительно в компетенции общих собраний коллегий адвокатов и могли решаться по-разному в различных регионах страны, выпадая из-под опеки органов юстиции. По горизонтали также не существовало единой адвокатуры. В каждом регионе и населенном пункте могли действовать и традиционные, созданные еще в советский период, коллегии адвокатов, и автономные коллегии, получившие почти официальное наименование «параллельных». Отдельные адвокаты курсировали между традиционными и параллельными коллегиями, по своему усмотрению меняя место работы.

31 мая 2002 г. был принят Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Этот закон стал воистину революционным для организации отечественной адвокатуры. Основными достижениями этого закона стали следующие.

Во-первых, российская адвокатура выстроена в единую стройную систему. На вершину управляющей пирамиды была установлена Федеральная палата адвокатов РФ, ставшая единым органом управления российской адвокатурой с широкими полномочиями, включая использование делегированных государством нормотворческих функций. Основание пирамиды составили адвокатские образования, а между вершиной и основанием – палаты адвокатов субъектов Федерации. Эти мероприятия полностью устранили вертикальную разрозненность отечественной адвокатуры. Кроме того, был устранен параллелизм адвокатских коллегий. С момента вступления в силу нового закона адвокат свободен в выборе любой организационной формы своей деятельности, но при этом он обязан состоять в реестре адвокатов и подчиняться решениям Федеральной палаты адвокатов и палаты адвокатов своего субъекта РФ. Эти мероприятия полностью устранили горизонтальную разрозненность отечественной адвокатуры.

Во-вторых, стала возможной индивидуальная деятельность адвоката. Предусмотренная новым законом форма адвокатского образования – адвокатский кабинет – сразу была окрещена не иначе, как высшая форма адвокатской свободы. Теперь адвокат не обязан заключать соглашение от имени коллегии или любого другого коллективного адвокатского образования, он может сделать это сам, от лица адвокатского кабинета.

В-третьих, новый закон предусмотрел четыре формы адвокатских образований (коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация и адвокатский кабинет) вместо ранее существовавших двух (коллегия адвокатов и юридическая консультация). Различия в правовом статусе этих адвокатских образований позволяют организовать работу адвокатов на местах в зависимости от складывающихся условий и их профессиональных предпочтений.

Принятие нового федерального закона об адвокатуре ближайшим своим последствием имело резкое разукрупнение адвокатских образований. Множество адвокатов ушли в адвокатские кабинеты, как максимально экономичные и автономные образования.

Согласно ст. 40 ФЗ об адвокатуре адвокаты – члены коллегий адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих на территории Российской Федерации на момент вступления в силу ФЗ об адвокатуре и отвечающие требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 ФЗ об адвокатуре, сохраняют статус адвоката после вступления закона в силу без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решений о присвоении статуса адвоката.

Как видно из содержания ст. 40 ФЗ об адвокатуре, при модернизации отечественного законодательства об адвокатуре сохранена организационная преемственность, выразившаяся в автоматическом включении всего адвокатского корпуса, существующего на момент вступления закона в силу, в ряды обновленной адвокатуры без обязанности сдачи квалификационных экзаменов и дополнительного утверждения кандидатур.

Преемственность имеет место не только в отношении самих адвокатов, но и в отношении существовавших на момент вступления ФЗ об адвокатуре в силу адвокатских объединений: коллегий адвокатов. При этом различия между традиционными и альтернативными коллегиями адвокатов были устранены, формы адвокатских образований унифицированы.

В соответствии с положениями ст. 41 ФЗ об адвокатуре в срок до 1 декабря 2002 г. должны были быть проведены учредительные собрания (конференции) адвокатов на уровне субъектов РФ. Проведение таких собраний было поручено территориальным органам юстиции и президиумам уже существовавших на момент принятия закона коллегий адвокатов.

