Акаша является необходимым агентом каждой Критья (магической церемонии), будь то религиозная церемония или мирская. Брахманическое выражение «расшевелить Брахму» – Brahma jinuati – означает расшевелить силу, которая в латентном состоянии лежит в основании каждого такого магического действия, ибо ведические жертвоприношения есть не что иное, как церемониальная магия. И эта сила есть Акаша, или оккультное электричество; она же алкахест алхимиков в одном значении, или универсальный растворитель, то же самое Anima Mundi,[74] как астральный свет. В момент жертвоприношения последняя насыщается духом Брахмы и на время становится Брахмою. Отсюда, очевидно, произошел христианский догмат о пресуществлении.[75] В качестве наиболее известных проявлений Акаши один из новейших трудов по оккультной философии, «Искусство магии», впервые дает миру наиболее понятное и интересное объяснение Акаши в ее связи с феноменами, приписываемыми ее влиянию факирами и ламами.
АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке, охватывающее между прочим:
физиологию, или ту отрасль естественных наук, которая раскрывает тайны органов и их функций в человеке, животных, растениях; а в особенности —
психологию, или ту великую, находящуюся в наши дни в пренебрежении науку о душе, как о сущности, отличающейся от духа, и ее соотношениях с духом и телом. В современной науке[76] психология связана только с состоянием нервной системы и почти совершенно игнорирует психическую сущность и натуру. Науку о помешательстве и психических ненормальностях врачи назвали психологией и дали такое же наименование в медицинских учебных заведениях отделениям для психически ненормальных.
ГЕРМЕТИСТЫ – от Гермеса, бога мудрости, известного в Египте, Сирии и Финикии под именами: Тот, Тат, Адад, Сет, Са-тан (последний не должен пониматься в том значении, какое ему придается мусульманами и христианами), а в Греции под именем Кадмус. Каббалисты отождествляют его с Адамом Кадмоном, первым проявлением божественной силы, и с нохом. Существовали два Гермеса, старший – Трисмегист, а второй – эманация или «перевоплощение» его же; друг и наставник Изиды и Озириса. Гермес – бог мудрости священнодействующих, подобно Мазеусу.
ДАКТИЛИ (daktulos, палец) – название, даваемое жрецам Кибелы. Некоторые археологи приписывают происхождение этого термина названию δάκτυλος, палец, потому что жрецов Кибелы было столько же, сколько пальцев на руках, но мы не думаем, что такое толкование правильно.
ДЕМОНЫ – название, присвоенное древними, а в особенности александрийской школой философов, всякого рода духам, будь они добрыми или злыми, человеческими или другими. Это название часто являлось синонимом богов и ангелов. Но некоторые философы обоснованно пытались провести точные разграничения между этими многочисленными классами.
ДЕМИУРГ – Творец, верховная власть, построившая Вселенную. Франкмасоны отсюда вывели свою фразу «верховный архитектор». Правители некоторых греческих городов носили этот титул.
ДЕРВИШИ, или «вертящиеся чародеи», как их называют. Кроме аскетического образа жизни, молитв и созерцания, эти последователи Магомета только немного сходны с индийскими факирами. Последние могут стать саннъяси, или странствующими святыми монахами, тогда как первые не поднимаются выше своих второклассных оккультных феноменов. Дервиши также могут быть сильными гипнотизерами, но они никогда добровольно не подвергнут себя отвратительным и почти невероятным самоистязаниям, которые факир изобретает для себя с какою-то все увеличивающейся жадностью до тех пор, пока его естество не поддастся и он не умрет в медленной мучительной агонии. Наиболее страшные деяния, а именно: сдирание кожи заживо с конечностей; отсекание пальцев ног, ступней и ног заживо; вырывание глаз, зарывание себя заживо в землю до подбородка и проведение в таком состоянии месяцами, кажется им детской игрой. Одним из самых обычных такого рода мучений является чадди-парвади (Tshiddy-Parvady, или, точнее, chārkh pūjā). Факира подвешивают на один из движимых рычагов чего-то похожего на виселицы, какие можно увидеть поблизости многих храмов. На конце каждого из этих рычагов прикреплен блок с просунутой через него веревкой, которая оканчивается железным крюком. Железный крюк всаживают в голую спину факира, которого, пока он заливает землю своей кровью, подтягивают на воздух и затем крутят вокруг виселицы. С самого начала этой жестокой операции и до тех пор, пока его не снимут с крюка или пока он сам под тяжестью собственного тела не сорвется с крюка и не полетит на головы окружающей толпы, – на лице факира не дрогнет ни один мускул. Он остается спокойным, серьезным и таким невозмутимым, точно он принимает освежающую ванну. Факир будет смеяться и презирать всякое мучение, какое только можно представить, ибо он убежден, что чем больше он будет умерщвлять свое внешнее тело, тем сиятельней и священней становится его внутреннее, духовное тело. Но дервиши ни в Индии, ни в других магометанских странах никогда не подвергают себя таким воздействиям.
ДРУИДЫ – каста священнослужителей, процветавшая в Британии и Галлии.
ДУХ – отсутствие какого-либо соглашения между писателями, как применять это слово, привело к страшной путанице. Обычно его превращают в синоним души, и составители словарей узаконивают такое применение. Это естественный результат нашего незнания другого слова и отвержения классификации, принятой древними. В другом месте мы попытаемся разъяснить различие между терминами «дух» и «душа». Это будут самые важные места в настоящем труде. Пока что мы только добавим, что «дух» – это νοΰς Платона, бессмертный, нематериальный и чисто божественный принцип в человеке, венец человеческой Триады; тогда как
ДУША есть ψυχη, или нефеш Библии; жизненный принцип, или жизненное дыхание, которое каждое животное, вплоть до инфузории, разделяет с человеком. В переведенной Библии оно фигурирует без различия как жизнь, и как кровь и душа.
«Не будем убивать его нефеш», – сказано в оригинальном тексте: – «не убьем его», – перевели христиане [Бытие, XXXVII, 21], и тому подобное.
ЕССЕИ – от Аса, целитель. По словам Плиния – секта иудеев, жившая вблизи Мертвого моря «per millia saeculorum» – тысячи лет. Некоторые думают, что это были фарисеи-экстремисты; другие полагают (что может быть верной теорией), что они – потомки библейских Беним набим, и считают их «кенитами» и «назареянами». У них было много буддийских идей и обычаев. Следует отметить, что священнослужители Великой Матери в Эфесе, Диана-Бхавани со многими грудями, тоже назывались этим именем. Евсевий и за ним Де Квинси заявляли, что они – то же самое, что и ранние христиане, что более чем вероятно. Обращение «брат», применявшееся в начальной христианской церкви, было ессенианское; они представляли собой братство или койнобион, общину, как первые христиане. Примечательно, что только саддукеи или задокиты, каста священнослужителей и их последователей преследовали христиан; фарисеи, в общем, были схоластичны и мягки и часто становились на сторону христиан. Яков Справедливый оставался фарисеем до своей смерти; но Павел, или Ахер, считался схизматиком.
ИЕРОФАНТ – посвятитель в сокровенное учение. Старейший, глава адептов при посвящениях, объясняющий неофиту тайное знание, носил этот титул. В еврейском и халдейском языках понятие «иерофант» выражалось термином Петер, или раскрыватель; следовательно, Папа, как наследник иерофантов древних мистерий, занимает языческий трон «святого Петра». Враждебность католической церкви по отношению к алхимикам, тайнознанию и астрономическим наукам объясняется тем фактом, что такие знания в древности составляли древнюю прерогативу иерофанта, или представителя Петра, который владел тайной жизни и смерти. Поэтому считалось, что люди, подобные Бруно, Галилею, Кеплеру и даже Калиостро, нарушали права церкви и в силу этого подлежали уничтожению.
Все нации имели свои мистерии и иерофантов. Даже иудеи имели своих Петер-Танаим, или раввинов, подобных Гилелю, Акибе[77] и другим знаменитым каббалистам, которые одни только могли приобщить к внушающим трепет познаниям, заключавшимся в Меркаба. В Индии в древние времена был один иерофант; теперь там несколько иерофантов, разбросанных по всей стране и прикрепленных к главным пагодам; их знают как брахма-атм. В Тибете главным иерофантом является далай- или талей-лама в Лхасе.[78] Среди христианских наций только католики сохранили этот «языческий» обычай[79] в лице своего папы, хотя они, к сожалению, очень исказили величие и достоинство этого священного сана.