Во исполнение требований ст. 42 ФЗ об адвокатуре Министерством юстиции РФ совместно с адвокатскими палатами субъектов РФ был образован Оргкомитет по проведению первого Всероссийского съезда адвокатов. На съезде, открывшемся 31.01.2003, была образована Федеральная палата адвокатов РФ, сформированы ее органы управления, принят Кодекс профессиональной этики адвоката (КПЭА), решены многие организационные вопросы.

Принятие ФЗ об адвокатуре сопровождалось признанием ряда крупных нормативных правовых актов утратившими юридическую силу. Это такие нормативные правовые акты, как: Закон СССР от 30.11.1979 № 1165-X «Об адвокатуре в СССР»; Закон РСФСР от 20.11.1980 «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР»; Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.07.1991 № 1560-1 «О мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов РСФСР в условиях перехода экономики к рыночным отношениям». Отмеченное свидетельствует о проведенной кодификации законодательства в сфере адвокатуры и адвокатской деятельности. Ранее разрозненное, противоречивое и устаревшее законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности заменено вновь принятым законом. Хотя в научной литературе неоднократно отмечаются недостатки закона ФЗ об адвокатуре, в связи с чем он периодически подвергается изменениям и дополнениям, однако в целом он вполне приспособлен к регулированию общественных отношений, связанных с функционированием адвокатуры в современных условиях.

7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)

5 апреля 2007 г. III Всероссийским съездом адвокатов в Устав Федеральной палаты адвокатов РФ внесены следующие изменения. Закрепленные в ст. 20 Устава цели деятельности ФПА дополнены содействием развитию издательской деятельности, направленной на освещение вопросов адвокатуры, адвокатской деятельности, а также вопросов и проблем российского и международного права. Статья 25 Устава дополнила правовой статус адвокатских палат субъектов РФ обязанностью устанавливать порядок и систему ежегодного повышения квалификации адвокатов, утверждать программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов.

Этим же съездом расширены полномочия Совета ФПА, который с 5 апреля 2007 г. уполномочен назначать своих представителей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти по согласованию с соответствующим органом, а также учреждать представительства Палаты, определять их штатную структуру и порядок финансирования. Детализированы полномочия Совета ФПА по координации деятельности адвокатских палат субъектов РФ. Согласно новой редакции п. 5 Устава ФПА его Совет в этих целях:

• проводит ежегодные собрания представителей адвокатских палат, организует их учебу;

• формирует на постоянной основе комиссию по правовому наблюдению, которая дает заключения о законности решений, принимаемых органами адвокатского самоуправления адвокатских палат (за исключением решений, входящих в их исключительную компетенцию);

• вносит в совет адвокатской палаты субъекта РФ на основании заключения комиссии правового наблюдения представление об устранении нарушений, если принятое советом решение не соответствует требованиям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», решениям Всероссийского съезда адвокатов или Совета Палаты. Указанное представление подлежит рассмотрению советом адвокатской палаты в месячный срок со дня его поступления. Если представление не рассмотрено в установленный срок или изложенные в нем требования отклонены, то Совет Палаты вправе принять решение, отменяющее или изменяющее решение совета адвокатской палаты;

• создает на постоянной основе комиссию по вопросам дисциплинарной практики и применения Кодекса профессиональной этики адвоката для подготовки предложений и рекомендаций Совету Палаты по формированию единых принципов и критериев деятельности квалификационных комиссий.

Кроме того, III Всероссийским съездом адвокатов внесены следующие изменения в Кодекс профессиональной этики адвоката. Значительная их часть касается процедуры дисциплинарного производства. Введен мораторий на рассмотрение заявления адвоката о прекращении его статуса или об изменении членства в адвокатской палате при наличии в отношении него дисциплинарного производства до момента окончания разбирательства. Установлена обязательная письменная форма жалобы, представления, сообщения и мирового соглашения в рамках дисциплинарного производства. Установлено, что жалоба, представление и сообщение в целях возбуждения дисциплинарного производства подаются не в Совет палаты, а непосредственно в палату адвокатов субъекта РФ. Запрещено рассматривать анонимные жалобы и сообщения на действия (бездействия) адвокатов. Установлен двухмесячный срок рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией адвокатской палаты субъекта РФ. Срок вручения заверенной копии заключения дисциплинарной комиссии увеличен с пяти до десяти дней. Ограничено право Совета адвокатской палаты субъекта РФ при принятии решения по дисциплинарному производству обязывать адвокатов возмещать ущерб, причиненный доверителю нарушением, помимо применения мер дисциплинарной ответственности. Установлен трехмесячный срок обжалования адвокатом решения Совета адвокатской палаты субъекта РФ по дисциплинарному производству.