КАББАЛИСТ, от קבלה, каббала; написанное или устное предание. Каббалист – это изучающий «тайную науку»; тот, кто истолковывает сокровенное знание священных писаний с помощью символической каббалы и объясняет действительность этими средствами. Танаимы были первыми каббалистами среди евреев; они появились в Иерусалиме в начале третьего века дохристианской эры. Книги Иезекииля, Даниила, Еноха и Откровение св. Иоанна – чисто каббалистические книги. Сокровенное учение каббалы идентично с сокровенным учением халдеев и заключает в себе в то же самое время много из персидской мудрости или «магии».
ЛАМЫ – буддийские монахи, принадлежащие к ламаистской школе буддизма в Тибете, как, например, монахи папистской или римско-католической религии. Каждый лама подчинен великому Далай-ламе, буддийскому главе в Тибете, который живет в Лхасе и считается реинкарнацией Будды.
МАГИ или ВОЛХВЫ – от маг или маха. Это слово одного корня со словом «магициан». Махатма (Великая Душа или Дух) в Индии имел своих священнослужителей в доведические времена. Маги были священнослужителями бога огня; мы находим их среди ассирийских и вавилонских, а также персидских огнепоклонников. Три волхва, также называемых тремя царями, про которых сказано, что они приносили в дар золото, благовония и мирру новорожденному Иисусу, были огнепоклонниками, так же, как и остальные, и астрологами; поэтому они усмотрели Его звезду. Верховный жрец парсов в Сурате называется мобед, другие производят это слово от магх, мех-аб, означающее что-то великое и благородное. Ученики Зороастра, согласно Клюкеру, назывались мегистомы.
МАГИЦИАН – этот термин, когда-то служивший титулом прославления и отличия, теперь приобрел совсем искаженное значение, не соответствующее его истинному смыслу. Когда-то это был синоним всего, что уважалось и почиталось, как владелец учености и мудрости; теперь этот синоним низведен до эпитета фокусника, шарлатана или человека, «который продал душу черту» и который злоупотребляет своим знанием, применяя его для злых и опасных целей, согласно учению духовенства. Суеверные глупцы считают мага колдуном и напускателем чар. Но христиане, видимо, забывают, что Моисей также был магом, а Даниил был «главою тайноведцев [магов], обаятелей, халдеев и гадателей» [Даниил, V, 11].
Поэтому слово «магициан», говоря научно, является производным от магх, мах, что на хинди и санскрите означает – великий, то есть человек, сведущий в тайном эзотерическом знании; строго говоря, священнодействующий.
МАЗДЕАНЕ – от [Ахура-]Мазда (см. журнал «Яшна», XL). Это была древнеперсидская знать, которая поклонялась Ормазду, не признавая изображений; от них у иудеев тот же самый ужас иметь конкретное изображение божества.
«Кажется, во времена Геродота они были вытеснены приверженцами религии магов. Парсы и джеберы גברים, геберим, могучие люди «Книги Бытия» [VI и X, 8] оказываются последователями религии магов. Вследствие забавной путаницы идей Зоро-Астер (Зеро – круг, сын или священнослужитель, Астер, Иштар или Аггарта в арийском диалекте – звезда), титул главы магов и огнепоклонников, или Суриа-Иштара, солнцепоклонников, часто смешивается в настоящее время с Заратустрой, знаменитым апостолом маздеанцев» (Зороастр).
МАНТИЦИЗМ, или мантическое исступление. В этом состоянии появлялся дар пророчества. Эти два слова почти синонимы. Одно почиталось так же, как другое. Пифагор и Платон их высоко ценили, и Сократ советовал своим ученикам изучать мантицизм. Отцы церкви, которые так сурово осудили мантическое исступление у языческих жрецов и пифий, были не прочь применить его для своих собственных надобностей. Монтанисты получили свое имя от Монтануса, епископа Фригии, который считался божественно вдохновленным и соперничал с μαντεις (мантеями), или пророками. «Тертуллиан, Августин и мученики Картаги были из их числа, – говорит автор книги «Пророчества древние и современные». – Оргии монтанистов своим диким энтузиазмом походили на вакханалии», – добавляет он.