21 июня 2007 г. Федеральная палата адвокатов РФ вступила в крупнейшую международную профессиональную организацию – Международную ассоциацию юристов (The International Bar Association), заявка на вступление в которую была подана еще летом 2006 г. Федеральная палата адвокатов РФ принята в Международную ассоциацию юристов в качестве полноправного члена с закреплением десяти голосов в президиуме, что является максимально возможным количеством для одного члена. Международная ассоциация юристов основана в 1947 г. в США (штат Нью-Йорк). В настоящее время главный офис Международной ассоциации юристов находится в Лондоне (Великобритания). Эта организация объединяет более тридцати тысяч частнопрактикующих независимых юристов и около двухсот юридических сообществ представителей юридических профессий из различных стран мира.

Федеральным законом № 160-ФЗ от 02.06.2016 внесены следующие существенные изменения в законодательство об адвокатуре:

• введена отдельная статья, посвященная институту адвокатского запроса (ст. 6.1 ФЗ об адвокатуре);

• введена административная ответственность за игнорирование адвокатского запроса (ст. 5.39 КоАП РФ);

• введен пятилетний ценз адвокатской деятельности для учреждения адвокатского кабинета либо коллегии адвокатов (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 22 ФЗ об адвокатуре), позднее Федеральным законом от 02.12.2019 № 400-ФЗ пятилетний ценз заменен на трехлетний;

• создана комиссия по этике и стандартам (ст. 37.1 ФЗ об адвокатуре), 19 апреля 2017 г. утвержден ее регламент [27].

28 июня 2017 г. создана комиссия Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов [28].

Рекомендованная литература:

Адвокатура в России / под ред. В. И. Сергеева. – М.: Юстицинформ, 2019. – 548 с.

Мельниченко Р.Г. Генезис и периодизация истории российской адвокатуры // Адвокатская практика. – 2011. – № 4. – С. 34–37.

Осадчук Е.И. История российской адвокатуры: зарождение, развитие, периодизация // Адвокатская практика. – 2013. – № 3. – С. 38–42.

Гессен И.В. История русской адвокатуры. – М.: Эксмо, 2021. – 544 с.

Чашин А.Н. Адвокатура в России: учебник. – М.: Дело и Сервис, 2008.

Раздел II

Статус адвоката. Полномочия и обязанности адвоката. Органы адвокатуры и адвокатские образования

8. Понятия «адвокат», «адвокатская деятельность». Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Понятие «адвокатура», принципы организации и деятельности адвокатуры

Адвокат – независимый профессиональный советник по правовым вопросам, имеющий статус адвоката.

Признаки понятия «адвокат»:

1. Независимость. Данный признак проявляется в том, что, с одной стороны, адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны – адвокат не состоит с доверителем в трудовых отношениях.

2. Профессионализм. Данный признак проявляется в требовании к адвокату являться юристом по профессии.

3. Специальный статус. Данный признак мы подробнее рассмотрим при анализе понятия «адвокатская деятельность».

4. Специфика деятельности, которая ограничена кругом правовых вопросов.

Адвокатская деятельность есть не предпринимательская деятельность, заключающаяся в оказании квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном ФЗ об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, обеспечения доступа к правосудию.

Признаки адвокатской деятельности:

1. Профессионализм. Данный признак проявляется в требовании к адвокату являться юристом по профессии.