Что касается происхождения слова мантицизм, то тут мнения расходятся. Существовал знаменитый Мантис Прозорливец в дни Мелампуса и Проэтуса, короля Аргоса; и существовала Манто, дочь пророка Феба, сама пророчица. Цицерон описывает пророчествование и мантическое исступление, говоря, что «во внутренних закоулках ума скрыта способность божественного пророчествования, божественные импульсы, которые, когда они разгораются сильнее, называются исступлением».
Но существует еще одна этимология, которую можно применить к слову мантис и к которой едва ли когда-либо привлекалось внимание филолога. Мантисическое исступление может иметь более ранние корни. Две жертвенных чаши мистерии Сома, которыми пользуются в религиозных обрядах под общим названием грахас, по отдельности соответственно называются сукра и манти.[80] Про чашу манти, или мантхи, говорят, что в ней следует «расшевелить Брахму». В то время, когда посвященный пьет из нее священный сок Сомы (хотя и очень экономно), Брахма или, вернее, его дух, олицетворенный богом Сомой, входит в пьющего человека и овладевает им. Отсюда возникновение экстатических видений, ясновидения и дара пророчеств.
Оба вида прозрения – естественное и искусственное – пробуждаются Сомой. Чаша Сукра пробуждает в человеке то, что природа дает каждому человеку. Она объединяет дух и душу, а они сами по своей собственной сущности, которая божественна, обладают предвидением будущих событий, как это доказывают неожиданные видения и предчувствия. Содержание другой чаши, манти, которое «расшевеливает Брахму», приводит тем самым душу в общение не только с меньшими богами, – хорошо осведомленными, но не всезнающими духами, – но действительно с самой высочайшей божественной сущностью. Душа получает непосредственное озарение от присутствия своего «бога»; но так как некоторые тайны, хорошо известные в небесах, людям не разрешается помнить, то посвященный обычно подвергается чему-то вроде священного исступления, помешательства; а придя в себя после этого, человек помнит лишь то, что ему позволено. Что же касается другого рода провидцев и предсказателей, а именно тех, кто превращают это в профессию и зарабатывают этим на жизнь, то обычно считают, что они одержимы гандхарвой, божеством, которое нигде так мало не уважается, как в Индии.
МАНТРА – санскритское слово, передающее ту же самую идею, что и «непроизносимое имя». Некоторые мантры, когда их произносят по магической формуле, изложенной в «Атхарваведе», производят моментальный и чудесный эффект. В общепринятом значении мантра есть или просто молитва богам и небесным силам, как учат брахманические книги и в особенности «Ману», или же магические чары, заклинание. В своем эзотерическом значении «слово» мантры или мистическая речь называется брахманами Вах. Оно пребывает в мантре, что буквально означает те части священных книг, которые считаются как Шрути, или непосредственное божественное откровение.
МАРАБУТ – магометанский пилигрим, побывавший в Мекке; святой, после смерти которого его тело помещается в открытую гробницу, построенную на поверхности земли подобно другим зданиям, но посреди улиц и публичных мест населенных городов. Саркофаг с его телом помещается в единственную маленькую комнату внутри гробницы (и много таких публичных саркофагов из кирпича и извести до нынешнего времени можно увидеть на улицах и площадях Каира), и поклонение прохожих поддерживает всегда горящую лампу у его изголовья. Гробницы некоторых марабутов весьма прославлены вследствие чудес, которые, как утверждают, там совершаются.
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ – слово, применяемое спиритуалистами для обозначения феномена, когда «дух облекается в материальную форму». Недавно в Лондоне мистер Стейнтон-Мозес предлагал термин, вызывающий значительно меньше возражений – «проявление форм». Когда истинная природа этих призраков будет лучше понята, несомненно, будет найдено еще более подходящее название. Называть их [призраков] материализованными духами недопустимо, потому что они не духи, а оживленные «портретные статуи».
МЕТЕМПСИХОЗ – продвижение души из одной стадии существования в другую. Символически и вульгарно это было воспринято как новое рождение в телах животных. Это термин, который, вообще, неправильно понят всеми классами европейского и американского общества, включая многих ученых. Аксиома каббалистов: «Камень становится растением, растение – животным, животное – человеком, человек – духом, а дух – богом», – получает объяснение в толковании «Ману», «Манавадхармашастра» и в других брахманических книгах.
МИСТЕРИИ – греческое телетай, или заканчивание, что аналогично телеутейя, или смерть. Это были ритуалы, обычно державшиеся в секрете от профанов и непосвященных. В этих ритуалах посредством драматических представлений и других методов преподавалось происхождение всего, природа человеческого духа, его отношение к телу и методы его очищения и восстановления к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, гадание преподавались таким же образом. Гиппократова клятва была не что другое, как обязательство мистика. Гиппократ был священнослужителем Асклепия; некоторые из его сочинений стали публичным достоянием. Но асклепиды были посвященными эскулапийских змеепоклонников, как вакханки были посвященными Дионисия. Ритуалы и тех и других происходили в Элевзии. Более полно мы будем трактовать о мистериях в дальнейших главах.
МИСТИКИ – это посвященные. Но в Средние века и в позднейшие периоды этот термин применялся к людям, подобным теософу Бёме, квиетисту Молино, Николаю из Базеля и к другим, которые верили в непосредственное общение внутри себя с Богом, аналогично вдохновению пророков.
НАБИЯ – ясновидение, прозорливость, предсказательство. Это старейший и наиболее уважаемый из мистических феноменов, именем которого Библия называет пророчество; этот феномен правильно зачислен в духовные силы. Но в то время как чародеи, гадатели и даже астрологи строго осуждаются в Книгах Моисея, – пророчествование, прозорливость и набия фигурируют как особые дары неба. В древности все это называлось эпоптеей, что есть греческое слово, означающее ясновидцев: позднее их обозначали как Небим – «множественное число от Небо, вавилонского бога мудрости». Каббалисты делают различие между ясновидящим и магом; один пассивен, другой активен. Неби-рах – тот, кто заглядывает в будущее, ясновидящий; Неби-поэл – тот, кто обладает магическими силами. Мы отмечаем, что Илья и Аполлоний [Тианский] прибегали к одному и тому же средству, чтобы изолироваться от беспокойных влияний внешнего мира, а именно укутывались с головой шерстяным плащом; как мы полагаем – потому что последний не является проводником электричества.
ОККУЛЬТИСТ – тот, кто изучает различные отрасли оккультной науки. Этот термин применяется французскими каббалистами (см. труды Элифаса Леви). Оккультизм охватывает весь диапазон психологических, физиологических, космических, физических и духовных феноменов. Поэтому производное от слова оккультный, то есть тайный, сокровенный, как определение приложимо к исследованиям каббалы, астрологии, алхимии и ко всем тайнам науки.
ПИТРИ – обычно думают, что индусский термин питри означает духов наших прямых предков, которые пребывают в развоплощенном состоянии. Отсюда некоторые спиритуалисты вывели аргумент, что факиры и другие восточные чудотворцы являются медиумами, и они якобы сами признаются, что не в состоянии что-либо сделать без помощи питри, чьими послушными орудиями они являются. Это ошибочно более чем в одном значении. Питри являются не предками людей, живущих в настоящее время, а предками человеческого рода, или адамической расы. Они духи человеческих рас, которые на великой лестнице нисходящей эволюции предшествовали нашим расам людей и были физически, а также духовно гораздо выше наших современных пигмеев. В «Манавадхармашастре» они называются лунными предками.
ПИФИИ, или ПИФОНЕСЫ – словарь Уэбстера отделывается от этого слова очень кратко, сообщая, что так называли тех, кто изрекали предсказания, служили оракулами в Дельфийском храме, а также «любую женщину, в которой предполагается дар предсказательницы, – ведьму», что ни лестно, ни точно, ни справедливо. Пифия, по авторитетным словам Плутарха, Ямвлиха, Ламприаса и других, была нервным сенситивом; ее выбирали среди беднейших классов, молодую и чистую. Прикрепленная к храму, в пределах которого она имела комнату, удаленную от всех других, в которую кроме священнослужителя или прозорливца никто не допускался, она вела более строгую и аскетическую жизнь, чем католическая монахиня. Она сидела на треножнике из желтой меди над щелью в почве, через которую поднимались опьяняющие испарения; эти подземные испарения, проникая в ее организм, производили пророческую манию. В этом ненормальном состоянии она произносила оракульские изречения. Иногда ее называли ventriloqua vates,[81] чревовещательная пророчица.