2. Квалифицированность. Данный признак проявляется в требовании наличия у адвоката высшего юридического образования, стажа работы по юридической специальности не менее двух лет, успешной сдачи квалификационного экзамена и обязанности адвоката повышать свою квалификацию.

3. Не носит предпринимательский характер. Гражданское законодательство предпринимательской деятельностью называет самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.

4. Специальный статус субъекта. Данный признак проявляется в том, что адвокатскую деятельность может осуществлять только специальный субъект, имеющий статус адвоката. Во избежание расширительного толкования субъекта адвокатской деятельности ФЗ об адвокатуре прямо говорит о том, что не является адвокатской профессиональная деятельность работников юридических служб юридических лиц, работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, работников организаций, оказывающих юридические услуги, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, патентных поверенных, представителей в силу закона.

5. Наличие специальной цели. Целью адвокатской деятельности является не извлечение прибыли адвокатами и их объединениями, не исполнение любых пожеланий доверителя, а строго защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечение им доступа к правосудию.

6. Специфика содержания. Содержанием адвокатской деятельности является юридическая помощь.

Виды адвокатской деятельности: консультирование, составление проектов документов правового характера, представительство и защита. Адвокатская деятельность также может быть классифицирована на платную и бесплатную.

Федеральный закон об адвокатуре не дает легального определения адвокатуры, указывая лишь в ч. 1 ст. 3, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В указанной статье закона закреплены следующие признаки адвокатуры: профессионализм, общественность, принадлежность к институтам гражданского общества, отделение от органов государственной и муниципальной власти. Суть этих признаков такова.

Профессионализм. Данный признак проявляется в требовании к членам адвокатского сообщества являться юристами по профессии. Юристом в нашей стране может считаться только человек, имеющий высшее юридическое образование, полученное в вузе, отвечающем установленным законом требованиям. Поэтому каждый член российской адвокатуры имеет высшее образование и является юристом по специальности. Ни одно лицо, не имеющее высшего юридического образования, не может именовать себя адвокатом и быть причисленным к адвокатскому сообществу, адвокатуре. Можно констатировать, что название этого признака как «профессионализм» не в полной мере отражает его сущность. Ведь адвокатура объединяет не просто профессионалов юридического труда, а только их часть – адвокатов. Как таковой профессии «адвокат» не существует, есть профессия «юрист». Но не каждый юрист может стать адвокатом, и не каждый им становится. К лицу, претендующему на присвоение статуса адвоката, предъявляются повышенные требования. Таким образом, адвокатура объединяет своих членов не по профессиональному, а по квалифицированному профессиональному признаку. Объединение происходит по профессиональному признаку с дополнительными требованиями к членам сообщества. Следовательно, адвокатура формируется не просто по профессиональному принципу, а по узкопрофессиональному, суперпрофессиональному, сверхпрофессиональному. Поэтому суть этого признака была бы более отражена при употреблении в его названии не слова «профессионализм», а слова «суперпрофессионализм». Одновременно необходимо учитывать, что в адвокатских палатах и образованиях работают не только адвокаты, но и лица неюридического труда: бухгалтеры, секретари, уборщицы и т. п. Это так называемый наемный персонал. Относительно этих лиц допустимо говорить, что они работают в адвокатском образовании таком-то или в определенной адвокатской палате, но нельзя сказать, что они работают в адвокатуре.

Общественность. Этот признак характеризует адвокатуру именно как сообщество адвокатов, причем сообщество именно адвокатов (а не всех юристов вообще) и всех без исключения адвокатов определенного государства. В систему национальной адвокатуры не входят только адвокаты, получившие этот статус за рубежом. Из обязательного условия необходимости принадлежности адвоката к адвокатуре своего государства следует вывод о том, что в государстве не может быть двух и более адвокатур. Адвокатура в государстве всегда одна, даже если в некоторых национальных правовых системах допускается действие альтернативных адвокатских образований.