Древние считали, что астральная душа человека, ψυχη, или его самосознание, помещается в области пупа. Брахманы разделяли это верование вместе с Платоном и другими философами. Также мы находим в четвертом стихе второго гимна Набханедишта следующие слова: «Внимайте, о, сыновья богов (духи), человеку, который говорит через свой пуп (набха), ибо он приветствует вас в ваших обиталищах!»
Многие из санскритских ученых согласны в том, что это верование является одним из наиболее древних в Индии. Современные факиры так же, как и древние гимнософы, соединяются со своим Атманом и божеством, становясь недвижимыми в созерцании и в сосредоточении всей своей мысли на своем пупе. Как и в современных сомнамбулистических феноменах, пуп рассматривается как «круг Солнца», местопребывание внутреннего божественного света.[82] Многие современные сомнамбулы обладают способностью читать письма, слышать, обонять и видеть через эту часть тела, – должен ли этот факт опять рассматриваться как простое «совпадение», или же мы должны допустить, что древние мудрецы знали нечто большее о физиологических и психологических тайнах, чем наши современные академики? В современной Персии, когда в случаях краж и в других трудных ситуациях обращаются к магу (часто просто месмеризатору) за советом, последний совершает определенные манипуляции над своим животом в области пупа, чем приводит себя в состояние ясновидения. Переводчик «Ригведы» говорит, что среди современных парсов до нынешнего времени держится верование, что их адепты имеют пламя в своих пупах, которое освещает им всю темноту и раскрывает духовный мир так же, как и все невидимое или находящееся на далеких расстояниях. Они называют это лампой Дештура, или верховного жреца; также называют это лампой Дикшита (посвященного) и многими другими именами.
ПОСВЯЩЕННЫЕ – в древности это были посвященные в тайнознание, преподаваемое иерофантами в мистериях. В наши дни это те, кто посвящены адептами сокровенного учения в тайнознание, которое, несмотря на то что прошли века, все еще имеет несколько истинных приверженцев на Земле.
САМОФРАКИЙЦЫ – обозначение храмовых богов, которым поклонялись в самофракийских мистериях. Их считают идентичными с Кабирами, Диоскурами и Корибантами. У них были мистические имена, означающие Плутона, Церес или Прозерпину, Вакха, Эскулапа и Гермеса.
СОМА – этот индийский священный напиток соответствует греческой амброзии или нектару, испиваемому богами Олимпа. Мисты[83] при элевзинских посвящениях также залпом осушали чашу кикеона. Пьющий его легко достигает Брадхна, или места сияния и блеска (Небес). Известный европейцам сома – это только заменитель настоящего напитка, ибо лишь посвященный священнослужитель может отведать настоящего сомы; и даже короли и раджи при жертвоприношениях получали только заменитель. Хог подтверждает это своим признанием в своей «Айтарейя-брахмана», что то, что он пробовал и нашел противным, было не сомой, а соком из корней Ниаградха, некоего растения или кустарника, растущего на холмах Пуна. Мы имеем достоверную информацию, что большинство жрецов-жертвоприносителей Деккана утеряли секрет настоящего сомы. Его нельзя найти ни в ритуальных книгах, ни в устных преданиях. Истинных последователей примитивной ведической религии осталось мало; им приписывается происхождение от риши, истинных Агнихотрис, посвященных в Великих мистериях. Напиток сома фигурирует в индийском пантеоне, так как называется Король-Сома. Тот, кто пьет его, разделяет власть небесного правителя, ибо наполняется им подобно тому, как христианские апостолы и их обращенные наполнялись Святым Духом и очищались от своих грехов. Сома делает из посвященного нового человека; он перерождается и преображается, и его духовная природа преодолевает физическую природу; он дает божественную силу вдохновения и чрезвычайно развивает способность ясновидения. По экзотерическим объяснениям, сома есть растение и в то же время ангел. Он с большой силой соединяет внутренний высший «дух» человека, который ангелоподобен, как и мистическая сома – с его «неразумной душой», или астральным телом; и так объединенные властью магического напитка они вместе возносятся над физической природой и принимают в течение жизни участие в блаженстве и в невыразимой славе небес.